Психологический анализ учебной дискуссии

/. Учитель на протяжении дискуссии:

1) ставит перед участниками обоснованную проблему;

2) на протяжении дискуссии неприятности выступает в роли ведущего, стороннего наблюдателя либо яркого участника дискуссии;

3) занимает господствующую позицию на протяжении дискуссии;

4) ставит перед участниками вопросы, побуждающие их к независимому мышлению;

5) дабы усилить внутреннюю связанность дискуссии, суммирует все имеющиеся точки зрения; подводит промежуточные итоги;

6) побуждает студентов к участию в дискуссии. //. Студенты (участники) дискуссии:

1) трудятся в совокупности межгруппового диалога (предпочитают личную работу);

2) четко следуют правилам дискуссии;

3) действуют в дискуссионной группе в соответствии с определенной ролью, либо забранной самостоятельно, либо предложенной учителями; не смогут удержаться в заявленной роли;

4) на протяжении дискуссии применяют различные вопросы, расширяющие (свертывающие) границы обсуждаемой неприятности;

5) в высказываниях больше опираются на:

— собственное инициативное мнение;

— обзор фактических сведений;

— доводы к личности;

6) предлагают независимые выводы в принятии ответа (предпочитают принять за базу выводы учителя).

Аспектный анализ «Составление диалогов сотрудничества на протяжении дискуссии»

1. Проявление участником дискуссии умения слушать вторых; взвешивать и оценивать доводы собеседников; формулировать собственные взоры, позицию в ходе оживленного обмена мнениями; оценивать не человека, а его методы аргументации; отстаивать собственную точку зрения методом предъявления личностной установки.

2. Выражение участниками дискуссии навыков направленной самоорганизации.

3. Соблюдение каждым участником, группой в целом принятых процедур и норм совместной поисковой деятельности.

4. Форма проведения участниками анализа дискуссии: совокупность вопросов (к примеру, как выполнены задачи групповой дискуссии, были ли отклонения от темы, активность каждого участника дискуссии, были ли случаи монополизации дискуссии); применение анкет, экспресс-опросов.

Аспектный анализ «Учитель как организатор диалогового сотрудничества на протяжении дискуссии»

Учитель как ведущий дискуссии:

— проявляет определенную гибкость, умение скоро ориентироваться в изменяющейся обстановке дискуссии;

— высказывает действенный интерес к суждениям студентов-участников дискуссии;

— пытается поддерживать обстановку свободного дискуссии;

— тихо принимает вероятные неточности студентов в фактах, логике рассуждений;

— показывает принятие личности и безоценочное восприятие студентов-участников дискуссии;

— держит во внимании в течении всей дискуссии три главных организационных момента: цель, время, итоги;

— применяет разнообразные варианты введения в дискуссию;

— реализует собственную ролевую активность в последовательной методике применения вопросов;

— предоставляет студентам возможность независимого поиска ответа заданной неприятности;

— не допускает скрытой либо явной помощи определенной точки зрения кого-либо из участников дискуссии;

— позволяет на протяжении дискуссии высказаться каждому участнику;

— смотрит за четким исполнением участниками правил ведения

дискуссии;

— резюмирует высказанные предложения участников и поощряет выдвижение участниками вопросов, подлежащих предстоящему дискуссии при подведении итогов дискуссии.

Аспектный анализ «Техника постановки вопросов в учебной дискуссии»

1. Виды вопросов, применяемые учителем-начальником по ходу дискуссии: открытые — закрытые; дивергентные — конвергентные (оценочные).

2. Количество заданных вопросов и их эффективность.

3. Отсутствие (присутствие) неизвестных, неясных

вопросов.

4. Частота применения уточняющих вопросов типа: «Что вы имеете в виду, в то время, когда утверждаете, что…»

5. Использование вопросов, направленных на трансформацию хода рассуждений студентов-участников, типа: «Какие конкретно факты, альтернативы существуют?»

6. Применение вопросов типа: «У вас имеется ответ?*, «Как вы к нему пришли?», «Как возможно продемонстрировать, что это правильно?», побуждающих студентов к углублению собственной мысли.

7. Время, отведенное студентам на обдумывание вопросов.

8. Использование учителем на протяжении дискуссии принципа «промежутков ожидания».

9. Действенность первой паузы ожидания (между ответом студента и вопросом преподавателя), второй паузы ожидания (между реакцией и ответом студента на него со стороны учителя).

10. Поисковая направленность всей совокупности вопросов, звучащих на протяжении дискуссии.

Аспектный анализ «Результативность ответов студентов

на протяжении дискуссии» 1. Время, отведенное учителем на обдумывание вопро-

сов.

2. Длительность ответов.

3. Логика ответов.

4. Темперамент высказываний студентов (ответы не соответствуют поставленному вопросу; высказывания не абсолютно отвечают на вопрос, но относятся к обсуждаемой теме; ответы правильные, обоснованные, по существу вопроса).

5. Как ответ может служить показателем интеллектуально-творческого поиска студента?

6. Как в ответе употребляется практический опыт, дается фактический материал, употребляются различные виды доводов, собственное мнение студента?

7. Реакция учителя на неточности в ответах.

8. Применяемые учителем методы резюмирования ответов студентов.

Анкета для учителей «Мое отношение к дискуссии»

Инструкция: «Глубокоуважаемые учители! Вам предлагается ответить на вопросы открытого и закрытого типов. В первом случае желателен достаточно подробный ответ, а во втором — употребляется совокупность выбора ответам.

1. Какие конкретно варианты диалога употребляются вами на учебных занятиях?

2. Для вас дискуссия — это постоянная форма организации учебной деятельности студентов либо, скорее, способ обучения?

2.1. Это зависит от вида учебного занятия.

2.2. Предпочитаю импровизацию, исходя из этого дискуссия как способ может на протяжении занятия превратиться в форму учебной деятельности студентов.

2.3. Второе.

3. В какой мере на протяжении подготовки дискуссии вами учитываются возрастные особенности и специфика предмета студентов, степень их подготовленности к этому виду занятия?

4. Как вы подходите к выбору темы дискуссии?

4.1. Тема определяется в соответствии с проблематикой семинарского занятия.

4.2. Тема появляется на протяжении спонтанных высказываний студентов.

4.3. Все зависит от обстановки на учебном занятии.

4.4. Чаше всего тематика дискуссии определяется видом самой дискуссии: «учебная» предполагает разработку темы заблаговременно, а в «спонтанной» тема появляется по ходу.

4.5. Второе.

5. Какие конкретно цели дискуссии являются приоритетными для вас?

6. Какие конкретно методы подготовки учебного материала вы используете значительно чаще сами и предлагаете студентам?

7. Используете ли вы различные виды учебной дискуссии либо отдаете предпочтение какому-либо одному?

7.1. Предпочитаю один вид, поскольку он позволяет отработать его методику в совершенстве.

7.2. Использую различные варианты, поскольку это позволяет активизировать познавательный интерес студентов в различных направлениях.

7.3. Считаю, что это непринципиально.

8. Выделите способы, каковые вы используете для:

8.1. Введения студентов в дискуссию.

8.2. Активизации их познавательной деятельности.

8.3. Развития у студентов умений выработки самостоятельности ответов.

8.4. Удержания внимания студентов на теме дискуссии.

9. Как вы руководите дискуссией?

9.1. Предпочитаю роль ведущего дискуссии,

9.2. Предпочитаю роль стороннего наблюдателя.

9.3. Предпочитаю роль участник дискуссии.

9.4. Считаю, что учитель постоянно руководит деятельностью студентов, исходя из этого не вспоминаю о принятии какой-либо роли.

9.5. Второе.

10. Какова ваша методика подведения итогов?

10.1. Предпочитаю подводить промежуточные итоги, суммируя пара точек зрения.

10.2. Дабы усилить внутреннюю сообщение дискуссии, результат постоянно подводится в конце.

10.3. Второе.

11. При проведении дискуссии что вам удается оптимальнее :

11.1. Настрой участников на дискуссию.

11.2. Выдвижение неприятности,

11.3. Организация диалога по ходу дискуссии.

11.4. соблюдение правил и Удержание дисциплины ведения дискуссии.

11.5. Подведение итогов дискуссии.

11.6. Второе.

12. Назовите обстоятельства, каковые, на ваш взор, воздействуют на понижение результативности дискуссии.

13. Как вы оцениваете деятельность студентов на дискуссии?

13.1. Даю оиенку ответа студента сходу.

13.2. Выставляю суммированную отметку в конце дискуссии.

13.3. Предпочитаю личностную оценку типа: «Мне понравилось», «Я доволен», «Я не удовлетворен вашим ответом».

13.4. Считаю, что каждая опенка учителя может оказать влияние на активность студентов в последующих дискуссиях, исходя из этого от нее лучше воздержаться.

13.5. Второе.

Экспресс-опрос студентов «Мое отношение к дискуссии*

Инструкция: «Глубокоуважаемый студент! Вам предлагается ответить на вопросы. Полученные эти будут использованы для совершенствования разработки проведения учебной дискуссии в студенчес-

кой аудитории. Экспресс-опрос заполняется легко: в каждом из вопросов обведите кружочком номера тех ответов (от одного до трех), каковые ближе всего вашей мнению, либо допишите собственный вариант ответа. Заблаговременно благодарим вас за честность!» /. Дискуссия разрешает мне:

1. Выразить собственную точку зрения, позицию.

2. Развить умение слушать вторых.

3. Освоить приемы конструктивной критики.

4. Овладеть техникой выработки и аргументации ответа.

5. Освоить приемы налаживания хорошего сотрудничества.

6. Выработать умение высказываться коротко, убедительно, по существу вопроса.

7. Снять психотерапевтические преграды обшения.

8. Показать собственную творческую инициативу.

9. Брать на себя и делать несвойственную мне роль.

10. Освоить методику постановки вопросов.

11. Выработать навыки ведения спора.

12. Дать выход эмоциям, поделиться собственными переживаниями по поводу темы дискуссии.

13. Совершенствовать навыки работы с книгой.

14. Верить в себе.

15. Второе.

//. На протяжении дискуссии испытываю неудобство, в силу того, что:

1. Приходится следовать правилам, каковые не могу и не желаю делать.

2. Необходимо самостоятельно отыскать методы решения проблемы.

3. Не моту предугадать реакцию педагога на мой ответ.

4. Необходимо высказывать собственный мнение.

5. Опасаюсь последствий неточностей, допущенных мною на протяжении ответа.

6. Я нерешительный, и мне тяжело выступать перед аудиторией.

7. В дискуссии приходится делать несвойственную мне роль.

8. Я не осознаю цеди дискуссии и те задачи, каковые я обязан решить на протяжении дискуссии.

9. Я предпочитаю трудиться на учебном занятии, где деятельность студентов алгоритмизирована учителем.

10. Второе.

Домашнее задание

На базе материалов, взятых на занятии лабораторного практикума, и по самостоятельно подобранной литературе составьте методические советы учителю «Разработка организации диалогового сотрудничества на учебном занятии».

Комментариик составлению методических рекомендаций

1. направляться обратить внимание на то, что сотрудничество возможно разглядывать как необычный процесс действия людей

друг на друга.

2. Сотрудничество — это вид взаимоотношений, выраженный в разнообразных связях между партнерами по общению.

3. Учебное сотрудничество предметно, ситуативно, рефлексивно, многозначно.

4. Хорошее сотрудничество основывается на сотрудничестве.

5. Сотрудничество проявляется в методах организации диалога, оценке деятельности партнеров по общению, создании воздуха доверия.

6. Диалог реализуется через беседу, дискуссию.

7. Их эффективность сильно зависит от постановки вопросов.

8. Дискуссия предполагает спор на протяжении обмена мнениями по появившейся проблеме, что имеет определенные технологические приемы аргументации, конструктивной критики и доказательства.

9. Для педагога в ситуации учебного диалогового сотрудничества серьёзным есть умение прекратить разговор, не обижая собеседника (студента).

Примерная литература для методическихрекомендаций

Андреев В. И. Конфликтология: Мастерство спора, ведения переговоров, разрешения распрей. — М., 1995.

Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. -М., 2001.

Поваринин С. Спор: О теории и практике спора. — М., 1996. Можете ли вы общаться / И. Н. Горелов, В. Ф. Житников, М. В. Зюзько, Л. А. Шкатова. — М., 1991.

Анализ занятияпо теме2

1. Каковы предпочтения студентов, распознанные вами в экспресс-опросе?

2. Обоснуйте обстоятельства дискомфорта, что испытывают студенты при проведении дискуссии.

3. Сформулируйте советы по их устранению.

4. На что обязан обратить внимание учитель при подготовке еле-дуюшей дискуссии?

5. Что нового вы определили о технологии учебной дискуссии из анкеты учителей?

6. Какие конкретно из предложенных педагогом методических приемов подготовки, проведения и организации дискуссии вы забрали бы в собственную «педагогическую копилку»?

7. В чем, на ваш взор, преимущества диалогового сотрудничества, реализуемого учителем на замечаемом занятии?

8. Выделите трудности в методике дискуссии и как формы организации учебной деятельности, и как способа обучения.

Тема 3

Невербальное поведение

учителя

на учебном занятии

Задача: конкретизация и расширение представлений о роли невербальных студентов общения и способов преподавателя на учебном занятии.

Содержание работы:

1. Наблюдение учебных занятий с целью выделения стратегии невербального поведения учителя и систематизация педагогических способов и жестов их предъявления.

2. Беседа, опрос преподавателей и анонимное анкетирование на предмет систематизации их представлений о методах невербальной коммуникации.

3. Проведение со студентами колледжа экспресс-опроса с целью определения уровня знаний по проблемам невербальных средств общения.

4. Задание для независимой работы: составление «Банка жестов учителя», «Банка жестов студента».

Вопросы для наблюдения учебных занятий

1. Возможно ли вычислять, что учитель заблаговременно спланировал собственный невербальное поведение для данного учебного занятия?

2. В какой связи пребывали психологическое состояние учителя, студентов и их невербалика?

3. Как осуществлял учитель тактильное действие?

4. Какова реакция на него со стороны студентов?

5. Перечислите составляющие пространственной организации общения.

6. Выделите чаще всего употребляемые экспрессивно-ясные перемещения учителя (поза, походка, расстояние).

7. Назовите приемы визуального контакта, использованные учителем.

8. Дайте чёрта педагогических жестов учителя.

9. Какие конкретно из них (коммуникативные, модальные) и в какой последовательности употребляются учителем?

10. Как в ходе изложения материала учителем был реализован принцип конгруэнтности (совпадение речевых высказываний и жестов)?

11. Обрисуйте мимические коды эмоциональных студентов и состояний преподавателя, каковые вы заметили на данном занятии.

12. какое количество и какие конкретно ситуации на учебном занятии потребовали интенсивной жестикуляции учителя?

13. Предложите собственную интерпретацию студентов и невербального поведения преподавателя на замечаемом учебном занятии.

Вопросы для беседы с учителем

1. Ставите ли вы перед собой цель намеренного конструирования стратегии педагогического общения, в частности невербального поведения, в рамках подготовки к конкретному учебному занятию?

2. На протяжении проведения учебного занятия какие конкретно невербальные средства общения со студентами являются для вас предпочтительными?

3. Как вы трудитесь над ясностью интонации и мимики при подготовке к учебному занятию?

4. Назовите самые эффективные, на ваш взор, методы установления визуального контакта.

5. Видите ли вы «мимические коды» эмоциональных состояний собственных студентов на протяжении учебного занятия? Как вы на них реагируете?

6. Имеете возможность ли вы по невербальным показателям дать определенную личностно-психотерапевтическую чёрта конкретному студенту?

7. При планировании следующего учебного занятия учитываете ли вы невербальный опыт совершённого?

8. Имеется ли в вашем арсенале педагогических средств обычные жесты? Что они означают для вас?

9. Появляется ли у вас на протяжении урока чувство, что вам мешают ваши руки? Как вы справляетесь с этим?

Анкета-тест для учителей

«Что я знаю о невербальных средствах

педагогического общения*

1. Негативные мысли и фразы:

а) ослабляют отечественные мускулы;

б) ухудшают деятельность щитовидной железы;

в) снижают жизненную энергию;

г) все ответы верны.

2. Частота жестикуляции зависит от:

а) стажа работы учителя;

б) психологического состояния;

в) темперамента и обшей культуры;

г) все ответы неверны.

3. Интимная расстояние:

а) от 100 до 120 см;

б) от 30 до 45 см;

в) до 45 см;

г) все ответы неверны.

4. Официальная расстояние:

а) от 45 до 120 см;

б) от 120 до 400 см;

в) от 400 до 500 см;

г) от 500 до 750 см.

5. Дуга комфортной беседы:

а) в пределах 180—200 см;

б) 100—120 см;

в) 200-250 см;

г) все ответы неверны.

6. Говорить с высоким студентом, если он выше педагога, целесообразно:

а) на расстоянии;

б) подходя к нему ближе;

в) не обращая внимания на расстояние между ним и вами;

г) все ответы неверны.

7. В ситуации эмоционального напряжения:

а) парни держатся прямо, двигаются скованно;

б) девушки наклоняют тело вперед либо назад, расслабляются;

в) число жестов у всех студентов возрастает;

г) все ответы верны.

8. Психологическое напряжение, усталость, неврозы возможно найти по:

а) скованности, сутулости, мышечному напряжению;

б) расслабленным, вялым рукам;

в) раздражительности, равнодушному отношению к учебе, работе;

г) равнодушному либо, напротив, чрезмерно нежному отношению к близким и друзьям;

д) все ответы верны.

9. Свидетельство уверенности в себе:

а) редкие, но уверенные жесты;

б) жёсткое рукопожатие;

в) прямая поза с развернутыми плечами и поднятой головой;

г) все ответы верны.

10. Студент заинтересованно слушает растолковывающего урок учителя, в то время, когда сидит:

а) прямо;

б) склонив голову набок;

в) опустив либо подняв голову;

г) все ответы неверны. Верные ответы: 1 — г; 2 — б; 3

7 — г; 8 — д; 9 — г; 10 — б.

— в; 4 — б; 5 — а; 6 — б;

Опросник для учителей колледжа «Невербальные характеристики общения*

Инструкция: как мы знаем, любой человек применяет разные средства для установления контакта с другими людьми. Ниже приведены неречевые характеристики отечественного поведения в общении. Вам предлагается выбрать из перечня черт неречевого поведения те, каковые, как вы вычисляете, соответствуют определенным нормам общения с сотрудниками, студентами, родственниками и т. д.

Задание выполняется следующим образом:

1. На странице напишите слово «сотрудник», после этого последовательно просматривайте и выбирайте из опросника те характеристики неречевого поведения, каковые, как вы вычисляете, соответствуют нормам общения с сотрудниками, и ставьте номер характеристики на опросном странице под словом «сотрудник».

2. Напишите слово «студент» и делайте задание так же, как в первом случае, т. е. последовательно сначала просматривайте и выбирайте из опросника те характеристики неречевого поведения, каковые, как вы вычисляете, соответствуют нормам общения со студентами, и ставьте номер характеристики на опросном странице под словом «студент».

3. Напишите слово «родственник»; имеете возможность указать, кого вы имеете в виду (мать, папа, брат, сестра, дети и т. д.). Делайте задание так же, как в первом и во втором случаях.

4. Проанализируйте полученные результаты, выяснив для себя, какими методами невербального общения может пользоваться педагог на протяжении контакта со студентами, не переходя границ расстояния общения.

Перечень черт невербального поведения:

1) брать за руки;

2) обнимать;

3) целовать;

4) класть руки на плечи, шею и т. д.;

5) какие-то другие прикосновения (напишите);

6) наблюдать в глаза;

7) наблюдать в лицо;

8) наблюдать на тело;

9) наблюдать внимательно;

10) отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера;

11) другие характеристики взора (напишите);

12) скользить взором По другому человеку;

13) сидеть скрестив руки на груди, закинув одну ногу на другую;

14) сидеть легко согнувшись вперед;

15) сидеть откинувшись на спинку стула;

16) сидеть прямо, положив руки на колени, ноги совместно;

17) сидеть положив руки перед собой;

18) напряженная поза;

19) расслабленная поза;

20) наклонить голову в сторону;

21) немного поднять голову вверх;

22) опустить голову вниз;

23) втянуть голову в плечи;

24) другие характеристики позы (напишите);

25) сжимать руки перед собой;

26) сжимать руки сзади себя;

27) держать руки в карманах;

28) закрывать рот рукой;

29) прикасаться к разным частям лица;

30) потирать разные части лица, туловища;

31) перекрещивать руки на груди;

32) интенсивно жестикулировать;

33) применять жесты чтобы выделить, усилить сообщённое;

34) применять жесты для описания предметов;

35) применять жесты для выражения отношения к второму;

36) держать руки на бедрах;

37) брать под руки;

38) другие жесты (напишите);

39) высказывать радость;

40) высказывать бешенство;

41) высказывать удивление;

42) высказывать страдание;

43) высказывать отвращение;

44) высказывать восторг;

45) высказывать презрение;

46) высказывать ужас;

47) высказывать любовь;

48) другие выражения лица (напишите);

49) сказать скоро;

50) сказать медлительно;

51) звучно говорить;

52) смеяться;

53) плакать.

Экспресс-опрос студентов педагогическогоколледжа

Инструкция: «Глубокоуважаемый студент! Вам предлагается ответить на последовательность вопросов. Какому из перечисленных вариантов ответа вы дадите предпочтение? Обведите кружком номера тех ответов, каковые более всего соответствуют вашему точке зрения. В конце опроса укажите возраст, курс. Благодарим вас за честность!»

/. Невербальное поведение педагога затрудняет мое общение с ним на учебном занятии, в силу того, что учитель:

1) говорит негромко, невнятно, монотонно;

2) говорит звучно, но неэмоционально;

3) интенсивно жестикулирует на протяжении объяснения материала;

4) вяло, без выражения жестикулирует;

5) перемещается по аудитории скоро, довольно часто меняет размещение;

6) все время стоит либо сидит за столом, редко пробует сократить расстояние в общении;

7) на протяжении передвижения по аудитории прикасается ко мне (кладет руку на плечо, постукивает по плечу, поглаживает по голове);

8) наблюдает как бы поверх меня, не подмечая;

9) властно относится к студентам (ко мне лично), довольно часто применяет продолжительные паузы;

10) второе.

II. Невербальное поведение педагога облегчает процесс восприятия

учебного материала, в силу того, что:

1) учитель говорит ясно, эмоционально;

2) его жесты сопровождают объяснение, делают восприятие учебного материала понятным и запоминающимся;

3) выражение его лица соответствует словам;

4) учитель просматривает по лицу мое настроение;

5) по его интонации, мимике, жестам сходу видно отношение к негативному либо хорошему поведению студентов;

6) учитель находит разнообразные методы зрительного контакта с другими студентами (со мной);

7) он видит студентов полностью; его проницательность больше оказывает помощь мне (вторым студентам), чем мешает;

8) учитель применяет собственные жесты для установления хороших контактов со студентами;

9) второе.

III. При общении с учителем я стараюсь:

1) посредством невербальных средств подстроиться под него;

2) применять закрытые позы в общении с педагогом;

3) максимально вступать с ним в визуальный контакт;

4) по жестам, мимике, интонационной ясности учителя осознать его состояние;

5) сохранять расстояние в общении с ним;

6) занять позицию делового сотрудничества на протяжении беседы с ним;

7) принять оборонительную либо свободную позицию, исходя из этого сажусь подальше от него, на последние парты, либо располагаюсь по диагонали, по ходу перемещения педагога в аудитории;

8) второе.

Задание для независимой работы

Составить «Банк жестов учителя», «Банк жестов студентов» Критерии отбора жестов

Критерии отбора «Банка жестов учителя»:

1. Количество жестов.

2. Классификация.

3. Выяснить, какие конкретно употребляются чаше вторых.

4. Черта функций каждой группы жестов. Критерии отбора «Банка жестов студентов педагогического колледжа»:

1. Адекватность невербалики студентов как средства общения с учителем.

2. Частота потребления того либо иного жеста (либо группы жестов).

3. Последовательность поз и применения жестов на протяжении яркого контакта с учителем и на протяжении активного слушания учебного материала.

4. Постоянство используемых жестов в ситуации педагогического сотрудничества.

5. Соотношение между интенсивностью и эмоциональной возбуждённостью студентов их жестикуляции.

Домашнее задание

Применяя результаты «Банка жестов учителя», «Банка жестов студентов», создайте «Рекомендации учителю по технике невербальной ясности».

Комментарии по составлению советов

1. Рекомендации смогут начинаться со слов: «Не забывайте», «Знайте», «Рекомендуем запомнить» и т. д.

2. Невербальная ясность предполагает сочетание жестов, мимики, походки и позы учителя.

3. Имеется определенная связь между эмоциональной невербальными средствами и окрашенностью речи общения.

4. На ясность невербальных средств влияет скованность перемещений, неуверенность педагога как в самом себе, так и в содержании учебного материала.

5. Ясность достигается методом многократных упражнений и специальных тренировок.

*

Примерная литература для составления советов

Мегрэбян А. Психодиагностика невербального поведения. — СПб.,

2001.

Петрова Е. А. Жесты в педагогическом ходе. — М., 1998.

этика и Социальная психология делового общения / Под ред. В. Н. Лав-

риненко. — М., 1995.

Анализ занятия по теме 3

1. Являются ли невербальные средства общения педагога стратегическим элементом в технологии преподавания?

2. Как знания об изюминках невербального поведения студентов оказывают помощь учителю в организации педагогического общения?

3. Для студентов педагогического колледжа невербалика учителя помеха либо помощь в усвоении учебного материала?

4. Как оценивают студенты собственный собственное невербальное поведение?

5. Какой педагогический вывод направляться из опросов преподавателя и результатов анкетирования и студентов?

Тема 4

Коммуникативная культура учителя

Задача: определение содержательного нюанса коммуникативной культуры учителя, ее влияния на студентов и позитивное взаимодействие преподавателя в учебно-воспитательном ходе.

Содержание работы:

1. анализ и Наблюдение учебного занятия с целью обнаружения уровня коммуникативной студентов и культуры преподавателя.

2. Беседа с учителем об изюминках проявления педагогом его коммуникативной культуры.

3. Интервьюирование студентов с целью определения осведомленности их в выдвинутой проблеме и отношения к методам ее проявления самими студентами и преподавателем.

4. Задание для независимой работы и домашнее задание: составление студентами «Ежедневника коммуникативного поведения учителя».

Наблюдение учебных занятий

4 Общий анализ учебной деятельности


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: