Сциентизм — абсолютизация роли науки в совокупности культуры, в идейной судьбе общества. Начал складываться в философии финиша XIX — начала XX вв., в то время, когда с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в культуре.
Сциентизм (от лат. scientia — знание, наука), мировоззренческая позиция, в базе к-рой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.
Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а в первую очередь методы и результаты естественнонаучного познания. Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе важнейшие успехи всей культуры, что он достаточен для оценки и обоснования всех фундаментальных неприятностей людской бытия, для выработки действенных программ деятельности.
В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в бурж. культуре в кон. 19 в., причём в один момент появляется и противоположная мировоззренческая позиция — антисциентизм. Последний подчёркивает ограниченность возможностей науки, а в собственных крайних формах толкует её как силу, чуждую и враждебную настоящей сущности человека.
На протяжении научно-технической революции в связи достижениями науки проявились отрицательные черты сциентизма: он не учитывал сложную системную организацию публичной судьбе, где наука занимает серьёзное, но не главное место. В качестве примера науки сциентизм в большинстве случаев разглядывает естественные и правильные науки.
Будучи не строго оформленной совокупностью взоров, а идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-различному: от внешнего подражания правильным наукам (неестественное использование математической символики, нарочитое придание анализу философско-мировоззренческих либо социально-гуманитарных неприятностей формы правильных наук — аксиоматическое построение, совокупность дефиниций, логическая формализация) до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как лишенной значения и познавательного смысла (неопозитивизм).
Сциентизм недооценивает своеобразие философии по сравнению с другими науками, в отрицании философия выступает как особенная форма публичного сознания.
Сциентизм в социологии связан с отрицанием изюминок объекта социального анализа если сравнивать с объектами, исследуемыми в естественных науках, с игнорированием ценностных моментов, построений, имеющих выход в социально-философскую сферу, с абсолютизацией количественных способов в социальных изучениях.
Антисциентизм настаивает на ограниченности возможностей науки в ответе неприятностей людской существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную людской существованию.
Философия — что-то принципиально хорошее от науки, носящей утилитарный темперамент и неспособной встать до понимания настоящих человека и проблем мира. Антисциентизм трактует социально-гуманитарное знание как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного изучения.
Крайние формы (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, И. Бердяев) — рвение разглядывать реальность с позиции человека, трагически борющегося с миром, куда входит и наука. К сциентизму тяготел марксизм, отрицая его игнорирование непростых вопросов о функции и месте науки в совокупности культуры, об отношении различных форм публичного сознания.
Реакция на сциентистские утопии — усиление антитехнической волны.
Развенчание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к судьбе антиутопии, которых в XX в. создано множество. Их авторы — Г. Уэллс, А. Фран, Дж. Лондон, Р. Бредбери, Аркадий и Борис Стругацких, М. Замятин, О. др и Хаксли.
В их произведениях отображены быстро критические образы будущего, где наука и техника идеальны, но подавлены индивидуальность и свобода.
Создатели антиутопий совместно со сциентистами исходят из идей всевластия науки и техники. Запрещено проигнорировать роль антиутопий как предостережения человечества, не осуществлять контроль техники и развитие науки, не учитывать потребностей человека, духовно-ценностей и нравственных целей.
Противоборство сциентизма и антисциентизма принимает особенно острый темперамент в условиях совр. научно-технической революции и в целом отражает сложный темперамент действия науки на публичную судьбу. С одной стороны, науч. прогресс открывает всё более много возможностей преобразования природной и социальной действительности, с др. стороны — социальные последствия развития науки выясняются далеко не однозначными, а в совр. обществе часто ведут к обострению коренных противоречий публичного развития. Конкретно противоречивый темперамент социальной роли науки и создаёт питательную землю для сциентизма и антисциентизма. Наряду с этим сциентизм выдвигает науку в качестве полного эталона всей культуры, в то время как антисциентизм всячески третирует научное знание, возлагая на него ответственность за разные социальные антагонизмы.
Конкретными проявлениями сциентизма помогают концепция науки, развиваемая в рамках совр. школ неопозитивизма, технократич. тенденции, характерные нек-рым слоям бюрократии и науч.-технич. интеллигенции в совр. обществе, и устремления последовательности представителей гуманитарного знания, пробующих развивать социальное познание строго по примеру естественных наук. Позиции антисциентизма защищают нек-рые направления современной философии (в первую очередь экзистенциализм), и представители гуманитарной интеллигенции.
Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли науки. Подчёркивая исключит, роль науки в обществ, жизни, марксизм-ленинизм разглядывает её в связи с др. формами обществ, сознания и показывает сложный, многосторонний темперамент данной связи.
С данной точки зрения, наука выступает как нужный продукт развития людской культуры и вместе с тем — как один из гл. стимуляторов и источников ист. прогресса самой культуры, материальной и духовной. Из этого глубокая связь науки с мировоззрением, огромное влияние, к-рое оказывают обществ, науки на целый движение обществ, развития, на борьбу идей в совр. мире. В марксистскй философии оценка социальной роли науки даётся в настоящем контексте конкретных социальных совокупностей, обусловливающих значительно различную, часто противоположную роль науч. знания в жизни общества