Социально — педагогической 12 глава

В особой литературе видится выражение исправительно-трудовая педагогика. Под ней знают отрасль социально-педагогической науки, изучающей организованную деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное правонарушение и осужденных к разным видам наказания — как связанным, так и не связанным с лишением свободы (Русский п е д а -гогическая энциклопедия: В 2 т. — Т. 1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Громадная Русский энциклопедия, 1993. — С. 382).

1В главе использованы идеи и факты, изложенные в учебном пособии: Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. А.И. Зубкова и М.П. Жёсткой. — Рязань, 1993. — С. 390.

Истоки исправительной (пенитенциарной) педагогической деятельности уходят в далекое прошлое. Еще в 1841 г. в первой в РФ Петербургской колонии для несовершеннолетних правонарушителей А.Я. Гердт выдвинул идеи трудового перевоспитания при уважении к личности человека с опорой на самоуправление, сотрудничество воспитанников и педагогов и др. В 1871 г. в Столичном университете в первый раз введен курс «Тюрьмоведение». Доктор наук университета И.Я. Фойницкий в первый раз в этом курсе отразил вопросы обращения сотрудников исправительных учреждений с преступниками, нравственно-методов воздействия и религиозных средств на заключенных. В 1923 г. доктор наук психоневрологического университета СВ. Познышев в монографии «Базы пенитенциарной науки» дал определение пенитенциарной педагогики как деятельности по исправлению преступников и раскрыл следующие понятия: юридическое и нравственное исправление; воспитательные возможности общеобразовательного обучения, культурно-просветительной работы, трудового воспитания арестантов.

Совокупность исправительной (пенитенциарной) педагогической теории и практики сложилась как независимая отрасль педагогической деятельности и знаний в начале 60-х годов. Это было связано с значительными трансформациями, случившимися в это время в исправительно-трудовой практике.

На данный момент возможно выделить следующие главные задачи теории пенитенциарно-педагогической работы:

а) изучение педагогической совокупности исправления (пе
ревоспитания) и возможности ее совершенствования в услови
ях пенитенциарных учреждений;

б) обоснование и выявление закономерностей процесса пе
ревоспитания осужденных;

в) изучение самого процесса перевоспитания, его содер
жания, средств, методов и форм воспитательной работы в усло
виях пенитенциарного учреждения;

г) прогнозирование развития педагогической совокупности в ор
ганах, выполняющих наказания;

д) изучение социально-педагогического назначения
уголовного наказания как способа действия на личность
осужденного;

е) определение показателей и критериев степени исправле
ния личности, насыщение этих понятий конкретным содержа
нием для использования на практике;

ж) изучение действенности исправительной и перевос
питательной деятельности пенитенциарных учреждений;

з) обоснование и разработка дорог совершенствования адап
тации бывших осужденных по окончании освобождения;

и) социально-педагогические неприятности предупреждения рецидива;

к) изучение отечественного и зарубежного опыта, возможностей его применения в отечественных условиях.

Главные категории исправительно-педагогической работы:

Карательно-воспитательный процесс — это процесс в рамках выполнения уголовного наказания, предусматривающий исправление, перевоспитание осужденного.

Исправительно-воспитательный процесс — это целенаправленный воспитательный процесс с подростками и детьми в условиях особого образовательного учреждения, направленный на их исправление, перевоспитание.

Образовательно-воспитательный процесс в пенитенциарном учреждении — это воспитания перевоспитания и процесс (обучения, исправления) осужденных детей и подростков в особых образовательных учреждениях. Он направлен на то, дабы дать возможность осужденному взять неспециализированное среднее (полное), и начальное профобразование и в один момент добиться его перевоспитания.

Исправительно-трудовое действие — это применение возможностей организованной трудовой деятельности в интересах целенаправленного развития, воспитания чело-‘ века.

Исправление (человека) — это целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на то, дабы привить нравственные сокровища, оказать помощь ему избавиться от каких-либо недочётов, отрицательных привычек, пороков характера.

Перевоспитание — это целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него свойств и качеств, компенсирующих недостатки личности, изжитие социально вредных привычек, правил и норм поведения, общения и т.д.

Исправительно-воспитательный процесс включает последовательность действий социального педагога, взаимодейст-

вия воспитателя и воспитуемого, снабжающие достижение определенной социально-педагогической цели. Он имеет несколько этапов деятельности, обеспечивается субъектами, направляющими собственную деятельность на определенный объект.

Субъекты воспитания — это сотрудники исправительных учреждений, социальные педагоги (воспитатели). Они делятся на две многочисленные группы — аттестованные и вольнонаемные. В зависимости от своих функциональных обязанностей воспитатели и сотрудники по-различному участвуют в обеспечении и организации воспитательного процесса. Конкретно воспитанием занимаются: главы отрядов, учители школ и профессионально-технических училищ, социальные педагоги (воспитатели); опосредованно: сотрудники режимно-своевременных, производственных, служб и медицинских отделов.

Объекты воспитания, перевоспитания — это люди, по разным обстоятельствам совершить правонарушение и осужденные судом. Они отличаются по возрасту, полу, социальной опасности, отношению к отбыванию н а к а з а н и я , религиозности и п р .

Каково содержание главных этапов процесса исправления?

1. Подготовительный этап.

При поступлении к месту отбывания наказания на базе взятых беседы и документов осуждённого с ним проводится педагогическая диагностика. Узнается, что представляет собой осужденный как личность, обстоятельства его деви-антного поведения, хорошие нюансы личности, отношение к ответу суда, к отбыванию наказания и др. Полученные эти разрешают воспитателям выяснить задачи и цели перевоспитательной работы на начальный и последующий периоды срока наказания, особенности сотрудничества с осужденным и возможности их реализации. На данной базе определяется вариант (методика) реализации функционирующей в данном пенитенциарном учреждении разработки перевоспитания каждого осужденного. После этого направляться планирование реализации воспитательной деятельности с прибывшим осужденным.

2. Этап яркой реализации.

Реализация разработки начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются изюминке его

вхождения в возможности и среду происхождения конфликта между ним и коллективом, другим осуждённым и группой. В этом характер и случай педагогической деятельности имеет собственный, специфичное содержание, определяемое опытом и средой воспитателей.

Понемногу осужденный вливается в неспециализированный сложившийся исправительно-воспитательный процесс на период назначенного ему срока. Завершается адаптация постепенным втягиванием осужденного в неспециализированный ритм труда, отдыха, взаимоотношений с окружающими. Фактически исправительный процесс включает последовательность подэтапов.

В общем ходе реализации разработки исправления от воспитателей требуется особенно громадное терпение, проявление гибкости, творчества, оптимизма и инициативы, уверенности в собственной способности добиться хорошего результата в воспитательной работе с каждым осужденным. Действенность практической реализации исправительного процесса обеспечивается мастерством педагогической деятельности воспитателей, его эффективность определяется степенью исправления осужденного.

По степени исправления осужденных выделяют три группы.

Первая несколько — поднялся на путь исправления. Осужденные характеризуюся хорошим отношением к труду, соблюдением требований режима, хорошим отношением к воспитательным мероприятиям, рвением к увеличению общеобразовательного и опытного уровня, участием в публичной судьбе учреждения и в работе самодеятельных организаций.

Вторая несколько — твердо поднялся на путь исправления. Осужденные характеризуются проявлением инициативы в трудовой деятельности, положительным требований влиянием и соблюдением режима на вторых осужденных, ярким участием в проводимых воспитательных мероприятиях, хорошим отношением к обучению в школе и к опытной подготовке, активным участием в работе самодеятельных организаций, признанием собственной вины, раскаянием в совершенном правонарушении.

Третья несколько — доказал собственный исправление. Осужденные, не считая вышеизложенного, отличаются самовоспитанием, самообразованием. Они, в большинстве случаев, составляют руководящее ядро самодеятельных организаций, открыто осуждают собственную прошедшую преступную деятельность.

На практике видится и более детальная классификация осужденных по степени исправления.

Выделяются и три группы лиц, не поднявшиеся на путь исправления. Среди них:

Четвертая несколько — «болото» (такое наименование ввел в свое время А.С. Макаренко) — это осужденные, каковые характеризуются неизвестным поведением.

Пятая несколько — неотёсанные нарушители установленного порядка. Это лица, не желающие подчиняться требованиям администрации, допускающие неотёсанные нарушения режима отбывания наказания, поддерживающие открыто либо скрыто неформальных отрицательных фаворитов.

Шестая несколько — злостные нарушители. Это фавориты отрицательных группировок и их опора.

Выделяют время от времени в отдельную группу тех осужденных, кто слишком мало изучен и не может быть отнесен к тем либо иным.

Видятся и другие классификации, к примеру, страти-ф и к а ц и я , т.е. деление осужденными самих себя на слои, касты (страты).

Одна из только серьёзных неприятностей в работе с осужденными — это обеспечение связи их помыслов, эмоций с семьей (в случае, если в ней имеется хоть какой-то хороший потенциал), с родственниками, самый родными ему людьми. В каждом конкретном случае эта неприятность носит личный темперамент.

Работа с арестантами требует от воспитателей и администрации достаточной гибкости, своевременного анализа действенности педагогической деятельности на каждом подэтапе, коррекции собственных упрочнений, обеспечения громаднейшей индивидуализации воспитательной деятельности.

направляться отметить кроме этого, что подэтапы воспитательной деятельности по собственному содержанию и направленности зависят от последовательности факторов, а также:

—изюминок осужденного;

—с р о к а нахождения в пенитенциарном у ч р е ж д е н и и , назначенного для осужденного;

— своеобразия коллектива осужденных, его хороших
воспитательных возможностей;

— воспитателей и педагогического опыта администрации;

— воспитательных возможностей самого учреждения.
Эти факторы отражаются на как следует-количествен
ных чертях протекания подэтапов педагогической

деятельности по исправлению (перевоспитанию) осужденного; на времени протекания каждого подэтапа; на включенности самого осужденного в процесс самоисправления, самовоспитания и т. д.

Последний подэтап педагогической деятельности, в большинстве случаев, носит особенный темперамент. Он довольно часто сильно зависит от предшествующей воспитательной работы с осужденным. В это время появляются новые неприятности: грядущее самообеспечение, восстановление связи с близки1ми для них людьми, наличие постоянного места жительства , трудоустройство и многие другие, если они не решены в ходе отбывания наказания.

В это время особенно ответственны согласованные действия социальной работы и социального воспитания. Они во многом смогут предопределять возможности действенности всей исправительной деятельности. 3. Последний этап.

На данном этапе имеет место оценка действенности всей воспитательной работы с человеком и выводы для работы с другими. Такая оценка возможно дана далеко не сразу после отбывания срока осужденным. Для него начинается подэтап адаптации по окончании отбывания наказания. Конкретно адаптационный период часто определяет возможности рецидивности бывшего осужденного. Этот факт зависит от действенности воспитания, осознания бывшим осужденным необходимости соблюдения правовых норм, и от наличия места жительства, возможности трудоустройства, изюминок среды, в которой предстоит жить, ее нравственного климата, отношения к бывшему осужденному окружающих.

направляться подчернуть, что в ходе выполнения наказания, в особенности на его последнем этапе ответу многих проВ соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса РСФСР от 14 июня 1983 года (с трансформациями от 22 августа 1995 года) за гражданами, временно отсутствующими без уважительных обстоятельств более шести месяцев, жилое помещение не сохраняется. Как отмечает прокурор Управления по надзору за законностью выполнения уголовных наказаний Генпрокуратуры России С. Клименко: «Обстановка, в то время, когда, отсидев срок и выйдя на свободу за ворота колонии, человек делается бомжем, возможно охарактеризовать коротко — узаконенная бездомность.

Согласно данным Общероссийского центра изучения публичного мнения семьдесят процентов от общего числа людей, не имеющих крыши над головой, — бывшие осужденные». (Русский газета, 1997, 23 октября).

блем может содействовать активная и направленная деятельность попечительского совета при воспитательной колонии уголовно-исправительной совокупности (см. Приложение 1).

Исправительно-воспитательный процесс осуществляется в своеобразных условиях пенитенциарного учреждения. К таким условиям относятся:

а) Частичная либо полная изоляция осужденных от обще
ства.

б) Отдельное содержание в течение долгого времени
мужчин либо дам.

в) Процесс перевоспитания в условиях выполнения уголов
ного наказания.

г) Твёрдые правовые рамки судьбы, труда и учёбы, и
взаимоотношений осужденных с воспитателями и админист
рацией.

д) Своеобразный статус осужденных, регламентирован
ный обязанностями и специальными правами.

Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от воспитателей и администрации пенитенциарного учреждения учета своеобразных правил.

Выделяются следующие правила перевоспитания осужденных:

Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Процесс перевоспитания неосуществим без четкого и конкретного определения его цели, под которой понимается совершенное представление о предполагаемом, «проектируемом» (А.С. Макаренко) результате педагогической деятельности. «Цели воспитательного процесса, — писал А.С. Макаренко, — должны в любой момент светло ощущаться каждым воспитателем и воспитательной организацией в отдельности… Эти цели и должны выражаться в 1проектируемых качествах личности, в картинах характеров…»

Цель определяется как начальная возможность для того, чтобы в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания возможно было бы выяснить ее более совершенно верно, скорректировав на громадную возможность. Она выступает как ориентир, разрешающий воспитателю выстроить перед осужденным целую совокупность «перспективных линий» — от ближней до дальней. В качестве дальней цели возможно выяснена возможность оконча-1 Макаренко А.С. Педагогические произведения: В 7 т. —Т.5.— М., 1958. — С.106.

возвращения и тельного перевоспитания бывшего преступника в судьбу общества сознательным, законопослушным его участником.

Принцип соответствия цели средствам, методам и формам перевоспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному. Цель постоянно рассматривается в соответствии со средствами. Средства, формы и способы выступают конкретным педагогическим инструментарием успехи цели. Достижение определенной цели постоянно предусматривает определение самый оптимального педагогического инструментария, что бы разрешил в соответствующих условиях конкретными воспитателями добиться перевоспитания каждого осужденного.

Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с судьбой. Сущность принципа содержится в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадет по окончании его выхода на свободу. В этом одна из самые сложных социальных неприятностей, стоящих перед воспитателями, поскольку абстрактная цель перевоспитания может оторвать человека от настоящей судьбы. В этом случае он по окончании освобождения из мест заключения может не отыскать собственный место в обществе, и общество не сможет принять его, что приведёт к рецидиву. Последствия для того чтобы рецидива довольно часто проявляются в действиях высвобожденного, предусматривающих снова использование мер осуждения.

Воспитателям рекомендуется оказать помощь человеку вернуть и наладить социально отношения и полезные связи с другими людьми, социальным окружением; всегда знакомить осужденных с событиями внутриполитической и интернациональной судьбе, расширять круг публично-политических заинтересованностей, вырабатывать у них хорошие социальные установки. Этому содействует кроме этого и приобщение осужденных к делам колонии, вовлечение их в трудовую и публичную деятельность.

Принцип активности осужденного в публично-нужной деятельности. Этот принцип конкретно связан с прошлым. Сущность его содержится в том, что наиболее значимым источником развития человека, его перевоспитания выступает личная активность. Его базу в общем виде возможно выяснить как формирование личности в деятельности. Включение человека в активную публично-нужную дея-

тельность содействует его социальной переориентации, перевоспитанию. Таковой подход не подавляет личность, а напротив, активизирует ее, содействует самоё полному проявлению духовных сил.

Публично нужная деятельность осужденных — это в первую очередь производительный труд. Воспитательная функция труда в ходе формирования личности общеизвестна. Он активно применяется в жизнедеятельности осужденных. Помимо этого, к публично-нужной деятельности в условиях заключения относятся учебная деятельность, публичная деятельность в часы досуга, участие в художественной самодеятельности, культурно-досуговая и физкультурно-спортивная работа.

Принцип воспитания в коллективе. Этот принцип вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) личности осужденных. В условиях твёрдой изоляции, принудительного нахождения осужденного в определенных администрацией отряде, бригаде, звене быстро возрастает роль его ближайшего социального окружения. Коллектив возможно самым различным: от хорошего (о котором писал А.С. Макаренко как самоё важном средстве перевоспитания) до быстро негативного. В ряде исправительных учреждений процветают негативные традиции, где с немногословного согласия «авторитеты» уголовного мира («углы», «паханы», «главворы») насаждают враждебные обычному людской общежитию взаимоотношений и правила поведения. В таких «территориях» воспитательная, а тем более перевоспитательная работа требует особенного педагогического мастерства.

Организовать коллективистские отношения в среде осужденных очень сложно, но в полной мере допустимо. Таковой опыт имеется в ряде подразделений. Базу данного опыта создала педагогическая теория коллектива, созданная А.С. Макаренко, которая трансформирована и приспособлена к условиям современных исправительных учреждений.

Принцип сочетания требовательности к осужденным с добрым и честным отношением к ним. В базе принципа лежит доброе отношение к человеку. А.С. Макаренко утверждал, что не может быть воспитания без требовательности и в один момент давал предупреждение: «Необходимо постоянно помнить правило: как возможно больше требований к воспитаннику, как возможно больше уважения к нему».

Воспитательный процесс, ориентированный лишь на подавление, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэффективен, как и педагогика вседозволенности. Принципиально важно видеть в человеке не только недочёты, но да и то хорошее, на что возможно опереться в работе с ним. Отсюда вытекает следующий принцип.

Принцип опоры на хорошее в личности. В перевоспитательной работе с осужденными только принципиально важно мочь видеть в личности не только недочёты, но и хорошее. Это тот союзник, опираясь на что возможно направить упрочнения воспитанника на деятельность, на самопроявление, а в возможности и на активизацию его перевоспитания. Реализация этого принципа очень сложна для воспитателей кроме того чисто психологически, потому что важные нравственные недостатки, отрицательные черты характера осужденных, их негативное отношение как к требованиям исправительно-трудового права, так и их носителям (воспитателям осужденных) лежат, что именуется, на поверхности явления. Одновременно с этим черты характера и те качества, каковые отражают людскую сущность личности, значительно чаще осужденные прячут от окружающих, чтобы не стать объектом издевательств и насмешек со стороны вторых, а подчас и не осознаются самими их носителями.

Принцип опоры на хорошее в личности не свидетельствует понижения требовательности к осужденным, а тем более попустительства и захваливания. большой ущерб как самой личности, так и коллективу приносят воспитатели и те руководители, каковые, применяя такие, к примеру, качества, как коммуникативность, активность в публичных делах, ставят некоторых осужденных в привилегированное положение, допускают по отношению к ним послабление требований режима, а время от времени кроме того создают группы «активистов».

Принцип дифференцированного подхода в ходе перевоспитания. Осужденные различаются по полу, возрасту, образованию, национальным, религиозным и социально-групповым изюминкам, лично-психотерапевтическим чертям, социально-педагогической запущенности, образу судьбы до осуждения, типу совершенного правонарушения и т.д. Все это и требует своеобразия подхода как к определенной группе, так и к отдельной личности. Разделение — это выделение обычных отличительных особенностей явлений, предметов, объектов, по которым возможно в некоей целостности

(общности) распознать группу либо последовательность групп. Принцип дифференцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это разрешит воспитателям самый полно учесть особенности каждого.

Для дифференциации осужденных нужно выделение групп, дабы учитывать своеобразие каждого. Такие группы смогут быть организованы: 1) по характеру идеальных правонарушений (корыстные, насильственные, насильственные некорыстные, насильственные корыстные); 2) по количеству судимостей (в первый раз делаемые выводы, много раз делаемые выводы); 3) по степени криминальной зараженности (глобальная, парциальная, предкриминальная); 4) по степени публичной опасности (признанные либо непризнанные очень страшными рецидивистами); 5) по возрасту; 6) по образованию; 7) по полу; 8) по степени исправления; по характеру публичной активности (актив, резерв актива, пассив, «болото», контрактив) и, наконец, 9) по неформальному положению осужденных в самой общности («главворы», «паханы», «мужики», «углы», «обиженные») и т.д. Такая разделение разрешает выделять в личности осужденного самоё существенное и требующее учета в воспитательной работе с ним.

Принцип личного подхода в ходе перевоспитания. Любой человек — это собственный мир, собственные возможности, собственные социальные неприятности, и потому он, конечно, требует личного подхода. Особенно это принципиально важно в ходе перевоспитания. Об этом еще в 1924 г. писал В.Н. Сорока-Росинский. Он, например, отмечал, что одно из нужных условий функционирования школы для трудновоспиту1-емых — это «личный подход к воспитаннику» . А.С. Макаренко кроме этого обращал внимание на важность личного воспитания. «Чтобы трудиться с от2-дельной личностью, необходимо ее знать и ее культивировать» . Конкретно через личный подход возможно реально рассчитывать на действенность перевоспитания конкретного человека.

1 Сорока-Росинский В.Н. Педагогические произведения /Сост. А.Т. Губ-
ко. — М., 1991. — С. 152.

2 Макаренко А С . П е д а г о г и ч е с к и е с о ч и н е н и я : В 8 т. / Г л . р е д . М . И . Кон
даков. — М., 1984. — Т. 4.— С.168.

Принцип комплексного подхода. Мысль комплексного подхода вытекает из понимания личности как целостности, как сложной динамичной совокупности. Речь заходит об применении комплекса мер воспитательного действия, талантливого обеспечить разносторонность развития.

Комплексный подход есть одним из ответственных практической деятельности и принципов организации по перевоспитанию субъекта. Он распространяется на определение задач и целей перевоспитания; обеспечение соответствия цели, методов и средств перевоспитания; организацию формального и неформального общения личности; организацию планирования воспитательного процесса; привлечение к яркой и опосредованной воспитательной работе всех сотрудников подразделений, общественности; организацию всестороннего изучения личности осужденных на всех этапах воспитательного процесса (от организации приема снова прибывших осужденных до подготовки их к освобождению); реализацию в практической деятельности исправительных учреждений всей совокупности правил перевоспитания осужденных.

Главные направления, средства, формы и методы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.

Выделяют следующие главные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях:

Правовое воспитание осужденных. Это процесс формиро-в а н и я п р а в о с о з н а н и я , включающего знание норм и принципов права и убеждение в необходимости направляться им, и организацию правомерного, важного и социально активного поведения. Это направление воспитания занимает особенное место в условиях исправительного учреждения. Его задача содержится в том, дабы максимально получать усвоения осужденными знаний фундаментальных законов страны, и на данной базе содействовать формированию у них большого правосознания. Таковой подход разрешает в определенной степени возвращать в общество правопослушных (законопослушных) людей, выходящих из мест заключения.

Нравственное воспитание осужденных. Оно предусматривает целенаправленную деятельность, направленную на преодоление у осужденных чуждых обществу моральных убеждений и качеств. Итогом воспитательной работы должно быть формирование нравственных чувст, нравственного поведения и сознания. В базе данного направления — формирование гражданина.

Трудовое воспитание осужденных. Оно предусматривает закрепление у осужденных трудовых навыков и умений, психотерапевтической готовности к труду, нравственного отношения к нему, осознанной потребности трудиться. Это направление есть только ответственным, поскольку труд, трудовая деятельность — одно из перевоспитания осуждённых и основных средств исправления.

Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных. Сама ситуация пенитенциарного учреждения предусматривает серьёзное значение этого направления в работе с осужденными. Оно разрешает не допустить деградации личности осужденного, сохранять его человеческое преимущество. Оно направлено на развитие физических свойств, упрочнение здоровья, формирование морально-волевых качеств.

Ответственное значение имеет активизация самовоспитания осужденных. Это направление есть ведущим во всей совокупности воспитательной деятельности с осужденными. Главным его назначением есть включение заключенного в самовоспитательную деятельность, осознание им необходимости преодоления каких-либо негативных качеств личности. Оно направлено на превращение объекта воспитания в субъект самовоспитания. В этом сущность всей воспитательной (перевоспитательной) деятельности в условиях исправительного учреждения.

Существуют перевоспитания осуждённых и различные средства исправления. направляться различать средства средства и педагогического процесса педагогической деятельности.

Средства педагогического процесса — это те средства, каковые выступают составной частью процесса перевоспитания и снабжают его функционирование в интересах исправления осужденных. К ним относятся: труд, режим, культурно-досу-говая деятельность, общественная работа и др.

Средства педагогической деятельности — это то, что применяет воспитатель для действия на воспитуемых в ходе воспитательной деятельности. К ним относятся: слово, действия, пример, книга, технические средства и пр.

Главные средства педагогического процесса:

Труд как база перевоспитания осужденных. Основное назначение — обеспечить его воспитательный темперамент. Для этого нужно:

— обеспечить публично-нужный темперамент труда;

—применять труд для удовлетворения потребностей индивида, как средство развития личных потребностей;

Недельная глава \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: