Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава

Материал

В качестве материала употребляется доска прямоугольной формы с закругленным углами. Она является основой фигуры (ее центральной частью). Размер доски-базы 20?10 см. К верхней и нижней граням данной базы прикладываются геометрические фигурки размером 4?4 см, плоские, такой же толщины, как доска (0,5 см). Цвет геометрических фигурок и доски однообразный. Всего фигурок 8. Это квадрат, пятиугольник, равнобедренная трапеция, полукруг, равносторонний треугольник, сектор, прямоугольная трапеция и прямоугольный

185

треугольник. Доска (база) и приложенные к ней фигурки образуют в целом фигуру сложной формы. В зависимости от формы приставленного к доске элемента, его положения довольно других элементов и самой доски, поворота асимметричных фигурок неспециализированные контуры всей фигуры в целом, ее форма изменяются.

Помимо этого, в методике употребляются образцы разных по форме фигур в виде их изображений на картоне. Всего образцов 10.

Фигуры, с которыми трудится ребенок, раскладываются на страницах картона размером 40?25 см. В работе с ребенком комфортно пользоваться двумя комплектами всех фигур. Это уменьшает время подготовки, новой фигуры, даваемой ребенку для преобразования. Любая такая фигура дается ребенку в готовом виде.

Инструкция к проведению

Перед началом проверки ребенку дается возможность ознакомиться со всеми элементами, из которых складывается сложная фигура, и произвести с ними последовательность нужных для предстоящей работы операций: приставить одну-две фигурки к граням базы, поменять их местами, поменять ракурс асимметричного элемента.

Затем контролирующий кладет на стол перед ребенком лист картона с выложенной на нем фигурой, которую ребенок обязан перестроить в соответствии с примером. Справа в верхнем углу стола раскладываются в ряд оставшиеся неиспользованными фигурки, а слева наклонно ставится пример.

Ребенку говорят: «Взгляни пристально на обе фигуры. Ты обязан поменять собственную фигуру так, дабы она стала совершенно верно таковой, как эта (говорят о образце). Откладывать в сторону возможно только те фигурки, каковые нужно заменить, остальные возможно лишь переставлять, безотлагательно их в сторону».

В протокол заносится конечный итог произведенных ребенком преобразований в виде рисунка, изображающего положение и форму каждого элемента на основании. (Основание фигуры условно обозначается чертой.) В случае, если задание выполнено верно, в таковой зарисовке нет необходимости и итог отмечается знаком «+».

Всего детям дается 10 задач убывающей трудности. В задачах 1, 2, 3, 4 дети должны осуществить по 8 преобразований. В остальных задачах — по 4 преобразования. Это направляться иметь в виду, замечая за ходом работы ребенка.

Оценка результатов

Каждое верно выполненное преобразование оценивается одним очком. Так, за ответ четырех первых задач дети смогут получить от 0 до 8 баллов, за ответ остальных — от 0 до 4 баллов. Предельное количество очков — 56, минимальное — 0.

Трансформации фигуры, не предусмотренные заданием, употребляются лишь при качественном анализе результатов. В количественной оценке они не фиксируются.

В картинках, приложенных к инструкции, дается изображение образцов и фигур, с которыми трудится ребенок в каждой задаче (рис. 3—12).

186

а) б)
Задание 1. Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава
Задание 2. Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава
Задание 3. Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава
Задание 4. Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава
Задание 5. Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава
Задание 6. Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава

187

а) б)
Задание 7. Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава
Задание 8. Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава
Задание 9. Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава
Задание 10. Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава

Рис. 3—12. Диагностический материал к заданиям 1—10 методики 2а. а) изображения образцов, б) фигуры для перестройки.

Протокол к методике 2а

№ и местонахождение детского учреждения ________________________________________
Несколько
Дата проверки
Контролирующий
имя и Фамилия ребенка

188

Итог Номер задачи
Изображение фигуры
Темперамент неточностей
Оценка
Изображение фигуры
Темперамент неточностей
Оценка
Общее число очков
Стандартные очки
Несколько по качеству исполнения задания ________________

Инструкция к методике 3а
(диагностика уровня овладения действием идентификации)

Материал

В качестве базы употребляется игра «Электровикторина» с числом контактов 5?5. К лампочке подсоединена проводом кнопка электрического звонка. При незаметном для испытуемого нажиме на нее ногой лампочка загорается. На панели игры помещается лист бумаги, поделённый пополам. В левой половине находится цветовая матрица, в которой по вертикали находятся квадратики различных цветов сверху вниз: красный, желтый, зеленый, светло синий, фиолетовый, а по горизонтали — оттенки по светлоте тех же цветов: 7, 6, 5, 4, 3 (по «Атласу цветов» Е. Б. Рабкина). Правая добрая половина страницы — белая. Стопка квадратов из белого картона (4?4 см) с наклеенными

189

на них квадратами тех же цветов, каковые представлены в матрице.

В бланке протокола указан порядок предъявления и номер предъявления образцов.

Инструкция к проведению

При проведении обследования перед ребенком кладется игра, в руки ему дается маленькая указка. В центре правой половины страницы поочередно выкладываются карточки-примеры с цветовыми квадратами.

Экспериментатор говорит испытуемому: «на данный момент мы с тобой сыграем в игру, которая именуется «Отыщи такой же квадратик». Тут довольно много квадратиков. Все они различного цвета. Такие же имеется и тут (показывает стопку образцов). Я буду показывать по одному квадрату, а ты обязан обнаружить у себя квадраты совершенно верно для того чтобы же цвета. Если ты отыщешь верно и продемонстрируешь мне вот данной палочкой (дается указка), загорится лампочка. В случае, если совершишь ошибку — не загорится, тогда ты еще поищешь, так до 3 раз. Давай попытаемся». Обращается внимание ребенка на загорание лампочки и идентичность элементов. Затем переходят к показу всех элементов, включая и уже опробованный. Испытуемому разрешается при каждом предъявлении сделать 3 попытки. Всего ребенку предъявляется 25 образцов.

Любая проба заносится в протокол. При верном показе ребенком элемента экспериментатор, нажимая на кнопку, зажигает лампочку.

Оценка результатов

При подсчете очков учитывается количество попыток и количество верных показов. За «попадание» без неточностей ставится 3 очка, за каждую неточность 1 очко снимается. Предельное число очков, которое может собрать ребенок, — 75.

Протокол к методике 3а (для трех детей)

№ и местонахождение детского учреждения _______________________________
Несколько
Дата проверки
Контролирующий
Фамилия, имя ребенка Фамилия, имя ребенка Фамилия, имя ребенка
№ пред. Пример Колич. очков Колич. очков Колич. очков
ж 4
к 7
ж 5
к 6
к 3

190

Продолжение

Фамилия, имя ребенка Фамилия, имя ребенка Фамилия, имя ребенка
№ пред. Пример Колич. очков Колич. очков Колич. очков
ж 6
з 6
ж 3
к 4
з 3
к 5
з 5
ж 7
с 5
з 7
з 4
с 6
ф 6
с 4
ф 5
ф 4
с 3
ф 3
ф 7
с 7
Общее число очков
Стандартные очки
Несколько по качеству исполнения задания ______________________

Инструкция к методике 4а
(диагностика степени овладения действиями
наглядно-образного мышления)

Материал

Перед началом опыта на детские столики раскладываются 7 страниц картона, на которых изображены разные разветвленные дорожки (2 страницы — для двух листов и вводных 5 задач — для 10 главных задач). Потом эти изображения мы именуем полянками: полянка А и полянка Б — для вводных задач; полянка 1, полянка 2 и т. д. — для главных задач. На финишах дорожек раскладываются объемные домики, по 2 домика на полянках А и Б, по 16 домиков на полянках 1—4 и 32 домика на полянке 5.

191

Полянка А для первой вводной задачи является дорожкой с одним разветвлением, части которого помечены определенными ориентирами. Полянка Б для второй вводной задачи является дорожкой с одним разветвлением без каких-либо ориентиров (рис. 13, а, б).

На полянке 1 изображена разветвленная дорожка без ориентиров (см. рис. 14, а), на остальных полянках любой отрезок дорожки по окончании разветвления помечен определенным ориентиром, причем на полянке 2 одинаковые ориентиры даны в различной последовательности (рис. 15, а).

На полянке 3 каждое разветвление помечено двумя однообразными ориентирами (рис. 16, а). На полянках 4, 5 даны лишь два типа ориентиров (ёлочка и гриб), каковые повторяются в различной последовательности и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления (рис. 17, а, 18, а). К каждой полянке прилагаются определенные карточки, именуемые письмами, изображающие условно путь к одному из домиков (рис. 13, а, б, 14—18 б, в). (Для вводных полянок по одному «письму», для всех остальных — по два «письма», потому что на этих полянках ребенок два раза отыскивает нужный домик.) На каждой полянке в домик, указанный в «письме», скрывается игрушка-зверек. Еще одна игрушка (белочка) дается в руки ребенку. Ребенок вместе с экспериментатором переходит от полянки к полянке, выслушивает инструкцию и совершает поиск.

Инструкция для вводных задач

«Перед тобой полянка, на ней дорожки, на финишах дорожек домики. В каком-то из этих домиков живет зверек. Тебе необходимо белочку отвести к нему к себе домой. Дабы она не заблудилась, необходимо наблюдать на это письмо, где написано, что идти нужно начиная от травки, по дорожке мимо елочки, а позже мимо грибка, тогда и придешь в необходимый домик». (Экспериментатор, именуя ориентиры, в один момент показывает ребенку их в «письме».)

В случае, если ребенок отыскал необходимый домик, ему показывается игрушка, находящаяся в нем, а после этого переходят ко второй вводной задаче. В случае, если ребенок совершил ошибку, экспериментатор повторяет инструкцию, получая, дабы задача была решена правильно.

При переходе ко второй вводной задаче экспериментатор показывает на новое и новую полянку «письмо» и говорит: — «А это новая полянка. Дабы отыскать тут домик со зверьком, нужно наблюдать на новое письмо. Дабы идти правильно, нужно идти от травки по дорожке прямо, а позже свернуть в эту сторону». (Экспериментатор проводит указкой по «письму».) В случае, если ребенок ошибается, экспериментатор повторяет инструкцию и получает, дабы задача была решена правильно.

После этого экспериментатор вместе с ребенком обходит все остальные столы с полянками, и на каждой полянке ребенок два раза создаёт поиск домика со зверьком. (Около каждой полянки на столе лежат два «письма».) В случае, если в этих главных задачах домик отыскан правильно, ребенку показывается игрушка, находящаяся в нем, в случае, если ребенок ошибается, экспериментатор говорит: «Давай найдем второй домик посредством другого письма» либо «Давай найдем домик на другой полянке».

Главные задачи 1—10 решаются на полянках 1—5.

192

Инструкция для главных задач

К полянке 1

Задача 1. Тут громадная полянка и домиков довольно много; попытайтесь разыскать тот домик, в котором живет зверек. Дабы верно отыскать его, нужно идти по дорожке от травки, после этого завернуть ко мне, ко мне, ко мне, ко мне. (Экспериментатор обводит указкой схему пути, данную в «письме».)

Задача 2. На данной полянке имеется еще один домик, в котором живет зверек. Дабы его отыскать, необходимо идти так, как продемонстрировано в другом «письме». (Ребенку дается новое «письмо».) Идти нужно от травки по дорожке и заворачивать так, как указано тут.

К полянке 2

Задача 3. Дабы тут отыскать домик со зверьком, нужно идти по дорожке от травки, мимо цветочка, позже мимо грибка, позже мимо березки, позже мимо елочки. Так, как продемонстрировано в «письме».

Задача 4. На данной же полянке имеется еще один домик, в котором живет зверек. Дабы отыскать новый домик со зверьком, нужно наблюдать на второе письмо. В нем продемонстрировано, что идти нужно от травки, мимо березки, мимо грибка, мимо елочки, мимо скамеечки.

К полянке 3

Задача 5. На данной полянке домик со зверьком разыскать весьма тяжело, будь внимательным, веди белочку лишь гак, как продемонстрировано в этом письме. Сперва от травки мимо березки, после этого мимо елочки, после этого мимо грибка, после этого мимо заборчика.

Задача 6. На данной же полянке имеется еще второй домик, в котором живет зверек. Вот письмо, показывающее, как его отыскать. Идти нужно сперва от травки, мимо березки, мимо колокольчиков, позже мимо колоска, позже мимо яблочка.

К полянке 4

Задача 7. А тут вторая полянка, на ней нарисованы лишь елочки и грибочки. Необходимый домик выбрать весьма тяжело. Дабы тут не заблудиться, необходимо идти так, как указано в этом письме. Идти нужно от травки по дорожке вверх, пока не дойдешь до нужного поворота и ёлочки, после этого, развернув, идти прямо до тех пор, пока не отыщешь нужный поворот и ёлочку; развернув, отыщешь необходимый домик.

Задача 8. На данной полянке имеется и второй домик со зверьком. взглянуть на второе письмо. Идти нужно от травки по дорожке прямо, пока не отыщешь нужный поворот и грибок. Тогда завернуть и идти снова до того места, где заметишь нужный поворот и грибок, развернув тут, отыщешь необходимый домик.

К полянке 5

Задача 9. Тут домиков еще больше, разыскивать нужно так, как указано в письме: от травки по дорожке прямо до нужного поворота и грибочка, после этого снова до нужного поворота и грибочка, после этого до нужного поворота и ёлочки.

193

Задача 10. На данной полянке необходимо разыскать еще один дом со зверьком. Идти нужно от травки по дорожке до нужного поворота и ёлочки, после этого снова до нужного поворота и ёлочки, после этого до нужного поворота и грибочка.

Оценка результатов

В протокол заносится номер выбранного ребенком домика (строчок 1) и количество очков, приобретаемых ребенком за любой выбор (строчок 2). Количество очков, полученное ребенком, устанавливается по шкале оценок (пояснение см. на с. 229).

После этого подсчитывается сумма очков по всем задачам. Большая оценка — 44 балла.

шкала оценок и Форма протокола прилагаются.

Нумерация домиков дана на рис. 19, а, б, в.

Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава

Рис. 13. «Материал к методикам 4 и 4а: а) вводная задача 1, б) вводная задача 2.

194

Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава
Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава

Рис. 14. Материал к заданиям 1 и 2 методик 4 и 4а: а) полянка 1, б) 1-е «письмо», в) 2-е «письмо».

195

Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава
Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава

Рис. 15. Материал к заданиям 3 и 4 методик 4 и 4а: а) полянка 2, б) 1-е «письмо», в) 2-е «письмо».

196

Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава
Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава

Рис. 16. Материал к заданиям 5 и 6 методик 4 и 4а: а) полянка 3, б) 1-е «письмо», в) 2-е «письмо».

197

Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава
Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава

Рис. 17. Материал к заданиям 7 и 8 методик 4 и 4а: а) полянка 4, б) 1-е «письмо», в) 2-е «письмо».

198

Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава
Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава

Рис. 18. Материал к заданиям 9 и 10 методик 4 и 4а: а) полянка 5, б) 1-е «письмо», в) 2-е «письмо».

199

Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава

Рис. 19а. Задачи 1—6.

Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава

Рис. 19б. Задачи 7—8.

200

Приложение 2. таблицы перевода первичных оценок в стандартные 13 глава

Рис. 19в. Задами 9—10.

Протокол к методике 4а

№ и местонахождение детского учреждения _____________________________________
Несколько
Дата проверки
Контролирующий
№ п/п Фамилия, имя ребенка Задача № Сумма Примечания

201

Сравнение двух таблиц в Excel


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: