Культурный обмен обогащает художественное восприятие и занимает важное место в деле мирного сосуществования и создания взаимопонимания между разными государствами. Восторженный прием у зарубежных зрителей Европы, Америки, Африки и Азии встречают гастроли советских театральных коллективов. Зрители Москвы, Ленинграда и других советских городов рукоплещут лучшим талантливым актёрам и зарубежным театрам, каковые за последние годы довольно часто приезжали к нам показывать собственный мастерство.
Лучшие актёры и английские театры до сих пор опираются на великие реалистические традиции Шекспира. Первое место среди шекспировских театров занимает английский «Олд Вик», основанный еще в 1894 г. и названный «Домом Шекспира». Данный театр, воспитавший многих превосходных актеров, имеет постоянное театральное строение и труппу. В нем в течение более чем 60 лет шли все пьесы Шекспира.
Сейчас заслуженной всемирный славой пользуются прошедшие школу «Олд Вик» узнаваемые советскому зрителю актеры Лауренс Оливье, Джон Гильгуд и Майкл Редгрев. Лучшие роли внутренне темпераментного и в любой момент искреннего Оливье — Гамлет, Отелло, Ричард III, Макбет. Мы отлично знаем Лауренса Оливье по кино, в частности по выполнению роли адмирала Нельсона в фильме «Леди Гамильтон». Майкл Редгрев приезжал в СССР с шекспировским «Мемориальным театром» в 1958 г. и с громадным успехом выполнял роль Гамлета.
Шекспировский «Мемориальный театр» находится на родине очень способного драматурга — в г. Стратфорде-на-Эвоне. режиссёры и Актёры приглашаются в данный театр, ставящий только произведения Шекспира, только на один сезон. В 1959—1960 гг. на сцене театра в роли Отелло выступал пользующийся у нас необыкновенной любовью актёр и негритянский певец Поль Робсон. Гастрольная совокупность «Мемориального театра» ведет к тому, что тут нет крепкого ансамбля, и шекспировские постановки бывают весьма различными по стилю — в зависимости от того, какой режиссер ставит спектакль, реалист либо приверженец современного модернизма.
Произведения Шекспира ставятся и в других британских театрах. Но это в сущности не театры, а труппы, каковые набираются антрепренером для показа в случайном театральном помещении одной какой-либо пьесы. Такая труппа под управлением режиссера Питера Брука приезжала в 1956 г. в Москву со спектаклем «Гамлет» с Полем Скофильдом в заглавной роли. Аналогичных театральных фирм в Англии много. Долговечность таких трупп зависит от кассовых сборов. В случае, если нет сборов, труппа распадается, актеры остаются без работы.
Особенная страница британской театральной судьбе — народные театры. Среди них первое место занимает театр «Юнити», основанный в 1937 г. «Юнити» обслуживает народные веса, выезжает со пьесами на заводы. Кое-какие большие актеры, как, к примеру, Поль Робсон, связаны крепкой творческой дружбой с театром. Тут ставятся лишь современные пьесы на острые социально-политические темы. Пара лет тому назад на сцене театра шло политическое обозрение «Русские говорят: «Да», говорящее о борьбе СССР за мир; сравнительно не так давно шла инсценировка «Педагогической поэмы» А. С. Макаренко.
Другой представляется театральная судьба Франции. Тут два театра — ветхая «Французская комедия» и «Народный национальный театр», основанный в Париже в 20-е гг. Оба театра по окончании второй мировой гастролировали в Советском Альянсе.
Театр «Французская комедия» — хранитель хороших традиций Франции. В его репертуаре в большинстве случаев пьесы Корнеля, Расина, Мольера, Гюго, Бомарше и других известных французских драматургов прошлого. Опытное мастерство актеров этого театра Луи Сенье, Андре Фалькони, Ани Дюко проявляется в большинстве случаев в виртуозном владении словом, в очень темпераментности игры и чёткой дикции.
В случае, если «Французская комедия» видит собственную главную задачу в сохранении ветхих традиций, то «Народный национальный театр» исходит из вторых позиций. Он выезжает со собственными пьесами в провинцию, пробует сделать театральное мастерство общедоступным и понятным для современников. Кроме того хорошие пьесы идут тут в современных постановочных приемах, отличающихся предельной выразительностью и лаконичностью. Среди лучших актеров этого театра выделяются Жан Вилар и Мария Казарес.
Особенный вид театрального зрелища во Франции — народные празднества, каковые зародились в этом государстве еще в годы Великой французской революции. Это массовые спектакли-зрелища на революционную тему, в которых участвуют оркестры, хоры, солисты-драматические актёры и певцы.
Бессчётные приверженцы модернизма во французском театре в собственных постановках обращают внимание не столько на содержание, сколько на форму спектакля. Такие театры, так же как и всевозможные развлекательные заведения — кабаре и мюзик-холлы, — обслуживают в большинстве случаев буржуазного зрителя.
Самый ярко коммерческий подход к театральному делу проявляется в Соединенных Штатах. Тут нет театров , все зрелищные фирмы — коммерческие, частнокапиталистические. Довольно много таких театров расположилось на основной улице Нью-Йорка — Бродвее. Вот по какой причине они носят название «театров Бродвея». В том месте нет постоянных постоянных трупп и театральных помещений. В каждом театральном строении ставится лишь одна пьеса, которая демонстрируется ежевечерне, время от времени до 1500 вечеров подряд. Труппу управляет ведущий актер либо актриса; их в Соединенных Штатах именуют «звездами». Все остальные роли исполняются второстепенными актерами, которых в любой момент довольно много на «бирже труда». Успех определяется кассовым доходом. Антрепренеры делают из некоторых бродвейских пьес большой «бизнес».
В 1960 г. со спектаклем «Моя красивая леди» (переделка пьесы Б. Шоу «Пигмалион») одна из бродвейских трупп гастролировала в СССР.
Из-за коммерческой совокупности большинства театров творчество американских актеров проходит в тяжёлых условиях. Кроме того лучшим актерам США приходится выступать ежевечерне в одной и той же роли. Это неминуемо ведет к механизации творческого процесса.
Лучшим из американских репертуарных театров был «Групп», просуществовавший всего лишь 10 лет (1931 —1941).
На данный момент в Соединенных Штатах мало особых народных театров. Отдельные труппы выступают с прогрессивным репертуаром перед демократическим зрителем, кочуя из клуба в клуб, а летом выступают и под открытым небом.
Совсем другой предстает театральная судьба в государствах народной народовластии. Тут в каждой стране имеются лишь театры с постоянными труппами и театральными помещениями. Благотворно воздействует на театр этих государств советская театральная культура.
Лучшие советские пьесы находят тут тёплый отклик у зрителей, на лучших примерах советской драматургии обучаются юные писатели. Много раз советские режиссеры — заслуженый артисты А. Д. Попов, Ю. А. Завадский и другие — ездили в государства народной народовластии для постановки последовательности пьес.
Среди наибольших театров государств народной народовластии нужно назвать «Германский театр» в ГДР (Берлин) во главе с режиссером В. Лангхофом. Театр «Берлинский ансамбль», организованный драматургом и знаменитым писателем Бертольдом Брехтом, с громадным успехом выступал в СССР. В ГДР довольно много гениальных актеров: к примеру, Эрнст Буш — актер очень глубокой психотерапевтической игры, узнаваемый у нас и как исполнитель революционных песен; Елена Вейгель — характерная исполнительница женских образов в пьесах Б. Брехта.
Широкой известностью пользуется кроме этого «Чешский национальный театр» в Праге. Актер этого театра Я. Пруха превосходно выполнил роль В. И. Ленина в «Кремлевских курантах» Н. Ф. Погодина.
не меньше плодотворно развиваются театры в Болгарии, Венгрии, Румынии, Албании, Польше.
Тяжело отыскать другую страну, где бы театральное мастерство пользовалось таковой любовью народа и огромной популярностью, как в Китае. В юный Китайской Народной Республике существует и хороший классический театр «Сицюй», возраст которого 800 лет, и показавшийся в начале XX столетия театр разговорной драмы. Компартия Китая поставила перед театром страны первостепенную задачу — очистить актёрское искусство и репертуар от всего вредного и антинародного, что было принесено в него эрой феодализма, приблизить театр к судьбе, создать полноценный образ современника.
на данный момент на сценах Китая наровне с национальной и европейской классикой с громадным успехом идут пьесы современных китайских драматургов Го Можо, Тяш Ханя, Цао Соя и других.
Не обращая внимания на громадные различия, театр и традиционный театр разговорной драмы стремятся к творческому содружеству и взаимно обогащают друг друга.