Тивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, феноменология, структурализм и постструктура-

лизм, постмодернизм.

Начало философии неокантианства положила книга германского философа Отто Либ-

мана «эпигоны и Кант» (1865), в которой создатель выступил с просьбой «назад к Канту». Вну-

три неокантианской мысли в большинстве случаев отмечают наличие трех течений: 1) физиологического; 2)

трансцендентально-логического (Марбургская школа); 3) трансцендентально-психологиче-

ского (Баденская школа). Первое представлено трудами естествоиспытателя В. Гельмгольца,

довольно много сделавшего для превращения закона энергии и уточнения сохранения, и Ф. Ланге,

автора «Истории материализма». Фридрих Ланге полагал, что картина мира соответствует

тезису древнегреческого философа Протагора: человек имеется мера всех вещей. Дабы знать

вещи, человек обязан познать самого себя. Сами по себе вещи «бескачественны» либо же мы

не знаем этих качеств. Условие бытия вещей – отечественное присутствие в мире.

Марбургская школа, главные представители которой Герман Коген (1842–1918),

Пауль Наторп (1854–1922) и Эрнст Кассирер (1874–1945), переосмысливала понятия субъ-

екта и объекта знания. Познаваемый предмет, согласно их точке зрения, производен от акции разума,

от направления интереса познающего субъекта. Назначение философии – творить объекты

познания и одновременно с этим познавать и обосновывать творческую работу разума.

Баденская школа представлена именами Вильгельма Виндельбанда (1848–1915) и Ген-

риха Риккерта (1863–1936), каковые главное внимание собственный уделили проблеме опыта. Вне

опыта нет, полагали они, познания по большому счету. Познание исходя из этого не логический процесс, а ско-

рее психотерапевтический. Общих истин в разуме нет изначально. Они появляются только как

итог, вывод из умелой деятельности.

Феноменология –философское направление, основанное германским философом

Эдмундом Гуссерлем (1859–1938). Эта философская дисциплина призвана изучать феномен

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Жестка. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

сознания. Источником всех понятий и теорий феноменология признает мир повседневно-

сти (жизненный мир). Философы этого направления вычисляют ответственным переориентировать

внимание ученых с изучаемого предмета на то, как эти предметы даны отечественному

сознанию.

Экзистенциализм(от лат. existentia – жизнь, существование) – философcкое напра-

вление, признающее настоящей действительностью бытие единичной людской личности. Оно

сложилось во многом под влиянием социальных катаклизмов XX века. Человек пытается к

собственной личной цели, творит себя, выбирает формы и способы собственной жизнедеятель-

ности. Но в обыденной жизни человек может не осознавать себя, стараться «быть как все»,

избегая ответственности и свободы. Современный экзистенциализм испытал на себе влия-

ние феноменологии и был многими нитями связан с философией судьбы.

броскими представителями экзистенциализма, предтечами которого будут считаться рус-

ские философы Н. Бердяев и Л. Шестов, явились германские мыслители – Мартин Хайдеггер

и Карл Ясперс, французские – Жан-Поль Альбер и Сартр Камю, испанский – Хуан Ортега-

и-Гассет.

Главные положения экзистенциализма:

1) исходное понятие – экзистенция – человеческое существование, выражение уни-

кального характера людской бытия;

2) человеческий род личен и неповторим, существование людей превосходно от

существования вторых живых существ;

3) человек неповторим не только как биологический вид, неповторима и отдельная лич-

ность. Неповторимость каждого человека определяется отличиями в физическом и умствен-

ном развитии, в сознании, жизненном опыте, осознании специфики собственного бытия (экзистен-

ции);

4) глубинный уровень людской психики раскрывается лишь в кризисных ситуа-

циях (серьёзная заболевание, опасность). Обычно лишь тогда человек осознаёт суть собственного

существования, поймёт хрупкость судьбы;

5) поняв специфику собственного бытия, человек может взаимодействовать с внеш-

ним бытием, реализовывать себя;

6) в течение судьбы человек обязан сам организовать себя, благодаря собственной

активности, но отсутствие заблаговременно заданной формы, вариативность людской развития

порождает сомнения, тревоги, ужас, кроме того отчаяние, каковые сопровождают все человече-

ское существование;

7) человек всю жизнь противостоит иррациональности, абсурдности окружающего его

бытия.

Так, экзистенциализм призывает человека к активной жизненной пози-

ции, к выбору собственного жизненного пути, к самосозиданию. Экзистенциализм – гуманистиче-

ская философия, побуждающая человека быть творцом собственной судьбе. Экзистенциа-

лизм оперирует такими категориями, как отчуждение, страдание, отчаяние, тревога, свобода

выбора.

Философию жизнипринято вычислять иррационалистическим философским течением

финиша ХIХ – первой половины ХХ в., выдвигавшим в качестве исходного феномен судьбы

как интуитивно схватываемую действительность бытия.

Идеи философии судьбы предвосхитил германский философ Артур Шопенгауэр (1788–

1860), выступивший с резкой критикой совершенств хорошего рационализма. Основной

мотив критики заключался в том, что философия выступает служанкой чужих интере-

сов, национальных – сверху и частных – снизу. В работе «Мир как воля и представле-

ние» (1819) философ объявил, что окружающий мир дан человеку лишь в связи с его вос-

приятием. Это – позиция субъективного идеализма. Но в отличие от представителей

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Жестка. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

субъективного идеализма Шопенгауэр попытался отыскать путь к действительности мира. Он

указал на целесообразность трансформации ориентации европейского сознания. Для этого необ-

ходимо преодолеть эгоизм, признать вторых равными себе, возможно, стать на путь огра-

ничения потребностей.

самые яркими представителями философии судьбы являются германские философы

Фридрих Ницше (1844–1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911), Освальд Шпенглер (1880–

1936), французский философ Анри Бергсон (1859–1941).

Круг разглядываемых ими неприятностей таков:

– критика сокровищ западной цивилизации;

– выдвижение идеи «сверхчеловека»;

– различие наук о природе и наук о духе;

– различие между цивилизацией и культурой;

– жизнь как творческий порыв;

– человечество как открытое общество.

Философия судьбы, начав с критики рационалистического метода философствования

и сокровищ европейской цивилизации, подошла к проблемам судьбы современного челове-

чества.

Основателем психоанализакак направления современной философии есть

австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939). В базе направления лежит фун-

даментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается

как замечательное энергетическое начало. Теория психоанализа оказала значительное влияние на

современное сознание человечества. Эдипов комплекс, либидо, цензура, сублимация, бес-

сознательное, Superego и т. п. – все эти понятия стали и психоаналитические представления

предметом научного познания.

Работы Фрейда переворачивали устоявшееся представление об идентичности созна-

тельного и психологического. В структуре людской психики австрийским исследователем

были распознаны три главные ее составляющие: бессознательное (Id), сфера сознания инди-

вида (Ego), авторитет норм и общественного сознания людской поведения (Superego).

его последователями и Фрейдом были вскрыты связи и разногласия между главными

структурами людской психики.

Неприятности, казалось бы, конкретно научные, приняли мировоззренческое значение.

Что такое человек? Какова его природа? Как человек есть сознательным? Как

нужно относиться к бессознательному?

Психоаналитическая философия взяла собственный предстоящее развитие в работах швей-

царского исследователя Карла Густава Юнга (1875–1961), немецко-американского психо-

социолога и лога Эриха Фромма (1900–1980). Сделаны ответственные шаги в раскрытии природы

коллективного бессознательного и конструктивной роли в формировании личности архети-

пов (от греч. arche – начало и typos – образ, прообраз). Архетипы как врожденные психиче-

ские структуры лежат в базе общечеловеческой символики и находят собственный выражение в

мифологии, религии, мастерстве. В работе Э. Фромма «Иметь либо быть» (1976) подвергнуты

критике сокровища общества общего потребления.

Так, в психоаналитической философии ставятся и обсуждаются актуальные

неприятности существования современного общества.

Позитивизм(от лат. positivus – хороший) – философское направление, поста-

вившее перед собой методики развития и задачу методологии научного познания. Осново-

положником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798–1857).

Позитивизм склонен полагать несостоятельной всю классическую философию, так

как она обсуждает метафизические неприятности, каковые не смогут быть научно решены. По

точке зрения позитивистов, подлинным есть только то знание, которое получено при помощи

научного опыта либо опыта. Следовательно, философия обязана приближаться к есте-

ственным наукам, выводы которых доказаны умелым методом.

В собственном развитии позитивизм прошел следующие этапы:

I этап. Середина – вторая добрая половина XIX в. – первый позитивизм. О. Конт, Г. Спенсер,

Дж. Милль. Главной задачей философии вычисляли обобщение и систематизацию данных

конкретных наук об объективно существующем мире.

II этап. Предел XIX–XX вв. – махизм. Его родоначальником выступил австрийский

физик Э. Мах. Махисты вычисляли целесообразным свести философскую деятельность к ана-

лизу психофизиологических форм, чувственной базы людской опыта. Махизм во

многом приблизился к субъективному идеализму.

III этап. 20-е гг. XX в. – середина ХХ в. – неопозитивизм. В первый раз идеи неопозити-

визма взяли собственный выражение в деятельности Венского кружка.

Главными представителями этого направления, которое довольно часто именуют кроме этого логи-

ческим позитивизмом, явились физик и австрийский философ Мориц Шлик (1882–1936),

немецко-логик и американский философ Рудольф Карнап (1891–1970), австрийский фило-

соф, экономист и социолог Отто Нейрат (1882–1945).

К числу главных неприятностей философии неопозитивизм относил разграничение сферы

метафизики и науки, определение оснований науки, разработку универсального языка

науки. В качестве такового был предложен язык математической логики. Логические пози-

тивисты добились определенных результатов в выяснении роли знаково-символических

средств в научном познании, возможностей математизации знания.

IV этап. Со второй половины ХХ в. по настоящее время – постпозитивизм. Главные

представители этого философского направления: британский философ Карл Раймунд Священик-

пер (1902–1994), американский философ Томас Кун (род. 1922), британский историк науки

Имре Лакатос (1922–1974). Базой философской деятельности постпозитивистов стал

поиск способов проверки правильности, установления истинности тех либо иных научных

концепций. Они сформулировали ключевые принципы проверки сокровища научных знаний:

верификации, фальсификации, конвенции. Способ верификации (от лат. verus – подлинный

и facere – делать, т. е. способ обнаружения истины) признает подлинными научные положения,

каковые подкрепляются чувственным опытом. Способ фальсификации, введенный К. Священик-

пером, предполагает, что у подлинно научной теории в любой момент имеется факты, ее опровергаю-

щие, ставящие под сомнение. Теория, не допускающая критики, фальшивая. Способ конвенции,

обоснованный Т. Куном, растолковывает сохранение а также господство некоторых научных тео-

рий помощью их со стороны сообществ ученых, пребывающих в конвенции, соглашении приятель

с втором, применяющих сходные способы изучения, приверженных неспециализированной парадигме

(образу мыслей).

Постпозитивизм внес большой вклад в разработку неприятности научных револю-

ций, обнаружению их факторов, включая и факторы культуры. Наука (в этом отличие пост-

позитивизма от первых форм позитивизма) начала восприниматься не как изолированная и

самодостаточная сфера публичной судьбе, а в органичной связи с другими миро-

воззренческими формами. А развитие науки мыслится сейчас как последовательная смена

парадигм мышления (Т. Кун), как постоянный процесс обновления (К. Поппер), как кон-

куренция противоборствующих научно-исследовательских программ (И. Лакатос).

Структурализм и постструктурализм– неспециализированное наименование для направлений совре-

менного философского знания, занятых поиском логических структур, объективно суще-

ствующих за многообразием явлений культуры. Структуралисты исследуют возможности

и границы применения структурных способов, разрабатываемых философией, в разных

областях гуманитарного знания. Эти способы, первоначально разрешившие создать струк-

турную лингвистику, распространились уже на литературоведение, этнологию, историю,

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Жестка. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

логику. Главными представителями структурализма являются французские мыслители.

Это исследователь неприятностей первобытных культур Клод Леви-Стросс (род.1908), культуро-

специалист и лог в области СМИ Ролан Барт (1915–1980), философ и психоаналитик Жак

Лакан (1901–1981), историк науки Мишель Фуко (1926–1984).

Постмодернизм– направление в современной философии, предпринявшее критику

некоторых положений хорошей философии XIX в. и ставящее перед собой цель обоснова-

ние необходимости философского плюрализма. Главные представители постмодернизма:

русский философ Густав Шпет (1879–1940), французские философы Поль Рикер (род.

1913) и Жак Деррида (род. 1930).

Главные направления деятельности философов-«постмодернистов»:

1) критика монизма Б. Спинозы;

2) развитие и поддержка идеи философского плюрализма, базы которой заложены

Г. Лейбницем. Это мысль множественности, общества и многообразия природы;

3) признание «разнокачественности» действительности. Она может выступать перед познаю-

щим субъектом в идеалистической, материалистической, мистической, эзотерической фор-

мах;

4) онтологический дуализм: мир, единый и упорядоченный, одновременно с этим проявляет

себя поделённым и хаотичным;

5) гносеологический плюрализм: постмодернизм признает правомерность существо-

вания различных точек зрения на философские и научные вопросы;

6) основной девиз постмодернизма: «Пересекайте границы, засыпайте рвы!»

Итак, современная западная философия очень неоднородна, в ней существует

масса направлений и течений. В некоторых из них, как в экзистенциализме, центральной

есть неприятность людской существования. В других – неприятности науки и ее база-

ний, неприятность познания, как в различных формах позитивизма. Третьи во главу угла ставят про-

блему анализа психологических структур человека – психоанализ. Четвертые предлагают инте-

грировать выводы предшествующих философских течений, искать в них неспециализированный, глубинный

суть, стирать границы между понятиями и ликвидировать противопоставления – постмо-

дернизм. Для многих течений современной философии свойственны критическое отноше-

ние к философскому наследию прошлого, пессимистическая оценка возможностей разума и

мира в целом. Одновременно с этим философия занята поиском новых сокровищ в сфере религи-

озного, мистического опыта.

Вопросы для самоконтроля

1. Где и в то время, когда в первый раз зарождается философия?

2. На какие конкретно этапы либо периоды делится древняя философия?

3. Как верно датировать (другими словами выяснить развития и время возникновения)

средневековую философию?

4. Каковы ключевые принципы, на которых строится средневековая философия?

5. Каковы характерные черты патристики? Каких представителей этого направления

вы имеете возможность назвать?

6. В то время, когда и в каких публичных условиях взяла развитие средневековая европей-

ская схоластика?

7. Назовите известных вам рационализма и представителей эмпиризма.

8. Были ли среди представителей германской хорошей философии материалисты?

9. Кто славянофилы и такие западники?

10. Каких представителей философии русского зарубежья вы понимаете?

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Жестка. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Главные неприятности философии

сознание и Материя

В определении материи решается один из главных вопросов философии – вопрос о

соотношении сознания и материи. В философии «материя» есть самая общей катего-

рией, в которой фиксируется материальное единство мира. Основное свойство окружающего

нас мира, которое отражается в понятии «материя», – это независимое существование

мира, не зависимое от ощущений и нашего познания.

Термин происходит от лат. materia – вещество. В современной философии материей

именуют нескончаемое множество всех существующих в мире объектов и совокупностей, общую

субстанцию, субстрат любых особенностей, связей, форм и отношений перемещения.

Категория «материя» показалась с началом развития древнегреческой философии. Ею

пользовался Платон. Согласно его точке зрения, материя – это некоторый лишенный качеств материал, из

которого образуются тела разной очертаний и величины. Материя владеет выяснен-

ными чертями: она бесформенна, неизвестна, отождествляется с простран-

ством, принимает форму любых фигур .

В последующих философских совокупностях материя связывалась с конкретными собственный-

ствами: массой, энергией, пространством; отождествлялась с веществом, атомами и т. д. В

Новое время материю сводили в большинстве случаев к конкретной физической, химической и т. п. сущ-

ности. К XIX в. философы задачей собственного осмысления стали полагать чёрта мате-

рии во всем ее нескончаемом многообразии, также как и разграничение категорий материи и

сознания. Материалисты, которых в Новое время было много, в особенности по окончании знакомства

общества с трудами Л. Фейербаха, а чуть позднее и К. Маркса, трактовали материю как объ-

ективную действительность, данную человеку в ощущениях и существующую вне и независимо

от людской сознания. Такая формулировка разрешает сказать о материи безотноси-

тельно к вероятному открытию ее новых, еще малоизвестных особенностей, форм и видов.

Неотъемлемыми особенностями материи являются:

субстанциональность, т. е. материя рассматривается как основная составляющая, пер-

вооснова всего сущего на Земле;

неисчерпаемость (и это свойство подтверждается современным естествознанием) –

возможность перехода материи на новые уровни, генетически связанные, находящиеся в

определенной иерархии между собой (от менее сложных форм (неживая материя) к более

сложным (живая, и социальная материи).

На сегодня в философии будут считаться «многоуровневость» существования

материи, ее структурность и системность. Методом существования материи есть дви-

жение. Дискуссионным есть вопрос о развитии как методе существования материи. К

числу атрибутов (неотъемлемых особенностей) материи относятся не только перемещение, но и про-

странство и время. Многие современные авторы пространство, время и движение рассма-

тривают не самостоятельно, а относительно друг друга. Считается, что не существует абсо-

лютного пространства либо времени, время и пространство появляются в следствии перемещения

и сотрудничества материальных тел. Одновременно с этим сами материальные тела смогут рассма-

триваться как искривление пространственно-временного континуума.

Сознание еще с глубокой древности было предметом внимания филосо-

фов. К нему не применимы многие характеристики чувственно принимаемой объектив-

ной действительности (пространство, время), его нельзя измерить, количественно выразить, ощу-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Жестка. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

щать либо замечать. Наконец, оно не владеет массой, энергией, формой в том смысле,

что применим к физическим явлениям.

Сознание существует – это факт, но проявляется опосредованно через язык и целепо-

лагающую деятельность людей.

Любая эра имела собственный представление о том, что такое сознание.

1. Досократовское– сознание отождествлялось с неким первоначалом (пламя, воздушное пространство

и т. д.), было безличностно, т. е. не отождествлялось с человеком. Так, в доклас-

сический период развития древнегреческой философии мыслители часто разделяли пред-

положение Гераклита, что душа человека возможно наполнена огнем либо водой.

2. Сократовское– проводится грань между материальными явлениями и идеаль-

ными. К примеру, у Платона сознание ассоциируется с определенным типом бессмертия

души. Душа до рождения человека находится в мире вечных идей, после этого приходит в тело

– «темницу души». Платон дробил психологические явления на принадлежащие миру эмоций

(чувство, восприятие), миру интеллекта (рассудок, мыслительные операции) и миру

«ума» (чистые идеи). Таковы были представления, сложившиеся о сознании в хороший

период развития Древней философии.

3. Средневековое:сознание – это дар Всевышнего как надмирового начала (идеалистическая

трактовка). В средние века существовала и материалистическая трактовка сознания в трудах

Аверроэса, Дунса Скота, Сигера Брабантского: сознание выводилось из мыслящей материи.

Сознание сейчас понималось не только как знание внешнего мира, но и как осмысление

человеком его собственного внутреннего мира. Так появляется неприятность самосознания.

4. Новое время:сознание – центральная неприятность философии. Формируются самые

разнообразные представления о сознании. Воззрениям Декарта свойствен дуализм: сознание

он осознаёт как особенную мыслящую субстанцию. Наряду с этим человеческое личное

сознание – ее часть – противостоит материальной субстанции. Потом сформирова-

лись две традиции понимания сознания.

Ряд исследователей за Гоббсом и Локком пробуют сводить психологические про-

цессы к физическим, а духовное к материальному. Представители пошлого материализма

(Фохт, Молешотт) разглядывают сознание как физиологический процесс: мозг выделяет

идея, как печень – желчь.

Другие философы исходят из посылки о примате духовного, другими словами в этом случае –

сознания, над материальным и физическим. С позиций субъективного идеализма эту идею

развивали Беркли и Юм. На воззрениях объективного идеализма основана совокупность Гегеля.

Гегель, например, думал, что сознание – это одна из форм развития Безотносительной идеи.

5. Современная философия:

сознание – это процесс работы людской мозга, выступает как его функция, не

обнаруживает себя в отрыве от него;

сознание – это итог эволюционного развития живого вещества;

сознание – это верховный тип отражения, т. е. воспроизведение показателей, особенностей и

взаимоотношений отражаемого объекта на всех уровнях организации материи:

1) в неживой природе отражение характеризуется несложными формами и пассивным

характером (трансформации физических и химических черт: след на песке, фото, зер-

кальное отражение);

2) в живой природе: биологическая форма отражения – раздражимость, т. е. метод-

ность всего живого избирательно реагировать на действия экологии;

3) в ходе эволюции живой природы у сложно организованных существ появляется

чувствительность – психологическая форма отражения. Чувствительность – это свойство

отражать отдельные особенности вещей в виде ощущений и более сложных форм нервной дея-

тельности. В отдельных случаях у высших млекопитающих возможно сказать о восприятии –

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Жестка. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

складывании целостного образа обстановки на базе комплекса ощущений. У них допустимо

и образование представлений, другими словами чувственно-наглядных, обобщенных образов, кото-

рые воспринимаются и сохраняются в совершенной форме без яркого действия

внешних объектов. Таков образ хозяина у псов;

4) сознание – верховный уровень отражения существует лишь у человека и проявля-

ется в совершенных формах абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В

сфере сознания выстраивается логическая зависимость между суждениями. Сознание – выс-

шая форма отражения. Сознание связано с трудовой деятельностью, т. е. целенаправленным

трансформацией окружающего мира, и языком, средством коммуникации. Особенность лично-

сти – самосознание (оно эмоционально и ценностно окрашено).

Так, на протяжении развития философии представления о сознании значительно

эволюционировали. На сегодня сознание рассматривается как верховная форма

отражения, неразрывно взаимосвязанная с социальной сущностью и языком человека.

проблема и Познание истины

Одним из наиболее значимых разделов философии есть гносеология (от греч. gnosis – зна-

ние, logos – учение). Гносеология – философское учение о людской познании. Человек

и общество в собственном бытии изменяют окружающий мир. Это практическое отношение к миру

и есть практической базой общества. Неприятность познания интересует людей с глубо-

кой древности. В современной философии познанием именуют высшую форму отражения

объективной действительности. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого

познания, его главных закономерностей, определение целей, механизмов и допустимо-

стей познавательной деятельности. Гносеология применяет многовековой опыт познаю-

щего человечества: она тесно связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой, этноло-

гией и т. д.

Но принципиально важно помнить, что философы по-различному отвечали и отвечают на вопрос о

принципиальной познаваемости мира. Возможно сказать о сосуществовании в различные эры

двух философских гносеологического: оптимизма и направлений агностицизма.

Процесс познания нужно разглядывать как сотрудничество объекта и субъекта.

Субъект познания – носитель познавательной деятельности, источник активности, напра-

вленной на объект. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятель-

ность субъекта познания. Следовательно, познание – это сотрудничество объекта и субъекта.

Итог этого сотрудничества – знания об окружающем мире.

Процесс познания снабжают психологические структуры, образующие особенные сферы

сознательной и бессознательной деятельности.

Сознательная деятельность

Познавательная сфера предполагает мыслительную деятельность, оперирование поня-

тиями, включает в себя чувственное (внешнее) и рациональное познание.

Эмоциональная сфера охватывает совокупность людских эмоций (радость, горе,

скорбь, восхищение, симпатия).

Мотивационно-волевая сфера включает в себя мотивы, интересы, потребности, волю;

формирует цели и направляет к их достижению.

2.19 Позитивизм — часть 1 — Философия для бакалавров


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: