Политико-правовые учения в россии в период укрепления абсолютизма (феофан прокопович, василий никитич татищев).

ППУ в РФ 18 века.

1-ая 1\2 – Петр I.

2-ая 1\2 Екатерина II.

Упрочнение абсолютизма. Не смотря на то, что Екатерина себя позиционировала просвещенной императрицей.

Закончилась сев война, выход к балтийскому морю. Как пишут шведские историки, поражение выяснилось нужным для Швеции, в силу того, что закончилось распыление шведских ресурсов. Российская Федерация же будет расширять территории, а у шведов это не получилось и сосредоточили все силы на внутреннем развитии.

Полицейское гос-во сформировалось. Управление строилось на базе указного права. Указами регулировалось все, включая образ судьбы. Патерналистское гос-ва. Кант критически оценивал такое гос-во. Монарх по собственные понятия желает сделать народ радостным, и поэтому делается жестоким правителем. Позднее была создана альтернатива – правовое гос-во. Показатель правового гос-ва – право непременно не только для подданных, но и для носителей гос.власти (в отличие от полиц.гос-ва, где носители госвасти не связаны с законом). Петр прорубил окно в Европу. Встретим теорию договорного происхождения. Отыщем рассуждение о ест.законе.

Вторя 1\2 18 века. Усиление креп.права, ссылка в Сибирь, восстание Пугачева. Деятельность екатерины второй.

ППУ Феофана Прокоповича (1681-1736) и В.Н.Татищева.

Прокопович. Политический и церковный деятель.

Сподвижник Петра. Появился в Киеве, купеч.семье, имел религ.подотовку.

Логич.основание полит.взоров: сочетание теологии и Гроция, Гоббса.

Работы: Правда волей монаршей, 1722 г. Слово о власти и чести царской.

Решение проблемы соотношения духовной и светской власти.

Думал, что дух.власть обязана подчиняться светской власти. Священство это только один из чинов, исходя из этого, как и все остальные чины, должны подчиняться. Приверженец отказа патриаршества в Киевской Руси и приверженец создания духовной коллегии. Доводы создания:

• Римские и визант.императоры имели и светскую и дух.власть.

• Лучше управления коллегиальное, нежели единоличное.

Теория договорного происхождения гос-ва. Эта теория необычная. Различает ест.состояние и гос.состояние. Естественное состояние вычисляет тёмным, бесправием, природная вольность. Гос.состояние дает людям мир, разрешает достигнуть неспециализированного блага.

Вопрос перехода из одного состояния в второе – переход связан с соглашением, каковые люди заключают, но не без смотрения Всевышнего.

Что касается форма правления гос-ва, 3 фактора выделяет, каковые обуславливают ту либо иную форму правления:

1) Народные соглашения

2) Воля Всевышнего

3) Размер территории. Обращает особенное внимание на данный фактор.

Республики смогут быть в малом народе и на маленькой территории. Демократические республики хар-ся нередкими смутами, а аристократические разногласиями среди правящих. Лучшая форма – монархия. Конкретизирует собственные взоры на монархию, выделяя 2 вида монархии – наследственная и выборная. Видит недочёты каждой из отдельных монархий. Наследник может оказаться недостойным и недочёт избирательный — на протяжении выборов смогут появиться смуты. Предпочтение отдает наследственной монархии, монарх в праве назначить по собственному ответу наследника престола. Применяет прием аналогии. Как папа может лишить недостойного сына наследства, кроме этого и император может лишить престола. Ссылается на Ивана 3 – кому захочу – тому и дам княжение. Так он оправдывает указ о престолонаследии Петра. Данный указ будет отменен во второй половине 90-ых годов XVIII века.

Оценка идеи Прокоповича. Ключевский назвал работу «правда волей монаршей» краткой энциклопедией гос.права. Гурвич написал работу Правда волей монаршей и ее западные источники».

В.Н.Татищев (1686-1750).

Историк. Благодаря ему в научный оборот вошла Русская Действительно, судебник 1550 года. Создатель истории России с старейших времен. Губернатор Астрахани, руководил фабрикам Урала, гос.деятель.

Логич.основание: теории и сплав истории естественного права.

Главные компоненты полит.учения. Неприятность происхождения гос-ва. У Татищева находим теорию дог происхождения гос-ва и теорию патриархального происхождения гос-ва. Он говорит, что сначала было ест.состояние и для него ест.состояние это состояние вольности, но эта вольность мб использована неразумно в ест.состоянии. Исходя из этого вольность должны быть ограничена уздой неволи в интересах самих людей. Предлагает порассуждать о 3 видах узды:

1) Узда по природе. Родительская власть. Подобная власть- власть монарха. Власть монарха это подобие власти отца.

2) Узда договорная. Индивид по собственной воле выбирает некую узду для себя. Холоп не имеет возможности сами себя обеспечить и идет в служение господину. Он же добровольно идет. В базе республик лежит такая узда.

3) Узда по принуждению. Эта узда рождает рабов.

Классификация форм правления гос-ва. Применяет 2 критерия, каковые разрешают ему различать форм правления гос-ва:

• Размер территории;

• Наличие либо отсутствие внешней угрозы.

Малые народы и надёжные. Пример швейцарская республики. Голландия. У них республика вероятна.

безопасные народы и Великие – Англия, тут вероятна ограниченная монархия; Венеция – аристократическая республика.

Великие и не надёжные народы. Франция, Российская Федерация, Дания, Испания. Абс.монархия.

Двойственное познание креп.права. историч факт, что в РФ сложилось креп.право. Отмена Юрьева дня неточность. На западе креп.права нет. В РФ отменить креп.право запрещено – в противном случае будет хуже для гос-ва. Отмена креп.права не согласуется с совокупностью самодержавия. Укоренившийся обычай неволи отменять небезопасно. «Краткие экономические до деревни следующие записки», 1742 г. Рисует крестьянина как ленивого человека. В случае, если ему дат волю, он погибнет от собственной же лени. Приводит список из 20 пунктов, кот разрешают признать крестьянина ленивым.

Показатели лени:

• Думает лишь по еде

• Здоровый, по миру ходит и милостыню требует

• Нет кваса в избе.

• Сверчки, тараканы в избе.

Ищет средства, дабы поменять обстановку. Ставку делает на неэкономическое принуждение, то есть: тотальный надзор, дабы трудился на себя и на помещика, по звонку колокола ходи на работу.

Василий Никитич Татищев


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: