Физиологические основы речи

Неспециализированные представления о механизмах речи.Обращение основана на работе разных механизмов, среди которых возможно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят фактически совокупность речи, либо вербальную совокупность, благодаря которой реализуется сущность речевого процесса. Конкретно работа данной совокупности сейчас воображает наименее созданную область физиологии высшей нервной деятельности. Помимо этого, к мозговым механизмам направляться отнести и сенсорные совокупности, в первую очередь слуховую, зрительную, тактильную и двигательную, благодаря которым происходит порождение и опознание речевых сигналов. Помимо этого, свойство человека к синтезу и анализу звуков речи тесно связана с развитием фонематического слуха, т. е. слуха, снабжающего понимание и восприятие фонем данного языка.

К периферическим механизмам относят периферические совокупности обеспечения внешней, а также устной и письменной, речи. Устная обращение — это сложнейший физиологический акт, при котором за счет артикуляции и фонации произносятся в определенной последовательности звуки — фонемы, предложения и слова, несущие в себе соответствующий суть. Произношение отдельных звуков, т.е. артикуляция, и озвучивание слов, т.е. фонация, осуществляется благодаря согласованной деятельности мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани, дыхательной мускулатуры. Все это образовывает ре-чедвигательный аппарат, снабжающий звуковую организацию речи. В отдельности каждые из этих мышц делают собственные независимые функции (к примеру, заглатывание и захват пищи) благодаря функционированию соответствующих центров. Среди совокупностей, участвующих в фонации, выделяют три главные; среди них 1) энергетическая совокупность дыхательных органов, нужная для происхождения звука (легкие и основная дыхательная мышца — диафрагма); 2) генераторная совокупность — звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани как тоновый вибратор, атакже щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции); 3) резонаторная совокупность (носоглотка, череп, грудная клетка и гортань). Устная обращение образуется в следствии объёма и изменения формы надставной трубки, складывающейся из полости рта, глотки и носа. В ре-зонаторной совокупности, несущей ответственность за тембр голоса, образуются определенные форманты, своеобразные для данного языка. Резонанс появляется в следствии объёма и изменения формы надставной трубки.

Артикуляция — это совместная работа органов речи, нужная для произнесения звуков речи. Артикуляция регулируется речевыми подкорковыми образованиями и зонами коры. Для верной артикуляции нужна определенная совокупность перемещений органов речи, формирующаяся под влиянием слухового и кинестезического анализаторов.

Так, устная обращение — это итог работы периферических органов, основанный на генерации дифференцированных звуковых последовательностей (звуков) за счет высококоординированной произвольной моторной деятельности.

Письменная обращение обеспечивается работой двигательного аппарата, а также мышц кисти ведущей руки (у многих — правой).

В любых ситуациях управление периферическим аппаратом речи осуществляется благодаря работе вербальной мозговой совокупности.

В отношении работы собственной совокупности речи, либо вербальной совокупности, существуют разные представления, а также концепция о трех уровнях внутренней речи и модель речи Вернике-Гешвинда (в модификациях и различных вариантах).

Концепция о трех уровнях внутренней речи.Т.Н. Ушакова предлагает выделять три иерархически организованных уровня внутренней речи, разделение которых прослеживается в онтогенезе. Первый уровень связан с механизмами владения и действия отдельными словами, обозначающими явления и события внешнего мира. Данный уровень реализует так именуемую речи и номинативную функцию языка и проходит службу в онтогенезе базой для предстоящего развития механизмов внутренней речи. Вправду, в ряде работ было продемонстрировано, что следы словесных сигналов в коре мозга ребенка вместе с образами принимаемых предметов образуют специальные комплексы временных связей, каковые возможно разглядывать как базисные элементы внутренней речи.

Второй уровень — это образование множественных связей между базисными элементами и материализованной лексикой языка, в следствии чего формируется вербальная сеть, либо семантическое поле (при активации узла вербальной сети возбуждение распространяется на близлежащие узлы данной сети). Вербальная сеть оказывается стабильной и сохраняется всю жизнь. Предполагается, что в структуре вербальной сети материализуется языковой опыт человечества, а сама вербальная сеть образовывает базу речевого общения людей. Так, в соответствии с концепции автора, вербальная сеть представляет собой морфофункциональный субстрат второй сигнальной совокупности.

Третий уровень — это динамический уровень, что «оживляет», индивидуализирует и придает динамичность вербальной сети. Он складывается из скоро сменяющихся активаций отдельных узлов вербальной сети, исходя из этого каждому произносимому человеком слову предшествует активация соответствующей структуры внутренней речи, переходящая методом перекодирования в команды артикуляционным органам.

Мозговые центры речи. Афазии.Исполнение речевых перемещений регулируется специальными центрами, расположенными в коре громадных полушарий; они стали называться центров речи. Эти центры не только планируют и реализуют внешнюю и внутреннюю обращение, но и снабжают хранение речевых «образов», звуковых и письменных знаков, благодаря чему люди накапливают опыт и смогут выяснять и осознавать обращенную к ним устную и письменную обращение, и разбирать собственную обращение. Последнее крайне важно чтобы обращение не потеряла эмоциональной выразительности и чёткости.

Выделение, либо идентификация, специальных подкорковых образований и структур коры, важных за свойство произносить и осознавать обращение, основана на клинических данных, взятых при изучении локальных эффектов электростимуляции и поражений мозга структур мозга на протяжении операций на головном мозге. В частности, известность взяли изучения У. Пенфилда. На протяжении операций на открытом мозге, каковые время от времени выполняются под местной анестезией, У. Пенфилд посредством не сильный токов злил речевые территории коры, а также центры П. Брока и К. Вернике, и приобретал трансформации речевой активности больных. Благодаря работам У. Пенфилда и других исследователей было обнаружено, что посредством электростимуляции возможно выделить все территории и участки коры, включающиеся в исполнение той либо другой речевой задачи, и эти участки очень специализированы по отношению к изюминкам речевой деятельности. В целом, сейчас нет оснований сомневаться в наличии центров речи, а также моторного центра речи Брока, сенсорного центра речи Вернике, каковые относят к центральному органу речи, и центра письма, центра заученных перемещений, центров и оптического центра речи речевой памяти.

Центр Броканаходится в лобной области (поля 44 и 45) у основания (оперкулярная часть) нижней, либо третьей, лобной извилины (у правшей — в левом полушарии). Довольно часто его кроме этого именуют речедвигательным центром, либо моторным центром речи, либо двигательным центром устной речи. Наряду с этим поле 45 предназначено для выработки внутренней программы речи, а поле 44 — для организации устной (моторной) речи. Помимо этого, в лобной доле находятся центры языка и движения губ, и центры письма (премоторная область лобной доли, а также поле 6 и поле 8). Вместе с полями 44 и 45 они снабжают организацию периферических компонентов устной речи (фонации и процессы артикуляции) и письменной речи. При поражении полей 44, 6 и 8 отмечается моторная афазия, а при поражении поля 45 — синтаксическая афазия, и певческая амузия, т.е. неспособность петь. При поражении поля 8 может наблюдаться аграфия, т.е. потеря свойства к письменной речи.

При афазии Брока (эфферентной, либо моторной, афазии) личная обращение нарушается, а познание чужой речи сохраняется полностью. Одним из признаков афазии Брока есть нарушение кинетической мелодии слов (по обстоятельству неосуществимости плавного переключения с одного элемента высказывания на другой). Больные с афазией Брока поймут солидную часть собственных речевых неточностей. Они смогут общаться с трудом и только незначительное время.

Поражение другого отдела передних речевых территорий (в нижних отделах премоторной территории коры) сопровождается так называемой динамической афазией, в то время, когда больной теряет свойство формулировать высказывание, переводить собственные мысли в развернутую обращение (нарушение программирующей функции речи).

В целом, все виды афазий, появляющиеся при поражении речевых центров, расположенных в лобной доле, стали называться синтагматических афазий. Это наименование отражает, что афазии связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания.

Центр Верникенаходится в височной области в задней трети верхней (либо первой) височной извилины и прилегающей к ней надкраевой извилине (поля 21 и 11по Бродману). Данный центр довольно часто именуют как сенсорный (звуковой) центр речи, либо как слухоречевая территория коры. Он в основном развит в левом полушарии. Данный центр снабжает свойство человека к синтезу и анализу речевых звуков, т.е. фонематический слух (речеслуховой гнозис). Благодаря такому слуху человек может принимать и осознавать фонемы данного языка. При нарушении этого центра появляется сенсорная (лексическая, фонологическая) афазия, либо словесная глухота. Это потеря свойства осознавать обращение (потеря фонематического слуха) при сохранении свойства сказать. У таких больных появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). В тяжелых случаях больные с афазией Вернике принимают родной язык как малоизвестный им зарубежный язык. Обращение таких больных достаточно беглая, но в большинстве случаев тщетная, поскольку больные не подмечает собственных недостатков. При поражении поля 11может наступать музыкальная глухота, при которой музыкальные звуки воспринимаются как хаотичный шум.

Другие центры речи. Ввисочно-затылочной области расположено поле 37, в котором имеется шесть подполей. В правом полушарии эта область делает функцию узнавания целого предмета, а в левом полушарии она осуществляет выделение главных показателей, наименование предметов. При повреждении поля 37 отмечается амнестическая афазия, т.е. нарушение свойства именовать предметы при сохранении возможности их охарактеризовать. Такие больные заменяют заглавия предметов «словами-паразитами» («эта вещь»), более неспециализированными понятиями («птица» вместо «голубь») либо иносказаниями («то, чем пишут» вместо «карандаш»). Помимо этого, при повреждении поля 37 отмечается семантическая (логико-грамматическая) афазия — нарушение понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов. Это проявляется в нарушении навыков чтения, счёта и письма. Время от времени такие расстройства выступают в качестве основных признаков; в этих обстоятельствах говорят об алексии, аграфии и акалькулии. Раздельно выделяют акустическо-мнестическую афазию и оптико-мнестическую афазию.

В теменно-затылочной области (нижняя теменная долька) находится поле 39 (угловая извилина) и поле 40. В поле 39 расположен оптический центр речи, либо центр письменной речи. С его участием осуществляется словоформы и восприятие пространства, т.е. написанное слово. При повреждении поля 39 сохраняется зрение, но теряется свойство просматривать, т.е. разбирать написанные буквы, слагать из них фразы и слова. Это именуется алексией, либо морфологической афазией. В поле 40 находится центр заученных перемещений руки. Он функционирует совместно с центром письма, что находится в заднем отделе средней лобной извилины, вблизи моторной территории (поле 8). При повреждении поля 40 сохраняются все виды перемещения, но теряется свойство узких перемещений, нужных для начертания букв, слов и других знаков, т.е. начинается аграфия. Она кроме этого может наблюдаться при поражении центра письма.

В целом, нарушения, появляющиеся при поражении задних отделов левого полушария и приводящие к нарушению кодов речи (в частности, фонематического, артикуляционного, семантического), взяли неспециализированное наименование — парадигматические афазии.

Афазии, как и другие виды нарушения речи, а также позднее развитие речи, алалия (недоразвитие речи), неправильное формирование артикуляции (дизартрия), косноязычие, гнусавость (носовой оттенок голоса), тахилалия (чрезмерно стремительная обращение), заикание (нарушение ритма и темпа речи как проявление логоневроза) и афо-ноия (утрата звонкости голоса) являются важнейшими симптомами нарушения мозговой деятельности.

Афазия как следствие постепенного (к примеру, при атеросклерозе головного мозга) либо неожиданного (к примеру, при инсульте) поражения центров речи ведет к социальной изоляции больного. Он утрачивает свойство общаться с окружающими, а те со своей стороны не смогут осознать, что нарушение речи связано не с трансформацией структуры его личности, а с повреждением его мозговых центров речи. Поэтому больных с афазией часто вычисляют психически ненормальными. Это особенно характерно для сенсорной афазии, в то время, когда неспециалисту тяжело уяснить, что явное непонимание речи в сочетании с незаторможенным, но более либо менее бессвязным спонтанным беседой не позвано психологическими нарушениями. Такие больные страдают вдвойне либо кроме того втройне: от афазии, от фальшивого истолкования природы их заболевания и от отсутствия (либо неверно назначенного) лечения.

механизмы восприятия ответа и Механизмы речи (модель речи Вернике-Гешвинда и ее модификации).Осмысление звукового речевого сигнала допустимо только по окончании того, как данный сигнал будет преобразован в последовательность дискретных элементов. Эта последовательность возможно представлена в виде цепочки знаков-фонем, число которых в каждом языке мало (к примеру, в русском языке их 39). Преобразование речевого сигнала происходит в блоке фонетической интерпретации.

Конкретные психофизиологические механизмы, снабжающие данный процесс фонетической интерпретации, еще во многом не ясны. Предполагается, что в базе этого процесса лежит принцип детекторного кодирования. Вправду, на всех уровнях слуховой совокупности найдена достаточно строгая тонотопическая организация, т.е. нейроны, чувствительные к различным звуковым частотам, находятся в определенном порядке и в подкорковых слуховых центрах, и в первичной слуховой коре. Это указывает, что нейроны владеют отлично выраженной частотной избирательностью и реагируют на определенную полосу частот. Образно возможно себе представить наличие детекторов соответствующих фонем, т.е. в коре громадных полушарий имеется необычная клавиатура, где любая клавиша — это нейрон-детектор определенной фонемы. Предполагается кроме этого, что в слуховой совокупности существуют и более сложные типы детекторов, например, избирательно реагирующие на показатели согласных. Наряду с этим остается неясным, за счет каких механизмов происходит формирование фонетического образа слова и его опознание.

Восприятие письменной речи (текста), в соответствии с модели Д. Мейера и Р. Шваневельдта, начинается в тот момент, в то время, когда последовательность букв поступают на «анализатор подробностей». Получающиеся наряду с этим коды, которые содержат данные о форме букв (прямые линии, кривые, углы), передаются на детекторы слов. При обнаружении этими детекторами достаточных показателей генерируется сигнал, подтверждающий, что найдено некое слово. Обнаружение определенного слова активизирует кроме этого расположенные рядом слова. К примеру, при обнаружении слова «компьютер» активизируются кроме этого слова, расположенные в сети памяти близко от него, такие, как «винчестер», «интернет» и т.д. Возбуждение семантически связанных слов облегчает их последующее обнаружение. Эта модель привлекательна кроме этого и тем, что открывает путь к пониманию структуры семантической памяти.

В целом восприятие речи, так же как и организация речевого ответа, возможно, опосредуется внутренними кодами, снабжающими фонологический, артикуляционный, зрительный и семантический анализ слова. Причем все операции и перечисленные коды, осуществляемые на их базе, имеют собственную мозговую локализацию.

Настоящая обстановка, происходящая в коре громадных полушарий при внешней речи, описывается моделью Вернике-Гешвинда. В соответствии с данной модели, этапы нейронной обработки информации при назывании замеченного предмета возможно представить следующим образом. Сперва зрительная информация передается от сетчатки по зрительным дорогам к первичной проекционной зрительной коре (поле 17), после этого ко вторичной проекционной территории (поле 18) и, наконец, к прилегающей к ним ассоциативной коре (поле 39), где происходит распознавание образа. Информация о нем поступает в центр Вернике (поле 22) для подбора слов. Из этого сигналы по дугообразному пучку проводятся в центр Брока, где происходит формирование речи. На последней стадии информация о словоформах, каковые должны быть сказаны, передается в центры двигательной коры, несущие ответственность за вокализацию, где употребляется для фонации поля и организации (артикуляции 6 и 8). В то время, когда человек приобретает звуковой сигнал, требующий речевого ответа, путь обработки информации сходный, но наряду с этим центр Вернике активируется уже не зрительными, а слуховыми центрами.

Модель Вернике-Гешвинда разрешает осознать природу сенсорной, моторной и анамнестической афазий. При сенсорной афазии в пораженном центре Вернике нарушается рецептивный подбор слов и появляется недостаток информации, нужной для создания речи. При поражении центра Брока сама свойство складывать из слов фразы теряется. Блокада дугообразного пучка ведет к проводниковой афазии, напоминающей сенсорную. В случае, если повреждаются в один момент центры Брока и Вернике, то появляется полная, либо глобальная, афазия, при которой страдает как образование речи, так и ее восприятие.

Эти, полученные посредством позитронной эмиссионной томографии, говорят о том, что у праворуких здоровых грамотных взрослых отдельные операции при восприятии слов обеспечиваются за счет включения различных территорий, в большинстве случаев, левого полушария. Вправду, при восприятии написанных слов главные очаги возбуждения находятся в затылке — в первичной проекционной и вторичной ассоциативной территориях; наряду с этим охватываются как левое, так и правое полушария. Если судить по этим данным, зрительный «образ» слова формируется в затылочных областях. принятие решения и Семантический анализ слова при смысловой неоднозначности осуществляются, в большинстве случаев, при активном включении передних отделов левого полушария, первым делом фронтальной территории. Предполагается, что именно эта территория связана с нервными сетями, снабжающими словесные ассоциации, на базе которых программируется ответное поведение.

При звуковом восприятии слов, как показывает позитронная эмиссионная томография, активируются две территории; первичная слуховая и височно-теменная. По-видимому, левая височно-теменная территория конкретно связана с операцией фонологического кодирования, т.е. воссоздания звукового образа слова. При чтении (восприятии письменных знаков) эта территория, в большинстве случаев, не активируется. Но усложнение словесных заданий, предъявляемых в письменном виде, может повлечь за собой и фонологические операции, каковые связаны с возбуждением височно-теменной территории.

Так, кроме того довольно несложная лексическая задача, которая связана с анализом и восприятием слов, требует участия многих территорий левого и частично правого полушарий. Поэтому появляется один из самых серьёзных вопросов о том, какая структура мозга организует такую циркуляцию сенсорных импульсов. Нельзя исключать, что это врожденный механизм, подобный сложнейшим инстинктам, замечаемым у животных.

двигательные акты и Речь.Модель Вернике-Гешвинда позволяет осознать связь между двигательными актами и речью. К примеру, этапы нейронной обработки информации у человека, взявшего словесную команду «поднять правую руку», выглядят следующим образом. По окончании того как слова восприняты слуховыми центрами, информация передается в центр Вернике для интерпретации, а после этого по дугообразному пучку в левую ассоциативную премоторную кору, где вырабатывается стратегия действия. Она направляется в «область руки» в левой первичной двигательной коре для исполнения. Последовательность этапов при команде «Поднять левую руку» подобна, лишь информация обязана перейти по мозолистому телу в правую премоторную кору, а оттуда уже в область «руки» в правой двигательной коре. Так, действие и речь тесно связаны, причем, исходя из схемы дорог обработки информации, левое полушарие господствует в отношении не только речи, но и двигательных актов, т.к. левая премоторная кора участвует в выработке любого перемещения независимо от того, выполняется оно правой либо левой стороной тела. В целом, модель Вернике-Гешвинда разрешает осознать происхождение моторной апраксии, т.е. нарушения последовательности отдельных перемещений при исполнении сложных двигательных актов. Исходя из последовательности обработки информации, рассмотренной выше, афазии довольно часто сопровождаются расстройствами двигательной активности. Во-первых, это обусловлено неправильным пониманием словесных команд (особенно при сенсорной афазии), а во-вторых, при поражениях левой и правой премоторной ассоциативной коры либо соединяющих их дорог формирование стратегии действий протекает неполно. степень и Природа тяжести разных форм апраксии сильно зависят от размеров и местоположения очага поражения.

Обращение и межполушарная асимметрия. Данный вопрос, в связи с известным феноменом асимметрии мозга, заслуживает громадного внимания, поскольку есть ключом к пониманию неприятности сознания и бессознательного. В отношении речи он изучается в трех качествах — морфологическом (изучения изюминок строения центров речи), функциональном (изучение состояния речи при временном разобщении левого и правого полушария) и клиническом (наблюдения за больными с «расщепленным мозгом»). Все эти изучения говорят о том, что между двумя полушариями мозга существуют четкие различия в обеспечении речевой деятельности.

Гистологические изучения строения симметричных территорий коры, имеющих отношение к обеспечению речи, продемонстрировали, что ориентация и длина сильвиевой борозды в правом и левом полушариях различная, а ее задняя часть, образующая территорию Вернике, у взрослого праворукого человека в левом полушарии в семь раза больше, чем в правом.

Для установления специализации полушарий по отношению к речи применяют так называемый способ Вада (избирательный «наркоз полушарий»). Для этих целей в одну из сонных артерий на шее вводится раствор снотворного (амитал-натрий). С током крови снотворное попадает в соответствующее полушарие и оказывает на него собственный воздействие. На протяжении теста испытуемый лежит на пояснице и вычисляет вслух. При попадании препарата в речевое полушарие наступает пауза, которая в зависимости от введенной дозы может продолжаться 3-5 мин. В противоположном случае задержка речи продолжается всего пара секунд. Данный способ, дающий возможность избирательно на непродолжительное время «выключать» каждое полушарие, разрешил установить, что речевые функции у правшей локализованы в основном в левом полушарии и только у 5%из них речевые центры находятся в правом полушарии. Левши в 70% случаев также имеют речевые территории в левом полушарии, но у 15% они находятся в правом полушарии; еще у 15% полушария не имеют четкой функциональной специализации по речи.

Ответственным способом функционального «расщепления» мозга явился способ дихотического прослушивания. Сущность его содержится в одновременном предъявлении разных звуковых сигналов в правое и левое ухо и последующем сравнении эффектов восприятия. Дело в том, что информация от каждого уха к слуховым центрам идет по двум дорогам — по замечательному контрлатеральному пучку и по более не сильный — ипсилатеральному пучку (к примеру, от правого уха по замечательному пучку она направляется к левому полушарию, а по ипсилатертальному пучку — к правому). В то время, когда речевые сигналы подаются в один момент — с левого и правого уха, то информация по ипсилатеральным дорогам «нейтрализуется». Исходя из этого конечный эффект зависит от того, где находятся центры речи, поскольку от слуховых центров информация обязана достигать речевых центров, в первую очередь центра Вернике, а после этого — центра Брока. В случае, если у человека эти центры находятся в левом полушарии, то в этом случае информация от правого уха стремительнее поступает к центрам речи и стремительнее вербализуется. Информация же, поступающая в правое полушарие, для осознания обязана через волокна мозолистого тела возвратиться к левому полушарию, в связи чем ее вербализация наступает позднее. Принцип этого популярного сейчас способа иллюстрирует модель слуховой асимметрии у обычных людей (Д. Кимура). При моноуральном предъявлении стимула (слог «ба») на левое ухо информация передается к правому полушарию по контралатеральным дорогам и к левому полушарию по ипсилатеральным дорогам. Испытуемый верно именует слог «ба». При моноуральном предъявлении стимула (слог «га») на правое ухо информация посылается к левому полушарию по контрлатеральным дорогам и к правому полушарию по ипсилатеральным дорогам. Испытуемый верно именует слог «га». При ди-хотическом предъявлении передача в ипсилатеральных дорогах подавлена. Исходя из этого слог «га» поступает лишь к левому (речевому) полушарию и исходя из этого сразу же осознается, а слог «ба» сначала достигает правого полушария, и только позже — левого, исходя из этого он идентифицируется в большинстве случаев хуже, чем слог «га».

В следствии бессчётных опытов было обнаружено, что в условиях борьбы между левым и правым слуховыми каналами отмечается преимущество уха, контралатерального полушарию, главному в обработке предъявляемых сигналов.

Потому, что большинство людей праворуки, центр речи у них, в большинстве случаев, сосредоточен в левом полушарии, для них характерно преобладание правого слухового канала. Это явление носит особое наименование — эффект правого уха. В целом, удалось продемонстрировать способом дихотического прослушивания, что у правшей значительно чаще (не меньше 80 %) речевым полушарием есть левое.

Данный же способ разрешил В.П. Морозову с соавторами во второй половине 80-ых годов двадцатого века предложить модель обработки речевых сигналов в слуховой совокупности человека. Модель предполагает, что каждое полушарие мозга имеет два блока — блок обработки принятия и блок сигналов ответа. Наряду с этим в левом полушарии блок обработки выделяет сегменты сигнала, которые связаны с лингвистическими единицами (фонемами, слогами), определяет их характеристики (спектральные максимумы, шумовые участки, паузы) и осуществляет идентификацию сегментов. В правом полушарии блок обработки сопоставляет паттерн предъявляемого сигнала с хранящимися в памяти целостными эталонами (они сохраняются в сжатой форме). Словарь целостных эталонов организован по ассоциативному типу, а поиск эталонов осуществляется на базе вероятностного прогнозирования. На базе взятых результатов блок принятия ответа соответствующего полушария формирует лингвистическое ответ. Наряду с этим в ходе обработки речевых стимулов вероятен обмен информацией между подобными блоками обоих полушарий и между блоками принятия и обработки ответа в каждом из полушарий; это снабжает возможность коррекции и промежуточную оценку. Так, в соответствии с данной модели, в каждом полушарии параллельно идет процесс распознавания сигнала, но на базе различных правил. Левое полушарие осуществляет посегментный анализ речевого сигнала, правое применяет целостный принцип анализа на базе сравнения звукового образа сигнала с хранящимися в памяти эталонами.

В целом, бессчётные эти литературы сейчас дают основание вычислять, что левое полушарие владеет свойством к оперированию и речевому общению вторыми формализованными знаками (символами), отлично «осознаёт» обращенную к нему обращение, как устную, так и письменную, и снабжает грамматически верные ответы. Оно господствует в формальных лингвистических операциях, вольно оперирует грамматическими конструкциями и символами в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил, осуществляет фонетическое представление и синтаксический анализ. Оно способно к регуляции сложных двигательных речевых функций и обрабатывает входные сигналы, по-видимому, последовательным образом. Это полушарие руководит узким артикуляционным аппаратом, и высокочувствительными программами различения временных последовательностей фонетических элементов. Вся переработка речевой информации левым полушарием обеспечивается особыми программами (морфофункциональными комплексами), передаваемыми по наследству.

Но в отличие от правого полушария левое не различает модуляции голоса и интонации речи, не чувствительно к музыке как к источнику эстетических переживаний (не смотря на то, что и может выделить в звуках определенный устойчивый ритм) и не хорошо справляется с распознаванием сложных образов, не поддающихся разложению на составные элементы. Так, оно не может к идентификации изображений простых людских лиц и неформальному, эстетическому восприятию произведений искусства. Со всеми этими видами деятельности удачно справляется правое полушарие.

Физиологические основы речи


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: