При задержке речевого развития. 5 глава

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении.

Пригласите детей к столу с продуктами. Сообщите детям, что сейчас они ожидают гостей, еда для них — для гостей.

После этого все уходят «с кухни» и подходят к торжественному столу. До тех пор пока на нем лишь прекрасная скатерть (либо салфетка). Все усаживаются около этого стола. Продемонстрируйте всем детям картину с изображением одной игрушки, а после этого обратитесь к любому ребенку.

Речевая инструкция: «Света, это мяу-мяу либо гав-гав? Отечественный гость говорит мяу-мяу либо гав-гав? Ты определила, кто к нам сейчас придет? Это кошечка либо собака? Верно: она говорит мяу-мяу. Это мяу-мяу — кошечка. Света, принеси миску для киски и выбери для нее еду». (Все миски и продукты находятся в соседнем помещении, «на кухне».)

В то время, когда ребенок «выбрал еду», он идет встречать собственного «гостя». («Гости» ожидают собственной очереди на лавочке в коридоре.) «Света, взглянуть в коридоре. Думается, твой гость уже пришел. Сходи за ним и приведи его к нам за стол». «Дети, давайте поздороваемся с котиком за лапку и погладим его».

В случае, если еда была выбрана ребенком неправильно, котик отказывается имеется. Тогда за едой нужно послать другого ребенка.

Пакет молока открывают посредством ножниц. «Давайте откроем пакет. Как мы его разрежем? (Продемонстрируйте детям жест из занятия по теме «Инструменты»: отведение-приведение громадного пальца.) Чик-чик! Ваня, повтори!» (Ребенок повторяет либо жест, либо звукоподражание, либо облегченное слово.) Заберите ножницы (они должны пребывать на занятии в недоступном для детей месте) и откройте упаковку молока.

Подобно следующий ребенок сперва угадывает «голос» собственного гостя, разглядывая картину с его изображением, а позже идет «на кухню» за едой для него. Обращайтесь к каждому ребенку со стандартными фразами, непременно содержащими вопрос, заданный в другой форме, либо инструкцию в два действия «принеси миску и выбери еду, сходи за гостем и посади его за стол». Неточности, сделанные детьми при выборе еды для «гостей», исправляет сам «гость»: он энергично мотает головой, а остальные дети «оказывают помощь» ему звучно сообщить: «Нет».

В случае, если дети допускают другие неточности, к примеру путают «голоса», их исправляют другие дети по просьбе взрослого.

В то время, когда все гости рассажены по местам, попросите одного ребенка продемонстрировать всех птичек (Животных на этом занятии мы не просим показывать, ограничиваясь пониманием детьми того, что они «не птицы».направляться1])

Вопрос формулируется так: «Ваня, где тут птички? Продемонстрируй мне каждую птичку за столом».

После этого задайте пара уточняющих вопросов:

«Оля, продемонстрируй мне клювик у каждой птички!»

«Света, продемонстрируй мне крылышки у каждой птички!»

«Вова, продемонстрируй мне хвостики с перышками у каждой птички!»

Последний вопрос задается в том случае, если игрушечные птички сделаны достаточно натурально.

После этого продемонстрируйте детям, как птички машут собственными крыльями (перемещения обеими руками вверх-вниз), и повторите это перемещение с каждым ребенком попеременно, в один момент имитируя вместе с ним «голос» конкретной птицы: «Курочка машет крыльями: ко-ко-ко!»

После этого гости остаются за торжественным столом, а все дети переходят на соседний стол. На нем разложите перед детьми картины с изображениями птиц и животных, а наоборот — картины с нарисованной на них «едой». Дети повторяют собственные настоящие действия, выполненные на занятии, сейчас по картинам. «Света, ты кормила киску. Как она требует еду? («Мяу-мяу».) Верно. Выбери для киски еду на этих картинах. Верно: киска выпивает молоко». Нужно повторить слово вместе с ребенком либо попросить его сказать это слово за взрослым, хотя бы в облегченной форме («ко», «мо»).

После этого гости «уходят», любой гость прощается за руку с каждым ребенком, а собственному «кормильцу» еще и низко кланяется.

27. Помогаем маме: чьи это вещи

Цель: научить детей использовать притяжательные прилагательные («мамина», «папина») и притяжательное местоимение («мой») в сочетании с существительными, именующими предметы одежды, обувь, другие индивидуальные вещи людей.

Задачи:

• закрепить первичные (бытовые) представления детей об отношениях между объектом обладания и субъектом на примере отдельных обуви и предметов одежды (мамины тапочки, папина кепка и т.п.);

• закрепить в активном словаре детей слова-определения, которые связаны с качественными отличиями между предметами (громадной — мелкий);

• активизировать в их лексическом запасе слова по темам: «одежда, обувь, семья, бытовые предметы»;

• научить детей отвечать на другой вопрос и применять жесты и отрицательные слова в ситуации общения;

• научить завершать фразу взрослого нужным по смыслу словом (либо повторять «ответственное» слово, уже названное взрослым).

Оборудование: кое-какие индивидуальные вещи своих родителей (тапочки, перчатки, шарфы, шапки, очки, расческа, газета, губная помада и т.п.), любимая игрушка из дома для каждого ребенка и его индивидуальные вещи, коробка для этих вещей.

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении.

Сообщите детям, что сейчас любой из них будет «помогать» собственной маме:

«Света! Твоя мама ушла на работу. А мы ей поможем по дому: отыщем вещи из вашего дома в данной коробке. Сообщишь: Вот!, в то время, когда заметишь что-то собственный, мамино либо папино».

_ Предварительно вещи намерено отбираются и складываются в коробку. В зависимости от возраста детей изменяется состав и количество сложенных вещей. Для ребенка в возрасте от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. таких предметов возможно два—четыре, ближе к двум годам возможно класть в коробку до шести предметов для одного ребенка, по окончании двух лет словарный запас детей существенно возрастает, и это разрешает складывать в корзину довольно много предметов.

Возможно складывать в коробку вещи сходу нескольких детей, но лучше это делать не в равном соотношении (больше всего вещей должны принадлежать участникам семьи ребенка, что взял это задание). самый простой и дешёвый «комплект» для этого занятия, в большинстве случаев, содержит ограниченный комплект парных одноименных вещей (детские, папины и перчатки и мамины тапочки), в который добавлены «лишние» вещи: к примеру, чужой ботинок, шарф, шапка.

Нужно весьма пристально подойти к выбору предметов для данной игры, пристально изучить перечень слов, осознаваемых и употребляемых каждым ребенком, в силу того, что «неточности» детей смогут быть связаны с неправильным подбором вещей. К примеру, в случае, если в пассивном, а тем более в активном словарном запасе ребенка содержится слово «ключи», а вы положите в коробку связку чужих ключей как «лишний» предмет, то ребенок, вероятнее, определит в них конкретно «собственные» ключи и скажет слово «Вот!». Он знает данный предмет, его назначение у себя дома, а количество и форма ключей на связке для него еще не так серьёзны.

Отобранная ребенком из коробки обувь и одежда выкладываются перед ним на столе, а после этого делится на две группы: громадные и мелкие. Для этого ребенку задается вопрос в другой форме: «Это громадное либо мелкое? Тапочек громадной либо мелкий? Шапка громадная либо маленькая?»

В случае, если ребенок ошибается и, к примеру, именует любую родительскую вещь «маленькой», то переспросите его еще раз с ясной интонацией: «Маленькая? Эта маленькая? Поразмысли?!», а позже еще раз повторите другой вопрос.

В то время, когда все вещи разложены, то «громадные» вещи кроме этого при помощи другого вопроса «делятся» на «мамины» и «папины»: «Тапочки мамины либо папины?» В качестве верного ответа принимается потребление ребенком «облегченного слова» типа «мами», «папи».

Подводя итог ребенку показывается мамина губная помада и спрашивается: «Это папино?» Нужно взять отрицательный ответ в виде слова «нет» в сопровождении соответствующего жеста головой либо рукой.

В то время, когда любой ребенок так разложит «собственный» комплект одежды из коробки, то на столе останутся лишь детские вещи. Возможно попытаться «поделить» их между детьми при помощи вопроса: «Чье это?» Но нужно не забывать, что притяжательное местоимение «мое, мой» у многих детей появляется лишь к двум годам. Исходя из этого для детей младшего возраста в полной мере возможно в качестве верного ответа принимать жест («ребенок показывает рукой на себя, прижимая ладонь к груди» — этому жесту детей нужно предварительно научить).

В конце занятия рекомендуется еще раз «закрепить» слова «мамина», «папина» при совместном говорении вместе с ребенком фраз типа: «Это тапочки … папины». Более отлично говорящие дети притяжательное прилагательное в конце фразы смогут произносить самостоятельно.

28. вода и Снег. Откуда берутся сосульки?

Цель: научить детей использовать качественные прилагательные («холодный», «тёплый», «белый») в сочетании с существительными, именующими явления и предметы окружающего мира (вода, пламя, снег, лед, сосулька).

Задачи:

• закрепить первичные (бытовые) представления детей о качественной характеристике огня, снега, воды;

• осознавать слова-определения, которые связаны с качественными отличиями между предметами (холодный — тёплый, нечистый — чистый, мокрый — сухой);

• активизировать в их лексическом запасе слова по теме: «Вода, Пламя, Зима»;

• научить детей отвечать на другой вопрос и применять жесты и отрицательные слова в ситуации общения;

• научить завершать фразу взрослого нужным по смыслу словом (либо повторять «ответственное» слово, уже названное взрослым).

Оборудование: свечка, чашка, блюдце, чайная ложка, снеге улицы, совок, ведерко, стол, стульчики. Движение занятия

Занятие проводится на прогулке и в игровой помещении. Попросите детей на прогулке наполнить ведерко снегом. По окончании прогулки это ведерко (в случае, если занятие проводится не сразу после прогулки, то в ведерке возможно уже второй снег, принципиально важно просто привлечь интерес детей к тому, что с улицы в помещение был принесен снег) ставится на стол. Дети приглашаются к столу.

Речевая инструкция: «Вот снег. Мы принесли его с улицы. На улице холодно. И снег также холодный. Я трогаю снег: пальцам холодно. Пальчики замерзли». (Сделайте жест «растирание обеих рук», показывая, как вам холодно.)

«Я дую на руки (жест «фею руки»). Ваня, подуй также на собственные руки. А сейчас Света подует.

Я дую на собственные руки. Отлично! Сейчас Ваня дует на собственные руки. Ваня, ручкам холодно либо нет? Сейчас Света дует на собственные руки. Света, ручкам холодно либо нет?»

«А сейчас Ваня потрогает снег в ведерке. Ваня, а сейчас ручкам холодно либо нет?» (Это сверхсложный вопрос для ребенка. В случае, если кроха вас «не осознаёт» и дает ответ «нет», как и на прошлый вопрос, то нужно привлечь его внимание к тому, как мерзнут руки, в случае, если трогаешь снег. Пара раз потрогайте снег в ведерке на глазах у ребенка и эмоционально скажите: «Ой! Холодно! Как холодно! Моим рукам холодно!» Ребенок скорее осознает эмоционально окрашенную обстановку и сможет адекватно прореагировать на повторно заданный ему по окончании касания снега рукой вопрос: «Ваня, ручкам холодно либо нет?»)

Потом зачерпните совком мало снега из ведерка в блюдце. Это воздействие может начать делать взрослый, а позже он передает совок ребенку. В то время, когда снег лежит в блюдце, оно ставится на тёмный (чёрный) лист бумаги. Детям задается вопрос: «Снег белый либо нет?» Возможно оказать помощь им и ответить на данный вопрос совместно, хором.

Сочетание «белый снег» часто у мелких детей выступает в собственного рода цельной номинации явления, тем более что семантика цветовых прилагательных в возрасте до двух лет ребенку еще не может быть дешёвой (С.Н. Цейтлин).

Потом зажгите свечку и повторяйте вместе с детьми слово «Горячо!», как обрисовано в занятии № 13 «Пламя: погаси свечку». После этого к огню подносится на чайной ложке мало снега. Снег тает на глазах у детей и преобразовывается в воду. Вода с ложки переливается в чашку. Чайная ложка со снегом подносится к огню пара раз, и понемногу в чашке скапливается мало воды. Помешивайте воду в чашке, переливайте ее со словами: «Вода: буль-буль» (занятие № 10), стимулируя детей к совместному повторению этих слов.

Подводя итог каждого ребенка попросите самостоятельно продемонстрировать, где снег (в ведерке), где вода (в чашке). После этого вместе с взрослым ребенок повторяет: «В ведерке — снег. В чашке — вода». А позже заканчивает эту же фразу за взрослым: «(В ведерке)… снег.

Подобно отрабатываются фразы: «Снег — холодный. А вода — нет».

В зависимости от личного речевого развития ребенка на занятии с ним возможно кроме этого применять слова «мокрый» — «сухой» (к примеру, возможно поболтать о платке, на что попал снег), «чистый — нечистый» (о водопроводной воде- либо появившейся из растаявшего снега).

В конце занятия чашка с водой убирается в холодильник. В то время, когда вода замерзнет, образуется лед. Возможно будет чашку со льдом вынести на следующую прогулку и сравнить замерзшую в холодильнике воду с сосульками на улице.

По окончании занятия все дети идут в ванную мыть руки: на протяжении этого действия широко применяются слова «тёплая» и «холодная» (о воде). «на данный момент руки моет Ваня. Ваня, вода тёплая либо холодная? А сейчас какая вода? Вода тёплая?» В случае, если ребенок затрудняется с ответом, сами «попытайтесь» воду руками и эмоционально «отреагируйте»: «Ой! Как горячо! Вода тёплая!», либо, напротив: «Ой! Как холодно! Вода холодная!» В большинстве случаев, ребенок принимает такую «подсказку» и отвечает на повторно заданный вопрос.

29. Фрукты: апельсин и яблоко

Цель: активизировать в словаре детей слова, обрисовывающие качественные показатели отдельных предметов (круглый, сладкий, вкусный).

Задачи:

• научить детей по словесной инструкции соотносить цвета предметов между собой для ответа практических задач;

• повторить лексику по теме «Продукты питания: фрукты», «Инструменты»;

• научить завершать фразу взрослого нужным по смыслу словом (либо повторять «серьёзное» слово, уже названное взрослым);

• научить детей отвечать на другой вопрос и применять жесты и отрицательные слова в ситуации общения;

• обучать детей исполнению речевых руководств, которые связаны с перемещением в второе помещение в доме;

• закрепить умение ребенка делать простые перемещения синхронно, обеими руками.

Оборудование: красное яблоко, апельсин, мелкие пакетики с апельсиновым и яблочным соком (200 мл), обклеенные снаружи белой бумагой, мячик, по размеру близкий к этим фруктам, чашки, нож, тарелка, блюдце, бумажные трафареты в виде двух половинок круга, раскрашенные в красный (2—4 шт.) и оранжевый (2—4 шт.) цвет.

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении.

Приглашайте детей к столу, на котором на тарелке лежат два предмета: одно яблоко и один апельсин. (Более сложный вариант начала этого занятия: детей возможно сперва попросить принести эти два фрукта со стола в кухне.)

В большинстве случаев, заглавия этих фруктов входят в деятельный словарный запас детей одними из первых, но произношение этих слов еще очень сильно искажено: «песин», «сина», «абика», «акя» либо другие варианты звучания. Заберите в руку один из фруктов (к примеру, апельсин) и, обращаясь к ребенку, спросите: «Это апельсин?» По окончании положительного ответа данного ребенка, не меняя предмет в руке, с той же интонацией спросите у другого ребенка: «Это яблоко?» В случае, если данный ребенок «ошибается» и отвечает, как и его Товарищ, то сообщите ему: «Поразмысли!» — и данный же вопрос задайте либо третьему ребенку (в случае, если за столом трое детей), либо первому ребенку (в случае, если занимаются двое детей).

(В случае, если занимается один мелкий ребенок, то взрослому нужно поменять предмет в руке, но задать ребенку тот же вопрос.)

В то время, когда все дети верно ответят на Ваш вопрос, заберите в одну руку апельсин, а в другую — яблоко и спросите у ребенка: «Продемонстрируй мне, где яблоко». После этого поменяйте фрукты в руках местами и спросите у другого ребенка: «Продемонстрируй мне, где апельсин?»

Последний вариант этого задания: продемонстрируйте ребенку два фрукта в один момент, после этого «запрячьте» их за спиной, позже дотянитесь из-за поясницы один фрукт, к примеру яблоко, и спросите: «Что это?»

Не обязательно задавать одному ребенку на занятии все три варианта вопросов! В зависимости от речевого развития детей возможно выбрать один вопрос, самый подходящий по трудности для конкретных детей, но в любом случае все вопросы должны задаваться весьма динамично, дабы внимание детей все время было приковано к рукам взрослого, в которых фрукты «меняют» собственные «места».

После этого возвратите оба фрукта на тарелку, положите сверху на них собственные руки и продемонстрируйте детям, как фрукты «катаются» по поверхности тарелки: «Посмотрите, яблочко катится, как мячик. Мячик круглый, и яблочко — круглое. И апельсин катится, как мячик. Мячик круглый и апельсин круглый». (Возможно сейчас дотянуться мячик и положить его рядом с тарелочкой для сравнения.)

После этого каждому ребенку попеременно предлагается покатать мячик. В случае, если ребенок растерялся, возможно руки взрослого положить сверху рук ребенка и так «совместно» покатать яблочко одной рукой, а апельсин — второй.

После этого разрежьте яблоко пополам и пара раз на глазах у детей соедините и разъедините обе половинки. По окончании того как любой ребенок попытается соединить один из фруктов, возможно переходить к работе с бумажным трафаретом.

Задание «Собери яблочко», выполняется каждым ребенком лично. Для самых мелких возможно намерено подготовить особый трафарет в виде круга, куда нужно не составит большого труда вкладывать две половинки. Одни дети смогут две половинки одного цвета, детям, каковые лучше подготовлены, возможно предложить на выбор две различные половинки, из которых нужно будет выбрать лишь одну, нужную по цвету (не требуя использовать заглавия цвета).

В случае, если кто-то из детей по большому счету в первый раз делает задание на соотнесение по цвету, то он обязан взять целые, а не разрезанные фигурки, из которых нужно будет выбрать одну, такую же, как у него в руках.

Нужно так организовать деятельность детей, дабы они не молчали! Для любого варианта исполнения этого задания серьёзным моментом есть необходимость для ребенка обратиться к взрослому прося «Дай мне это!» (либо «Дай мне яблоко!») при подборе нужной по цвету фигурки.

После этого взрослый обращается к детям: «Ваня, сходи на кухню и принеси со стола пакетики с соком. (Вариант: «Сходи в коридор и принеси мою сумку».) Света, дотянись с полки чашки и поставь их на отечественный стол».

В то время, когда пакеты с соком принесены и чашки поставлены на стол, дети снова усаживаются около стола. Продемонстрируйте детям жест «ножницы» рукой и спросите: «Чем я могу разрезать пакетик с соком? Я режу пакетик …» Дети «оказывают помощь» взрослому отыскать в памяти необходимое слово либо повторяют это слово за ним.

(Внимание! В случае, если в группе имеется ребенок, что еще не начал сказать это слово, он может продемонстрировать необходимый «жест», но нужно стремиться к тому, дабы он прореагировал еще и любым возгласом. Это крайне важно для активизации его речевой деятельности.)

В конце задания дети угадывают, какой сок в стакане по цвету, а позже смогут и попытаться сок (принеся собственные индивидуальные чашки). Закрепляются слова «вкусно», «сладко» и словосочетания «вкусный сок», «сладкий сок» в любом дешёвом для произношения детей «облегченном» варианте звучания.

30. Соберемся под елочкой (итоговое занятие)

Цель: закрепить умение детей применять в независимой речи кое-какие самый распространенные качественные прилагательные (в виде «облегченных» слов).

Задачи:

• научить соотносить значение прилагательных с характерными показателями отдельных явлений и предметов окружающей действительности;

• научить делать речевую инструкцию, содержащую указание на пространственные отношения между предметами;

• научить осознавать другой вопрос и по аналогии заданный вместе с ним вопрос со словом «Какая? Какой?».

Оборудование: елка, игрушки, изображающие птиц и животных, комплект продуктов для их кормления (см. занятие № 26), открытки либо картины с изображением этих птиц и животных, фотографии детей, упаковочная бумага для подарков, апельсины, яблоки, торжественно сервированный стол, стулья.

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении, в которой установлена новогодняя елка. Под елкой и на елке в произвольном порядке расположены подарки. Все подарки завернуты в непрозрачную подарочную бумагу и «подписаны»: к ним прикреплены соответствующие фотографии либо картины.

Любой ребенок снимает с елки два подарка: один — для себя, второй — для собственной игрушки. Сперва дети оказывают помощь отыскать «презент» собственной игрушке.

Речевая инструкция: «Игрушки желают взять собственные подарки. Но они не могут сказать с елкой и не смогут определить, где их подарки. Ваня, попроси у елочки презент для зайки. («Дай зайке презент».)

А какой презент зайка желает: громадной либо мелкий? («Большой».) Презент у зайки вкусный либо нет? («Вкусный».) Взгляни под елкой: в том месте имеется презент для зайки либо нет? («Нет».) Сейчас взгляни позади елки: в том месте имеется презент для зайки либо нет? («Вот!») Сними данный презент с елки и положи его на стол, зайке в тарелку. Давай посмотрим, что в том месте в. (Ребенок, как может, разворачивает презент.) Ой, что это? Это морковка либо яблоко? («Морковка».) Морковка какая: сладкая либо нет? («Сладкая!»)». (Подарки для других игрушек: ежику — яблоко, котику — пакет молока, собачке — косточка, курочке — хлебушек.)

После этого любой ребенок требует презент для себя (это яблоко либо апельсин) и находит его на елке либо под елкой посредством подсказок взрослого. Праздник кроме этого дополняется песнями, танцами, хороводом около елки.

Результаты итогового занятия оцениваются лично для каждого ребенка по следующим параметрам:

1) состояние слухового и зрительного внимания, познание обращенной речи по уровням;

2) состояние неспециализированной моторной ловкости, точность перемещений, делаемых руками по уровням;

3) наличие жестово-мимических средств коммуникации;

4) независимая речевая продукция, сопровождающая исполнение действий;

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, большой» уровень, два последних — как «весьма редкие проявления, время от времени употребляются, употребляются довольно часто».

31. Дом и его части

Цель: научить детей применять в разных речевых обстановках (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, сказанной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Дом».

Задачи:

• активизация номинативного и глагольного словаря по данной теме и закрепление ранее усвоенных слов из смежной лексической темы («Мебель»);

• закрепление умения регулировать посредством слов главные «режимные моменты»-, связанные с судьбой людей в доме (еда, отдых, их приём и приветствие гостей);

• умение различать на картинах самый распространенные обиходные действия (дремать, имеется);

• активизация в речи наречий с противоположным значением: «вверх — вниз», «довольно много — мало» и прилагательных «громадной — мелкий»;

• развитие небольшой моторики;

• практическое овладение умением показывать «на пальцах» числа 1—2 («2» — для детей в возрасте двух лет) при наглядном счете;

• закрепить умение делать речевую инструкцию в два действия, связанную с перемещением из одного помещения в второе.

Оборудование: игрушечная мебель (кроватка-качалка, стол, стульчик), кукла, две сюжетные картины («кукла ест», «кукла спит») и «кукольный» дом (большой рисунок дома с одной дверью, одним окном на первом этаже, двумя окнами на втором этаже, одной трубой на крыше, лесенкой из двух-трех ступеней к входной двери).

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении.

Сперва вспомните с детьми занятие «У нас — гости!». (Для детей младше двух лет занятие предварительно еще раз повторяется (непременно!).)

Речевая инструкция: «Дети, кто приходил к нам к себе домой? Мишка либо зайка? (Зайка.) Зайке показывали, где мы дремлем? (Да.) Ваня, продемонстрируй собственную кроватку. (Вот.) А это чья кроватка, Олина либо Светина? (Моя.) Мы кормили зайку? (Да.)

Зайка мыл лапки перед едой? (Нет.) А мы моем отечественные ручки? (Да.) Где мы моем отечественные ручки? (сообщить словом либо продемонстрировать жестом). Поднимите ручки вверх! («Вверх!») Продемонстрируйте мне, какие конкретно они у вас чистые! («Чистые!») Опустите ручки вниз! («Вниз!») Благодарю!

А на данный момент к нам к себе домой придет новая кукла. Ее кличут Оля. Ваня, продемонстрируй мне на картине, где кукла Оля спит (на выбор две картины: «кукла ест», «кукла спит»). Ваня! Что делает кукла? Кукла… (спит).

(Ребенок в большинстве случаев применяет «облегченное» слово типа «бай-бай».) Света, продемонстрируй, где кукла ест. Света! Что делает кукла? Кукла … (ест).

(Ребенок в большинстве случаев применяет «облегченное» слою типа «ням-ням».)

А вот и кукольный домик. Дети, что это такое? (Дом.)

Саша, продемонстрируй нам, где дверь.

Света, продемонстрируй мне, сколько- окон внизу.

А какое количество окон наверху?»

При показе одного окна ребенок указательным пальцем дотрагивается до его изображения на рисунке, а после этого показывает «количество» на пальцах (жест «один»). Подобно выполняется показ двух окон (посредством указательного и среднего пальцев, а после этого и их количества на пальцах (жест «два»).

Жест «один» (и жест «два» для детей в возрасте двух лет) не обучается на этом занятии, он должен быть предварительно уже усвоен всеми детьми. Кое-какие дети при показе жестами количества «один», «два» смогут спонтанно сказать и эти слова, но намерено получать этого не нужно.

Подводя итог детям задается вопрос. какое количество окон в кукольном домике — довольно много либо мало? (Довольно много.)

После этого дети кроме этого показывают на картине остальные части «кукольного домика»: крыша, труба, лестница, ступень.

В то время, когда дети заканчивают рассмотрение картины, слышится стук во входную дверь. Не прерывайте занятие, какое-то время как бы «не слышьте» стук. Вам нужно дождаться реакции детей на данный сигнал и пронаблюдать, как они будут функционировать, стараясь привлечь их внимание к двери, смогут ли попросить словами открыть «закрытую» дверь. (В большинстве случаев, дверь не закрыта, а лишь хорошо прикрыта, но дети не смогут дотянуться до ручки либо развернуть ее в нужную сторону.)

Отлично, в случае, если кто-то из детей сможет обратиться к вам за помощью, применяя слово «открой». В случае, если дети сами не применяют это слово, нужно «посоветовать» им: «Стучат! Ваня, открой дверь! Не получилось? Позови Свету, пускай Света откроет дверь!» Дверь открывают общими усилиями при помощи взрослого.

В коридоре детей «ожидает» кукла Оля. Все хором здороваются с куклой. Повторяется знакомство куклы с группой, как в игре «У нас — гости!», но В этом случае не говорите, а лишь помогайте детям совершить куклу по помещению. Речевая инструкция: «Ваня, продемонстрируй кукле, где мы дремлем. Оля, сообщи кукле, как это именуется». («Кровать».) Дети, продемонстрировав кукле помещение, приглашают ее «к столу», а после этого укладывают дремать. (Употребляется комплект игрушечной мебели.)

Речевая инструкция: «Кукла Оля желает имеется. Мы сядем за громадный стол, а куклу посадим за столик. Отечественный стол громадной, а кукольный столик … («мелкий»). Отечественный стул громадной, а кукольный стульчик … («мелкий»). У нас тарелки громадные, а у куклы Оли тарелочка … («маленькая»). У куклы ложечка … («маленькая»), а у нас ложки … («громадные»). У куклы ротик … («мелкий»). А у меня рот … («большой»). Кукле еды нужно мало, а нам …(«довольно много»). Я кладу кукле … («хлеб»). Хлеба мало, кусочек всего… («один»). Я кладу хлеб для нас. Хлеба … («довольно много»), у нас на тарелке лежит довольно много кусочков хлеба. Кукла … («ест», «ням-ням»). Кукла говорит нам … («благодарю»)».

В конце занятия дети укладывают куклу дремать в «мелкую» кроватку и укачивают ее, поют ей колыбельную песенку. Поощряйте

детей к применению в независимой речи обращений к кукле посредством глаголов («дремать», «дремли», «петь») и «облегченных» слов («кач-кач», «ля-ля-ля», «баю-бай»).

Кукла уснула! («Тс! Тише!») Все тихо поднимаются и выходят из помещения, дабы не разбудить куклу.

32. Семья

Цель: научить детей применять в разных речевых обстановках (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, сказанной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Семья».

Задачи:

• активизация номинативного и глагольного словаря по данной теме, и ранее усвоенных слов из смежных лексических тем («Дом», «Мебель»);

• различение на картинах людей различного пола и возраста, определение их роли в семье («мама, отец, бабушка, дед, сын, дочь») и умение применять отдельные слова в собственной речи;

• умение различать на картинах и именовать самый распространенные обиходные действия людей в семье (дремать в постели, имеется за столом, наряжаться на прогулку, мыть чашки, наблюдать телевизор и т.п.);

• активизация в речи прилагательных с противоположным значением «громадной — мелкий», качественного прилагательного «хороший», притяжательных прилагательных типа «мамина», «папина» и местоимения «мой».

Оборудование: домашние фотографии (лично для каждого ребенка), громадный лист ватмана с нарисованным на нем домом (окна по размерам соответствуют обычному формату фотографий 10×15 см), картины с изображениями участников одной семьи, занятых домашними делами, стол, стулья.

Движение занятия

Занятие проводится в игровой помещении.

Пригласите детей к столу и попросите их продемонстрировать, в каком «окне» нарисованного домика видна мама каждого ребенка.

Мифы и заблуждения о речевом развитии детей. Советы родителям — Союз педиатров России.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: