Производственной (педагогической) практики в школах

Методические указания

Производственной (педагогической) практики в школах

студентов очной и заочной форм обучения НУОР

Для профессии: 050 141

«Физическая культура»

Новомосковск 2014г

Методические указания составлены на основании рабочей программы учебной и производственной практики, «Положения о практике обучающихся Новомосковского училища (колледж) олимпийского резерва, осваивающих главные опытные образовательные программы среднего профобразования по проведению и организации педагогической практики студентов НУОР и ГОС СПО

Автор-составитель: Заслуженный работник физической культуры РФ, начальник практики: Волкова Г. Я

Рекомендована

Научно-методическим советом ГУО СПО ТО «НУОР»

(протокол № __ от «____» апреля 2014 г.)

Содержание

Пояснительня записка

Практика по профилю профессии (педагогическая) есть необходимой частью профессионально-педагогической подготовки студентов очного и заочного отделений является видом учебных занятий, снабжающих практико-ориентированную подготовку обучающихся и направлена на освоение обучающимися неспециализированных и опытных компетенций по опытному модулю ПМ 02 «Организация физкультурно-спортивной деятельности разных возрастных групп населения», проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Целью педагогической практикиявляется содействие воспитанию опытных психических свойств и качеств личности будущего эксперта физического воспитания в соответствии с современными требованиями к работникам педагогического труда, формированию у студентов интереса к профессии преподавателя физической культуры.

Задачи педагогической практики:

1. Научить студентов применять полученные в колледже знания и навыки в области педагогической деятельности по спорту и физической культуре со школьниками различного возраста;

2. Создать у студентов четкое целостное представление о совокупности работы школы по физическому воспитанию обучающихся;

3. Организовать у студентов главные профессионально-навыки и педагогические умения, нужные учителю физической спорта и культуры;

4. Оказать помощь школе в физкультурно-спортивной и воспитательной работе с обучающимися.

Неспециализированную ответственность за организацию педагогической практики и соблюдение списка работ в срок исполнителями учебного заведения несет начальник практики.

Ответственность за организацию педагогической практики и соблюдение списка работ в срок для конкретной группы несет учитель – методист, определенный тарификационным приказом по учебному заведению.

Главы предметных цикловых рабочих групп по каждой профессии отвечают за наличие созданных рабочих программ по каждому этапу практики, их уровень качества и своевременную корректировку на соответствие требованиям ФГОС СПО.

Классные начальники отвечают за информирование студентов группы в начале учебного года (на первой семь дней) об этапах, местах и сроках прохождения производственных практик в конкретном учебном году, за посещение практик студентами, принятие мер при неуважительных обстоятельств отсутствия, проведение ежемесячных собраний студентов по вопросам прохождения производственных практик.

К руководству практикой студентов в качестве методистов привлекаются самые опытные эксперты-учители, имеющие стаж работы в школах, гимназиях и лицеях.

Организационно-методическое управление деятельностью методистов во время практики осуществляется начальником практики колледжа.

Педагогическая практика проводится на 3 курсе в течение 4 недель, соответственно, и есть необходимой для всех студентов дневной и заочной форм обучения.

Для прохождения практики студенты направляются в общеобразовательные средние учебные заведения в сроки, предусмотренные замыслом учебного процесса НУОР. Студенты комплектуются в группы (бригады) практикантов численностью по 5-6 человек для прохождения практики на базе закрепленных за НУОР базисных учебных заведений (школ, лицеев, гимназий).

Студентам-заочникам, трудящимся в средних учебных заведениях в качестве преподавателей физической культуры, разрешается проходить практику по месту работы. Студенты-заочники, не трудящиеся преподавателями физической культуры, но трудящиеся в отрасли физической культуры, смогут, по разрешению методиста, проходить практику по месту жительства в общеобразовательных средних учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях). В этом случае студент обязан за месяц до начала практики сказать начальнику практики сроки, в каковые он, как практикант, будет делать количество учебных заданий, предусмотренных программой по педагогической практике. Для контроля и руководства за деятельностью преподавателя физической культуры во время исполнения учебных заданий по педагогической практике закрепляется методист из учителей НУОР и начальник – умелый преподаватель физической культуры среднего учебного заведения.

Педагогическая практика включает последовательность учебных заданий, представленных в программе и делаемых в определенной последовательности. Эти задания отражают деятельности содержания студента и связь обучения на практике.

В конце практики проводится защита результатов практики, где любой студент воображает методисту отчет о прохождении практики с учебно-методической документацией, предусмотренной программой практики.

За педагогическую практику в школе студенту выставляется дифференцированный зачет. При определении итоговой оценки принимается во внимание своевременность и качество исполнения всех разделов практики программы по профессии и программы по дополнительным видам работ (педагогике, психологии, врачебно-педагогическому контролю, гигиене и др.).

По профессии, за любой раздел программы, студенту-практиканту выставляется 4 оценки: 1-я – за учебную работу (уровень качества проведения уроков); 2-я – за методическую работу (уровень качества документации, конспектов уроков); 3-я – за практическое проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы; 4-я – за отношение к практике, активность, дисциплинированность, корректность взаимоотношений с начальниками практики, учениками и товарищами. По каждому дополнительному виду работ выставляются оценки, каковые после этого усредняются и выставляется одна неспециализированная оценка. Итоговая оценка за практику выставляется студенту методом сглаживания четырех оценок по профессии и одной по дополнительным видам работ.

I. Содержание практики по профилю профессии-

педагогической

Организационная работа. Участие в установочной конференции по организации практики и вопросам содержания.

Собеседование с работниками школы (директором либо его помощником по учебно-воспитательной работе, классными начальниками, преподавателем физической культуры доктором либо медицинской сестрой) с целью ознакомления с традициями школы и режимом работы, изюминками педагогического и ученического коллективов, учебно-воспитательными задачами на период практики, условиями и системой работы по физическому воспитанию обучающихся; организацией врачебного контроля за состоянием организма и физического развития обучающихся, санитарно-гигиенического и педагогического контроля за проведением учебных занятий и массовых физкультурных мероприятий (приложение 1).

Составление личного замысла работы на период практики (приложение 2).

Ежедневное ведение ежедневника педагогической практики (приложение 3).

Участие в заседаниях, проводимых администрацией школы по вопросам организации физического воспитания обучающихся.

Участие в собраниях бригады, проводимых начальниками практики (методистом, учителем педагогики и др.) по вопросам организации разных отчётности работы и видов практикантов за отдельные ее периоды. Исполнение заданий бригадира по подготовке материалов к отчету бригады на заседаниях, проводимых факультетом во время практики, и на итоговой конференции. Оформление зачетной документации по практике и сдача ее методисту бригады.

Участие в собрании по подведению итогов практики, проводимом методистом совместно с классными руководителями и администрацией школы. Участие в итоговой конференции по педагогической практике факультета.

Учебно-методическая работа. Изучение документов планирования и учета работы по физическому воспитанию обучающихся школы.

Разработка документов планирования – годового, четвертного замысла учебной работы по физической культуре и конспектов уроков (приложение 4,5,6).

анализ и Просмотр под управлением методиста уроков, проводимых преподавателем физической культуры школы, в классах различных учебных параллелей.

Просмотр 3 уроков студентов-практикантов с исполнением анализа отдельных сторон учебно-воспитательного процесса (приложение 7).

Совершить хронометрирование урока и сделать заключение об неспециализированной и моторной плотности соответствия и урока физической нагрузки на уроке возможностям учеников (приложение 8).

Совершить наблюдения за динамикой показателей пульса ученика на уроке физической культуры и сделать заключение о правильности и величине распределения физической нагрузки в зависимости от подготовленности урока и типа урока (приложение 9).

Выполнить полный анализ одного из контрольных уроков физической культуры, проводимых товарищами по бригаде в соответствии с рекомендуемой схемой (приложение 10).

Просмотр не меньше 2 занятий в спортивных секциях школы с целью изучения изюминок их методики и организации проведения; не меньше 2 уроков в особых медицинских группах для ознакомления с изюминками методики их проведения.

Разработка поурочного замысла тренировочных занятий спортивной секции либо группы ОФП на период практики.

Участие совместно с преподавателем физической культуры либо методистом в дискуссии открытых уроков преподавателей школы (района, города), в работе методических объединений (школы, района, города и т.д.), если они предусмотрены замыслами работы этих учреждений на период практики.

Посещение бригад практикантов вторых базисных школ с целью обмена и изучения опытом работы.

Работа по физическому воспитанию обучающихся на уроках.Совершить уроки физической культуры с разновозрастным контингентом учеников. Для этого за каждым студентом закрепляется по 3 класса – соответственно по одному из 0-3-х, 4-9-х и 10-11-х классов, в которых он обязан самостоятельно совершить не меньше 30 уроков физической культуры, из них по одному контрольному в каждой возрастной группе учеников. В случае, если студент готовит и проводит конкурсный урок, то он освобождается от проведения контрольных уроков.

С целью со причастия к педагогической деятельности практического апробирования и учителя в работе с разным контингентом обучающихся на первой семь дней практики предполагается участие практиканта в проведении уроков по физической культуре в качестве ассистента преподавателя.

Поэтому рекомендуется в роли ассистента преподавателя физической культуры трудиться в тех классах, каковые закреплены за практикантом для независимой работы.

Независимое проведение уроков студенты дневного отделения реализовывают в младших, старших и средних классах. В закрепленных классах практикант ведет систематично уроки целый период практики в соответствии с школьному расписанию.

Студент, подготавливаясь к каждому занятию, обязан иметь конспект урока, знать расписание уроков физкультуры собственных классов, убедиться в наличии нужных условий и обеспечить готовность инвентаря и мест занятий.

Конспект проводимого урока должен быть заблаговременно подготовлен, просмотрен и утвержден методистом либо преподавателем физкультуры, ведущим занятия в данном классе.

По окончании урока в конспекте практиканта преподавателем физической культуры либо методистом должна быть выставлена оценка за конспект и урок и коротко записаны замечания по конспекту и уроку.

Внеклассная работа.Для исполнения задания по внеклассной работе студент закрепляется за одной из спортивных секций по избранному студентом виду спорта. При отсутствия в школе условий с целью проведения занятий в секции по виду спорта избранной специализации, студент может вести занятия в секции по любому второму виду спорта либо группе ОФП. Занятия в секции проводятся, начиная со 2-ой семь дней и до конца педагогической практики, 2-3 раза в неделю, в соответствии с расписанием занятий в школе (совершить не меньше 6 учебно-тренировочных занятий).

Секционная работа в отчетной документации студента должна быть представлена планами и поурочным планом-конспектами тренировочных занятий на период практики.

Содержание заданий по участию во внеклассных массовых, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях во многом будут зависеть от замысла-календаря спортивно-массовых мероприятий школы, замысла плана коллектива работы и работы физкультуры классного начальника. , если в календарные сроки проведения практики в школе не планируется никаких массовых физкультурных мероприятий, то студент обязан по согласованию с методистом и учителем физкультуры организовать и совершить такое мероприятие. Возможно кроме этого педагогическую практику дополнить участием в массовых физкультурных мероприятиях, проводимых школой, районом, городом, областью в сроки, совпадающие с периодом педагогической практики. В указанных мероприятиях студент принимает участие в качестве организатора либо судьи. Физкультурно-спортивные мероприятия, в большинстве случаев, проходят 1-2 раза в четверть и носят темперамент массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий..Во многих школах спортивные праздничные дни входят в ряд воспитательных общешкольных мероприятий, приуроченных к календарным праздникам либо памятным датам. Перед проведением физкультурно-спортивного праздника разрабатывается положение, программа, сценарий праздника (приложение 4). Программой спортивного праздника должно быть предусмотрено•праздничное открытие, парад участников;•показательные выступления спортсменов, обучающихся школы имеющих большой уровень подготовленности либо творческие номера; массовые соревнования;•спортивные развлечения, подвижные игры, аттракционы, выставки, конкурсы;•закрытие праздника, награждение победителей. закрытие и Открытие праздника рекомендуется проводить в праздничной обстановке(поднятие флага России, гимн России и т.д.)

Для проведения и подготовки спортивных праздничных дней в большинстве случаев создают оргкомитет либо штаб. проведение и Организация соревнований соревнования:

•на первенство класса (среди обучающихся одного класса);

•первенство среди определенных возрастных групп (1-2 классы, младшие классы и т.не.);

•безотносительное первенство.

Помимо этого, соревнования возможно проводить на личное, лично-командное, командное первенство, на первенство школы, спортивных секций и т.д. Соревнования на первенство школы между классами рекомендуется проводить в форме спартакиады, т. е. по многим видам спорта с комплексным зачетом.

Подведение итогов отдельных соревнований и спартакиады, и награждение победителей рекомендуется проводить в праздничной обстановке на школьном празднике либо линейке.

В совокупности школьного физического воспитания употребляются следующие методы проведения соревнований: прямой, круговой, с выбыванием, смешанный. Прямой метод используется при проведении большинства личных и лично-командных соревнований, в которых результаты участников оцениваются метрическими единицами (в легкой атлетике, лыжном, конькобежном спорте, плавании и др.) либо совокупностью баллов, присуждаемых за качественное либо технико-эстетическое выполнение упражнений (в гимнастике, акробатике и др.). Сущность метода в последовательном либо одновременном выполнении соревновательных упражнений всеми участниками на одной спортивной арене.

Круговой метод основывается на принципе последовательных встреч каждого участника (команды) со всеми остальными и используется в большинстве случаев в спортивных играх, единоборствах, интеллектуальных играх (шашки, шахматы)

Метод с выбыванием строится на принципе выбывания участника либо команды из соревнования по окончании одного либо нескольких поражений. Данный метод именуют «кубковым» либо «олимпийским», что связано с применением его на олимпийских играх и в розыгрышах громадных кубков.

Смешанный метод проведения соревнований пребывает в последовательном сочетании в одном соревновании двух способов –кругового и с выбыванием, при котором первый этап соревнования проводится по одному методу, а второй По другому. Успешное проведение соревнований зависит от уровня планирования и подготовительной организационной работы, каковые включают:

-составление календарного замысла мероприятий;

•разработку положений о соревнованиях;

•составление сметы затрат на каждое соревнование;

•образование оргкомитета по проведению и подготовке больших соревнований;

•подбор судейской коллегии и организацию ее работы, организацию обработки заявок на участие в соревнованиях;

•составление расписания соревнований;

•обеспечение медобслуживания соревнований;

•диагностику подготовленности мест соревнований инвентаря,

•обеспечение четкой и своевременной информации о ходе соревнований, об окончательных итогах соревнований.

Положение о соревнованииявляется документом регламентирующим проведение соревнования.. Преподаватель физической культуры заблаговременно (не меньше чем за один месяц) с физкультурным активом школы разрабатывает положение о соревновании. По окончании утверждения положения директором учебного заведения оно доводится до сведения классных физоргов и руководителей классов.

В положении нужно предусмотреть проведения соревнований и основные моменты организации с учетом условий школы и особенностей участников.

самые типичными разделами являются:

1. Цель и задачи соревнований.

2. сроки и Место проведения.

3. Управление соревнованиями. Судейство.

4. требования и Участие команды к участникам.

5. Правила проведения соревнований, метод розыгрыша, оценка результатов, обнаружение победителей.

6. Порядок отдельных команд-игроков и награждения победительниц.

7 сроки и Порядок подачи заявки на участие в соревнованиях.

Заявка на участие в спортивном соревновании принимается в срок. Против каждой фамилии участника ставится подпись доктора о допуске и печать, ее заверяющая.

Важную роль при проведении школьных соревнований играется своевременное подведение итогов соревнований, каковые должны освещаться в школьной газете, на школьном спортивном стенде и т.д.

Этот раздел практики в отчетной документации студента должен быть представлен положением о соревновании (приложение 11), сценарием совершённого мероприятия.

Студенты заочного отделения за период практики должны выполнить те же разделы программы, что и студенты дневной формы обучения. Студенты 3 курса профессии «Физическая культура» делают разделы практики в течении 4 недель, то есть:

-участие и наблюдение в анализе уроков (не меньше 2-х);

-независимое проведение уроков в младших и средних классах (не меньше 12).

Студенты-практиканты 3 курса профессии «Физическая культура», трудящиеся преподавателями физической культуры, проходят практику по месту главной работы; трудящиеся в сфере физической культуры – по месту жительства, но непременно в школе . Студенты, не трудящиеся в сфере физической культуры, делают всю программу практики в закрепленной базисной школе г. Новомосковска.

1) практиканты, трудящиеся преподавателями физкультуры – 1 урок в младших либо средних классах;

2) остальные категории практикантов – по 1 уроку в младших и средних классах (всего 2 урока).

К отчетной документации студента заочного отделения, проходившего практику по месту работы преподавателем физической культуры либо по месту жительства в школе , прилагаются следующие документы:

1. Черта студента-практиканта с предварительной оценкой за практику со учителя и стороны директора физической культуры школы, заверенная печатью и подписью директора школы.

2.Преподавателю физической культуры, либо трудящемуся в сфере физической культуры, выполнившему программу практики на базе школы, нужно представить отчетную документацию, заверенную печатью и подписью директора школы.

3..Справки с места работы студентов-заочников, трудящихся преподавателями физкультуры, либо трудящихся в сфере физической культуры с указанием стажа и должности работы, (либо выписка из трудовой книжки)

Другие виды работ.

1. Воспитательная работа в классе (Замысел классного начальника)

2. Психолого–педагогическая черта обучающегося

Замысел-график

ЛИЧНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РАБОТЫ

Студента группы №____ (До либо ОЗО), (ФИО) ______________________________________

на период педагогической практики с _____ по ______в СШ №________________________

№ п/п Содержание работы Сроки исполнения Отметка о исполнении
I.Организационная работа
1.1
II. Учебно-методическая работа
2.1
III. Воспитательная работа
3.1
IV. Массовая физкультурная работа
4.1
Y. Спортивная работа
5.1
YI. Хозяйственные работы
6.1.

ЕЖЕДНЕВНИК ПРАКТИКАНТА

Ежедневник практиканта есть одним из ответственных документов, отражающих содержание и ход практики.

Записи в ежедневнике практиканта являются одним из средств воспитания у студентов умения фиксировать и разбирать произведенную работу на всем протяжении практики.

Ежедневник ведется систематично, каждый день, с указанием подробного характера и даты записи делаемой работы, наблюдений, впечатлений.

В ежедневных записях должны фигурировать фамилии тех, с кем практиканту было нужно общаться на базе практики – это одно из необходимых требований к ведению ежедневника практики.

Полностью недопустимы формальные записи, к примеру: «Пришел в школу», «Ушел из школы», «Разработал замысел урока», «Оформил стенгазету » и т.п.

Содержание записей в ежедневнике разрешит методисту и руководителю практики проверить и оценить подготовку студента к анализу собственных действий и явится убедительной чёртом уровня готовности его к педагогической работе.

Дата анализ и Содержание произведенной работы, выводы. Замечания методиста

ГОДОВОЙ ЗАМЫСЕЛ-ГРАФИК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ Обучающихся 1-11 КЛАССОВ

№ п\п Классы Разделы программы Кол-во часов 1-я четверть 27 часов С по уроки 2-я четверть 21 часов С по уроки 3-я четверть 30 часов С по уроки 4-я четверть 24 часов С по уроки
Н О М Е Р А У Р О К О В
1 – 4
5 – 9
10 – 11

Как заполнить дневник по практике


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: