Традиции и обычаи некоторых праздников россии

Пригодилось много лет, дабы православные праздничные дни, сформировавшиеся в иных социальных условиях и на чуждой русским этнокультурной земле, вобрав в себя разные элементы древнерусских дохристианских празднеств, переосмысленных православной церковью, купили новую стали и этническую окраску главными в торжественной культуре русского народа. Но абсолютно вытеснить из народной памяти древние обычаи, верования и обряды Церковь так и не смогла.

Среди местных праздничных дней у русских преобладали церковные. Самый чтимыми из них были престольные. Наровне с Пасхой они считались в народе главными праздниками и назывались еще годовыми либо громадными.

Особенно многолюдными и разгульными храмовые праздничные дни бывали в сельской местности. К ним старались возвратиться к себе либо хотя бы приехать на побывку отходники, ушедшие на дальние доходы.

Престольные праздничные дни были приурочены к дням освящения храмов, воспоминаний о событиях священной истории либо явлений икон и памяти святых, в честь которых были сооружены их приделы и храмы. Распространяться в Киевской Руси они стали с ХIII века. К середине ХVIII века число их достигло, по всей видимости, нескольких тысяч.

В городах, где во второй половине XVIII века в большинстве случаев компактно селились представители не только одного сословия, но часто и одной профессии, храмовые праздничные дни иногда получали темперамент опытных.

В сельской местности храмовые праздничные дни, в один момент справляли обитатели всех селений, входящих в волость. В громадных приходах Вологодской, Костромской, и некоторых вторых губерний, а также в Сибири, престольные праздничные дни имели возможность продолжаться несколько недель, в течение которых храмовый праздник «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «собственный» сутки.

Церковный ритуал престольных праздничных дней, и в столицах и в самом отдаленном от нее селении, варьировался мало. В храмовые праздничные дни в сельской местности по окончании торжественного богослужения (обедни) по всем селениям прихода совершался крестный движение. В городах крестный движение по окончании литургии совершался около храма, время от времени между одноименными храмами либо из близлежащих храмов

уличные гулянья и Приём гостей везде имели собственные особенности. Во второй половине XVIII века храмовые праздничные дни (в осеннюю пору и зимний период) в большинстве случаев длились пять-семь дней, позднее, в большинстве случаев, не более трех дней.

Говоря о церковных календарных праздниках, нельзя не упомянуть и об обетных праздниках. Эти праздничные дни, в отличие от престольных, устанавливались самими мирянами по обету (обет — обещание, обязательство, принятое из религиозных побуждений, при спасения от какого-либо бедствия).

Обетные праздничные дни (другие заглавия — заветные, богомолье, молебствие, мoльба, канун, оброчные либо обещанные дни) были очень разнородными по происхождению, времени степени и учреждения стабильности. Обетный праздник имел возможность отмечаться всем городом, одним из его районов либо одной улицей

Большая часть обетных праздничных дней были «в числе», т.е. с каждым годом отмечались в одинаковый сутки календаря. Значительно чаще праздник продолжался от одного до трех дней. В обетные праздничные дни запрещалась каждая работа из опасения нажить ту же беду. Среди местных праздничных дней, установленных самими мирянами, наровне с обетными, богоугодными по собственной сущности, были и такие, где церковному ритуалу отводилась второстепенная роль. У крестьян это, в первую очередь съезжие праздничные дни. Другие их заглавия — гостиные, званые. Справлялись они обитателями всех селений волости попеременно в соответствии с установившейся традицией.

Длительность этих праздничных дней, как и престольных, была разной и колебалась от одного-двух до семи дней. Справлялись они в любое время года.

Торжественные циклы соединяет между собой цепочка малых праздников и ежедневных средних («полупраздников»), наблюдений и календарных примет, зарифмованных в присловья и жестко привязанных к церковным святцам. Исходя из этого торжественные циклы неотделимы от земледельческого месяцеслова.

С принятием христианства богатейший опыт русских людей по освоению окружающей среды и природы был как бы по-новому «систематизирован» и сакрализован святыми православных святцев. Соответственно в народном календаре, сплошь складывающемся из рифмованных присловий, ежедневно стал узнаваем по той конкретной информации, которая в качестве «прозвища» закрепилась за конкретным святым: к примеру, Авдотья Малиновка, Луп Брусничник, Орина-Журавлиный Лёт, Савватий Пчельник.

Календарные праздничные дни, как и народный месяцеслов, такие же древние, как стар труд землепашца, скотовода, охотника. Вместе с мифами, былинами, сказками, праздники стали и народный месяцеслов хранителями души народа и сокровищ духа. Жизнь данной сокровищницы вечна, поскольку в ее основе — труд, праздник, поэтическое слово, забота об погибших продолжении и предках рода.

Пасха – самый громадный христианский праздник. Ее приход как бы открывал дверь в новую, возрожденную судьбу среди людей и в природе. Такое восприятие усиливалось и потому, что закончился долгий Великий пост и наступала Пасха — праздник общей эйфории и оживления. Встречая ее, все, кто лишь имел возможность, отправлялись на полунощницу и Крестный движение. Раньше проспавших пасхальную заутреню обливали водой.

Следом шел праздник во имя Троицы, что был введен в церковную практику в начале XV века святым Сергием Радонежским. Празднование Троицы совпало с древними семицкими празднествами. Сам праздник стал примером редкого единения христианской идеи с этническими обычаями. Среди них поминальные играются особенную роль. И в первую очередь те, что относились к заложным покойникам, т.е. людям, погибшим не собственной, «напрасною» смертью. Этих несчастных, погибших без покаяния и не разысканных родственниками, свозили в особые убогие дома — скудельники, буйвища, гноища. При императрице Елизавете в первой половине 50-ых годов восемнадцатого века убогие дома было приказано закрыть, но они просуществовали до начала царствования Екатерины II, а в отдельных местах до середины XIX века.

Череда весенних праздничных дней замыкалась играми и гуляньями на Всесвятской семь дней. В следующее по окончании Троицы воскресенье отмечается память всех святых. В данный сутки празднуется Всесвятское заговенье, либо заговенье на Петров пост. Крестьянские обряды этого дня посвящались проводам весны.

Троица в 2018 году. Традиции и обычаи праздника


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: