Сура 36 «Йа Син», аят 65
57 Другими словами люди будут входить в мечеть и выходить из нее, не совершая молитвы, либо, входя в мечеть, будут проходить, не совершая двух рак’атов приветствия мечети.
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 158
Они сообщат кожный покров своим: «По какой причине вы стали свидетельствовать против нас?» Они сообщат: «Нас вынудил сказать Аллах, Что заставляет сказать всякую вещь».
Сура 41 «Разъяснены», аят 21
Допустимо кроме этого, что люди достигнут таких вершин знания, что обучатся понимать язык животных и вынудят «сказать» неодушевлённые предметы, как это было, к примеру, в то время, когда изобрели телевизор и радио.
Воды Евфрата обнажат гору золота
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Близится то время, в то время, когда обнажит Евфрат золото, и пускай тот, кто застанет это время, ничего не берёт из него». А в второй версии говорится: «Обнажит Евфрат гору золота»[Бухари; Муслим].
А в версии Муслима говорится: «Не наступит Час, пока не обнажит Евфрат гору золота, в результате которого люди начнут сражаться, и из каждой много будет убито девяносто девять. И любой из них будет сказать: Возможно, конкретно я спасусь»[Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 78; Муслим, № 2894].
А вот как передаёт данный хадис Убайй ибн Ка’б: «Близится время, в то время, когда Евфрат обнажит гору золота и люди, услышав об этом, устремятся к ней. А стоящие около неё сообщат: В случае, если мы покинем людей в покое, они всё растащат, и они начнут сражаться за это золото, и из каждой много будет убито девяносто девять человек» [Муслим, № 2295].
Под словом «обнажит»подразумевается, что вода Евфрата высохнет, — так говорит ан-Навави. Обстоятельством этого возможно изменение направления его течения. Это золото находится под землёй, и местонахождение его неизвестно, и в то время, когда река прекратит течь по собственному простому руслу и потечёт около данной горы, она обнажится. А Аллах знает обо всём лучше.
Посланник запретил тем, кто окажется рядом с данной горой, брать из неё что-либо по причине того, что это послужит предлогом для смуты, кровопролития и сражения.
ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ СЛУЧИВШИЕСЯ СОБЫТИЯ, Говорящие о ПРИБЛИЖЕНИИ ЧАСА 159
Почва обнажит скрытые в её недрах сокровища
Абу Хурайра передаёт слова Посланника Аллаха : «Почва обнажит собственные сокровища, и будут возвышаться подобия колонн из серебра и золота. И придёт убийца и сообщит: Вот вследствие этого я убил! И придёт человек, порвавший родственные связи,и сообщит: Вот вследствие этого я порвал родственные связи! И придёт преступник и сообщит: Вот вследствие этого мне отрубили руку! Затем они покинут их и уйдут, ничего не забрав» [Муслим, № 1013].
Это одно из прекрасных знамений Аллаха. Он повелит почва вытолкнуть из собственных недр скрытые в них сокровища. А в то время, когда люди заметят, как много около серебра и золота, у них пропадет желание брать его и им станет больно от того, что они совершили грехи и ослушивались Аллаха для того, чтобы получить эту ничтожную по сути вещь.
Мусульмане будут искать защиты и убежища в Медине
В то время, когда приблизится Час, мусульмане ослабеют и утратят прежнюю мощь. Их окружат неприятели и осадят их, укрывшихся в Медине.
Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Посланника Аллаха : «Близится то время, в то время, когда начнётся осада мусульман, укрывшихся в Медине, так что самым дальним укреплённым пунктом их будет Салях58»[Абу Давуд; аль-Нкйк; Сахих аль-джами’ ас-сагир, № 8033].
Появление правителя по имени Джахджах
Аль-Джахджах — человек из потомства Кахтана. Он окажется у власти и будет могущественным и жёстким правителем. Абу Хурайра передаёт, что Пророк сообщил: «Не наступит Час, пока не покажется человек из потомства Кахтана, что будет руководить людьми посредством собственной палки» [Бухари; Муслим].
А в версии Муслима говорится: «Не уйдут окончательно ночи и дни, пока не станет правителем человек по имени Джахджах».
Быть может, что речь заходит о двух различных людях. В «Сунан» ат-Тирмизи в хадисе от Абу Хурайры упоминается о том, что данный
58 Салях — место неподалеку от Хайбара.
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 160
человек — из мавали59. Абу Хурайра передаёт слова Посланника Аллаха : «Не уйдут окончательно ночи и дни, пока не станет правителем человек из мавали, которого будут именовать Джахджах» [Тирмизи; Сахих аль-джами’ ас-сагир, № 7561].
Под словами «будет руководить людьми посредством собственной палки»подразумевается, что он будет подчинять себе людей посредством силы, принуждать их, и они будут покоряться ему, другими словами это указание на его суровость и могущество. Слово джахджах свидетельствует ‘тот, кто довольно много кричит’, а это характерно именно тому, кто правит «с палкой», как говорит Ибн Хаджар [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 78].
А вот к добру либо злу будет он направлять людей так, мы не знаем, в силу того, что Посланник нам об этом не сказал.
испытания и Смуты
‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Мы сидели у Посланника Аллаха ,говоря о будущих испытаниях и смутах. И он упомянул о многих из них, а в то время, когда дошёл до смуты попон, один человек задал вопрос: А что такое ? Он ответил: Это смута, от которой люди будут бежать, теряя собственное имущество и родных. А по окончании неё будет . Выйдет она из-под ног человека из моей семьи. Он начнёт утверждать, что он — от меня, но в действительности он не имеет ко мне отношения, потому что мои приближённые — лишь богобоязненные. Позже люди помирятся и совместно изберут человека, что в действительности будет столь же неподходящим для них, как не подходит бедро к ребру. После этого будет , и она не обойдёт стороной никого из данной общины, и в то время, когда сообщат, что она закончилась, она продолжится дальше. И на протяжении неё будет человек просыпаться верующим, а засыпать уже неверующим. И будет человек засыпать верующим, а просыпаться уже неверующим. И разделятся люди на два лагеря — лагерь, в котором лишь верующие и нет лицемеров, и лагерь, в котором лишь лицемеры и нет верующих. И в случае, если заметите это, ожидайте, что сейчас-на следующий день
59 Мавали (ед. ч. мауля) — вольноотпущенники либо неарабы, каковые присоединялись к какому-нибудь племени и пребывали под его покровительством, становясь его союзниками.
ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ СЛУЧИВШИЕСЯ СОБЫТИЯ, Говорящие о ПРИБЛИЖЕНИИ ЧАСА 161
покажется Даджжаль»[Абу Давуд; Ахмад; аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 974].
Попона — это ткань, которой покрывают пояснице верблюда перед тем, как положить на неё седло. Добавление слова «попона»к слову «смута» показывает на то, что смута эта, начавшись среди людей, будет неотступно сопровождать людей подобно тому, как хорошо прилегающая попона «сопровождает» пояснице верблюда. Аль-Хаттаби сообщил: Быть может, что эта смута сравнивали с попоной по причине того, что она будет беспросветной и чёрной, подобно тёмной верблюжьей попоне».
«Смута благоденствия» названа так по причине того, что обстоятельством её зарождения станет всё то, что образовывает собой благополучие и радует человека: достаток, здоровье и т. д. Так как человек совершает грехи и ослушивается, в то время, когда у него довольно много благ и имеется все средства и возможности для этого.
«Как не подходит бедро к ребру»— так по-арабски говорят о чём-то неподходящем, в силу того, что бедро никак не присоединить к ребру, да и пользы от для того чтобы соединения никакой, потому что оно в том направлении очевидно не подходит.
«Тёмная смута»названа так по причине того, что она покроет людей своим злом как будто бы копотью»
Появление Махди
Хадисы, в которых упоминается Махди
В точных хадисах говорится, что Всевышний Аллах в конце времён отправит честного правителя, что поднимется во главе отечественной общины. Будет он из семейства Посланника ,одним из потомков Фатымы , и имя его и имя его отца будет совпадать с именем и именем Посланника его отца. В хадисах он описывается как человек с орлиным носом и широким лбом. Он наполнит почву справедливостью по окончании того, как наполнилась она несправедливостью и притеснением.
Вот кое-какие хадисы о нём.
1. ‘Абдаллах ибн Мас’уд передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Не наступит финиш миру этому, пока не станет правителем арабов человек из людей дома моего, причём имя его будет совпадать с моим» [Тирмизи; Абу Давуд].
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 162
А в версии Абу Давуда говорится: «Если бы осталось миру существовать всего один сутки, Аллах продлил бы данный сутки, дабы отправить в него человека из моего потомства [или: из людей дома моего]. Имя его будет совпадать с моим именем, а имя его отца будет совпадать с именем моего отца. Он наполнит почву справедливостью по окончании того, как наполнилась она несправедливостью и притеснением» [Сахих аль-джами’ ас-сагир, № 5180].
2. Умм Саляма передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Махди — из моей семьи, из потомства Фатымы» [Абу Давуд; Ибн Маджа; аль-Хаким; Сахих аль-джами’ ас-сагир, т. 6, с. 22]60.
3. ‘Али передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Махди — один из нас, людей дома. Аллах подготовит его за одну ночь»[Ахмад; Ибн Маджа; Сахих аль-джами ас-сагир, т. 6, с. 22]61.
4. ‘Али кроме этого передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Кроме того если бы до конца времён оставался всего один сутки, Аллах отправил бы человека из людей дома моего, что наполнит почву справедливостью подобно тому, как до этого наполнилась она притеснением»[Ахмад; Абу Давуд; Сахих аль-джами’ ас-сагир, № 5181].
5. Абу Са’ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Махди — из моего потомства. Это человек с орлиным носом и широким лбом. Он наполнит почву справедливостью подобно тому, как до этого наполнилась она несправедливостью и притеснением. Править он будет семь лет»[Абу Давуд; Миш кат аль-масабих, № 5454]62.
6. Абу Са’ид аль-Худри кроме этого передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Наполнится почва притеснением и несправедливостью, и в то время, когда это случится, Аллах отправит человека из моего потомства с таким же именем, как у меня. Он наполнит почву справедливостью по окончании того, как наполнилась она когда-то насилием и притеснением»[Баззар; аль-Хаким; Ахмад; Ибн Хиббан].
Абу Ну’айм приводит данный хадис в книге «Аль-Хилья = Украшение» в таком виде: «Не наступит Час, пока не наполнится почва притеснением, жестокостью и несправедливостью, по окончании
60 Аль-Албани назвал данный хадис точным.
61 Аль-Албани назвал данный хадис точным.
62 Хадис с хорошим иснадом.
ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ СЛУЧИВШИЕСЯ СОБЫТИЯ, Говорящие о ПРИБЛИЖЕНИИ ЧАСА 163
чего покажется человек из моей семьи и наполнит почву справедливостью подобно тому, как раньше наполнилась она несправедливостью и притеснением»63.
Абу Са’ид передаёт таковой хадис: «Покажется в моей общине Махди, и Аллах дарует ему ливень, и почва выведет собственные растения, и даровано будет людям достаток, которое будет распределяться справедливо, и станет довольно много скота, и община получит могущество. Проживёт он так семь либо восемь лет»[аль-Хаким]64.
А вот версия этого хадиса, приводимая у Абу Давуда: «Кроме того если бы миру этому осталось существовать всего один сутки, Аллах продлил бы данный сутки чтобы отправить в него человека из моего потомства. Имя его будет совпадать с моим именем, а имя его отца — с именем моего отца, и он наполнит почву справедливостью»[Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1529].
Как точны хадисы, в которых упоминается Махди?
Шейх ‘Абд-аль-‘Азиз ибн ‘Абдаллах ибн Баз (да помилует его Аллах) сообщил по этому поводу следующее: «Люди осведомлены о Махди, хадисов о нём существует много, и они передаются громадным числом людей, что не оставляет сомнений в их достоверности. Об этом говорили многие учёные. Хадисы эти передаются по различным дорогам, от различных людей, но суть у них у всех один, не смотря на то, что он и облачён в различные формы. Эти хадисы говорят о появлении в будущем настоящего человека, владеющего определёнными качествами. Его имя Мухаммад ибн ‘Абдаллах аль-‘Аляви аль-Хасани65. Он будет потомком аль-Хасана ибн ‘Али ибн Абу Активиста движения Талибан . Данный правитель — милость Всевышнего Аллаха, которую отправит он отечественной общине в конце времён. Он придёт и установит справедливость, и при нём восторжествует истина. Он устранит притеснение и насилие, и через него Аллах распространит благо и справедливость в мусульманской общине и выведет людей на подлинный путь.
63 Аль-Хаким заявил, что иснадэтой версии хадиса безукоризнен в соответствии с требованиям аль-Бухари и Муслима.
64 Аль-Хаким, аз-Захаби и Ибн Хальдун назвали данный хадис точным.
65 Другими словами он потомок аль-Хасана, сына ‘Али ибн Абу Активиста движения Талибан и Фатымы,дочери Посланника Аллаха .
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 164
Я изучил много хадисов, в которых говорится о Махди, и пришёл к такому же выводу, как и аш-Шаукани, Ибн аль-Каййим и другие. Среди них имеется точные, имеется хорошие, имеется не сильный, но подкрепляющие друг друга, и имеется присочинённые. Нам же достаточно тех, у которых обычные иснады, независимо от того, точны ли они сами по себе либо считаются таковыми из-за наличия вторых точных хадисов с таким же смыслом. А не сильный хадисы, подкрепляющие друг друга, принимаются учёными в качестве довода. Большинство учёных уверены в том, что Махди вправду покажется в конце времён и это — истина. Что же касается тех немногих учёных, каковые отрицают будущий приход Махди, то на их слова не следует обращать внимания» [‘Абд-аль-Мухсин ибн Хамд аль-‘Аббад. Ар-Радд ‘аля ман каззаба би-ль-ахадис ас-сахиха аль-варида фи ль-Махди].
Шейх ‘Абд-аль-Мухсин ибн Хамд аль-‘Аббад посчитал, от какое количество сподвижников передаются хадисы о Махди, и оказалось, что их двадцать шесть, а книг, в которых эти хадисы приводятся, — тридцать шесть. Они имеется в четырёх «Суннах», в «Муснаде» Ахмада, в «Сахихе» Ибн Хиббана, в «Мустадраке» аль-Хакима и других источниках [‘Абд-аль-Мухсин ибн Хамд аль-‘Аббад. ‘Акидат ахль ас-сунна ва-ль-асар фи ль-Махди аль-мунтазар].
Многие учёные собрали эти хадисы и посвятили им отдельные труды. Они привели цепочки передатчиков и изучили их. Среди них Абу Бакр ибн Абу Хайсама Зухайр ибн Харб, как говорит Ибн Хальдун, и среди них Абу Ну’айм.
Ас-Суюты сократил написанное Абу Ну’аймом в его книге «Аль-‘Урф аль-варди фи ахбар аль-Махди = Сообщения о Махди»и внёс кое-какие добавления. Материал данный имеется в его опубликованном сборнике фетв «Аль-Хави». А Ибн Касир посвятил упоминаниям о Махди отдельную маленькую книгу, и некую часть собственной книги «Аль-Фитан ва-ль-маляхим = битвы и Смуты». Ибн Хаджар аль-Мекки написал книгу«Аль-Кауль аль-мухтасар фи ‘аля-мат аль-Махди аль-мунтазар = Сокращённый рассказ о приметах Махди». Писал на эту тему и аль-Муттаки аль-Хинди и Мулла аль-Кари, что назвал собственную книгу «Аль-Мащраб аль-варди фи маз-хаб аль-Махди = Сообщения о Махди», и Мар’и ибн Юсуф аль-Ханбали, ас-Сан’ани и другие.
Многие исследователи хадисов, а также аль-Хаким, аз-Захаби, Абу Ну’айм, Ибн аль-‘Араби аль-Малики, аль-Куртуби. шейх ислама Ибн Таймийя, Ибн Каййим аль-Джаузийя, Ибн Хаджар
ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ СЛУЧИВШИЕСЯ СОБЫТИЯ, Говорящие о ПРИБЛИЖЕНИИ ЧАСА 165
аль-‘Аскаляни, ас-Суюты и другие, подтвердили достоверность хадисов, в которых упоминается аль-Махди [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 4,с. 40-41], исходя из этого не следует обращать внимание на слова тех, кто, будучи слишком мало сведущим в данной науке, говорит, что эти хадисы не сильный либо кроме того присочинённые.
Что говорят о Махди представители разных течений в исламе
1. Приверженцы Сунны. Их убеждения основаны на приведённых нами точных хадисах. Они верят в то, что Махди — это праведный и честный правитель, которого Аллах отправит к людям в качестве обновителя религии, и посредством него Аллах возвысит ислам.
Ибн Хальдун говорит: «Знай, что всем последователям ислама в течении столетий было как мы знаем, что в конце времён покажется человек из семейства Пророка ,что укрепит религию и установит справедливость. За ним последуют мусульмане, и в его распоряжении окажутся владения мусульман. Его будут именовать Махди… Следом за его приходом покажется Даджжаль и случатся все события, говорящие о приближении Судного дня. ‘Иса спустится по окончании его прихода и убьёт Даджжаля либо окажет помощь Махди убить его, и будет выполнять молитву под управлением Махди» [Ибн Хальдун. Мукаддима].
2. Шииты-имамиты. Они уверены в том, что Махди — это их последний, двенадцатый имам, Мухаммад ибн аль-Хасан аль-‘Аскари, что, в соответствии с их убеждениям, есть потомком аль-Хусейна ибн ‘Али, а не аль-Хасана. Они уверенный в том, что он вошёл в подземное помещение в Самарре свыше тысячи ста лет назад, а было ему тогда пять лет, и с того времени он где-то живёт, но его никто не видит. Он и имеется Махди, пришествия которого они ожидают. Но подтверждений и никаких доказательств данной их теории нет. Более того, она очевидно противоречит логике. К тому же Аллах сделал людей смертными и дал им довольно недолгую судьбу, а в их теории это установление Аллаха в расчёт не принимается. И ещё — какой суть ему прятаться где-то, если он жив? Именно наоборот — он обязан выйти, призывать к одобряемому и удерживать от осуждаемого…
3. Те, кто отрицает существование Махди. Это отдельные люди, относящие себя к приверженцам Сунны, каковые, но, не владеют особенными знаниями в области цепочек передатчиков и исследования текстов. Их аргументы разбили учёные, посвятившие
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 166
этому отдельные произведения. Последнее из таких произведений, которое я видел, в собственности перу выдающегося учёного шейха ‘Абд-аль-Мухсина и именуется «Ар-Радд ‘аля ман каззаба би-ль-ахадис ас-сахиха аль-варида фи ль-Махди». Имеется ещё книга шейха Хамуда ибн ‘Абдаллаха ибн Хамда ат-Тувайджри, которая именуется «Аль-Ихтиджадж би-ль-асар ‘аля ман анкара аль-Махди аль-Мунтазар».
4. Люди, бывшие у власти в прошлом, любой из которых утверждал, что он и имеется аль-Махди, либо это говорили о них кое-какие люди. Кое-какие из них были праведными людьми, каждого из которых именовали Махди — не по причине того, что вычисляли его тем самым Махди, о котором сказал Посланник ,а просто в надежде на то, что он будет одним из имамов, ведомых прямым путём, каковые говорят и делают выводы по Истине. Один из таких людей — аббасидский халиф аль-Махди. А кое-какие из правителей, утверждавших, что они и имеется Махди либо о которых говорили так безнравственные и порочные люди, были далеко не праведными. К примеру, безбожник ‘Убайдаллах ибн Маймун аль-Каддах, появившийся в 259 г. х. и погибший в 322 г. х. Его дедушка был иудеем, уроженцем семьи огнепоклонников. Он заявил о собственной принадлежности к семейству Посланника Аллаха, не смотря на то, что это была заведомая неправда. Он объявил, что он и имеется Махди, пришествие которого предсказал Пророк . Он пришёл к власти и получил могущество. Его потомки установили правление в Магрибе, Египте, Хиджазе, Шаме. Много бед и горя принесли они мусульманам. Они говорили кроме того о собственной божественности и утверждали, что у Шариата имеется внешняя (явная) и внутренняя (сокрытая) сторона. Это были правители рафидитов и карматов, которыми владел к секте батынийя. Они прикрывались рафидизмом и принадлежностью к семейству Пророка , которой в действительности не было. Их религией было безбожие, которое они и распространяли. Они имели большое влияние , пока Аллах не избавил от них мусульманскую общину при помощи Салях-ад-дина аль-Айюби, что стёр с лица земли их. Был ещё магрибский «Махди» Мухаммад ибн Тумарт (485-524 г. х.). Это был притеснитель и лжец. Он заявил о том, что он и имеется ожидаемый всеми Махди. Он приказывал своим сподвижникам сидеть в могилах66 и информировать людям о том, что он — Махди, а позже, ночью, засыпал
66 Другими словами они спускались в могилу, по окончании чего закрывали её сверху и говорили людям, появлявшимся поблизости, что Мухаммад ибн Тумарт — Махди, дабы люди сделали вывод, что это погибшие говорят из собственных могил.
ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ СЛУЧИВШИЕСЯ СОБЫТИЯ, Говорящие о ПРИБЛИЖЕНИИ ЧАСА 167
их, живых, почвой в этих могилах, дабы никто ни при каких обстоятельствах не разоблачил его [Ибн аль-Каййим. Аль-Манар аль-муниф].
5. Кисаниты. Они утверждают, что Махди — это Мухаммад ибн аль-Ханафийя (сын ‘Али ибн Абу Активиста движения Талибан, брат аль-Хасанаи аль-Хусейна по отцу), что до сих пор жив и находится на горе Ридва, между двумя львами, каковые защищают его, и в том месте у него два источника, из воды и мёда. С ним в том направлении вошли сорок его сподвижников, и по сей день о них ничего неизвестно. Они утверждают, что все они живы и что он возвратится по окончании продолжительного отсутствия и наполнит почву справедливостью по окончании того, как она наполнилась притеснением и насилием. А держат его в том месте в качестве наказания за его выход к ‘Абд-аль-Малику ибн Марвану, а по второй версии, к Язиду ибн Му’авии.
Конкретно об этом сказал Касир ‘Изза:
Внук, что не вкусит смерти , пока
Не поведёт за собою конницу с поднятым знаменем.
Некое время его не будет видно среди них.
Он на горе Ридва, и у него — мёд и вода.
Ас-Сейид аль-Хумайри также был последователем этого течения, и вот написанные им строки:
Сообщи имаму: «Да стану я выкупом за тебя!
На данной горе затянулось твоё нахождение…»
Как же ничтожны их умы, как мало они знают — верят полностью беспочвенным утверждениям…
Время пришествия Махди
Шейх ‘Абд-аль-‘Азиз ибн Баз говорит: «Ибн Касир в книге Аль-Фитан ва-ль-маляхим пишет: Я думаю, случится это, в то время, когда спустится ‘Иса. На это показывает хадис, переданный аль-Харисом ибн Абу Усама. В нём говорится: ,а это показывает на то, что, в то время, когда спустится ‘Иса ибн Марьям, Махди уже будет с людьми. На это показывают и кое-какие версии хадиса, приводимые у Муслима, и не только. Но чётких указаний в них нет, исходя из этого утверждение это не смотря на то, что и весьма возможное, но на большом растоянии
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 168
не категоричное» [Ар-Радд ‘аля ман каззаба би-ль-ахадис ас-сахиха аль-варида фи ль-Махди].
Муслим приводит в собственном «Сахихе» сообщение от трёх матерей верующих — Умм Салямы, Хафсы и ‘Аиши — о том, как Посланник сказал, что войско отправится к Дому за укрывшимся в том месте человеком и Аллах сделает так, дабы оно провалилось под почву в пустыне. Умм Саляма говорит: «Посланник Аллаха сообщил: Один человек будет искать убежища у Дома, и отправят за ним войско, и, в то время, когда будут они проезжать через пустыню, почва под ними провалится.Я задала вопрос: О Посланник Аллаха, а как же те, кто был с ними не по собственной воле? Он ответил: Они также провалятся вместе с ними, но в Судный сутки, в то время, когда они будут воскрешены, с каждым из них поступят в соответствии с его намерению»[Муслим, № 2882].
А Хафса передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «К этому Дому обязательно направится войско, которое предпримет поход на него. В то время, когда они будут в пустыне, почва под теми, кто был в середине, провалится и идущие в начале закричат тем, кто едет сзади, а позже почва провалится и под ними, и останется лишь один человек, что и скажет людям о том, что случилось».
А в второй версии хадиса говорится: «Придут к Дому в отыскивании защиты люди, каковые будут немногочисленны и беспомощны, и у них не будет снаряжения и оружия…» [Муслим, № 2883].
‘Аиша передаёт, что в один раз Пророк начал вздрагивать во сне. Она говорит: «И мы сообщили: О Посланник Аллаха! Ты делал во сне то, чего ни при каких обстоятельствах не делал раньше. Он сообщил: Необычное дело… Люди из моей общины отправятся к Дому за человеком из Курайша, что укроется в том месте. И в то время, когда будут они пересекать пустыню, почва под ними провалится. Мы сообщили: О Посланник Аллаха, поскольку в этом месте могут быть и другие люди. Он сообщил: Да, среди них будут те, кто действовал сознательно, те, кого принудили, и случайные путники. Все они погибнут разом, но в Судный сутки их ожидает различная участь» [Муслим, № 2884]67.
Кто данный человек, что начнёт искать убежища у Дома и которому окажет помощь Аллах, погубив тех, кто захочет причинить
67 Другие версии этого хадиса приводятся у Ахмада, Абу Я’ля, аль-Хакима, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и других.
ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ СЛУЧИВШИЕСЯ СОБЫТИЯ, Говорящие о ПРИБЛИЖЕНИИ ЧАСА 169
ему вред? Будет ли это Махди, о котором говорилось в упомянутых выше хадисах? Мы не знаем… Это знает лишь Аллах.
Махди — тот самый халиф, что будет сыпать деньги горстями?
В хадисах упоминается халиф, на протяжении правления которого умножится благо — так, что будет он сыпать деньги горстями, не считая их. Будет ли это Махди либо кто-то второй? Это известно лишь Аллаху.
Джабир ибн ‘Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «При жизни последних поколений моей общины покажется халиф, что будет сыпать деньги горстями»[Муслим, № 2913].
А Абу Са’ид передаёт, что Посланник Аллаха сообщил: «Будет среди ваших халифов таковой, что будет сыпать деньги горстями, не считая их»[Муслим, № 2914].