Методические указания
Производственной (педагогической) практики в школах
студентов очной и заочной форм обучения НУОР
Для профессии: 050 141
«Физическая культура»
Новомосковск 2014г
Методические указания составлены на основании рабочей программы учебной и производственной практики, «Положения о практике обучающихся Новомосковского училища (колледж) олимпийского резерва, осваивающих главные опытные образовательные программы среднего профобразования по проведению и организации педагогической практики студентов НУОР и ГОС СПО
Автор-составитель: Заслуженный работник физической культуры РФ, начальник практики: Волкова Г. Я
Рекомендована
Научно-методическим советом ГУО СПО ТО «НУОР»
(протокол № __ от «____» апреля 2014 г.)
Содержание
Пояснительня записка
Практика по профилю профессии (педагогическая) есть необходимой частью профессионально-педагогической подготовки студентов очного и заочного отделений является видом учебных занятий, снабжающих практико-ориентированную подготовку обучающихся и направлена на освоение обучающимися неспециализированных и опытных компетенций по опытному модулю ПМ 02 «Организация физкультурно-спортивной деятельности разных возрастных групп населения», проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Целью педагогической практикиявляется содействие воспитанию опытных психических свойств и качеств личности будущего эксперта физического воспитания в соответствии с современными требованиями к работникам педагогического труда, формированию у студентов интереса к профессии преподавателя физической культуры.
Задачи педагогической практики:
1. Научить студентов применять полученные в колледже знания и навыки в области педагогической деятельности по спорту и физической культуре со школьниками различного возраста;
2. Создать у студентов четкое целостное представление о совокупности работы школы по физическому воспитанию обучающихся;
3. Организовать у студентов главные профессионально-навыки и педагогические умения, нужные учителю физической спорта и культуры;
4. Оказать помощь школе в физкультурно-спортивной и воспитательной работе с обучающимися.
Неспециализированную ответственность за организацию педагогической практики и соблюдение списка работ в срок исполнителями учебного заведения несет начальник практики.
Ответственность за организацию педагогической практики и соблюдение списка работ в срок для конкретной группы несет учитель – методист, определенный тарификационным приказом по учебному заведению.
Главы предметных цикловых рабочих групп по каждой профессии отвечают за наличие созданных рабочих программ по каждому этапу практики, их уровень качества и своевременную корректировку на соответствие требованиям ФГОС СПО.
Классные начальники отвечают за информирование студентов группы в начале учебного года (на первой семь дней) об этапах, местах и сроках прохождения производственных практик в конкретном учебном году, за посещение практик студентами, принятие мер при неуважительных обстоятельств отсутствия, проведение ежемесячных собраний студентов по вопросам прохождения производственных практик.
К руководству практикой студентов в качестве методистов привлекаются самые опытные эксперты-учители, имеющие стаж работы в школах, гимназиях и лицеях.
Организационно-методическое управление деятельностью методистов во время практики осуществляется начальником практики колледжа.
Педагогическая практика проводится на 3 курсе в течение 4 недель, соответственно, и есть необходимой для всех студентов дневной и заочной форм обучения.
Для прохождения практики студенты направляются в общеобразовательные средние учебные заведения в сроки, предусмотренные замыслом учебного процесса НУОР. Студенты комплектуются в группы (бригады) практикантов численностью по 5-6 человек для прохождения практики на базе закрепленных за НУОР базисных учебных заведений (школ, лицеев, гимназий).
Студентам-заочникам, трудящимся в средних учебных заведениях в качестве преподавателей физической культуры, разрешается проходить практику по месту работы. Студенты-заочники, не трудящиеся преподавателями физической культуры, но трудящиеся в отрасли физической культуры, смогут, по разрешению методиста, проходить практику по месту жительства в общеобразовательных средних учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях). В этом случае студент обязан за месяц до начала практики сказать начальнику практики сроки, в каковые он, как практикант, будет делать количество учебных заданий, предусмотренных программой по педагогической практике. Для контроля и руководства за деятельностью преподавателя физической культуры во время исполнения учебных заданий по педагогической практике закрепляется методист из учителей НУОР и начальник – умелый преподаватель физической культуры среднего учебного заведения.
Педагогическая практика включает последовательность учебных заданий, представленных в программе и делаемых в определенной последовательности. Эти задания отражают деятельности содержания студента и связь обучения на практике.
В конце практики проводится защита результатов практики, где любой студент воображает методисту отчет о прохождении практики с учебно-методической документацией, предусмотренной программой практики.
За педагогическую практику в школе студенту выставляется дифференцированный зачет. При определении итоговой оценки принимается во внимание своевременность и качество исполнения всех разделов практики программы по профессии и программы по дополнительным видам работ (педагогике, психологии, врачебно-педагогическому контролю, гигиене и др.).
По профессии, за любой раздел программы, студенту-практиканту выставляется 4 оценки: 1-я – за учебную работу (уровень качества проведения уроков); 2-я – за методическую работу (уровень качества документации, конспектов уроков); 3-я – за практическое проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы; 4-я – за отношение к практике, активность, дисциплинированность, корректность взаимоотношений с начальниками практики, учениками и товарищами. По каждому дополнительному виду работ выставляются оценки, каковые после этого усредняются и выставляется одна неспециализированная оценка. Итоговая оценка за практику выставляется студенту методом сглаживания четырех оценок по профессии и одной по дополнительным видам работ.
I. Содержание практики по профилю профессии-
педагогической
Организационная работа. Участие в установочной конференции по организации практики и вопросам содержания.
Собеседование с работниками школы (директором либо его помощником по учебно-воспитательной работе, классными начальниками, преподавателем физической культуры доктором либо медицинской сестрой) с целью ознакомления с традициями школы и режимом работы, изюминками педагогического и ученического коллективов, учебно-воспитательными задачами на период практики, условиями и системой работы по физическому воспитанию обучающихся; организацией врачебного контроля за состоянием организма и физического развития обучающихся, санитарно-гигиенического и педагогического контроля за проведением учебных занятий и массовых физкультурных мероприятий (приложение 1).
Составление личного замысла работы на период практики (приложение 2).
Ежедневное ведение ежедневника педагогической практики (приложение 3).
Участие в заседаниях, проводимых администрацией школы по вопросам организации физического воспитания обучающихся.
Участие в собраниях бригады, проводимых начальниками практики (методистом, учителем педагогики и др.) по вопросам организации разных отчётности работы и видов практикантов за отдельные ее периоды. Исполнение заданий бригадира по подготовке материалов к отчету бригады на заседаниях, проводимых факультетом во время практики, и на итоговой конференции. Оформление зачетной документации по практике и сдача ее методисту бригады.
Участие в собрании по подведению итогов практики, проводимом методистом совместно с классными руководителями и администрацией школы. Участие в итоговой конференции по педагогической практике факультета.
Учебно-методическая работа. Изучение документов планирования и учета работы по физическому воспитанию обучающихся школы.
Разработка документов планирования – годового, четвертного замысла учебной работы по физической культуре и конспектов уроков (приложение 4,5,6).
анализ и Просмотр под управлением методиста уроков, проводимых преподавателем физической культуры школы, в классах различных учебных параллелей.
Просмотр 3 уроков студентов-практикантов с исполнением анализа отдельных сторон учебно-воспитательного процесса (приложение 7).
Совершить хронометрирование урока и сделать заключение об неспециализированной и моторной плотности соответствия и урока физической нагрузки на уроке возможностям учеников (приложение 8).
Совершить наблюдения за динамикой показателей пульса ученика на уроке физической культуры и сделать заключение о правильности и величине распределения физической нагрузки в зависимости от подготовленности урока и типа урока (приложение 9).
Выполнить полный анализ одного из контрольных уроков физической культуры, проводимых товарищами по бригаде в соответствии с рекомендуемой схемой (приложение 10).
Просмотр не меньше 2 занятий в спортивных секциях школы с целью изучения изюминок их методики и организации проведения; не меньше 2 уроков в особых медицинских группах для ознакомления с изюминками методики их проведения.
Разработка поурочного замысла тренировочных занятий спортивной секции либо группы ОФП на период практики.
Участие совместно с преподавателем физической культуры либо методистом в дискуссии открытых уроков преподавателей школы (района, города), в работе методических объединений (школы, района, города и т.д.), если они предусмотрены замыслами работы этих учреждений на период практики.
Посещение бригад практикантов вторых базисных школ с целью обмена и изучения опытом работы.
Работа по физическому воспитанию обучающихся на уроках.Совершить уроки физической культуры с разновозрастным контингентом учеников. Для этого за каждым студентом закрепляется по 3 класса – соответственно по одному из 0-3-х, 4-9-х и 10-11-х классов, в которых он обязан самостоятельно совершить не меньше 30 уроков физической культуры, из них по одному контрольному в каждой возрастной группе учеников. В случае, если студент готовит и проводит конкурсный урок, то он освобождается от проведения контрольных уроков.
С целью со причастия к педагогической деятельности практического апробирования и учителя в работе с разным контингентом обучающихся на первой семь дней практики предполагается участие практиканта в проведении уроков по физической культуре в качестве ассистента преподавателя.
Поэтому рекомендуется в роли ассистента преподавателя физической культуры трудиться в тех классах, каковые закреплены за практикантом для независимой работы.
Независимое проведение уроков студенты дневного отделения реализовывают в младших, старших и средних классах. В закрепленных классах практикант ведет систематично уроки целый период практики в соответствии с школьному расписанию.
Студент, подготавливаясь к каждому занятию, обязан иметь конспект урока, знать расписание уроков физкультуры собственных классов, убедиться в наличии нужных условий и обеспечить готовность инвентаря и мест занятий.
Конспект проводимого урока должен быть заблаговременно подготовлен, просмотрен и утвержден методистом либо преподавателем физкультуры, ведущим занятия в данном классе.
По окончании урока в конспекте практиканта преподавателем физической культуры либо методистом должна быть выставлена оценка за конспект и урок и коротко записаны замечания по конспекту и уроку.
Внеклассная работа.Для исполнения задания по внеклассной работе студент закрепляется за одной из спортивных секций по избранному студентом виду спорта. При отсутствия в школе условий с целью проведения занятий в секции по виду спорта избранной специализации, студент может вести занятия в секции по любому второму виду спорта либо группе ОФП. Занятия в секции проводятся, начиная со 2-ой семь дней и до конца педагогической практики, 2-3 раза в неделю, в соответствии с расписанием занятий в школе (совершить не меньше 6 учебно-тренировочных занятий).
Секционная работа в отчетной документации студента должна быть представлена планами и поурочным планом-конспектами тренировочных занятий на период практики.
Содержание заданий по участию во внеклассных массовых, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях во многом будут зависеть от замысла-календаря спортивно-массовых мероприятий школы, замысла плана коллектива работы и работы физкультуры классного начальника. , если в календарные сроки проведения практики в школе не планируется никаких массовых физкультурных мероприятий, то студент обязан по согласованию с методистом и учителем физкультуры организовать и совершить такое мероприятие. Возможно кроме этого педагогическую практику дополнить участием в массовых физкультурных мероприятиях, проводимых школой, районом, городом, областью в сроки, совпадающие с периодом педагогической практики. В указанных мероприятиях студент принимает участие в качестве организатора либо судьи. Физкультурно-спортивные мероприятия, в большинстве случаев, проходят 1-2 раза в четверть и носят темперамент массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий..Во многих школах спортивные праздничные дни входят в ряд воспитательных общешкольных мероприятий, приуроченных к календарным праздникам либо памятным датам. Перед проведением физкультурно-спортивного праздника разрабатывается положение, программа, сценарий праздника (приложение 4). Программой спортивного праздника должно быть предусмотрено•праздничное открытие, парад участников;•показательные выступления спортсменов, обучающихся школы имеющих большой уровень подготовленности либо творческие номера; массовые соревнования;•спортивные развлечения, подвижные игры, аттракционы, выставки, конкурсы;•закрытие праздника, награждение победителей. закрытие и Открытие праздника рекомендуется проводить в праздничной обстановке(поднятие флага России, гимн России и т.д.)
Для проведения и подготовки спортивных праздничных дней в большинстве случаев создают оргкомитет либо штаб. проведение и Организация соревнований соревнования:
•на первенство класса (среди обучающихся одного класса);
•первенство среди определенных возрастных групп (1-2 классы, младшие классы и т.не.);
•безотносительное первенство.
Помимо этого, соревнования возможно проводить на личное, лично-командное, командное первенство, на первенство школы, спортивных секций и т.д. Соревнования на первенство школы между классами рекомендуется проводить в форме спартакиады, т. е. по многим видам спорта с комплексным зачетом.
Подведение итогов отдельных соревнований и спартакиады, и награждение победителей рекомендуется проводить в праздничной обстановке на школьном празднике либо линейке.
В совокупности школьного физического воспитания употребляются следующие методы проведения соревнований: прямой, круговой, с выбыванием, смешанный. Прямой метод используется при проведении большинства личных и лично-командных соревнований, в которых результаты участников оцениваются метрическими единицами (в легкой атлетике, лыжном, конькобежном спорте, плавании и др.) либо совокупностью баллов, присуждаемых за качественное либо технико-эстетическое выполнение упражнений (в гимнастике, акробатике и др.). Сущность метода в последовательном либо одновременном выполнении соревновательных упражнений всеми участниками на одной спортивной арене.
Круговой метод основывается на принципе последовательных встреч каждого участника (команды) со всеми остальными и используется в большинстве случаев в спортивных играх, единоборствах, интеллектуальных играх (шашки, шахматы)
Метод с выбыванием строится на принципе выбывания участника либо команды из соревнования по окончании одного либо нескольких поражений. Данный метод именуют «кубковым» либо «олимпийским», что связано с применением его на олимпийских играх и в розыгрышах громадных кубков.
Смешанный метод проведения соревнований пребывает в последовательном сочетании в одном соревновании двух способов –кругового и с выбыванием, при котором первый этап соревнования проводится по одному методу, а второй По другому. Успешное проведение соревнований зависит от уровня планирования и подготовительной организационной работы, каковые включают:
-составление календарного замысла мероприятий;
•разработку положений о соревнованиях;
•составление сметы затрат на каждое соревнование;
•образование оргкомитета по проведению и подготовке больших соревнований;
•подбор судейской коллегии и организацию ее работы, организацию обработки заявок на участие в соревнованиях;
•составление расписания соревнований;
•обеспечение медобслуживания соревнований;
•диагностику подготовленности мест соревнований инвентаря,
•обеспечение четкой и своевременной информации о ходе соревнований, об окончательных итогах соревнований.
Положение о соревнованииявляется документом регламентирующим проведение соревнования.. Преподаватель физической культуры заблаговременно (не меньше чем за один месяц) с физкультурным активом школы разрабатывает положение о соревновании. По окончании утверждения положения директором учебного заведения оно доводится до сведения классных физоргов и руководителей классов.
В положении нужно предусмотреть проведения соревнований и основные моменты организации с учетом условий школы и особенностей участников.
самые типичными разделами являются:
1. Цель и задачи соревнований.
2. сроки и Место проведения.
3. Управление соревнованиями. Судейство.
4. требования и Участие команды к участникам.
5. Правила проведения соревнований, метод розыгрыша, оценка результатов, обнаружение победителей.
6. Порядок отдельных команд-игроков и награждения победительниц.
7 сроки и Порядок подачи заявки на участие в соревнованиях.
Заявка на участие в спортивном соревновании принимается в срок. Против каждой фамилии участника ставится подпись доктора о допуске и печать, ее заверяющая.
Важную роль при проведении школьных соревнований играется своевременное подведение итогов соревнований, каковые должны освещаться в школьной газете, на школьном спортивном стенде и т.д.
Этот раздел практики в отчетной документации студента должен быть представлен положением о соревновании (приложение 11), сценарием совершённого мероприятия.
Студенты заочного отделения за период практики должны выполнить те же разделы программы, что и студенты дневной формы обучения. Студенты 3 курса профессии «Физическая культура» делают разделы практики в течении 4 недель, то есть:
-участие и наблюдение в анализе уроков (не меньше 2-х);
-независимое проведение уроков в младших и средних классах (не меньше 12).
Студенты-практиканты 3 курса профессии «Физическая культура», трудящиеся преподавателями физической культуры, проходят практику по месту главной работы; трудящиеся в сфере физической культуры – по месту жительства, но непременно в школе . Студенты, не трудящиеся в сфере физической культуры, делают всю программу практики в закрепленной базисной школе г. Новомосковска.
1) практиканты, трудящиеся преподавателями физкультуры – 1 урок в младших либо средних классах;
2) остальные категории практикантов – по 1 уроку в младших и средних классах (всего 2 урока).
К отчетной документации студента заочного отделения, проходившего практику по месту работы преподавателем физической культуры либо по месту жительства в школе , прилагаются следующие документы:
1. Черта студента-практиканта с предварительной оценкой за практику со учителя и стороны директора физической культуры школы, заверенная печатью и подписью директора школы.
2.Преподавателю физической культуры, либо трудящемуся в сфере физической культуры, выполнившему программу практики на базе школы, нужно представить отчетную документацию, заверенную печатью и подписью директора школы.
3..Справки с места работы студентов-заочников, трудящихся преподавателями физкультуры, либо трудящихся в сфере физической культуры с указанием стажа и должности работы, (либо выписка из трудовой книжки)
Другие виды работ.
1. Воспитательная работа в классе (Замысел классного начальника)
2. Психолого–педагогическая черта обучающегося
Замысел-график
ЛИЧНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РАБОТЫ
Студента группы №____ (До либо ОЗО), (ФИО) ______________________________________
на период педагогической практики с _____ по ______в СШ №________________________
№ п/п | Содержание работы | Сроки исполнения | Отметка о исполнении | |
I.Организационная работа | ||||
1.1 | ||||
II. Учебно-методическая работа | ||||
2.1 | ||||
III. Воспитательная работа | ||||
3.1 | ||||
IV. Массовая физкультурная работа | ||||
4.1 | ||||
Y. Спортивная работа | ||||
5.1 | ||||
YI. Хозяйственные работы | ||||
6.1. | ||||
ЕЖЕДНЕВНИК ПРАКТИКАНТА
Ежедневник практиканта есть одним из ответственных документов, отражающих содержание и ход практики.
Записи в ежедневнике практиканта являются одним из средств воспитания у студентов умения фиксировать и разбирать произведенную работу на всем протяжении практики.
Ежедневник ведется систематично, каждый день, с указанием подробного характера и даты записи делаемой работы, наблюдений, впечатлений.
В ежедневных записях должны фигурировать фамилии тех, с кем практиканту было нужно общаться на базе практики – это одно из необходимых требований к ведению ежедневника практики.
Полностью недопустимы формальные записи, к примеру: «Пришел в школу», «Ушел из школы», «Разработал замысел урока», «Оформил стенгазету » и т.п.
Содержание записей в ежедневнике разрешит методисту и руководителю практики проверить и оценить подготовку студента к анализу собственных действий и явится убедительной чёртом уровня готовности его к педагогической работе.
Дата | анализ и Содержание произведенной работы, выводы. | Замечания методиста |
ГОДОВОЙ ЗАМЫСЕЛ-ГРАФИК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ Обучающихся 1-11 КЛАССОВ
№ п\п | Классы | Разделы программы | Кол-во часов | 1-я четверть 27 часов С по уроки | 2-я четверть 21 часов С по уроки | 3-я четверть 30 часов С по уроки | 4-я четверть 24 часов С по уроки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н О М Е Р А У Р О К О В | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 – 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 – 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 – 11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||