Наиболее значимыми формами бытия являются пространство, время.
Главные точки зрения на пространство и время. 1) субстанциальная концепция. пространство и Время имеется независимые сущности, существующие наровне с материей и независимо от нее. Отношение между ними как между независимыми субстанциями. независимость особенностей пространства и времени от протекающих в них мат процессов. 2) реляционная. время и Пространство не сами сущности, а сущность совокупности взаимоотношений, каковые образуют между собой материальные объекты. Вне совокупности сотрудничеств время и пространство не существуют.
Зависимость пространства и времени от сотрудничества материальных совокупностей в античном мире начали разглядывать проблему. Парменид — перемещения не существует. Апории Зенона как проблематика непрерывности пространства и времени. В соответствии с Демокритом пространство до 20 в. отождествляется с пустотой, считается полным и вечным. Его свойства изотропно, однородно.
Время однородно и необратимо. Галилей основатель экспериментально-теоретического естествознания разглядел принцип относительности перемещения, и ввел совокупность отсчета. Ньютон отправился по пути большого абстрагирования в понятии пространства и времени. Нет полного тела отсчета, наряду с этим выдвинул теорию полного пространства и безотносительного времени. Пространство остается в любой момент однообразным и неподвижным, оторвал время и пространство от материи.
пространство и Время рассматривались кроме этого как формы личного сознания (Беркли, Юм), как априорные формы чувственного созерцания, как категории полного духа (Гегель).
Термодинамика, электромагнитное поле, закон сохранения энергии, преодоление механистического взор, СТО. Характеристики времени и пространства по-различному выглядят в различных совокупностях отсчета. время и Пространство по сути существуют не сами по себе, а находятся в универсальной связи, выступая как стороны единого целого. ОТО связывает с ними кроме этого и материю через гравитацию. Течение времени, и протяженность тел зависят от скорости их перемещения, а свойства пространства зависят от гравитационных взаимодействий и скоплений массы. Теория пространства может порождаться неевклидовой геометрией.
Вопрос о многомерности пространства. Трехмерность евклидова пространства, и действительность многомерных пространств не как математических абстракций. необратимость и Одномерность времени, что связано с основными физическими законами. Тут же закон возрастание энтропии. Существует кроме этого биологическое, психотерапевтическое, социальное время. На базе ОТО создана теория расширяющейся Вселенное (Фридман, Хаббл). Так, мысль не постоянного космоса, как в античном мире, а неизменно раз Вселенной.
развитие и Движение.
Перемещение — в широком смысле — всякое изменение, в узком смысле — изменение положения тела в пространстве.
Об полном перемещении возможно сказать лишь в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии спокойствия. Настоящее перемещение в любой момент довольно, оно имеется перемещение в соотнесении с какой-либо точкой пространства, находящейся в (относительном) перемещении либо в (относительном) покое (Теория относительности).
В психологии созерцание перемещения (Вертхеймер Макс, 1880-1943, германский психолог) имеет собственной предпосылкой тождество как одну из категорий связи, состояния, при котором замечаемый предмет равен самому себе во времени. Перемещение как таковое (а не как появление аналогичного предмета в второй точке пространства) возможно замечать с громаднейшей отчетливостью, если оно совершается непрерывно, не через чур скоро и не через чур медлительно, на равном отрезке пути, в случае, если тело движется так, что оно в глазах наблюдателя сохраняет одну и ту же форму, величину, одинаковые свойства и т.д.
По т.н. закону Карпентера (Уильям Бенджамен Карпентер, британский физиолог; род. 29 октября 1813, Эксетер — ум. 19 ноября 1885, Лондон), всякие восприятия перемещения либо представления о перемещении производят в нас не сильный импульс к совершению данного перемещения.
Развитие, кроме этого эволюция, генезис — сознания и закономерное изменение материи, их универсальное свойство; фактически «развертывание» до тех пор «свернутого», обнаружение, обнаружение вещей, частей, состояний, особенностей, взаимоотношений, каковые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были дешёвы восприятию, в особенности в смысле восхождения от низшего и неважного к высшему и полноценному. Развитие не редкость либо экстенсивным, т.е. увеличением и проявлением уже имевшегося, либо интенсивным (эпигенез), т.е., происхождением как следует новых форм.
Иначе, развитие не редкость либо экзогенным, т.е. ненастоящим, неподлинным развитием, определяемым лишь извне, окружающим миром, либо эндогенным, т.е. настоящим развитием, источник которого находится в самого развивающегося.
В противоположность «творению», появлению из ничего, а также в противоположность спонтанному формированию из хаоса, понятие «развитие» употребляется для обозначения поступательного перемещения, перехода от одного состояния к второму. Отличают кроме этого личное развитие, развитие какого-либо отдельного существа, от общего развития (природы, Нашей системы, Почвы, жизни, человечества, расы, народа).
Уже в древности и в средние века возможно проследить попытки, правда несовершенные, раскрытия понятия развития. Понятие развития в современном его смысле появляется уже в наши дни, около 18 в., вместе с расцветом современной биологии, Бюффон (Жорж Луи Леклерк Бюффон, 1707-1788, французский естествоиспытатель, издатель Естественной истории) употребляет его в связи с объяснением живых существ и истории Земли, Кант — для объяснения происхождения космоса, Гердер (1744-1803, нем. философ) — для объяснения истории культуры, Ламарк (в начало 19 в.) — специально для объяснения истории живых существ. В философии германского идеализма развитие означало саморазвертывание божественного в мире, саморазвертывание живого в божественное, и всемирный процесс как creatio continua. Понятие развития стало фундаментальным принципом биологии (включая психологию и антропологию) с середины 19 в. благодаря работам Спенсера, Дарвина, Геккеля. Довольно развития в области истории культуры.