Предмет методики преподавания

ИНФОРМАТИКИ

2.1. Информатика как наука:

понятие и Предмет

начальное становление и Появление информатики как науки относится ко второй половине прошлого века. Область заинтересованностей информатики — это общие свойства и структура информации, и вопросы, которые связаны с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, использования и передачи информации в самых разных сферах людской деятельности. Обработка огромных количеств и потоков информации немыслима без систем и автоматизации коммуникации, исходя из этого электронные счётные автомобили и современные информационные и коммуникационные разработки являются и фундаментальным ядром, и материальной базой информатики.

Термин «информатика» (в том смысле как он применен в первом абзаце) в отечественной литературе употребляется недавно, к тому же его толкование сейчас еще нельзя считать установившимся и общепринятым. Терминологические и понятийные трудности, которые связаны с сущностью самого понятия «информатика» (равно как и производных понятий) не преодолены до сих пор. Обратимся к истории вопроса, восходящей ко времени появления электронных вычислительных автомобилей.

По окончании второй мировой взяла бурное развитие кибернетика как неспециализированная наука об связи и управлении в совокупностях разной природы — неестественных, биологических, социальных.

Рождение кибернетики принято связывать с опубликованием в 1948 г. американским математиком Норбертом Винером книги «Кибернетика, либо связь и Управление в машине и животном». В данной работе были продемонстрированы пути разработки неспециализированной теории управления и заложены фундамент способов связи проблем и рассмотрения управления для разных совокупностей с единой точки зрения. Развиваясь в один момент с прогрессом электронных вычислительных автомобилей, кибернетика со временем преобразовывалась в более неспециализированную науку о преобразовании информации. Под информацией в кибернетике понимается каждая совокупность сигналов, действий либо сведений, каковые некая совокупность принимает от экологии (входная информация X), выдает в вохдух (выходная информация Y), и хранит в себе (внутренняя, внутрисистемная информация Z) (рис. 2.1).

Предмет методики преподавания

Рис. 2.1

Развитие кибернетики у нас переживало драматические периоды (достаточно подробный обзор фактов и событий, сопровождавших становление информатики в СССР и, потом, в РФ, дан в статье Д. А. Поспелова [32]). Как писал в начале 1960-х гг. академик А. И. Берг, много сделавший для официального признания кибернетики в Советском Альянсе, «… в 1955 — 57 гг. а также позднее в отечественной литературе были допущены неотёсанные неточности в оценке возможностей и значения кибернетики. Это сильно повредило развитие науки у нас, стало причиной задержке в разработке многих теоретических положений а также самих электронных автомобилей» [4]. Достаточно заявить, что еще в четвертом издании «Краткого философского словаря» (1954) кибернетика была выяснена как «реакционная лженаука, появившаяся в Соединенных Штатах по окончании второй мировой и взявшая широкое распространение и в других капиталистических государствах; форма современного механицизма» [34]. Кроме чисто идеологических мотивов, обстоятельством этого явления послужили, с одной стороны, недооценка новой бурно развивающейся науки отдельными учеными «хорошего» направления, с другой — неумеренное пустословие тех, кто вместо активной разработки конкретных неприятностей кибернетики в разных областях спекулировал на полуфантастических прогнозах о ее бесконечных возможностях, дискредитируя тем самым эту науку. Произошло так, что «…кибернетика обросла паразитным слоем безлюдной болтовни, за которой не все сумели рассмотреть крайне важное научное открытие, создавшее предпосылки для революции в развитии производительных сил людской общества» [7].

Но и по окончании преодоления идеологических официального признания и барьеров кибернетики как науки (а уже в 1959 г. в Академии наук СССР был создан Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика») трудностей не убавилось. Дело в том, что развитие отечественной кибернетики в течение долгого периода сопровождалось важными неудачами в реализации больших национальных проектов. Приведем краткий обзор положения, сложившегося к середине 1980-х гг., ссылаясь на оценки экспертов [13].

Вдохновляющие возможности применения кибернетики в народном хозяйстве возбудили предложения широкого применения математических способов и ЭВМ для целей управления и глобального планирования. Сформулированные большими учеными, эти предложения нашли отражения в партийных и правительственных ответах. В национальные замыслы включались программы создания автоматизированных совокупностей управления (АСУ) во всех звеньях народного хозяйства от предприятия до отрасли. АСУ должны были стать базой структурной перестройки управления народным хозяйством: с АСУ должны были взаимодействовать автоматизированные совокупности управления технологическими процессами (АСУТП), над АСУ предполагалось создать автоматизированные совокупности плановых расчетов (АСПР). Все автоматизированные совокупности планировалось реализовать на единой общегосударственной сети вычислительных центров. Но по многим причинам были доведены до практической реализации только отдельные фрагменты совокупности управления, неспециализированная же мысль успехи глобальной цели управления не была осуществлена.

К середине 1970-х гг. была поставлена задача создания САПР (совокупностей автоматического проектирования); в рамках САПР взяла развитие мысль создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) конструкторов, научных работников, плановиков и т.п. Позднее стала широко распространена и помощь мысль создания эластичных автоматизированных производств (ГАП) и промышленных роботов.

Работа в указанных направлениях стала причиной накоплению большого опыта создания информационных совокупностей управления технико-экономическими объектами, были созданы отдельные САПР, предоставит шанс многократно расширить производительность труда проектировщиков новых сложных совокупностей; Достигнуты определенные удачи в интеллектуализации и области «конструирования» ЭВМ, в технологии их изготовления. Вместе с тем первоначально поставленные глобальные цели все-таки не были достигнуты. ситуация , в которой, с одной стороны, требовалось совсем отмежеваться от шелухи пустословия и выделить из кибернетики здоровое научное и техническое ядро, а с другой — консолидировать силы для развития нового перемещения к в далеком прошлом уже стоящим глобальным целям. (К сожалению, приходится констатировать, что неудачи и незавершенность широкомасштабных национальных проектов в области информатизации общества сохранялись и по окончании обрисованных событий.)

Подойдем на данный момент к вопросу о становлении информатики на базе кибернетики с терминологической точки зрения. Скоро за возникновением термина «кибернетика» во всемирной науке начало использоваться английское «Computer Science» (компьютерная наука); данный термин и по сей день достаточно обширно распространен В США, в Канаде и некоторых государствах латино-американского континента в качестве наименования как для научной, так и учебной дисциплины, изучающих процессы обработки, передачи и хранения информации при телекоммуникационных систем и помощи компьютеров [11].

Чуть позднее, на рубеже 60-х и 70-х гг. XX века, французы ввели термин «informatique» (информатика), образованный, наверное, как производное от двух французских слов — «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика). Новый термин взял потом распространение в СССР (следовательно, в России и бывших советских республиках) и государствах Западной Европы. Нужно заявить, что в русском языке самый ранний (приблизительно с середины 1960-х гг.) потребление термина «информатика» было связано с узкоконкретной областью научно-документалистики и технической информации (см., к примеру, [25]). В соответствии с определению, данному в Громадной советской энциклопедии, информатика рассматривалась как «дисциплина, изучающая общие свойства и структуру научной информации, и закономерности ее создания, преобразования, использования и передачи в разных сферах людской деятельности» [26]. Подобное определение связывало информатику с библиотековедением, библиографией, способами поиска информации в массивах документов. С целью этого в 1952 г. был создан Университет научной информации АН СССР, позднее преобразованный в ВИНИТИ — Всесоюзный университет научной и технической информации.

Параллельно с этим направлением (и независимо от него) развивалось второе толкование термина «информатика», которое, как вычислял академик А.П.Ершов, начиная со второй половины 1970-х гг. стало обширно закрепляться в отечественной литературе по окончании появления перевода с германского (под ред. А. П. Ершова) задачника и учебного пособия [1, 2] по вузовскому курсу информатики. Поясняя значение термина «информатика» (в связи с открытием с 1983 г. в составе Академии наук СССР нового отделения информатики, вычислительной автоматизации и техники),

А. П. Ершов утверждал, что данный термин вводится в русский язык как наименование фундаментальной естественной науки, изучающей обработки информации и процессы передачи. При таком толковании информатика выясняется более конкретно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «классических» отвлечённых научных дисциплин».

Комментируя это определение информатики, А. П. Ершов отмечал потом: «Сознавая некую относительность деления наук на естественные и публичные, мы все же относим информатику к естественнонаучным дисциплинам в соответствии с принципом его атрибутов и вторичности сознания и с понятием о единстве законов обработки информации в неестественных, биологических и публичных совокупностях. Отнесение информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный темперамент процессов и понятия информации ее обработки. Информатика как независимая наука вступает в собственные права тогда, в то время, когда для изучаемого фрагмента мира выстроена так называемая информационная модель. И не смотря на то, что неспециализированные методологические правила построения информационных моделей смогут быть предметом информатики, обоснование и само построение информационной модели есть задачей личной науки. Понятия информационной и математической моделей весьма близки друг к другу, потому, что и та и вторая являются знаковыми совокупностями. Информационная модель — это то сопряжение, через которое информатика вступает в отношение с частными науками, не сливаясь с ними, и одновременно с этим не вбирая их в себя» [8, с. 29—30].

Созвучно высказанному выше представлению о науке информатике и мнение академика Н.Н.Моисеева: «Зародившись в недрах науки о процессах управления — кибернетики, информатика … практически на отечественных глазах из технической дисциплины о средствах и методах обработки данных при помощи средств вычислительной техники преобразовывается в фундаментальную естественную на-уку об информационных процессах и информации в обществе и природе» [28]. В это же время среди отечественных ученых сначала становления информатики как независимой отрасли науки не было полного единодушия в ответе на вопрос, что такое информатика.

В том же «установочном» сборнике «Становление информатики» В- С.Михалевич, Ю. М. Каныгин и В. И. Гриценко утверждают: «Информатика — комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все нюансы разработки, проектирования, создания, оцен-Kttj Функционирования машинизированных (основанных на ЭВМ) совокупностей переработки информации, их воздействия и применения на разные области социальной практики» [27]. Как видим, в последнем толковании не только очевидно подчеркивается сообщение самого происхождения информатики с развитием компьютерной техники, но да и то, что информатика — это следствие развития ЭВМ.

Коснемся вопроса об предмете и объекте науки информатики. В общегносеологическом замысле противопоставление предмета и объекта науки есть относительным [36]. И все же представление о различии понятий «предмет науки» и «объект науки» принципиально важно для установления существа любой науки.

Объект — это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя, а предмет — это посредствующее звено между объектом исследования и субъектом. Понятие «предмет науки» высказывает диалектическое единство объективной и субъективной сторон познания, оно не тождественно понятию «объект науки». Главное структурное отличие предмета от объекта содержится в том, что в предмет входят только главные, самые существенные особенности и признаки[3].

Объект выступает как такая часть объективной действительности, которая находится вместе с субъектом, причем само выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности, выработанных обществом и отражающих особенности объективной действительности [36, с. 452]. Предметная область — область объектов, универсум рассмотрения (рассуждения), класс (множество) объектов, разглядываемых в пределах данного контекста (осознаваемом как отдельное рассуждение, фрагмент научной теории либо теория в целом). К примеру, в теории чисел предметной областью помогает натуральный последовательность (множество целых неотрицательных чисел) [36, с. 525].

В.С.Леднев при сопоставлении понятий «предмет» и «объект» науки опирается на представления о двух методах отражения наами их объектов: аспектный и объектный [20, с. 85 — 87]. Наряду с этим при определении предмета науки учитывается не только ее объект, «… но и нюанс отражения наукой ее объекта» [20, с. 99]. Вот как обрисовывает В.С.Леднев объект и предмет науки кибернетики: «Предметная область кибернетики охватывает… живую природу, человека, публичные и технические совокупности. Но эта предметная область кибернетикой всесторонне не изучается. Всесторонне (в объектном замысле) ее изучают биология, антропологические, публичные и технические науки. Кибернетика изучает лишь информационно-управленческий нюанс данной предметной области — процессы управления. К тому же она разглядывает только определенную сторону процесса управления — его неспециализированные закономерности, характерные любым процессам управления, т.е. не зависящие от специфики конкретных совокупностей» [20, с. 90].

Из этого напрашивается вывод, что предмет информатики, как и кибернетики, образуется на базе широких областей собственных приложений, а объект — на базе неспециализированных закономерностей, характерных любым информационным процессам в обществе и природе.

Вправду, потому, что информационный подход все более начинает восприниматься как общества и познания общенаучный метод природы, широчайшие приложения информатики становятся ее ответственной изюминкой. Это приложения, охватывающие по большей части все виды публичной деятельности: производство, управление, науку, образование, проектные разработки, торговлю, финансово-кассовые операции, медицину, криминалистику, охрану экологии и др., и быт, личную деятельность. Основное значение тут имеет совершенствование социального управления на базе информационных процессов и информационно-коммуникационных разработок.

Информатика изучает то общее, что характерно всем бессчётным разновидностям конкретных информационных процессов (разработок). Эти технологии и информационные процессы и имеется объект информатики (см. кроме этого [27, с. 33— 35]).

Предмет информатики определяется многообразием ее приложений. Разные информационные разработки, функционирующие в различных видах людской деятельности (управление производственным процессом, совокупности проектирования, денежные операции, образование и т.п.), имея неспециализированные черты, одновременно с этим значительно различаются между собой. Тем самым образуются разные «предметные» информатики, базирующиеся на различных комплектах процедур и операций, разных видах кибернетического оборудования (во многих случаях наровне с компьютером употребляются устройства и специализированные приборы), различных информационных носителях и т.п.

Одной из областей людской деятельности, испытывающей на данный момент активное влияние информатики, есть совокупность образования. Ветвь информатики, обслуживающая неприятности школы , стала называться школьной информатики. В первый раз в отечественной литературе данный термин введен в широкое потребление в одноименном концептуальном документе, созданном под управлением А.П.Ершова [9]. Воспроизведем описание предмета школьной информатики, опираясь на главные положения указанной работы.

Школьная информатика определяется как ветвь информатики, занимающаяся разработкой и исследованием программного, технического, учебно-методичесйсого и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном ходе.

Программное (либо математическое) обеспечение школьной информатики поддерживает информационную, управляющую и обучающую совокупности школы , включает в себя программистские средства для сопровождения и проектирования таких совокупностей, и средства общения с ними, ориентированные на школьников, работников и учителей аппарата управления органами просвещения.

В области техобеспечения школьная информатика имеет собственной целью экономически обосновать выбор технических средств для сопровождения учебно-воспитательного процесса школы; выяснить параметры оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной техники (КВТ); отыскать оптимальное соотношение применения серийных оригинальных разработок и средств, ориентированных на школу .

Учебно-методическое обеспечение школьной информатики пребывает в разработке учебных программ, методических пособий, книжек по школьному курсу информатики, и по всем школьным предметам, каковые смогут испытывать методологическое влияние информатики, и по направлениям, при преподавании которых планируется применение средств информатики.

Неприятности организационного обеспечения, связанного с поддержанием и внедрением новой информационной разработке учебного процесса, сложны и многообразны, в особенности на первой стадии компьютеризации школьного образования. Ко мне, например, относятся: организационно-технические мероприятия по последующему сопровождению и обеспечению технической базы школьной информатики; организации разработки, доставки и тиражирования педагогических программных средств (ППС) в школу; переподготовка и подготовка кадров для всех уровней совокупности просвещения и в первую очередь школьных преподавателей, способных нести в массовую школу информатику как новую научную дисциплину, как инструмент совершенствования преподавания вторых школьных предметов, как стиль мышления.

В связи с развитием информатики появляется вопрос о ее связи и разграничении с кибернетикой. Наряду с этим, разумеется, требуется уточнение предмета науки кибернетики, более строгое его толкование. Информатика и кибернетика очень схожи основанного на концепции управления, но «…информатика не растворяется полностью в кибернетике» [27, с. 35]. Один из подходов разграничения информатики и кибернетики — отнесение к области информатики изучений IT лишь в социальных совокупностях, а не в произвольных кибернетических совокупностях (т.е. совокупностях любой природы: биологических, технических и т.д.). Помимо этого, за кибернетикой сохраняются изучения неспециализированных законов перемещения информации в произвольных совокупностях, тогда как информатика, «опираясь на данный теоретический фундамент, изучает разработку — приёмы переработки и конкретные способы, передачи, применения информации. Кибернетические правила не зависят от частных настоящих совокупностей, а правила информатики в любой момент в технологической связи конкретно с настоящими совокупностями» [27, с. 36].

Не все разделы информатики появлялись в один момент. История информатики связана с постепенным расширением области ее заинтересованностей. Возможность расширения диктовалась накоплением моделей и развитием компьютеров и способов их применения при ответе задач разного типа.

Как вычисляет Д. А. Поспелов, структуру информатики на данный момент определяют следующие главные области изучения [32]:

• теория методов (формальные модели методов, неприятности вычислимости, сложность вычислений и т.п.);

• логические модели (дедуктивные совокупности, сложность вывода, нетрадиционные исчисления: индуктивный и дедуктивный вывод, вывод по аналогии, похожий на правду вывод, немонотонные рассуждения и т.п.);

• базы данных (структуры данных, поиск ответов на запросы, логический вывод в базах данных, активные базы и т.п.);

• ИИ (представление знаний, вывод на знаниях, обучение, экспертные совокупности и т.п.);

бионика (математические модели в биологии, модели поведения, алгоритмы и генетические системы и т.п.);

• обработка и распознавание образов зрительных сцен (статистические способы распознавания, применение призначных пространств, теория распознающих методов, трехмерные сцены и т. п.);

• теория роботов (независимые роботы, представление знаний о мире, децентрализованное управление, планирование целесообразного поведения и т.п.);

• инженерия математического обеспечения (языки программирования, технологии создания программных совокупностей, инструментальные совокупности и т.п.);

• теория вычислительных сетей и компьютеров (архитектурные ответы, многоагентные совокупности, новые правила переработки информации и т.п.);

• компьютерная лингвистика (модели языка, синтез и анализ текстов, машинный перевод и т.п.);

• числовые и символьные вычисления (компьютерно-ориентированные способы вычислений, модели переработки информации в разных прикладных областях, работа с естественно-языковыми текстами и т.п.);

• совокупности человеко-машинного сотрудничества (модели дискурса, распределение работ в смешанных совокупностях, организация коллективных процедур, деятельность в телекоммуникационных совокупностях и т.п.);

• нейроматематика и нейросистемы (теория формальных нейронных сетей, применение нейронных сетей для обучения, нейрокомпьютеры и т.п.);

• применение компьютеров в замкнутых совокупностях (модели настоящего времени, интеллектуальное управление, совокупности мониторинга и т. п.).

фундаментальные Базы информатики
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА Информация как семантическое свойство материи. эволюция и Информация в живой и неживой природе. Начало неспециализированной теории информации. Способы измерения информации, Макро- и микроинформация. Математические и информационные модели. Теория методов. Стохастические способы в информатике. Вычислительный опыт как методика научного изучения. знания и Информация. Семантические нюансы интеллектуальных информационных систем и процессов. Информационные совокупности ИИ. Способы представления знаний. творчество и Познание как информационные процессы. Теория и проектирования и методы разработки информационных технологий и систем.
СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБРАБОТКИ, ПЕРЕДАЧИ и Отображения ДАННЫХ Персональные компьютеры. Рабочие станции. отображения ввода/информации и Устройства вывода. Аудио- и видеосистемы, совокупности мультимедиа. Сети ЭВМ. Средства связи и компьютерные телекоммуникационные совокупности.
ПРОГРАММНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СИСТЕМНЫЕ среды и Операционные системы. Совокупности и языки программирования. Сервисные оболочки, совокупности интерфейса пользователя. Программные средства межкомпьютерной связи (совокупности теледоступа), вычислительные и информационные среды.
РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ Текстовые и графические процессоры. Совокупности управления базами данных. Процессоры электронных таблиц. Средства моделирования объектов, процессов, совокупностей. форматы представления и Информационные языки данных и знаний; словари; классификаторы; тезаурусы. Средства зашиты информации от несанкционированного доступа и разрушения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ориентиро- ВАННЫХ Издательские совокупности. Совокупности реализации разработок автоматизации расчетов, проектирования, обработки данных (учета, планирования, управления, анализа, статистики и т.д.). Совокупности ИИ (базы знаний, экспертные совокупности, диагностические, обучающие и др.).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РАЗРАБОТКИ Ввода/вывода, сбора, хранения, обработки и передачи данных. Подготовки текстовых и графических документов, техдокументации. коллективного использования и Интеграции разнородных информационных ресурсов. Защиты информации. Программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, совокупностями).
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества. проблемы становления — и Информационное общество закономерности и развития. Информационная инфраструктура общества. Неприятности информационной безопасности. Новые возможности развития личности в информационном обществе. Неприятности демократизации в пути и информационном обществе их решения. информационная безопасность и Информационная культура личности.

Рис. 2.2. Структура предметной области информатики

Для сферы образования очень значительно адекватное определение предметной области информатики, отражающей все фундаментальные базы данной области научного знания. На рис. 2.2 воспроизведена структура предметной области «Информатика» в той интерпретации, которая была представлена в Национальном докладе РФ на II Интернациональном Конгрессе ЮНЕСКО «информатика и Образование» [31].

Эта структурная схема включает четыре раздела: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные разработки, социальная информатика. Наряду с этим теоретическая информатика включает философские базы информатики, математические и алгоритмы и информационные модели, и проектирования и методы разработки информационных технологий и систем. Как отмечает К. К. Колин, «в состав курса в первый раз включены вопросы, которые связаны с изучением социально-экономических качеств информатизации общества, каковые являются только актуальными и все больше выдвигаются на первый замысел самим ходом развития общества. Исходя из этого такие ответственные понятия, как «информационные ресурсы», «информационная среда» и «информационная инфраструктура общества», и его «информационная безопасность» и «информационный потенциал», станут дешёвыми для тех слушателей, каковые удачно изучат предлагаемый базисный курс информатики. Это крайне важно в условиях, в то время, когда глобальный процесс информатизации общества все более деятельно воздействует на его социальные и экономические структуры, на положение и роль в обществе самого человека» [11, с. 80].

Информатика как учебный

Предмет в школе

Школьный учебный предмет информатики не имеет возможности включать всего того многообразия сведений, каковые составляют содержание деятельно развивающейся науки информатики. Одновременно с этим школьный предмет, делая общеобразовательные функции, обязан отражать в себе самые общезначимые, сведения и фундаментальные понятия, раскрывающие существо науки, вооружать обучающихся знаниями, умениями, навыками, нужными для изучения баз вторых наук в школе, и подготавливающими парней к будущей жизни и практической деятельности в современном информационном обществе.

Среди правил формирования содержания неспециализированного образования современная дидактика выделяет противоположности и принцип единства логики учебного предмета и науки. Как отмечает в данной связи Б.Т.Лихачев, «противоположности и идея единства логики конструирования и логики науки учебного предмета обусловлена тем, что наука начинается в несоответствиях. Она пробивает себе дорогу через толщу предрассудков, совершает скачки вперед, топчется на месте а также отступает.

Педагогическая логика содержания учебного предмета учитывает логику развития главных категорий, понятий данной науки. Вместе с тем психологи и педагоги руководствуются необходимостью учета возрастных изюминок освоения материала школьниками, организуют его на базе как восхождения от абстрактного к конкретному, так и от конкретного к абстрактному» [23, с. 378]. Поэтому событием приходится констатировать, что на ходе формирования школьного учебного предмета информатики отражается очень малая временная расстояние между происхождением информатики как независимой отрасли науки и включением в практику массовой общеобразовательной школы соответствующего ей нового учебного предмета — около 10—15 лет. По данной причине определение содержания школьного курса информатики есть весьма сложной задачей, на ответе которой продолжает деятельно сказываться процесс становления самой базисной науки информатики. Неприятность кроме этого и в том, что кроме того целесообразность введения в школу отдельного предмета информатики не есть неоспоримой — существуют доводы (выдвигаемые как зарубежными, так и отечественными экспертами), каковые говорят о том, что таковой путь не есть единственным и неоспоримым (см., к примеру, [29, 30, 35] и др.). Вопрос в конечном счете содержится в следующем: чего в новом общеобразовательном знании больше — того, что должно составить отдельный учебный предмет для общеобразовательной школы, либо того, что может (либо должно) быть неразрывно связано с технологией и содержанием изучения всех школьных предметов? 42

Для ответа на данный вопрос обратимся к общедидактическому анализу неприятности развития содержания неспециализированного среднего образования, данному B.C. Ледневым [19, 20]. В следствии долгого теоретического и экспериментального изучения, начатого еще в начале 60-х гг. прошлого века, было обнаружено, что фундаментальные базы кибернетического знания будут составной частью содержания неспециализированного школьного образования и что для ответа этого вопроса требуется введение в совокупность школьных дисциплин отдельного учебного курса. Основываясь на общекибернетической природе нового знания, сначала собственного изучения В.С.Леднев для наименования нового школьного предмета применяет термин «кибернетика», но, для данного рассмотрения это событие можно считать непринципиальным. Разглядим сущность неприятности подробнее (см. кроме этого [18, 21, 22]).

Появление кибернетики как науки, изучающей неспециализированные закономерности информационных процессов управления, стало наиболее значимым шагом в познании окружающего мира. Как подчеркивал А. П. Ершов, «познание единой природы информации за установлением единой энергии и природы вещества стало наиболее значимым шагом к постижению материального единства мира» [8, с. 30]. Основываясь на этих же общенаучных представлениях о двух типах организации материальных совокупностей — физическом (вещественно-энергетическом) и кибернетическом (антиэнтропийным) [20, с. 85], В.С.Леднев разбирает два последовательности наук:

• науки, изучающие вещественно-энергетическую организацию материи (химия, космология, физика);

• науки, изучающие кибернетическую (антиэнтропийную) организацию материи (кибернетика, биология, комплекс антропологических наук, обществознание, техникознание).

Наряду с этим физика и кибернетика (любая из них в собственной группе) относятся к категории аспектных наук, т.е. наук, исследующих самые общие закономерности соответственно вещественно-энергетического и кибернетического подходов к изучению действительности. На данной же базе складывается и концепция структуры содержания неспециализированного среднего образования. В соответствии с данной концепции, например, выделяются две группы общеобразовательных учебных дисциплин, каковые изучают два главных нюанса организации окружающего мира: вещественно-энергетический и кибернетико-информационный. Любая их этих групп предметов есть совокупностью со своим системным элементом. При вещественно-энергетического нюанса таким системным предметом есть физика, при кибернетико-ин-формационного нюанса — кибернетика (информатика). на данный момент-тико-информационная картина мира формируется фактически всеми школьными предметами, но лишь курс кибернетики (информатики) способен подытожить и обобщить полученные обучающимися знания, т.е. выступить в качестве системного фактора [22].

Так, основываясь на обрисованной выше концепции научной картины мира и исходя из того, что комплект необходимых учебных предметов предопределяется двумя факторами — обобщенной структурой объекта и структурой деятельности изучения [20, с. 108 —109], В.С.Леднев делает основополагающий вывод об необходимом списке учебных общеобразовательных предметов, в число которых включается и кибернетика. Наряду с этим вышеуказанные два фактора объективен , что растолковывает стабильность структуры неспециализированного среднего образования. Появление в данной структуре новых устойчивых учебных предметов возможно позвано только значительными трансформациями в научной картине мира и сменой главного вида деятельности. Очень любопытно, что курс кибернетики (информатики)— единственный новый общеобразовательный учебный предмет, появившийся в двадцатом веке, все остальные учебные предметы для сферы неспециализированного образования — продукт XIX века.

Ответственным в разглядываемой проблеме есть вопрос о том, как изучать информатику в общеобразовательной школе — в отдельном учебном курсе, как дисциплину в составе одного из уже имеющихся направлений либо целесообразнее рассредоточить учебный материал по информатике среди последовательности учебных дисциплин. Разглядывая данный же вопрос применительно к общеобразовательному курсу кибернетики, В.С.Леднев приводит следующие доводы в пользу отдельного учебного курса [19, с. 213].

Кифик Н.Ю.Методика преподавания истории.Предмет,задачи и основные факторы методики преподавания


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: