Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

^И) Савроматская культура. Металлические мечи

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

U

Сарматская культура. Погребение солдата

Сарматская культура. (И^ Металлические мечи и кинжалы

d

Погребение савроматской эры

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

^ZZJ Сарматская культура. Медная патера

Сарматская культура. ^—^ Глиняный кувшин

Сарматская культура. Котёл из меди

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Сарматская культура. Импортная керамика

\^ Сарматская культура. Лепные глиняные сосуды

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

й

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава Украшения гуннской дамы (по И.П. Засецкой)

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

X АЛ

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

i_L Гунны.

Золотой кулон со вставками из янтаря, перламутра и сердолика

^ZJ Гунны.

Металлические

наконечники

стрел

^ZJ Гуннское

погребение

й

Хазарские солдаты

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

й

Хазары. Ожерелье из бус

Хазары. Кистень ?—?

Хазары. fH^ Золотая Византийская монета

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

U- Хазары.

Пл°;°ротщаСаркел

(Ьелая Вежа)

й

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Копоушки (ушные ложечки) Х- XI вв.

мужчины и Каменные изваяния женщины

^С—J Орнаментированное

зеркало. V///-/Xbb.

^^ Серебряные

височные подвески. X/ — X/// вв.

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

‘—• г…

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава ¦NrZ) Поливной изразец. X///-X/Vbb.

Красногпиняная амфора. XIV в.

й

Одежда татарской

дамы XIV — XV вв.

(Реконструкция не.В. Васильева]

Орнаментированные CZ^ зеркала. XIII-XIV вв.

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

й

Женский головной убор.

XIV-XV вв.

(реконструкция Е.П. Миськова).

Савроматская культура. наконечники копий 1 глава

Царицын начала XVII в. (по рисунку А. Олеария)

Первый Царицынский герб —

герб Царицынского полка.

XV///в.

\г-^| Стрелец XV//1

Отечественные западные соседи — скифы

Спасшиеся же скифские вожди, собрав отряды соплеменников, ушли в Причерноморские степи. Но эйфории встречи с родной почвой, с покинутыми когда-то жёнами, они не заметили. Их тут просто не ожидали. Более того, дорогу им перегородило громадное войско молодых, крепких отлично вооруженных, солдат. Кто были они? Выяснилось, это — дети скифских жён и рабов, покинутых в кочевьях. Они не планировали пускать пришедших скифов на собственные угодья. Начались сражения. Силы стариков слабели. И тогда на совете один из умных скифов (по Геродоту) сообщил: «Мы боремся с отечественными собственными рабами!…Нужно покинуть луки и копья, пускай любой со своим кнутом отправится на них…Если они встретятся с нами с кнутом, вместо оружия, то осознают, что они отечественные рабы…и уже не дерзнут противиться».

Вправду, на следующий сутки вооруженные парни, уже построившиеся в боевой порядок, внезапно заметили, что «деды» тихо ожидают их приближения, как-то вольно сидя на лошадях без оружия и доспехов, поигрывая, кто — кнутом, кто арапником. Осознали юные солдаты, что они — рабы и без слов пропустили скифские отряды в степь.

Армейские удачи скифов в сражениях с военными и киммерийцами отрядами соперника в Передней Азии продемонстрировали, что они были красивыми солдатами. Их победам над многими народами помогало современное оружие. Перед боем скиф надевал на себя панцирь. Это была несложная кожаная рубашка, время от времени усиленная на плечах и груди плотными пластами кожи, или железными пластинами. По окончании походов на Восток, они привезли в степи пластинчатый доспех. Тут мастер приклёпывал на кожу маленькие бронзовые либо металлические пластинки так, что они покрывали ее поверхность как чешуя рыбу. От греков они заимствовали доспех типа кирасы. Он складывался из двух больших железных пластин, переднюю часть которых время от времени делали в виде живота мышц и рельефа груди. Такая кираса крепилась на теле посредством ремней.

На голову надевался шлем, сшитый из нескольких слоев кожи, или — бронзовая «каска», закрывавшая щеки и верхнюю часть лица. Ноги защищались поножами, в руке был круглый щит,

98 В.И.Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

обтянутый кожей. Главное оружие скифов — лук маленького размера. Древки стрел, с костяными и медными наконечниками, имели длину 60—80 см. Они помещались вместе с луком в горите (колчан). Их в том месте было до 150—200 штук. В рукопашной схватке скиф бился акинаком (маленький клинок колющего типа), секирой на долгой рукояти либо копьём. Главную роль в военных действиях скифов игралась конница. Именно она лавой обрушивалась на соперника, ещё издали осыпая его стрелами.

Такое боевое оснащение помогало скифам в далёких походах, в столкновениях между собой за владение почвами, в отражении нападения огромного войска персов во главе с царем Дарием. Древние авторы считают, что Дарий знал о силе скифских солдат, их смелости, армейском мастерстве скифских вождей. Исходя из этого он и пришел на скифские почвы «потягаться» с ними в открытом бою, а заодно, отомстить за мидян, которых когда-то покорили скнфы. Но историки уверены в том, что персы, готовясь к войне с Грецией, решили подмять непокорных скифов, каковые могли быть вероятными союзниками греков и, по просьбе греков, обрушились бы на Дария с правого фланга.

Войско Дария насчитывало (в чём не совсем уверены учёные) 700 тысяч пехотинцев, 10 тысяч наездников и огромный обоз. Скифы же сумели собрать лишь 60 тысяч солдат. На призыв скифов оказать им помощь в войне с персами, отозвались лишь кое-какие соседние племена. Среди них — савроматы, обитавшие в Волго-Донских степях, за рекой Танаис (р. Дон), где по старой географии уже начиналась территория Азии.

Дарий жаждал громадного сражения со скифами, дабы сразу же покончить с ними. Но скифские вожди все время уклонялись от открытых сражений. Они ушли на большом растоянии в степь и организовали против персов «партизанскую» войну. Скифы поджигали степь, дабы не было корма для скота и лошадей соперника, засыпали ключи, травили ядами степные колодцы, всегда держали персидское войско в напряжении. Маленькие скифские отряды с опаской подбирались по балкам и оврагам к растянувшемуся по степи войску. Конница неожиданно нападала на растерявшихся персов. Скифские наездники осыпали их стрелами с

отравленными наконечниками и скоро исчезали за горизонтом, пока персы пробовали выстроить собственные боевые порядки.

Проходили дни. Персы дошли до Танаиса (Дона) и, переправившись через него, появились в междуречье. Дарий неоднократно отправлял вестников к скифам, приглашая их сразиться. Но скифский вождь Иданфирс ответил: «Имеется у нас гробницы предков. Разыщите их, попытайтесь уничтожить — тогда определите, станем ли мы сражаться с вами либо нет». Дарий осознал, что он проиграл скифам. Персы вынуждены были отойти на запад, уйти, теряя по пути много собственных солдат.

О религиозных обрядах, обычаях скифов известно, пожалуй, лишь из записей Геродота. Так, он говорит, что скиф, убивший в бою первого неприятеля, обязан непременно выпить чашу его крови. Из черепов убитых скифы делали себе заздравные кубки, а кожей с правой руки неприятеля — покрытие боевого колчана. Среди солдат был распространён ритуал побратимства. Так, они наполняли сосуд вином. После этого, сделав надрез на пальце, додавали кровь в вино, опускали в том направлении собственные мечи и клялись в верности и дружбе, выпивая вдвоём данный напиток.

Скифы поклонялись мечу, как всевышнему войны Арею. Так как клинок давал в сражении успех, он защищал их от неприятеля. Перед поклонением собственному всевышнему, скифы собирали хворост в громадную кучу, в центр которой вонзали клинок. По окончании чего, они обращались к всевышнему за помощью в собственных боевых делах. В жертву, к куче хвороста, они бросали каждого сотого пленника. Они верили в мир всевышних, каковые руководили их природными явлениями и делами. Основной богиней скифов была Табити. Она защищала дом, покровительствовала скифской семье. Всевышний неба был Папай ^Зевс), богиней почвы — Апи (Гея). Её вычисляли родоначальницей всех скифов, кроме этого как и Таргитая (Геракла).

Скифские вожди, старейшины и жрецы пристально следили, дабы всё население строго выполняло обрядность и веру. Они в любой момент жестоко наказывали изменников. Так, Геродот информирует нам о случае, что случился с молодым скифским царем Скилом. Его мать была гречанка. Конечно, с детства она познакомила его с обрядами и греческой религией. Он мо-

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Отечественные западные соседи — скифы

лился скифским всевышним. Но, позднее, в то время, когда он частенько начал посещать город Ольвию, соплеменники увидели, что Скил постоянно оставляет собственных воинов и слуг перед воротами города. Сам же он, уйдя за стенки полиса, он переодевался в греческие одежды, посещал храмы, приносил жертвы греческим всевышним. Скифы определили об данной измене вождя скифской вере. Народ возразил, царь был схвачен в этот самый момент же убит.

Греки обрисовывали внешний вид солдат-кочевников, пригонявших к городам отары овец на продажу. Они утвержают, что скифы отпускали усы и бороду, носили долгие волосы. Голову скиф в большинстве случаев покрывал кожаным либо суконным колпаком типа башлыка. На себя надевал кафтан, кожаные, в обтяжку, либо широкие матерчатые шаровары. На ногах — легкие кожаные полусапожки, подвязанные узкими шнурками.

Дамы наряжались в долгие платья. Сверху она имела возможность накинуть расшитый халат. На головах — простые платки. Ну, а вдруг в племени предполагалось какое-то торжество, то из походных торб доставались или нарядный головной убор в виде высокого конусовидного колпака с покрывалом, или округлую шапку. Эти головные уборы модницы-скифянки украшали броскими нашивными штампованными золотыми бляшкам. Помимо этого, богатые скифские дамы имели возможность дополнить собственную торжественную одежду золотыми и серебряными украшениями: диадемой, гривной, ожерельями, браслетами, бусами, кольцами, височными подвесками.

Геродот отметил интересный для нас факт: скифский народ довольно часто пользуется паровой баней. Для этого они ставят юрту, покрывают её войлоком. Вовнутрь затаскивается громадной котел, в воду которого кидаются раскалённые на костре камни, отчего вода делается тёплой. Помимо этого, на камни очага они рассыпают горсти зерен конопли и поливают их тёплой водой. Поднимается сильный пар, куда попеременно «ныряют» обнаженные скифы. По словам Геродота, они, «звучно кричат от наслаждения». Дамы перед баней приготавливают густое тесто из растертого порошка кипариса, кедра, ладана, которым обмазывают все тело. Данный слой смывается на следующий сутки, отчего

кожа скифской дамы, как вычисляли греки, делается чистой, упругой, блестящей и она издает «приятный запах».

Помимо этого, среди скифов была распространена «мода» на татуировку тела. Но её имели возможность носить лишь представители знатных семей либо солдаты, каковые прославились в народе собственными подвигами. Об этом обряде возможно делать выводы по находкам мумифицированных тел, каковые сохранились в вечной мерзлоте в курганах сибирских скифов (в отечественной почва органика не сохраняется). Орнаментальные мотивы были различные. Но главные сюжеты, каковые выкалывались на коже — это мир существующих и фантастических животных. В целом же татуировка не только являлась украшением человека. Она показывала его принадлежность к элитному слою населения и была оберегом, защищала от злых духов. Полагают кроме этого, татуировка несла ещё какую-то волшебную нагрузку.

Раскопки курганов продемонстрировали значительное расслоение скифского общества. Несложных скифов хоронили в могильных ямах, рядом с телом ставили сосуды с молоком лошади, родниковой водой, клали мясо (массив вырубленных ребер) лошади, нож, шило, бусы. Погребения скифских вождей, если они не ограблены, потрясают археологов собственной роскошью.

Геродот информирует, что погибшего царя, по окончании бальзамирования тела, сорок дней возят по всем подвластным ему почвам. Путь такая колесница начинала из его родного становища и заканчивала около подготовленного места погребения в степи. Вождя укладывали в парадном одеянии с украшениями из золота, серебра, сокровищ. Около ставилась посуда с водой и вином, медные котлы с мясным варевом. Тут же лежало парадное оружие вождя: акинак, горит (колчан), набитый стрелами, боевые ножи, копья. Погребальная камера покрывалась толстыми слегами, ветвями, кугой, камышом. Насыпался громадной бугор почвы. Позже убивали слуг, жен, родных родственников, солдат. Они должны составлять его свиту на «том свете». Рядом укладывали убитых лошадей в полной сбруе, рядом пребывало тело убитого конюха с кнутом либо уздой в руке.

1 02 В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

И ещё подсыпали почву, дабы скрыть место захоронения и выровнять площадку для поминок. На данной поверхности устраивали тризну по погибшему его свите и царю. Причем, вся посуда и недоеденная пища оставалась на месте поминовения. И лишь затем, положив по склонам насыпи огромные плиты камня — крепиду (дабы почва не осыпалась вниз), насыпали очередной слой почвы. Так заканчивали курган. Высота некоторых скифских курганов достигала иногда 15—20 м. Но кроме того такая высота не страшила грабителей. Многие богатые курганы скифов ограблены.

Пример. Экспедиция ЛОИА АН СССР под управлением В.П. Шилова в один раз изучила на Елизоветовском курганном могильнике (Ростовская область) скифский курган высотой 9 метров. Ранее, в 1871 г. данный курган уже раскапывал: археолог П.И. Хицунов. Тогда ему было нужно нанять землекопов из местных крестьян, дабы выкопать громадную яму в центре насыпи. П.И. Хицунов нашёл камеру каменного склепа. Раскопав её, он убедился, что она абсолютно ограблена.

В.П. Шилов вскрыл курган, применяя бульдозер. Это дало ему возможность совершить расчистку громадной площади раскопа. Сейчас его взгляду представился целый громадный склеп, сложенный из больших камней. Выясняется, склеп складывался из двух камер. Одна, под центром кургана, где побывал П.И. Хицунов, была ограблена. В другом отделении склепа были собраны хозяйственные вещи. В том месте находились 14 амфор, когда-то наполненных вином, лежали кости жертвенных животных. Но была ещё одна камера. В ней захоронили двух богатых скифов. Причем, кости скелета пожилого скифа был разбросаны преступниками. А вот скелет молодого солдата-скифа, очевидно принадлежавшего к родо-племенной знати, был не тронут. Преступники не увидели его, быть может, из-за обвала обрушившегося древесного перекрытия.

Погребальная камера по окончании полной зачистки, практически сверкала, от украшений и золотых предметов. парень лежал на пояснице в вытянутом положении. Его головной убор был обшит большими золотыми штампованными пластинками. На его шее пребывало массивное громадное кольцо — гривна, финиши которой заканчивались фигурками барсов. Ожерелье складывалось из золотых

Отечественные западные соседи — скифы

колец, медальонов со вставками из цветного стекла, бусин из стекла, янтаря, коралла, сердолика. Одежда обшита золотыми бляшками. На руках — перстни и золотые браслеты.

Рядом лежал клинок-акинак в золотых парадных ножнах, на которых боспорские мастера изобразили стычки греков и скифов. Но самый яркой вещью в погребении была золотая накладная пластина на колчан (горит). Тут, наровне с рельефными фигурами и растительным орнаментом дерущихся животных, изображены отдельные сцены из судьбы греческого храбреца .Ахиллеса.

Не забывайте эту историю? Фетиде (мать Ахилла) всевышние предсказали смерть её сына в сражении. Тогда бедная мама окунула тельце ребенка в реку бессмертия Стикс, держа его за пятку. Опасаясь, за судьбу подросшего Ахилла, она дала его ка воспитание царю Ликомеду, отцу бессчётных дочерей. Ахилл, одетый в девичью одежду, тихо рос среди них.

Началась война с Троей. Всевышние предотвратили греческих храбрецов, осаждавших город, что успех будет на их стороне лишь тогда, в то время, когда среди них окажется Ахилл. На его поиски отправили Одиссея. Как определить Ахилла среди дочерей царя, одетых в однообразные платья? Тогда умный Одиссей представился торговцем. Перед царским домом он поставил столы, на которых разложил броские ткани, медные зеркала, благовония, украшения. А в стороне прислонил меч и щит. Конечно, все женщины ринулись к товарам, тогда как мужественный Ахилл ухватился за щит и меч. Затем он был под стенками Трои, которая скоро была забрана греками. Но Ахиллес, как предсказали всевышние, погиб в поединке с Парисом, что поразил его стрелой совершенно верно в пятку (из этого — ахиллесова пята, а в русской речи это степень кошмара — «сердце ушло в пятки»).

В склепе, раскопанным В.П. Шиловым, около погибшего лежали пара колчанов со стрелами, дротики, боевые и хозяйственные ножи, удила. На ногах солдата — медные поножи-кнемиды. Тут же стоял ларец, наполненный сокровищами, серебряный килик (чаша для питья), маленький серебряный сосудик, медный котел, глиняные светильники, кости нескольких быка и жертвенных коней.

104 6.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Геродот составил карту обитания скифских племён в Северном Причерноморье. Он пишет о неких «царских скифах», занимающих главенствующее положение в скифском мире. Они обладали почвами в районе нынешней Кубани, Крымском полуострове, около берегов Меотиды (Азовское море). Вправду, тут видятся самый богатые скифские курганы VI—V вв. до н.э. Главная часть территории Скифии принадлежала скифам-скотоводам. Кочуя, они перегоняли громадные табуны лошадей, отары овец по степи в отыскивании хороших угодий. Но было и оседлое население, как говорили тогда, скифы-пахари, скифы-земледельцы. Они жили на большом растоянии на север от побережья Черного моря, ближе к лесам, имели тут собственные укрепленные поселения.

Вся площадь степей была в далеком прошлом поделена между отдельными скифскими племенами. Армейские отряды каждого племени зорко защищали стада на протяжении передвижения их на новые пастбища, на «летник» либо «зимник». Патрульные группы солдат смотрели за границами собственных территорий, каковые по недосмотру, в противном случае и намерено, нарушались соседями. И худа — бой! Пастух скоро преобразовывался в солдата, тем более, что оружие он постоянно имел при себе. Время от времени завистливый сильный сосед нападал на обоз с дамами, детьми, домашним скарбом либо на скот. Это было не только покорение не сильный племени, захват его ценностей и угодий. Самое основное в таком рейде — пленники. Их возможно было применять в собственном хозяйстве либо реализовать грекам.

Греки-уже с VII в. до н.э. начинают осваивать северное побережье Понта Евксинского (Черного моря). Тут появляется много торгово-ремесленных пунктов. Кое-какие из них преобразовываются в наибольшие города, каковые ведут интенсивную торговлю со степными народами. К ним относятся — Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Гер-монасса и др. Они были наибольшими поставщиком товаров в далёкие Доно-Волжские степи.

Скифы осознали пользу от торговли с греками. Для греков -самая ответственная статья торгового обмена со скифской степью, само собой разумеется, пленники-рабы. Крепких молодых мужчин, подростков,

Отечественные западные соседи — скифы

девушек и здоровых женщин, захваченных в плен, брали на рабских рынках в Причерноморских городах, по окончании чего они отвозились в Грецию либо их труд применяли в самих городах-полисах.

В обмен на рабов, продукты скотоводства (мясо, сыр), и на кожу, шкуры, меха, шерсть, рыбу, скифы приобретали красивые керамические изделия, шикарные ткани, предметы туалетной принадлежности, вино, украшения и изделия из драгоценных металлов.

До скифов-пахарей от берегов Понта на большом растоянии. Но и с ними греки вели широкую торговлю. Греческие торговцы приобретали из северных земель, в большинстве случаев, зерно (просо, ячмень, пшеница), горох, бобы, лук, чеснок и такую техническую культуру, как конопля.

Скифам особенно нравилось греческое вино. Греки его разбавляли перед питьём. Скифы же выпивали вино неразбавленным, чем весьма удивляли греков. Не смотря на то, что и греки на пирах разрешали себе выпить время от времени чистое вино, говоря виночерпию: «Налей вина по-скифски!». Тысячи амфор с вином из Ольвии, Гераклеи, Фазоса, Синопы привозили греки на пункты обмена валют скифам. Помимо этого, они импортировали в скифские степи оливковое масло, а скифянки из богатых семей сейчас нуждались в разных ароматных мазях, румянах, протирках, каковые помещались в красивые флаконы: алебастры, амфориски, лекифы, арибаллы. На торжищах около городов-полисов скифы имели возможность заметить купцов из неизвестных государств, каковые имели возможность предложить «добропорядочный шафран из Тигола, из Индии — слоновую кость, изнеженные сабеи — собственный фимиам, а обнаженные халибы — Понт и железо — пахучую бобровую струю» (Публий Вергилий Марон).

Как отмечают археологи, со скифами пришла в Причерноморские степи, так называемая, «скифская триада». Это элементы материальной культуры, каковые присуши лишь скифам. Скифы принесли новую совокупность конской узды, упряжи, оружие и «скифский звериный стиль». Им нравились вещи, украшенные звериными образами (хищные и копытные животные), каковые имели возможность нести и религиозную нагрузку.

8.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Говоря о зооморфных изображениях, возможно заявить, что их истоки, быть может, пребывали на Ближнем Востоке, где со собственными армейскими экспедициями скифы были достаточно продолжительное время. Вещи с этими изображениями скифы позже принесли в Причерноморские степи. И тут золотых дел мастера из греческих колоний сумели одновременно с воспринять пришедшую «моду» на звериный стиль и воплотить его по заказам скифских аристократов на собственных изделиях, каковые распространялись по всей степи. Но уже позднее, наровне с животными и мифическими зверями, которых не было на скифской почва, мастера стали изображать представителей местной фауны: лосей, оленей, кабанов, зайцев.

Ученые считают, что именно в эту пору в среде скифской знати выработался особенный стиль поведения, «внешние атрибуты власти» (одежда, парадное оружие, инсигнии власти, звериный стиль и т.д.), каковые подчеркивали их значимость, их высокое место в скифском обществе. Это существенно отдаляло элиту от рядовых участников общества.

Громаднейшей силы племенной альянс скифов достиг в IV в. до н.э. Тогда скифская территория расширилась за счет захвата земель за Дунаем. Предстоящим походам скифов на запад был положен финиш македонским царем Филиппом (папа Александра Македонского). Войска скифов им были разгромлены. В сражении погиб и последний 90-летний скифский царь Атей.

По окончании его смерти скифское государство приходит в полный упадок. Последний удар скифскому могуществу был нанесен в III в. до н.э. сарматскими отрядами, каковые пришли из восточных степей. Понемногу на древних картах слово «Скифия» исчезает, заменяется новым «Сарматия».

Савроматская культура

С

авроматы — кочевые ираноязычные племена, обитавшие, по сведениям древних авторов, где-то за Танаисом (Доном). Археологи считают, что эти племена показались в Волго-Донских степях на рубеже VII в. — VI в. до н.э. Последние же вести о савроматах относятся к IV в. до н.э., в то время, когда их почвы захватили сарматские племена. Появление савроматского населения на исторической арене снова связывается с информацией древнегреческого историка Геродота. Именно он поведал на страницах собственной «Истории» о многих племенах эры раннего железного века и, например, о савроматах, живших в Северном Причерноморье и на Дону.

В одном его повествовании о войне персидского войска и скифов царя Дария, Геродот упоминает царей многих народов, собравшихся на совет по поводу организации отпора персам. И среди них именует савроматского царя, одного из немногих, кто дал согласие вести войну со скифами против царя Дария I. Савроматы, в составе отрядов под руководством скифского царя Скопасиса, проводили «партизанские» рейды но тылам персов, нападая на растянувшиеся по причерноморской степи войска соперника. Однозначного взора на происхождение савроматского народа до тех пор пока нет. Часть ученых уверены в том, что предки савроматов — племена эры поздней латуни (постсрубное население), некогда обитавшие в Поволжье и на Дону. Другие обосновывают, что скифы, нежданно для киммерийцев, показавшиеся в степях Причерноморья, пришли ко мне откуда-то из далёких районов Западной Сибири. А савроматы — это только последняя волна скифских племен, которая, двигаясь в западном направлении, осела в степях Западного Казахстана, Южного Урала и в Волго-Донском регионе. Многие археологи, кстати, отмечают, что культура, быт, религиозные обряды скифов и савроматов очень близки, в особенности в ранний период их развития.

Имеется кроме этого мнение, что скифы в собственный поход на Ближний Восток, где 28 лет «бесчинством и наглостью привели все в том месте в полное нарушение» (Геродот), увлекли с собой разные группы

В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей

Саароматская культура

населения из Волго-Донского междуречья. Конечно, по окончании поспешного ухода из Мидии, они состоялись в сторону Северного Причерноморья. Это предположение древнегреческого историка Диодора Сицилийского. Другие же союзники скифов по походам возвратились на Дон и Волгу. Их то позднее и назвали савроматами.

Разведопрос: Клим Жуков о русском военном деле в постмонгольский период


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: