Политическое самосознание

Тема 2. КАТЕГОРИИ и ОСНОВНЫЕ Понятия ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Как каждая наука, политическая психология имеет собственного рода «скелет». Это ее логический и методологический, понятийный и категориальный аппарат, в совокупности образующий «язык» данной науки. Главная категория политической психологии, которую мы уже разглядели в первой главе, это деятсльностное познание политики. Эта категория развертывается в целом комплексе достаточно соотносимых между собой понятий. Ее конкретное выражение, кроме этого детально рассмотренное в главе 1, представлено в поведенческом подходе, являющимся собственного рода «разверткой» одной из базисных категорий современной политической психологии,

Деятельность немыслима без сознания. Соответственно, самосознание понятия и политическое — сознание, развертывающие сущность политической деятельности и политического поведения. Их оборотная сторона — политическое бессознательное. В базе политической деятельности лежит политическая культура — кроме этого одна из ведущих категорий политической психологии.

Наконец, к числу главных понятий политической психологии относятся такие качества психики человека, как политическое мышление и политическое восприятие и кое-какие феномены, появляющиеся на их базе — к примеру, политические стереотипы.

В действительности, очевидно, комплект главных категорий и понятий политической психологии значительно шире. Но количество любой книги имеет собственные границы. Соответственно, невольно и нам придется до тех пор пока сократить комплект разглядываемых категорий и понятий чтобы позже, по ходу книги, понемногу возвращаться к новым понятиям, и увязывать их с уже рассмотренными ранее. Так, поэтапно, мы и попытаемся представить всю панораму категорий и понятий, процессов и явлений, объяснений и фактов, воображающих в совокупности политическую психологию.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Политическое сознание — одна из непременно центральных категорий современной политической психологии, входящая в совокупность ее понятийных координат и обозначающая результаты восприятия субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, и его состояния и действия, которые связаны с политикой.

В содержательном отношении большая часть исследователей разглядывает политическое сознание как многомерное, неоднородное, «пульсирующее», внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения (в противовес, скажем, коллективному бессознательному в политике).

В гносеологическом замысле политическое сознание тесно связано с другими основополагающими политико-категориями и психологическими понятиями. В частности, оно тесно связано с политической культурой — генетически, политическое сознание есть ее производным, наибольшим уровнем и, в один момент, в развитых формах политической культуры, ее стержневым компонентом. Политическое сознание тесно связано с политическим поведением — политическое сознание выступает в качестве рациональной базы субъективных механизмов для того чтобы поведения. Оно связано с политической совокупностью — политическое сознание представляет собой ее субъективный фундамент, так сообщить, «людскую базу», и др.

В классическом отечественном понимании политическое сознание трактовалось как вариант публичного сознания, появляющийся как отражение, в первую очередь, социально-экономических условий бытия людей. В общепринятой всемирный традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психологического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на различных уровнях, в разных обстановках.

Понятие политического сознания имеет достаточно долгую историю потребления в разных областях обществознания, но намерено разрабатывается по большей части в рамках поведенческого направления в политологии, о котором мы детально говорили в прошлой главе. Оно получило особенную популярность к середине XX века, по окончании того, как выявилась ограниченность ортодоксального бихевиористского течения и обнаружилось, что познание политического поведения и, шире, динамики политических процессов по большому счету требует внимания к таким «свободным переменным», как политическое сознание и, шире, вся психологическая сфера субъекта этого поведения. Категория политического сознания была эргономичной за счет широты вкладываемого в нее содержания, большой объяснительной силы, и потому, что стала необычным узловым понятием, накапливавшим разрозненные до того данные и взгляды различных научных дисциплин. Такое синтетическое свойство и разрешило понятию политического сознания стать одним из основополагающих в новой, во многом синтетической по собственному происхождению политико-психологической науке.

Политическое сознание кроме того в рамках политической психологии относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с разных мнений исследуемых различными направлениями в разных направлений политической науки в целом. Так, например, как один из наиболее значимых компонентов публичного сознания, политическое сознание рассматривается политической философией, в марксистском варианте соотносящей политическое сознание с материальными процессами бытия и трактующей его как теоретическое отражение политических политических реальностей и отношений, преломленных через призму субъективной, в первую очередь конкретно-исторической, «классовой» совокупности оценок, и обусловленных в конечном итоге экономическим положением того либо иного класса в классовом обществе. При таковой трактовке в политического сознания выделяются два главных уровня: фактически «теоретический» и «национально-бюрократический», другими словами, уровень принятия политических ответов.

Политическая социология выделяет в политическом сознании пара иные, в первую очередь, идеологический и массовый уровни, и сосредотачивает внимание на раскрытии содержательных черт консервативного, либерального, реформистского, революционного, тоталитарного, авторитарного, демократического и других конкретных типов политического сознания, трактуя его, в первую очередь, как совокупность, с одной стороны, стереотипов и установок, сформировавшихся вне сферы политического сознания, и, иначе, выводов, взятых в следствии независимого анализа индивидом либо группой социально-политической действительности, выделяя в качестве особенных факторов идеологические компоненты политического сознания, оказывающие на него большое искажающее влияние.

Изучение политического сознания средствами психологии политики и политической психологии характеризуются рвением соединить анализ его социально-индивидуальных механизмов и политического содержания его функционирования, применяя обще- и социально-психотерапевтические понятия (потребности, интересы, ориентации, установки и т. п.), оценивая политическое сознание на базе данных, касающихся информированности людей в отношении политики, характера их мировоззрения, системы ценностей и т. п.

Целостное, фактически политико-психологическое изучение политического сознания первым делом включает изучение его субъектов-«носителей», динамики развития политического сознания и главных его функциональных форм. С позиций субъекта политического сознания, в политической психологии подразделяются массовое, групповое и личное политическое сознание.

В первом измерении политическое сознание определяется как массовое сознание (с ним мы столкнемся дальше) общества по отношению к вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями, как особенную, владеющую своеобразными (политическими) механизмами детерминации и, следовательно, определенной относительной автономией систему совокупности «массовое сознание». В этом смысле политическое сознание — особенный, политизированный сегмент массового сознания. Структурно такое политическое сознание включает статичные (типа сокровищ и «неспециализированных ориентации») и динамичные (типа массовых настроений, о которых обращение кроме этого отправится раздельно) компоненты.

В конкретном выражении это, во-первых, оценка ожиданий и уровень людей ими собственных возможностей оказывать влияние на политическую совокупность в целях реализации имеющихся ожиданий. Во-вторых, это социально-политические сокровища, лежащие в базе идеологического выбора (к примеру, справедливость, народовластие, равенство, стабильность, порядок и т.д.). В-третьих, это скоро изменяющиеся настроения и мнения, которые связаны с оценками текущего положения, правительства, фаворитов, конкретных политических акций и т. д.

Политическое сознание определяет уровень и тип политической культуры общества и обуславливает самые типичные, массовые варианты политического поведения. Самый распространенный метод обнаружения для того чтобы политического сознания — опросы публичного мнения по политическим вопросам.

Во втором измерении политическое сознание рассматривается как обобщенное сознание тех либо иных более определенных и организованных, конкретных громадных (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (к примеру, политическая элита, «правительственная военная хунта», политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа «групп давления» и т. п.) групп, которое связано с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политической совокупности и изюминок группового самосознания, такое политическое сознание трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, интенсивность и направленность политической активности группы. В структурном отношении особенное внимание уделяется идеологическим предпочтениям и политическим позициям, главным в групповом политическом сознании. Самый распространенный метод обнаружения для того чтобы политического сознания — анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп.

В третьем измерении политическое сознание трактуется как качество и свойство личности, «политического человека», талантливого так или иначе принимать политику, более либо менее совершенно верно ее оценивать и довольно целеустремленно функционировать в политическом замысле. Тут громаднейший интерес воображают субъективно-психотерапевтические изюминки, типовые характеристики и поведения человека и структурные компоненты сознания в политике как особенной сфере людской деятельности. Принципиально важно, кроме этого, изучение процессов политической социализации личности, способов, применяемых индивидом для овладения массовым и различными групповыми вариантами политического сознания, и для выработки собственного политического сознания на личном уровне. Анализ механизмов, управляющих функционированием политического сознания на этом уровне, разрешает выделить в нем два блока компонентов. Это мотивационные (политические потребности, ценности, установки, эмоции и чувства) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения) слагаемые. Самый распространенный метод обнаружения для того чтобы политического сознания — личностно-психотерапевтическое изучение, и выделение социально-политических типов личности в отношении политического сознания.

Кроме для того чтобы ракурса, в первую очередь центрирующегося на субъекте политического сознания, выделяются направления, которые связаны с изучением динамических качеств политического сознания. Эти направления развиваются в двух сферах. С одной стороны, это изучение последовательных трансформаций и этапов политического сознания в рамках одного общества (к примеру, лонгитудинальные изучения процессов перехода от тоталитаризма к авторитарному и, после этого, к демократическому политическому сознанию в ряде развивающихся государств в рамках сравнительно-исторического политико-психологического направления). Иначе, это чисто сравнительные политико-психологические изучения, осуществляемые посредством «способа срезов». Ко мне относится анализ видов и типов политического сознания, существующих в различных обществах (к примеру, сравнительные изучения для того чтобы рода в рамках кросс-культурного направления).

характеристики и Динамика различных этапов развития политического сознания в большинстве случаев исследуются на всех дешёвых уровнях — массовом, групповом и личном, — что разрешает строить достаточно качественные прогнозы и оценивать возможность конкретных вариантов модификации политических совокупностей в исследуемых обществах. В целом, одним из главных в данном контексте есть вопрос о связи политического сознания с функционированием политической совокупности.

Серьёзным функциональным направлением изучения политического сознания есть изучение его обыденных и теоретико-идеологизированных форм. Обыденное политическое сознание отличается целым рядом своеобразных особенностей: содержательной диффузностью, размытостью, «смутностью», противоречивостью и спутанностью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью образующих его компонентов, стихийностью развития и становления под влиянием бытовых суждений и представлений о политике в рамках так именуемого «житейского здравого смысла». В один момент, оно характеризуется устойчивостью и особенного рода инерционностью влияния на политическое поведение. Кроме того вступая в несоответствие с параметрами теоретического, идеологизированного политического сознания, обыденное политическое сознание может определять такое поведение.

В отличие от него, теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих и стройных представлений, воображающих собой целостную рациональную совокупность суждений и взглядов, определенное мировоззрение, растолковывающее окружающую человека политическую реальность на базе той либо другой идеологической концепции и сводящееся к расширенной экспликации идеологии на подлежащие осознанию сферы судьбы. Диалектика перехода тех либо иных компонентов политического сознания из одной формы в другую представляет собой значительный показатель социально-политического развития.

Большинство конкретных изучений политического сознания носит прикладной, фактически ориентированный темперамент и, по большей части, направлено на обслуживание интересов и целей организованных в политическом отношении сил и групп. Первым делом, они нацелены на изучение внутренних, механизмов поведения и психологических причин электората. Иначе, она направлены на изучение и политического отчуждения, на возможности повышения политической повышения и поддержки уровня политического участия граждан. Ориентированы они и на исследование разных качеств публичного мнения (серьёзный эмпирический показатель политического сознания) по тем либо иным вопросам в контексте взаимоотношений правящих оппозиции и сил, массового, и групповых вариантов политического сознания — и организацией управления и власти в политической совокупности. не меньше ответственными являются изучения политического сознания в контексте его идеологической обработки с выходами на возможности управляющего действия на политическое сознание.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Еще одно стержневая категория и важнейшее понятие политической психологии — политическое самосознание. В науке под политическим самосознанием принято осознавать результат и процесс выработки довольно устойчивой осознанной совокупности представлений субъекта политических взаимоотношений о самом себе в социально-политическом замысле, на базе которой субъект целенаправленно сооружает собственные взаимоотношения с другими субъектами и объектами политики как в социально-политической совокупности, так и за ее пределами, и относится к самому себе. Это осознание себя в политике как независимого деятеля, целостная оценка собственной роли, целей, заинтересованностей, мотивов и идеалов поведения.

Субъектом политического самосознания может выступать отдельная личность — тогда говорят об личном политическом самосознании как об осознании себя в качестве ощущающей, принимающей, мыслящей и сознательно действующей личности в политике. Таким субъектом возможно и социальная несколько. В этом случае, речь заходит о групповом политическом самосознании, подразумевающем наличие в большей либо меньшей степени идеологизированных концепций, касающихся коллективного осознания Цзуппой изюминок характерного ей политического восприятия, мышления, направленности и характера действий в соответствии с потребностями и интересами. Причем размер группы не имеет практического значения. В действительности видятся проявления политического самосознания как в отношении малой группы — к примеру, политическое сознание хотя бы родового клана, маленькой фракции парламента либо претендующей на власть политической клики, — так и в отношении многочисленной социальной группы, нации либо народности, социального слоя либо класса.

Независимо от своеобразных изюминок субъекта, в целом политическое самосознание включает три главных нюанса: когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой. Когнитивный нюанс (политическое самосознание в самом узком, буквальном смысле, как комплект осознанных объективных знаний о собственном месте в политике) подразумевает наличие определенного информационного уровня, разрешающего сопоставить имеющуюся данные об устройстве окружающей социально-политической среды с представлениями о собственной роли, способностях и возможностях субъекта в данной среде. Так, на протяжении политической социализации формируется политическое самосознание отдельной личности: усваивая социально-политические знания нормативного характера, индивид сопоставляет их с собственными возможностями оказывать влияние на политическую судьбу и уясняет, например, что эти возможности связаны с обретением права голоса и рядом иных атрибутов «политического гражданина». Соответственно, для него когнитивный нюанс политического самосознания включает знания довольно как минимум двух громадных этапов собственного развития: до и по окончании обретения соответствующего статуса. Соответственно будет развиваться и политическое самосознание в целом,

Эмоциональный нюанс политического самосознания выражается в определенном эмоционально окрашенном субъективном отношении к знанию собственного объективного политического статуса. Последний может устраивать либо не устраивать, восприниматься как большой либо низкий, благоприятный либо негативный и т. п. С эмоциональным нюансом политического самосознания связаны такие явления, как политическое самоуважение (характерное, к примеру, представителям сил, господствующих в политической совокупности) либо, наоборот, политическое самоуничижение (отличающее в большинстве случаев представителей смирившихся со своим угнетением слоёв и групп), политическое себялюбие (особенно проявляющееся на уровне личных амбиций политических деятелей, стремящихся к личной власти), и т. п.

Оценочно-волевой нюанс политического самосознания тесно связан с эмоциональным и проявляется, в первую очередь, в рвении повысить политическую самооценку, завоевать политическое уважение, получить либо укрепить политическое влияние, авторитет, а в конечном итоге — политическую власть. Это может проявляться в различных формах. На уровне личного субъекта политического самосознания — как борьба, к примеру, за массовую помощь того либо иного кандидата на избирательный пост. На групповом уровне — как те либо иные лоббистские тенденции, которые связаны с продвижением к власти собственных представителей. На социальном макро-уровне это может выражаться в массовом рвении, к примеру, угнетенного социального слоя к социальной революции, радикально изменяющей его положение в социально-политической совокупности.

В собственной совокупности, три названных нюанса политического самосознания образуют целостный политический образ самого себя, существующий, не смотря на то, что и на различных уровнях развития, фактически у всех настоящих либо виртуальных, созданных идеологической пропагандой, субъектов социально-политической жизни. Таковой образ представляет собой интегрированное сочетание нескольких компонентов, включая настоящее политическое представление о себе на данный момент; совершенное представление о том, каким субъект, по ого точке зрения, должен был бы стать и о том, какую роль он должен был бы играться в обществе в соответствии со возможностями и своими способностями; динамическое представление о том, каким субъект собирается стать в довольно ближайшее время (собственного рода социально-политическая программа-минимум если сравнивать с прошлее — скорее, программой-максимум) и др. Названные компоненты отражают степень развитости и детализированности политического самосознания, его развернутости в социально-политическом времени (включая исторические проекции в будущее и прошлое, представления об «исторической миссии» и т. п.) и пространстве (к примеру, представления о масштабах вероятной и желательной социально-политической экспансии влияния данного субъекта, скажем, самый открыто выраженные в концепции «всемирный революции» и известном лозунге. «Пролетарии всех государств, соединяйтесь!»).

Политическое самосознание выступает как предпосылка и, одновременно с этим, как следствие социально-этического сотрудничества. Это деятельностное, а не умозрительное политико-психологическое образование, что в свое время было четко выражено в известном политическом лозунге начала XX века в РФ:

«В борьбе получишь ты право собственный!», и абсолютно соответствует известному положению о том, что права (в частности, политические) не даются — они завоевываются.

Генетические истоки формирования политического самосознания связаны с активной социально-политической деятельностью и социально-политическим общением субъекта политического самосознания с другими субъектами. На базе опыта, получаемого на протяжении развертывания этих процессов, начинает функционировать закон социально-политического сравнения, понемногу ведущий к формированию тех либо иных компонентов политического самосознания. Становление целостного политического самосознания, будучи в конечном итоге обусловлено широким социально-культурным контекстом (в частности, уровнем политической культуры общества, развитостью политического сознания в целом и т. д.) протекает в событиях широкого предметного, материального либо духовного обмена социально-политической ее продуктами и деятельностью между участниками социально-политического сотрудничества, на протяжении которого субъект «смотрится, как в зеркало, в другого человека» (К.Маркс} и тем самым формирует, развивает, уточняет, корректирует собственный политическое самосознание.

Социальное сравнение связано с действием механизмов социально-политического противопоставления либо, наоборот, социально-политической идентификации. В первом случае политическое самосознание начинается по принципу «от противного», на базе противопоставления «Я» — «они» (при личного субъекта) либо «мы» — «они» (при субъекта группового). Во втором случае развитие идет по противоположной схеме: «Я» — «мы». И обособление, и отождествление являются нужными, не смотря на то, что и противоположно направленными сторонами процесса формирования политического самосознания.

За счет выделения и обособления себя от окружающей социально-политической среды на протяжении развития политического самосознания субъект формирует независимое политическое мышление, обогащает политическое сознание в целом и производит собственное политическое мировоззрение в частности. Благодаря формированию политического самосознания он отделяет себя как субъекта социально-политической деятельности от самой данной деятельности и ее продуктов, сознательно направляет ее на достижение тех либо иных целей, делает ее предметом сознания и воли. При наличии развитого политического самосознания политика делается концентрированным осуществлением воли того либо иного субъекта политического самосознания, а при наличии нескольких субъектов преобразовывается в арену борьбы и столкновений волевых устремлений.

Политическое самосознание проявляется в политической практике в первую очередь как осознанное и выраженное в эксплицитной легитимизированной форме политическое самоопределение либо как выраженное рвение к нему, и после этого как рвение к настоящей социально-автономности и политической независимости для реализации выяснившего себя политического самосознания — в виде рвения к политической суверенизации субъекта политического самосознания. Примером для того чтобы рода стал узнаваемый «парад суверенитетов», объявлений о политической и др. независимости последовательности субъектов национально-политического устройства СССР, а после этого и России на рубеже 80—90-х гг. Политико-психологической базой данного феномена было бурное развитие политического самосознания и преодоление господствовавшего прежде политического отчуждения. Последнее постоянно является самоё сильным препятствием на пути развития политического самосознания, что в большинстве случаев употребляется в практике тоталитарных социально-политических совокупностей, основывающихся на тотальной десубъективации и псевдообъективации политики, в то время, когда монопольные права на занятия ею придаются только высшим эшелонам власти, а в предельном выражении — одному фавориту (монарху, диктатору и т. п.), персонифицирующему все политическое самосознание данного общества (к примеру, пресловутое «Государство — это я! » Людовика XIV), и приобретающего статус некоего надчеловеческого, объективного действия, соответствующего «воле небес», «слову пророка» либо «проявлению объективно-исторических закономерностей» (не смотря на то, что наряду с этим, в один момент, может декорироваться кроме того возрастание роли массового социальнo-политического субъекта).

Неприятность развития адекватного политического самосознания на всех уровнях субъектов социально-политического действия есть одной из центральных в ходе перехода от тоталитарной к демократической социально-политической совокупности, на этапе становления гражданского общества и правового государства. В случае, если в условиях тоталитаризма саморазвитие адекватного политического самосознания фактически для всех потенциальных субъектов политики подменяется, по сути дела, принудительным формированием нужных только для социально-политической совокупности и жестко контролируемых ею отдельных элементов идеологизированного и потому не всегда адекватного действительности, предельно зависимого от таковой совокупности политического самосознания, то демократическое общество испытывает недостаток в другом типе политического самосознания и неизбежно формирует условия для его развития. Плюрализм в политике формирует условия для сосуществования разнообразных вариантов ее осмысления. Приобретая возможности активного независимого участия в политике, ее субъекты на всех уровнях попадают в обстановку необходимости ускоренного становления собственного политического самосознания в соответствии со собственными потребностями и подлинными интересами, различающимися в силу наличия разных форм собственности в обществе для того чтобы типа. Затем политические отношения преобразовываются в борьбу более и менее развитых политических самосознании, в которой побеждают те, кто стремительнее и правильнее поймёт собственные цели и овладевает политическими навыками их успехи. Эти процессы лежат в базе бурной политизации общества, в большинстве случаев сопровождающей переход к народовластию — они отражают обостренную реакцию людей (отдельных целых и индивидов групп), ранее лишенных собственного политического самосознания, на настоящее либо предвосхищаемое обретение, во-первых, собственности, во-вторых, ь соответствии с ней, собственных отдельных заинтересованностей и, в-третьих, на данной базе, свободного политического самосознания. Резкая политизация неизбежно связана с конфликтами, условием минимизации которых есть таковой уровень развития политического самосознания, что разрешает практически всем субъектов понять взаимозависимость реализации заинтересованностей каждого и, в один момент, неспециализированную зависимость в достижении этого от некоего базового состояния стабильности общества. В большинстве случаев, со временем это делается распространенным, и эйфория от обретения собственного политического самосознания сменяется привычной реализацией заинтересованностей на базе вырабатывающихся демократических механизмов.

Открытая лекция Александра Каменского


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: