При задержке речевого развития. 2 глава

В конце занятия (либо на втором занятии по данной теме) попросите отыскать предмет «по картине»: продемонстрируйте ребенку картину и в один момент попросите отыскать настоящий предмет. Речевая инструкция: показывая на молоток в книжке, задать вопрос «Где это?», а позже попросить ребенка — «Дай это». Более сложный вариант этого задания: попросить ребенка продемонстрировать, на какой из двух картин нарисован молоточек («Где молоточек: тук-тук?»), либо задать ему вопрос: « Что это?» В то время, когда ребенок верно показывает либо именует предмет, его хвалят («аплодисменты») и еще раз именуют предмет и воспроизводят его звучание. Как верный ответ возможно «засчитать» да и то, как ребенок на картину, выбирая взором одну «нужную» картину из двух.

При многократном повторении дети начинают сами с удовольствием произносить эти звукоподражания. Это не всегда происходит сходу, на первом занятии. Необходимо помнить: «работа» с молоточком должна быть организована конкретно как радостная игра ребенка совместно со взрослым. В случае, если ребенку возможность стучать молотком и он какое-то время поиграет один, то позже интерес к данной игрушке. «Аплодисменты», поощрительные возгласы при нахождении «молоточка» — наиболее значимое условие игры с мелким ребенком. Нужно в любой момент в игре радоваться, находя необходимый предмет, потому что именно чувства стимулируют начало фактически речевой активности ребенка. А необходимость передавать молоточек из рук в руки формирует у ребенка первичные представления об очередности исполнения любых действий, среди них и при общении: обмен возгласами, поощрительными аплодисментами и т.п.

3. У нас — гости!

Цель: фактически усвоить в игре прощания и ритуал приветствия с «гостями». Задачи:

• научить каждого ребенка здороваться «за руку» с игрушкой;

• закрепить умение применять при прощании жест «пока-пока»;

• активизировать потребление эмоциональных возгласов для выражения собственной эйфории при встрече с «гостями» и облегченного слова «пока-пока» при прощании.

Оборудование: игрушечный заяц.

Движение занятия

Занятие начинается с того, что детям говорят: «К нам пришел зайка. Ой, зайка! Давайте поздороваемся с зайкой! Забери зайку за ручку: вот так!» Продемонстрируйте ребенку, как нужно брать зайку за ручку и «здороваться» с ним. Собственные действия взрослый сопровождает возгласом «удивления-эйфории» при знакомстве с зайкой, стимулируя ребенка к его произнесению: «Ой! Зайка!»

Нужно учитывать, что в большинстве семей не принято «здороваться» с мелкими детьми «за руку». Более того, дети имели возможность по большому счету не видеть, как взрослые люди здороваются между собой за руку. Но многие дети достаточно отлично знают, что свидетельствует слово «обними», и могут соотносить его с весёлым возгласом. Рекомендуем на первом занятии применять прием соотнесения двух способов весёлого приветствия: «обнять» (зайку) и «поздороваться за ручку». В будущем дети смогут применять эти методы для приветствия другого человека, но метод «здороваться за руку» предпочтительнее для применения в общении с большинством людей.

В семьях слово «обними» в большинстве случаев употребляется в контексте «обними маму (папу)», исходя из этого нужно весьма корректно применять его на занятии с мелкими детьми, дабы они не допускали в будущем перенос этого действия на всех окружающих людей. Возможно попросить детей сперва погладить игрушку и лишь позже «обнять» (прижать к себе) и забрать ее в руки. При обучении жесту «приветствие» отлично применять мягкую игрушку, в силу того, что сама фактура материала (теплый, пушистый, мягкий) весьма притягательна для мелких детей, они с наслаждением «здороваются» с зайцем за руку.

По окончании того как зайка поздоровался с ребенком, нужно «прогуляться» с ним по квартире. В зависимости от уровня понимания речи конкретным ребенком «экскурсия» сопровождается одним из двух вариантов комментария:

1. «Тут мы дремлем. Тут мы кушаем. Тут мы играем. Тут мы моем ручки…» и т.д.

2. «Это отечественная спальня. Это отечественная помещение…» и т.д. Допустимо смешанного варианта и использование: «Эта отечественная

спальня. Тут мы дремлем», если вы желаете напомнить все узнаваемые детям слова (изучение новых слов, обозначающих место действия, на этом занятии не проводится).

По окончании таковой экскурсии возможно проводить зайку к выходу и проститься с ним. Зайка обязан «проститься» с каждым ребенком (либо участником семьи, в случае, если занятие проводится дома).

Речевая инструкция: «Зайка говорит: До свиданья, Ваня. И машет ручкой: пока-пока. И Ваня машет ручкой: пока-пока, зайка». Поочередно то машите рукой «за зайку» (перемещение лапкой «вверх-вниз»), то помогайте ребенку поднять руку и помахать зайке.

На дом всем родителям дается задание потренироваться вместе с детьми — разучить приветственные жесты.

4. Прятки: «ку-ку»

Цель: научить ребенка соотносить заглавия привычных предметов с их расположением в дешёвых ему местах, уточнить познание несложных речевых руководств, обращенных к ребенку.

Задачи:

• развитие речеслухового и зрительного внимания при поиске привычных предметов, умения замечать и удерживать в памяти, что было запрятано и где, ориентируясь — сперва на показ места, (куда нужно прятать), и предмета (что прячут), и их называние, — а после этого лишь на вопрос («Где …? Куда …?»);

• воспитание умения самостоятельно «прятать» определенный предмет в нужном месте, ориентируясь лишь на речевую инструкцию («Спрячь…»);

• познание практического значения слов-действий (прятать, отыскать, положить, поднять), предлогов (в, за, на, под: на этом занятии обучается предлог «под»);

• активизация собственной речевой активности ребенка (догова-ривание фразы совместно со взрослым: «на данный момент мы будем прятать … что?… Би-би»).

Оборудование (на первом занятии): одна подушка, пара экземпляров одной отлично привычной игрушки (к примеру, пара мелких машинок либо куколок).

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении.

Эта игра принципиально отличается от ее «взрослого» варианта, в силу того, что предмет скрывается на глазах у ребенка в этот самый момент же им «находится», причем сперва «обучается» одно место, где возможно запрятать различные предметы, после этого понемногу переходят к 2—3—4—5 местам, где возможно запрятать до пяти разных предметов. Понемногу, в течении долгого времени, ребенку сперва показывают, как предмет прячут под за на в а после этого просят его «отыскать».

На первом занятии постоянно используется лишь одно место (к примеру, подушка на ковре) и пара экземпляров одной игрушки (машинки либо куколки должны быть маленькими, приблизительно одного размера). Сперва малыша нужно многократно «учить» прятать один предмет. На протяжении игры отысканный ребенком предмет поменяйте на другой такой же предмет (к примеру, красную машинку поменяйте на светло синий машинку), и пускай ребенок прячет данный предмет. Принципиально важно, дабы на занятии ребенок все время «прятал» различные предметы, каковые возможно назвать одним словом.

Речевая инструкция: «Вот машинка: би-би. Прячем машинку. Вот ко мне, под подушку. Где машинка? Поднимаем подушку. Машинка: би-би! Вот она!» Поощряйте ребенка, в то время, когда он отыскал игрушку, — погладьте по голове, похлопайте в ладоши, сообщите: «Молодец! Умница!», тем самым стимулируя малыша продолжать игру. «А вот еще машинка. Би-би! Спрячь машинку!»

Нужно, дабы любой ребенок запрятал на занятии две-три похожих игрушки подряд. К примеру, мальчики смогут прятать машинки, а девочки — куколок: основное, дабы конкретному ребенку нравилось играться в новую игру со привычными игрушками.

Так возможно не только делать и повторять наименование нового действия («прятать»), но и в один момент закреплять у детей представления о том, что похожие игрушки именуют однообразным словом («Вот машинка. А вот еще машинка. И еще машинка»). Малыши многократно делают одно да и то же воздействие, в силу того, что им предлагается любой раз «вторая» машинка либо куколка.

После этого (для детей младше 1 года 6 мес — на следующем занятии) возможно переходить к игре в «прятки» с различными игрушками (колечки, кубики, мячики). Следить, дабы в речевых руководствах непременно употреблялся предлог «под», глаголы «отыщи, подними, спрячь» (форма повелительного наклонения).

Прятки: «ку-ку» (продолжение)

Оборудование: одна игрушка (для каждого ребенка лучше применять собственную игрушку, нужно, дабы она имела возможность «звучать») и два предмета, благодаря которым будут прятать предмет (к примеру, подушка на ковре и подушка с дивана).

Движение занятия

На втором занятии (для детей старше 1 года 6 мес. возможно проводить эту игру на 4-м занятии) одну подушку с дивана опустите на ковер, рядом с ребенком. Подушка на ковре обязана пребывать в поле зрения сидящего на полу либо стоящего ребенка. Попеременно перепрятывайте игрушку (к примеру, молоточек) то под одной, то под второй подушкой.

Речевая инструкция: «Где тук-тук? Куда запрятали тук-тук? Поднимаем подушку. Тут нет! Поднимаем другую подушку. Вот молоточек: тук-тук!»

Непременно поощряйте ребенка, в случае, если, находя игрушку, он сымитировал слова «вот, тут» либо сказал звукоподражания типа «тук-тук, би-би, ав-ав».

Понемногу на протяжении игры пара раз измените положение двух подушек так, дабы не только расстояние между ними увеличилось до 1,5—2 метров, но и изменилось их положение довольно пола: одна подушка пускай останется на полу, а вторая возвратится на собственный «место» на диване. Такое обоюдное размещение подушек будет определять для детей необходимость не только прослеживать взором на протяжении одной линии, но и переводить его вверх-вниз в поиске нужного предмета.

5. Звучащая игрушка: музыкальные шарики

Цель: научить ребенка делать целенаправленное воздействие, ориентируясь на сочетание словесной инструкции и жеста. Задачи:

• умение делать воздействие по показу (указательный жест взрослого, направленный на отверстие, куда нужно опустить мячик) и словесной инструкции;

• практическое усвоение действия «опустить» в сочетании с предлогом «в», показывающим на пространственное размещение одного предмета (мячика) довольно другого предмета (ящичка);

• познание слов (опусти, ко мне, в том направлении, так, не так, еще);

• воспитание навыков самоконтроля у ребенка за результатом собственных игровых действий с ориентацией на их оценку взрослым (так, не так, в том направлении, не в том направлении).

Оборудование: два комплекта китайских музыкальных шариков, каковые издают мелодический звук при перемещении, и древесный (либо картонный) ящик с несколькими круглыми отверстиями на верхней крышке.

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении, возможно расположиться на ковре.

Значительно чаще мелкий ребенок совершает действия с предметами, ориентируясь лишь на личные жажды. К примеру, опуская музыкальные шарики в круглые отверстия, он будет повторять это воздействие снова и снова, в силу того, что ему нравится мелодичное звучание, издаваемое при падении. Если вы желаете добиться от ребенка целенаправленных действий, к примеру опускания шарика любой раз в определенное отверстие, вы должны так организовать собственный сотрудничество с ребенком, дабы:

• игровой материал был новым для ребенка и взять его он имел возможность лишь на данном занятии, а не брать в игровой помещении в любое время;

• регламентирующая движение игры речевая инструкция, обращенная к ребенку, должна быть ему понятна и, наровне с словами и указательными жестами, содержать кроме этого слова и отрицательные жесты, останавливающие игру.

Игра начинается с того, что на глазах у детей опускаются два музыкальных шарика в различные отверстия в крышке коробки.

Речевая инструкция: «Вот мячик. Опускаем мячик. Вот ко мне, в дырочку! Наблюдай! Мячик упал — бух! А данный мячик — вот в том направлении: бух! ~ упал».

После этого один музыкальный шарик дается любому ребенку: «Опусти мячик вот ко мне! Мячик опусти в эту дырочку!» Непременно укажите на определенное отверстие. В то время, когда ребенок выполнит задание, нужно эмоционально поощрить его (похлопать: жест «аплодисменты», похвалить: «Молодец!»). Позже дайте ему еще один музыкальный шарик: «Вот еще один шарик. Опусти его в том направлении! Мячик опусти в ту дырочку!» Продемонстрируйте на второе отверстие. Ребенок может постараться опустить мячик в прошлое отверстие, что не редкость достаточно довольно часто, поскольку мелкие дети склонны скорее повторять еще раз уже выполненное воздействие, чем «переносить» его в второе место. Нужно быть к этому готовым и «закрыть» рукой старое отверстие при попытке ребенка послать мяч «не в том направлении»: «Нет, не так. Не ко мне! Опусти мячик вон в том направлении! В ту дырочку!» В большинстве случаев, дети уже достаточно отлично знают «запретительную» интонацию, и, в случае, если ее подкрепить соответствующим жестом, они легко знают, что нужно сделать В этом случае.

При таком направленном обучении ребенок не сходу, но все-таки обучится «прислушиваться» к тому, о чем вы его просите, и начнёт опускать музыкальные шарики в необходимые отверстия по просьбе взрослого. направляться подчернуть, что не нужно опасаться затевать эту игру с любым ребенком группы, даже если он, по вашему точке зрения, «отстает» от вторых детей в понимании обращенной к нему речи. Занимательный игровой материал в сочетании с жаждой ребенка взять его наряду с другими детьми окажет помощь организовать обучающее занятие с самым «непонятливым» малышом.

На протяжении занятия нужно кроме этого намерено стимулировать детей к тому, дабы они самостоятельно обнаружили шарики, выкатыва-

ющиеся в различные стороны из древесного коробки при его переворачивании, и отдавали их взрослому.

Речевая инструкция: «Где мячик? Дай мне мячик!»

6. Мелкие ассистенты (итоговое занятие)

Цель: повторить пройденный материал и выяснить, как усвоены каждым ребенком навыки, нужные для стимулирования понимания и развития речи активной речи.

Задачи:

• воспитание слухового и зрительного внимания, устойчивых навыков наблюдения за движущимися предметами и нахождения взором неподвижных предметов, прислушивания к неречевым звукам, издаваемым этими предметами;

• развитие понимания речи при практическом ознакомлении со методами действий с словами и предметами, обозначающими эти действия (катать, стучать, прятать, искать и т.д.), и именующими сами предметы (к примеру, молоток: тук-тук), их показатели (громадной, мелкий, мой, твой), расположение в пространстве (вверх, вниз, ко мне, в том направлении, тут, в том месте, предлоги «в», «под»);

• развитие речеслуховой зрительного внимания и памяти при поиске привычных предметов, умения замечать и удерживать в памяти, что было запрятано и где, познание вопросительных слов (где, куда?), указательных слов (вот, это);

• воспитание умения самостоятельно «прятать» определенный предмет в нужном месте, ориентируясь лишь на речевую инструкцию («Спрячь…»);

• формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картине, заглавием, звукоподражанием;

• стимулирование речевой активности ребенка в игровой обстановке (среди них и методом совместного говорения слов (ребенком вместе с взрослым), ответов одним словом на простые вопросы и т.д.);

• умение делать воздействие по показу, по словесной инструкции в сочетании с указательным жестом, и лишь по словесной инструкции;

• воспитание у ребенка контроля за результатом собственных игровых действий с ориентацией на их оценку взрослым (так, не так, в том направлении, не в том направлении, отрицательная частица «не», слово «нет»);

• умение самостоятельно ходить в течение долгого времени, присаживаться и подниматься, произвольно поменять направление перемещения;

• развитие правильных и целенаправленных перемещений обеими руками.

Оборудование: пара экземпляров игрушечных инструментов: молоточки, кое-какие из них отличаются друг от друга размерами (к примеру, мелкий и громадный молоточки, быстро контрастные по размеру, приблизительно в пропорции 1:3), две подушки, два музыкальных шарика, два-три мелких мячика, столик, стульчики.

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении, на столе лежит брусочек с гвоздиками, рядом одна подушка, вторая подушка — на ковре, на расстоянии от стола приблизительно 1,5—2 метра.

Приглашаем в помещение двух детей и просим каждого запрятать под подушку по одному инструменту.

Речевые руководства:

1. «Саша, вот молоток. Молоток спрячь под подушку. Вот ко мне (указательный жест на подушку, лежащую на ковре)».

2. «Катя, вот мячик. Мячик спрячь под подушку. Вон в том месте (указательный жест на подушку, лежащую на столе)».

3. «Катя! Шарик спрячь в карманчик!» (Эта речевая инструкция не предъявлялась на прошлых занятиях, но, в большинстве случаев, она отлично понимается детьми, поскольку связана с действием, которое они делают в бытовых обстановках достаточно довольно часто.) Такое же задание дается и второму ребенку.

В то время, когда предметы запрятаны, в помещение приглашается третий ребенок, в большинстве случаев лучше всех осознающий речевую инструкцию либо уже начавший сказать. (В случае, если игра проводится с одним ребенком, то именно он и обязан «прятать» предметы. Взрослый оказывает помощь ему «запрятать» игрушки, а позже и «отыскать» то, что необходимо по ходу игры.)

Речевые руководства:

1. «Ваня! Иди к столу. Взгляни. Видишь гвоздик? на данный момент мы будем его забивать. А где молоток?»

2. «Саша, где молоток? (обращаемся с вопросом к ребенку, запрятавшему молоток). Вот молоток! Саша, дай Ване молоток».

3. «Ваня, забери молоток. Забей гвоздик».

4. «Тук-тук! (Обращение ко всем детям с целью привести к звукоподражанию на протяжении забивания гвоздика.) Саша, забей гвоздик. Как Саша делает? Саша делает тук-тук. Катя, забей гвоздик. Как Катя делает? Катя делает тук-тук… А сейчас еще раз Ваня забьет гвоздик. Ваня делает тук-тук».

Особенное внимание в данной игре уделяется:

• умению соотносить настоящий его изображение и предмет на картине,

•называнию предмета словом и соответствующим ему звукоподражанием,

• пониманию детьми слов-действий.

К примеру, второй предмет (мячик) возможно сперва не именовать, а, продемонстрировав одному ребенку его изображение, задать вопрос: «Где это (лежит)? Продемонстрируй (либо: «Отыщи»). Дай мне это».

Игра обязана проводиться весьма динамично, направляться всегда «менять роли» участников (кто прячет, а кто ищет), поменять предметы, каковые прячут, и места, в каковые прячут. В случае, если в игре участвуют дети с хорошим уровнем понимания обращенной к ним речи, целесообразно применять инструкции, регулирующие выбор громадных и мелких предметов: «Вот молоточек. Он мелкий. А где громадный молоточек?» В полной мере возможно предметы под подушками (мячик положить под подушку на столе, а молоточек — на их место, под подушку на полу), и это уже будет «вторая игра». Детей увлекает сам процесс «поиска». направляться всегда менять задания и варьировать реплики, обращенные к детям. В частности, нужно непременно применять:

• «неправильные вопросы»; к примеру, задавать вопросы, показывая на мячик: «Это молоточек? Этим возможно забить гвоздик? Сделаем тук-тук? Послушай, это тук-тук (пара раз ударяем мячиком по столу и ловим его с отскока)? Да?» Нужно целенаправленно получать от детей потребления слова «нет», любого отрицательного жеста руками либо отрицательного перемещения головой;

• указательные слова «в том месте, вот, тут, в том направлении» и другие в сочетании с указательным жестом, и поощрять детей к их применению в игре;

• «незаконченные» фразы, каковые ребенок может закончить, сказав вместе с вами необходимое звукоподражание.

Итоги этого занятия нужно подводить лично для каждого ребенка, оценивая у него:

1) состояние слухового и зрительного внимания по уровням;

2) состояние неспециализированной моторной ловкости, точность перемещений, делаемых руками по уровням;

3) наличие жестово-мимических средств общения по уровням;

4) независимую речевую продукцию, сопровождающую исполнение действий.

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, большой» уровень, два последних — как «отсутствуют, весьма редкие проявления, употребляются».

В случае, если ребенок не хорошо справляется со всеми заданиями итогового занятия, с ним нужно непременно повторить все пять прошлых заданий дома и закрепить их лично.

По окончании проведения итогового занятия любой ребенок, в большинстве случаев, уже отлично усваивает слово «запрятали», но в его сознании оно ассоциируется в первую очередь с напольной подушкой, где он и начинает «искать» любой предмет. Такое поведение ребенка есть адекватным для мелкого ребенка, поскольку новое слово («прятать») привязано у него к одной конкретной ситуации, предмету. Кроме того дети более старшего возраста, играясь в «Ку-ку», прячут игрушку либо скрываются сами в любой момент в одном и том же месте. Требуются предстоящие обучающие занятия, дабы ребенок сообразил, что «прятать» — это не место, а воздействие («делать невидимым»). Но проведение таких занятий с неговорящими детьми целесообразно, в силу того, что, именуя невидимый предмет и прося ребенка его «отыскать», мы в один момент тренируем и речеслуховую память ребенка, и его умение отлично ориентироваться в окружающей обстановке, которые связаны с умением запоминать места и название предмета, где он на данный момент находится.

Для закрепления в домашней обстановке игры «Прятки» направляться активнее применять кое-какие бытовые обстановки. К примеру, мама будит малыша и одевает его. Они совместно прячут один носочек в любое место по выбору и кличут бабушку, дабы она «отыскала пропажу». Бабушка, со своей стороны, требует ребенка о помощи («Где носочек?»), и кроха обязан ей совершенно верно продемонстрировать место, где запрятан носочек. В случае, если проводить такую игру один-два раза ежедневно, то это не потребует никаких дополнительных затрат времени, а кроха замечательно выучит кое-какие «укромные места», и заглавия предметов одежды, что расширит его пассивный словарный запас и создаст объективные предпосылки для появления некоторых новьгх слов в активном лексиконе.

7. Домашняя птица: курочка

Цель: организовать у ребенка умение соотносить собственные действия с несложной (складывающейся из одного задания) речевой инструкцией, не подкрепленной жестом либо вторыми запасными средствами.

Задачи:

• познакомить детей с новой игрушкой: механической курочкой;

• организовать у детей представление о том, как двигается курочка, в то время, когда она клюет зернышки («курочка кушает»);

• научить делать в игре с одним предметом разнообразные действия по речевой инструкции, содержащей «задание» в одно воздействие («Поставь курочку. Помоги курочке, курочка упала. Покорми курочку»);

• развивать правильные перемещения руками, фактически овладеть умением собирать пальчики в щепотку: умение поставить курочку на ноги, «кормить» зернышками и т.п.;

• стимулирование собственной речевой активности ребенка, умения «кликать» курочку («цып-цып»).

Оборудование: механическая заводная игрушка «курочка», стол, стульчики, блюдце для «корма» (каждая сухая крупа либо хлебные крошки).

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении.

«Познакомьте» детей с птичкой: курочкой. Эта механическая игрушка достаточно неустойчива. Продемонстрируйте детям, как она «прыгает», а позже «случайно» опрокиньте ее на бок (курочка прекращает стрекотать и клевать, в силу того, что в этом положении ее механизм не работает). Много раз повторяя это воздействие, показываем ребенку, как ее нужно ставить на ноги.

Речевая инструкция: «Это курочка. Курочка стоит. на данный момент я завожу курочку. Она прыгает. Вот так. Курочка упала (положить курочку на бок, дабы она прекратила «прыгать»). Я помогаю курочке (поставьте курочку на ноги). Курочка снова прыгает».

Большая часть муниципальных детей еще ни при каких обстоятельствах не видели живую курочку, конкретно исходя из этого знакомство начинается с механической игрушки: ее перемещения напоминают характерные «подпрыгивания» живой курочки. Потом продемонстрируйте детям, как курочка «клюет» (зернышки либо крошки).

Речевая инструкция: «Это корм. Я беру крошки (заберите самую малость корма в щепотку). Я кормлю курочку (сыпьте корм на стол, перед клювом «прыгающей» курочки). Курочка клюет. Она ест крошки». Нужно следить, дабы каждое ваше воздействие «оречевлялось», т.е. проговаривалось, что вы делаете сейчас.

В то время, когда «знакомство» с курочкой произошло, возможно переходить к разучиванию всех показанных действий с детьми. Любой ребенок обязан непременно выполнить одно простое воздействие с курочкой самостоятельно, опираясь лишь на речевую инструкцию.

Речевые руководства:

1. «Ваня, дай мне курочку».

2. «… дай мне ключик».

3. «… заведи курочку (ключиком)».

4. «… поставь курочку (на стол)».

5. (Курочка упала.) «… подними курочку».

6. «… забери корм из блюдечка».

7. «… положи корм … на ладошку».

8. «… забери корм с ладошки». 9.«… покорми курочку».

Действия различаются между собой по сложности, и соответственно речевые руководства должны быть обращены к различным детям с учетом их настоящих умений (один ребенок может легко «заводить» курочку, в силу того, что у него подобным ключиком заводится машинка, а второй с этим заданием без предварительного обучения не справится). Но фактически речевая инструкция должна быть понятна каждому ребенку!

Задание требует закрепления в течение нескольких суток.

8. Прятки: «ку-ку» (второй вариант)

Цель: научить детей делать несложную речевую инструкцию, говорящую о изменении положения предмета в пространстве. Задачи:

• развивать речеслуховую память детей, зрительное и слуховое внимание при поиске привычных предметов;

• овладеть умением прятать предметы в окружающем пространстве, в первую очередь довольно себя, а после этого и довольно одного другого предмета (предлоги «под», «на», «в», «за»), ориентируясь сперва на показ, сопровождаемый соответствующим жестом взрослого, и речевую инструкцию, а позже лишь на речевую инструкцию;

• стимулировать потребление указательных слов в ответ на обращенный вопрос.

Оборудование: две игрушечные коляски, две подушки (на полу и на диване), игрушки маленького размера (кубики, мячики, музыкальные шарики, машинки, куколки и др.), стол, стульчики.

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении, закрепление материала занятия может проводиться на прогулке.

Данное занятие есть продолжением прошлых занятий по данной теме (№ 4, 1 и 2 части). Дети уже знают, что запрятанный предмет невидим для других людей, но до тех пор пока детей учили прятать игрушки лишь в одном месте («под подушкой»), и соответственно в речевой инструкции, обращенной к детям, употреблялся лишь один предлог: «под». Предлог «в» фактически усваивается всеми детьми раннего возраста в ситуации «довольно себя» при опускании в карман платка, конфетки, игрушки. В будущем при исполнении подобного действия в ситуации «изменение положения одного предмета довольно другого предмета» (к примеру, мячик опускается в отверстие древесного коробки) ребенком усваивается глагол «опусти», что «подразумевает» предлог «в». Исходя из этого значение самого предлога «в» не актуализировано в сознании ребенка. Нужно целенаправленно вырабатывать у него познание значения этого предлога при исполнении практических действий.

Перед тем как переходить к обучению детей прятать предметы в другие места, нужно узнать, все ли дети могут прятать предметы довольно себя и знают значение предлогов «в», «за», «на».

Пригласите детей сесть за столик и предложите каждому ребенку последовательно выполнить пара действий. Каждое воздействие ребенка предваряется соответствующей речевой инструкцией: «Садись. Забери куколку. Положи куколку на колени. Убери куколку в карманчик. Спрячь куколку за спинку».

Речевая инструкция содержит не только слово «спрячь», но и другие глаголы (положи, убери), в силу того, что в этом случае отечественная цель — узнать, обращались ли к детям раньше с этими просьбами, и для этого лучше применять самые популярные варианты реплик.

В случае, если кто-то из детей не справился с любым из заданий, к примеру не сумел запрятать куколку «за спинку», пара раз помогите ребенку выполнить это воздействие: собственной рукой направляйте руку ребенка в необходимое место.

В то время, когда все дети удачно выполнят это задание, возможно переходить к следующему этапу занятия: поиску предметов, запрятанных в помещении, по речевой инструкции, содержащей один из предлогов (в, за, на, под). С каждым ребенком раздельно нужно сперва учить «прятать» игрушки «в коляски» и «под подушки», тренируя умение запоминать места, в каковые скрывались игрушки, и показывать их вошедшему в помещение взрослому. Посредством взрослого ребенок прячет две каждые игрушки, а после этого он обязан продемонстрировать эти места второму взрослому либо ребенку.

Речевая инструкция: «Где …? Куда … запрятали?»

Рекомендуем сперва применять музыкальные шарики либо другие звучащие предметы, в силу того, что их «голоса» смогут при необходимости «напомнить» крохе, куда он запрятал нужную игрушку, а звучание приводит к дополнительной радости у ребенка при «нахождении» данной игрушки.

После этого возможно прятать игрушки «на стол», «на стул», «на полку», «за коляску», «за шкафчик». Отлично дополнительно к предлогам применять сопровождающие речевую инструкцию жесты.

Жест «на» — ладонь опускается на предмет, на котором будет запрятана игрушка.

Жест «за» — развёрнутая ребром ладонь поворачивается в сторону предмета, за что будут прятать игрушку, и движется в нужном направлении.

Необходимо помнить, что зрительное внимание детей еще весьма рассеяно, исходя из этого «запрятать», «сделать невидимым» для него привычный предмет возможно, расположив эту игрушку в любом месте помещения.

Причины задержки речевого развития у детей. Остеопатия при задержке речевого развития


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: