Эпоха возрождения

Те искания в искусстве и литературе Европы, каковые принято относить к эпохе ренесанса, либо Ренессанса, в различных государствах приходятся на различное время. В каждой стране они имеют собственные особенности. Но возможно заявить, что эпоха ренесанса — это время подъема культуры многих государств-членов Евросоюза, которое приблизительно охватывает два века — XV и XVI, а в Италии еще и XIV в.

В ту пору быстро росли города, народные веса выступали против феодалов. Развивалась торговля. Торговцы отправляли собственные суда в далекие плавания.

Растущей буржуазии весьма мешали всякие средневековые запреты. Показались люди, не хотевшие соглашаться с церковным учением о том, что жизнь на земле не должна интересовать человека, что его удел — отказываться от земных эйфорий во имя блаженства в загробном мире.

Люди, не согласные с учением церкви, наоборот, думали, что человек обязан стремиться тут, на земле, к настоящей судьбе, яркого содержания и полной радости. Гуманисты думали не о божественном, а о людской. Они верили в силу человека, призывали уважать его разум и красоту, прославляли отвагу его дел и смелость его мысли, черпали воодушевление в народной поэзии, обращались к собственному родному национальному языку.

Современники назвали этих людей «гуманистами» (от латинского слова «гуманус» — человеческий).

Первые гуманисты показались в Италии. И это ясно. В Италии раньше, чем в других государствах, отжило собственный век крепостное право, начали развиваться промышленность и торговля, выросли сильные города, показались первые наемные рабочие. Конкретно тут, в Италии, под натиском нового отступали ветхие порядки, а вместе с ними и ветхие средневековые идеи.

На земле Италии сохранилось довольно много монументов культуры древнего Рима, и старой Греции, каковые были вывезены ко мне еще во времена античности.

В монументах искусства и греческой древности и литературы римской гуманисты заметили изображение красивого, сильного, гармонически развитого человека. Благодаря деятельности гуманистов были отысканы, сохранены, изучены, возрождены идеи и произведения искусства древней древности. Из этого и происходит слово «Восстановление».

Но скоро это слово купило более широкий суть. Оно начало означать не только восстановление ветхих, но и рождение новых культурных сокровищ.

Эпоха ренесанса стала временем нового, искусства и невиданного расцвета литературы. Так о ней сообщил Фридрих Энгельс. А выдающихся людей ренесанса он назвал титанами «по силе мысли, страсти и характеру, по учёности и многосторонности».

Гуманисты были людьми неординарной, подчас безграничной широты заинтересованностей. Один из самых превосходных во всей истории примеров этого — Леонардо да Винчи. очень способный скульптор, теоретик и художник мастерства, он был наровне с этим математиком и выдающимся механиком. Леонардо да Винчи проектировал крепости и плотины, думал над секретом летания птиц и над устройством летательного аппарата тяжелее воздуха, писал басни и рассказы, высказывал предположения о происхождении гор, изобретал машины и станки. И он был неодинок в собственной многосторонности. Эпоха ренесанса знала и других людей, каковые совмещали в себе зодчего и поэта, либо философа и скульптора, либо врача и дипломата.

В этом очерке мы коротко охарактеризуем только одну сторону ренесанса — ее литературу и начнем с Италии — колыбели Восстановления.

Италия была отчизной группы прозаиков во главе с Джованни Боккаччо (1313—1375). Они писали рассказы, в которых зло высмеивали поповские выдумки о святых и чудесах, изобличали лицемерие монахов, отвергали средневековую проповедь отречения от судьбы. Храбрецами их рассказов были сильные, здоровые, радостные, умные люди, верные дружбе, могущие постоять за себя и собственную любовь. В этих в основном сатирических произведениях правдиво и без прикрас изображались нравы и быт Италии тех лет.

Куда более фантастическими, сказочными были итальянские поэмы позднего Восстановления (XVI в.). Но и в них воспевалась любовь, которая проходит через все опробования. В случае, если храбрецами этих произведений выступали красивые рыцари, то они были образованны, как гуманисты, и, подобно гуманистам, преклонялись перед красотой человека. В поэмах, в особенности в «Неистовом Роланде» Ариосто (1474— 1533), все было освещено броским светом весёлых идей Восстановления. (О великом итальянском поэте Данте и о втором превосходном поэте—Петрарке см. ст. «Данте Алигьери» и «Франческо Петрарка».)

В Германии в эпоху ренесанса деятелям новой, передовой литературы было нужно выдержать тяжелые битвы с церковниками — неприятелями гуманистической науки. Несколько превосходных германских писателей объединилась, дабы в сатирической книге «Письма чёрных людей» высмеять просвещения и врагов разума. Эта книга представляла собой как бы собрание писем ученых невежд, мракобесов средневековья.

Для народа в эти годы писал собственные простые и пьесы и весёлые стихи сапожных дел поэт и мастер Ганс Сакс.

броским был расцвет литературы в эпоху ренесанса во Франции. Тут жил и творил Франсуа Рабле, создавший известный роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором высказал мечту о сильном, храбром, всесторонне грамотном, свободном от средневековых предрассудков человеке (см. ст. «Франсуа Рабле»), Во Франции трудилась несколько поэтов, которую именовали «Плеядой». Она очень много сделала для совершенствования родного языка, вдохновенно прославила сильные человеческие эмоции.

Деятельность гуманистов во Франции, да и не только во Франции, потребовала громадного мужества. Многие из них подвергались преследованиям со стороны реакционных сил, находившихся на страже прошлого. Особенно преследовала гуманистов церковь. Некоторым из них стремление и жажда знаний распространить эти знания стоили судьбе. книгоиздатель и Французский учёный Этьен Доле был сожжен на костре, писатель-сатирик Деперье, затравленный неприятелями, покончил с собой.

Идеи Восстановления перешагнули и через Пиренейские горы. В романе «Дон Кихот» Мигель Сервантес высмеял безлюдное фантазерство средневековых произведений о рыцарях, феях и волшебниках. Но этим не ограничивается содержание его романа. Пускай Дон Кихот — чудак, мечтатель, фантазер. Сервантес не только смеется над ним. Он прославляет в образе Дон Кихота человека, неутомимого в рвении к справедливости и подвигу (см. ст. «Мигель Сервантес»),

Младшим современником Сервантеса был один из самых превосходных драматургов мира — Фелис Лопе де Вега, пьесы которого до сих пор живут на сцене (см. ст. «Лопе де Вега»).

Идеи ренесанса, появившиеся на итальянской почва, развившиеся и обогащенные в других государствах Европы, с могучей силой раздались в творчестве очень способного британского драматурга Шекспира (см. ст. «Вильям Шекспир»).

В каждой стране литература ренесанса принимала собственный, особый, национальный темперамент, но у самых больших ее созданий были и очень сильно выраженные неспециализированные черты.

Лучшие писатели ренесанса стремились глубоко изучить человека и правдиво его изобразить, прославляли красоту его тела и силу души, прославляли его борьбу за земное счастье. Они боролись со всем отжившим, чёрным, косным, что стояло на пути этого счастья. Писатели ренесанса стремились изучить и изобразить настоящую судьбу человека.

Флоренция. По следам гениев Возрождения. Санта-Мария-дель-Фьоре, Баптистерий, улочки и площади


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: