Концертный репертуар коллектива складывается и определяется, по большей части, в ходе репетиционной работы, в зависимости от предполагаемой тематики и формы будущей концертной программы, и степени исполнительской освоенности материала. Выбираются репертуарные произведения по определенным правилам, независимо от исполнительского стиля и творческого направления коллектива. Выбор репертуара осуществляется с учетом следующих правил:
1) В репертуар включаются произведения, владеющие высокой художественностью, музыкальной сокровищем и эстетически выдержанной поэзией.
2) Выбирая материал, направляться не забывать о создания и необходимости накопления собственного неповторимого фонда, не повторяющего репертуар вторых коллективов. Репертуар фольклорного коллектива обязан владеть самоценностью и одновременно с этим иметь просветительно-воспитательное значение.
3) При выборе репертуара непременно учитываются музыкально-технические возможности коллектива.
4) Для концертного репертуара отбираются произведения различных жанров, отличающихся по характеру и тематике выполнения.
5) В концертный репертуар, не считая песенных образцов смогут быть включены инструментальная музыка, хореографические постановки, народная проза, фольклорный театр.
6) В репертуаре смогут быть использованы произведения, как для неспециализированного состава, так и для камерных исполнительских форм.
7) При выборе репертуара соблюдаются определенные пропорции в коллективе протяжных и скорых песен, хореографических, инструментальных номеров, произведений, исполняемых акапелла и с сопровождением.
концертная форма и Репертуар его воплощения находятся в тесной связи и воздействуют друг на друга. С одной стороны, репертуар, накапливаемый на определенном этапе развития коллектива, его специфика, предполагает какой концертной формой он бывает представлен. Иначе, особенности каждой сценической формы определяют внутреннюю структуру построения концертной программы.
Как создается концертная программа? В одних случаях ее созданию предшествует накопление воображающих интерес для начальника репертуарных произведений, на базе которых потом и формируется концертная программа. В других – материалы подбираются уже от выбранной концертной формы, сценарного плана либо тематической направленности будущего концерта. Любой начальник заинтересован в зрительском успехе собственного коллектива.
Исполнительская опыт говорит, дабы поддержать и сохранить постоянный интерес к происходящему на сцене действию, оказывает помощь принцип контрастного построения программы, в которых, в определенной последовательности, чередуются разные песенные жанры, хореографические и инструментальные номера. Комбинации исполняемых номеров смогут быть самыми разными, но наряду с этим направляться учитывать, что более 2-3 протяжных песен подряд слушатель принимает с большим трудом. Одновременно с этим, не обращая внимания на хорошее восприятие и доступность аудиторией нескольких жанров, соединенных зрелищностью и хореографией, не нужно злоупотреблять и этими номерами, в силу того, что, чрезмерность перемещения утомляет зрителя не меньше, чем статичные формы, сопутствующие выполнению протяжных песен. Помимо этого, не нужно усердствовать в потакании тех зрителей, каковые пришли на концерт только в отыскивании развлечений, взглянуть на экзотичность фольклора, а не приобщиться к его главным духовным сокровищам в лице протяжной песни.
Как отыскать хороший вариант соотношения номеров в программе? Для этого начальнику направляться отлично себе воображать, какую концертную форму подачи репертуара он выбирает. В случае, если предполагается концерт-лекция, то количество, чередование и последовательность различных жанров, хореографических и инструментальных номеров не имеют принципиального значения. В этом случае нежелательные последствия от перенасыщения музыкой либо хореографией смягчаются либо снимаются совсем его «умением» и пояснениями лектора непринужденного и конечно общаться со слушателями в паузах между номерами.
Приблизительно кроме этого снимается напряженность от эмоционального действия в концертной форме с ведением ведущего, объявляющего последовательность номеров либо слогов (вместо простых объявлений употребляются намерено написанные тексты).
Но направляться учесть, что объявления ведущего не смогут быть продолжительными, в противном случае это снижает темп концерта.
Особенно сложно всегда удерживать внимание в концертной форме не предусматривающей ведущего (священик стар). Тут концентрация музыкального действия достигает высшей степени. Потому, что отсутствует возможность хотя бы краткосрочного отдыха от звучания.
В данной форме контрастность построения очень ответственна. Именно она окажет помощь зрителю заинтересованно прослушать целый концерт полностью и не уйти из зала с эмоцией неудовлетворенности.
Контрастное сопоставление номеров не обязательно и не всегда может проявляться только в чередовании песен различных жанров. Ему содействует изменение качественного и количественного состава , выполняющего те либо иные номера, и включение в программу сольного пения, и применение музыкального сопровождения, и инструментальных номеров. Выстраивая концертную программу нужно не забывать, что для успешного эмоционального действия она обязана владеть особыми кульминационными пиками, появляющимися в большинстве случаев в конце и середине концерта. Причем серединная кульминация не должна быть через чур яркой, в противном случае у публики появляется чувство, что продолжения не будет, и она начнет покидать зал. Кульминационным моментом в середине программы может стать любой номер. Довольно часто его выполнение сопровождается зрелищностью, но часто им делается и особенно занимательная эмоциональная протяжная песня. Для финальной кульминации в большинстве случаев выбираются самые яркие, игровые, шуточные либо плясовые песни, содействующие хорошему, немного поднятому настроению зрителя.
В зависимости от состава, подготовленности уровня аудитории, начальник, если он заблаговременно осведомлен о контингенте зрителя, может вольно варьировать номера программы, усложнять либо упрощать ее по мере необходимости и трансформации обстановки. В случае, если же состав публики малоизвестен, то выбирается оптимально умеренная по специфичности программа, разрешающая заинтересовать и не оттолкнуть аудиторию.