Прокладка требуемого вектора течения и пути АВ АС для определения подлинного курса CD. Введя поправку на дрейф от ветра, если он имеется, получите подлинный курс, что нужно перевести после этого в компасный (КК) |
Навигатор начинает прокладку курса с проведения на карте линии пути между пунктами выхода А и назначения В. По таблицам приливов отыщите скорость и направление приливного течения для соответствующего времени: в этом случае направление течения 120°, а его скорость 1 уз. Из точки А совершите линию под углом 120° и отложите на ней в масштабе скорость 1 уз. Получите точку С, куда прилив отнес бы яхту, если бы она дрейфовала в течение 1 ч. Пускай личная скорость яхты 4 уз. Применяя тот же масштаб (величину мили снимают измерителем с боковой шкалы карты на данной широте), разведите циркуль на 4 М и, поставив ножку циркуля в точку С, прочертите дугу так, дабы пересечь линию АВ либо ее продолжение в точке D. Соединив точки С и D, измерьте угол и (направление между линией СО и меридианом) транспортиром либо параллельной линейкой. Это и будет подлинный курс, которым обязана пойти яхта. направляться подчернуть, что яхта ни при каких обстоятельствах не проходит точку С — она следует по линии пути АВ. Скорость яхты относительно дна определяется отрезком АО. Дабы еще правильнее задать курс рулевому, нужно ввести дополнительную поправку на дрейф от ветра и, само собой разумеется, учесть склонение и девиацию.
УЧЕТ БОЛЕЕ ЧЕМ ОДНОГО Трансформации ТЕЧЕНИЯ
Как правило на протяжении перехода длительностью более 1 ч яхта подвергнется действию как прилива, так и отлива, что возможно учесть одним из двух способов. Совершив линию пути на карте {АВ), удостоверьтесь в надежности, нет ли с обеих сторон каких-либо опасностей, каковые ограничат маневрирование. Выясните скорость и направление прилива в течение первого часа. Проложите его от точки А. Выясните курс CD. Повторите процедуру для каждого следующего часа перехода. Любой курс переведите в компасный с правками на дрейф от ветра, склонение и девиацию. При отсутствии особенных опасностей возможно воспользоваться другим способом. Оцените, как долгим будет переход -допустим, 4-часовой. От точки А отложите вектор скорости приливного течения на первый час. Из взятой точки совершите вектор на второй час и т. д. Отложив четыре вектора скорости приливного течения, получите точку С. Разведите ножки циркуля на расстояние (в масштабе), которое по вашим оценкам пройдет яхта за это время. Поставив ножку циркуля в точку С, начертите дугу до пересечения с линией АВ. Вы получите линию СВ, которая и будет подлинным курсом для всего перехода.
Подлинный курс находят для каждого часа пути | Курс определяют сходу для всего пути |
ПРОЦЕДУРА ПРОКЛАДКИ
Навигатор, прокладывая курс от А к В, вводит поправки на разные факторы, каковые смогут увести яхту с курса. Но как бы шепетильно это ни было сделано, в полной мере возможно, что в настоящих условиях плавания один из факторов либо все будут различаться от принятых в предварительных расчетах. Личная скорость яхты, дрейф, испытываемый яхтой, направление и скорость течения — все может изменяться на протяжении плавания. Помимо этого, рулевой по разным обстоятельствам не сможет совершенно верно держать заданный курс. Из-за этих различий между планируемыми и настоящими данными навигатор обязан иногда определять расположение яхты и наносить его на карту. Самый точен метод определения настоящего расположения (за исключением плавания от одного навигационного символа к второму) посредством обсервации объектов, зафиксированных на карте. В то время, когда это нереально, навигатор обязан уточнять предполагаемое расположение яхты, применяя данные, имеющуюся в его распоряжении, — записи в вахтенном издании обо всех трансформациях курса, скорости яхты и пройденного расстояния. Без этих записей нереально нанести на карту предполагаемое расположение. Крайне важно иметь правильные координаты точки, от которой будет вестись счисление. В то время, когда яхта находится в данной точке, лаг нужно выставить на „нуль либо зафиксировать его показания, записав компасный курс и время. В случае, если на протяжении перехода навигатор приобретает новую исходную точку, приблизившись к символу либо выяснив координаты, каковые возможно подтвердить и вторым методом, начальная исходная точка перестает быть такой, и всю последующую прокладку навигатор будет проводить из новой точки. Приобретая любую новую данные, нужно непременно делать соответствующие записи в вахтенном издании. При лавировке против ветра любой поворот навигатор обязан срочно занести в вахтенный издание с указанием нового курса, времени показания и поворота лага, так же как и любую другую соответствующую данные.
КАК ПРОКЛАДЫВАТЬ КУРС
Из счислимой точки отложите вектор течения, для получения счислимой точки с учетом направления и скорости течения сейчас времени |
Существует определенная последовательность прокладки курса. Из вахтенного издания заберите компасный курс (КК) и исправьте его в подлинный, учтя склонение и девиацию. Оцените дрейф яхты и отложите его от линии ИК с подветренной стороны, что даст направление линии пути. Прокладывайте линию пути от исходной точки Д. Измерив пройденное расстояние с момента выхода из точки А, отложите его в масштабе широты на линии пути — вы получите точку В. Данную точку именуют счислимой (термин „счисление по лагу возможно использовать в более широком смысле — как наименование всего процесса определения места судна). При наличии течения из счислимой точки совершите линию по направлению приливного течения, которое влияло на яхту с момента выхода из точки А. На протяжении линии течения отложите в масштабе широты расстояние, на которое яхту снесло приливом с момента выхода из точки А. (При работе с МК не забудьте перед прокладкой перевести данные о приливе в магнитное направление.) Отметьте положение яхты и запишите показание и время лага. Это и будет счислимая точка сейчас времени.