Семинарские и практические занятия

Методика математического развития, теоретические базы методики обучения математики

Методические советы к практическим и семинарским занятиям

Профессии 050704 «Дошкольное образование»

Краевое национальное образовательное учреждение среднего профобразования (среднее особое учебное заведение)

«Красноярский педагогический колледж № 2»

Семинарские и практические занятия

Тема 1.Главные математические понятия как теоретическая база методики

Цель:Уточнить кое-какие понятия теории математики, являющиеся основополагающими при изучении методики. Производить у студентов умения оперировать арифметическими терминами.

Вопросы для дискуссии:

Из счёта развития и истории числа

Содержание понятий «множество», «число», «цифра».

Черта свойства натурального последовательности чисел, количественного и порядкового значения чисел.

измерения сущности и Раскрытие счёта.

Арифметические действия.

Методические указания:

Студенты изучают историю развития числа, говорят о обстоятельствах происхождения разных видов записи чисел, дают им чёрта, раскрывают сущность совокупностей счисления.

Именуют виды множеств, дают им чёрта, создают операции над множествами.

Изучают и уточняют сущность счетной деятельности, связь и измерения и различие счёта. Дают пояснения об арифметических действиях (вычитание и сложение), их связи.

Литература:

Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 33 — 69

Леушина А.М Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1974 стр. 328 – 343

Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 11 – 37

Тема № 2Анализ раздела «Развитие элементарных математических представлений» в образовательной программе «обучение и Воспитание в детском саду» (под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.)

Цель: Познакомить студентов с содержанием раздела «Развитие элементарных математических представлений» в программе «обучение и Воспитание»:

— Проанализировать программные задачи по разделам;

— Прослеживать преемственность и усложнение программных задач по

возрастным группам;

— Определять связь разделов, содержание которых снабжает

математическую подготовку детей дошкольного возраста к школе.

Вопросы для дискуссии:

Анализ структуры данного раздела (по предложенной схеме):

Возрастные группы

Закрепляются

Снова даются

Знания

Умения

Преемственность в содержании программных задач по возрастным группам.

Методические указания:

Изучить образовательную программу «обучение и Воспитание»» На базе примерной схемы совершить анализ раздела. Выделить новые задачи в каждой возрастной группе. Проследить преемственность и усложнение программных задач, отметить, знания и какие умения дети покупают в ходе обучения.

При независимой подготовке к занятию обучаться разбирать содержание программ по различным возрастным группам.

Литература:

1. «обучения и Программа воспитания в детском саду»

под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. , М., Мозаика – синтез, 2005

Тема № 3Использование наглядного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей.

Цель: раскрыть роль наглядности при обучении дошкольников математике. Познакомить студентов с разными видами демонстрационного и раздаточного материала.

Вопросы для дискуссии:

Необходимость применения наглядного материала в обучении математике

Виды требования и наглядного материала к нему.

Исполнение упражнений в подборе наглядного материала к указанным программным задачам на занятиях в различных возрастных группах.

Методические указания:

Уяснить значение наглядности при формировании у дошкольников элементарных математических представлений. Дать анализ разных видов наглядного материала (демонстрационного, раздаточного), охарактеризовать и обосновать требования к наглядному материалу, продемонстрировать вероятные варианты его применения.

Пособия:

Разные варианты демонстрационного и раздаточного материала, применяемые для реализации разделов программы

Иллюстрации с изображением дидактического материала

Методические пособия

Тема № 4Изюминки представлений детей о их измерении и размерах предметов

Цель:Уточнить знания студентов о содержании понятия «величина», изюминках представлений детей о размерах предметов.

Вопросы для дискуссии:

Содержание понятия «величина».

Особенности представлений о размерах предметов: дифференцирование трех измерений, упорядочивание предметов по размерам, установление транзитивных взаимоотношений.

Своеобразие знаний детей о мерах и способах измерения длины, количества, массы.

Особенности измерительных действий детей.

Методические указания:

Изучая психолого-педагогическую литературу, студенты должны усвоить понятия «размер предметов», «ее» свойства и величина. Дать чёрта изюминкам восприятия детьми размеров предметов, выделения ими трехмерности измерения.

Уточнить познание детьми представлений о линейных измерениях, возможности познаний сущности измерений с применением условных мер, развивать глазомер. На данной базе охарактеризовать особенности измерительных действий детей.

При подготовке ответов применять материалы наблюдений за детьми.

Литература:

1. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 197 — 224

2. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 131 – 135, 152 – 155, 179 — 184, 213 – 216.

3. методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV

Тема № 5Методика ознакомления детей с их измерением и размерами предметов.

Цель: Познакомить студентов совокупностью приемов, направленных на развитие у детей умений сравнивать предметы по размерам методом определения сопоставления и непосредственного измерения на глаз.

Вопросы для дискуссии:

Задачи ознакомления детей в различных возрастных группах с величиной и размерами предметов.

Методические приемы ознакомления дошкольников с размерами предметов в различных возрастных группах (демонстрация различных фрагментов занятий)

Обучение детей измерению размеров.

Методические указания:

Проанализировать программные задачи и показать приемы работы по ознакомлению детей с величиной в различных возрастных группах.

Нужно раскрыть последовательность в обучении измерению, в применении наглядности (демонстрационного и раздаточного материала)

Раскрыть сущность измерения, продемонстрировать связь измерения посредством условной мерки.

Проанализировать конспекты занятий, включающих задачи по обучению измерению.

Пособия:

Конспекты занятий по математическому формированию

Тема № 6.игровые упражнения и Дидактические игры по ознакомлению с размерами предметов.

Цель: Вырабатывать у студентов умения подбирать дидактические игры соответственно задачам обучения детей различных возрастных групп.

Вопросы для дискуссии:

Применение дидактических игр для ознакомления детей с массой и размерами предметов в различных возрастных группах.

Требования к подбору дидактического материала с целью проведения игр на занятии в детском саду.

Методические указания:

Отобрать, проанализировать и самостоятельно составить 2 – 3 дидактические игры на ознакомление с размерами предметов.

Для демонстрации фрагментов занятий, проведения игровых упражнений подобрать соответствующий дидактический материал. При подготовке к уроку проанализировать игры и игровые упражнения, продемонстрировать методику их применения.

Литература:

1. «обучения и Программа воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. , М., Мозаика – синтез, 2005

2. Методические пособия

Тема № 7.Особенности количественных представлений детей младшего дошкольного возраста. Методические приемы формирования знаний о количестве у детей младшего возраста.

Цель:на базе изучения психолого – педагогической литературы усвоитьособенности развития количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста. Отработать конкретные методические приемы обучения детей.

Вопросы для дискуссии:

Развитие начальных количественных представлений у детей на базе опыта действий с предметами и знания их.

Своеобразие количественных представлений младших дошкольников (группировка предметов по цвету, размерам, форме; потребление слов – числительных, познание их смысла; воспроизведение количества предметов при различной форме их размещения).

Особенности сравнения групп предметов по количеству.

Приемы формирования знаний о количестве.

Анализ игровой обстановке («старший воспитатель» растолковывает «воспитателям» какие конкретно наглядные пособия и как применять на занятиях при формировании понятий довольно много, мало, один при сравнении групп предметов).

игровые упражнения и Дидактические игры с математическим содержанием в работе с младшими дошкольниками.

Приемы обучения составлению множеств из отдельных предметов. Развитие речевых умений.

Методические указания:

Студенты должны осознавать, что в базе обучения математическим знаниям детей всех возрастных групп лежат практические действия с совокупностями объектов, в ходе упражнений и игр детей учат объединять и собирать по определенному показателю эти совокупности, поэлементно сравнивать и устанавливать равенство либо неравенство элементов. Студенты знакомятся с изюминками восприятия разных множеств, осваивают методические приемы, нужные при формировании представлений о количестве.

Литература:

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985.

.Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. — М., 1985.

Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. — М., 1987.

Снабжающие средства:

Наборное полотно, карточки, демонстрационный и раздаточный материал

Тема № 8 Изюминки развития количественных представлений у старшего и детей среднего дошкольного возраста. Формирование количественных представлений.

Цель: усвоить и охарактеризовать особенности развития у детей понятия числа и поэтапность овладения счетом. Опираясь на теоретические знания отработать методические приемы обучения детей счету в различных возрастных группах.

Вопросы для дискуссии:

Особенности развития у детей представлений о числах и числе натурального последовательности.

Этапы развития счетной деятельности.

Задачи обучения счету в возрастных группах.

Обучение количественному и порядковому счету. Знакомство с знаками и цифрами. Речевые умения детей.

Формирование у детей понимания независимости результата счета от пространственно — качественных показателей предметов.

Методика обучения сравнению чисел.

Изучение состава числа.

Методика ознакомления с монетами.

Методические указания:

Студенты осваивают приемы работы по обучению детей счету, этапы освоения счетом. Действия на каждом этапе усложняются и совершенствуются,, изменяется глубина и объём представлений о числе, отношениях и связях между числами. Дети вычисляют совокупности предметов, звуков, перемещений, мерок. Установить сообщение количественного и порядкового счета. Необходимость ознакомления детей с цифрами как символами числа.

Подобрать 2 – 3 дидактические игры по обучению счету в различных возрастных группах.

Анализ конспектов занятий.

Литература:

.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 152 — 180

Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 124 – 131, 144 –152, 162 – 179, 195 – 201.

методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV

Пособия:

Дидактические игры, цифры и символы

Тема № 9Обучение детей ответу арифметических задач.

Цель: изучить изучения по проблеме обучения дошкольников ответу арифметических задач. Раскрыть способы и последовательность обучения ответу арифметических задач.

Вопросы для дискуссии:

Виды арифметических задач для детей дошкольного возраста (по данным изучений).

Обычные неточности детей при решении и составлении задач.

Методика обучения ответу задач в изучениях авторов: А.М. Леушина, Р.Л. Непомнящая

Методические указания:

Приготовить теоретический и практический материал. Отыскать в памяти, что такое арифметическая задача, раскрыть значение арифметических задач для умственного развития дошкольников. Выяснив виды арифметических задач, наметить последовательность ознакомления со структурой задачи, охарактеризовать обстоятельства трудностей понимания детьми арифметической задачи, ознакомить с методикой обучения формулировки и использования наглядности арифметических действий. Различные подходы в изучениях авторов студенты готовят самостоятельно.

Литература:

1.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 184 –196.

2. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 201 – 213.

3.Данилова В.В. и др. Математическая подготовка детей в детсадах. – М., 1988. стр. 5 — 15

Михайлова З.А., Рихтерман Т.Д и др. Обучение математике в детском саду. – М., AcademA, 1998. стр. 26 – 43.

Пособия:

Модели для ответа арифметических задач, пособия для составления арифметических задач, цифры и символы.

Тема № 10 Изюминки пространственной ориентации детей дошкольного возраста.

Цель: раскрыть познание категории пространства, развитие пространственных представлений детей и на данной базе обосновать программные задачи для каждой возрастной группы детского сада.

Вопросы для дискуссии

определения и Особенности различения детьми раннего дошкольного возраста направлений в пространстве.

Особенности ориентации детей на местности.

Особенности восприятия пространственных взаимоотношений между предметами. Речевые умения детей в определении пространственных взаимоотношений.

Анализ пространственных задач для каждой возрастной группы.

Методические указания

При подготовке к семинару студент обязан уяснить содержание понятия «пространственной ориентации». направляться осознать роль пространственных пространственной ориентировки и представлений для подготовки и практической деятельности детей их к школе.

Раскрывая вопрос об изюминках пространственной ориентировки детей, студенты должны четко знать, в чем содержится сложность восприятия пространства для дошкольников, какова последовательность освоении детьми изюминки восприятия дошкольниками пространственных взаимоотношений между предметами. Роль речи.

Разбирая программные задачи по ориентировке в пространстве, нужно уяснить усложнение программных задач от одной возрастной группы к второй и их связь.

При подготовке студенты должны применять материалы обследования детей.

Литература:

1. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 197 — 224

2. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 131 – 135, 152 – 155, 179 — 184, 213 – 216.

3. методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV

Тема № 11Методика обучения дошкольников ориентировке в пространстве

Цель: познакомить студентов совокупностью методических приемов формирования у детей умений ориентироваться в пространстве.

Раскрыть совокупность обучения, применяя разные приемы работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.

Вопросы для дискуссии

Формирование умения ориентироваться «на себе», «на предметах».

применение и Основание словесной совокупности отсчета по главным пространственным направлениям.

Формирование умения определять пространственное размещение предметов. Ориентировка на плоскости.

Методические указания

При подготовке к практическому занятию студент обязан уяснить этапы работы по формированию у дошкольников пространственных представлений. Дать чёрта этапов работы: умение ориентироваться « на себя», « на втором человеке», « на предметах». Освоить и использовать словесные совокупности отсчета по главным пространственным направлениям. Выяснить трудности в усвоении детьми данных знаний, пути их преодоления.

Литература:

1. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 243 — 250

2. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 138 – 140, 157 – 159, 187 – 189, 219 – 226.

3. методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV

Тема № 12упражнения и Дидактические игры по обучению детей пространственным ориентировкам

Цель: вырабатывать у студентов умение подбирать, разбирать и проводить дидактические игры по формированию пространственных ориентировок соответственно задачам обучения детей в различных возрастных группах.

Вопросы для дискуссии

Использование дидактических, подвижных игр, игровых упражнений в обучении детей пространственным ориентировкам.

Применение упражнений для развития у детей ориентировки на листе бумаге ( на бумаге в клеточку в старших группах).

Игры с применением моделирования.

Методические указания

При подготовке к лабораторному занятию студентам направляться отобрать и проанализировать 3-4 игры (для детей различных возрастных групп), самостоятельно составить 2-3 игровых задания для развития у детей пространственных ориентировок.

Систематизировать дидактические игры либо игровые упражнения по одной из программных задач для различных возрастных групп.

На занятии нужно показать игровые обстановки, проанализировать методику проведения их.

Литература:

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985.

1. .Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. — М., 1985.

2. Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. — М., 1987.

Пособия:

Замыслы, схемы для определения местонахождения в пространстве

Фрагмент записи занятия.

Тема № 13Изюминки ориентировки детей дошкольного возраста во времени

Цель:раскрыть познание категории времени и особенности его восприятия детьми различного возраста.

Выяснить совокупность работы и проанализировать программные задачи для каждой возрастной группы.

Вопросы для дискуссии:

Особенности восприятия времени детьми различного возраста.

Совокупность работы по обучению ориентировке во времени.

Задачи формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.

Методические указания:

Изучая ориентировки детей и особенности восприятия во времени, студенты должны осознать, как на базе чувственного отражения времени формируются у детей логические формы отражения их в речи. Как дети поймут временные отношения, и фундаментальные особенности времени (непрерывность, текучесть, периодичность). Разбирая раздел программы «Развитие элементарных математических представлений» продемонстрировать усложнения и изменения программных задач от младшей до подготовительной группы детского сада.

Литература:

методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1982.

Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. С – П., «Детство — пресс», 2005

Пособия:

Модели часов, календарей, дидактические игры

Тема № 14Методика формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста

Цель: овладение умениями применять теоретический и практический материал в проведении занятий с детьми по формированию ориентировки во времени.

Вопросы для дискуссии:

Приемы обучения детей умению частей и различению суток определять их последовательность.

Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с календарем как совокупностью мер времени – дни, семь дней, месяц, год.

Развитие у детей эмоции времени. Знакомство детей с прибором для определения времени – часами.

Методические указания:

Раскрывая методику формирования представлений о времени в младшей группе, нужно продемонстрировать, какими приемами нужно пользоваться для отражения связи характерной деятельности дошкольников дома, в детском саду, с определенными частями дней.

В средней группе характеризуются объективные показатели времени и последовательность частей дней (утро, сутки, вечер, ночь).

Раскрывается методика ознакомления детей с мерами и календарём календарного времени, в старших группах демонстрируются фрагменты занятий.

Литература:

1. методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV

2. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1982.

3. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. С – П., «Детство — пресс», 2005

Пособия:

Модели часов, календарей, дидактические игры

Тема № 15 Изюминки представлений детей о форме предметов и фигурах

Цель: Увеличить и углубить знания студентов об изюминках геометрических формы фигур и восприятия предметов детьми дошкольного возраста.

Вопросы для дискуссии:

Особенности восприятия детьми геометрической фигуры и формы предметов тела (с применением материалов собственных наблюдений).

Значение знаний о форме геометрических фигур и предметов для сенсорного и умственного развития дошкольников.

Анализ задач ознакомления детей с формой геометрических фигур и предметов в различных возрастных группах.

Методические указания:

Уточнить знания студентов об изюминках восприятия дошкольниками геометрических фигур и формы предметов, тел. Охарактеризовать, как изменяется в течении дошкольного возраста роль зрительного восприятия и обследования формы предметов детьми. Найти значение речи взрослого и самого ребенка в развитии представлений о форме.

Литература:

Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 197 — 224

.Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 131 – 135, 152 – 155, 179 — 184, 213 – 216.

методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV

Пособия:

Комплекты фигур

Блоки Дьенеша, дидактические игры

Тема № 16 Методика ознакомления детей с формой геометрических фигур и предметов.

Цель: Познакомить студентов с совокупностью приемов, направленных на развитие у детей перцептивных действий в различении формы, сравнения, воссоздания фигур , тел.

Вопросы для дискуссии:

Приемы для ознакомления детей с формой фигур , тел.

Группировка фигур по различным показателям.

Приемы обучения воссозданию фигур .

Методические указания:

Студентам нужно охарактеризовать методику работы по формированию у детей представлений о форме, последовательность в ознакомлении их с формой фигур и окружающих предметов, приемы обучения методам различения, сравнения и обследования фигур , тел.

На протяжении практического занятия показать приемы по ознакомлению различных возрастных групп с формой геометрических фигур и предметов и проанализировать фрагменты конспектов занятий, размещённых в литературе.

Литература:

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985.

Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. — М., 1985.

Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. — М., 1987.

Пособия:

Конспекты занятий по математике в возрастных группах

Комплекты фигур

Тема № 17Планирование работы по формированию элементарных математических представлений в разновозрастной группе

Цель: вырабатывать навыки комплексного планирования программных задач.

Вопросы для дискуссии:

условия и Значение планирования работы по математике в детском саду.

Требования к составлению замысла работы по математике.

Требования к составлению конспекта занятия по математике.

Планирование личной работы с детьми.

Диагностика детей по усвоению математических представлений.

Методические указания:

Студентам нужно усвоить условия, каковые нужно выполнять при составлении замысла работы (знание возрастных изюминок детей, программы обучения, соблюдения дидактических правил обучения, личных подходов к детям).

Студентам к занятию нужно составить и проанализировать конспекты комплексных занятий по математике в разных возрастных группах. Схема анализа конспекта: структура конспекта, отбор программных задач, планирование применения наглядного материала.

Анализ календарного замысла работы воспитателя по математике на месяц в одной из возрастных групп.

Литература:

Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 287 – 300.

Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 241 — 249

Данилова В.В. и др. Математическая подготовка детей в детсадах. – М., 1988.

Михайлова З.А., Рихтерман Т.Д и др. Обучение математике в детском саду. – М., AcademA, 1998.

Михайлова З.А. и др. Математическое развитие дошкольников (учебно-методическое пособие). – С. – П., Акцидент, 1998. стр. 80 – 84.

Пособия:

Конспекты занятий по математике

Тема № 18Анализ разделов ФЭМП в образовательных программах для детей дошкольного возраста.

Цель: Познакомить студентов с содержанием разделов ФЭМП в образовательных программах

— Проанализировать программные задачи по разделам;

— Прослеживать преемственность и усложнение программных задач по

возрастным группам;

— Определять связь разделов, содержание которых снабжает

математическую подготовку детей дошкольного возраста к школе.

Вопросы для дискуссии:

1. Обоснование заглавия программного раздела

2. Анализ структуры данного раздела (по предложенной схеме):

«Радуга»

«Детство»

«Развитие»

«Истоки»

Задачи

Содержание

приёмы и Методы обучения

Дидактические средства

Формы организации обучения

Преемственность в содержании программных задач по возрастным группам.

Методические указания:

Изучить образовательные программы. На базе примерной схемы совершить анализ раздела. Выделить новые задачи в каждой возрастной группе. Проследить преемственность и усложнение программных задач, отметить, знания и какие умения дети покупают в ходе обучения.

При независимой подготовке к занятию обучаться разбирать содержание программ по различным возрастным группам.

Литература:

«обучения и Программа воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. , М., Мозаика – синтез, 2005

Программа воспитания, образования и развития детей в детском саду «Радуга». Доронова Т.Н и др. М., Просвещение , 1997

Программа «Развитие». Венгер Л.А. и др. М., «Новая школа», 1994

воспитания и Программа развития в детском саду «Девство». Логинова В.И., Бабаева Т.И., и др. С – Пб, Акцидент, 1997

Базовая программа развития ребенка – дошкольника «Истоки», Парамонова Л.А., Обухова Л.Ф. и др., М., «Карапуз», 2001

гр 361 на 5 02 2018 ЭО Строители Семинарское занятие Организация производства


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: