Сенсорно-перцептивные процессы

Познание начинается с яркого контакта органов эмоций с окружающими предметами, явлениями, вещами. К серсорно-перцентивным процессам относятся ощущения и восприятие.

Ощущения Ощущения — это психологический процесс отражения отдельных особенностей объекта настоящего мира, конкретно влияющих на органы эмоций (анализаторы).

Ощущения субъективны и зависят от изюминок строения мозга; изюминок строения нервной совокупности; изюминок строения анализаторов; опыта человека; профзнаний; заинтересованностей и т.п.

Ощущения — первичный познавательный процесс, на базе которого появляются все остальные более сложные по собственной структуре познавательные процессы: восприятие, представления, память, мышление и т.п.

Являясь элементарным процессом, ощущения одновременно с этим являются нужнейшей составной частью психологической деятельности: только через «ворота» анализаторов через ощущения входит в отечественное сознание объективный мир.

Ощущения — источник всех отечественных знаний, а органы эмоций, вернее, анализаторы, те каналы, по которым мы приобретаем все сведения о мире как внешнем, так и внутреннем.

И.П. Павлов назвал анализатор сложным нервным аппаратом, что создаёт анализ экологии. Любой анализатор складывается из трех частей:

1) периферический отдел, либо рецептор (лат. «реципио» — принимать). К этому отделу относятся органы эмоций (глаз, ухо, язык, шнобель, кожа и др.);

2) проводниковый отдел – по которому проходит первое возбуждение к центру анализатора в головном мозге;

3) мозговой либо центральный отдел — верховный отдел анализатора, осуществляющий сложные функции анализа. Тут появляются ощущения — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и др.

Сенсорно-перцептивные процессы

Рисунок 3 — Строение анализатора

\Классификация ощущений Потому, что ощущения появляются в следствии действия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из особенностей раздражителей,

каковые их вызывают, и рецепторов, на каковые воздействуют эти раздражители. По месту расположения и характеру отражения рецепторов принято дробить ощущения на три группы:

1) экстероцептивные, отражающие особенности явлений и предметов окружающей среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;

2) интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во тканях тела и внутренних органах и отражающие состояние внутренних органов;

3) проприоцептивные, рецепторы которых находятся в связках и мышцах; они дают данные о положении и движении отечественного тела. Подкласс проприоцепции, воображающий собой чувствительность к перемещению, именуется кроме этого кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестезическими либо кинестетическими.

Экстерорецепторы возможно подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при ярком контакте с влияющими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантрецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные.

Мы назвали пять рецепторов, соответствующих видам ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, выделенных еще Аристотелем. В конечном итоге видов ощущений значительно больше.

В состав осязания, наровне с тактильными ощущениями (ощущениями прикосновения), входит в полной мере независимый вид ощущений – температурные. Они являются функцией особенного температурного анализатора.

Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и независимое более неспециализированное значение для всего теплообмена и процесса терморегуляции между окружающей средой и организмом.

Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения.

Громадную роль в общем ходе ориентировки человека в окружающей среде играются ускорения и ощущения равновесия и болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.

С позиций данных современной науки, принятое разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) слишком мало. Кое-какие виды ощущений можно считать снаружи-внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические.

Свойства ощущений 1 Пороги ощущений. Для происхождения ощущений нужно, дабы раздражение достигло определенной силы, определенной величины.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая чуть заметное чувство, именуется нижним полным порогом чувствительности.

Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.

Верхний порог чувствительности – это громаднейшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное чувство. (За этим порогом, к примеру, свет уже ослепляет).

Порог различения (дифференциальный порог чувствительности): минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает чуть заметное различие ощущений.

Для каждого вида ощущений эта величина более либо менее постоянна. К примеру, дабы подметить отличие в весе нужно к начальной величине добавить либо забрать – 1/30 начальной; для слуховых ощущений порог образовывает 1/10; для зрительных- 1/100 начальной величины; что касается обонятельных анализаторов — человек может ощутить запах мускуса, в случае, если его содержится 1/100000000 часть.

Величина порогов чувствительности зависит от многих обстоятельств: характера деятельности (текстильщики различают до 40 оттенков тёмного цвета); тренированности; заинтересованностей; мотивов, отношения к задаче.

2 Компенсация в области восприятий и ощущений. Психико-целостная совокупность. Это единство при утрата отдельных органов эмоций проявляется в явлениях компенсации: сохранившиеся органы частично как бы берут на себя функции потерянных. У слепых обостряется слух, осязание, обоняние.

3 Адаптация. Чувствительность анализаторов не постоянна. Изменение чувствительности анализаторов происходит под влиянием их приспособления к действующим раздражителям. Неспециализированная закономерность такова: при переходе от сильных к не сильный раздражителям чувствительность увеличивается; при переходе от не сильный к сильным- понижается. Сильная адаптация отмечается в тактильных, температурных (термических), обонятельных, зрительных ощущениях. не сильный адаптация в слуховых; болевых ощущениях.

4 Сотрудничество ощущений. Ощущения не существуют изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может оказывать влияние на работу другого анализатора – усиливать либо, напротив, ослаблять ее. Это явление именуется сенсибилизация.

Так, к примеру, чувствительность зрительного анализатора возможно стимулировать: не сильный музыкальными звуками (резкие сильные звуки, напротив, ухудшают зрение); обтиранием лица прохладной водой (температурные ощущения); не сильный кисло-сладкими вкусовыми ощущениями.

Синестезия — это происхождение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Довольно часто видятся зрительно-слуховые синестезии, в то время, когда при действии звуковых раздражителей у субъекта появляются зрительные образы.

Как мы знаем, что свойством цветного слуха владели кое-какие композиторы (Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин).

Восприятие Восприятие-психологический процесс явлений действительности и отражения предметов в совокупности их частей и различных свойств, который связан с пониманием целостности отражаемого.

Итог восприятия – в любой момент образ предмета. Не беря в руки предмет, мы не только видим его, но и чувствуем его вес, количество, в случае, если это металл-холод его. Все эти ощущения обобщаются в единый образ данного предмета.

В формировании восприятия объекта, элементами которого являются ощущения, появляющиеся от различных особенностей этого объекта, громадное значение имеют кроме этого мышление и память.

Главные качества восприятия Апперцепция – связь между прошлого и восприятия объекта. Люди разных профессий по-различному смогут принимать одинаковые предметы либо слова.

обобщенность и Осмысленность. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Это достигается пониманием сущности предмета.

Целостность– отдельные элементы предмета объединяются в единое целое.

Константность – относительное постоянство принимаемой величины, цвета, формы при освещённости и изменении ракурса.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Предметность. На ощупь предметы смогут быть однообразными (сходными), но мы определяем их не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их используем на практике либо по их фундаментальным особенностям.

Восприятие возможно преднамеренным и непреднамеренным.Первое в отличие от второго связано с постановкой определенной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, систематичностью и плановостью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность. Непреднамеренное восприятие выступает как компонент какой-либо второй деятельности. Преднамеренное восприятие более действенно, чем непреднамеренное.

Восприятие не всегда дает полностью верное представление о предметах окружающего мира. Известны факты искажения отражения при восприятии, их именуют иллюзиями восприятия.

Иллюзии восприятия смогут происходить в разных модальностях. Солиднейшее их число отмечается в области зрения. Зрительные иллюзии (обманы зрения) – неточности восприятия, появляющиеся при отражении некоторых пространственных особенностей предметов (длин отрезков, углов и величин предметов, расстояний между предметами, формы) и перемещения. Иллюзии в области зрения очень бессчётны и разнообразны. Возможно выделить следующие виды зрительных иллюзий:

1 Иллюзии, так или иначе связанные с изюминками строения глаза. Примером могут служить иллюзии, являющиеся результатом результата иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что белые (и по большому счету яркие) предметы кажутся нам громадными если сравнивать с равными им тёмными (чёрными) предметами. Так, белый квадрат на тёмном фоне думается больше однообразного с ним тёмного квадрата на ярком фоне (рис. 2 а)

2 Переоценка вертикальных линий если сравнивать с горизонтальными при их настоящем равенстве между собой. Высота фигуры, изображенной на рисунок 2 б, думается большей, чем ее ширина, не смотря на то, что в конечном итоге фигура имеет форму квадрата. Перпендикуляр воспринимается громадным по длине, чем горизонтальное основание его, не смотря на то, что в конечном итоге они равны. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние думается больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем расстояние, заполненное продольными линиями.

3 Иллюзии, обусловленные контрастом. Принимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 2 в). Кружки однообразного размера кажутся различными в зависимости от окружения: кружок думается громадным среди мелких и меньшим среди громадных кружков.

4 Перенесение особенностей целой фигуры на ее отдельные части. Мы принимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а в любой момент в известном целом. В иллюзии Мюллера Лайэра прямые линии, заканчивающиеся углами, различно направленными кажутся неодинаковыми по длине (рис. 2 г). Вероятны и обратные случаи зрительных иллюзий, в то время, когда из-за большего различия двух соседних частей появляется чувство побочного различия фигур в целом. На рисунке 2 д изображены две однообразные фигуры. Верхняя фигура думается меньше нижней, потому, что нижняя сторона верхней фигуры очевидно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры.

5 Кажущееся искажение направления линий под влиянием вторых линий. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их вторых расходящихся линий (иллюзия Цельнера, рис. 2 е). Известна иллюзия излома прямой (рис. 2 ж). Отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, воспринимаются отрезками одной той же прямой, а кажутся сниженными если сравнивать с тем, как они должны были бы идти (иллюзии Поггендорфа).

6 Имеется последовательность иллюзий, в базе которых лежит переоценка величии острых углов. На рис. 2 з приведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся параллельными. По той же причине круг думается как бы втянутым в точках углов вписанного в него квадрата (рис. 4).

Обстоятельства, вызывающие иллюзии, многообразны и слишком мало ясны.

Одни теории растолковывают зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, перемещениями глаз и т.д.), другие, наоборот, – влиянием некоторых центральных факторов. Время от времени иллюзии появляются благодаря действия особенных условий наблюдения, к примеру наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз. Последовательность иллюзий обусловлен оптическим несовершенством глаза.

Иллюзии возможно замечать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, отлично известна иллюзия тяжести А. Шарпантье. Эта иллюзия содержится, а в том, что в случае, если поднимать два однообразных по весу, по внешнему виду, но разных по количеству предмета, то меньший по размеру из этих предметов воспринимается человеком как более тяжелый и напротив, предмет большего количества воспринимается как более легкий. В базе данной иллюзии лежит сообщение, появившаяся в жизни между весом (количеством) и величиной предметов: чем больше величина, тем больше и вес. А в то время, когда это ожидание не соответствует действительности, появляется контрастная иллюзия.

Сенсорно-перцептивные процессы

Рисунок 4 — Зрительные иллюзии

В области осязания известна иллюзия Аристотеля. В случае, если мы переложим взаимно два пальца — указательный и средний, станем этими переложенными накрест пальцами в один момент прикасаться к шарику либо горошине (катать их), то будем принимать несколько шарик, а два.

Не считая иллюзий, каковые результат действия изюминок, свойственных предметам, принимаемым сейчас, возможно замечать иллюзии, появляющиеся под влиянием конкретно предшествующих восприятии. Таковы, к примеру, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по способу Узнадзе. Эти иллюзии заключаются в том, что по окончании многократного восприятия очень сильно различающихся предметов (по весу, величине, количеству и т.п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: громадным думается предмет, пребывающий на месте ранее принимаемого меньшего предмета, и т.д. Контрастные иллюзии довольно часто наблюдаются кроме этого в области температурных и вкусовых ощущений: по окончании холодового раздражителя тепловой раздражитель думается горячим; по окончании ощущения кислого либо соленого улучшается чувствительность к сладкому и т.п.

Виды восприятия Восприятие времени – отражение объективной длительности, последовательности и скорости явлений действительности. В базе восприятия времени лежит торможения и ритмическая смена

возбуждения в громадных, полушариях головного мозга. В восприятии времени участвуют разные анализаторы; самая точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. И.М. Сеченов именовал слух измерителем времени, а слуховую память – памятью времени. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной мере определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта.

Восприятие пространства – чувственно-наглядное отражение пространственных особенностей вещей (их формы и величины), их пространственных взаимоотношений (размещения относительно друг друга и принимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и перемещений. В восприятии пространства участвуют все органы эмоций человека. Ведущая роль в восприятии пространства в собственности совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов.

Громаднейшую данные о пространстве (до 95%) человеку дает зрение.

Восприятие сложных звуков – переработки и процесс приёма слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава, в большинстве случаев, изменяющегося во времени по характерному для данного источника методу.

Мир сложных звуков отличается огромным разнообразием, но в нем возможно выделить кое-какие группы с довольно принципами восприятия и общими признаками. К таким группам возможно отнести: звуки синтетической среды (технических объектов), звуки речи и голосовые звуки, музыкальные звуки.

Восприятие устной речи – одна из высших психологических функций человека. Восприятие устной речиявляется внутренней психологической стороной для того чтобы вида речевой деятельности, как слушание (аудирование).

Речевое восприятие — неоднородный процесс. В этом ходе с генетической и функциональной точки зрения смогут быть выделены узнавания и уровни различения. С позиций характера «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия

Так, в ходе восприятия устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется звуковой анализа и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается суть предложения и всего сообщения в целом.

Восприятие человека человеком – процесс психотерапевтического познания людьми друг друга в условиях яркого общения. Данный процесс включает в себя все уровни психологического отражения, начиная от ощущения и заканчивая мышлением. В этом смысле процесс восприятия человека человеком подчиняется неспециализированным закономерностям психологического отражения, не обращая внимания на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особенной социальной значимостью в последовательности вторых предметов окружающего человека мира. Особенная социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на первое место в ходе узнавания среди вторых объектов. При восприятии нового для себя человека основное внимание субъект уделяет таким изюминкам наружности, каковые являются самые информативными в отношении психологических особенностей личности, – экспрессии лица и ясным перемещениям тела. Главными элементами людской лица как комплексного раздражителя являются волосы (прическа) и глаза.

В ходе восприятия человека человеком формируются представления людей приятель о приятеле, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоционально-динамические изюминки, профессии людей и т.д. Первое место среди этих изюминок занимает опытная черта личности как важнейшая в социальном отношении. Осознание опытной характеристики формирует более устойчивое отношение к личности если сравнивать с первым впечатлением, которое складывается на базе оценки привлекательности внешнего вида.

4.2 Мнемические процессы

Мнемические процессы – это процессы, снабжающие запоминание, воспроизведение и сохранение в головном мозге информации, взятой при сотрудничестве человека с окружающим миром.

Благодаря им человек может накапливать знания и применять прошедший опыт в овладении новыми различными видами и действиями деятельности.

Без мнемических процессов восприятия и наши ощущения, исчезая бесследно по мере происхождения, оставляли бы человека всегда в положении новорожденного.

К мнемическим процессам относятся представления и память.

Представления – образы предметов либо явлений настоящей действительности, каковые мы принимали ранее, а на данный момент в мыслях воспроизводим.

Представления классифицируются по следующим основаниям:

1) по виду преобладающего ощущения, лежащего в базе представления (зрительные, слуховые, кинестетические, обонятельные, вкусовые, тактильные, осязательные);

2) по характеру отражения воспринятого ранее в представлениях:

а) представления памяти – являются воспроизведением более либо менее правильным, предметов либо явлений, когда-то влиявших на отечественные органы эмоций;

б) представления воображения – это представления о явлениях и предметах, каковые в таких сочетаниях либо в таком виде ни при каких обстоятельствах нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом отечественного воображения;

3) по участию волевого упрочнения в происхождении представления:

а) произвольное представление появляется в том случае, в то время, когда мы прилагаем определенное волевое упрочнение;

б) непроизвольное представление появляется без каких-либо волевых упрочнений (значительно чаще в базе его лежит ярко эмоционально окрашенное явление, событие).

Личные изюминки представлений Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играются в их жизни представления того либо иного вида. У одних преобладают

зрительные, у других – слуховые, у третьих – двигательные, четвертая несколько – это люди с представлениями смешанного типа – они в однообразной степени пользуются представлениями любого вида.

Человек с преобладанием представлений:

  • зрительного типа – вспоминая текст, воображает себе страницу книги, где данный текст напечатан, как бы в мыслях его просматривает. В случае, если ему необходимо запомнить какие-то цифры, к примеру номер телефона, он воображает себе его написанным либо напечатанным;
  • слухового типа — вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются кроме этого в виде слухового образа;
  • двигательного типа — вспоминая текст либо стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Люди с сильно выраженными типами представлений видятся очень редко. У многих людей в той либо другой мере присутствуют представления всех указанных типов, и не редкость достаточно не легко выяснить, какие конкретно из них играются у данного человека ведущую роль. Причем личные различия в этом случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в изюминках представлений.

У одних людей представления всех типов владеют громадной яркостью, полнотой и живостью, в то время как у других они более либо менее бедны и схематичны.

Людей, у которых преобладают броские и живые представления, принято относить к так именуемому образному типу. Такие люди характеризуются не только громадной наглядностью собственных представлений, но и тем, что в их психологической жизни представления играются очень ключевую роль. К примеру, вспоминая какие-либо события, они в мыслях «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; думая и говоря о чем-нибудь, они обширно пользуются наглядными образами и т.д.

Так, талант русского композитора Римского-Корсакова пребывал в том, что у него музыкальное, т.е. слуховое воображение, сочеталось с необыкновенным достатком зрительных образов. Придумывая музыку, он в мыслях видел картины природы со всем достатком красок и со всеми узкими оттенками света. Исходя из этого его произведения отличаются очень живописностью и музыкальной «выразительностью».

Человек обязан мочь пользоваться представлениями любых типов, потому, что исполнение определенной задачи, к примеру овладение учебным материалом, может настойчиво попросить от него преимущественного применения представлений определенного типа. Исходя из этого представления целесообразно развивать.

Наиболее значимым условием развития представления есть наличие достаточного перцептивного материала.

Память Под памятью мы понимаем запечатление (запоминание), последующее узнавание и сохранение следов прошлого опыта.

Существуют разные виды памяти, каковые смогут быть классифицированы по следующим параметрам:

1) по содержанию психологической активности, преобладающей в мнемической деятельности:

а) двигательная (моторная) память – это запоминание (запечатление), воспроизведение и сохранение разных их систем и движений (ходьба, письмо, пользование инструментом, автомобилями, механизмами и т.п.);

б) образная память – это запоминание, воспроизведение и сохранение образов ранее воспринимавшихся явлений и предметов действительности. Большого развития достигает образная память у людей, занимающихся мастерством: живописцы, музыканты, писатели;

в) эмоциональная память – это память на эмоциональные состояния и пережитые чувства. Эмоциональная память – наиболее значимое условие нравственного развития человека. Она возможно могучим мотивом для поступков и повторения действий и лежит в базе формирования привычек;

г) словесно-логическая память выражается в запоминании, воспроизведении и сохранении мыслей, понятий (свойственна лишь человеку);

2) по степени волевой регуляции:

а) произвольная память – человек по активному желанию и собственному усмотрению что-то запоминает и воспроизводит;

б) непроизвольная память – запоминаются и воспроизводятся без волевых упрочнений (само собой) значительно чаще события, явления ярко эмоционально положительно либо очень плохо окрашенные;

3) по длительности сохранения и закрепления:

а) краткосрочная – снабжающая воспроизведение и сохранение материала спустя пара секунд по окончании его однократного весьма непродолжительного восприятия, но через маленькое время впечатления исчезают;

б) долгосрочная память – характеризуется относительной прочностью и длительностью сохранения воспринятого материала. В ней происходит накопление знаний и при необходимости они актуализируются в сознании человека и после этого опять переходят в долгосрочную память;

4) по роли и месту деятельности:

а) постоянная;

б) оперативная память – память, которая помогает для осуществления человеком действий, операций, в то время, когда он делает сложную деятельность; осуществляется такая деятельность по частям – одно воздействие за вторым, одна операция за второй; наряду с этим в памяти удерживаются кое-какие результаты и промежуточные цели.

Все рассмотренные виды памяти не существуют изолированно.

К процессам памяти относятся:

1 Запоминание – процесс памяти, из-за которого происходит закрепление нового методом связывания его с купленным ранее. Существует два метода запоминания: механическое – методом многократного повторения; осмысленное – установление смысловых связей нового с уже известным. Как продемонстрировал опыт, осмысление запоминания дает итог в 22 раза лучше если сравнивать с механическим запоминанием.

2 Сохранение – удержание заученного в памяти.

3 Забывание – естественный процесс, имеющий избирательный темперамент. Забывается в первую очередь то, что не имеет жизненного значения, не вызывает его интереса. Забывание возможно полное либо частичное.

4 Узнавание – проявление эмоции знакомости при повторном восприятии.

5 Воспроизведение – процесс актуализации ранее воспринятого и закрепленного материала

Личные различия памяти зависят от изюминок высшей нервной деятельности; характера профессиональной деятельности; уровня развития отдельных процессов памяти; изюминок процесса обучения.

У человека возможно тот либо другой тип памяти:

— наглядно-образный – память на картины, лица, предметы, звуки, цвета;

— словесно-логический – легче запоминаются мысли, понятия, формулы, словесные формулировки;

— промежуточный (гармоничный).

Продуктивность памяти определяется рядом ее качеств: количеством памяти, быстротой запоминания, точностью воспроизведения, длительностью сохранения, готовностью памяти, т.е. свойством скоро
извлекать необходимую информацию, легкостью воспроизведения.

Обстоятельства, воздействующие на продуктивность памяти в ходе обучения, смогут быть как объективные, так и субъективные.

К объективным возможно отнести: количество материала, его структурирование; дедуктивный либо индуктивный тип построения текста; место информации в последовательности стимулов; осмысленность, связность, логичность материала; наглядность, схематизация, модельная представленность; оригинальность; распределение, повторение во времени, пропорциональность, ритмичность повторения; неспециализированная установка, условия, в которых происходит запоминание.

К субъективным – ведущий личный тип запоминания; наличие установки на цели запоминания и время сохранения; упорядоченность и богатство прошлого опыта; интерес, эмоциональное отношение, личная значимость; половозрастные изюминки; количество памяти; личная активная мнемическая деятельность; применение приемов мнемотехники; физическое состояние человека.

Лекция 33. Виды познавательных процессов и критерии их классификации (1 из 2)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: