Политическая идеология борьбы против феодальной эксплуатации

Оппозиционные феодализму перемещения, борьба народа против феодальной эксплуатации в РФ, как и в государствах Западной Европы, сейчас купили сначала религиозную форму – вылились в еретическое перемещение. Точные информацию о достаточно широком распространении ересей в РФ относятся к XIV– XV вв., в то время, когда появились псковско-новгородские ереси “стригольников”, а после этого “жидовствующих”. Отрицая главные догматы христианской религии о божественном происхождении Христа, его втором пришествии и др., еретики потребовали отмены права церкви брать плату за совершение религиозных обрядов, осуждали строительство дорогостоящих храмов, поклонение иконам, накопление церквями достатков. По собственному социальному содержанию эти ереси были близки к бюргерским ересям в Западной Европе. Часть “стригольников” шла дальше, осуждая имущественное неравенство и богатство по большому счету, проповедуя имущественное и социальное равенство людей, аскетический образ судьбы.

По мере распространения ересей среди народа официальная церковь (иосифляне) и государство предпринимали все более твёрдые меры для расправы с еретиками. В XVI в. появляются Феодосия Косого Матвея и московские ереси Башкина.

Критика официальной церкви с ее “стяжательством” у Башкина соединялась с критикой эксплуатации и феодального неравенства. Он утверждал, что вера требует обожать ближнего, как самого себя, что Христос всех людей именовал братьями. На деле же “мы у себя христиан держим рабами” (сам Башкин отпустил собственных холопов на волю). Ересь Башкина была осуждена церковным собором 1553 г., а сам он заточен в Волоколамский монастырь.

Одвременно с этим начал проповедовать более радикальное еретическое учение Феодосий Косой. Отрицая церковные обряды, поклонение иконам, требуя разрушения храмов, отказываясь подчиниться официальной церкви, Феодосий отрицал и необходимость повиноваться любой существующей власти. “Не подобает же, – сказал он, – в христианах властем быти и воевати”. Феодосий призывал к созданию для того чтобы “христианского общества”, где не было бы ни богатых, ни бедных и люди подчинялись бы лишь всевышнему. Ересь Феодосия Косого приближалась по собственному типу к крестьянско-плебейским ересям Западной Европы. Спасаясь от угрозы осуждения, Феодосий должен был бежать в Литву.

Развитие феодальной зависимости и рост эксплуатации крестьянства в XVII в. стали причиной восстаниям Восставшие крестьяне потребовали уничтожения феодального произвола, бесправия и кабалы. Их рвение к освобождению иногда сопровождалось надеждами на помощь “хорошего царя”. В названный период это было характерно для идеологии восстания (1606–1609 гг.) крестьянской войны и Ивана Болотникова под управлением Стеньки Разина, начавшейся в 1667 г.

Восстание Болотникова было направлено против “боярского царя” Василия Ивановича Шуйского, чинившего “обиды” простонародью и крестьянам в городах, и в защиту прав царевича Дмитрия, якобы пребывавшего среди восставших; после этого среди восставших показался самозванец “Лжепетр” (якобы царевич Петр – погибший к тому времени сын царя Федора Ивановича, в конечном итоге Илья Коровин), дававший слово быть “хорошим царем” и дать крестьянам вольность. Болотников призывал “побивати бояр”, давал слово восставшим поместья и вотчины, воеводства и боярство.

Крестьянская война под управлением Стеньки Разина, сохраняя царистские идеи (Разин распространял слух, что у него находится царевич Алексей), по своим лозунгам была более радикальной. Разин также призывал к истреблению бояр, аристократов, приказных людей, к уничтожению документов и приказных изб, но еще и давал слово восставшим избавление и свободу от притеснения господ. Восставшие создавали собственные органы управления типа “казачьего круга” со собственными “головами”.

Заключение

Русская политическая идея в XI–XVI вв. прошла громадный путь развития. Характерными ее чертами были практически-политическая направленность, рвение ответить на главные вопросы собственного времени, продемонстрировать пути их решения. Характерным было и необычное сочетание религиозных светской аргументации и идей в политических произведениях. Само собой разумеется, теология была господствующим мировоззрением; но в принципе средневековая схоластика, характерная практически всему соответствующему периоду в Западной Европе, не игралась ведущей роли.

В развитии русской политической мысли этого времени возможно выделить два главных этапа: XI–XIII и XIV–XVI вв. На первой стадии преобладало внимание к внешнеполитическим проблемам – мысль независимости Русского страны прослеживается начиная со “Слова о благодати и законе”. Органически связанной с ней была внутриполитическая проблематика – задачи преодоления феодальной раздробленности, мысль единства почвы Русской. Необычным аккумулятором ведущих неприятностей стало превосходнейшее произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”, проникнутое, не обращая внимания на поражение Игоря, историческим оптимизмом и патриотизмом, верой в русский народ, в его силу и будущее.

На втором этапе, по окончании освобождения от татаро-монгольского ига, преодоления феодальной раздробленности, на первый замысел выдвигаются внутриполитические неприятности. С нарастающей силой развиваются идеи сильной самодержавной власти, разламывающей все виды оппозиции (боярской, церковной, народной) усилению самодержавной власти царя, насаждающей крепостничество, проводящей активную внешнюю политику для упрочнения собственной могущества и независимости.

Исторические условия развития страны порождали и поддерживали идею власти, стоящей высоко над народом. Необходимость защиты, а после этого освобождения Руси от иноземных захватчиков, раздоры удельных князей, твёрдые формы феодального закрепощения крестьянства – все это содействовало укреплению и становлению самодержавия царей. К тому же в РФ не было светской властей и дуализма духовной, как в государствах Западной Европы. Феодальная православная церковь, добившись обеспечений незыблемости церковных имуществ, в целом служила упрочнению самодержавия. В господствовавших теориях был быстро выражен полумистический взор на царскую власть как на что-то незыблемое, сверхъестественное. Модификацией этого взора, высказывавшего крайнюю степень политического отчуждения, были и царистские иллюзии крестьянских перемещений XVII в.

Политика. №8.2. Политические идеологии (либерализм, консерватизм, коммунизм). Гр. Виноградова. ЕГЭ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: