Государство имеется нужный метод организации жизнедеятельности общества . Любое общество имеет неспециализированные дела, интересы и потребно-сти в самосохранении, обеспечении собственной жизнедеятельности . Но потребности и интересы людей довольно часто противоречивы . Иногда направляться-исключающие, они смогут создавать социальную напряженность и про-тивоборство . Исходя из этого государство выступает не просто как организация общества, а как верховная форма общности людей .
Любое общество заинтересовано в том, дабы удачно руководить собственными делами, решать публичные неприятности, отражающие неспециализированный ин-потребности и терес, организовывать, упорядочивать, регулировать поведение, отношение людей, поддерживать порядок . Государство и создавалось как механизм публичной власти, не сильный-ющей право и силу . Возможности ответа неспециализированных дел определяются наличием национального аппарата управления, правомочием го-сударственных органов создавать общеобязательные нормы, и осуществлять предусмотренные законом определенные действия, обес-печивать права и гражданина и свободы человека . Наряду с этим государ-ственные власти смогут применять в собственной деятельности не только политико-правовые, административно-правовые способы воздей-ствия, но и аппарат принуждения . Возможно заявить, что государство — это организованная власть .
Будучи универсальной общей формой организации общества, го-сударство имеет определенные показатели, отличающие его от негосудар-ственных организаций . Для страны, являющегося единственным офпредом всего общества (никакая другая структура не вправе воображать всю страну), свойственны:
10•БАЗЫ НАЦИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
? публичная власть — государство владеет аппаратом управления, принуждения, правосудия, армией и т .д .;
? территориальное деление населения — государство объединяет людей, населяющих его территорию;
? суверенитет — присущее стране главенство на собственной тер-ритории и независимость в интернациональных отношениях;
? право — государство не существует без права, поскольку последнее юридически оформляет власть и тем самым делает ее легитимной, определяет формы осуществления и юридические рамки функций страны и т .д .;
? монополия на правотворчество — государство издает законы, подзаконные акты, формирует юридические прецеденты, санкци-онирует обычаи, трансформируя их в юридические правила по-ведения;
? устойчивые правовые связи с населением — установление граж-данства, порядок его приобретения;
? материальные средства с целью проведения собственной политики — нали-чие гос собственности, бюджета, валюты;
? знаки — герб, гимн и флаг, каковые призваны обозначать но-сителей власти .
Стране как особенной универсальной организации свойственны функ-ции — главные направления деятельности согласно решению стоящих передним задач и целей . Конкретно в функциях проявляется сущность конкрет-ного страны, его социальное назначение и природа . К наиболее значимым функциям относятся:
? функция обеспечения единой власти в обществе;
? управленческая функция;
? интегральная функция;
? экономическая функция;
? социальная функция;
? культурно-воспитательная функция;
? внешнеэкономическая функция (защита общества от разрушаю-щих — внутренних и внешних — факторов);
? внешнеполитическая функция .
Но современное государство, его органы не смогут существовать, не взаимодействуя с институтами гражданского общества — партия-ми, публичными перемещениями, группами заинтересованностей при ответе неспециализированных дел, принятии законов, управленческих ответов . Следователь-
Глава 1. Государство как политический, социальный и правовой университет•11
Рис. 1.1.Государство как политический,социальный и правовой университет
но, государство выступает как наиболее значимый элемент, составная часть политической совокупности общества . Политическая совокупность решает важ-ную задачу общества . Она выделяет из всего комплекса публичных неприятностей те, каковые требуют принятия необходимых ответов .
Так, государство представляется как сложнейшая обще-ственно-политическая совокупность, наиболее значимыми компонентами которой являются народ, территория, управления и система власти, совокупность права (рис . 1 .1) . Исходя из этого государство возможно выяснить как политический, социальный и как правовой университет .
Обобщая сущностные показатели, создатель Н .И .Глазунова выяснив-ет государство «как метод и форму организации общества, взаимодействия людей и механизм взаимосвязи, живущих на единой тер-ритории, объединенных университетом гражданства, совокупностью государ-ственной власти и права»1 .
К базисным функциям страны относятся:
? стабильности общества и обеспечение целостности, его террито-рии;
? обеспечение и создание правовой совокупности как совокупности вза-имосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридиче-ских средств, благодаря которым регулируются публичные отношения;
? обеспечение и создание условий для развития всех сфер общест-венной жизнедеятельности;
? охрана правозаконности во взаимоотношениях власти и общест-ва, гарантирование прав и гражданина и свобод человека;
? координация (согласование) интересов и потребностей социаль-ных слоев общества, определение приоритетов в его развитии;
? обеспечение общенациональных заинтересованностей в мировом сообще-стве .
1 Глазунова Н. И. Совокупность национального управления : учебник для институтов . М . : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2002 . С . 51 .
12•БАЗЫ НАЦИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ