Средства товарной информации

Наиболее значимыми средствами товарной информации являются документы, маркировка, особая литература.

Информация— сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, процессах и явлениях независимо от формы их представления.

Документы.Они подразделяются на нормативные, нормативно-технические, технические и технологические.

Документ(документированная информация) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, разрешающими ее идентифицировать.

Основополагающими реквизитами, идентифицирующими документ, являются учетный и/либо регистрационный номер, и наименование организации и/либо подпись компетентного лица с указанием его должности, организации, фамилия, имя, отчество утверждающего (принимающего) документ. Документ обязан содержать дату утверждения (принятия) и/либо ввода.

С целью проведения товарной экспертизы специалистам приходится создавать системы и информационные ресурсы.

Информационные ресурсы— отдельные документы и/либо массивы документов в информационных совокупностях (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. п.).

Информационные совокупности— организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и IT, а также сиспользованием средств вычислительной связи и техники, реализующих информационные процессы.

Информационные процессы— процессы сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и поиска информации.

Специалисты при подготовке и проведении экспертизы реализовывают информационные процессы по поиску, обработке и сбору нужной информацим. Многие экспертные организации являются собственниками информационных систем и ресурсов, в состав которых входят нужные нормативные, нормативно-технические и технологические документы по качеству товаров, услуг и процессов. Но этих информационных ресурсов выясняется слишком мало, в то время, когда объектом экспертизы выступают конкретные партии товаров, и новые товары. Это обусловливает необходимость обращения специалистов к вторым обладателям документированной информации, и в данной ситуации специалист выступает как пользователь (потребитель) информации.

Пользователь (потребитель) информации— субъект, обращающийся к информационной совокупности либо посреднику за получением нужной ему информации и пользующийся ею.

Часть недостающей информации специалист приобретает из заявки на экспертизу и прилагаемых к ней документов. Другую часть информации специалист может получить от клиента или других обладателей недостающей ему информации. Третью часть информации специалист получает самостоятельно на протяжении экспертной оценки, и анализа протоколов опробований, результатов измерений и др. Но в условиях неопределенности остается еще одна часть информации, которая возможно недоступна специалисту, к примеру при проведении документальной экспертизы при отсутствии товара.

Результатом поиска, сбора, анализа и обработки всей либо части нужной информацим являются принятие специалистом ответа и оформление его в виде заключения.

Нормативные документы. Информационные процессы, осуществляемые специалистом, охватывают все виды нужных документов. Среди них особенное место в собственности нормативным документам.

Нормативный документ(НД) — документ, что содержит правила, характеристики и общие принципы, касающиеся определенных видов деятельности либо их результатов, и что дешёв широкому кругу потребителей (пользователей).

Принципиальное отличие нормативных документов от технических и технологических содержится в том, что они содержат неспециализированные нормы, характеристики и правила для одноименных объектов экспертизы, каковые регламентируются как необходимые либо на необязательной базе. Эти документы используются в разных сферах деятельности. Принято различать НД в области стандартизации, метрологии, сертификации, торговли, ветеринарии, гигиены и санитарии. Все эти документы должны употребляться специалистами при проведении товарной экспертизы.

Нормативные документы в области стандартизации установлены в законе «О техническом регулировании». К ним относятся стандарты: интернациональные, региональные, национальные и организаций, советы, нормы и правила, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, технические регламенты.

Для товарной экспертизы употребляются все указанные виды НД в области стандартизации, но чаще всего используются стандарты всех категорий на услуги и продукцию, на процессы. Стандарты на способы опробований специалисты применяют значительно чаще в части правил отбора проб и образцов. Потому, что опробования товаров проводятся по большей части в испытательных лабораториях, а специалисты пользуются только несложными измерительными способами, стандарты, регламентирующие методики определения показателей качества, специалисты используют реже. Но специалисты, трудящиеся в испытательных лабораториях, применяют их весьма обширно.

При проведении товарной экспертизы громаднейшее распространение среди всех видов стандартов взяли стандарты на продукцию, и на услуги. Экспертная оценка товаров значительно чаще проводится методом установления соответствия настоящих значений показателей качества объектов экспертизы требованиям стандартов либо технических условий. Исходя из этого специалист обязан не только знать эти требования, но и владеть навыками работы со стандартами на продукцию. Наряду с этим решение специалист принимает лишь по окончании сопоставления фактического качества с требованиями стандартов, а в заключении непременно делает ссылку на соответствующий стандарт.

На данный момент принят последовательность стандартов, регламентирующих уровень качества услуг розничной торговли (неспециализированные требования к услугам, персоналу и др.). Специалисты обязаны применять эти стандарты, в особенности в Совокупности необязательной сертификации одолжений розничной торговли.

нормы и Санитарные правила (СанПиН) — нормативные документы, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к продукции, услугам, процессам производства, транспортирования, подготовки к реализации и продаже. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований самый принципиально важно для пищевых продуктов, и для кулинарной продукции, создаваемой на фирмах общепита, исходя из этого для них создан комплекс СанПиН (приложение 1).

В названных СанПиНах находятся требования не только к санитарно-гигиеническим режимам производства, хранения, реализации и транспортирования, но и к производственному, персоналу , срокам хранения очень скоропортящихся пищевых продуктов. Помимо этого, даются советы по нормам технического оснащения фирм розничной указания и торговли по санитарно-бактериологическому контролю. СанПиНы дополняют стандарты на продукцию, услуги и процессы.

правила и Строительные нормы (СНиП) — нормативные документы, устанавливающие требования к функциональному назначению, эргономическим особенностям, безопасности и надёжности строений, сооружений либо их отдельных элементов.

СНиПы смогут использоваться специалистами при проведении комплексной товарной экспертизы в случаях, в то время, когда технологические изюминки производственных помещений либо хранилищ складов смогут в некотором роде оказать влияние на основополагающие чертей товаров. К примеру, несоблюдение минимально допустимых расстояний от стенку, отопительных либо охлаждающих устройств может стать обстоятельством ухудшения потребительских особенностей, товарных утрат. Несоблюдение требований по гидроизоляции складов может привести к отмоканию товаров.

Список главных СНиП, применяемых специалистами при проведении товарной экспертизы, представлен в приложении 1.

Общероссийские классификаторы (ОК) технико-экономической информации нужны специалистам чтобы верно собирать товары, подлежащие товарной экспертизе. Помимо этого, в случае, если на маркировке либо в товарно-сопроводительных документах (ТСД) указан код ОКП, специалист обязан идентифицировать товар и сопоставить его фактическую ассортиментную принадлежность с кодом ОКП и кодом, указанным в ТСД.

В экспертных организациях должны быть Общероссийский классификатор продукции (ОКП) и Общероссийский классификатор одолжений населению (ОКУН).

Детально вопрос об общегосударственных классификаторах рассмотрен в дисциплине «Теоретические базы товароведения потребительских товаров».

Нормативные документы в области торговли представлены Правилами торговли (продажи), Правилами по охране труда, Типовыми положениями по эксплуатации контрольно-кассовых автомобилей, утвержденными распоряжениями Правительства РФ, методическими рекомендациями, методиками, нормами, созданными и утвержденными органами федерального управления. Нормативные документы, утвержденные законами , указами Главы Российской Федерации, и распоряжениями Правительства, имеют статус технических регламентов и необходимы для применения всеми субъектами независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности. Остальные НД используются на необязательной базе.

Специалисты, проводящие экспертизу потребительских товаров, и одолжений розничной торговли, должны знать и мочь использовать эти документы. Список правил торговли и других НД, регламентирующих торговую деятельность, приведен в приложении 2.

В соответствии с главным положениям Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, продавец обязан:

• иметь нужные нормативные документы и выполнять их условия;

• подтверждать при реализации соответствие товаров, подлежащих необходимой сертификации, одним из перечисленных технических документов (подлинник сертификата, его заверенная копия, товарно-сопроводительные документы, оформленные на основании подлинника либо его заверенной копии), а товаров, подлежащих декларированию, посредством объявлений о соответствии;

• доводить до сведения клиента нужную информацию о торговой организации, товаре и предоставляемых одолжениях, а также о порядке возврата либо обмена товаров потребителем. Частные разделы Правил торговли определяют главные операции предреализационной подготовки и порядок продажи следующих хлебобулочных: изделий и товаров хлеба, мясных, молочных продуктов, яиц, маргарина, рыбной продукции, и тканей, одежды, меховых товаров, обуви, теле- и радиотоваров, электробытовых, парфюмерных товаров, автомототранспортных средств, прицепов, номерных агрегатов, изделий из Драгоценных камней и драгоценных металлов.

Наровне с указанными Правилами, в практике экспертной работы смогут быть использованы:

Правила продажи товаров по примерам (утверждены распоряжением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918), каковые опре деляют порядок продажи товаров по примерам, и оказания связанных с этим торговых одолжений;

• Правила продажи гражданам товаров долгого пользования в долг (утверждены распоряжением Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. № 895), в которых установлен порядок продажи товаров в долг и примерный перечень товаров долгого пользования, рекомендуемых для продажи в долг;

• Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами (утверждены распоряжением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569), каковые регулируют порядок комиссионной торговли непродовольственными товарами. Данный вид торговли осуществляется на основании контракта рабочей группы между комитентом и комиссионером, которые содержат условия приема на рабочую группу, уценки и продажи новых и бывших в потреблении товаров, определения продажной цены, порядка расчета комиссионера с комитентом; Нормативные документы в области транспортирования товаров

употребляются при проведении товароведной экспертизы по качеству товаров, поскольку их приемка проводится в соответствии с документами, утвержденными ведомствами и транспортными министерствами. К ним относятся:

• Транспортный устав железных дорог РФ;

• Правила перевозки скоропортящихся грузов ЖД транспортом;

• Кодекс торгового мореплавания РФ;

• Устав внутреннего водного транспорта;

• Воздушный кодекс РФ;

• Устав автомобильного транспорта РФ.

В этих НД регламентируются условия и сроки перевозки грузов соответствующими транспортными средствами. Самый детализированные положения по срокам и условиям транспортирования находятся в Правилах перевозки скоропортящихся грузов. Специалист обязан знать и выполнять установленные в названных НД требования к перевозке грузов, если он участвует в экспертизе товаров, подлежащих долгому транспортированию.

В экспертной деятельности употребляются организационно-методические документы в области стандартизации, сертификации и метрологии, и экспертизы товаров.

Организационно-технический документ(ОТД) — документ, устанавливающий основополагающие правила в определенной совокупности и утвержденный компетентным органом.

ОТД есть составной частью совокупности документов, входящих в совокупность. В области стандартизации ОТД относятся к национальной совокупности стандартизации, в области метрологии — к Национальной совокупности обеспечения единства измерений (ГСП), в области сертификации — к Совокупности сертификации ГОСТ Р, в области экспертизы — к Совокупности «ТПП СПЕЦИАЛИСТ». ОТД первых трех совокупностей утверждаются Федслужбой по метрологии и техническому регулированию и регистрируются в Минюсте России, ОТД по экспертизе утверждаются Торгово-промышленной палатой РФ.

Технические документы содержат в отличие от нормативных конкретные характеристики товаров и/либо товарных партий, благодаря которым до заинтересованных субъектов доводится нужная информацию об ассортименте, качестве, цене и количестве, а время от времени и о правилах эксплуатации либо применения. Эта информация носит констатирующий темперамент, относится к конкретной партии и/либо упаковочной единице либо единичному экземпляру товара.

Технический документ(ТД) — документ, содержащий конкретную данные о чертях товара, нужных для его идентификации в ходе товародвижения.

Главное назначение данного документа — обеспечение идентификации и прослеживаемое товаров и/либо товарных партий на всех этапах товародвижения. Это облегчает работу специалиста, в то время, когда при обнаружении нестандартных товаров нужно установить обстоятельства происхождения недостатков, а при обнаружении критических недостатков и изъять товары конкретной товарной партии.

Технические документы подразделяются на товарно-сопроводительные, эксплуатационные и проектно-конструкторские. Степень их применимости зависит от вида товарной экспертизы. Так, при экспертизе товарных партий по качеству и количеству руководствуются первым делом товарно-сопроводительными документами. При экспертизе товаров долгого пользования, каковые возвращает потребитель, серьёзное место отводится эксплуатационным документам для обнаружения соблюдения правил эксплуатации. Экспертиза новых товаров обычно начинается с экспертизы проектно-конструкторских документов.

Более детально эти технические документы рассмотрены в учебнике и дисциплине «Теоретические базы товароведения», а также в книге «Средства информации о товарах».

Специалист при проведении товарной экспертизы изучает и разбирает данные, содержащуюся во всех товарно-сопроводительных документах: количественных (накладных, отвесах, заборных либо маршрутных страницах); по качеству (сертификатах соответствия, страны происхождения, санитарно-эпидемиологических заключениях, фитосанитарных, свидетельствах и ветеринарных сертификатах; объявлениях, удостоверениях о качестве, протоколах опробований, актах списания); расчетных (квитанциях-фактурах, квитанциях, чеках); комплексных (товарно-транспортных либо ЖД накладных).

Специалист может применять как отдельные не, так и их совокупность (Массивы), обратив наряду с этим особенное внимание на наличие необходимых документов: сертификатов соответствия, объявлений о соответствии, товарно-транспортных накладных, при необходимости — удостоверений о качестве, а для импортных товаров — сертификата страны происхождения, справки либо ее копии к грузовой таможенной декларации.

Во многих случаях товарная экспертиза может проводиться лишь на базе товарно-сопроводительных документов. Необходимость в таковой документальной экспертизе появляется, в то время, когда товар уже отсутствует (реализован, потреблен, сломан, потерялся в пути, находится вне пределов досягаемости специалистов). Наряду с этим товарная экспертиза сводится к анализу информации, взятой из ТСД, и косвенных источников и других прямых информации.

Содержащаяся в указанных документах информация обязана шепетильно анализироваться и проверяться методом сопоставления с дублирующей ее информацией в эксплуатационных документах и на маркировке.

Технологические документы предназначены для хранения и передачи информации о технологических процессах по разработке, производству, транспортированию и хранению продукции.

Технологический документ— документ, содержащий описание рецептур, конструкций, технологических процессов, характерных для различных этапов жизненного цикла продукции и/либо услуги.

К технологическим документам, очень серьёзным в работе специалистов, относятся сборники производственных рецептур (в публичном питании — сборники рецептур кулинарных блюд), технологические руководства по производству продукции, и инструкции по хранению товаров отдельных групп, инструкции по приемке товаров по качеству и количеству, инструкции по применению норм естественной убыли. Особенное место занимают инструкции по проведению экспертизы потребительских товаров.

Технологические документы дополняют и конкретизируют нормативные документы. Так, инструкции по хранению дополняют соответствующие стандарты на способы хранения либо неспециализированные технические условия стандартов на продукцию (раздел: хранение). В отличие от стандартов в руководствах детально устанавливаются режимы, сроки хранения и способы размещения не только отдельных видов, но и сортов товаров.

Инструкции по хранению употребляются специалистами в случаях, в то время, когда объектом экспертизы являются товары по окончании долгого хранения, из-за которого они претерпели большие количественные и качественные трансформации.

При товароведной экспертизе активно применяются инструкции по приемке товаров по качеству и количеству наровне с соответствующими статьями Гражданского кодекса РФ в той их части, которая не противоречит действующему законодательству.

Маркировка.Она относится к наиболее значимым средствам информации о товарах, исходя из этого активно используется при проведении товарных экспертиз.

Маркировка— текст, условные обозначения либо рисунок, наносимые на упаковку и/либо товар, и другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара либо отдельных го особенностей, доведения данной информации до потребителя.

Для специалистов самый ответственна идентифицирующая функция маркировки, поскольку конкретно с идентификации товара начинается его экспертная оценка. Наряду с этим специалист выявляет соответствие наименования товара его ассортиментной принадлежности, указанной на маркировке и в ТСД. В ходе последующих изучений специалист может установить соответствие вторых черт (сорта, массы нетто и т. п.), в случае, если этого требуют задачи экспертизы.

Маркировка содержит основополагающую, коммерческую и потребительскую данные, причем первые два вида информации присутствуют по большей части на производственной маркировке. Требования к достоверности информации на производственной маркировке относятся к необходимым, что регламентируется законами «О техническом регулировании» и «О защите прав потребителей», и стандартами на маркировку и упаковку продукции однородных групп. Помимо этого, с 1 июля 2004 г. введен в воздействие ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей» (вместо ГОСТ Р 51074-97), предназначенный для обеспечения единства маркировки продуктов питания. Подобные стандарты кроме этого утверждены и введены в воздействие для непродовольственных товаров, парфюмерных и табачных изделий.

При анализе маркировки специалист обращает внимание по большей части на основополагающую данные, предназначенную для всех заинтересованных субъектов коммерческой и экспертной деятельности, включая и потребителей, и на коммерческую данные для продавцов и изготовителей. Потребительская информация, предназначенная для потребителей, рассматривается специалистом лишь при проведении отдельных видов товарной экспертизы, к примеру при экспертизе новых товаров либо экспертизе, необходимость в которой обусловлена претензиями или жалобами потребителей.

Важное значение при экспертной оценке товаров имеют такие элементы маркировки, как условные обозначения и текст. Рисунок, в большинстве случаев, не играется особенной роли в экспертизе маркировки.

В некоторых случаях у специалиста появляется необходимость проверить соответствие сведений на маркировке установленным требованиям стандартов.

Текст производственной маркировки должен быть дешёвым для прочтения. Маркировка импортных пищевых продуктов должна быть на русском. Это требование устанавливается Правилами, регламентирующими наличие на продуктах питания, ввозимых в РФ, информации на русском (утверждены распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1575), и распоряжением Правительства РФ «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товарах информации на русском (утверждено 15 августа 1997 г. № 1037).

В отношении всех товаров действует положение Закона РФ «О защите прав потребителей», обязывающее продавца предоставлять данные потребителю на русском. Это значит, что изготовитель и/либо продавец обязаны сделать перевод текста маркировки импортных товаров на русский язык и сказать его потребителю любым дешёвым методом. При проведении товарной экспертизы или клиент воображает в экспертную организацию вместе с заявкой перевод маркировки, или по согласованию данный перевод смогут выполнить специалисты за счет клиента.

Не считая текста, специалист при анализе маркировки обязан мочь расшифровывать условные обозначения либо информационные символы.

Особенно принципиально важно, дабы специалист обращал внимание на идентифицирующие коды страны-изготовителя, региона происхождения либо кодирования товара, и на шифры. Для расшифровки специалисты смогут применять следующие источники информации:

• Классификатор государств;

• справочник кодов субъектов РФ;

• Список номеров для ветеринарных клейм, штампов в субъектах в составе РФ, присвоенных Главным управлением ветеринарии Минсельхоза России;

• шифры национальных инспекций пробирного надзора, действующих на территории РФ.

Специалист обязан знать, что в маркировке товаров на штрих-кодах отсутствуют сведения о стране-изготовителе. Первые цифры обозначают страну, в которой находится банк информации о штрих-коде. Расшифровка других данных, заложенной в штрих-кодах, при необходимости должна быть предоставлена специалисту изготовителем, посредником либо продавцом.

При экспертизе товарных партий специалист трудится по большей части с производственной маркировкой, благодаря которой он может установить принадлежность каждого единичного экземпляра товара к конкретной партии, в случае, если идентифицирующие сведения (наименование товара, изготовителя, дата выпуска) нанесены на маркировку. В отличие от ГОСТа, разрешает с большей достоверностью доказать принадлежность товара к определенной товарной партии.

Применение торговой маркировки для экспертизы товаров весьма ограничено. Торговая маркировка, носителями которой являются товарные и кассовые чеки, предназначена для подтверждения факта приобретения товара в конкретном магазине и в определенные сроки. Чеки могут служить основанием для рассмотрения претензий клиентов на низкий уровень качества купленного товара, и при возврате либо обмене товара в случаях, регламентированных Законом РФ «О защите прав потребителей».

Особая литература.В опытной и особой подготовке специалистов она занимает большое место. Помимо этого, она употребляется при необходимости в ходе проведения и подготовки экспертной оценки.

Особая литература— издание, предназначенное для доведения опытной информации до заинтересованных пользователей.

Особая литература в зависимости от характера информации подразделяется на учебную, научную и справочную. Любой из указанных видов может полностью либо частично употребляться в экспертной деятельности.

Учебная литература — издание, главное содержание которого образовывает учебная информация с элементами научной и справочной информации. Различают учебные пособия и учебники.

Книжки — издания, которые содержат полностью учебную данные в соответствии с требованиями утвержденных примерных программ.

Учебные пособия — издания, которые содержат учебную данные по отдельным темам программы, дополняющую учебник либо имеющую независимый темперамент.

Для учебной литературы характерно применение дидактических правил, методов и средств.

Информация, включенная в учебную литературу, может содержать необходимые нормы, правила, характеристики, если она основана на законах , вторых нормативных документах и правовых актах. Помимо этого, в учебной литературе возможно приведена констатирующая либо аналитическая информация, которая носит рекомендательный (не необходимый) темперамент. Ссылки в заключениях на учебную данные не могут служить убедительным основанием для аргументации ответа специалистов, поскольку она время от времени отражает мнение авторов книжки. Исключение составляют элементы научной информации, объективность которой подтверждена изучениями с соответствующими ссылками.

Научная литература — издание, главное содержание которого представлено научной либо научно-практической информацией. Научная литература возможно четырех типов: научные монографии, научно-практические пособия, научные публикации в периодической прессе, научные отчеты.

Научные монографии содержат данные о теоретических и экспериментальных изучениях автора либо коллектива авторов. Предназначены для пропаганды передовых научно-технических достижений в определенной области знаний.

Научно-практические пособия — издания, которые содержат данные о практическом опыте с его научным обоснованием.

Научные публикации — научная либо научно-практическая информация в виде статей либо тезисов в периодической прессе.

Научные отчеты — издания на правах рукописи, которые содержат данные о итогах совершённой научно-исследовательской работы.

Научной литературе свойственно применение способа научного познания.

Информация, излагаемая в научной литературе, носит для специалистов рекомендательный темперамент. Но необходимы приведенные в научно-практической литературе нормы, правила, характеристики, Регламентируемые законами , нормативными документами и подзаконными актами.

Для товарной экспертизы может употребляться учебная и научая литература в области товароведения, стандартизации, метрологии сертификации, экспертизы, организации торговли.

Справочная литература — издание, носящее прикладной, практический темперамент, имеющее систематическую структуру либо выстроенное по алфавиту заглавных статей. Содержит главную и дополнительную справочную данные в определенной области профзнаний. Подразделяется на пять типов: справочники, словари, энциклопедии, каталоги, указатели.

Справочник — издание, содержащее в определенном системном порядке справочную данные.

Для товарной экспертизы употребляются товарные справочники либо справочники товароведа, и адресные справочники разных организаций — изготовителей, посредников, продавцов, экспертных, испытательных лабораторий, органов по сертификации. Как пример возможно привести «Справочник товароведа продуктовых товаров», «Справочник товароведа непродовольственных товаров» и др.

Словарь — справочное издание, содержащее определения либо чёрта терминов в определенной области знаний.

Словарь в отличие от справочника выстроен по алфавиту заглавных статей и содержит краткое описание определенных понятий и терминов в конкретной области. В 1940-х годах был издан многотомный «Товарный словарь».

Энциклопедия — научное либо научно-популярное справочное издание, содержащее свод знаний по всем (универсальная Э.) либо отдельным (отраслевая Э.) отраслям знаний. Как и словарь, она выстроена по алфавиту характеризуемых терминов, каковые охватывают многие области опытных и общечеловеческих знаний. В области товароведной экспертизы товаров энциклопедии пока не созданы.

Каталог — справочное издание, содержащее список объектов (товаров, одолжений и т. п.) в порядке, облегчающем поиск. В практике экспертной деятельности употребляются разные каталоги товаров народного потребления, создаваемых и реализуемых в отдельных отраслях и/либо организациях (компаниях).

Указатели — справочные издания, которые содержат список объектов (документов, литературы и др.) с регистрационными номерами либо вторыми нужными сведениями (к примеру, краткими описаниями). Чаще всего в работе специалисты пользуются указателями национальных стандартов. Для поиска нужной литературы рекомендуется применять библиографические указатели.

Маркетинг. Урок 8. Средства сбора маркетинговой информации


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: