Налоговые органы обязаны «безвозмездно информировать (а также в письменной форме) плательщиков налогов, налоговых агентов и плательщиков сборов о сборах и действующих налогах, законодательстве о сборах и налогах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке уплаты и исчисления налогов и сборов, обязанностях и правах плательщиков налогов, налоговых агентов и плательщиков сборов, полномочиях налоговых органов и их чиновниковов, и воображать формы налоговых объявлений (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения» (подпункт 4 пункта 1 ст. 32 НК).
Событием, исключающим взыскание налогового штрафа, есть, например, «исполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) либо по иным вопросам применения законодательства о сборах и налогах, данных ему или неизвестному кругу лиц денежным, налоговым либо вторым уполномоченным органом власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные события устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по содержанию и смыслу относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания для того чтобы документа).
Положение настоящего подпункта не используется , если указанные письменные разъяснения основаны на неполной либо недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом)» (подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ).
Выполнение налогоплательщиком обязанности
по уплате налогов
Обязанность по уплате налога считается выполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк верно заполненного платежного поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного финансового остатка на счете плательщика налогов (п. 3 ст. 45 НК РФ). В случае, если по вине банка затем финансовый платеж не дойдет до бюджета, то ответственность за это будет нести банк.
Срок давности
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, в случае, если со дня его совершения, или со следующего дня по окончании окончания налогового периода, за который было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности производится (статья 113 НК РФ):
Плательщики налогов обязаны «в течение четырех лет снабжать сохранность данных других документов и бухгалтерского учёта, нужных для уплаты и исчисления налогов, и документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – кроме этого и произведенные затраты) и уплаченные (удержанные) налоги» (подпункт 8 пункт 1 статьи 23 НК РФ).
События, смягчающие вину и уменьшающие размер налогового штрафа (пункт 1 статьи 112 НК РФ):
«1) совершение правонарушения благодаря стечения тяжелых личных либо домашних событий;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы либо принуждения или в силу материальной, служебной либо другой зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, завлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные события, каковые судом либо налоговым органом, разглядывающим дело, смогут быть признаны смягчающими ответственность».
Отягчает ответственность повторное совершение подобного налогового правонарушения в течение 12 месяцев (пункты 2, 3 статьи 112 НК РФ).
НДС – льготные режимы и механизм взимания
№ | Вид режима | НДС полученный | НДС уплаченный | Комментарий |
Простой режим | Платится в бюджет | Предъявляется бюджету | ||
Вывоз товаров, (обложение по нулевой ставке) | Не платится | Предъявляется бюджету | Полное освобождение от уплаты налога добавленой стоимости | |
Отсутствие объекта НДС | Не платится | Относится на себестоимость | Частичное освобождение от уплаты налога добавленой стоимости | |
Отсутствие субъекта НДС | Не платится | Относится на себестоимость | ||
Льготы по НДС | Не платится | Относится на себестоимость |
Правила налогового планирования
Принцип законности
Принцип законности предполагает применение лишь тех способов, приёмов и способов налоговой оптимизации, каковые не противоречат действующему законодательству.
Главным полем налогового планирования являются нормы налогового законодательства. К сожалению, налоговые органы довольно часто применяют на протяжении испытаний не букву и дух закона, а собственные внутренние установки, выходящие за рамки законодательства, с которым плательщик налогов должен принимать во внимание. Но принимать во внимание – это значит не прямо направляться установкам налоговых органов, каковые не вытекают из норм права, а скорее – верно оценивать вероятные последствия споров с налоговыми органами, каковые смогут разрешаться в судебных органах.
Помимо этого, налоговая оптимизация предполагает поиск пробелов («белых пятен») в действующем законодательстве для уменьшения суммы налоговых обязательств. Позволить себе выход за рамки, задаваемые налоговым законодательством, смогут сейчас по большей части большие компании, имеющие хороший опыт судебных слушаний.
В случае, если активные действия компании не соответствуют принципу законности, компания рискует собственной рабочий репутацией, уплатой пени и штрафов в соответствии с Налоговым кодексом, а ее начальники смогут понести ответственность в соответствии с Административным и Уголовным кодексами.