Природа и человек, его внутренний мир, природа и любовь, природа и взаимоотношения людей: в аспектах

ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА, ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР, Любовь и ПРИРОДА, Взаимоотношения и ПРИРОДА ЛЮДЕЙ: В Качествах

Природа навевает философские мысли, заставляет задуматься о быстротечности судьбы.

1)Есенин «Не жалею, не кличу, не плачу» (Все мы, все мы в нашем мире тленны,/Негромко льется с кленов листьев медь…/Будь же ты вовек благословенно,/Что пришло процвесть и погибнуть.)

2) Пушкин «Снова я посетил» (…Снова я посетил./Тот уголок почвы, где я совершил/Изгнанником два года незаметных./Уж десять лет ушло с того времени — и довольно много/Переменилось в жизни для меня,/И сам, покорный неспециализированному закону,/Переменился я — но тут снова/Минувшее меня объемлет быстро,/И, думается, вечор еще бродил/Я в этих рощах.)

3)Пушкин «Редеет туч летучая гряда» (Редеет туч летучая гряда./Звезда печальная, вечерняя звезда!/Твой луч осеребрил увядшие равнины,/И спящий залив, и тёмных скал вершины./Обожаю твой не сильный свет в небесной вышине;Он думы разбудил, уснувшие во мне…)

Природа сравнивается с миром людских взаимоотношений.

1)Пушкин «Анчар» ( Анчар – ядовитое дерево, симолизирует безотносительное зло. К этому дереву царь, которому пригодился яд для стрел, отправил собственного слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это судьбой. Тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, что отправляет человека к дереву, несущему смерть.)

2)Лермонтов «Утес» («тучка золотая» олицетворяет ветреную красавицу, полную жизни, счастья и сил. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, что думает, что все прелести судьбы лично для него уже остались в прошлом. Но вот красивая женщина упорхнула, предпочтя его обществу компанию небесной «лазури» , и пожилой мужик еще отчетливее чувствует собственный одиночество, осознавая, что среди радостной молодежи он выглядит незваным гостем на чужом празднике судьбы)

3)Есенин «Черемуха» (Есенин проводит параллель между природой и миром людей, заостряя внимание на том, что ручей и черёмуха напоминают ему молодых влюбленных, каковые не решаются согласиться друг другу в собственных эмоциях.)

Природа напоминает о прошедшей любви и пробуждает уснувшие эмоции.

1) Пушкин «Редеет туч летучая гряда» (Редеет туч летучая гряда./Звезда печальная, вечерняя звезда!/Твой луч осеребрил увядшие равнины,/И спящий залив, и тёмных скал вершины./ Обожаю твой не сильный свет в небесной вышине;Он думы разбудил, уснувшие во мне)

2) Тютчев «Еще почвы печален вид» (Душа, душа, дремала и ты…/ Но что же внезапно тебя тревожит,/Твой сон ласкает и целует/ И золотит твои грезы?..) ,

3) Есенин – отрывок из Анны Снегиной: (Иду я разросшимся садом, / Лицо задевает сирень, / И мил моим вспыхнувшим взорам/ Состарившийся плетень. /Когда-то у той вон калитки/Мне было 16 девушка/ и лёт в белой накидке/ Сообщила мне нежно: «Нет!»)

Природа находит отражение в образе возлюбленной:

1)Тарковский «Ночной ливень» («Как слезы, капли дождевые/Светились на лице твоем),

2)Есенин «Не бродить, не мять в кустах багровых» (С алым соком ягоды на коже,/Ласковая, прекрасная, была/На закат ты розовый похожа/И, как снег, лучиста и ярка.)

3)Пушкин «Зимнее утро» («на встречу Северной Авроры/Звездою Севера явись!»)

Природа приносит счастье и радость.

1)Пушкин «Зимнее утро» (солнце и Мороз; сутки прекрасный!)

2)Тютчев «Я встретил вас, и все прежнее…» (…Как поздней осени порою /Бывают дни, не редкость час,/В то время, когда повеет внезапно весною /И что-то встрепенется в нас…)

3)Фет «Я пришел к тебе с приветом» (Я пришел к тебе с приветом,/Поведать, что солнце поднялось,/Что оно горячим светом/По страницам затрепетало;/Поведать, что лес проснулся,

Целый проснулся, веткой каждой./Каждой птицей встрепенулся/И весенней полон жаждой)

Образы моря.

1)Жуковский «Море» (Безмолвное море, лазурное море,/Стою очарован над пропастью твоей./Ты быстро; ты дышишь; смятенной любовью,/Тревожною думой наполнено ты./Безмолвное море, лазурное море,/Открой мне глубокую тайну твою./Что движет твое необъятное лоно?/Чем дышит твоя напряженная грудь?)

2)Пушкин «К морю»( Прощай же, море! Не забуду/Твоей праздничной красы/И продолжительно, продолжительно слышать буду/Твой шум в вечерние часы./В леса, в пустыни немногословны/Перенесу, тобою полн,/Твои скалы, твои заливы,/И блеск, и тень, и говор волн)

3)Тютчев «Как отлично, о море ты ночное» (Как отлично ты, о море ночное,-/Тут лучезарно, в том месте сизо-темно…/В лунном сиянии, как будто бы живое,/Ходит, и дышит, и блещет оно…/На нескончаемом, на свободном просторе/движение и Блеск, гром и грохот…/Тусклым сияньем облитое море,/Как отлично, ты в безлюдье ночном!)

7. Образ осени
1)Пушкин «Октябрь уж наступил…» (Октябрь уж наступил — уж роща отряхает/Последние страницы с нагих собственных ветвей;/Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,/Журча еще бежит за мельницу ручей)

2)Тютчев «Имеется в осени начальной» (Имеется в осени начальной/Маленькая, но дивная пора -/Целый сутки стоит как бы хрустальный,/И лучезарны вечера…/Где бодрый серп гулял и падал колос,/Сейчас уж пусто всё — простор везде,-/Только паутины узкий волос/Сверкает на праздной борозде.)

3)Некрасов «Железная дорога» (Славная осень! Здоровый, ядреный /Воздушное пространство усталые силы бодрит; /Лед еще слабый на речке студеной /Как будто бы как тающий сахар лежит;)

Духовная природы и связь человека

1)Пушкин «Зимнее утро» («Вечор, ты не забываешь, метель злилась…» «И ты печальная сидела», но позже все изменилось: «За голубыми небесами прекрасными коврами,//Сверкая на солнце снег лежит», и уже хочется «предаться бегу// Нетерпеливого коня…»)
2)М.Ю. Лермонтов «В то время, когда переживает желтеющая нива» (в то время, когда происходит общение с природой, «тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе». И конкретно привычные с детства пейзажи дают Лермонтову силы жить, веря в то, что его творчество не есть напрасным и в будущем будет по преимуществу оценено потомками.)
3)Фет «Шепот, робкое дыханье» (внешний мир связан с внутренним миром лирического храбреца: краски ночного пейзажа, рассвет сопровождают влюбленных, отражают их сопереживания и чувства. Тут, как и в лермонтовском произведении «В то время, когда переживает желтеющая нива…», человек находится в ладу с природой, черпает в ней силы и воодушевление)

4)А. Ахматова «Заплаканная осень, как вдова» (Дождливую осень поэтесса сравнивает с дамой, скорбящей по супругу. Осень также печалится и «рыдать не прекратит», до тех пор пока «негромкий снег», символизирующий людскую старость, «не сжалится» над ней. Как и в стихотворении М. Ю. Лермонтова, в этом произведении человек и природа — единое целое. Не смотря на то, что в роли лирического храбреца тут выступает осень, они находятся в согласии, знают друг друга)

Образ звезд

1) Маяковский «Послушайте!» (Согласно точки зрения Маяковского, «в случае, если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь необходимо». В этом случае речь заходит не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, каковые в первой половине 20 века в изобилии показались на русском литературном небосклоне. Рассуждая на тему жизненного назначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована собственная будущее. Между смертью и рождением – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается людская судьба. Так ли она серьёзна и нужна в глобальном контексте бытия?)

2) Есенин «Звезды» (Обращаясь к «далеким звездам», Есенин испытывает восторг и умиление, отмечая: «Смотрите ласково так, сердце ласкаете». В них он видит собственных единомышленников, поскольку до тех пор пока еще не успел столкнуться с равнодушием и чёрствостью окружающего мира.)

3)Лермонтов «Выхожу один я на дорогу» (Окружающая природа, к которой поэт всегда обращается в собственном творчестве. Только подчеркивает его одиночество. Так как в полночном небе кроме того «звезда с звездою говорит», тогда как создатель лишен возможности поделиться собственными мыслями с теми, кто имел возможность появляться в случае, если и не хорошим собеседником, то хотя бы благодарным слушателем. Создатель осознанно противопоставляет красоту ночной природы, от которой веет умиротворением, и собственное душевное состояние, пробуя отыскать ответ на вопрос, отчего же ему так больно и безрадостно.)

ЛЮБОВЬ

Воспоминания о любви

Пушкин «Я не забываю чудное мгновенье» («К ***»)

Есенин отрывок из «Анны Снегиной», что уже был в теме природы,

Есенин «Не бродить, не мять в кустах багровых» (Создатель сожалеет о том, что ему уже ни при каких обстоятельствах не доведется совместно гулять со своей возлюбленной и наслаждаться «алым соком ягоды на коже». Со собственной возлюбленной Есенин расстается, испытывая душевную боль и тоску)

Сущность любви

И. Анненский «Среди миров, в мерцании святил…» (Среди миров, в мерцании светил/Одной Звезды я повторяю имя…/Не потому, чтобы я Ее обожал,/А по причине того, что я томлюсь с другими./И в случае, если мне сомненье не легко,/Я у Нее одной ищу ответа,/Не по причине того, что от Нее светло,/А по причине того, что с Ней не нужно света.)

Ахматова «Любовь покоряет обманно» (Конкретно любовь дает ни с чем несравнимое чувство счастья, не смотря на то, что и ассоциируется у Ахматовой с отравой. Однако, под действием этого эмоции и «звезды были больше», и «пахли в противном случае травы»)

Маяковский «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (Рассуждая о том, что же такое любовь, Маяковский отмечает, что это, первым делом, душевный порыв, что заставляет кроме того умудренного судьбой и умелого человека выполнять сумасшедшие поступки и ревновать избранницу не к законному мужу, а к Копернику, о котором она отзывается с особенной почтительностью. Наряду с этим данное чувство совсем не подвластно какому-либо контролю)

Безответная любовь.

Маяковский «Лиличка»,

Лермонтов «Бедный»,

Есенин «Письмо даме»

Разлука

Лермонтов «Расстались мы, но твой портрет…» (Расстались мы, но твой портрет/Я на груди собственной храню:/Как бледный призрак лучших лет,/Он душу радует мою.)

Тютчев «В разлуке имеется высокое значенье» (В разлуке имеется высокое значенье:/Как ни обожай, хоть сутки один, хоть век,/Любовь имеется сон, а сон — одно мгновенье,/И рано ль, поздно ль пробужденье,/А обязан наконец проснуться человек…)

Есенин «Письмо даме» (Лицом к лицу/ Лица не увидать./Громадное видится на расстоянье.)

Пушкин «К***»

Совершенные женские образы

Блок «Вхожу я в чёрные храмы» (Его сущность сводится к тому, что кроме того в образе Божией матери поэту чудится любимая, и это наполняет его душу двойной эйфорией. Лирический храбрец находится в ожидании возлюбленной, он рисует в собственном воображении ее образ, напряжен, томим ожиданием, и не имеет возможности налюбоваться на собственную Милую, осознаёт, что она – идеал)

Пушкин «К***»
Лермонтов «Из-под загадочной, холодной полумаски»
ОБЪЕДИНЯЕТ: У всех поэтов образ совершенной девушки покрыт таинственностью, туманностью: «Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты» (Пушкин)», «Через дымку легкую увидел я нечайно» (Лермонтов), «Лишь образ, только сон о Ней» (Блок). Блок, Лермонтов и Пушкин влюблены не в настоящую даму, а в совершенный образ девушки, что они создали в воображении. Так как авторы возвышенно обрисовывают Красивых Дам (Блок кроме того обращается к ней с большой буквы «Величавой Вечной Жены!»). Помимо этого, поэты обрисовывают кое-какие особенности совершенных женских образов: авторы уделяют особенное внимание голосу девушек, и их лицам («милые черты» (Пушкин), «Светили мне твои пленительные глазки» (Лермонтов), у Блока «Как отрадны Твои черты»).
7) Чувство от любви (Как у Фета)

Фет «Сияла ночь» (страно совершенно верно передают испытываемые автором эмоции и создают неординарно романтичную воздух)

Пушкин «На буграх Грузии лежит ночная мгла» (посвящено Наталье Гончаровой, написано по окончании того, как получил от нее отказ. Для Пушкина значительно ответственнее то, что испытывает он сам по отношению к юной девушке. «И сердце снова горит и обожает — оттого, что не обожать оно не имеет возможности», — пишет поэт, подчеркивая, тем самым, что для радостного брака лично ему достаточно собственных эмоций, которых, как он вычисляет, с лихвой хватит на то, дабы выстроить прочную семью.)
Тютчев «Я встретил вас и все прежнее» (Тютчев отмечает, что в его сердце поселилась необычная теплота, и сравнивает собственный чувство с теплым солнечным днем, что нежданно радует собственной красотой человека в разгар холодной и унылой осени.)

толпа и Поэт

Пушкин «Поэту» (Стих призывает не допускать кого-либо в собственный творчество, не поддаваться пожеланиям и мнению окружающих: Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя вольный ум. Лишь сам творец может строже всех оценить собственный творенье)

Лермонтов «Пророк» (Сравнивая себя с пророком, он приписывает и себе преследования и непонимание окружающих. И остаётся в уверенности, что любого поэта — настоящего поэта — постигнет та же участь.)

Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии» (не только в очередной раз постарался выяснить роль поэта, но и доказать, что творческие люди – это отдельная каста, которую нельзя стричь под одну гребенку. Предлог – создание законодательства, в соответствии с которому творческая интеллигенция обязана платить налоги. Но как посчитать затраты душевных сил, нужных для хотя бы одного стихотворения? Финальная строки стихотворения и вовсе звучит, как вызов бюрократической национальной машине – «А вдруг вам думается, что всего делов — это пользоваться чужими словесами, то вот вам, товарищи, мое стило, и имеете возможность писать сами!». )

Творческое бессмертие:

Державин «Монумент» (Я монумент себе воздвиг прекрасный, вечный,/Металлов жёстче он и выше пирамид;/Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,/И времени полет его не сокрушит.)

Пушкин «Я монумент себе воздвиг нерукотворный» (Я монумент себе воздвиг нерукотворный,/К нему не зарастет народная тропа,/Вознесся выше он главою непокорной/Александрийского столпа.)

Маяковский –из поэмы «Во целый голос» («Заглуша/ поэзии потоки, я шагну/ через лирические томики, как живой, /с живыми говоря» »; «Мой стих /трудом /громаду лет прорвет/ и явится /весомо, /грубо, /зримо, /как Сейчас/ вошел водопровод /сработанный /еще рабами Рима»)

Гражданская позиция поэта

Некрасов «гражданин и Поэт» (Апофеозом этого произведения считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», которая стала крылатой. Это – необычный результат гражданина и дискуссии поэта, что четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в собственной жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды.)

Пушкин – ода «Вольность»( Конкретно в этом произведении Пушкин предопределяет собственную судьбу, как гражданина и поэта. Он уверен, что в случае, если уж небесам угодно было наделить его литературным бесплатно, то не следует расходовать его по мелочам. Исходя из этого создатель решает не размениваться на мелочи, его цель добропорядочна и несложна. «Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!», — призывает создатель. Пушкин открыто выступает против самодержавия, считая его проявлением покорности и дремучести русского народа.)

Ахматова «Мне голос был» (абсолютно игнорируя новую власть, она оставалась подлинной патриоткой собственной страны, поделив ее судьбу не только на протяжении революции, но и во время ВОВ, часть которой провела в блокадном Ленинграде. Поэтесса признавалась, что ощущала бы себя значительно хуже, если бы была по другую сторону баррикад, став сторонней наблюдательницей многих исторических событий.)

Назначение поэта

Пушкин «Пророк» (назначение поэта – «глаголом жечь бога и»: сердца людей глас ко мне воззвал:/«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,/Исполнись волею моей,/И, обходя моря и почвы,/Глаголом жги сердца людей».)

Лермонтов «Поэт» (уподобляет поэзию боевому оружию, утверждая действенность поэтического слова в преобразовании общества. Михаил Юрьевич призывает создавать актуальную лирику с четкой гражданской позицией, оказывающую сильное влияние на мысли и поступки людей.)

Некрасов «гражданин и Поэт» (Для Некрасова поэт – в первую очередь гражданин. Основная идея автора утверждается в полемике с теми, кто пробует очистить поэзию от публично-политических тем, считая их недостойными большого мастерства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных переживаний и чувств.)

Некрасов «Элегия» (лирический храбрец связывает поэтическое творчество с вопросом о положении народа. Он призывает не направляться «изменчивой моде», которая говорит, что тема «страдания народа» не актуальна. Согласно его точке зрения, задача живописца именно и пребывает в том, дабы освещать чёрные стороны людской судьбе: «Толпе напоминать, что бедствует народ», тогда как она «ликует и поет». Кроме этого как и создатель «Мёртвых душ» лирический храбрец «Элегии» высоко оценивает труд «непризнанных» толпой живописцев, каковые не опасаются в собственном творчестве затрагивать неприятности, забранные из «презренной судьбы».)

Одиночество

Лермонтов «И скучно, и безрадостно» (В этом произведении создатель открыто согласится, что страдает от одиночества, поскольку «некому руку подать в 60 секунд душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось фактически никаких жажд, поскольку «что пользы зря и всегда хотеть?», в случае, если им все равно не суждено сбыться.)

«Парус» (В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» — стих Лермонтова о самом себе, поскольку настоящий Поэт постоянно остаётся «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.)

Цветаева «Тоска по отчизне!» (не обращая внимания на наименование, это стих вправду первым делом об одиночестве, и к теме «любви к Отчизне» не особенно подходит, т.к. его главная мысль в том, что все равно, где быть одиноким и непонятым – в чужой стране либо за рубежом),

Изгнание

Лермонтов «И скучно, и безрадостно»

«Парус»( «Что ищет он в стране далекой?», — вопрошает поэт самого себя, как будто бы бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний. И одновременно с этим создатель в мыслях оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не вычисляет для себя важной утратой, поскольку не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Значительно больше Лермонтова тревожит тот факт, что нужно будет покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать.)

Цветаева «Тоска по отчизне!» (Написано в Праге, на протяжении революции в РФ. Поэтесса, пробуя понять собственный жизненное назначение, приходит к выводу, что ее творчество больше никому не требуется.)

Свобода

Пушкин «Узник» (Дабы выделить безвыходность собственного положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, что есть его собратом по несчастью. Наряду с этим создатель отмечает, что гордая птица, ни при каких обстоятельствах не испытывавшая пьянящего эмоции свободы, значительно посильнее и свободолюбивее, чем он, потому как взглядом и своим криком она как будто бы «…вымолвить желает: «Давай, улетим!»», поддавшись ее уговорам, сам поэт поймёт – «мы свободные птицы; пора, брат, пора!».)

Лермонтов «Отворите мне темницу» (От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического храбреца. В конце первого восьмистишия упоминается степь. Завершается стих строчками о обнажённых стенках, со всех сторон окружающих заключённого. Помимо этого, продемонстрировано погружение мира во мрак. Начинается произведение с весёлого пейзажа, где основное – сияние дня. В финале перед читателями предстает диаметрально противоположная картина: ночь, «тускло светит луч лампады умирающим огнем».)

«Облака» («Нет у вас отчизны, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне питая зависть к тучам, каковые не подчиняются людским законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до суеты и мелочности людской мира.)

ЭПОХА и ЧЕЛОВЕК

Лермонтов «Монолог» («И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не смешит», — резюмирует поэт, отмечая наряду с этим, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая лишена благородных целей и моральных принципов, исходя из этого вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом, лицемерить, лгать и развлекаться.)

Пастернак «Гамлет» (Пастернак признает, что бороться с совокупностью, которая владеет отлаженным механизмом манипуляции людьми, совсем безтолку, поскольку «продуман распорядок действий и неотвратим финиш пути». Потому создатель согласится, что в собственном жажде быть личностью он одинок.)

Мандельштам «За гремучую доблесть будущих столетий» (Главной мотив – нелегкая жизнь поэта, живущего в эру революции. Эра портит живописца и мешает ему творить. Мне на плечи кидается век-волкодав,/Но не волк я по крови собственной,/Запихай меня лучше, как шапку, в рукав/Жаркой шубы сибирских степей.)

Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом» (отношения века торгаша и «возвышенного поэта»; главная идея – на литературном творчестве возможно получать)

РЕАЛЬНОСТЬ и МЕЧТА

Лермонтов «Из-под загадочной, холодной полумаски…» (Лирический храбрец встречает на балу даму, в которую влюбляется, но в реальности любовь неосуществима, исходя из этого храбрец формирует ее в собственном воображении. Он весьма одинок. И создал я тогда в моем воображенье/По легким показателям красавицу мою;/И с той поры бесплотное виденье/Ношу в душе моей, ласкаю и обожаю)

Блок «Незнакомка» (Обрисовывая окружающую его обстановку, Александр Блок умышленно противопоставляет пьяный и грязь угар божественному образу малоизвестной дамы. И необычной близостью закованный,/Наблюдаю за чёрную вуаль,/И вижу берег очарованный/И очарованную даль.)

Лермонтов «Отворите мне темницу» (Первая строфа «Узника» демонстрирует читателям оптимизм, желание жить. Лирический храбрец бодр, нагл, ему думается, что близка благословенная воля. В мечтах он целует молодую красавицу, спешит прочь от места заключения на черногривом скакуне. Потом настроение начинает изменяться. Храбрец вспоминает о высоких окнах колонии, о тяжелой двери с замком. Он поймёт – черноокая женщина находится на большом растоянии, а полная воля дешева на данный момент только хорошему коню, без узды резвящемуся в зеленом поле. В случае, если во второй строфе надежда теряется, то в третьей констатируется пришедшее ей на смену чувство безысходности. От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического храбреца.)

ДРУЖБА

Пушкин «Пущину» (В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», в то время, когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, дабы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. Сейчас лучший приятель морально поддержал Пушкина, что был на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна.)

Высоцкий «Песня о приятеле» (В случае, если ж он не скулил, не ныл,/Пускай он хмур был и зол, но шел,/А в то время, когда ты упал со скал,/Он стонал, но держал,/В случае, если шел за тобой, как в бой,/На вершине стоял, хмельной,/Значит, как на себя самого,/Положись на него.)

Огарев «К приятелям » (О том, что настоящая дружба с годами только делается крепче, написано много красивых литературных произведений. Одним из них есть стих Николая Огарева «К приятелям», в котором поэт не только вспоминает собственную беззаботную юность, но и желает вернуть прошлое, дабы снова насладиться обществом единомышленников, пока еще не лишенных юношеского идеализма.)

ТЕМА ЛЮБВИ К МАТЕРИ

Есенин «Письмо матери» (Это – исповедь блудного сына, полная раскаянья и нежности, в которой, в это же время, создатель прямо заявляет о том, что поменять собственную жизнь, которую к тому моменту вычисляет загубленной, не планирует. Не обращая внимания на собственную известность в литературных кругах, поэт поймёт, что не смог оправдать ожиданий матери, которая первым делом грезила видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в собственных проступках перед самым родным человеком, поэт, однако, отказывается от помощи и просить мать только об одном – «не буди того, что отмечталось». Создатель ощущает, что отдаляется от собственной семьи, но готов принять со характерным ему фатализмом и данный удар судьбы. Он волнуется не столько за себя, сколько за маму, которая переживает за сына, исходя из этого требует ее: «Не грусти так шибко обо мне».)

Твардовский «Памяти матери» (В четвертой части произведения Твардовский обращается к собственному детству и полностью приводит древнюю песню, которую слышал от матери. В ней заложен глубочайший философский суть, что и Сейчас остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, есть отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой своих родителей. Создатель сожалеет, что так и не смог получше определить ту, что подарила ему жизнь.)

Цветаева «Маме» («в ветхом вальсе…») (Детство Цветаевой прошло в совсем особенной атмосфере, у нее был личный мир иллюзий и сказок, с которыми в молодости было нужно расстаться. Исходя из этого поэтесса в обращении к матери выделяет, что «ты вела собственных малюток мимо неприятной судьбы помыслов и дел». Уже будучи гимназисткой, Цветаева осознала, как окружающий мир возможно ожесточённым и безжалостным. С одной стороны, она была шокирована этим открытием, а с другой была признательна матери, которая смогла, пускай и ненадолго, оградить ее от жизненных невзгод.)

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ

Блок «Двенадцать» (самый очевидный пример — это образ двенадцати. Поэма недаром названа «Двенадцать». Это число — один из самые крупных ее знаков. В поэме 12 глав, в значение этого числа возможно включить и двенадцать апостолов, и лихое разбойничье начало — 12 разбойников. Для читателя времен Блока само наименование поэмы «Двенадцать» имело возможность предположить наличие образа Христа. Так как число 12 — число апостолов, учеников Христа.)

Пастернак «Гамлет» (главный герой стихотворения, обращаясь в переполненный зал, требует: «В случае, если лишь возможно, Авве Отче, чашу эту мимо пронеси». Это указывает, что в качестве актера он опасается сыграть собственную роль плохо и привести к осуждению публики.)

Пушкин «Пророк» (В базу стихотворения «Пророк» был положен отрывок из Библии, из шестой главы Книги пророка Исайи. В соответствии с легенде, Серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот обязан выполнить миссию по исправлению людей. Стих Пушкина перекликается с библейским текстом. Мы видим, что поэт замечательно знал историю призвания к пророческому служению Исайи, думал над ней. Пушкин довольно часто обращался к Библии, черпая из нее сюжеты и вдохновение для собственных произведений. В «Пророке» мы находим интерпретацию Пушкиным данной библейской легенды.)

ТЕМА ДЕРЕВНИ

Есенин «Гой ты, Русь моя родная…» (Стих «Гой ты, Русь, моя родная…» пропитано конкретно этими эмоциями автора. «Хаты — в ризах образа…»-пишет Есенин. Все дома деревушки он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, поскольку риза-это церковное одеяние, прекрасное, переливающееся золотом.)

Пушкин «Деревня» (в первой части произведения поэт признается в любви к собственной отчизне, подчеркивая, что именно в Михайловском он был когда-то безмятежно радостен: Я твой — я променял порочный двор Цирцей,/Шикарные пиры, забавы, заблужденья/На мирный шум дубров, на тишину полей,/На праздность вольную, подругу размышленья.)

Лермонтов «Отчизна» (Праздничное вступление, в котором создатель признается в любви к Отечеству, сменяется строфами, в которых описывается красота русской природы: Но я обожаю — за что, не знаю сам —/Ее степей холодное молчанье,/Ее лесов безбрежных колыханье,/Разливы рек ее, подобные морям)

ТЕМА ЛЮБВИ К ОТЧИЗНЕ

1) Патриотизм не обращая внимания на трудности
Ахматова «Мне голос был» (Мне голос был. Он кликал утешно,/Он сказал: «Иди ко мне,/Покинь собственный край глухой и безнравственный,/Покинь Россию окончательно./Я кровь от рук твоих отмою,/Из сердца выну тёмный стыд,/Я новым именем покрою/Боль обид и поражений»./Но равнодушно и тихо/Руками я замкнула слух,/Чтобы данной речью недостойной/Не осквернился скорбный дух.)

Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» (В случае, если крикнет рать святая:/«Кинь ты Русь, живи в раю!»/Я сообщу: «Не нужно рая,/Дайте отчизну мою».)

Блок «Российская Федерация» («нищая Российская Федерация», «серые избы», «красивые черты»)
2) Размышления о судьбах собственного поколения
Лермонтов «Дума» (абсолютно выстроено на размышлении автора об изюминках современного ему поколения. Поколения потерянного, будущее которого ‘иль пусто, иль мрачно’. Он, как и Блок, смотрит на современников собственных ‘безрадосно’. И, в случае, если сказать об историческом контексте, то поколение Лермонтова — поколение людей, достаточно ощутимо прижатых режимом правления Николая Первого, людей, ужаснувшихся казни декабристов. Как и у Блока, современники поэта — дети достаточно ужасных лет России, тех лет, каковые они не выбирают.)
Тютчев «Наш век» (Чуть позднее уже о собственном поколении написал Ф.И.Тютчев. В стихотворении ‘Наш век’ перед читателем опять предстает картина поколения несчастного, которое ‘жаждет веры…но о ней не требует…’. Тютчев пишет о человеке, неизменно находящимся между светом и тенью, обретая что ‘ропщет и бунтует’, что весьма похоже на человека блоковского поколения, что должен жить от войны до свободы и от свободы до войны. Рассуждает на тему морали современного общества. Зрелый 48-летний мужик, прошедший через многие жизненные опробования, приходит к выводу, что «не плоть, а дух растлился Сейчас». Современный человек, как вычисляет поэт, «жаждет веры… но он ее не требует». И это связано не с природным упрямством, а с непониманием несложной истины о том, что любой из нас обязан верить хоть во что-то. Безверие, согласно точки зрения Тютчева, рождает хаос в мыслях и в душе, заставляет человека сомневаться в собственных силах и толкает его обычно на неверный путь, сойти с которого иногда не редкость нереально. Но чтобы избежать аналогичных внутренних противоречий, достаточно только разрешить войти в собственный сердце Всевышнего, ощутить его любовь и заботу, каковые, согласно точки зрения поэта, и являются путеводными звездами в жизни каждого человека.)

Блок «Рожденные в года глухие» (Посвящено первой мировой. Создатель согласится, что совсем сравнительно не так давно и сам ратовал за смену публичного строя насильственным методом. Но революция 1905 году продемонстрировала, как безжалостными смогут быть люди по отношению друг к другу. Исходя из этого создатель выделяет, что «сейчас в сердцах, восторженных когда-то, имеется роковая пустота». Блок еще не забыл церковных постулатов, в которых убийство ближнего собственного есть одним из смертных грехов.)

ВОЕННАЯ ТЕМА

Ахматова «Мужество» (Ахматова обращается к обездоленным, голодным и утомившимся людям, каковые, однако, не сломались под тяжестью армейского бремени. «Час мужество пробил на отечественных часах, и мужество нас не оставит», — утверждает поэтесса.)

Твардовский – поэма «Василий Теркин» («Бой идет – правый и святой, /Смертный бой не для славы — /Для жизни на земле»)

Симонов «Ожидай меня» (В стихотворении он требует Валентину Серову, а вместе с ней тысячи вторых жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение собственных любимых кроме того тогда, в то время, когда думается, что им уже ни при каких обстоятельствах не суждено будет встретиться)

ОБРАЗЫ ТРУЖЕННИКОВ

Некрасов «в один раз, в студеную зимнюю пору…» (из поэмы «Крестьянские дети») (В этом произведении создатель честно питает зависть к своим юным храбрецам, каковые до тех пор пока еще не поймут собственного низкого социального статуса и смогут позволить себе, в отличие от барских детей, проводить свободное время так, как душа захочет. Но дети постоянно остаются детьми, и Некрасов отдает себе в этом отчет и нечайно желает оградить собственных храбрецов от грядущих жизненных опробований. Исходя из этого он обращается к ним со словами: «Играйтесь же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Создатель осознаёт, что пройдет очень мало времени, и беззаботная вольная жизнь сельских малышей закончится, покинув только в воспоминаниях чувство счастья и иллюзию того, что они когда-то имели возможность самостоятельно распоряжаться собственной судьбой.)

«Железная дорога» (Труд народа, выстроившего в невыносимых условиях величайшее по тому времени техническое сооружение — железную дорогу протяженностью в много верст, — свидетельство неиссякаемых его духовных сил. Вот по какой причине поэт говорит, обращаясь ко всему молодому поколению: Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу металлическую- Вынесет все, что господь ни отправит! Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль лишь — жить в эту пору красивую Уж не придется ни мне, ни тебе.)

Твадровский «Василий Теркин» («… тем методом идет жёстким/ Что и двести лет назад/Русский труженик-воинов»)

ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА, ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР, Любовь и ПРИРОДА, Взаимоотношения и ПРИРОДА ЛЮДЕЙ: В Качествах

О природе отношений — Садхгуру


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: