Практическая работа №1 решение задач на масштабы

ОТЧЁТНЫЕ РАБОТЫ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ БАЗЫ ГЕОДЕЗИИ

Принял: преподаватель____ должность ____________ Гусарова С.А. подпись Ф.И, О. Выполнил: студент группы С-251 ____________ подпись Ф.И, О.

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

№ и тема практической работы Дата проведения контроля Оценка
Первая защита Вторая защита
Практическая работа № 1 Ответ задач на масштабы
Практическая работа № 2 Чтение топографического замысла
Практическая работа №3 Чтение рельефа по замыслу (карте).
Практическая работа №4 Определение ориентирных углов линий по замыслу
Практическая работа №5 Определение прямоугольных координат точек
Практическая работа №6 Обработка линейных измерений
Лабораторная работа №1 Изучение теодолита
Лабораторная работа №2 Измерение горизонтальных углов
Лабораторная работа №3 Измерение вертикальных углов
Лабораторная работа №4 Изучение нивелира
Практическая работа №7 Обработка результатов нивелирования
Практическая работа №8 Вычислительная обработка теодолитного хода
Практическая работа №9 Нанесение точек теодолитного хода на замысел
Практическая работа №10 Обработка издания нивелирного хода
Практическая работа №11 Построение профиля

Студент группы С-251:

Учитель: Гусарова Светлана Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Практическая работа № 1 Ответ задач на масштабы
Практическая работа № 2 Чтение топографического замысла
Практическая работа №3 Чтение рельефа по замыслу (карте) .
Практическая работа №4 Определение ориентирных углов линий по замыслу
Практическая работа №5 Определение прямоугольных координат точек
Практическая работа №6 Обработка линейных измерений
Лабораторная работа №1 Изучение теодолита
Лабораторная работа №2 Измерение горизонтальных углов
Лабораторная работа №3 Измерение вертикальных углов
Лабораторная работа №4 Изучение нивелира
Практическая работа №7 Обработка результатов нивелирования
Практическая работа №8 Вычислительная обработка теодолитного хода
Практическая работа №9 Нанесение точек теодолитного хода на замысел
Практическая работа №10 Обработка издания нивелирного хода
Практическая работа №11 Построение профиля

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для закрепления теоретических знаний и для приобретения нужных практических умений учебной программой дисциплины «Базы геодезии» предусматриваются лабораторные и практические работы, каковые проводятся по окончании изучения соответствующей темы на лекционных занятиях.

направляться обратить внимание студента на то, что перед решением задач по каждой из тем Вы должны изучить соответствующие разделы из рекомендованного Вам книжки (учебного пособия) и/либо материалы лекций.

В случае, если работа сдана позднее установленного срока, то она должна быть защищена на консультациях.

К данному пособию прилагается лист контроля, что заполняется учителем по окончании исполнения каждой практической работы.

Работы должны быть выполнены бережно. За неосторожность оценка может быть уменьшена.

В следствии выполнения и изучения дисциплины данных лабораторных, практических работ студент обязан

знать:

сущность главных геодезических понятий,

устройство и типы главных геодезических устройств

мочь:

просматривать карту, определять по карте длины и ориентирные углы проектных линий;

Применять мерный набор для измерения длин линий, теодолит для измерения горизонтальных и вертикальных углов, нивелир для измерения превышений; по известным координатам определять положение проектной точки на местности в плане и по высоте инструментальными способами

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Задача №3

а) Выясните точность масштабов:

1:10000 tm=

1:50000 tm=

1:1000 tm=

1:500 tm=

б) Точность масштаба карты (замысла) равна:

tm1=0,5м; t2=0,05M; t3=___ ___; t4=_______;

Выясните масштаб карты (замысла) .

1/М1=______; 1/М2=_______; 1 /МЗ=_______; 1/М4=_______;

Рисунок 1

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Задача №4 На карте масштаба 1:10000 (рис. 1) продемонстрирован раствор измерителя, равный расстоянию между двумя точками карты KL. Применяя нижеприведенный график линейного масштаба (рис.2), выясните длины горизонтальных приложений линий местности для всех вариантов.

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Рисунок 2

Задача №5 На графике поперечного масштаба (рис.3) с основанием равным 2 см., утолщенными линиями с номерами, обозначен раствор измерителя, равный расстоянию между двумя точками карты

Рисунок 3
Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Выясните длины горизонтальных проложений линий местности для следующих вариантов:

I вариант, масштаб 1:10000 II вариант, масштаб 1:5000
направляться1= S1=
S2= S2=
S5= S5=
S= S=
Ш вариант, масштаб 1:2000 S1= IV вариант, масштаб 1: S1=
S2= S2 =
S5= S5 =
S= S=

Указание: в начале выясните расстояния на местности (в соответствующем масштабе) для отрезков 0-2; а1в1; а2в2; аЗвЗ.

Задача №6 Выстройте диаграмму масштаба 1:2000 на чертежной бумаге с основанием 2,5 см; число делений по основанию и по высоте принять равным 10 (n=m=10). Подпишите деления по высоте и основанию (через одно). Диаграмму приклеить, на покинутое ниже место.

Масштаб 1:2000

Практическая работа №2 Чтение топографического замысла

Задача №1Изучите условные символы, имеющиеся на выданной Вам топографической карте, пользуясь
таблицей условных знаков, в соответствии с их подразделением на 4-е группы: 1-я — контурные
условные символы;

2-я — внемасштабные условные символы;

3-я — линейные условные символы;

4-я — поясняющие надписи и условные знаки.

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Выберите по 3 условных символа из каждой группы, скопируйте их, в отведенных для этого
прямоугольниках, и подпишите рядом с прямоугольником названиго условного символа.

Практическая работа №3 Чтение рельефа по замыслу (карте)

Задача №1 Изучите рельеф, представленный на Вашей карте горизонталями.

Обнаружьте карте пять главных форм рельефа. Скопируйте по каждой форме одну самая характерную. Подпишите в соответствии с правилами высоты горизонталей, поставьте скат штрихи. Совершите характерные линии водораздела (линии и рельефа водотока).

Главные формы рельефа.

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Практическая работа №4 Определение ориентирных углов линий по замыслу

Задача №1. а) Выяснить румб линии r по известному азимуту А. Вычертить схему А = 333 ° 28 ?
б) Выяснить азимут линии А по известному румбу линии r. Вычертить схему r = СВ:74 ° 55 ?
Задача №2. а) Выяснить румб линии r по известному дирекционному углу. Вычертить схему ? = 101° 06 ?
б) Выяснить дирекционный угол ?по известному румбу линииr.Вычертить схему r = СЗ:74 ° 55 ?
Задача №3. а) Выяснить румб линии r по известному азимуту А. Вычертить схему А = 156 ° 18 ?
б)Выяснить румб линии r по известному дирекционному углу ?. Вычертить схему ? = 234 ° 17 ?
Задача 4.Продемонстрируйте на одном чертеже: азимут географический (подлинный), азимут магнитный, дирекционный угол линии юго-западного направления, в случае, если склонение магнитной стрелки восточное, а сближение меридианов западное.

Задача №1 На учебной топографической карте учителем кружками с наколами обозначены вершины замкнутой фигуры, именуемой в геодезии полигон. Прочертить карандашом (по линейке) прямыми линиями стороны полигона. Составить, схематический чертеж полигона.

Пример составления схемы продемонстрирован на рисунке 4

Рисунок 4

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Задача №2 Измерить геодезическим транспортиром внутренние углы полигона, округляя отчеты до 5*.

Выписать результаты измерения углов на составленную Вами схему полигона, расположив надписи как указано на примере.

Вычислить практическую сумму измеренных углов:

??1=?1+……+?4

и теоретическую сумму углов по формуле ??0= 180(n-2), где n-число углов в полигоне.

Вычислить разность ??1-?0=f? именуемую в геодезии невязкой.

Сравнить взятую невязку с допустимой f?аi определяемую по формуле: f?аi = l5v n

Схема полигона.

Задача №3 Посредством геодезического транспортира измерить на учебной карте дирекционный угол и географический азимут стороны полигона 1-2. Вычислить азимут магнитный. Величину склонения магнитной стрелки вычислить согласно данным карты.

Все измеренные и вычисленные размеры продемонстрировать на схематическом чертеже (пример составления схематического чертежа дан на рисунке 5

Рисунок 5

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Указания к исполнению. Для измерения географического азимута нужно через точку 1 совершить географический меридиан. В случае, если лист карты неполный, то нужно параллельно перенести в т. 1 линию рамки (это подлинный, географический меридиан). Совершенно верно так же перенести в т. 1 линию, параллельную координатной сетке.

Схематический чертеж.

Задача №4 Применяя измеренные внутренние углы полигона и принимая дирекционный угол стороны 1-2 за исходный, вычислить последовательно дирекционные углы всех сторон полигона по формуле передачи дирекционного угла.

? i+1 = ? i+l80-?i., где ?; — правый по ходу угол.

Вычисление дирекционных углов сторон полигона вести по ходу часовой стрелки. По значениям дирекционных углов вычислить румбы сторон полигона и выписать их значения на схематический чертеж полигона (см. пример, рис.6). Пример. Первым дирекционным углом, подлежащим вычислению будет ? 2-3 .Тогда

? 2-3 = ? 1-2+180- ? 2 .

Дирекционный угол линии 1-2 (см. рис.5) взяли равный ? 1-2= 930 00′, горизонтальный угол см. рис.5) взяли равным В2= 110° 30′, и графическая иллюстрация задачи имеет форму:

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Следовательно,

? 2-3= ? l-2+1800-B2=93000′ + 180° — 110°30’= 162°30′, а румб линии 2-3 – r 2-3=180°-162°30’=ЮВ: 17°30′

Рисунок 6

Значения дирекционных углов

измеренный угол ?1-2 =
? 2-3 =
r 2-3 =
? 3-4 =
r 3-4 =
? 4-1 =
r 4-1 =
вычисленный угол ?1-2 =
r 1-2=

Контроль: вычисленный угол ?1-2 = измеренному углу ?1-2

ОТЧЁТНЫЕ РАБОТЫ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ БАЗЫ ГЕОДЕЗИИ

Принял: преподаватель____ должность ____________ Гусарова С.А. подпись Ф.И, О. Выполнил: студент группы С-251 ____________ подпись Ф.И, О.

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

№ и тема практической работы Дата проведения контроля Оценка
Первая защита Вторая защита
Практическая работа № 1 Ответ задач на масштабы
Практическая работа № 2 Чтение топографического замысла
Практическая работа №3 Чтение рельефа по замыслу (карте).
Практическая работа №4 Определение ориентирных углов линий по замыслу
Практическая работа №5 Определение прямоугольных координат точек
Практическая работа №6 Обработка линейных измерений
Лабораторная работа №1 Изучение теодолита
Лабораторная работа №2 Измерение горизонтальных углов
Лабораторная работа №3 Измерение вертикальных углов
Лабораторная работа №4 Изучение нивелира
Практическая работа №7 Обработка результатов нивелирования
Практическая работа №8 Вычислительная обработка теодолитного хода
Практическая работа №9 Нанесение точек теодолитного хода на замысел
Практическая работа №10 Обработка издания нивелирного хода
Практическая работа №11 Построение профиля

Студент группы С-251:

Учитель: Гусарова Светлана Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Практическая работа № 1 Ответ задач на масштабы
Практическая работа № 2 Чтение топографического замысла
Практическая работа №3 Чтение рельефа по замыслу (карте) .
Практическая работа №4 Определение ориентирных углов линий по замыслу
Практическая работа №5 Определение прямоугольных координат точек
Практическая работа №6 Обработка линейных измерений
Лабораторная работа №1 Изучение теодолита
Лабораторная работа №2 Измерение горизонтальных углов
Лабораторная работа №3 Измерение вертикальных углов
Лабораторная работа №4 Изучение нивелира
Практическая работа №7 Обработка результатов нивелирования
Практическая работа №8 Вычислительная обработка теодолитного хода
Практическая работа №9 Нанесение точек теодолитного хода на замысел
Практическая работа №10 Обработка издания нивелирного хода
Практическая работа №11 Построение профиля

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для закрепления теоретических знаний и для приобретения нужных практических умений учебной программой дисциплины «Базы геодезии» предусматриваются лабораторные и практические работы, каковые проводятся по окончании изучения соответствующей темы на лекционных занятиях.

направляться обратить внимание студента на то, что перед решением задач по каждой из тем Вы должны изучить соответствующие разделы из рекомендованного Вам книжки (учебного пособия) и/либо материалы лекций.

В случае, если работа сдана позднее установленного срока, то она должна быть защищена на консультациях.

К данному пособию прилагается лист контроля, что заполняется учителем по окончании исполнения каждой практической работы.

Работы должны быть выполнены бережно. За неосторожность оценка может быть уменьшена.

В следствии выполнения и изучения дисциплины данных лабораторных, практических работ студент обязан

знать:

сущность главных геодезических понятий,

устройство и типы главных геодезических устройств

мочь:

просматривать карту, определять по карте длины и ориентирные углы проектных линий;

Применять мерный набор для измерения длин линий, теодолит для измерения горизонтальных и вертикальных углов, нивелир для измерения превышений; по известным координатам определять положение проектной точки на местности в плане и по высоте инструментальными способами

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Практическая работа №1 Ответ задач на масштабы

Масштаб — это отношение длины линии на карте, замысле (чертеже) Sp к длине горизонтального приложения соответствующей линии в натуре (на местности) Sm.

Численный масштаб — 1/ М, верная дробь, у которой числитель равен 1, а знаменатель М показывает во какое количество раз уменьшены линии местности если сравнивать с замыслом.

К примеру, масштаб 1:10000 свидетельствует, что все линии местности уменьшены в 10000 раз, т.е. 1 см замысла соответствует 10000 см на местности

либо 1 см замысла = 100 м на местности,

либо 1 мм замысла = 10 м на местности.

Следовательно, зная длину отрезка Sp замысла по формуле Sm=Sp*M возможно вычислить длину линии на местности либо по формуле Sp= Sm:M выяснить длину отрезка на замысле.

К примеру, протяженность линии на местности 252 м; масштаб замысла 1:10000. Тогда протяженность линии на замысле Бр=252м : 10000=0,0252м = 25,2мм.

И обратно, протяженность отрезка на замысле равна 8,5 мм; масштаб замысла 1:5000. Требуется выяснить длину линии местности. Она будет 8,5 мм ? 5000 = 42,5м.

Задача №1 Вычислите длину линии на местности Sm, для данных, приведенных в таблице 1. Результаты запишите в соответствующую графу таблицы 1.

Таблица 1.
Масштаб карты Протяженность отрезка на карте, мм Протяженность линии на местности Sm, м Масштаб карты Протяженность отрезка на замысле, мм Протяженность линии на местности, м
1:10000 62,5 1:1000
1:25000 20,2 1:500
1:5000 12,5 1:2000
1:50000 6,2 1:5000
Таблица 2.
Масштаб карты Протяженность отрезка на карте, мм Протяженность линии на местности Sm, м Масштаб карты Протяженность отрезка на замысле, мм Протяженность линии на местности, м
1:2000 80,4 1:50000
1:5000 380,5 1:1000
1:10000 1:500
1:25000 1:2000

Довольно часто в геодезической практике приходится определять масштабы аэроснимков. Для этого измеряют длину отрезка на аэроснимке и длину горизонтального проложения данной линии на местности. После этого, применяя определение масштаба, вычисляют масштаб.

К примеру: протяженность отрезка на аэроснимке 2.21 см.; протяженность горизонтального проложения данной линии на местности 428,6 м.

Тогда, в соответствии с определению:

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Задача №2Выясните масштабы аэроснимков, согласно данным приведенным в таблице 3. результаты записать в соответствующую графу таблицы 3

Таблица 3

№п/п Протяженность горизонтального приложения на местности м Протяженность отрезка на аэроснимке Отношение в соответствующих единицах Масштаб аэроснимка
625 м 62,5 мм 62,5 мм /625000мм 1:10000
525 м 5,25 см
125,5 м 2,51 см
62,2 м 31,1 см

Точность масштаба.

Длины линий на местности, соответствующие 0,1 мм карты (замысла) именуется точностью масштаба — tm. Это величина, характеризующая точность определения длин линий по карте (замыслу). К примеру: точность масштаба 1:25000 равна 2,5 м.

Расчет возможно вести следующим образом:

в 1 см — 250м;

в 1 мм — 25 м;

в 0,1 мм-2,5 м

либо to =0,1мм* 25000=2,5 м.

Задача №3

а) Выясните точность масштабов:

1:10000 tm=

1:50000 tm=

1:1000 tm=

1:500 tm=

б) Точность масштаба карты (замысла) равна:

tm1=0,5м; t2=0,05M; t3=___ ___; t4=_______;

Выясните масштаб карты (замысла) .

1/М1=______; 1/М2=_______; 1 /МЗ=_______; 1/М4=_______;

Рисунок 1

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Задача №4 На карте масштаба 1:10000 (рис. 1) продемонстрирован раствор измерителя, равный расстоянию между двумя точками карты KL. Применяя нижеприведенный график линейного масштаба (рис.2), выясните длины горизонтальных приложений линий местности для всех вариантов.

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Рисунок 2

Задача №5 На графике поперечного масштаба (рис.3) с основанием равным 2 см., утолщенными линиями с номерами, обозначен раствор измерителя, равный расстоянию между двумя точками карты

Рисунок 3
Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Выясните длины горизонтальных проложений линий местности для следующих вариантов:

I вариант, масштаб 1:10000 II вариант, масштаб 1:5000
S1= S1=
S2= S2=
S5= S5=
S= S=
Ш вариант, масштаб 1:2000 S1= IV вариант, масштаб 1: S1=
S2= S2 =
S5= S5 =
S= S=

Указание: в начале выясните расстояния на местности (в соответствующем масштабе) для отрезков 0-2; а1в1; а2в2; аЗвЗ.

Задача №6 Выстройте диаграмму масштаба 1:2000 на чертежной бумаге с основанием 2,5 см; число делений по основанию и по высоте принять равным 10 (n=m=10). Подпишите деления по высоте и основанию (через одно). Диаграмму приклеить, на покинутое ниже место.

Масштаб 1:2000

Практическая работа №2 Чтение топографического замысла

Задача №1Изучите условные символы, имеющиеся на выданной Вам топографической карте, пользуясь
таблицей условных знаков, в соответствии с их подразделением на 4-е группы: 1-я — контурные
условные символы;

2-я — внемасштабные условные символы;

3-я — линейные условные символы;

4-я — поясняющие надписи и условные знаки.

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Выберите по 3 условных символа из каждой группы, скопируйте их, в отведенных для этого
прямоугольниках, и подпишите рядом с прямоугольником названиго условного символа.

Практическая работа №3 Чтение рельефа по замыслу (карте)

Задача №1 Изучите рельеф, представленный на Вашей карте горизонталями.

Обнаружьте карте пять главных форм рельефа. Скопируйте по каждой форме одну самая характерную. Подпишите в соответствии с правилами высоты горизонталей, поставьте скат штрихи. Совершите характерные линии водораздела (линии и рельефа водотока).

Главные формы рельефа.

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Практическая работа №4 Определение ориентирных углов линий по замыслу

Задача №1. а) Выяснить румб линии r по известному азимуту А. Вычертить схему А = 333 ° 28 ?
б) Выяснить азимут линии А по известному румбу линии r. Вычертить схему r = СВ:74 ° 55 ?
Задача №2. а) Выяснить румб линии r по известному дирекционному углу. Вычертить схему ? = 101° 06 ?
б) Выяснить дирекционный угол ?по известному румбу линииr.Вычертить схему r = СЗ:74 ° 55 ?
Задача №3. а) Выяснить румб линии r по известному азимуту А. Вычертить схему А = 156 ° 18 ?
б)Выяснить румб линии r по известному дирекционному углу ?. Вычертить схему ? = 234 ° 17 ?
Задача 4.Продемонстрируйте на одном чертеже: азимут географический (подлинный), азимут магнитный, дирекционный угол линии юго-западного направления, в случае, если склонение магнитной стрелки восточное, а сближение меридианов западное.

Задача №1 На учебной топографической карте учителем кружками с наколами обозначены вершины замкнутой фигуры, именуемой в геодезии полигон. Прочертить карандашом (по линейке) прямыми линиями стороны полигона. Составить, схематический чертеж полигона.

Пример составления схемы продемонстрирован на рисунке 4

Рисунок 4

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Задача №2 Измерить геодезическим транспортиром внутренние углы полигона, округляя отчеты до 5*.

Выписать результаты измерения углов на составленную Вами схему полигона, расположив надписи как указано на примере.

Вычислить практическую сумму измеренных углов:

??1=?1+……+?4

и теоретическую сумму углов по формуле ??0= 180(n-2), где n-число углов в полигоне.

Вычислить разность ??1-?0=f? именуемую в геодезии невязкой.

Сравнить взятую невязку с допустимой f?аi определяемую по формуле: f?аi = l5v n

Схема полигона.

Задача №3 Посредством геодезического транспортира измерить на учебной карте дирекционный угол и географический азимут стороны полигона 1-2. Вычислить азимут магнитный. Величину склонения магнитной стрелки вычислить согласно данным карты.

Все измеренные и вычисленные размеры продемонстрировать на схематическом чертеже (пример составления схематического чертежа дан на рисунке 5

Рисунок 5

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Указания к исполнению. Для измерения географического азимута нужно через точку 1 совершить географический меридиан. В случае, если лист карты неполный, то нужно параллельно перенести в т. 1 линию рамки (это подлинный, географический меридиан). Совершенно верно так же перенести в т. 1 линию, параллельную координатной сетке.

Схематический чертеж.

Задача №4 Применяя измеренные внутренние углы полигона и принимая дирекционный угол стороны 1-2 за исходный, вычислить последовательно дирекционные углы всех сторон полигона по формуле передачи дирекционного угла.

? i+1 = ? i+l80-?i., где ?; — правый по ходу угол.

Вычисление дирекционных углов сторон полигона вести по ходу часовой стрелки. По значениям дирекционных углов вычислить румбы сторон полигона и выписать их значения на схематический чертеж полигона (см. пример, рис.6). Пример. Первым дирекционным углом, подлежащим вычислению будет ? 2-3 .Тогда

? 2-3 = ? 1-2+180- ? 2 .

Дирекционный угол линии 1-2 (см. рис.5) взяли равный ? 1-2= 930 00′, горизонтальный угол см. рис.5) взяли равным В2= 110° 30′, и графическая иллюстрация задачи имеет форму:

Практическая работа №1 решение задач на масштабы

Следовательно,

? 2-3= ? l-2+1800-B2=93000′ + 180° — 110°30’= 162°30′, а румб линии 2-3 – r 2-3=180°-162°30’=ЮВ: 17°30′

Рисунок 6

Значения дирекционных углов

измеренный угол ?1-2 =
? 2-3 =
r 2-3 =
? 3-4 =
r 3-4 =
? 4-1 =
r 4-1 =
вычисленный угол ?1-2 =
r 1-2=

Контроль: вычисленный угол ?1-2 = измеренному углу ?1-2

Работа с топографической картой (часть 1 из 5)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: