Часть i. введение в общую психологию 20 глава

Процесс осмысления принимаемой информации возможно представлен структурно-логической схемой. На первой стадии процесса восприятия происхо

дит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие ответа о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти подобного либо близкого по составу ощущений комплекса показателей, по которым возможно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных показателей, подтверждающих либо опровергающих правильность принятого ответа. И наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых особенностей, характерных для объектов одного с ним класса. Так, восприятие — это в значительной мере интеллектуальный процесс.

Говоря об фундаментальных особенностях восприятия, мы не можем не остановиться еще на одном, не меньше значительном свойстве восприятия как психологического процесса. Это свойство — активность (либо избирательность). Оно содержится в том, что в любую секунду времени мы принимаем лишь один предмет либо конкретную группу предметов, тогда как остальные объекты настоящего мира являются фоном отечественного восприятия, т. е. не отражаются в отечественном сознании.

К примеру, вы слушаете лекцию либо просматриваете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной. Вы принимаете либо обращение лектора, либо текстовое содержание книги, потому, что ваше восприятие направлено (т. е. активировано) именно на это, но так было , пока я не сообщил вам об этом. Сообщив о том, что вы не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной, я перенаправил на определенный период времени ваше внимание на другой пространственный участок, и вы стали воспринимать те предметы, каковые находятся около вас, среди них и за вашей спиной, т. е. те предметы, каковые 60 секунд назад никак не были представлены в вашем сознании.

Так, мы можем считать, что природа активности восприятия обусловлена самой природой отечественного сознания.

Познакомившись с фундаментальными особенностями восприятия, давайте ответим на вопрос, какие конкретно главные виды восприятия существуют. Опираясь на современную психотерапевтическую литературу, возможно выделить пара подходов к классификации восприятия (рис. 8.1). В базе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (либо какая модальность) играется в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

В большинстве случаев восприятие — итог сотрудничества последовательности анализаторов. Двигательные ощущения в той либо другой степени участвуют во всех видах восприятия. Как пример возможно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Подобно в слуховом и зрительном восприятии кроме этого участвует двигательный анализатор. Разные виды восприятия редко видятся в чистом виде. В большинстве случаев они комбинируются, и в следствии появляются сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Часть i. введение в общую психологию 20 глава

Базой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, движение и время. В соответствии с данной классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие перемещения.

8.4. Личные различия в восприятии и его развитие у детей

Восприятие сильно зависит от изюминок личности. Отечественные знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас. воздействуют на процесс восприятия объективной действительности. Потому, что все люди различаются как по установкам и своим интересам, так и по целому последовательности вторых черт, мы можем утверждать, что существуют личные различия в восприятии (рис. 8.2).

Часть i. введение в общую психологию 20 глава

Личные различия в восприятии громадны, но однако возможно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу первым делом нужно отнести различия между целостным и детализирующим, либо синтетическим и аналитическим, восприятием.

Целостный, либо синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц бросче всего представлено неспециализированное чувство от предмета, неспециализированное содержание восприятия, неспециализированные изюминки того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на подробности и на подробности. Они не выделяют их намерено, а вдруг схватывают, то не первым делом. Исходя из этого многие подробности остаются незамеченными ими. Они больше улавливают суть целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Чтобы заметить подробности, им приходится ставить себе особую задачу, исполнение которой иногда дается им с большим трудом.

Лица с другим типом восприятия — детализирующим, либо аналитическим, — напротив, склонны к четкому выделению подробностей и деталей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет либо явление в целом, неспециализированный суть того, что было воспринято, отходит для них на второй план, время от времени кроме того совсем не замечается. Для того чтобы выяснить сущность явления либо адекватно воспринять какой-либо предмет, им нужно поставить перед собой особую задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы в любой момент наполнены описанием и подробностями частных подробностей, за которыми часто теряется суть целого.

Вышеприведенные характеристики двух типов восприятия свойственны для крайних полюсов. Значительно чаще они дополняют друг друга, потому, что самый продуктивно восприятие, опирающееся на хорошие чертей обоих типов. Но кроме того крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, потому, что часто они определяют то своеобразие восприятия, которое разрешает человеку быть неординарной личностью.

Существуют и другие типы восприятия, к примеру описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пробуют растолковать себе сущность воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий либо каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Наоборот, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что конкретно дано в восприятии. Они постоянно стремятся растолковать замеченное либо услышанное. Данный тип поведения чаще сочетается с целостным, либо синтетическим, типом восприятия.

Кроме этого выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в конечном итоге. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано практически, и привносят очень многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, говоря о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а собственные субъективные впечатления об этом. Они больше показывают, что ощущали либо что думали в момент событий, о которых они говорят.

Громадное значение среди личных различий восприятия играются различия в наблюдательности.

Наблюдательность — это умение подмечать в явлениях и предметах то, что в них мало заметно, не кидается само собой в глаза, но что значительно либо характерно с какой-либо точки зрения. Характерным показателем наблюдательности есть быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюда-

тельность свойственна далеко не всем людям и не в однообразной степени. Различия в наблюдательности в значительной мере зависят от личных изюминок личности. Так, к примеру, любознательность есть причиной, содействующим формированию наблюдательности.

Потому, что мы коснулись неприятности наблюдательности, то направляться подчернуть, что существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (либо непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заблаговременно поставленной целью либо задачей — воспринять этот предмет. Восприятие направляется внешними событиями. Преднамеренное восприятие, наоборот, сначала регулируется задачей — воспринять тот либо другой предмет либо явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие возможно включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее исполнения. Но время от времени восприятие может выступать и как довольно независимая деятельность. Восприятие как независимая деятельность особенно светло выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более либо менее долгое (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления либо те трансформации, каковые происходят в объекте восприятия. Исходя из этого наблюдение — это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматриваться как черта активности восприятия.

Только громадна роль активности наблюдения. Она выражается как в интеллектуальной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их свойства и качества. Для успеха наблюдения серьёзна его систематичность и планомерность. Хорошее наблюдение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, постоянно проводится по четкому замыслу, определенной совокупности, с рассмотрением одних частей предмета за вторыми в определенной последовательности. Лишь при таком подходе наблюдатель ничего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.

Но наблюдательность, как и восприятие в целом, не есть врожденной чёртом. Новорожденный ребенок не в состоянии принимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Свойство предметного восприятия у ребенка проявляется существенно позднее. О начальном выделении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии возможно делать выводы по разглядыванию ребенком этих предметов, в то время, когда он не просто на них наблюдает, а разглядывает, как будто бы ощупывает своим взглядом.

Согласно точки зрения Б. М. Теплова, показатели предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), в то время, когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взгляда на предмете, которым он оперирует. Но на этом развитие восприятия не останавливается, а, напротив, лишь начинается. Так, согласно точки зрения А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды синтеза и зрительного анализа, включая свойство

в мыслях расчленять принимаемый объект на части в зрительном ноле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и после этого объединяя их в одно целое.

В ходе обучения ребенка в школе деятельно происходит развитие восприятия, которое в это время проходит пара этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в ходе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными особенностями предметов при глаз движений и помощи рук. На следующих, более высоких ступенях психологического развития дети покупают свойство скоро и без каких-либо внешних перемещений выяснять определенные особенности принимаемых объектов, отличать их на базе этих особенностей друг от друга. Причем в ходе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия либо перемещения.

Возможно задать вопрос, что есть наиболее значимым условием развития восприятия? Таким условием есть труд, что у детей может проявляться не только в форме публично нужного труда, к примеру но исполнению собственных домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности. Не менее важно для ребенка участие в игре. В ходе игры ребенок расширяет не только собственный двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.

Следующий, не меньше увлекательный вопрос, что мы должны задать себе — это вопрос о том, как и в чем проявляются изюминке детского восприятия в сравнении с взрослым человеком? В первую очередь, ребенок совершает много неточностей при оценке пространственных особенностей предметов. Кроме того линейный глазомер у детей развит существенно хуже, чем у взрослого. К примеру, при восприятии длины линии неточность ребенка возможно приблизительно в пять раза больше, чем у взрослого человека. Еще громадную трудность воображает для детей восприятие времени. Ребенку весьма тяжело овладеть такими понятиями, как «на следующий день», «день назад», «раньше», «позднее».

Определенные затруднения появляются у детей при восприятии изображений предметов. Так, разглядывая рисунок, говоря, что на нем нарисовано, дети младшего возраста довольно часто совершают неточности в узнавании изображенных предметов и именуют их неправильно, опираясь на случайные либо малосущественные показатели.

Ключевую роль во всех этих случаях играется недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других изюминок детского восприятия: недостаточное умение выделить главное в том, что воспринимается; пропуск многих подробностей; ограниченность принимаемой информации. Со временем эти неприятности устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка фактически не отличается от восприятия взрослого.

8.5. фон и Предмет в восприятии

В любой момент времени на отечественные органы эмоций действует довольно много предметов, но не все они воспринимаются одинаково. Одни из них выделяются нами, выступают «на передний замысел», и мы сосредоточиваемся на них. Другие — как будто бы отхо

дят «на второй план», в известном смысле сливаются между собой, воспринимаются менее светло. В соответствии с эти различают предмет, либо объект, восприятия, т. е. то, на чем сосредоточено сейчас восприятие, и фон, что образуют все другие предметы, действующие на нас одвременно с этим, но отступающие, если сравнивать с объектом восприятия, «на второй план».

Чтобы наглядно представить сущность данной неприятности, приведем пара примеров. В то время, когда мы добываем книгу из книжного шкафа, мы принимаем много других книг, но предметом, либо объектом, восприятия есть только та книга, которая нам нужна сейчас и которую мы ищем. Все остальные книги воспринимаются нами лишь как фон. То же самое бывает и в других модальностях восприятия. К примеру, мы идем и с кем-то говорим. Наряду с этим мы слышим слова не только отечественного собеседника, но и многие другие звуки. Но слова говорящего человека воспринимаются нами сильнее, как предмет, а все остальные звуки воспринимаются менее четко, т. е. являются фоном.

Первоначально различие между фигурой (предметом) и фоном появилось в искусстве. В психологии эта неприятность в первый раз начала рассматриваться как независимая датским психологом Э. Рубином. Фигурой принято именовать замкнутую, выступающую вперед, завлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, является фоном .

направляться подчернуть, что соотношение фона и предмета — это соотношение динамическое. То, что сейчас относится к фону, может через некое время стать предметом, и напротив, то, что было предметом, может стать фоном. Подтверждением этого есть следующий пример. На рис. 8.3 изображена белая ваза на фоне тёмного круга, но в случае, если пристально присмотреться к данному рисунку, то возможно подметить, что фон кроме этого несет определенное смысловое значение. В другом случае возможно заметить, что изображена не ваза, а профили людских лиц.

Выделение предмета из фона связано с изюминками отечественного восприятия, то есть с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в конечном итоге есть отдельным предметом и отлично знакомо из прошлого опыта. Мы легко выделяем вещи, каковые нас окружают, людей, животных и др. Значительно хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае довольно часто требуется упрочнение чтобы воспринять часть как особенный объект. К примеру, мы не сходу выделяем часть слова, которое читаем, либо часть какого-либо рисунка, что разглядываем. Именно на этом выстроены видящиеся в детских изданиях задачи, в которых необходимо отыскать различие между двумя схожими картинками.

Выделение предмета из фона в первую очередь зависит от степени различия между ними. Чем больше Часть i. введение в общую психологию 20 глава фон и предмет отличаются друг от друга, тем легче предмет Рис. 8.3. фон и Фигура

Часть i. введение в общую психологию 20 глава выделяется из фона. К примеру, значительную роль играется различие по цвету между предметом и фоном. Контрастные цвета очень благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написанное мелом на классной лоске, отлично заметно и совсем незамеченным возможно исправление в тетради ученика, сделанное преподавателем теми же чернилами, которыми пишет ученик.

Выделение предмета затруднено кроме этого в том случае, если предмет находится в окружении схожих предметов. К примеру, достаточно тяжело проследить но карте течение реки, если она окружена вторыми реками. Следовательно, чтобы уменьшить выделение объекта из фона, нужно усилить его отличие. И напротив, в том месте, где нужно затруднить выделение предмета из фона, нужно уменьшить их раз;! им не.

Выделение предмета из фона облегчает, во-первых, знание того, что нужно отыскать, в особенности в случае, если это конкретный образ предмета. Во-вторых, выделение предмета из фона облегчает возможность обвести контуры предмета либо перебрать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами. В-третьих, выделение предмета из фона облегчает опыт аналогичной деятельности.

Для подтверждения отечественных слов давайте особенным образом трансформируем рисунок 8.3. Поменяем на нем цвета на противоположные и внесем кое-какие трансформации в изображение (рис. 8.4). В следствии на первый замысел для большинства наблюдателей выступают профили людских лиц, а ваза делается фактически незаметна. Это связано с тем, что, во-первых, вы уже привычны с вариантом данного рисунка и готовы к встрече с его модификациями; во-вторых, мы поменяли соотношения цветов; в-третьих, мы частично поменяли феноменологическое поле отечественного восприятия, поменяв очертания вазы.

8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии

Любой предмет есть сложным целым и владеет многими особенностями. Принимая его как целое, мы вместе с тем принимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его свойств и частей, одновременно с этим оно само воздействует на их восприятие.

Известно, как очень сильно изменяется время от времени восприятие предмета, в случае, если мы пропустим лишь одну его часть, либо подметим ее неправильно, либо воспримем как его часть то, что в конечном итоге к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он практически не есть. К примеру, при стремительном взоре на слово, сходное с другими словами

Часть i. введение в общую психологию 20 глава

(к примеру «пол», сходное с «кол», «вол» и др.) и написанное раздельно, вне какого-либо контекста, мы легко можем прочесть его неверно (вместо «пол» — «гол»), в случае, если лишь одна из его букв будет написана слишком мало четко (в этом случае «п»).

Важность роли восприятия части в восприятии целого не свидетельствует, что для узнавания предмета нужно принимать все его части. Очень многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, либо воспринимается неясно, либо не может быть воспринято сейчас, но однако мы определим предмет. К примеру, в то время, когда мы разглядываем рисунок, схематически изображающий предмет, мы определим данный предмет (рис. 8.5). Это происходит по причине того, что любой предмет имеет характерные, лишь ему свойственные опознавательные показатели. Отсутствие конкретно этих показателей в восприятии мешает нам опознать предмет, одновременно с этим отсутствие других, менее значительных показателей при наличии в восприятии значительных не мешает определить то, что мы принимаем.

Данное положение правильно не только по отношению к картинкам, но и по отношению к вторым явлениям. К примеру, приведем слово, в котором отдельные буквы пропущены:

..ек..и.ест.о

Вряд ли вам сходу удастся определить это слово, в силу того, что в нем пропущены буквы, являющиеся опознавательными показателями. Сейчас попытаемся прочесть это

слово при условии, что в нем будут отсутствовать несущественные подробности, а опознавательные показатели будут находиться:

«э л е … и ч … в ор

Само собой разумеется, это слово сейчас узнаваемо. Это слово «электричество».

Мы разглядели влияние восприятия отдельных частей на восприятие целого. Сейчас давайте спросим себя, в чем выражается влияние, которое оказывает восприятие целого на восприятие его отдельных частей и на выделение разных сторон предмета? Это влияние обнаруживается в первую очередь в том, что, принимая целое, мы не подмечаем время от времени отсутствия в нем некоторых его частей либо, напротив, наличия того, что в конечном итоге к нему не должно относиться. Не подмечаем мы время от времени и искажения отдельных частей предмета. К примеру, ни для кого не секрет, что при чтении мы время от времени не подмечаем опечаток в тексте: пропусков букв, лишних букв, замены одной буквы второй. Разъясняется это тем, что при большом уровне навыка чтения каждое слово воспринимается как целое, и это воздействует на восприятие его отдельных частей, делает их восприятие менее отчетливым.

Взаимоотношение восприятия целого и части неодинаково на различных стадиях ознакомления с предметом. Причем значительную роль тут играются личные различия людей. Начальный период восприятия у многих людей характеризуется тем, что на первый замысел выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей отмечается обратное явление: первым делом различаются отдельные части предмета.

Часть i. введение в общую психологию 20 глава В соответствии с личны-

ми различиями по-различному протекает и второй этап восприятия. В случае, если сперва воспринимается неспециализированная форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в будущем части объекта воспринимаются все сильнее. И напротив, в случае, если первоначально выделялись лишь части предмета, то совершается его переход к целому. В конечном счете, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.

Но нужно подчернуть, что восприятие его частей и целого зависит не только от личных изюминок, но и от многих вторых факторов. К их числу первым делом нужно отнести предшествующий опыт и установку. К примеру, мы бегло читаем текст, довольно часто пропуская опечатки и ошибки, в силу того, что

имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем суть принимаемых слов и выделяем из целого слова буквы, делающие роль опознавательных показателей. Но в случае, если предложить вам отыскать в тексте неточности, то вы станете пристально всматриваться в написание слов, наряду с этим в определенных случаях кроме того не станете вникать в суть написанного. Следовательно, установка играется очень ключевую роль в организации вашего восприятия.

Это возможно проиллюстрировать и вторым примером. Так, на рис. 8.6. представлен «Портрет юный дамы»; разглядывая этот рисунок, человек в первую очередь видит красивый профиль отвернувшейся от наблюдателя юный девушки. Но секрет этого рисунка кроется в том, что он относится к категории так называемых неоднозначных изображений. В действительности на этом рисунке в одном изображении воплощены два «портрета». Рисунок содержит не только изображение юный дамы, но и старая женщина. В этом легко убедиться, если вы в мыслях представите себе вместо красивого профиля отвернувшейся от вас девушки громадной горбатый шнобель старая женщина, а вместо мелкого красивого ушка заметите глаз старая женщина. Наглядным подтверждением для того чтобы видения «Портрета юный дамы» есть рис. 8.7, на котором представлены два изображения, созданных из рис. 8.6. Значительной изюминкой этих изображений есть то, что опознавательные показатели, характеризующие девушки и изображение старухи, представлены раздельно друг от друга. В этом случае вариант А соответствует изображению юный девушки, а вариант Б — изображению старая женщина.

По какой причине большая часть людей на рис. 8.6 в первую очередь видят девушку? Это происходит не только по причине того, что большая часть из нас первоначально принимает

Часть i. введение в общую психологию 20 глава Часть i. введение в общую психологию 20 глава

Рис. 8.7. Изменение изображения «Портрет юный дамы» в два рисунка «Портрет юный дамы» (А) и «Портрет старая женщина» (Б), полученные методом «разделения» опознавательных показателей

изображение в целом, но и по причине того, что изображение именуется «Портрет юный дамы». Назвав так изображение, мы организовали у наблюдателя установку на восприятие этого рисунка как изображения юный дамы. Если вы предъявите данный рисунок без конкретного заглавия, то в его интерпретации смогут быть разные варианты.

Организовать установку восприятия возможно не только применяя наименование предмета либо изображения. Второй метод — применять предшествующий опыт. К примеру, если вы продемонстрируете испытуемому рис. 8.7, вариант Б («Портрет старая женщина»), то, само собой разумеется, он без особенного труда сможет его охарактеризовать как изображение старая женщина. В случае, если затем вы продемонстрируете испытуемому рис. 8.6, наряду с этим никак его не именуя, то большая часть испытуемых легко заметит изображение старая женщина. В случае, если же вы поступите напротив, т. е. продемонстрируете первоначально вариант А, то испытуемые легко в рисунке 8.6. заметят «Портрет юный дамы». Так, восприятие целого и части вправду зависит от многих факторов. Причем особенности восприятия отдельных целого и частей очень значительно влияют на содержание и характер принимаемого объекта либо явления.

8.7. Восприятие пространства

Восприятие пространства и времени занимает особенное место среди всего, что мы принимаем. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. Пространственные особенности присуши всем предметам, равно как временные изюминки свойственны для каждого явления либо события.

К пространственным особенностям предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве.

Часть i. введение в общую психологию 20 глава
В восприятии величины предмета значительную роль играется величина его изображения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем громадным нам думается предмет. В полной мере возможно, что величина изображения принимаемого предмета на сетчатке глаза зависит от величины зрительного угла. Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза. Принято вычислять, что закон зрительного угла как закон восприятия размера от

крыл Эвклид. Из этого закона направляться, что принимаемый размер предмета изменяется прямо пропорционально размеру его ретинального изображения (рис. 8.8).

В полной мере логично, что эта закономерность сохраняется при однообразном удалении от нас предметов. К примеру, в случае, если долгий шест находится от нас вдвое дальше, чем палка, которая вдвое меньше шеста, то угол зрения, под которым мы видим эти предметы, однообразен и их изображения на сетчатке равны друг другу. В этом случае возможно было бы высказать предположение, что мы будем принимать шест и палку как равные по величине предметы. Но на практике этого не происходит. Мы четко видим, что шест намного дольше палки. Восприятие величины предмета сохраняется и в том случае, если мы будем отходить все дальше и дальше от предмета, не смотря на то, что наряду с этим изображение предмета на сетчатке глаза будет уменьшаться. Это явление носит название константности восприятия величины предмета.

Основы общей психологии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: