Семинарско — практическое занятие №8

Тема: Отраслевая структура индустрии края. ТЭК. Рекреационные ресурсы

Оборудование:физическаякарта Краснодарского края, атлас Краснодарского края, компьютер, мультимедийный проектор, учебник, электронная презентация.

Цели: студенты должны усвоить знания об изюминках отраслевой структуры индустрии Краснодарского края, топливно-энергетическом комплексе; развивать общеучебные и особые навыки: трудиться с книжкой, картами Краснодарского края, контурными картами края, выделять основное; выявлять причинно-следственные связи, заполнять таблицы.

Задания 1.Составить каталог курортных местностей Кубани, основанных на базе минеральных лечебных грязей и источников. Таманский полуостров, Анапа, Темрюк, Тёплый Ключ, Хадыженск. Внесите дополнения и поправки._________________________________________________________________

Задания 2.Составить комплексную чёрта одного из курортов Черноморского побережья по замыслу:

1. Расположение курорта. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рельеф, климат, озера и реки на курорте. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Курортный потенциал, число здравниц (с перечислением больших), количество отдыхающих. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Лечение, осуществляемое на курорте. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Возможности развития. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Горная территория Краснодарского края.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Отраслевая структура индустрии края.

Неспециализированная цель: изучить особенности отраслевой структуры индустрии Краснодарского края, ТЭК.

1. Изучите таблицу №1 «Изменение отраслевых количеств производства промышленной продукции Краснодарского края за 1940-1998 в сопоставимых стоимостях (в % к итогу).

Отрасли
Топливно-энергетическая 15,5 6.4 4.7 4.0 13.0 21.9
Химическая и нефтехимическая 1.8 2.9 3.7 3.0 2.1 2.6
металлообработка и Машиностроение 15.5 13.4 17.2 17.5 7.9 8.5
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 4.8 7.1 7.2 7.8 4.5 4.4
Производство стройматериалов 2.0 5.4 3.7 4.4 5.8 8.5
Лёгкая 6.9 15.1 13.7 12.6 4.9 0.9
Пищевая 42.6 48.2 42.5 42.7 60.1 42.6
Другие отрасли 26.4 1.5 7.3 8.0 1.7 6.6

2. Ответьте на вопросы устно.

1. финансовый кризис 90-х годов, его последствия.

2. Изучив таблицу №1, сделайте выводы об трансформациях, случившихся в производстве края.

3. Какие конкретно отрасли финансовый кризис самый глубоко задел?

3. Заполните таблицу №2 «Факторы формирования отраслей специализации Краснодарского края»

Отрасли специализации Краснодарского края Факторы формирования
4. ТЭК. 2. 3. 4. 5. Сырьевой, транспортный

Сделайте выводы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. ТЭК. Нефтяная индустрия.

Цель: изучить ТЭК, отрасли, входящие в состав, нефтяную индустрию.

Разглядите таблицу «Скорость увеличения добычи нефти на Кубани»

Ответьте на вопросы:

1. Какие конкретно отрасли края входят в состав ТЭК? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проанализируйте эти таблицы №6, сравните показатели добычи нефти в 1920-1930 гг., в 1990-1995 гг и в 2001 г. Сделайте выводы. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какую продукцию создают предприятия нефтехимической индустрии края? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Отметьте на контурной карте и напишите наименование населенного пункта Краснодарского края, вблизи которого была заложена первая в РФ нефтяная скважина.

5. Назовите и надпишите на контуре главные месторождения нефти в крае.

6. Нанесите центры нефтехимической индустрии края на контуре.

Задание 6. Газовая индустрия.

Цель: изучить роль газа в формировании современного хозяйства Кубани, наибольшие месторождения, газопроводы, проходящие через территорию края.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Где сосредоточена большинство разведанных месторождений в крае? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите главные месторождения газа в крае и надпишите на контурной карте ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Где употребляется газ, добываемый в крае? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сравните показатели добычи газа на Кубани. Сделайте вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите газопроводы, проходящие через предприятия и территорию края газовой индустрии. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Назовите самый экологический чистый вид горючего, используемый на ТЭС. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие конкретно неприятности стоят перед газовой и нефтяной индустрией края? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.Электроэнергетика.

Цель: усвоить главные знания по теме; развивать общеучебные и навыки и специальные умения

Ответьте на следующие вопросы:

1. Главными энергетическими ресурсами Краснодарского края являются: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Где вырабатывается главное количество электричества в крае? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите самую большую тепловую электростанцию. В чем её особенности? Какие конкретно виды горючего она применяет? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечислите электростанции края и нанесите на контурную карту:

  • ТЭС ______________________________________________
  • ГЭС ______________________________________________

5. Каковы неприятности в электроэнергетике края? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. По какой причине строительство АЭС в Мостовском районе было приостановлено? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие конкретно типы электростанций трудятся в Белоглинском районе? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Семинарско - практическое занятие №8

Обобщающие вопросы по темам курса: «экология и Природа Кубани»

Задания к зачёту:

1. Экологические неприятности, характерные для отечественного края.

2. Каково ваше участие в природоохранных мероприятий края, города, станицы?

3. Назвать возможности улучшения экологической обстановке на Кубани.

4. Назовите экологические неприятности Черного моря.

5. Назовите экологические неприятности Азовского моря.

6. Назовите экологические неприятности реки Кубань.

7. Структура курса «Экология и Природа Кубани» (назвать разделы курса).

8. Структура курса «экология и Природа Кубани» и краткая его черта.

9. Назвать формы и виды экологической активности населения Кубани.

10. Медико-демографические показатели населения Краснодарского края.
Назовите обстоятельства роста углекислоты в воздухе.

11. Достаточны и действенны ли устранения и социальные механизмы предупреждения негативных процессов в экологии на Кубани либо нет? Аргументируйте собственную позицию.

12. Экологические неприятности, характерные для отечественного края.
Понятие человеческий фактор.

13. Какой ваш прогноз улучшения экологической обстановке на Кубани?

14. Что вы вкладываете в понятие совершенствования природоохранной деятельности?

15. По какой причине, на ваш взор, недостаточное внимание уделяется экологической культуре?

16. Что вы думаете о санитарно-экологическом состоянии местности Вашего проживания, какая, на ваш взор, самая «болевая» точка?
Что вам известно о рекультивации на Кубани?
Обстоятельства аллергических болезней на Кубани.
Смог: сущность понятия.

17. Экологические неприятности, характерные для отечественного края.

18. С какой литературой, упомянутой в перечне литературы по курсу: «экология и Природа Кубани» в алфавитном порядке вы привычны?

19. Обстоятельства «утяжеления» воздуха на Кубани.

20. Какую литературу, не указанную в перечне литературы по курсу: «экология и Природа Кубани» вы просматривали по экологии, экологическим проблемам Кубани. Что больше всего запомнилось?

21. Что вам известно о средней длительности судьбы за границей, в РФ, отечественном крае?

22. Экологическое образование, его сущность.

23. образование и Экологическое воспитание в внешкольных учреждениях и общеобразовательных школах.

24. Что вы вкладываете в понятие совершенствования природоохранной деятельности?
Какие конкретно вы понимаете места в Краснодарском крае с высокой концентрацией свинца в земле?

25. Возможно ли в пределах лишь экологии решить вопросы защиты природной среды?

26. По какой причине, на ваш взор, недостаточное внимание уделяется экологической культуре?

27. Существует ли неуправляемость и непредсказуемость некоторых достижений научного прогресса? Поясните собственный мнение.

28. Закон РФ «Главные положения госстратегии РФ по охране экологии и обеспечению устойчивого развития».

29. Факторы риска здоровья на Кубани (назвать; второй фактор обрисовать содержание).

30. Назовите кое-какие показатели неинфекционной заболеваемости детей и подростков Краснодарского края.

Задания и МЕТОДИЧЕСКИЕ Указания ДЛЯ СТУДЕНТОВ. ЭКСКУРСИЯ: «ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО»

направляться подчернуть, что при подготовке учебной экскурсии создаются благоприятные условия для разъяснения определённых правил и норм конструктивного ведения диалога, спора, воспитания тактичности, принципиальности. Появляется настоящая возможность оказать помощь студенту выяснить собственную точку зрения, собственное отношение к разным сторонам природы и взаимодействия человека, а учителю диагностировать степень сформированности экологических знаний, убеждений студентов.

Цель экскурсии: научить студентов замечать связь в живой природе, изучить природное сообщество на территории города Армавира, составить перечень деревьев и кустарников, трав находящихся на территории Армавира, продемонстрировать влияние деятельности человека на природное сообщество, вырабатывать умения составлять экономико-географическую чёрта местных фирм на базе материалов, взятых на экскурсии.

Задачи экологической экскурсии:

  • углубление знаний студентов о многообразии организмов, их сотрудничестве со средой;
  • формирование умений по охране и изучению экологии;
  • знакомство с научными способами изучения;
  • обогащение ценностных ориентаций студентов;
  • формирование экологической наблюдательности.

Экологическая экскурсия обязана рассматриваться как наиболее значимое дидактическое и методическое средство интеграции естественнонаучных знаний студентов. Отражая идею единства природы, они разрешают создать целостное представление о ней; реализовать на практике один из фундаментальных законов экологии, в соответствии с которому организм и нужные для его жизни условия составляют единое целое.

Как пример для того чтобы подхода к рассмотрению природы приводится экскурсия по изучению структуры экосистемы.

Тема: Структура экосистемы

Задачи:

  • познакомить студентов с понятием “СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ”;
  • конкретизировать знания студентов о сотрудничестве организмов со средой обитания;
  • продолжить формирование навыков и умений сравнивать явления и объекты, делать обобщения, формулировать выводы, составлять отчёты;
  • продолжить экологическое воспитание студентов.

Экскурсия начинается со вступительной беседы, на протяжении которой студенты знакомятся с главными закономерностями функционирования естественных экосистем и разновидностями их классификаций.

По окончании беседы группам предлагается совершить независимую работу по заданиям, изложенным в инструктивных карточках. Содержание каждой инструктивной карточки включает указание к действию, которое нужно выполнить, указания и вопросы о фиксировании результатов действий. Содержание карточек зависит от места проведения данной экскурсии (парк, лес, и т. д.).

Перед началом самой работы учитель проводит инструкцию о порядке исполнения заданий.

Оборудование:

  • рулетки;
  • карандаши;
  • блокноты для записей.

Экосистема (биогеоценоз) складывается из двух структурных (биотоп и биоценоз) и двух функциональных (гетеротрофы и автотрофы) компонентов. Помимо этого, она владеет определённым видовым составом, численностью, биомассой живых организмов, определённой пространственной структурой населяющих биотоп видов. Между участниками биоценоза в каждой экосистеме складываются различной степени сложности биотические отношения. Главными среди них являются отношения пищевые, либо трофические, наряду с этим одни виды в сообществе применяют в пищу другие. Образуется пищевая, либо трофическая, цепочка, по которой в экосистеме идёт энергии и поток веществ. В начале трофической цепи стоят автотрофы – в большинстве случаев, зелёные растения (продуценты), каковые, применяя энергию солнечного света, создают из неорганических веществ органические. Продуцентами питаются гетеротрофы (консументы первого порядка) – животные фитофаги; фитофагов съедают хищники (консументы второго порядка); последних – консументы более больших уровней. консументы и Продуценты, отмирая, становятся достоянием сапрофагов (деструкторов, редуцентов), применяющих их в пищу и разлагающих мёртвую органику. Это грибы, микробы и пр. они принимают участие в минерализации органических веществ и делают их дешёвыми для растений. Наряду с этим трофическая цепь замыкается, образуя биогенный круговорот. Потому, что животные, в большинстве случаев, полифаги (питаются разными видами организмов), они в один момент включаются в пара трофических цепей, что ведет к образованию трофических сетей.

Наровне с видовым составом громадное значение для изучения сообщества имеет его биоморфологический спектр – соотношение и состав слагающих сообщество жизненных форм. По преобладающим жизненным формам определяется принадлежность сообщества к тому либо иному типу растительности (к примеру, леса, луга и т.п.).

Совместное существование различных жизненных форм и видов в сообществе ведет к их пространственному обособлению. Это выражается в вертикальном и горизонтальном расчленении фитоценоза на отдельные элементы, любой из которых играет свою роль в преобразовании и энергии и накоплении веществ.

По вертикали растительное сообщество разделяется на ярусы – горизонтальные слои, толщи, в которых находятся надземные и подземные части растений определённых жизненных форм. Эта ярусность особенно выражена в лесных фитоценозах. Тут насчитывается в большинстве случаев пять-шесть ярусов:

1.Древесные ярусы (высокие и низкие деревья);

2.Кустарниковый (подлесок);

3.Травяно-кустарничковый;

4.Моховой (либо лишайниковый);

5.Подстилка (опад листвы).

Малоярусные сообщества – луг, степь, болото – имеют по два-три яруса.

Ярусное строение фитоценоза даёт растениям возможность более полно применять ресурсы среды, в первую очередь свет, тепло, влагу. Растения различных ярусов живут в различных условиях, что сокращает борьбу и содействует повышению видового разнообразия. Чем благоприятнее условия местообитания, тем сложнее ярусность.

Животное население биоценоза, “привязанное” к растениям, кроме этого распределено по ярусам. К примеру, микрофауна почвенных животных самый богата в подстилке; достаточно чётко приурочены к ярусам определённые группы насекомых. Различные виды птиц строят гнёзда и кормятся в различных ярусах – на земле, в кустарниках, в кронах деревьев.

По горизонтали сообщество так же разделяется на отдельные микроэлементы – микрогруппировки, размещение которых отражает неоднородность условий судьбы. Особенно отлично это видно в структуре наземного (почвенного) покрова – в наличии “мозаики” из разных микрогруппировок (куртины трав; пятна мхов либо обнажённого грунта). Мозаичность, как и ярусность, обусловлена многими факторами (включая влияние человека), исходя из этого может служить хорошим показателем экологических нарушений в сообществе.

Трофическая структура. Любое сообщество возможно представить в виде пищевой цепи, а правильнее пищевой сети, другими словами схемы всех пищевых, либо трофических связей между видами этого сообщества. Пищевая сеть в большинстве случаев имеет несколько пищевых цепей, любая из которых есть отдельным каналом, по которому передаётся энергия и вещество.

Разные организмы занимают различное положение довольно главного источника поступающей в сообщество энергии, в этих обстоятельствах говорят, что они находятся в различных трофических уровнях. Состав трофической сети, отражающий число трофических уровней, соотношение консументов и продуцентов, первичных, вторичных, третичных и других хищников – всё это показатели трофической структуры сообщества.

Многие вещества, первым делом те, из которых строятся организмы животных и растений (углерод, азот, фосфор, кальций), перемещаются из одного блока к второму по мере того, как организмы, находящиеся на более больших трофических уровнях, поедают вторых, находящихся на нижних уровнях. В конечном счёте, все вещества в следствии деятельности редуцентов возвращаются в абиотическую среду, где они опять смогут быть использованы первичными продуцентами. Подобные перемещения в экосистемах именуют круговоротом.

ВАРИАНТЫ КАРТОЧЕК:

1 вариант

  • Назовите экосистему, в которой вы находитесь.
  • Обрисуйте видовой состав данной экосистемы.
  • От чего зависит устойчивость данной экосистемы?
  • Имеется ли в данной экосистеме организмы-индикаторы? В случае, если имеется – зарисуйте их и сделайте вывод о состоянии данной экосистемы.

2 вариант

  • Назовите экосистему, в которой вы находитесь.
  • Обрисуйте морфологическую структуру данной экосистемы.
  • Нарисуйте схему распределения организмов данной экосистемы по ярусам.
  • Как в этом случае будут связаны понятия “ярусность” и “борьба”?

3 вариант

  • Назовите экосистему, в которой вы находитесь.
  • Обрисуйте трофическую структуру данной экосистемы.
  • Составьте 2-3 пищевые цепи, действующие в данной экосистеме.
  • Назовите виды растений и животных, занимающих смежные трофические уровни и находящиеся в единой пищевой цепи.

СХЕМА Основных СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ЭКОСИСТЕМЫ:

Семинарско - практическое занятие №8

Экскурсия, как методическое и дидактическое средство обучения, может употребляться в большинстве тем курса «экология и Природа Кубани».

Студенты распределяются на три группы, любая несколько приобретает карточку-задание.

Карточка-задание.

(1 несколько)

l. Выяснить растения, произрастающие на исследуемом участке. Составьте их перечень, указав, к жизненной форме и какому классу они относятся.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Отыщите цветущие растения. Выясните по строению цветка метод опыления. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие конкретно, на ваш взор, мероприятия направляться проводить для сохранения сообщества?

Карточка-задание.

(2 несколько)

1.Выясните растения, произрастающие на исследуемом участке. Составьте их перечень, указав, к жизненной форме и какому классу они относятся. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Изучите ярусное размещение растений. Назовите знакомые вам растения каждого яруса. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Отметьте влияние деятельности человека на растения:

а) хорошее;

б) отрицательное.

Карточка- задание:

( 3 несколько)

1.Выясните растения, произрастающие на исследуемом участке

2.Обрисуйте два растения по замыслу:

а) морфологическое описание растения;

б) местообитание;

в) приспособленность к среде обитания.

3.Отметьте, какое влияние оказывает человек на эти растения в данном сообществе. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Наблюдение за погодой, сезонными трансформациями, водоёмов и состояния растительности.

Цель работы: формирование умений вести наблюдение за трансформациями, происходящими в природе.

Результаты работы оформления в виде таблицы.

5. Сравните землю из различных участков ландшафта.

6.Совершите Изучение «Жизнь птиц в лесонасаждениях». Работа на долгое наблюдение за птицами, каковые живут рядом с человеком. Результаты наблюдений фиксируйте в отдельном ежедневнике. Имеете возможность представить как реферат либо обезопасисть исследовательский проект.

7. Исполнение задание «Экологический паспорт животного» Работа предполагает проведение мини-изучения редких животных вашей местности. Возможно выполнить это задание дифференцированно. А позже совершить защиту проектов.

показатели и Объекты, выбранные для наблюдения Месяцы года Место наблюдения
Сентябрь Декабрь Март Июнь
Состояние растительности Состояние ближайшего водоёма Выводы о обстоятельствах сезонных трансформаций в природе

8. Определение расположения города Армавира.

Беседа о содержании чёрта ГП города, о значении ГП для развития природы, деятельности и хозяйства населения. Рассматриваются изюминке ГП Армавира, даётся оценка его положения.

Напишите Ваше чувство об экскурсии выделите лицо соответствующее вашему настроению, на данный момент.

Семинарско - практическое занятие №8 Семинарско - практическое занятие №8 Семинарско - практическое занятие №8

Хорошее настроение Нехорошее настроение Равнодушие

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Похудение на 8 кг за 2 недели со скакалкой! — Все буде добре


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: