СОВОКУПНОСТЬ РАБОТЫ ПО Формированию НЕБОЛЬШОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)
Условия происхождения опыта
Вопрос развития небольшой моторики детей достаточно актуален. Это много раз подчеркивается педагогами, другими специалистами и психологами в области дошкольного образования
Актуальность работы по формированию небольшой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психотерапевтическими и физиологическими изюминками детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции и структуры головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не имеет возможности сложиться без тактильно – двигательного восприятия, поскольку оно лежит в базе чувственного познания. Конкретно посредством тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их размещении в пространстве. Дабы научить малыша сказать, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать небольшую моторику рук.
Уровень развития небольшой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и конкретно в данной области дошкольники испытывают значительные трудности. Исходя из этого работу по формированию небольшой моторики необходимо затевать, задолго до поступления в школу, то есть с самого раннего возраста
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Что такое небольшая моторика ?
Небольшая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной совокупностей, довольно часто в сочетании со зрительной совокупностью в исполнении небольших и правильных перемещений пальцами и кистями ног и рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев довольно часто употребляется термин ловкость.
К области небольшой моторики относится громадное разнообразных перемещений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до весьма небольших перемещений, от которых, к примеру, зависит почерк человека.
Значение игр на развитие небольшой моторики.
Значение небольшой моторики
1. Перемещения рук – это база для создания навыков самообслуживания у детей.
2. Уровень развития узкой моторики есть одним из серьёзных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3. Перемещения пальцев рук воздействуют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие вторых психологических функций – мышления, памяти, внимания.
Функция людской руки неповторима и универсальна. Сухомлинский в своих мемуарах писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Конкретно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Перемещения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
Согласно точки зрения М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности узких перемещений пальцев рук: в случае, если развитие перемещений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; в случае, если же развитие перемещений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что имеется все основания разглядывать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С данной точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой территорией мозга.
По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, в то время, когда перемещения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает землю для формирования речи.
Оказывается, что у многих современных детей отмечается неспециализированное моторное отставание, в особенности у детей муниципальных. Вспомните, на данный момент кроме того в детские сады просят приносить обувь на липучках, дабы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: выбирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. на данный момент же на каждое занятие имеется по машине.
Следствие не сильный развития неспециализированной моторики, и в частности — руки, неспециализированная неготовность большинства современных детей к письму либо неприятностей с речевым развитием. С громадной долей возможности возможно заключать, что в случае, если с речью не все в порядке, это точно неприятности с моторикой.
Работа по формированию узкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление ее функций и речи, но и на психологическое развитие ребенка. В Японии, к примеру, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (согласно точки зрения экспертов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.
Затевать работу по формированию небольшой моторики необходимо с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу возможно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), влияя тем самым на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо делать простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, помнить о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети обожают дети махать ручкой, рукоплескать в ладоши, играться в Сороку — белобока, показывать козу рогатую. Все эти игры крайне полезны, поскольку тренируют руку. Кроме этого в раннем детстве нужны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позднее — с разного вида конструкторами, к примеру, Лего, в то время, когда ребенку приходится собирать и разбирать небольшие подробности, складывать целое из отдельных частей, а для этого крайне важно, дабы пальчики слушались и отлично трудились, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Виды игр для развития небольшой моторики.
Небольшую моторику рук развивают:
разные игры с пальчиками, где нужно делать те либо иные перемещения в определенной последовательности;
игры с небольшими предметами, каковые некомфортно брать в ручку (лишь под контролем взрослых);
игры, где требуется что-то брать либо извлекать, сжимать — разжимать, выливать — наливать,
насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
расстегивание и застегивание молний, пуговиц, раздевание и одевание и т. д.
Небольшую моторику рук развивают кроме этого физические упражнения. Это лазание и разнообразные висы (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения усиливают ладони и пальцы малыша, развивают мускулы. Кроха, которому разрешают лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные конкретно на небольшую моторику.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Актуальность, цель и задачи.
Актуальность моей работы содержится в том, что целенаправленная и систематическая работа по формированию небольшой моторики у детей раннего возраста содействует формированию интеллектуальных свойств, речевой деятельности, а самое основное, сохранению психологического и физического развития ребенка.
Собственную работу по формированию небольшой моторики проводила с детьми 1 младшей группы. В группу приходят дети “домашние”, у них не были организованы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под действием воспитания у ребенка неспециализированной и небольшой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и целый организм, она находится в стадии интенсивного развития. Небольшая моторика развита не хорошо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют дружно. Перемещения пальцев слабо дифференцированы, исходя из этого при сгибании одного пальчика остальные делают подобное воздействие. Отмечается неполная быстрая утомляемость и амплитуда движений.
В начале собственной работы совершила диагностическое обследование состояния небольшой моторики у детей с целью – распознать уровень развития небольшой моторики рук. Диагностику проводила по следующим параметрам:
1. упражнение «Фонарики»,
2. разжимание и сжимание кулачков,
3. потирание кулачков,
4. сминание бумаги в кулаке.
Параметры делятся на три уровня: большой, средний, низкий.
Большой уровень: правильное воспроизведение перемещения.
Средний уровень: главные элементы перемещения выполнены, но присутствуют неточности исполнения.
Низкий уровень: отсутствие главных элементов в структуре перемещения.
Совершённая диагностика развития небольшой моторики продемонстрировала, что 70% снова пришедших детей имеют низкий уровень развития небольшой моторики, а 30% — средний.
Учитывая важность неприятности по формированию небольшой моторики, решила совершить с детьми углубленную работу в этом направлении, трудясь в контакте с специалистами и родителями детского сада.
Перед собой я поставила цель.
Цель работы: развитие небольшой моторики у детей раннего возраста при помощи игрушек и дидактических игр.
Для решения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития небольшой моторики.
2. развивать небольшую моторику пальцев рук у детей раннего возраста при помощи игрушек и дидактических игр.
3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Предполагаемый итог:
1. Усовершенствована предметно – развивающая среда;
2. Хорошая динамика развития небольшой моторики у каждого ребенка.
2.2. Правила.
Дабы организовать у детей определенную совокупность знаний по данной теме нужно применение следующих правил.
Словесный способ.
Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, другие формы и вопросы речи помогают для развития понимания речи взрослого. Потому, что на этапе становления речевого развития сложно в один момент принимать показ предметов, действий с ними и речевую данные, то объяснение должно быть предельно коротко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Практический способ.
Дабы знания были усвоены, нужно использование их в практической деятельности. По окончании объяснения и общего показа, я предлагаю выполнить под руководством фрагмент дидактической игры раздельно каждому ребенку, оказывая по мере
необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой способ.
приёмы и Игровые методы занимают громадное место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, каковые поднимают у них интерес к содержанию обучения, снабжают сообщение познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я довольно часто использую игровые приемы, они мне сильно помогают заинтересовать детей, лучше и стремительнее усвоить материал:
— разные игровые упражнения; обыгрывание той либо другой ситуации;
— применение сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных храбрецов;
— ответ мелких «неприятностей», появляющихся у игрушек, сказочных храбрецов.
Дети, в особенности в раннем возрасте скоро развиваются, и задача воспитателя содержится в том, дабы используемые им способы содействовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
2.4. Условия для развития небольшой моторики.
Для успешного ответа этих задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме: И.А. Ермакова Развиваем небольшую моторику у малышей; А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития небольшой моторики»; и ежемесячный издание «Дошкольное воспитание».
На базе данной литературы создала:
перспективный замысел по формированию небольшой моторики (Приложение №1),
- по играм с песком (Приложение №2),
- систематизировала игры,
- дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом,
- оформила картотеку пальчиковых игр со стихами (Приложение №3).
Работа с родителями.
Как мы знаем, что ни одну задачу по развитию и воспитанию ребенка нельзя решить без участия своих родителей. В начале года совершила с родителями родительское собрание на тему: «Развитие небольшой моторики у детей раннего возраста», ознакомила с значением и содержанием необходимости развития небольшой моторики детей раннего возраста, внесла предложение осуществлять работу в трех направлениях:
- особые игры – упражнения для развития небольших перемещений пальцев;
- обучению умению целенаправленно руководить перемещениями в бытовых обстановках, получать навыки самообслуживания;
- формирование небольшой моторики с применением разных настольных и пальчиковых игр.
Помимо этого, с родителями была совершена консультация на тему:«Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».
В родительском уголке помещаю советы по формированию небольшой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, разные памятки по теме. К примеру:
«Игры с прищепками», игры «До тех пор пока мама на кухне», «Развитие небольшой моторики либо пара идей, чем занять ребенка» (Приложение № 4).
Цель: довести до своих родителей значение игр на развитие небольшой моторики. Родители должны осознать: дабы заинтересовать ребенка и оказать помощь ему овладеть новой информацией, необходимо перевоплотить обучение в игру, не отступать, в случае, если задания покажутся тяжёлыми. Помнить хвалить ребенка.
В воды «и центр Песка» купили комплекты для игр, приняли участие в оформлении предметно – развивающей среды группы, то есть в изготовлении пособий и дидактического материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создавая в группе нужную развивающую среду, содействующую формированию небольшой моторики, учитывая возрастные изюминки детей, приобретя помощь и поддержку своих родителей, экспертов детского сада помогли получать поставленной цели. Так, в следствии произведенной работы заключила, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по формированию небольшой моторики рук у детей раннего возраста содействует формированию интеллектуальных свойств, положительно воздействует на речевые территории коры головного мозга, а самое основное – содействует сохранению физического и психологического здоровья ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ПО ИГРАМ С ПЕСКОМ.
Сентябрь
«Сыпем, лепим»
Цель:Вырабатывать знания о особенностях сухого и мокрого песка.
Задачи:Учить методам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Развивать зрительно- слуховые связи, небольшую моторику рук, координацию перемещений. Воспитывать хорошее отношение к элементарной экспериментальной деятельности.
Оборудование:Центр « Вода-песок», формочки для песка.
Октябрь
«Отпечатки отечественных рук»
Цель:Закрепить знания детей о свойстве мокрого песка — сохранять форму предмета.
Задачи:Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
Развивать фантазию, творческие свойства.
Воспитывать хорошее отношение к собственной работе, работам своих друзей.
Оборудование: Песок, многоцветные камушки.
Ноябрь
«В гости к мышке»
Цель:Закрепить знания детей о особенностях воды и песка
Задачи:Вырабатывать умение выяснять и именовать главные цвета. Развивать неспециализированную и небольшую моторику. Воспитывать хорошее отношение к элементарной исследовательской деятельности.
Оборудование:Центр «Вода-песок», дорожка, подвижная мышка, мелкие мышки по количеству детей, цветные коробочки, бочата – вкладыши, косточки абрикоса, зёрна белой и красной фасоли, горох, семечки, мелкие тарелочки.
Декабрь
«ручеёк и Речка»
Цель:Закрепить знания детей о свойстве песка — удерживать воду.
Задачи:Вырабатывать понятия «широкий», «узкий», «большой», «мелкий».
Развивать фантазию, творческие свойства.
Воспитывать аккуратность в работе, желание играться рядом с товарищами.
Оборудование:Песок, узкий и широкий совок, мерные стаканчики,
ведро с водой, громадный и мелкий бумажные кораблики.
Январь
«Норки для ежат»
Цель:Закрепить знания детей о особенностях сухого и мокрого песка.
Задачи: Вырабатывать представление о количестве (один — довольно много), размере (громадной — мелкий).
Развивать умение отображать в речи посредством предлогов (на, под) местонахождение предметов.
Развивать неспециализированную и небольшую моторику, тактильные ощущения.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Оборудование:Игрушка-ёж, пластилиновые ежата по количеству детей, сосновые иголки в тарелочках. Центр «Вода- песок»
Февраль
«Горки для козлят»
Цель:Учить детей выкладывать форму из мокрого песка.
Задачи: Вырабатывать знания о высоте предмета — большой, низкий.
Развивать неспециализированную моторику рук, координацию перемещений.
Воспитывать доброжелательность, желание оказать помощь.
Оборудование:Песок, комплект древесного театра « Волк и семеро козлят», ведёрки громадные и мелкие.
Март
«Лисичка в гостях у ребят»
Цель:Закрепить умение определять свойства сухого
( сыпется) и мокрого (держит форму) песка.
Задачи:Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.
Развивать неспециализированную и небольшую моторику.
Воспитывать хорошее отношение к персонажу, желание оказать помощь.
Оборудование:Игрушка-Лисичка, шнур, большие бусины 15шт., песок в прозрачных чашках (по количеству детей), сита (по количеству детей), формочки, подносы, лейка с водой.
Апрель
«Сутки рожденья куклы Маши»
Цель:Учить детей выкладывать формы из мокрого песка.
Задачи:Приучать детей договаривать слова привычной сказки
Развивать небольшую моторику рук, координацию перемещений.
Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, приводить к желанию оказать помощь им.
Оборудование:Песок, кукла – громадная, настольный театр «Колобок»,
формочки, подносы, совки, громадный стройматериал.
Май
«Мы ходили в огород»
Цель:Закрепить умение детей выкладывать формы из мокрого песка.
Задачи:Учить обнаружить на ощупь и по заглавиям запрятанные в песке овощи.
Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать привычную сказку.
Воспитывать хорошее отношение к персонажу.
Оборудование:Песок, кукла — дедушка, овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа), шапочки персонажей сказки «Репка», корзинка, формочки, разносы, совки (по кол-ву детей), лейка с водой.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ПО Формированию НЕБОЛЬШОЙ МОТОРИКИ.
О К Т Я Б Р Ь
Д/игра «кольца и Стержни»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.
Д/игра Цветные вкладыши.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.
Пальчиковая гимнастика Пальчики, здравствуйте!
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с громадного пальчика.
Н О Я Б Р Ь
Д/игра Прекрасный мешочек.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать обращение ребенка.
Пальчиковая гимнастика Овощи
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей делать руками корзиночку и сгибать пальчики, начиная с громадного.
Д Е К А Б Р Ь
Я Н В А Р Ь
Д/игра Мозаика.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выкладывать из небольших фигур рисунок по примеру.
Упражнение Елочка.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей показывать рукой круг. Развивать неспециализированную моторику ребенка.
Пальчиковая гимнастика Новогодние игрушки.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно соединять громадный пальчик с остальными правой рукой и левой совместно. Развивать переключаемость неспециализированных и небольших перемещений.
Ф Е В Р А Л Ь
М А Р Т
Выкладывание 8 Марта.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Обогащать сенсорный опыт детей, знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, небольшую моторику. Вырабатывать умение функционировать по показу взрослого.
Пальчиковая гимнастика Отечественные мамы
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сперва одной, позже второй руки. Сжимать обе ладошки в замочек.
А П Р Е Л Ь
М А Й
Д/игра Прекрасный мешочек.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.
Выкладывание Узор из белой и красной фасоли.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей функционировать по указанию педагога. Брать громадным и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. Учить детей менять белую фасоль и красную.
Пальчиковая гимнастика Отечественная армия.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно шагать указательным и средним пальчиками правой и левой руки.
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ.
Игры с прищепками развивают небольшую моторику, пространственное воображение, содействуют формированию мышления и интеллекта, и становлению речи.
Итак, заберите коробку с прищепками, добавьте к этому мало фантазии — и возможно затевать игру. Обратите внимание, на то, что прищепки необходимо брать такие, дабы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать.
Игра №1 Отыщи прищепку
Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, дабы он смог легко к ним дотянуться. Заметите, какое это будет для него увлекательное занятие — сбрасывать с себя эти многоцветные прищепки.
Игра №2 Солнышко
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, ухмылку (радостное личико); а иначе — также глазки, ротик и носик, но с опущенными уголками (грустное личико). Разверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и поведайте крохе сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот в один раз оно утратило собственные лучики. С того времени оно стало грустным-грустным. Дабы развеселить солнышко необходимо прицепить ему лучики. Продемонстрируйте, как посредством прищепок возможно сделать лучики. После этого, в то время, когда все лучики будут на месте, разверните солнышко второй стороной и посмотрите, какое оно стало радостное.
Игра №3 Елочка
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). В случае, если у вас имеется зеленые прищепки, предложите ребенку применять лишь их, так вы еще и параллельно станете обучать малыша цветам. Позже елочку возможно раздеть и опять одеть.
Игра №4 Травушка-муравушка
Вырежьте из зеленого картона долгий прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас окажется травка.
Игра №5 Цветочки
Сделав маленькие многоцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите многоцветные цветочки: васильки, ромашки, розочки и т.д.
По этому же принципу, добавив самую малость фантазии, возможно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и другое.
И это еще не все. В то время, когда у вас соберется довольно много различных фигурок из прищепок, возможно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик… Дальше возможно придумывать сказки и совместно радоваться тому, что оказалось.
Внимание! Смотрите за тем, дабы кроха случайно не прищемил себе пальчик либо шнобель, либо еще какую-нибудь часть тела.
ИГРЫ «До тех пор пока МАМА НА КУХНЕ»
Все мы знаем, что слаженная и умелая работа пальчиков малыша оказывает благоприятное влияние на развитие речи и интеллекту, оказывает хорошее действие на целый организм в целом, готовит до тех пор пока ещё неумелую и непослушную ручку к письму. Осознавая всю важность пальчиковых упражнений и игр, мамы закупают разные шнуровки, большие мозаики и другие умные игрушки и начинают заниматься с крохой. Но мы довольно часто упускаем из виду весьма несложную и очевидную истину: среди простых игр и несложных бытовых действий — уйма по-настоящему бесценных упражнений, каковые, к тому же, ещё и значительно привлекательнее для ребёнка, нежели покупные игрушки.
«Мелкий рисовальщик»
Сообщить по правде, полноценно готовить на кухне в то момент, в то время, когда мелкий «моторист» будет занят в том месте собственными играми, маме вряд ли удастся. Но уделить время и закипающему супу, и развивающемуся чаду, возможно, всё-таки окажется.
Так как под рукой имеется превосходный, дешёвый всем и отлично узнаваемый продукт для развития небольшой моторики рук — крупы. И, в случае, если вас не пугает возможность собирать на полу пшено либо горох, предложите крохе простые и действенные упражнения, каковые точно придутся ем по вкусу. Для начала высыпьте любую небольшую крупу на поднос ровным слоем и продемонстрируйте крохе, как возможно рисовать «на холсте» пальчиком. Пускай он изобразит палочки, точечки и другие — «каляки-маляки». Рисовать возможно не только указательным, а всеми поочереди пальчиками а также всей ладошкой. Пускай выбирает крупинки ручками и зажимает их в кулачок. В сухой крупе, насыпанной в кастрюльку возможно прятать небольшие игрушки. Основное в аналогичных играх — не потерять момент, в то время, когда кроха переходит от созидательной деятельности к разрушительной и начинает всё разбрасывать на пол. В большинстве случаев это наступает через пара мин. по окончании начала игры. Но кроме того эти пара мин. принесут без сомнений пользу маленьким пальчикам.
Сыграем в Золушку.
Ребятишкам чуть постарше возможно предложить поиграть в «Золушку». Для этого смешайте в мисочке по чуть — чуть фасоли и гороха и предложите карапузу рассортировать по тарелкам. Захватывать фасолинки возможно по-различному. Брать их щепотью, громадным и указательным пальцем, громадным и средним и без того потом. Возможно забрать и макароны различных видов, это не только стимулирует моторику, но и развивает мышление малыша, учит его разбирать.
Испекли мы колобок.
Если Вы лепите вареники либо пельмени, то к этому занятию также завлекайте кроху. Так как конкретно лепка — это лучшее средство для развития небольшой моторики рук. Кроме того самое простое пельменное тесто так приятно разминать в ручках и размазывать по-столу. А лучше приготовьте для ребёнка особое солёное тесто -его рецепт весьма несложен — 1 стакан соли «Экстра» смешиваем с одним стаканом муки, добавляем одну ложку растительного масла и полстакана воды. Хорошенько вымешиваете и кладёте в холодильник на несколько часов. Затем оно готово к работе.
Что же может делать с тестом годовалый кроха? В первую очередь разминать его в ручках. Отщипывать мелкие кусочки теста и перекладывать из ручки в ручку, разминать и давить. Возможно дать карапузу и кусок теста побольше. Пускай он запустит в миску обе ручки, потыкает его пальцами в собственное наслаждение. Это будет содействовать не только упрочнению пальчиков, но и формированию тактильной чувствительности.
Займёмся раскопками
А сейчас попытайтесь на глазах у малыша запрятать в тесто несколько небольших игрушек, к примеру от киндер-сюрпризов. Заметите какое количество упорства приложит Ваш кроха, дабы найти собственный клад. В случае, если подобная игра крохе понравилась, имеете возможность запрятать предметы помельче — большие пуговицы , к примеру, лишь следите, дабы ваш археолог не постарался слопать подобные предметы.
колбаски и Блинчики
Научите малыша делать «оладушки» и «блинчики» — продемонстрируйте, как сплющить кулачком либо ладошкой кусочек теста. Пускай он похлопает ручкой не сильный либо посильнее, а позже постарается слепить пирожок, а Вы с одушевлением нахваливайте свойстве юного пекаря.
Предложите угостить кукол «ягодками» либо «конфетками». В то время, когда ребёнок освоится с тестом, попытайтесь совместно скатать колбаски и колобки. Колбаски возможно разламывать на кусочки, расплющивать пальчиком, сворачивать рулетиком. И пускай они будут корявые и неровные, не забывайте, что Вы это всё делаете не для конечного результата, а серьёзен сам процесс.
Кухонные говорилки
Кухня — хорошее место, дабы пополнить словарный запас крохи и развивать его обращение. Все ли предметы ему тут привычны? Знает ли он о назначении той либо другой посуды, для чего нужен холодильник, микроволновка, миксер, кофеварка?
Перечислите попеременно всю имеющуюся на кухне посуду. Один предмет именует мама, второй — ребёнок. Так, понемногу кроха обучится подбирать обобщающие слова к группе предметов и запомнит, что чашка, тарелка, ложка — это посуда, а огурец, помидор, капуста. — это овощи. Кстати, об овощах. А благодаря собственной яркой окраске, возможно применять их для изучения цветов. К примеру, дать ребёнку лимон и сообщить — он жёлтый, а позже апельсин — он оранжевый и т.д. В ходе кухонных дел, всегда разговаривайте с крохой. Тем для бесед довольно много: где и как растут овощи и фрукты, что кладём в борщ, из чего варим компот, как получается растительное масло? Это не только развивает обращение, но и расширяет знания об окружающем мире.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ Своих родителей.
Советы ДЛЯ Своих родителей.
Упражнения по формированию небольшой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев судьбы ребёнка.
В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, растяжение и расслабление кистей малыша.
Начинайте либо заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
Проводите работу по формированию небольшой моторики систематично, в соответствии с учётом и возрастом уровня физического развития малыша.
Сперва все перемещения взрослый делает руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
Пристально смотрите за тем, дабы упражнения выполнялись ребёнком верно. В случае, если кроха затрудняется с исполнением какого-либо задания, сходу помогите ему: зафиксировать необходимое положение пальцев и т. п.
Меняйте новые и упражнения и старые игры. По окончании освоения ребёнком несложных двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
Делайте определённые перемещения в один момент с прослушиванием (а после этого и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
Поощряйте творческую активность ребёнка, пускай он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
Проводите занятия эмоционально, деятельно, хвалите малыша за удачи, но помните наряду с этим смотреть за его физическим состоянием и настроением.
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ.
СОВОКУПНОСТЬ РАБОТЫ ПО Формированию НЕБОЛЬШОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)
Условия происхождения опыта
Вопрос развития небольшой моторики детей достаточно актуален. Это много раз подчеркивается педагогами, другими специалистами и психологами в области дошкольного образования
Актуальность работы по формированию небольшой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психотерапевтическими и физиологическими изюминками детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции и структуры головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не имеет возможности сложиться без тактильно – двигательного восприятия, поскольку оно лежит в базе чувственного познания. Конкретно посредством тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их размещении в пространстве. Дабы научить малыша сказать, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать небольшую моторику рук.
Уровень развития небольшой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и конкретно в данной области дошкольники испытывают значительные трудности. Исходя из этого работу по формированию небольшой моторики необходимо затевать, задолго до поступления в школу, то есть с самого раннего возраста
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Что такое небольшая моторика ?
Небольшая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной совокупностей, довольно часто в сочетании со зрительной совокупностью в исполнении небольших и правильных перемещений пальцами и кистями ног и рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев довольно часто употребляется термин ловкость.
К области небольшой моторики относится громадное разнообразных перемещений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до весьма небольших перемещений, от которых, к примеру, зависит почерк человека.