При осуществлении приемки товаров, работ, услуг

1. Неспециализированные положения

1.1. Настоящий Порядок привлечения специалиста, экспертной организации при осуществлении приемки товаров, работ, одолжений (потом — Порядок) создан в целях оказания методической помощи в определении порядка проведения экспертизы, случаев привлечения к осуществлению закупки для потребностей клиентов Москвы специалиста и/либо экспертной организации в соответствии с положениями закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ О контрактной совокупности в сфере закупок товаров, работ, одолжений для обеспечения национальных и муниципальных потребностей (потом — закон N 44-ФЗ).

1.2. Порядок рекомендован для применения клиентами Москвы при привлечении к осуществлению закупки специалиста и/либо экспертной организации, и при обосновании и планировании бюджетных затрат на привлечение специалиста и/либо экспертной организации и составлении проекта договора на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

1.3. Порядок разъясняет вероятные случаи привлечения специалистов и/либо экспертных организаций в соответствии с законом N 44-ФЗ.

1.4. При оказании одолжений экспертные организации и эксперты руководствуются следующими правилами:

— полноты, всесторонности, компетентности, достоверности, обоснованности и ее результатов и законности экспертизы;

— беспристрастности и объективности;

— ответственности сторон;

— разумности сроков проведения экспертиз;

— независимости от кого-либо заинтересованного в итогах экспертизы;

— ответственности за организацию, качество и проведение экспертизы;

— обязательности исполнения требований, установленных договором и предусмотренной им нормативной и технической документацией;

— соблюдения национальной и коммерческой тайны в отношении сведений, взятых при проведении экспертизы.

2. Основания и случаи привлечения к осуществлению закупки

специалиста, экспертной организации

2.1. В соответствии с частью 3 статьи 94 закона N 44-ФЗ клиенты обязаны проводить экспертизу результатов, взятых по договорам. Экспертиза результатов, предусмотренных договором, может проводиться клиентом собственными силами, либо к ее проведению смогут привлекаться специалисты, экспертные организации на основании контрактов.

Цель таковой экспертизы — проверка соответствия условиям договора предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных договором.

2.2. Экспертиза проводится как по результатам выполнения всего договора, так и по каждому этапу договора в отдельности.

2.3. Клиент обязан завлекать по договору специалистов, экспертные организации к проведению экспертизы, в случае, если закупка осуществляется у монопольного (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных пунктами 1-9, 14, 15, 17-23, пунктом 24 (лишь при осуществлении закупок для обеспечения федеральных потребностей), пунктами 25, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40, 41, 42 части 1 статьи 93 закона N 44-ФЗ;

2) осуществления закупок одолжений специалистов, экспертных организаций;

3) в случае, если результатом предусмотренной договором выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (либо) результаты инженерных изысканий, прошедшие национальную либо негосударственную экспертизу, проведение которой непременно в соответствии с положениями законодательства РФ.

Наряду с этим Правительство РФ вправе выяснить иные случаи необходимого привлечения специалистов, экспертных организаций для экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, сделанных одолжений (часть 4.1 статьи 94 закона N 44-ФЗ).

В остальных случаях клиент вправе вместо экспертизы, проводимой собственными силами (либо в дополнение к ней), привлечь специалистов, экспертные организации по договору.

2.4. Свободных специалистов (свободную экспертную организацию) рекомендуется завлекать в случаях:

а) с целью проведения инспектирования от лица клиента хода выполнения контрактов и приемки поставленных товаров, выполненных работ, сделанных одолжений при реализации широкомасштабных либо городских проектов, целевых и ведомственных программ, при осуществлении которых имеющиеся у клиента эксперты в силу недостаток времени, навыков либо громадной отдаленности места осуществления приемки не в состоянии без задержек и с внимательностью и надлежащим качеством выполнить приемку товаров, работ, одолжений;

б) с целью проведения приемки товаров, работ, одолжений, относящихся к объектам интеллектуальной собственности, при отсутствии у клиента в штате собственных компетентных в сфере предмета приемки экспертов;

в) отсутствия у клиента, поставщика (подрядчика, исполнителя) собственной аккредитованной в правовом поле РФ испытательной лаборатории и экспертов, владеющих особыми знаниями, навыками для установления предусмотренных договором физико-механических, физико-химических, микробиологических и других показателей качества поставляемых товаров, определяемых в лабораторных условиях по отобранным примерам (пробам), и для установления количества, качества выполненных работ методом проведения в соответствии с соглашением (договором) лабораторных изучений по отобранным примерам (пробам) товаров, являющихся результатом выполненных работ, и (либо) материалов, применяемых при исполнении работ;

г) необходимости определения органолептическим способом, требующим опыта и профессиональных знаний, показателей качества товаров (а также товаров, являющихся результатом выполненных работ (одолжений), и (либо) материалов, применяемых при исполнении работ (одолжений), предусмотренных договором: соответствие органолептических показателей, контролируемых характеристик, упаковки, маркировки.

2.5. Дополнительно клиент вправе завлекать специалистов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, каковые предусмотрены законом N 44-ФЗ (часть 1 статьи 41 закона N 44-ФЗ). К ним относятся (статья 58 закона N 44-ФЗ):

1) оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;

2) оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;

3) оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям клиента при проведении предквалификационного отбора.

Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению клиента. Необходимость ее проведения обусловлена установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, направляться конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки.

К таким требованиям относятся условия о наличии у них денежных, материальных, опыта работы и кадровых ресурсов, связанного с предметом договора, и требования к рабочий репутации. Установление указанных требований обусловлено технической и (либо) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным либо специальным характером объекта закупки (часть 2 статьи 56 закона N 44-ФЗ).

Так, у клиента может появиться необходимость экспертно оценить требования, каковые должны быть предъявлены к участникам закупки, и соответствие участников этим требованиям.

2.6. В случаях, указанных в пунктах 2.3-2.5 настоящего Порядка, ответ о привлечении специалиста, экспертной организации принимает начальник контрактной работы (контрактный управляющий) на основании предложений участников соответствующей рабочей группе (при ее создания) и (либо) сотрудников структурного подразделения, важного за закупку.

2.7. Для привлечения к осуществлению закупки специалиста, экспертной организации клиенту нужно их выбрать и заключить с ними договор.

Заключить сделку с специалистом, экспертной организацией целесообразно заблаговременно с учетом времени, нужного для выбора специалиста, заключения контракта и экспертной организации.

3. Требования к специалистам, экспертным организациям

3.1. Специалист, экспертная организация должны владеть особыми познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (статья 3 закона N 44-ФЗ). Но не каждое лицо, владеющее такими познаниями, опытом, квалификацией, возможно привлечено клиентом в качестве специалиста, экспертной организации.

3.2. Часть 2 статьи 41 закона N 44-ФЗ определяет список лиц, каковые не смогут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, благодаря которым клиент либо поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (либо) косвенно смогут оказывать влияние на итог проводимой экспертизы, в частности:

1) лица, являющиеся или являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, чиновниками либо работниками клиента либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) лица, имеющие имущественные интересы в заключении договора, в отношении которого проводится экспертиза;

3) родные родственники (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (дети и родители, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие неспециализированных отца либо мать) сестры и братья), усыновители либо усыновленные начальником клиента, участниками рабочей группы по осуществлению закупок, начальником контрактной работы, контрактным управляющим, чиновниками либо работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) или состоящие с ними в браке;

4) юридические лица, в которых клиент либо поставщик (подрядчик, исполнитель) в праве распоряжаться более чем двадцатью процентами общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции, или более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставной либо складочный капитал юрлиц.

3.3. Специалист, экспертная организация обязаны письменно уведомить поставщика и заказчика (подрядчика, исполнителя) о допустимости собственного участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (часть 3 статьи 41 закона N 44-ФЗ).

При обнаружения в составе специалистов, экспертных организаций лиц, каковые не смогут привлекаться к проведению экспертизы, клиент обязан без промедлений принять меры, направленные на привлечение иного специалиста, другой экспертной организации (часть 4 статьи 41 закона N 44-ФЗ).

3.4. Требования к независимости специалистов сформулированы в частях 2-4 статьи 41 закона N 44-ФЗ. Специалисты, экспертные организации должны быть свободными как от клиента, так и от поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого проводится проверка.

3.5. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения либо заведомо фальшивого экспертного заключения, за невыполнение специалистом и/либо экспертной организацией требования части 3 статьи 41 закона N 44-ФЗ специалист и/либо экспертная организация, чиновники экспертной организации несут ответственность в правовом поле РФ.

4. Отбор свободного специалиста, экспертной организации

4.1. Привлечение специалиста, экспертной организации осуществляется на основании соглашения (статья 3 закона N 44-ФЗ). закон N 44-ФЗ не определяет изюминок порядка выбора клиентом специалистов, экспертных организаций для заключения для того чтобы соглашения.

Следовательно, при выборе он обязан руководствоваться неспециализированным порядком, установленным законом N 44-ФЗ.

4.2. Для осуществления закупки одолжений специалистов, экспертных организаций клиенту нужно:

1) выяснить предмет экспертизы;

2) выбрать метод определения исполнителя — специалиста, экспертной организации.

При выборе метода определения клиент обязан учитывать ограничения, предусмотренные законом N 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у монопольного (подрядчика, исполнителя) и т.д.);

3) совершить процедуру определения исполнителя — специалиста, экспертной организации.

В случае, если с целью проведения экспертизы нужно осуществление изучений, опробований, исполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены необходимые требования (необходимая аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор специалистов, экспертных организаций осуществляется из лиц, соответствующих указанным требованиям (часть 8 статьи 41 закона N 44-ФЗ);

4) заключить сделку с специалистом, экспертной организацией.

5. Договор с специалистом, экспертной организацией

5.1. В договоре рекомендуется указать:

1) условия, каковые являются необходимыми для включения в договор в соответствии с законом N 44-ФЗ;

2) предмет экспертизы, полномочия и функции специалиста, экспертной организации;

3) срок проведения экспертизы (не превышающий неспециализированный срок поставки товаров, исполнения работ, оказания услуг по договору);

4) требования к специалисту, экспертной организации исходя из предмета закупки (в случае, если с целью проведения экспертизы нужны осуществление изучения, опробований, исполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в правовом поле РФ установлены необходимые требования, такие как необходимая аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях);

5) условия допуска к проведению экспертизы;

6) порядок и сроки замены специалистов при обнаружения специалиста, допуск которого для осуществления экспертизы неосуществим;

7) условие о праве специалиста, экспертной организации запрашивать у клиента, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (часть 6 статьи 41 закона N 44-ФЗ);

8) размер и вид ответственности специалиста, экспертной организации, а также за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного либо заведомо фальшивого экспертного заключения, невыполнение специалистом требования об уведомлении клиента о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (часть 7 статьи 41 закона N 44-ФЗ).

5.2. В зависимости от вида экспертных одолжений в договор рекомендуется включать, например, следующие положения о функциях специалиста, экспертной организации:

а) при приемке товаров, работ, одолжений:

— соблюдение установленных договором и (либо) предусмотренной им нормативной и технической документацией правил, порядка, методов и сроков проведения приемки товаров, работ, одолжений, отбора образцов (проб) товаров;

— определение конкретных черт (количества, ассортимента, комплектности, количества, качества) товаров, работ, одолжений;

— определение показателей (физико-механических, физико-химических, микробиологических и др.) товаров, материалов, оборудования;

— проведение полного изучения конкретных черт (количества, ассортимента, комплектности, количества, качества) товаров, работ, одолжений на соответствие их положениям и требованиям контракта предусмотренной им нормативной и техдокументации, примеру-эталону товаров;

— маркировку объекта экспертизы методом нанесения оттиска личного штампа специалиста либо иным методом, подтверждающим проведение изучения с объектом экспертизы, за исключением случаев, в случае, если это нереально осуществить на определенных видах товаров, результатов работ (одолжений) либо это может привести к утрата товарного вида продукции или сократить в последующем применение объектов экспертизы;

— соблюдение правил по противопожарной безопасности и охране труда при проведении экспертизы;

— право собирать либо запрет на независимый сбор сведений, которые связаны с приемкой товаров, работ, одолжений, отбором образцов (проб) товаров;

б) при инспектировании производства товаров, оказания услуг и выполнения работ (контроль качества сырья, соблюдения разработок производства) в ходе выполнения договора:

— программы инспектирования и определение методов производства товаров, оказания услуг и выполнения работ, снабжающей соответствие их безопасности и характеристик качества требованиям нормативных правовых актов, договора (договора), положениям нормативной и техдокументации;

— достаточности и проверку наличия технологического оборудования для обеспечения необходимых требований к безопасности продукции;

— диагностику соответствия инфраструктуры, технологического режима и производственной среды производства, включая критерии качества и безопасности, заявленным технологическому описанию и характеристикам соответствующего производства и требованиям нормативной и техдокументации;

— оценку соответствия производства отраслевым документам, регламентирующим уровень качества продукции;

— оценку стабильности качества продукции и главных технологических процессов;

— диагностику соответствия параметров материалов производства и безопасности сырья требованиям, установленным соглашением (договором), нормативной и технической документацией для безопасности товаров, работ, одолжений;

— осуществление контроля качества изготовления продукции, включая осуществление контроля за разработкой изготовления продукции и проведение всех видов опробований в соответствии с требованиями соглашения (договора) и технологической документации;

— диагностику совокупности либо отдельных ее элементов менеджмента качества производителя продукции.

5.3. В зависимости от вида оказания экспертных одолжений в договор рекомендуется включение следующих полномочий клиента:

— присутствие или отсутствие при проведении экспертизы представителей клиента, поставщика (подрядчика, исполнителя) либо изготовителя, в случае, если это вытекает из условий договора поставки товаров, исполнения работ, оказания услуг;

— присутствие представителей таможенных органов, карантинной работы, органов национального контроля (надзора) или других органов, в случае, если в правовом поле РФ товары подлежат досмотру этими работами, органами;

— предъявление нужной с целью проведения экспертизы коммерческой, товаросопроводительной, нормативной, технической и другой документации;

— предоставление при необходимости поверенных органами национальной метрологической работы либо вторыми уполномоченными органами средств измерений (а также переносные средства измерений — щупы, измерительные линейки, другие средства и рулетки), подлежащих национальному метрологическому контролю, и калиброванных любой метрологической работой либо уполномоченным физическим лицом средств измерений, не подлежащих национальному метрологическому контролю;

— обеспечение свободного доступа специалистов к товарам, итогам работ (одолжений), подлежащим экспертизе;

— предоставление отдельного помещения для обеспечения сохранности товаров, результатов работ (одолжений), подлежащих экспертизе, за исключением случаев проведения лабораторных изучений в аккредитованных испытательных лабораториях свободной экспертной организации;

— соблюдение правил по охране труда и технике противопожарной безопасности при проведении экспертизы.

6. Акт экспертизы

6.1. По итогам произведенного специалистом, экспертной организацией изучения составляется акт экспертизы результатов, предусмотренных договором, предоставленных поставщиком, подрядчиком, исполнителем (потом — акт экспертизы), в соответствии с приложению к Порядку, в котором содержится описание лишь тех фактов, каковые были установлены на протяжении проведения экспертизы.

6.2. Акт экспертизы составляется лишь при привлечения клиентом свободного специалиста, экспертной организации (часть 10 статьи 94 закона N 44-ФЗ).

6.3. Акт экспертизы прилагается к отчету, размещаемому в единой информационной совокупности, и включает вводную часть, выводы и исследовательскую часть.

6.3.1. В вводной части акта экспертизы указываются:

— сведения об специалисте, экспертной организации, о клиенте экспертизы (его представителях);

— место и дата проведения экспертизы, номер и дата договора;

— фамилия, инициалы, должность специалиста, проводившего экспертные изучения, и срок и номер действия аттестата специалиста (при наличия аттестата);

— функциональное назначение и наименование объекта экспертизы;

— сведения о предъявленной документации, поставщике, отправитель, изготовителе объекта экспертизы;

— условия хранения объекта экспертизы, состояние упаковки, маркировочные эти.

6.3.2. В исследовательской части акта экспертизы указываются:

— описание объекта экспертизы;

— движение изучения предъявленных клиентом экспертизы документов, имеющих значение для создания выводов;

— этапы проведения экспертизы с указанием способов изучения;

— сведения об использованных технических средствах измерений (поверенных, калиброванных), условиях их применения;

— краткая черта использованных устройств, материалов, печати и режимов съёмки;

— сведения о нормативной и техдокументации, других документах и протоколах испытаний, которыми руководствовался специалист при разрешении задачи экспертизы;

— практически установленные результаты проведения экспертизы в соответствии с поставленной задачей;

— оценка отдельных этапов экспертизы, анализ взятых результатов в целом;

— окончания экспертизы и даты начала, а для пищевой продукции, выпивало-, других материалов и лесоматериалов, имеющих сроки перевозки и определённые условия хранения, — дополнительно часы;

— обстоятельства неосуществимости ответа отдельных вопросов полностью, требуемом задачей экспертизы.

6.3.3. В выводах акта экспертизы указываются:

— однозначные и исключающие возможность неоднозначного толкования ответы на поставленные вопросы, соответствующие задачам экспертизы и не требующие дополнительных объяснений специалиста;

— обстоятельства, по которым нереально было решить поставленный вопрос и дать на него ответ;

— установленные в ходе изучения выводы по не поставленным клиентом экспертизы вопросам.

6.4. При проведении экспертизы экспертной организацией акт экспертизы регистрируется в данной организации, удостоверяется подписью ее начальника и скрепляется печатью экспертной организации.

6.5. Не допускаются подчистки, помарки и незаверенные исправления.

7. оплата и Стоимость экспертных одолжений

7.1. Цена одолжений специалистов, экспертных организаций определяется в соответствии с приказом Министерства экономики России от 2 октября 2013 г. N 567 Об утверждении методических рекомендаций по применению способов определения начальной (большой) цены договора, цены договора, заключаемого с монопольным (подрядчиком, исполнителем) и распоряжением Столичной мэрии от 16 мая 2014 г. N 242-РП Об утверждении Методических рекомендаций по применению способов определения начальной (большой) цены договора, цены договора, заключаемого с монопольным (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения потребностей Москвы.

7.2. При определении цены одолжений специалистов клиентам направляться руководствоваться принципом соразмерности цены одолжений с ценой закупки, которую нужно экспертно оценить.

8. Ответственность специалиста

8.1. Специалист несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, условиями осуждённого с ним договора, и:

— за непредставление клиенту информации о допустимости собственного участия в проведении экспертизы, а также отсутствии оснований для недопущения к проведению экспертизы;

— за предоставление некачественного/необъективного экспертного заключения;

— за указание в экспертном заключении недостоверных сведений;

— за нарушение порядка проведения экспертизы, завершения работ и сроков начала, включая сроки подготовки экспертного заключения;

— за несоблюдение режима конфиденциальности либо предоставление заведомо фальшивого экспертного заключения.

Приложение

к Порядку привлечения специалиста,

экспертной организации

при осуществлении закупки

Акт

экспертизы результатов, предусмотренных договором

N _____ от ___ __________ 20__ г.,

предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

___ _________ 20__ г. г. Москва

I. Сведения о договоре

Номер реестровой записи из реестра контрактов в отношении осуждённого договора Наименование предмета договора Обеспечение выполнения договора*

II. Сведения о клиенте, специалисте (экспертной организации),

объекте экспертизы

Клиент Специалист Наименование, функциональное назначение и описание объекта экспертизы Сведения о предъявленной документации Условия хранения объекта экспертизы, состояние упаковки, маркировочные эти

III. Информация о ходе проведения экспертизы

N окончания экспертизы и Дата начала (этапов экспертизы) Этапы проведения экспертизы с указанием способов изучения Оценка отдельных этапов экспертизы, анализ взятых результатов в целом Практически установленные результаты проведения экспертизы Сведения об использованных технических средствах измерений, условиях их применения, их краткая черта Сведения о нормативной и техдокументации, других документах и протоколах испытаний, которыми руководствовался специалист

Мною, _____________________________________________________________________

(ФИО специалиста, должность, срок и номер действия аттестата

(при наличии)

по адресу _________________________________________________________________

совершена экспертиза результатов, предоставленных поставщиком (подрядчиком,

исполнителем) ____________________________________________________________.

(наименование поставщика, должность, ФИО лица)

Представленные документы для оплаты и принятия товара (работы, услуги)

проверены, соответствуют/не соответствуют условиям договора.

При проведении экспертизы распознаны/не распознаны факты ненадлежащего

выполнения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Распознанные факты ненадлежащего выполнения договора поставщиком

(подрядчиком, исполнителем):

Наименование распознанного факта нарушения Пункт (раздел) договора (технического задания), требования которого нарушены Предложения по принятию мер по фактам нарушения

Распознанные факты ненадлежащего выполнения договора поставщиком

(подрядчиком, исполнителем) разрешают/не разрешают принять результаты,

предусмотренные договором.

ВЫВОДЫ согласно мнению:

Принять/не принять результаты, предусмотренные договором.

Обстоятельства, по которым нереально решить поставленный вопрос (отдельные

вопросы) и дать на него ответ:

1. ____________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________

В ходе изучения были сделаны выводы по не поставленным клиентом

экспертизы вопросам:

1. ____________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________

_______________/_____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Примечания:

*в столбце указывается вид представленного обеспечения — банковская

гарантия либо внесение денежных средств с указанием реквизитов таких

документов

**в столбце указываются документы — накладная, акт приемки, акт выполненных

работ и т.п.

Вебинар: Приемка продукции: правила, ошибки заказчиков и судебная практика от 20.09.2017


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: