Методика математического развития, теоретические базы методики обучения математики
Методические советы к практическим и семинарским занятиям
Профессии 050704 «Дошкольное образование»
Краевое национальное образовательное учреждение среднего профобразования (среднее особое учебное заведение)
«Красноярский педагогический колледж № 2»
Семинарские и практические занятия
Тема 1.Главные математические понятия как теоретическая база методики
Цель:Уточнить кое-какие понятия теории математики, являющиеся основополагающими при изучении методики. Производить у студентов умения оперировать арифметическими терминами.
Вопросы для дискуссии:
Из счёта развития и истории числа
Содержание понятий «множество», «число», «цифра».
Черта свойства натурального последовательности чисел, количественного и порядкового значения чисел.
измерения сущности и Раскрытие счёта.
Арифметические действия.
Методические указания:
Студенты изучают историю развития числа, говорят о обстоятельствах происхождения разных видов записи чисел, дают им чёрта, раскрывают сущность совокупностей счисления.
Именуют виды множеств, дают им чёрта, создают операции над множествами.
Изучают и уточняют сущность счетной деятельности, связь и измерения и различие счёта. Дают пояснения об арифметических действиях (вычитание и сложение), их связи.
Литература:
Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 33 — 69
Леушина А.М Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1974 стр. 328 – 343
Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 11 – 37
Тема № 2Анализ раздела «Развитие элементарных математических представлений» в образовательной программе «обучение и Воспитание в детском саду» (под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.)
Цель: Познакомить студентов с содержанием раздела «Развитие элементарных математических представлений» в программе «обучение и Воспитание»:
— Проанализировать программные задачи по разделам;
— Прослеживать преемственность и усложнение программных задач по
возрастным группам;
— Определять связь разделов, содержание которых снабжает
математическую подготовку детей дошкольного возраста к школе.
Вопросы для дискуссии:
Анализ структуры данного раздела (по предложенной схеме):
Возрастные группы
Закрепляются
Снова даются
Знания
Умения
Преемственность в содержании программных задач по возрастным группам.
Методические указания:
Изучить образовательную программу «обучение и Воспитание»» На базе примерной схемы совершить анализ раздела. Выделить новые задачи в каждой возрастной группе. Проследить преемственность и усложнение программных задач, отметить, знания и какие умения дети покупают в ходе обучения.
При независимой подготовке к занятию обучаться разбирать содержание программ по различным возрастным группам.
Литература:
1. «обучения и Программа воспитания в детском саду»
под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. , М., Мозаика – синтез, 2005
Тема № 3Использование наглядного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей.
Цель: раскрыть роль наглядности при обучении дошкольников математике. Познакомить студентов с разными видами демонстрационного и раздаточного материала.
Вопросы для дискуссии:
Необходимость применения наглядного материала в обучении математике
Виды требования и наглядного материала к нему.
Исполнение упражнений в подборе наглядного материала к указанным программным задачам на занятиях в различных возрастных группах.
Методические указания:
Уяснить значение наглядности при формировании у дошкольников элементарных математических представлений. Дать анализ разных видов наглядного материала (демонстрационного, раздаточного), охарактеризовать и обосновать требования к наглядному материалу, продемонстрировать вероятные варианты его применения.
Пособия:
Разные варианты демонстрационного и раздаточного материала, применяемые для реализации разделов программы
Иллюстрации с изображением дидактического материала
Методические пособия
Тема № 4Изюминки представлений детей о их измерении и размерах предметов
Цель:Уточнить знания студентов о содержании понятия «величина», изюминках представлений детей о размерах предметов.
Вопросы для дискуссии:
Содержание понятия «величина».
Особенности представлений о размерах предметов: дифференцирование трех измерений, упорядочивание предметов по размерам, установление транзитивных взаимоотношений.
Своеобразие знаний детей о мерах и способах измерения длины, количества, массы.
Особенности измерительных действий детей.
Методические указания:
Изучая психолого-педагогическую литературу, студенты должны усвоить понятия «размер предметов», «ее» свойства и величина. Дать чёрта изюминкам восприятия детьми размеров предметов, выделения ими трехмерности измерения.
Уточнить познание детьми представлений о линейных измерениях, возможности познаний сущности измерений с применением условных мер, развивать глазомер. На данной базе охарактеризовать особенности измерительных действий детей.
При подготовке ответов применять материалы наблюдений за детьми.
Литература:
1. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 197 — 224
2. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 131 – 135, 152 – 155, 179 — 184, 213 – 216.
3. методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV
Тема № 5Методика ознакомления детей с их измерением и размерами предметов.
Цель: Познакомить студентов совокупностью приемов, направленных на развитие у детей умений сравнивать предметы по размерам методом определения сопоставления и непосредственного измерения на глаз.
Вопросы для дискуссии:
Задачи ознакомления детей в различных возрастных группах с величиной и размерами предметов.
Методические приемы ознакомления дошкольников с размерами предметов в различных возрастных группах (демонстрация различных фрагментов занятий)
Обучение детей измерению размеров.
Методические указания:
Проанализировать программные задачи и показать приемы работы по ознакомлению детей с величиной в различных возрастных группах.
Нужно раскрыть последовательность в обучении измерению, в применении наглядности (демонстрационного и раздаточного материала)
Раскрыть сущность измерения, продемонстрировать связь измерения посредством условной мерки.
Проанализировать конспекты занятий, включающих задачи по обучению измерению.
Пособия:
Конспекты занятий по математическому формированию
Тема № 6.игровые упражнения и Дидактические игры по ознакомлению с размерами предметов.
Цель: Вырабатывать у студентов умения подбирать дидактические игры соответственно задачам обучения детей различных возрастных групп.
Вопросы для дискуссии:
Применение дидактических игр для ознакомления детей с массой и размерами предметов в различных возрастных группах.
Требования к подбору дидактического материала с целью проведения игр на занятии в детском саду.
Методические указания:
Отобрать, проанализировать и самостоятельно составить 2 – 3 дидактические игры на ознакомление с размерами предметов.
Для демонстрации фрагментов занятий, проведения игровых упражнений подобрать соответствующий дидактический материал. При подготовке к уроку проанализировать игры и игровые упражнения, продемонстрировать методику их применения.
Литература:
1. «обучения и Программа воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. , М., Мозаика – синтез, 2005
2. Методические пособия
Тема № 7.Особенности количественных представлений детей младшего дошкольного возраста. Методические приемы формирования знаний о количестве у детей младшего возраста.
Цель:на базе изучения психолого – педагогической литературы усвоитьособенности развития количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста. Отработать конкретные методические приемы обучения детей.
Вопросы для дискуссии:
Развитие начальных количественных представлений у детей на базе опыта действий с предметами и знания их.
Своеобразие количественных представлений младших дошкольников (группировка предметов по цвету, размерам, форме; потребление слов – числительных, познание их смысла; воспроизведение количества предметов при различной форме их размещения).
Особенности сравнения групп предметов по количеству.
Приемы формирования знаний о количестве.
Анализ игровой обстановке («старший воспитатель» растолковывает «воспитателям» какие конкретно наглядные пособия и как применять на занятиях при формировании понятий довольно много, мало, один при сравнении групп предметов).
игровые упражнения и Дидактические игры с математическим содержанием в работе с младшими дошкольниками.
Приемы обучения составлению множеств из отдельных предметов. Развитие речевых умений.
Методические указания:
Студенты должны осознавать, что в базе обучения математическим знаниям детей всех возрастных групп лежат практические действия с совокупностями объектов, в ходе упражнений и игр детей учат объединять и собирать по определенному показателю эти совокупности, поэлементно сравнивать и устанавливать равенство либо неравенство элементов. Студенты знакомятся с изюминками восприятия разных множеств, осваивают методические приемы, нужные при формировании представлений о количестве.
Литература:
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985.
.Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. — М., 1985.
Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. — М., 1987.
Снабжающие средства:
Наборное полотно, карточки, демонстрационный и раздаточный материал
Тема № 8 Изюминки развития количественных представлений у старшего и детей среднего дошкольного возраста. Формирование количественных представлений.
Цель: усвоить и охарактеризовать особенности развития у детей понятия числа и поэтапность овладения счетом. Опираясь на теоретические знания отработать методические приемы обучения детей счету в различных возрастных группах.
Вопросы для дискуссии:
Особенности развития у детей представлений о числах и числе натурального последовательности.
Этапы развития счетной деятельности.
Задачи обучения счету в возрастных группах.
Обучение количественному и порядковому счету. Знакомство с знаками и цифрами. Речевые умения детей.
Формирование у детей понимания независимости результата счета от пространственно — качественных показателей предметов.
Методика обучения сравнению чисел.
Изучение состава числа.
Методика ознакомления с монетами.
Методические указания:
Студенты осваивают приемы работы по обучению детей счету, этапы освоения счетом. Действия на каждом этапе усложняются и совершенствуются,, изменяется глубина и объём представлений о числе, отношениях и связях между числами. Дети вычисляют совокупности предметов, звуков, перемещений, мерок. Установить сообщение количественного и порядкового счета. Необходимость ознакомления детей с цифрами как символами числа.
Подобрать 2 – 3 дидактические игры по обучению счету в различных возрастных группах.
Анализ конспектов занятий.
Литература:
.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 152 — 180
Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 124 – 131, 144 –152, 162 – 179, 195 – 201.
методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV
Пособия:
Дидактические игры, цифры и символы
Тема № 9Обучение детей ответу арифметических задач.
Цель: изучить изучения по проблеме обучения дошкольников ответу арифметических задач. Раскрыть способы и последовательность обучения ответу арифметических задач.
Вопросы для дискуссии:
Виды арифметических задач для детей дошкольного возраста (по данным изучений).
Обычные неточности детей при решении и составлении задач.
Методика обучения ответу задач в изучениях авторов: А.М. Леушина, Р.Л. Непомнящая
Методические указания:
Приготовить теоретический и практический материал. Отыскать в памяти, что такое арифметическая задача, раскрыть значение арифметических задач для умственного развития дошкольников. Выяснив виды арифметических задач, наметить последовательность ознакомления со структурой задачи, охарактеризовать обстоятельства трудностей понимания детьми арифметической задачи, ознакомить с методикой обучения формулировки и использования наглядности арифметических действий. Различные подходы в изучениях авторов студенты готовят самостоятельно.
Литература:
1.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 184 –196.
2. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 201 – 213.
3.Данилова В.В. и др. Математическая подготовка детей в детсадах. – М., 1988. стр. 5 — 15
Михайлова З.А., Рихтерман Т.Д и др. Обучение математике в детском саду. – М., AcademA, 1998. стр. 26 – 43.
Пособия:
Модели для ответа арифметических задач, пособия для составления арифметических задач, цифры и символы.
Тема № 10 Изюминки пространственной ориентации детей дошкольного возраста.
Цель: раскрыть познание категории пространства, развитие пространственных представлений детей и на данной базе обосновать программные задачи для каждой возрастной группы детского сада.
Вопросы для дискуссии
определения и Особенности различения детьми раннего дошкольного возраста направлений в пространстве.
Особенности ориентации детей на местности.
Особенности восприятия пространственных взаимоотношений между предметами. Речевые умения детей в определении пространственных взаимоотношений.
Анализ пространственных задач для каждой возрастной группы.
Методические указания
При подготовке к семинару студент обязан уяснить содержание понятия «пространственной ориентации». направляться осознать роль пространственных пространственной ориентировки и представлений для подготовки и практической деятельности детей их к школе.
Раскрывая вопрос об изюминках пространственной ориентировки детей, студенты должны четко знать, в чем содержится сложность восприятия пространства для дошкольников, какова последовательность освоении детьми изюминки восприятия дошкольниками пространственных взаимоотношений между предметами. Роль речи.
Разбирая программные задачи по ориентировке в пространстве, нужно уяснить усложнение программных задач от одной возрастной группы к второй и их связь.
При подготовке студенты должны применять материалы обследования детей.
Литература:
1. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 197 — 224
2. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 131 – 135, 152 – 155, 179 — 184, 213 – 216.
3. методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV
Тема № 11Методика обучения дошкольников ориентировке в пространстве
Цель: познакомить студентов совокупностью методических приемов формирования у детей умений ориентироваться в пространстве.
Раскрыть совокупность обучения, применяя разные приемы работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
Вопросы для дискуссии
Формирование умения ориентироваться «на себе», «на предметах».
применение и Основание словесной совокупности отсчета по главным пространственным направлениям.
Формирование умения определять пространственное размещение предметов. Ориентировка на плоскости.
Методические указания
При подготовке к практическому занятию студент обязан уяснить этапы работы по формированию у дошкольников пространственных представлений. Дать чёрта этапов работы: умение ориентироваться « на себя», « на втором человеке», « на предметах». Освоить и использовать словесные совокупности отсчета по главным пространственным направлениям. Выяснить трудности в усвоении детьми данных знаний, пути их преодоления.
Литература:
1. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 243 — 250
2. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 138 – 140, 157 – 159, 187 – 189, 219 – 226.
3. методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV
Тема № 12упражнения и Дидактические игры по обучению детей пространственным ориентировкам
Цель: вырабатывать у студентов умение подбирать, разбирать и проводить дидактические игры по формированию пространственных ориентировок соответственно задачам обучения детей в различных возрастных группах.
Вопросы для дискуссии
Использование дидактических, подвижных игр, игровых упражнений в обучении детей пространственным ориентировкам.
Применение упражнений для развития у детей ориентировки на листе бумаге ( на бумаге в клеточку в старших группах).
Игры с применением моделирования.
Методические указания
При подготовке к лабораторному занятию студентам направляться отобрать и проанализировать 3-4 игры (для детей различных возрастных групп), самостоятельно составить 2-3 игровых задания для развития у детей пространственных ориентировок.
Систематизировать дидактические игры либо игровые упражнения по одной из программных задач для различных возрастных групп.
На занятии нужно показать игровые обстановки, проанализировать методику проведения их.
Литература:
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985.
1. .Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. — М., 1985.
2. Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. — М., 1987.
Пособия:
Замыслы, схемы для определения местонахождения в пространстве
Фрагмент записи занятия.
Тема № 13Изюминки ориентировки детей дошкольного возраста во времени
Цель:раскрыть познание категории времени и особенности его восприятия детьми различного возраста.
Выяснить совокупность работы и проанализировать программные задачи для каждой возрастной группы.
Вопросы для дискуссии:
Особенности восприятия времени детьми различного возраста.
Совокупность работы по обучению ориентировке во времени.
Задачи формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
Методические указания:
Изучая ориентировки детей и особенности восприятия во времени, студенты должны осознать, как на базе чувственного отражения времени формируются у детей логические формы отражения их в речи. Как дети поймут временные отношения, и фундаментальные особенности времени (непрерывность, текучесть, периодичность). Разбирая раздел программы «Развитие элементарных математических представлений» продемонстрировать усложнения и изменения программных задач от младшей до подготовительной группы детского сада.
Литература:
методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1982.
Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. С – П., «Детство — пресс», 2005
Пособия:
Модели часов, календарей, дидактические игры
Тема № 14Методика формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста
Цель: овладение умениями применять теоретический и практический материал в проведении занятий с детьми по формированию ориентировки во времени.
Вопросы для дискуссии:
Приемы обучения детей умению частей и различению суток определять их последовательность.
Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с календарем как совокупностью мер времени – дни, семь дней, месяц, год.
Развитие у детей эмоции времени. Знакомство детей с прибором для определения времени – часами.
Методические указания:
Раскрывая методику формирования представлений о времени в младшей группе, нужно продемонстрировать, какими приемами нужно пользоваться для отражения связи характерной деятельности дошкольников дома, в детском саду, с определенными частями дней.
В средней группе характеризуются объективные показатели времени и последовательность частей дней (утро, сутки, вечер, ночь).
Раскрывается методика ознакомления детей с мерами и календарём календарного времени, в старших группах демонстрируются фрагменты занятий.
Литература:
1. методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV
2. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1982.
3. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. С – П., «Детство — пресс», 2005
Пособия:
Модели часов, календарей, дидактические игры
Тема № 15 Изюминки представлений детей о форме предметов и фигурах
Цель: Увеличить и углубить знания студентов об изюминках геометрических формы фигур и восприятия предметов детьми дошкольного возраста.
Вопросы для дискуссии:
Особенности восприятия детьми геометрической фигуры и формы предметов тела (с применением материалов собственных наблюдений).
Значение знаний о форме геометрических фигур и предметов для сенсорного и умственного развития дошкольников.
Анализ задач ознакомления детей с формой геометрических фигур и предметов в различных возрастных группах.
Методические указания:
Уточнить знания студентов об изюминках восприятия дошкольниками геометрических фигур и формы предметов, тел. Охарактеризовать, как изменяется в течении дошкольного возраста роль зрительного восприятия и обследования формы предметов детьми. Найти значение речи взрослого и самого ребенка в развитии представлений о форме.
Литература:
Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 197 — 224
.Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 131 – 135, 152 – 155, 179 — 184, 213 – 216.
методика и Теория развития элементарных математических представлений. Хрестоматия в VI частях. / Составители Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., C – П., РГПУ им. Герцена А.И., 1994 , часть IV
Пособия:
Комплекты фигур
Блоки Дьенеша, дидактические игры
Тема № 16 Методика ознакомления детей с формой геометрических фигур и предметов.
Цель: Познакомить студентов с совокупностью приемов, направленных на развитие у детей перцептивных действий в различении формы, сравнения, воссоздания фигур , тел.
Вопросы для дискуссии:
Приемы для ознакомления детей с формой фигур , тел.
Группировка фигур по различным показателям.
Приемы обучения воссозданию фигур .
Методические указания:
Студентам нужно охарактеризовать методику работы по формированию у детей представлений о форме, последовательность в ознакомлении их с формой фигур и окружающих предметов, приемы обучения методам различения, сравнения и обследования фигур , тел.
На протяжении практического занятия показать приемы по ознакомлению различных возрастных групп с формой геометрических фигур и предметов и проанализировать фрагменты конспектов занятий, размещённых в литературе.
Литература:
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985.
Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. — М., 1985.
Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. — М., 1987.
Пособия:
Конспекты занятий по математике в возрастных группах
Комплекты фигур
Тема № 17Планирование работы по формированию элементарных математических представлений в разновозрастной группе
Цель: вырабатывать навыки комплексного планирования программных задач.
Вопросы для дискуссии:
условия и Значение планирования работы по математике в детском саду.
Требования к составлению замысла работы по математике.
Требования к составлению конспекта занятия по математике.
Планирование личной работы с детьми.
Диагностика детей по усвоению математических представлений.
Методические указания:
Студентам нужно усвоить условия, каковые нужно выполнять при составлении замысла работы (знание возрастных изюминок детей, программы обучения, соблюдения дидактических правил обучения, личных подходов к детям).
Студентам к занятию нужно составить и проанализировать конспекты комплексных занятий по математике в разных возрастных группах. Схема анализа конспекта: структура конспекта, отбор программных задач, планирование применения наглядного материала.
Анализ календарного замысла работы воспитателя по математике на месяц в одной из возрастных групп.
Литература:
Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988 стр. 287 – 300.
Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., Academa, 2000, стр. 241 — 249
Данилова В.В. и др. Математическая подготовка детей в детсадах. – М., 1988.
Михайлова З.А., Рихтерман Т.Д и др. Обучение математике в детском саду. – М., AcademA, 1998.
Михайлова З.А. и др. Математическое развитие дошкольников (учебно-методическое пособие). – С. – П., Акцидент, 1998. стр. 80 – 84.
Пособия:
Конспекты занятий по математике
Тема № 18Анализ разделов ФЭМП в образовательных программах для детей дошкольного возраста.
Цель: Познакомить студентов с содержанием разделов ФЭМП в образовательных программах
— Проанализировать программные задачи по разделам;
— Прослеживать преемственность и усложнение программных задач по
возрастным группам;
— Определять связь разделов, содержание которых снабжает
математическую подготовку детей дошкольного возраста к школе.
Вопросы для дискуссии:
1. Обоснование заглавия программного раздела
2. Анализ структуры данного раздела (по предложенной схеме):
«Радуга»
«Детство»
«Развитие»
«Истоки»
Задачи
Содержание
приёмы и Методы обучения
Дидактические средства
Формы организации обучения
Преемственность в содержании программных задач по возрастным группам.
Методические указания:
Изучить образовательные программы. На базе примерной схемы совершить анализ раздела. Выделить новые задачи в каждой возрастной группе. Проследить преемственность и усложнение программных задач, отметить, знания и какие умения дети покупают в ходе обучения.
При независимой подготовке к занятию обучаться разбирать содержание программ по различным возрастным группам.
Литература:
«обучения и Программа воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. , М., Мозаика – синтез, 2005
Программа воспитания, образования и развития детей в детском саду «Радуга». Доронова Т.Н и др. М., Просвещение , 1997
Программа «Развитие». Венгер Л.А. и др. М., «Новая школа», 1994
воспитания и Программа развития в детском саду «Девство». Логинова В.И., Бабаева Т.И., и др. С – Пб, Акцидент, 1997
Базовая программа развития ребенка – дошкольника «Истоки», Парамонова Л.А., Обухова Л.Ф. и др., М., «Карапуз», 2001