Туристский потенциал территории 4 глава

Имеются регионы с большим уровнем совокупного туристского потенциала. К ним относятся: Столичная, Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Белгородская, Ростовская области, Краснодарский край, Республика Татарстан, и Пермский край, Свердловская и Челябинская области. В большинстве случаев, эти регионы характеризуются высокими полными показателями по приему как зарубежных, так и отечественных туристов. Возможности предстоящего развития интернационального туризма тут высоки, в особенности принимая к сведенью тот факт, что развитие внутреннего туризма содействует формированию международного.

В ряде регионов, владеющих низким уровнем совокупного туристского потенциала, все же отмечается активное посещение зарубежными гражданами, что характерно для Мурманской и Сахалинской областей, Камчатского края, Республики Карелия, Амурской области, Иудейской АО, Приморского, Хабаровского и Забайкальского краев.

Анализ специфики этих регионов дает основание утверждать, что поток въезжающих в них зарубежных граждан будет и дальше возрастать. Это разъясняется, в первую очередь, развитием делового туризма, связанного с активизацией торговых взаимоотношений и приграничным экономическим сотрудничеством с сопредельными странами.

задания и Контрольные вопросы

1. Что понимается под туристскими ценностями и туристским потенциалом?

2. Чем разъясняется многообразие точек зрения на сущность понятия «туристский потенциал»?

3. Каковы особенности проведения интегральной оценки совокупного туристского потенциала территории?

4. По каким параметрам проводится оценка туристского потенциала территории?

5. Чем характеризуется одна из методик оценки туристского потенциала территории?

6. Что такое «туристское уровень качества территории»9

7. Каковы особенности оценивания туристского качества территории9

8. Какова сущность методики оценки рекреационного потенциала России, предложенной К. В. Кружалиным?

9 Какие конкретно методики оценки туристского потенциала территорий вы понимаете?

10. Совершите оценку региона собственного проживания по методике оценки качества туристской территории либо по методике оценки туристско-рекреационного потенциала, предложенной Е Ю. Колбовским.

3 Глава

ТУРИСТСКИЕ И РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК Наиболее значимая СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ

3.1. Главные понятия о туристских ресурсах

Туризм как одна из отраслей хозяйства ориентируется на применение природных и культурно-исторических ресурсов. Это выражается в том, что он содействует:

• миграции людей к местам сосредоточения туристских ресурсов;

• вовлечению в хозяйственный оборот ранее не применяемых природных и культурных их элементов и комплексов;

• комплексному применению природных и историко-культурных ресурсов;

• предъявлению очень разнообразных требований к природным и культурным комплексам;

• антропогенному действию на природные и культурные комплексы.

В следствии труда работников турбизнеса восстанавливаются физические, психологические и интеллектуальные силы человека.

В СССР туризм рассматривался как разновидность рекреации, один из видов активного отдыха. Исходя из этого понятие «туристские ресурсы» обычно приравнивалось к понятию «рекреационные ресурсы». В случае, если понятие «рекреационные ресурсы» включают в себя питания и (средства туристские объекты размещения, музеи), явления и объекты природы (монументы природы, климат и т.д.), то понятие «туристские ресурсы» значительно шире и распространяется кроме этого на экономические, денежные, трудовые, производственные, социальные, инфраструктурные ресурсы, каковые смогут быть использованы для организации туристского хозяйства.

Понятия «рекреационные и» туристские «ресурсы » нужно разглядывать как взаимодополняющие (взаимозаменяющие).

Исходя из этого многие авторы, не хотя заниматься разделением категорий «туристские и» рекреационные «ресурсы », обширно применяют понятие «туристско-рекреационные ресурсы» как совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, нужных для создания туристского продукта.

В законе № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об базах туристской деятельности в РФ» (в редакции от 05.02.2007 г.) дается следующее определение: «туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие в себя объекты туристского показа, и иные объекты, талантливые удовлетворить иные потребности и духовные туристов, помогать поддержанию их жизнедеятельности, развитию и восстановлению их физических сил».

Туристский ресурс — категория, владеющая достаточно четким экономическим содержанием, имеющая суть только с позиций организаторов туризма либо территориального управления.

В экономическом замысле туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, поскольку их разделение порождает различия в итогах хозяйственного применения. Кроме этого ресурсы являются и предметами труда в схеме производственного процесса туристских одолжений.

Туристские ресурсы содействуют созданию расширенного производства туристского продукта, что определяется активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, и природными и социальными условиями. Туристские ресурсы доступны для использования и ознакомления независимо от формы собственности, в случае, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.

Туристские ресурсы количественно ограничены и как следует дифференцированы, выступают как товар, требующий больших затрат на воспроизводство.

Туристские ресурсы употребляются не только туристами, но и туристскими фирмами. Особенно это относится социально-экономических ресурсов туризма, представленных первым делом объектами туристской инфраструктуры.

Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Но часть из них, имеющих особенное значение, отнесена к памятникам и объектам мирового значения. Таковой список устанавливает и каждый год обновляет ЮНЕСКО.

Все природные объекты и памятники культуры находятся под охраной страны, на сохранение и поддержание монументов и объектов глобального значения выделяются кроме этого средства ООН. Базой применения туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма являются туристский интерес — возможность получения туристом объективной информации, хороших чувств и/либо потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной туристской услуге (работе), туристском продукте и туристском товаре, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, каковые выступают в виде объектов туристского интереса.

К объектам туристского интереса относятся достопримечательности, природные объекты и природно-климатические территории, со-циокультурные объекты показа и иные, талантливые удовлетворить потребности туриста в ходе осуществления туристской поездки либо путешествия.

Но чтобы эти объекты были реально использованы в целях туризма, нужна индустрия туризма и надлежащая инфраструктура, каковые обеспечат: доведение до туриста информации о данном туристском объекте, нужной и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий конкретно в эту местность и к этому объекту; достаточно комфортную и надёжную доставку туриста к данной местности; размещение; питание; развлечения.

3.2. Классификация туристских требования и ресурсов, предъявляемые к ним

Классификация туристских ресурсов. Существует множество классификаций туристских ресурсов.

1. Туристские ресурсы подразделяют на две многочисленные группы: яркие и косвенные.

К ярким туристским ресурсам относятся природные и историко-культурные ресурсы, применяемые отдыхающими и самими туристами (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т.д.).

Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для использования и освоения ярких туристских ресурсов, каковые подразделяют на материальные, технические, денежные, трудовые и др.

2. По функциональным качествам туристские ресурсы подразделяют на оздоровительные, познавательные и спортивные. Серьёзна и природно-эстетическая сокровище территории, которая усиливает либо, напротив, снижает функциональные качества. Познавательные особенности территории обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (культуры и памятников истории, музеев, традиций населения и национальных особенностей, неповторимых объектов природы, культуры, индустрии и др.).

3. Н. П. Крачило [44] целый комплекс туристских ресурсов подразделяет на три группы:

• природные: климат, водные ресурсы, лечебные грязи и минеральные источники, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, заповедники и природные памятники, красивые ландшафты, неповторимые природные объекты и др.;

• культурные: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные монументы, этнографические изюминки, фольклор, центры прикладного мастерства и т.д.;

• социально-экономические: уровень развития и транспортная доступность транспортной сети, экономико-географическое положение, уровень экономразвития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения.

4. Популярными являются классификации туристских ресурсов, предложенные польским и французским экономистами М.Труаси и П.Дефером.

В базе классификации М.Труаси лежит подразделение туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. М.Труаси выделяет три группы туристских ресурсов: природные, определяемые как «потенциальный туристский капитал»; туристские ресурсы, созданные трудом человека; «дополнительные» (инфраструктура, экономические удобства).

П.Дефер в отличие от М.Труаси не относит к туристским ресурсам объекты инфраструктуры. П.Дефер подразделяет все туристские ресурсы на четыре группы: гидром (водные объекты); фитом (почва, природа); литом (созданная трудом человека архитектура); антропом (нематериальные виды людской деятельности — обычаи, праздничные дни, обряды, нравы и др.).

5. С.А.Стремительное и М.Г.Воронцова [12] приводят следующую классификацию туристских ресурсов (рис. 3.1).

6. С позиций главных целей путешественников туристские ресурсы условно возможно подразделить на четыре группы: курортологические; рекреационные; религиозно-культурологические; информационно-деловые. Перечисленные ресурсы определяют формирование базисных видов туристского бизнеса.

Туристский потенциал территории 4 глава Туристский потенциал территории 4 глава

7. Существует классификация туристских ресурсов в рамках развития туристского потенциала (рис. 3.2). Эта классификация достаточно схематична и имеет сугубо экономическую направленность. Но она концентрирует в себе все главные параметры, по которым осуществляется классификация туристских ресурсов, и по данной причине достаточно довольно часто употребляется в научном обиходе.

В зависимости от целей путешествия смогут рассматриваться следующие туристские ресурсы.

Туристская территория, либо акватория, — географически определенное место концентрации самые ценных туристских ресурсов, и объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах и иных видах и кадастрах документации с введением режима приоритетного использования и целевого функционирования в целях туризма в ее пределах.

Природными лечебными ресурсами являются рекреационные ресурсы, предназначенные для отдыха и лечения населения, относящиеся к очень защищаемым территориям и природным объектам, имеющим собственные особенности в защите и использовании. На базе природных лечебных ресурсов выделяются лечебно-оздоровительные и курортные местности, создаются курорты.

Туристские информационные ресурсы являются информацией о территории, ее истории, культуре, природе и людях, взятую туристами конкретно на протяжении путешествия, на протяжении подготовки к нему либо по прошествии некоего времени. В сфере туризма информация делается главным ресурсом, потому, что основная цель туризма — получение туристами увлекательной и разнообразной информации о территории, ее истории, культуре, природе, людях. Вся эта информация воспринимается туристами на протяжении путешествий в другие страны, регионы, города и села.

Главная сокровище информации как туристского ресурса содержится в ее новизне, уникальности, потенциальном достатке эстетических, эмоциональных, ассоциативных впечатлений, каковые смогут получить от нее туристы.

Требования, предъявляемые к туристским ресурсам. В самом совершенном варианте для туристских ресурсов к ним предъявляются следующие требования.

1. Объект должен быть дешёв (транспортная и денежная доступность). Помимо этого, нужна достаточная информация о данном объекте. Отсутствие доступа к объекту быстро ограничивает его применение в качестве туристского ресурса кроме того не обращая внимания на его мировое значение и уникальность.

2. Серьёзное значение придается комплексности объектов. У одиночных объектов (за некоторым исключением) значительно меньше

шансов стать туристским ресурсом если сравнивать с группой занимательных объектов.

Комплексно размещенные объекты способны притягивать туристов и стимулировать предстоящее развитие окружающей территории для тут большой совокупности туризма.

3. Объект обязан владеть привлекательностью для туристов — аттрактивностью; наряду с этим объект может завлекать как собственной экзотичностью и красотой, так и уникальностью (громадными размерами, необычностью, редкой встречаемостью). Без соблюдения этого принципа отнесение объектов к категории туристских ресурсов представляется неосуществимым.

4. Объект должен быть надёжным для туристов. Первостепенное значение придается охране объекта от вандализма. Громадное значение имеет и степень сохранности объекта. К примеру, развалины древнего и легендарного в прошлом замка привлекут значительно меньшее количество туристов, нежели дворец периода Ренессанса, находящийся в хорошем состоянии.

5. Громадное значение имеет и расположение объекта, к примеру положение объекта на стыке природных зон и ландшафтов в сочетании с разнообразной богатым и культурной средой историческим прошлым территории.

6. Определяющее значение имеет и происхождение объектов. Обычно объекты естественного (природного) происхождения завлекают больше внимания, нежели объекты антропогенного происхождения. Но кое-какие объекты неестественного происхождения, созданные в последние десятилетия, способны завлекать бессчётных туристов.

7. Имеется особенная несколько объектов, являющихся одновременно туристским ресурсом и инфраструктурным объектом. К примеру, путешествие туристов на ретро-поездах предполагает применение поезда и как туристского ресурса, т.е. объекта туристского интереса, и как транспортного средства — инфраструктурного объекта.

3.3. характеристики и Свойства туристских ресурсов

Свойства туристских ресурсов. К фундаментальным особенностям туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные характеристики ландшафта; социально-демографические характеристики; потенциальный запас; методы применения. Своеобразными особенностями туристских ресурсов являются целостность, емкость, надежность, привлекательность и др.

Целостность понимается как неделимость туристских их элементов и ресурсов, существование их в определенной связи.

Емкость определяется числом туристов, которых может принять территория, располагающая туристским ресурсами (обращение об этом отправится в гл. 7).

Надежность туристских ресурсов — свойство, определяемое всем комплексом социальных, экономических и политических условий в рамках туристских территорий.

Уникальность туристских ресурсов определяется их исключительной привлекательностью и редкостью для туристов из любого уголка земного шара.

Познавательная сокровище — сообщение объекта с конкретным историческим субъектом, творчеством и жизнью знаменитостей.

Рекреационная сокровище — возможность применения объекта для оздоровления туристов и организации отдыха.

Известность — популярность тех либо иных туристских объектов и комплексов среди туристов.

Экзотичность — степень контрастности объектов по отношению к условиям места постоянного проживания туристов, необычность объектов.

Ясность — степень сотрудничества объекта с окружающей средой, сооружениями, природой.

Сохранность — подготовленность объекта к организованному приему туристов.

Безопасность — свойство туристских ресурсов, выражающееся в отсутствии вероятных негативных последствий от их применения местным населением и туристами.

Характеристики туристских ресурсов. Согласно точки зрения И. И. Пирожника [61], наиболее значимыми чертями туристских ресурсов являются:

• количество запасов (дебет источников минеральных вод; площадь туристских территорий; экскурсионный потенциал туристских центров), нужный для определения потенциальной емкости туристских комплексов, уровня освоенности, оптимизации нагрузок;

• площадь распространения ресурсов (размеры водоносных горизонтов, пляжей; лесистость либо водные ресурсы территории; границы стойкого снежного покрова), разрешающая выяснить потенциальные туристские территории, установить округа санитарной охраны;

• период вероятной эксплуатации (длительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залегание стойкого снежного покрова), определяющий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;

• территориальная неподвижность большинства видов ресурсов, обусловливающая тяготение туристской инфраструктуры к местам их концентрации;

• относительно невысокая стоимость и низкая капиталоемкость эксплуатационных затрат, что разрешает достаточно скоро создавать инфраструктуру и приобретать социальный и экономический эффекты, и самодеятельно применять отдельные виды ресурсов;

«возможность многократного применения при соблюдении норм рационального природопользования и проведении нужных мероприятий по благоустройству и рекультивации.

К туристским ресурсам их потребители предъявляют следующие требования:

• применение природных сокровищ (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа и др.);

• усвоение культурных сокровищ (осмотр монументов истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров и т.п.);

• возможность занятий спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры и др.);

• любительские занятия (рыбалка, охота).

3.4. Кадастр туристских ресурсов

Кадастр туристских ресурсов представляет собой систематизированный свод сведений, включающий количественную и качественную чёрта природных и социокультурных объектов и явлений туристского назначения.

Наиболее значимая цель создания кадастра туристских ресурсов содержится в обнаружении дорог самоё эффективного применения всех предпосылок развития туризма в пределах той либо другой территории. Для этого в кадастре обязана находиться комплексная черта туристских ресурсов, включая их детальный учет и классификацию, качественную и количественную оценку экономической эффективности освоения, анализ применения и его главные возможности, и наиболее значимые мероприятия по их охране.

Возможно выделить следующие виды оценки туристских ресурсов:

• количественная оценка ресурсов, разрешающая обрисовать имеющиеся туристские ресурсы количественно, т.е. выяснить их запасы и объём;

. качественная оценка ресурсов, которая разрешает оптимизировать направления по применению туристских ресурсов дестинации;

• анализ потенциальных возможностей применения ресурсов, т.е. выяснить рамки применения ресурсов, и экономические, социальные и экологические последствия пользования туристских ресурсов.

Кадастровый учет направляться вести в отношении трех главных групп туристских ресурсов.

1) ресурсы, формирующие туристский интерес (культурные ресурсы), каковые являются одним из наиболее значимых элементов (составляющей) туристского продукта;

2) инфраструктурные ресурсы (градообразующая и градообслуживающая сферы);

3) природные ресурсы.

При разработке кадастра туристских ресурсов должны употребляться разные источники информации об их состоянии и наличии, и результаты экспертных оценок и оценок привлекательности туристских ресурсов, каковые приобретают методом опросов и социально-экономического мониторинга.

При составлении кадастра должен быть соблюден последовательность ключевых принципов: объективность (обоснованность и достоверность всех данных); непрерывность (систематическое обновление, корректировка и уточнение данных); наглядность (систематизация данных, их оформление). Так, составление кадастра туристских ресурсов разрешит распознать сильные и не сильный стороны территории как с позиций экспертов, так и с позиций туристов.

На базе анализа ресурсных возможностей туристской территории формируется структурная таблица [12] кадастра туристских ресурсов (табл. 3.1).

Таблица 3 1 Структурно-оценочная таблица кадастра туристских ресурсов

Вид ресурса Критерии оценки Лимитирующие факторы
Культурные ресурсы
Объекты туристского и экскурсионного показа Всемирный уровень Норма пропускной свойстве объекта
Национальный уровень
Местный уровень
Инфраструктурные ресурсы
Средства размещения Классность (звездность) Количество мест номерного фонда
Ориентированность предприятия по сегментам потребителя
Другие критерии
Вид ресурса Критерии оценки Лимитирующие факторы
Предприятия питания Тип предприятия Количество накрытий
Классность предприятия
Кухонная направленность
Другие критерии
Транспортная инфраструктура Виды транспортной доступности Пропускная свойство ифраструктуры
Интенсивность перемещения
Другие критерии
Торговля Виды продукции Насыщенность рынка товарами
Другие критерии
Финансовая система Виды одолжений Кредитные свойства банка
Другие критерии
Другая туристская и нфраструктура Разная совокупность параметров Критерии возможности обслуживания
Природно-рекреационные ресурсы
Климатический фактор Режим осадков Режим действия
Циркуляция воздуха
Ветровой режим
Другие критерии
Водный ресурс Вид ресурса Допустимая антропогенно-рекреационная нагрузка: технологическая и психотерапевтическая
Оценка берега
Черта дна
Санитарно- гигиенические характеристики
Применимость в развитии туризма
Другие критерии
Садово-парковый ресурс (парки, сады, скверы) Вид ресурса Экологическая пропускная свойство
Тематика ресурса
Другие критерии

В табл. 3.1 продемонстрированы наиболее значимые направления развития туризма в рамках определенной территории, разрешающие выяснить те ресурсы, каковые будут включены в программу и план развития туризма. Такая таблица окажет помощь грамотно распределять средства бюджета, ассигнованные на развитие туристской сферы. При составлении таблицы кадастра особенное значение направляться уделять территориальному фактору, то есть: расположению разглядываемых ресурсов в территориальном разрезе.

Кадастр туристских ресурсов есть одним из инструментов для комплексного планирования развития туризма в том либо другом регионе. Кадастр туристских ресурсов есть базой для разработки целевой программы либо концепции развития туризма в регионе.

3.5. Рекреационные ресурсы

Серьёзной составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются: компоненты природной среды; объекты хозяйственной деятельности, владеющие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, каковые смогут быть использованы для организации разных форм и видов рекреационных занятий.

Рекреационные ресурсы влияют на территориальную организацию рекреационной деятельности, формирование рекреационных центров и районов, их экономическую эффективность и специализацию. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, в первую очередь, структурой и объёмом рекреационных потребностей.

Для рекреационных ресурсов характерна социокультурная пространственная и временная относительность, контрастность с привычной средой обитания человека и сочетание разных природных и культурных сред. Рекреационным ресурсом есть практически любое место, отвечающее следующим двум параметрам:

1) место отличается от привычной среды обитания человека;

2) место есть сочетанием двух разных в природном отношении сред и более.

Статистически самые привлекательными являются совокупность и краевые зоны разных сред (вода — суша, лес — поляна, бугор — равнина и т.п.). В совершенстве самый привлекательны совокупности контрастных сред: горы + море + разнообразная культурная среда.

Потребности социокультурного освоения территорий — это фактор превращения и основная причина совокупности тех либо иных особенностей территории в рекреационные ресурсы.

Рекреационные ресурсы во многом являются производным от рекреационных потребностей населения, каковые, со своей стороны, определяются задачами социокулътурного освоения территорий. Рекреационные потоки ориентированы конкретно в те регионы, каковые подлежат освоению. На уровне массового сознания формируется установка на то, что именно в этих местах сконцентрированы самые ответственные и респектабельные рекреационные ресурсы. При достижении пика процесса освоения территории значимость ее рекреационных ресурсов существенно понижается. Ни при каких обстоятельствах не происходит полного отрицания их значимости, но нет и возврата к прошлой оценке одних и тех же рекреационных ресурсов.

Потребность в социокультурном освоении территорий — это фактор превращения и основная причина совокупности тех либо иных особенностей территории в рекреационные ресурсы.

На данный момент существуют разные научные и учебные публикации, в которых дается определение термина «рекреационные ресурсы».

С позиций автора, громаднейший интерес воображает работа Н.С. Мироненко [57], что под рекреационными ресурсами осознаёт явления и объекты природы, результаты людской (антропогенной) деятельности, каковые возможно применять для отдыха, лечения и туризма. Это определение нужно считать самый удачным и емким. Оно и будет употребляться в последующих главах учебного пособия.

Рекреационные ресурсы владеют рядом особенностей.

Во-первых, они историчны, т.е. смогут видоизменяться по мере роста рекреационных потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. К примеру, рекреационными ресурсами (объектами туристского показа) становятся болота, предприятия, ветхая техника и оборудование и др.

Во-вторых, они территориальны, т.е. занимают громадные площади; отдых как социально-экономическое явление уже на данный момент требует территорий, практически равных применяемым сельским и лесным хозяйством.

В-третьих, владеют организующей ролью, содействуя формированию особенных рекреационных пунктов, зон и районов, имеющих ту либо иную специализацию.

Кое-какие авторы [46] под рекреационными ресурсами знают всю совокупность элементов природных и антропогенных комплексов, и их пространственно-временных сочетаний. Они подразделяют рекреационные ресурсы на семь громадных типов, каковые основаны на оценке и генезисе их состояния:

Новые подходы и тенденции в развитии туризма Казахстана и России


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: