Превосходный германский композитор Рихард Вагнер предстает перед нами в собственной музыке вечным искателем красоты, новых и правды дорог в мастерстве.
Недаром одна из его опер написана на сюжет народного сказания о скитальце-моряке, осужденном на вечное странствие по морям без срока и отдыха. Данный далекий образ из древних преданий был близок композитору, что был известен своим современникам как человек с неспокойной судьбой и еще более неспокойным сердцем, неутомимый скиталец и вдохновенный художник, поменявший на своем веку множество пристанищ.
в один раз, пересекая бурное Северное море, он отыскал в памяти древнюю легенду о моряке-скитальце и заметил в его судьбе довольно много близкого своим переживаниям. «…Передо мною всплыл образ «летучего голландца». Мои страдания вдохнули в него душу. Разыгравшаяся буря, клокотание волн, суета и скалистые фиорды севера на корабле дали ему определенные очертания, живые краски», — вспоминал Вагнер. Так появился план оперы «Летучий голландец» («Моряк-скиталец», 1842), где композитор излил собственную тоску по поэзии и красоте судьбы, по свободе, ясности и спокойствию духа. Эту линии собственной натуры он сам выяснил как «жажду чего-то нового, неизвестного, невидимого глазом, но предчувствуемого сердцем».
Детство Вагнера прошло в Лейпциге — городе древних музыкальных традиций, где жил некогда Бах, где творили Шуман и Мендельсон. Мелкий Рихард увлекался литературой, придумывал стихи а также написал катастрофу, все действующие лица которой погибали задолго до наступления последнего акта. В этих детских увлечениях пробуждалось громадное поэтическое дар; потом он сам создавал либретто всех собственных опер, написал довольно много статей и книг, увлекательных изучений.
Пролетели юность и спокойное детство в Лейпциге. Скоро Рихард покинул родной город, дабы начать жизнь, полную постоянных творческих исканий. Пускаясь в долгие странствия от столицы к столице, от берега к берегу, по дорогам и морям, он неизменно оставался в мире музыкальных планов, со собственными храбрецами, в каждого из которых вдохнул частичку собственных мыслей и надежд.
«Летучий голландец» — зрелое произведение Вагнера. Оперы, написанные ранее, отражают творческие искания молодого композитора. Самая увлекательная из них — «Риенци», посвященная любимому национальному герою Рима. В образ Кола ди Риенци Вагнер положил тогда собственные мечты и революционные чаяния.
Всего Вагнер создал 13 опер (а помимо этого, симфоническую увертюру «ряд» и Фауст певческих произведений). В них он выступил как композитор, драматург и поэт. По его представлению, в опере литературный текст (либретто) и музыка, подчиненные драматургическому плану, должны составлять неразрывное художественное целое. Эти новаторские правила привели Вагнера к созданию особенного типа оперы, названного им «музыкальной драмой». Средствами музыки, в волнующих звуковых картинах композитор раскрывал образы внешнего мира (жизнь людей и природы) и внутреннего (мысли и эмоции). В музыкальных драмах Вагнера через всю партитуру оркестра проходят повторяющиеся маленькие мелодии — лейтмотивы, каковые являются характеристикой храбреца, его мысли, явления природы. К примеру, лейтмотивы любви, смерти, бури, чудесного меча и другие. Эти мелодии появляются вместе с храбрецами, связываются с развитием определенных событий. При помощи этих мелодий, обозначающих тот либо другой образ, композитор развертывал перед слушателями огромные повествования в звуках, наполненные глубоким смыслом. Слушатели, смотря за происхождением, взаимодействием и сплетением уже привычных им лейтмотивов, улавливали план композитора.
У Вагнера лейтмотивы становились базой и симфонических картин, вступлений, музыкальных антрактов.
Все система лейтмотивов — и эти нововведения, и слияние всех номеров оперы в едином потоке драматического действия, и ведущая роль оркестра, и новые храбрецы — на много лет вперед выяснили пути развития германского музыкального театра. Действительно, не все композиторы обращались к художественным завоеваниям Вагнера — для многих его творческие правила были неприемлемы.
В случае, если посмотреть в прошлое, побывать на оперных представлениях предшественников Вагнера, то станет ясно, что он был далеко не одинок в собственных настойчивых отыскивании новых законов музыкальной драмы.
В опере Вебера (1786—1826) «Вольный стрелок» («Фрейшютц») мы встречаем храбрецов германского народного сказания о заколдованном охотнике; и тут оркестр живописует разные картины, смелые и фантастические. Ясно говорит оркестр о душевных переживаниях храбрецов в опере Вебера «Эврианта».
Вагнер глубоко чтил память Вебера и стремился творчески развивать его успехи. Еще больше он преклонялся перед гением Бетховена. Музыка единственной бетховенской оперы «Фиделио» отличается симфонической выразительностью и красочностью; партия оркестра связывает воедино все воздействие и раскрывает внутренний суть изображаемых на сцене событий.
Содержание для собственных опер Вагнер обнаружил в древних германских народных преданиях. Но в события и образы прошлого он постоянно привносил дух современности (оперы «Тангейзер», 1845; «Лоэнгрин», 1848). Одиночество рыцаря Тангейзера, гонимого и непонятого, его свободолюбие и бунтарство — все это было знакомо Вагнеру, жестоко страдавшему от бессердечия буржуазного мира. В красивой, вдохновенной музыке Вагнер передал мысли и надежды лучших людей собственного времени, собственного поколения.
Такие же глубокие, сокровенные помыслы о жизни, мастерстве положил композитор в оперу «Лоэнгрин». И тут на подмостки сцены являются храбрецы древних преданий: рыцарь Лоэнгрин — посланец загадочной страны Грааль, невинно оклеветанная юная женщина Эльза, злая волшебница Ортруда. Вагнер стремился продемонстрировать, что зло постоянно отступает перед великими эмоциями людей: человечностью, чистотой, справедливостью, рвением к правде. Этим эмоциям он воздвиг монумент собственной музыкой. Лоэнгрину Вагнер сказал собственную жажду людской любви и обычного «земного» счастья, собственный горячее сочувствие к судьбе страдающих и угнетенных.
Эти эмоции привели композитора в мае 1849 г. на баррикады, в то время, когда Дрезден, как и другие города Германии, был охвачен революционным восстанием. Композитор всей душой приветствовал революцию: «Я имел возможность находиться на стороне лишь страдающих, — писал он потом, — я сочувствовал им с тем большей горячностью, чем больше они оборонялись от всякого гнета», «…я дошел до признания необходимости надвигавшейся революции 1848 года».
По окончании подавления революции Вагнер продолжительно жил в изгнании. В эти годы был задуман и начат самый большой труд его жизни— эпопея «Кольцо нибелунгов» (четыре громадные музыкальные драмы, объединенные одним сюжетом древнегерманского эпоса).
Карлики-нибелунги выковали чудесное кольцо из золота, которое приносит его обладателю власть над миром. Но в обмен на власть обладатель кольца обязан окончательно отказаться от лучших людских эмоций — любви, преданности, верности, человечности, ожесточив окончательно собственный сердце. Между нибелунгами, людьми и богами завязывается борьба за владение золотом, за власть над миром. Вместе с богами и героями погибает юный Зигфрид, призванный высвободить мир от проклятия кольца нибелунгов. Так громадно чудо мастерства Вагнера, что мы определим в сказочных образах черты современных ему людей. Пересказав по-своему древние предания, композитор развернул огромную картину судьбы собственного времени, запечатлел духовное содержание собственной эры в красивой, вдохновенной музыке.
В 1861 г. Вагнер получил разрешение возвратиться на родину. Но это был уже не прошлый пылкий романтический мятежник. В годы скитаний он потерял многие из собственных надежд и лучших порывов. Его дух бойца был надломлен.
Эта перемена особенно очень сильно отразилась в самой последней опере Вагнера «Парсифаль» (1882), храбрец которой проповедует христианское смирение, отказ от борьбы со злом. Вот по какой причине разные реакционные силы иногда пробовали применять музыкальное наследие Вагнера для пропаганды собственных идей.
… В мелком баварском городе Байрейте композитору удалось выстроить театр, где и была поставлена тетралогия «Кольцо нибелунгов», обогатившая мировую культуру страницами вдохновенной музыки. Обширно известны эпизоды и такие сцены из этого творения, как «Полет валькирий», «Шелест леса», праздничный похоронный марш «Па смерть Зигфрида» и другие.
Незадолго до окончания тетралогии была написана музыкальная драма «Изольда и Тристан»(1859).
Эта «старая амурная песнь», как ее назвал создатель, повествует о гибели и любви юных влюбленных.
Самое яркое произведение Вагнера — его опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867) о германских народных певцах: о ветхом Гансе Саксе, искусном поэте и хорошем башмачнике, осознающем толк в мастерстве; о юном рыцаре Вальтере, которому любовь и вдохновение помогли сложить самую лучшую песню на состязании мейстерзингеров; о его чистой и поэтической любви к юный горожанке Еве. Опера эта — настоящий гимн во славу свободного мастерства. Она, как и вся музыка Вагнера, озарена тем светом великой человечности, той красотой судьбы, которая делает бессмертными создания превосходных живописцев.