Логопед напоминает детям значения многозначных слов, образных выражений, поговорок: игла, лист, кисть, шишка, сережки, ствол, дупло; «Золотая осень», «Листья, как монетки»; «Крепкий, как дуб»; «Дрожать, как осиновый лист»; «Одно дерево еще не лес».
2.Составление рассказов-описаний деревьев и кустарников с опорой на картинный замысел.
Логопед. Сейчас на занятии мы с вами будем обучаться составлять рассказы-описания деревьев и кустарников по опорному картинному замыслу.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 5). Составление одного-двух рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание. Отмечает самые активных детей.
Занятие 5. «Привычные незнакомцы»
Цель: Составление тайных о овощах и фруктах по опорным карточкам-подсказкам.
Задачи:
— уточнять, расширять и активизировать предметный, словарь признаков и глагольный словарь по теме «Овощи» и «Фрукты»;
—- учить детей верно образовывать форму множественного числа именительного падежа имен существительных;
— учить детей пониманию значений многозначных поговорок и слов;
— учить детей отгадывать и составлять загадки о овощах и фруктах с опорой на особые карточки;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование: двусторонние карточки с цветными изображениями одного и нескольких фруктов и овощей, картины с изображениями двух девочек (иллюстрации 55, 56), альбомы 1 (по количеству детей), магнитно-маркерная доска.
Движение занятия
I. Речевая разминка
Логопед приветствует детей и предлагает им совершить речевую разминку[3]
Заглавия речевых упражнений и игр | Содержание |
«Какие конкретно фрукты (овощи) созрели в саду (огороде)!» | По картинам, выставленным на доску, дети по цепочке именуют изображения фруктов и овощей во множественном числе. К примеру: в саду созрели апельсины, мандарины… в огороде созрели помидоры, огурцы… |
«Что у Кати, а что у Сони!» | Логопед выставляет перед детьми изображении двух девочек и говорит детям, что Катя собирала в корзиночку по одному овощу и фрукту, а Соня;— по паре. После этого требует назвать по картинам, что у Кати, а что у Сони. К примеру: у Кати имеется апельсин, а у Сони — апельсины. У Кати имеется помидор, а у Сони — помидоры. |
«Что у тебя, а что в магазине!» | Логопед выдает карточки с изображениями одного и нескольких фруктов и овощей и требует составить предложения по примеру: «У меня имеется апельсин, а в магазине апельсины». |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Главная часть занятия
Объяснение значений многозначных поговорки и слов.
Логопед растолковывает детям значения многозначных поговорки и слов: корешок, салат, косточка; «Каков садовник, таков и сад».
С целью проведения речевых упражнений и игр употребляются материалы пособия Н.Е. Арбековой «Карточки по лексическим темам Фрукты и Овощи. Упражнения по формированию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями» (М. : Издательство ГНОМ, 2011).
составление и Отгадывание тайных о овощах и фруктах по опорным карточкам.
Логопед. Вы уже отлично понимаете овощи и фрукты. Сейчас на занятии мы с вами будем обучаться отгадывать и составлять загадки о овощах и фруктах по опорным карточкам.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 11,19).
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание. Отмечает самые активных детей.
Занятие6. «Что мы знаем о овощах и фруктах?»
Цель: Составление рассказов-описаний фруктов и овощей по опорному картинному замыслу.
Задачи:
— уточнять, расширять и активизировать предметный, словарь признаков и глагольный словарь по теме «Овощи» и «Фрукты»;
— учить детей верно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного и множественного числа;
— учить детей пониманию значений поговорок;
— учить детей составлять рассказы-описания фруктов и овощей, с опорой на картинный замысел;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно* логическую память, логическое мышление.
Оборудование: двусторонние картины с изображениями громадных и мелких фруктов и овощей, две картины с изображениями громадной и маленькой кукол (иллюстрации 57, 58), «чудесная палочка», альбомы 1 (по количеству детей), магнитно-маркерная доска.
Движение занятия
I.Речевая разминка[4]
Заглавия речевых упражнений и игр | Содержание |
«Мелкий колдун» | Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями громадных овощей и фруктов. Дети попеременно должны, дотрагиваясь «чудесной палочкой» до любой картины, назвать овощ либо фрукт и перевоплотить его в мелкий (образовать имя существительное с уменьшительно-ласкательным значением). В случае, если задание выполнено верно, ребенок переворачивает карточку, контролирует собственный ответ и забирает картину себе. К примеру: Это огурец. Я превращаю его в огурчик. Это лимон. Я превращаю его в лимончик… |
«Что у Маши, а что у Машеньки!» | Логопед выставляет две картины с изображениями громадной и маленькой кукол и требует детей Назвать сперва фрукты и большие овощи, каковые собрала Маша, а после этого — фрукты и маленькие овощи, каковые собрала Машенька. К примеру: У Маши перец, а у Машеньки — перчик. У Маши яблоко, а у Машеньки — яблочко. |
«В гостях у Гномов» | Логопед выставляет перед детьми карточки с изображениями мелких фруктов и овощей. Дети должны по цепочке составить предложения по примеру: «У Гнома в корзиночке имеется апельсинчики, лимончики, грушки… У Гнома в ящичке имеется помидорчики, огурчики, перчики…» |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II.Главная часть занятия