Поддерживает определенные формы поведения.

Что же такое философия?

Философия- сфера людской познания в самоё общем его виде. Философия дает совокупность знаний о мире как целом,об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности.

Философия– это своеобразная форма духовной культуры (наровне с наукой, религией, мастерством), которая пробует разными методами охватить, обрисовать, растолковать и осознать в самые общих чертах мироздание и человека.

Предмет философии

Предмет философии формировался исторически. Философия появилась тогда, в то время, когда мифологические и религиозныепредставления стали подвергаться рациональному осмыслению.

Предметом философииявляетсявсеобщеев совокупности«мир — человек». В данной совокупности две системы: «человек» и «мир» Взаимоотношения между этими сторонами подразделяются на четыре нюанса: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

Сущность философии — в мыслях над общими проблемами в совокупности «мир— человек». Философия выступает как:

1)информация о мире в целом и об отношении человека к этому миру;

2)комплекс правил познания, общий способ познавательной деятельности.

Окружающий мир в философии в большинстве случаев именуют объектом, а человек, познающий данный мир, — субъектом. Соответственно объективное свидетельствует «существующее вне человека и не зависящее от него». Субъективное – это то, что существует в нас (в отечественном сознании) и зависит от нас, к примеру отечественные мысли, фантазии. Субъективный мир именуют еще и внутренним либо духовныммиром человека. Объективный мир, существующий около нас, именуют внешним миром.

Ответственной изюминкой окружающего мира (объекта) есть то, что он познается субъектом (человеком). А одна из наиболее значимых изюминок субъекта содержится в том, что он познает внешний мир. Т.о., серьёзным отношением человека и мира есть познание, которое в философии понимается значительно шире, чем в каждый науке. В философии познание– это контакт человека с окружающим миром. Познание, с одной стороны, — это получение информации об окружающем мире через органы эмоций, иначе, — это переработка отечественным сознанием. Познание окружающего мира посредством органов эмоций именуется в философии чувственным познанием, а посредством разума – рациональным (от лат.- rationalis — разумный). Одна из философских неприятностей пребывает в том, дабы выяснить какое познание дает более точные выводы – чувственное (сенсуализм) либо рациональное(рационализм).

виды: и МИРОВОЗЗРЕНИЕ сущности

Философия — это мировоззренческая форма сознания.

Мировоззрениеможно представить как совокупность взоров, оценок, правил, определяющих самое понимание мира и общее видение.

В составмировоззрения входят знания, ценности, программы поведения. Познанием движет рвение кистине— объективному постижению настоящего мира.

Ценностное сознание воплощает в себе особенное отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, заинтересованностями, тем либо иным пониманием смысла жизни.

В зависимости от соотношения интеллектуального и эмоционального компонента в мировоззрении различаются:

1) мироощущение — эмоционально-психотерапевтическая сторона мировоззрения: эмоции, настроения;

2) мировосприятие — образ мира в наглядных представлениях;

3) миропонимание — познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Мироощущение и мировосприятие дают образ мира, полученный в следствии чувственного восприятия его.

Миропонимание— это представление о мире на базе рационального его объяснения, картина мира, окрашенная либо в эмоциональные тона переживания его, либо в разумную форму объяснения его обстоятельств. Взор на мир предполагает, во-первых, того, кто эту картину образовывает, и, во-вторых, фактически содержание данной картины, т.е. в определенном смысле картина мира не имеет возможности не носить личностный темперамент как следствие некоего опыта практической либо духовной деятельности. Возможно заявить, что мировоззрение —это предпосылка, управление к действию. Каково мировоззрение, таково и воздействие человека, социума, цивилизации.

Мировоззрение включает внутренние регулятивы: убеждение, веру, сомнение.

Вера — это позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо, но нужно.

Убеждение — это уверенность в достоверности, правильности собственных представлений.

Сомнение—это критика достоверности собственных убеждений с целью их упрочнения, предстоящего обоснования.

В мировоззренииразличают кроме этого уровни:

1) повседневно-практический (житейское миропонимание);

2) теоретический (обоснованная совокупность взоров). Существуют разные социально-исторические типы мировоззрения. Предпосылками философского мировоззрения были религия и мифология.

В целом мировоззрение возможно выяснить следующим образом: это обобщенная совокупность взоров человека (и общества) на мир в целом, на собственный собственное место в нем, оценка и понимание человеком смысла деятельности и своей жизни, судеб человечества.

Мировоззрение – это совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, вер, идеалов и убеждений людей.

В зависимости от того, как решается вопрос о материи и соотношении духа, мировоззрение возможно материалистическим либо идеалистическим, атеистическим либо религиозным. Материализм имеется философское воззрение, признающее субстанцией, cущностной базой материю. Идеализм имеется философское мировоззрение, в соответствии с которому подлинное бытие в собственности не материи, а духовному началу – разуму, воле.

Мифологический и религиозный типы мировоззрения

Мифы– древние сказания различных народов о фантастических существах, о делах героев и богов. Главные темы мифов: о начале, устройстве и происхождении мира, о происхождении самые важных явлений природы, о всемирный гармонии, безличной необходимости. Формирование мира понималось в мифологии как его творение либо как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали эсхатологические мифы, обрисовывающие будущую смерть человечества, во многих случаях – с последующим его восстановлением. Воплощенные в мифах представления переплетались с обрядами, являлись предметом веры, снабжали непрерывность культуры и сохранение традиции.

Довольно много внимания уделялось происхождению людей, рождению, стадиям судьбы, смерти и различным испытаниям. Особенное место занимали мифы о культурных достижениях людей – добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах, различных видах мастерства, философии. Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая), универсальная форма сознания.

Миф -самая ранняя форма духовной культуры человека, объединял в себе зачатки знаний, религиозных вер, политических совершенств. Узнаваемый германский философ Х.Г. Гадамер удачно выяснил миф как «первомысли человека». Миф был прагипотезой людской познания мира, начальной формой духовной культуры человечества. века, первобытного коллектива.

Миф — это целостное миропонимание, в котором разные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетавшую в себе действительность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, эмоции и мысль.

Миф синкретичен, т.е. содержит смешение, слитность элементов религиозных художественного воображения и верований, и зачатки рациональных представлений. Но он не есть вид религии, искусства либо знания.

Миф помогает не для объяснения (не смотря на то, что объяснение посредством воображения сопровождает миф) чего-либо, а для оправдания определенных («священных»)

Мифология традиционна и авторитарна. Все новое, если оно по большому счету появляется, подается и воспринимается как переоткрытие ветхого, прошлое берется и переживается как настоящее. Кое-какие исследователи говорят, что миф имеется «машина для уничтожения времени». Прошлое помогает тут примером, парадигмой для «сейчас» и «позже».

Миф – антропоморфичен, т.е. внешнему миру придаются человеческие черты.

Творил мифы – бессознательно- сам первобытный коллектив. Мифотворчество – это работа «коллективного и бессознательного», совокупной, стихийной фантазии людей.

Мифпрежде делал и иногда делает на данный момент, в современной культуре, значительные социальные функции:

1) снабжает духовную сообщение поколений;

2) закрепляет принятуюв обществе систему ценностей;

Философское мировоззрение

Философия – теоретически сформулированное мировоззрение. От вторых форм мировоззрения отличается методом осмысления, степенью интеллектуальной методов подхода и разработки проблем к ним. Вот по какой причине, определяя философию, мы определяем такие понятия, как теоретическое мировоззрение, совокупность взоров.

В мировоззрении, а философской его форме в особенности, постоянно присутствуют два противоположных угла зрения: формирование той либо обращение и иной картины мира к самому человеку, рвение осознать его сущность, назначение в природном и социальном мире

Философия как «наука обо всем» складывается из трех громадных разделов: онтологии(греч.-«онтос» –логос и «бытие» – знание) – науке о бытии, т.е. обо всем, что имеется, что существует, говоря условно – об окружающем мире. Гносеология («гносис»-знание «логос»-наука) – занимается проблемами познания. Антропология («антропос»-человек) – наука о человеке. Эти три раздела тесно связаны и образуют единое целое.

Сфера философии охватывается следующими вопросами.

Что я могу знать?

Что я обязан знать?

На что я смею сохранять надежду?

Что такое человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй—мораль, на третий — религия, на четвертый — антропология.

2. Современная структура философского знания

Философские дисциплины (классические разделы философии)

Онтология Учение о бытии
Философская антропология Учение о человеке
Гносеология (эпистемология) Учение о познании
Аксиология Учение о сокровищах
Логика Учение о законах мышления
Социальная философия Учение о законах публичного развития
Этика Учение о нравственности и морали
Эстетика Учение о законах красоты
Герменевтика Учение о смыслах

Ахиллес идет на некоем расстоянии за черепахой, причем на порядок стремительнее ее и ни при каких обстоятельствах ее не догонит. Ясно, что зрительно он ее догонит и перегонит, Но отечественная задача не представать себе перемещение чувственно, а постараться помыслить его, разобрать посредством разума. В то время, когда Ахиллес пройдет расстояние, разделяющее его и черепаху, она за это же время пройдет впереди него 1/10 этого расстояния (так как она идет на порядок медленнее) и будет на 1/10 пути впереди него; в то время, когда Ахиллес пройдет 1/10 пути, черепаха пройдет за это же время 1/100 и без того до бесконечности.

В действительности, Ахиллес лишь тогда догонит черепаху, в то время, когда деление вечно уменьшающегося между ними пространства, наконец, станет неосуществимым.

«Стрела»

Летящая стрела в действительности покоится. В любой момент времени стрела занимает определенное место, равное ее величине. А это указывает, что она в любой момент без движений покоится, потому что перемещение, будучи постоянным, предполагает, что предмет занимает большее место, чем он сам. Значи, перемещение возможно мыслить как сумму состояний спокойствия. Следовательно – перемещения нет. Вывод Зенона: ни множество, ни перемещение не смогут быть мыслимы без несоответствия.

Что желал сообщить собственными неестественными апориями Зенон? Что перемещения нет? Вовсе нет. Он ставил вопрос в противном случае: существует ли перемещение в соответствии с истине, свойственно ли оно элеатовскому чистому «бытию», логической сущности вещей. Он вскрыл трудности воспроизведения процесса перемещения в логике понятий. Зенон воображает перемещение как последовательность прерывностей, сумму состояний спокойствия, т.е. у него уже в исходной посылке содержится то, что лишь направляться доказать, – отсутствие перемещения.

Гераклит (544-483 гг. до н. э.) жил на ионийском побережье в Эфесе. От его произведения “О природе” до нас дошло 126 разрозненных фрагментов. Они поражают собственной философичностью, глубиной. Гераклит — создатель известного тезиса: «Запрещено войти в одну и ту же реку два раза, потому что на входящего любой раз текут другие воды». Потом данный тезис был сокращен до формулы “Всё течет, всё изменяется” (panta rei). Он противостоит философам элейской школы, а его высказывание показывает, что все в мире всегда движется и изменяется, нет ничего, что пребывает в неизменном состоянии. По большому счету движение и изменение – это единственно вероятный метод существования мироздания.

Хаос мира – это фундаментальный его принцип либо закон – Логос. Но закон – это что-то стабильное и упорядоченное. Получается парадокс: верховная упорядоченность мира содержится во общей беспорядочности либо хаотичности. Два противоположных начала – логос и хаос – тесно между собой связаны и являются нераздельными. Совершенно верно кроме этого все вещи складываются из противоположностей: мокрое и сухое, чёрное – яркое… Противоположности борются между собой (день-ночь, лето-зима, радость- скорбь). Борьба противоположных начал и есть источником изменения и вечного движения. Они находятся не только в состоянии вечной борьбы, но и пребывают в единстве. Эта фундаментальная закономерность мироздания, о которой говорит Гераклит, есть главным принципом диалектики – учения о общей связи и вечном трансформации вещей.

Началом всего существующего Гераклит полагал пламя, что-то очень изменчивое и являющееся обстоятельством трансформации. Вот как он растолковывал мир на базе собственного учения об огне — архэ: «Мир не создан никем из всевышних и никем из людей, а был, имеется и будет всегда живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающим».

Для элеатов мышление и бытие –тождественны, следовательно — множественность и движение не существуют воистину, а лишь во мнении.

Для элеатов в понятии бытия содержится три момента: 1. бытие имеется, а небытия нет; 2. бытие едино, неделимо;3.бытие познаваемо, небытие непознаваемо: его нет для разума, соответственно, оно не существует.

Демокрит(460-371 гг. до н. э.) Абдерский (Фракия)– величайший материалист, первый энциклопедический ум Старой Греции. Происходил из весьма знатной семьи. Собственный состояние израсходовал на научные знания и путешествия. Прибыл в Афины уже известным философом, но не захотел быть определённым из-за презрения к славе. (с.71. Г.В.) Полагал, что все складывается из атомов(неделимых частиц) и пустоты (последняя — условие перемещения). Кроме того идея он воображал как совокупность очень узких невидимых атомов.

Идея не существует без материального носителя, дух не существует независимо от материи.

Все в мире находится в движении, изменяется и делится на части, но бытием возможно лишь неделимое и неизменное, поскольку делимое не всегда. А так как все есть делимым, значит все не всегда. Но бытие возможно лишь вечным, следовательно, его по большому счету нет. Но бытия не имеет возможности не быть, исходя из этого нужно высказать предположение, что все делится не до бесконечности, а до некоего определенного предела, за которым деление нереально, т.е. существует некая неделимая частица. Будучи неделимой, она не имеет возможности не уничтожаться, в силу того, что не складывается из частей, на каковые может распадаться. Она существует всегда, соответственно, и есть настоящей базой бытия. Делимое по гречески – томос, а – отрицательная частица в греческом языке. Исходя из этого неделимое – атомос, либо атом. Атом обречен на неизменное существование, на бытие. Соединение атомов ведет к рождению вещей, разъединение – к смерти.Любой предмет – только временная комбинация неделимых частиц и существует лишь , пока они совместно.Все предметы, так, появляются и уничтожаются, а мир представляет собой изменение и вечное движение. Мировое многообразие сводится к одной базе – атомам, движущимся в пустоте.

От Демокрита до нас дошло довольно много умных мыслей: «Мудрость приносит следующие три плода: дар отлично мыслить, отлично сказать и отлично поступать». «Дураки стремятся к пользам, доставляемым радостным случаем, опытные же сокровище таких польз стремятся к пользам, доставляемым мудростью». «Мужество делает ничтожными удары судьбы». «У кого темперамент упорядочен, у тех и жизнь благоустроена». «Умному человеку вся почва открыта. Потому что хорошей душе отечество — всю землю».

Жизнь Демокрита поучительна преданностью духу познания. Философ заявлял, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом.

Софисты. Слово “софист” не имело сначала отрицательного значения. Софистом был человек, философ, что добывал средства к существованию, передавая молодым людям определенные знания, каковые, как тогда думали, могли быть им нужны в практической судьбе. Истина их не интересовала. Они учили мастерству побеждать соперника в тяжбах и спорах при любых событиях, обосновывать все, что угодно. Они изобрели софизмы– снаружи верные доказательства ложных положений. Юристов тогда не было. «А в судах,- сообщит позднее Платон,- решительно никому нет дела до истины, ответственна лишь убедительность». Слово «софист» купило предосудительный суть. Под софистикой стали понимать умение воображать тёмное белым, а белое – тёмным. К тому же, софисты сыграли хорошую роль в духовном развитии Эллады. Они – теоретики риторики. Многие из них владели необычным бесплатно слова. Они создали науку о слове – релятивизм – учение о том, что все в мире довольно. (софизм: Что лучше -вечное счастье либо бутерброд? Конечно же, вечное счастье. А что возможно лучше вечного блаженства? Ничто! А бутерброд лучше, чем ничто, значит, он лучше, чем вечное счастье.)

Протагор (480-410) — самый узнаваемый софист. Учил за вознаграждение “всякого, кто жаждал практического успеха либо более высокой духовной культуры. Протагор известен своим тезисом: “Человек имеется мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. При всей собственной спорности, а возможно благодаря ей, данный тезис сыграл огромную роль в будущем осмыслении фундаментальных философских неприятностей.

СофистГоргий Леонтийский (483-375гг.до н.э.)написал произведение «О несуществующем, либо о природе», организовал собственные взоры в виде трех положений: 1.Ничего нет; 2. Если бы что-то и было, то оно было бы непознаваемым; 3. В случае, если кто-то и смог что-либо познать, то не имел возможности бы передать это знание второму.

Сократ (469-399 гг. до н. э.) — одна из самых броских фигур в истории философии, противостоит софистам. Многие вычисляют его олицетворением философа. Он не записывал собственные мысли, а выступал-разговаривал на площадях и улицах Афин. У него было довольно много учеников. Самый известный — Платон.

Учение Сократа знаменует собой поворотот размышлений о мире, космосе, природе к размышлениям только о обществе и человеке, в котором человек живет.

Думал, что истина, как и Солнце, всё освещающее и всех согревающее, возможно лишь одна. Она едина для всех и объективна, т.е. существует вне нас и независимо от отечественных жажд. Истина была до нас и будет в любой момент. Но было бы через чур самонадеянно кому-либо из смертных считать, что он точно знает эту истину и совершенно верно может заявить, что она из себя воображает. Мы можем лишь утверждать, что такая истина имеется. Но сказать, что она естьнечто определенное, раз окончательно отысканное и установленное, мы не можем, поскольку речь заходит об безотносительной истине, а человек, как существо несовершенное, ни при каких обстоятельствах не имеет возможности достигнуть абсолюта. Единственно о чем мы знаем совершенно верно – это о собственном незнании. «Но отечественное неведение не свидетельствует, что истины нет». Легко неизвестно какая она. В сознании человека Сократ обнаруживает как бы различные уровни, различные слои, состоящие с носителем сознания – индивидом – в сверхсложных отношениях, время от времени кроме того вступающие с ним в неразрешимую коллизию. Задача Сократа – найти не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта верховная инстанция именуется разумом; она способна дать не просто личное мнение, а общее, необходимое знание. Но знание человек может купить лишь сам, собственными усилиями, а не взять извне в качестве готового. Независимый поиск в любой момент чреват сомнениями, долгими размышлениями и противоречиями. Но лишь таким методом человек сможет если не купить истину, то хотя бы приблизиться к ней. Данный способ возьми наименование эвристического (греч. эврико»-я нахожу). Из этого рвение Сократа искать истину сообща, на протяжении бесед (диалога).

Верховная задача философии не теоретическая, а практическая: мастерство жить. А знание, по Сократу, имеется идея, понятие об неспециализированном.Идея раскрывается через понятия. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию.

Сам Сократ дал обобщения и образцы определения этических понятий (доблести, справедливости). Определению понятия предшествовала беседа, на протяжении которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в несоответствиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое наряду с этим ввергается ум, побуждает идея к поискам настоящей истины. Собственные приемы изучения Сократ сравнивал с мастерством повивальной бабки (“майевтикой”), а его способ вопросов, предполагающий критическое отношение к догматическим утверждениям, стал называться «сократовской иронии”. Майевтика- предложенное Сократом мастерство извлекать скрытое в человеке знание посредством наводящих вопросов. Философ оказывает помощь в рождении истины, но его участие в этом не решающее, поскольку она в любой момент обязана рождаться сама в душе человека.

«Познай самого себя» — любимый девиз Сократа.

Сократ выдвинул необычный принцип познавательной скромности: «я знаю, что ничего не знаю” Известно еще такое высказывание Сократа: необходимо имеется, дабы жить, а не жить, дабы имеется. «Заговори, дабы я тебя заметил». «Местности и деревья ничему не желают меня научить, не то, что люди в городе».«Говорят, что всевышние не в чем не нуждаются, так вот: чем меньше человеку нужно, тем больше он похож на Всевышнего». «В случае, если законы вам не нравятся, введите новые, а пока не ввели, повинуйтесь этим».(Смерть Сократа стр. 190. Г.Волков. У колыбели науки)

Платон (427-347г. до н. э.) — один из самых известных философов древности. В этом ему составлял конкуренцию лишь Аристотель — его же ученик. Последний многим был обязан Платону, не смотря на то, что и осуждал его. От Аристотеля дошло выражение: «Платон мне приятель, но истина дороже». Произведения Платона в большинстве собственном написаны в форме диалога.

Настоящее имя Платона — Аристокл. Имя “Платон” (Platos по гречески свидетельствует широкий) было дано ему за крепкое телосложение (большой рост, широкие плечи). Он был прекрасным гимнастом и отличался в таких видах спорта, как верховая езда и борьба. Имеется сведения, что за удачи в борьбе он взял первую премию на Истмийских и Пифийских играх. Платон уважал физическую культуру притом, что был идеалистом полностью.

Известной мыслей Платона есть утверждение о том, что видимое не есть настоящее: в случае, если мы что-то видим, то это вовсе не означает, что оно существует конкретно так, как нами воспринимается. Нам думается, что мир один – тот, что мы видим около себя, в действительности мира – два: один – верховный и невидимый – мир идей, второй низший и принимаемый нами – мир вещей. Первый порождает второй. Материальные вещи имеется воплощение идей. Идеи вечны, их воплощения – нет. Познание мира человеком происходит a priori, т.е. до рождения, в то время, когда душа созерцает идеи. Душа– сущность вечная и совершенная. По окончании смерти душа отправляется в мир идей, пребывает в том месте и созерцает сами идеи, приобщаясь к высшему знанию. Позже она спускается в материальный мир и, вселяясь в какое-нибудь тело, забывает о собственном знании. Но забыть — не свидетельствует не знать вовсе, потому что в забывании кроется возможность отыскать в памяти. Живя в материальном мире, человек врожденные идеи. Т.о. процесс познания мира имеется не что иное, как процесс припоминания либо анамнеза. Под идеей Платон осознавал суть вещей и явлений.

Для объяснения собственных взоров Платон приводил таковой образ: мы, люди, находимся в пещере и не видим дневного света, как не видим и того, что делается за пределами пещеры. Но откуда-то идет свет, отражаясь на стене, и по данной стенке ходят тени. Мир вещей – это тени, каковые мы конкретно видим, а мир идей – то, что находится за пределами пещеры.

Задача каждого: за неподлинным заметить настоящее, за нереальным – настоящее, за контуром – настоящие очертания, подлинное бытие В соответствии с Платону творчество и любовь – начала судьбы; все сводится к ним. Они делают человека бессмертным: любовь — через продолжение рода; творчество — благодаря открытиям, изобретениям, мастерству, архитектуре.

Душа человека складывается из трех частей: разумной, эмоциональной и инстинктивной.Это сочетание в каждом случае неравномерное. В случае, если преобладает разумная часть души, то человек – философ, в случае, если эмоциональная, то человек – солдат, в случае, если инстинктивная, то земледелец либо ремесленник. Получается, что род человеческий естественным образом распадается на три сословия, каждое из которых должно заниматься тем, что ему предопределено собственной природой: философы должны руководить страной, солдаты должны его защищать, крестьяне и ремесленники – кормить государство.

Страной Платон именует совместное поселение людей для удовлетворении их потребностей в еде, жилище, одежде и т.п.Совершенное государство должно строиться на разделении труда между сословиями, отсутствии частной собственности, поскольку она источник всех бедствий, а равенство исключает ужас и неприязнь. ( учение о совершенном обществе именуется утопией – «у»- место, «у»-не)

Платон основал первую философскую школу, которая именовалась Академией. Она просуществовала около тысячи лет. Пересказал миф об Атлантиде.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — ученик Платона, потом основал собственную школу, которая именовалась Ликей(в латинской транскрипции — Лицей). В случае, если Платон был идеалистом, художественной натурой, то Аристотель совсем иного типа — исследователь, что методично разрабатывал главные отрасли знания.

Аристотеля отличала не только любовь к подробностям (скрупулезность), но и систематичность. Фактически каждое его произведение положило начало новым наукам (соч. «О животных» — зоологии, соч. «О душе» – психологии и т. д.). Основное его произведение — «Метафизика».

Аристотель выступил с критикой теории идей Платона, считая, что идеи не смогут существовать раздельно от вещей (идеи, по Аристотелю, не что иное, как формы вещей). Бытиевоспринимается посредством ощущений. (Теория познания, с позиций которой сущность вещей познается с помощь чувственного опыта, ощущений, именуется эмпиризмом)

Материяесть общая обстоятельство, т.к. без нее нет бытия, форма играет роль показателя, благодаря форме реализуется материя и образуется конкретный предмет. Вещь существует, в случае, если имеется форма.

Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал разглядывать методом анализа высказываний о бытии. «Высказывание» по-гречески – «категория». Все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности. Все остальные категории – качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания– соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос «Что имеется вещь?». Раскрывая сущность вещи, мы, в соответствии с Аристотелю, даем ей определение, понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» и определяют показатели, свойства, атрибуты вещи. О сущности высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она имеется что-то независимое, существующее само по себе. Не смотря на то, что под сущностью Аристотель осознаёт отдельный предмет, но сама сущность не есть что-то, принимаемое эмоциями: эмоциями мы принимаем только свойства той либо другой сущности, сама же она – единый, неделимый и невидимый носитель всех этих особенностей – то, что делает предмет «вот этим», не разрешая ему слиться с другими.

Душа человека, как и его сущность либо форма тела, дает направленность и смысл судьбы. Как форма господствует над материей, так душа – над телом, разум — над эмоциями. Существует три вида души:

1.растительная душа, которой владеют растения, талантливые размножаться и осуществлять обмен веществ;

2.чувственная душа, которой наделены животные, отличающаяся от растительной тем, что имеет свойство принимать формы посредством ощущений;

Философия эллинизма

Обычное для данной эры – ненадёжности и чувство потерянности. Как выжить и сохранить самообладание в нашем мире, где любой кинут на произвол судьбы? Как оставаться спокойным и невозмутимо взирать на происходящие около бедствия? Основной вопрос философской мысли этого времени — как быть радостным, получить уверенность, в то время, когда во внешнем мире ничего для того чтобы уже нереально. Счастье по гречески – эвдемония, исходя из этого философия эллинизма может именоваться эвдемонической (чувствующей счастье). В ней оформились четыре главные школы.

Эпикурейцы. Основатель философского направления -Эпикур Самосский(341-270 до н. э.) – философ-материалист, последователь Демокрита. Думал, что все складывается из пустоты и атомов, говорил о моменте случайности в поведении атомов. главный интерес и Настоящая реальность воображает чувственный мир. Душа – огнеподобна, она – база ощущений. Предельными формами чувственного мира являются чувственные атомы, т.е. не атомы сами по себе, а атомы в мире эмоций. Эпикур в первый раз в истории философской мысли выдвину идею об случайности и объективности. Отвергал познаваемость судьбы.

Известен больше не как атомист, а как практический философ — моралист. Ставит, в первую очередь, вопросы устроения, комфорта личности в непростых исторических условиях..

Как достигнуть счастья?- Нужно удалить препятствия к нему

Что мешает счастью?- Ужас, что есть вечным спутником людской судьбе. Из всех вероятных страхов имеется три основных, от которых направляться избавиться первым делом:

1.ужас перед всевышними; 2.ужас перед смертью; 3. Ужас перед судьбой.

Но всевышние , как совсем блаженные, являются абсолютно ленивыми и никак не смогут оказать влияние на нашу жизнь. Смерть же – это лишение всех ощущений, по окончании нее нет ни хорошего, ни плохого, Пока мы имеется – смерти нет, в то время, когда смерть имеется – нас нет, т.е. мы и смерть – вещи совсем различные. Что касается судьбы: в случае, если предопределение существует, то существуют и высшие силы. Но всевышние ленивы. Кому же предопределять отечественную судьбу, как ни нам самим. На нас никто не воздействует, не считая нас самих.

Неприятности морали Эпикур разрабатывал в русле этики счастья — эвдемонизма. Выдвинул теорию атараксии (безмятежности, невозмутимости), и теорию разумных удовольствий (то, что именуют гедонизмом). Наслаждения должны быть разумными: нужно мочь отказываться от чего-то соблазнительного. Существует три типа наслаждений:

1.естественные и нужные;

2.естественные, но не нужные;

3.неестественные и не нужные.

Из этих трех групп направляться выбирать лишь наслаждения первой группы, наслаждения же второй и третьей группы направляться отбросить.

Само отсутствие страданий уже имеется наслаждение. Счастье содержится не в том, что вне нас, а в нас самих. Предлагал человеку ограничиваться малым и наряду с этим не испытывать страдание от недочёта, а счастье от — наличия. Сам Эпикур признавал важность удовольствия, но в один момент думал, что не требуется перебарщивать с удовольствиями, т. к. это приводит к страданиям.

«Запрещено жить приятно, не живя разумно, нравственно, справедливо, и напротив, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».

Лукреций Кар (99-55) -римский философ-эпикуреец. Главная работа «О природе вещей». Цель философии видел в борьбе испуганно перед посмертной судьбой и богами души, страхом, порабощающим человека и толкающим его на многие правонарушения. Всевышние существуют, но бесстрастные и невозмутимые в собственном совершенстве, они не вмешиваются в дела людей. В собственном вечном перемещение вечные и неразрушимые атомы, сталкиваясь и соединяясь, образуют все многообразие явлений природы. Душа человека материальна, она уничтожается со смертью, исходя из этого смерти опасаться бессмысленно. Лишь избавившись от страха, человек будет жить счастливо и справедливо, направляя ум и волю на предстоящее познание мира. Умный человек не будет порочен, хотя бы по причине того, что порок влечет за собой ужас разоблачения. Умный знает, что излишек удовольствий приведет к страданиям, жертвует ими для счастья и покоя, побеждает страсти и ограничивается только самым нужным. Самая высокая форма людских связей – дружба. e «Живи незаметно».

Эпикуреец– человек, что наслаждается судьбой.

Стоицизм от слова «стоа» (галерея с колоннами, крытая колоннада). — оппоненты эпикурейцев, настроены на волну полуаскетического, спартанского существования, готовы мужественно переносить удары судьбы (из этого выражение – стоический характ

[BadComedian] — Крым (#ФильмНаш)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: