Припоминание значений многозначных слов, образных выражений, поговорок.

Логопед напоминает детям значения многозначных слов, образных выражений, поговорок: игла, лист, кисть, шишка, сережки, ствол, дупло; «Золотая осень», «Листья, как монетки»; «Крепкий, как дуб»; «Дрожать, как осиновый лист»; «Одно дерево еще не лес».

2.Составление рассказов-описаний деревьев и кустарников с опорой на картинный замысел.

Логопед. Сейчас на занятии мы с вами будем обучаться составлять рассказы-описания деревьев и кустарников по опорному картинному замыслу.

Работа в альбомах (альбом 1, с. 5). Составление одного-двух рассказов.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание. Отмечает самые активных детей.

Занятие 5. «Привычные незнакомцы»

Цель: Составление тайных о овощах и фруктах по опорным карточкам-подсказкам.

Задачи:

— уточнять, расширять и активизировать предметный, словарь признаков и глагольный словарь по теме «Овощи» и «Фрукты»;

—- учить детей верно образовывать форму множественного числа именительного падежа имен существительных;

— учить детей пониманию значений многозначных поговорок и слов;

— учить детей отгадывать и составлять загадки о овощах и фруктах с опорой на особые карточки;

— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.

Оборудование: двусторонние карточки с цветными изображениями одного и нескольких фруктов и овощей, картины с изображениями двух девочек (иллюстрации 55, 56), альбомы 1 (по количеству детей), магнитно-маркерная доска.

Движение занятия

I. Речевая разминка

Логопед приветствует детей и предлагает им совершить речевую разминку[3]

Заглавия речевых упражнений и игр Содержание
«Какие конкретно фрукты (овощи) созрели в саду (огороде)!» По картинам, выставленным на доску, дети по цепочке именуют изображения фруктов и овощей во множественном числе. К примеру: в саду созрели апельсины, мандарины… в огороде созрели помидоры, огурцы…
«Что у Кати, а что у Сони!» Логопед выставляет перед детьми изображении двух девочек и говорит детям, что Катя собирала в корзиночку по одному овощу и фрукту, а Соня;— по паре. После этого требует назвать по картинам, что у Кати, а что у Сони. К примеру: у Кати имеется апельсин, а у Сони — апельсины. У Кати имеется помидор, а у Сони — помидоры.
«Что у тебя, а что в магазине!» Логопед выдает карточки с изображениями одного и нескольких фруктов и овощей и требует составить предложения по примеру: «У меня имеется апельсин, а в магазине апельсины».

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II. Главная часть занятия

Объяснение значений многозначных поговорки и слов.

Логопед растолковывает детям значения многозначных поговорки и слов: корешок, салат, косточка; «Каков садовник, таков и сад».

С целью проведения речевых упражнений и игр употребляются материалы пособия Н.Е. Арбековой «Карточки по лексическим темам Фрукты и Овощи. Упражнения по формированию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями» (М. : Издательство ГНОМ, 2011).

составление и Отгадывание тайных о овощах и фруктах по опорным карточкам.

Логопед. Вы уже отлично понимаете овощи и фрукты. Сейчас на занятии мы с вами будем обучаться отгадывать и составлять загадки о овощах и фруктах по опорным карточкам.

Работа в альбомах (альбом 1, с. 11,19).

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей на занятии, благодарит всех за старание. Отмечает самые активных детей.

Занятие6. «Что мы знаем о овощах и фруктах?»

Цель: Составление рассказов-описаний фруктов и овощей по опорному картинному замыслу.

Задачи:

— уточнять, расширять и активизировать предметный, словарь признаков и глагольный словарь по теме «Овощи» и «Фрукты»;

— учить детей верно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного и множественного числа;

— учить детей пониманию значений поговорок;

— учить детей составлять рассказы-описания фруктов и овощей, с опорой на картинный замысел;

— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно* логическую память, логическое мышление.

Оборудование: двусторонние картины с изображениями громадных и мелких фруктов и овощей, две картины с изображениями громадной и маленькой кукол (иллюстрации 57, 58), «чудесная палочка», альбомы 1 (по количеству детей), магнитно-маркерная доска.

Движение занятия

I.Речевая разминка[4]

Заглавия речевых упражнений и игр Содержание
«Мелкий колдун» Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями громадных овощей и фруктов. Дети попеременно должны, дотрагиваясь «чудесной палочкой» до любой картины, назвать овощ либо фрукт и перевоплотить его в мелкий (образовать имя существительное с уменьшительно-ласкательным значением). В случае, если задание выполнено верно, ребенок переворачивает карточку, контролирует собственный ответ и забирает картину себе. К примеру: Это огурец. Я превращаю его в огурчик. Это лимон. Я превращаю его в лимончик…
«Что у Маши, а что у Машеньки!» Логопед выставляет две картины с изображениями громадной и маленькой кукол и требует детей Назвать сперва фрукты и большие овощи, каковые собрала Маша, а после этого — фрукты и маленькие овощи, каковые собрала Машенька. К примеру: У Маши перец, а у Машеньки — перчик. У Маши яблоко, а у Машеньки — яблочко.
«В гостях у Гномов» Логопед выставляет перед детьми карточки с изображениями мелких фруктов и овощей. Дети должны по цепочке составить предложения по примеру: «У Гнома в корзиночке имеется апельсинчики, лимончики, грушки… У Гнома в ящичке имеется помидорчики, огурчики, перчики…»

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II.Главная часть занятия

Урок#159: Многозначный глагол \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: