Пятый довод хадисы, пророка саля ллаху алейхи ва салам.

Сообщается со слов Джарира ибн ?Абдуллаха аль-Баджалида, да будет доволен им Аллах, что сообщил: «в один раз ночью, в то время, когда мы пребывали вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он взглянуть на луну и сообщил: “Воистину, вы заметите Господа вашего (так же светло), как видите эту луну, и не станете вы обижены в том, что касается лицезрения Его! И в случае, если сможете вы добиться того, дабы нет ничего, что мешало вам выполнять молитвы перед рассвет и перед закатом его, то совершайте (их)”.А затем он прочёл (аят, в котором сообщено): “…и прославляй Господа твоего до рассвет и перед заходом”.[Сура Каф, аят 39]». [аль-Бухари, 554, 573, 4851, 7434; Муслим, 633].

Хадисы довольно этого вопроса достигли степени мутавватир, переданы от огромного количества сподвижников, и имена этих сподвижников ибн Каййм перечисляет в некоторых из собственных книг и в некоторых из собственных произведений.

[Примечание не из урока]:

Необходимо подчеркнуть тут слова ибн Абиль Изза аль-Ханафи, да помилует его Аллах: «Предания от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и слова его сподвижников о «лицезрение Аллаха» являются «мутаватир». [Ибн Абиль Изз аль-Ханафи «Шарх аль-как следует Тахавия» стр 126, издательство «Гураба»]?.

И Ибн Кайум аль-Джаузии, что сообщил: «Предания о лицизрение Аллаха, от его сподвижников и пророка являются /мутаватир/». [«Хадиль арвах» Стр 355]?.

Эти предания передавались:

1) Абу Бакра

2) Абу Хурайры

3) Абу Саида.

4) Джарира ибн Абдуллаха.

5) Сухейба.

6) Абдуллах ибн Масуда.

7) Али ибн Абу Активиста движения Талибан.

8) Абу Мусы аль-Ашари.

9) Ади ибн Хатима.

10) Анаса ибн Малика.

11) Бурайды ибн аль-Хасиба.

12) Абу Разина аль-Акили.

13) Джабир ибн Абдуллаха.

14) Абу Умамы.

15) Зайда ибн Сабита.

16) Аммара иб Йасира.

17) Аиши.

18) Абдуллаха ибн Умара.

19) Умара ибн Рува йбы.

20) Салмана аль-Фариси.

21) Хузейфы ибн аль-Йамана.

22) Ибн Аббаса.

23) Абдуллах ибн Амр ибн аль-Аса.

24) Убай ибн Кааба.

25) Фудалы ибн Убайда.

26) Убады ибн Самита, да будет доволен ими всеми Аллах» [См «Хадиль арвах» стр 355-384]?.

Имам мухаддис Йахъя ибн Маин сообщил: «Я знаю 17 хадисов, свидетельствующих о лицезрение Аллаха, и все они точны».[«Хадиль арвах» стр 386; ибн Хаджар аль-Аскалани «Фатх аль бари» 13/434/№7009, Даруль Марифа-Бейрут 1379 год; Лалекаи «Шархуль усуль итикад» 3/495/№867; Ахмад ибн Ибрахим ибн Иса «Шархуль касидатуль ибн Кайум» 2/578, Мактабатуль Исламия-Бейрут 1406]?.

Имам Бейхаки сообщил: «Мы передали хадисы о том, что /руетуллах/ будет, со слов Абу Бакра ас-Садика, Хузайфы ибнуль Йамана, Абдуллах ибн Масуда, Абдуллах ибн Аббаса, Абу Мусы (аль-Ашари) и других (сподвижников). До нас не дошло ни одно предание от сподвижников, что /рует/ не будет. Если бы в этом вопросе среди них было бы несоответствии, до нас дошли бы какие-то указания на это. Они были едины в вере, что в судный сутки Аллах будет замечен глазами». [«Хадиль арвах» стр 386, с маленьким сокращением]?.

Говорит Абу Хасан Аль Ашари в Собственной книги «ибана…»: «Хадисы Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о возможности лицезрения Аллаха дошли до нас бессчётными дорогами. Число их рассказчиков превышает число рассказчиков хадисов о повелении забрасывать камнями прелюбодеев, о запрете на завещание в пользу одного из наследников, о дозволении обтирать кожаные носки. И о запрете на бракосочетание с тетей собственной жены. Забрасывание камнями и все остальные перечисленные нами предписания будут считаться му‘тазилитами, и многочисленность рассказчиков хадисов о возможности лицезреть Аллаха кроме этого обязывает их признавать это положение, поведанное бессчётными богословами от их предшественников».

[Конец примечания].

Шестой аргумент. Любой человек пытается, дабы заметить Лик Собственного Господа, к которому он пытается и для которого он соврешает (благие) дела, а Всевышний Аллах сообщил: «Вам в этом Раю будет то что захотят ваши души»,более того обладатели знаний говорят что это самая высокая цель праведного человека заметить Собственного Господа. И не допустимо для того чтобы, что Всевышний Аллах говорит: «Вам в этом Раю будет то, что захотят ваши души», и что праведным верующим не будет дано то что они хотят больше всего а это заметить Всевышнего Аллаха!

[Примечание не из урока]:

Говорит Абу Хасан Аль Ашари в Собственной книги «ибана…»: «Мусульмане единодушны в том, что в раю праведников ожидает то, чего не видывал взгляд, чего не слышали уши, и о чем кроме того не помышляла людская душа. Они будут наслаждаться вечными прелестями и безупречным бытиём, и самым красивым из райских наслаждений будет лицезрение могучего Аллаха и великого. Многие люди поклоняются Аллаху чтобы посмотреть на Его добропорядочный лик. Да разрешит нам Аллах посмотреть на Него! Возможность заметить Пророка, мир ему и благословение Аллаха, кроме этого будет одним из райских наслаждений, но лицезрение могучего Аллаха и самого великого будет еще громадным наслаждением. И исходя из этого Аллах не начнёт лишать собственных пророков, посланников, приближенных праведных верующих и ангелов возможности посмотреть на Его красивый лик. И в этом нет ничего необычного, потому, что лицезрение воздействует лишь на того, кто наблюдает, и не оказывает никакого действия на того, на кого наблюдают. Вот по какой причине лицезрение Аллаха не нужно отождествлять с лицезрением творений и осознавать в переносном смысле. Нет ничего немыслимого в том, что великий и могучий Аллах разрешит жителям райских садов наблюдать на Него».

[Конец примечания].

Седьмой аргумент. Всевышний Аллах сообщил: «Тем, каковые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка». (Сура Юнус, 26 аят).

И пришло в хадисах, что добавка это возможность заметить Аллаха в Раю.

[Примечание не из урока]:

Ас Суюти в собственном комментарии к Корану «Дурр аль мансур» [Комментарий к Юнус 2]? отметил:

«Передал ибн Джарир ат-Табари, ибн Мардавейх, Лалекаи в «Суннан» и Бейхаки в книге «Руйат», со слов Кааба ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, о словах Аллаха «Тем, каковые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка»: «Добавка, это лицезрение Лика Милостивого».

«Передал Даракутни и ибн Мардавейх, со слов Сухейба (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил: «Добавка, это лицезрение Лика Аллаха» [«Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26]?.

Имам Тирмизи передал от Сухейба Малика (да будет доволен им Аллах) что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) комментируя данный аят: «Тем, каковые творили добро, уготовано Наилучшее (Эдем) и добавка (возможность посмотреть на Лик Аллаха). Не будет на их лицах ни праха, ни унижения. Они – жители Рая, в котором они пребудут всегда», сообщил: «В то время, когда жители Рая войдут в Эдем, они услышат голос, что сообщит: «Имеется для вас обещание от Господа. Аллах желает даровать вам обещанное».Жители рая сообщат: ««Разве Ты не сделал отечественные лица белыми? Разве Ты не ввел нас в Эдем и не спас нас от Огня?!»,— (по окончании чего) Аллах уберет преграду. Аллах не даровал жителям рая ничего более дорого, чем возможность лицезреть Себя» [Тирмизи «Суннан» том 3, стр. 181, Китабуль тафсируль Куран, хадис №3105; «Сахих» Муслим, «Иман» №27; «Суннан» ибн Маджа «мукаддима» №17.]?.

Джалал ад-Дин ас-Суюти в другом собственном комментарии сообщил: «Тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, ожидает их красивая приз-эдем. И добавка к этому. В соответствии с преданию которое передал имам Муслим, под добавкой подразумевается возможность лицезрения красоты Всевышнего». [«Тафсир джалалейн» том 2, стр. 98]?.

Ибн Абиль изз аль-Ханафи, да помилует его Аллах, сообщил: «Это хадис, с разными цепочками передатчиков и с пара хорошим текстом, передавали и другие имамы кроме Муслима. Неспециализированный суть всех их, это то, что под добавкой тут подразумевается лицезрение Аллаха» [Ибн Абиль Изз аль-Ханафи «Шарх аль-Агидатуль Тахавия» стр. 124, издательство «Гураба»]?.

«Ибн Абу Шайба, ибн Джарир, ибн Хузейма, ибн Мунзир, Абу Шайх, ибн Мандах в (книге) «Ответ джахмитам», ибн Мардавейх, Лалекаи, Аджурри, Бейхаки передали, что Абу Бакр ас-Садик (да будет доволен им Аллах) сообщил: «Тем, каковые творили добро, уготовано Наилучшее» наилучшее это имеется эдем, а «добавка» это возможность лицезрения Лика Аллаха». [«Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26]?.

В то время, когда Абу Бакр ас-Садик (да будет доволен им Аллах) прочёл аят «Тем, каковые творили добро, уготовано Наилучшее) и добавка»[Юнус 26]?, его задали вопрос: «О халиф посланника Аллаха! Что такое добавка?». Он ответил: «Лицезрение Лика Аллаха Всевышнего» [Ибн Кайум «Хадиль арвах» стр. 384]?.

Хузайфа ибнуль Йаман (да будет доволен им Аллах) сообщил: «Добавка это лицезрение Лика Аллаха» [«Хадиль арвах» стр. 385]?.

Передал ибн Мардавейх со слов Хариса, что Али (да будет доволен им Аллах) сообщил: «Тем, каковые творили добро, уготовано Наилучшее» наилучшее это имеется эдем, а «добавка» это возможность лицезрения Лика Аллаха Всевышнего». «Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26].

[Конец примечания].

Восьмой аргумент.

Всевышний Аллах сообщил: «Если вы станете признательны, то я обязательно добавлю вам». Сура 14 аят 7.

Девятый аргумент.

Всевышний Аллах сообщил: «Одни лица в тот день[в Сутки Суда]будут сиять и взирать на собственного Господа».[Сура аль-Кыяма, аяты 22-23].

Муатазилиты пришли и сообщили под словом «назира» что или думать находятся над собственным Господом, или будут ожидать собственного Господа. Мы говорим: что это познание есть не верным, в силу того, что слово «назыра» в этом аяте приходит с частицей иля, «иля роббиха назыра» (на собственного Господа будут взирать). Ожидать также не приходит с частицей «иля» в арабском языке. К тому же Всевышний Аллах это видение приписал к лицам, и сообщил: «лица в данный сутки сияющими, эти лица будут взирать на Собственного Господа», не верно сказать, что лица будут думать о Господе, либо ожидать Господа.

Десятый аргумент.

Кроме этого аргументов на видение Аллаха, все те аргументы, в которых сообщено что верующие встретят Всевышнего Аллаха в Судный сутки, как к примеру слова Всевышнего Аллаха: «Тот кто сохраняет надежду на встречу со Своим Господом…» пускай делает так то и без того то. Либо к примеру: «опасайтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним…» (Сура 2 аят 223), и слова Всевышнего: «Их приветсвие в тот сутки, в то время, когда они встретят Его (Аллаха) это мир (салам)» [Сура «аль-Ахзаб» («Сонмы»), аят 44]. «И сообщили те, каковые были уверенны, что встретят Аллаха» (Сура 2 аят 249), аргумент из этих аятов на видение Аллаха в судный сутки берется из слова Мулака ?????????(встреча) в арабском языке, в силу того, что встреча двоих не именуется втсречей, если они не заметили друг друга.

[Примечание не из урока]:

Абу Аббас Ахмад ибн Йахъя Салаб об аятах «Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы кроме этого благословляют вас, дабы вывести вас из мраков к свету. Он милосерден к верующим. В тот сутки, в то время, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!» Он уготовил для них щедрую приз» [Ахзаб]? сообщил: «Имеется единодушие среди лингвистов, что фраза «встретят» в этом аяте, непременно свидетельствует встречу, где (друг друга) будут видеть и наблюдать будут (глазами) [А не сердцем, как кое-какие говорят]» Источник: «Хадиль арвах» стр. 393-394. Ибн Каййм заявил, что цепочка передатчиков этого сообщения точна.

[Конец примечания].

Одиннадцатый аргумент.

Последний аргумент, что мы приведем, это слова Всевышнего Аллаха: «Но нет, они от собственного Господа будут укрыты».[сура Обвешивающие, аят 15].Другими словами они не смогут взглянуть на Всевышнего Аллаха. И из этого аята имамы Малик и Шафии забрали аргумент, что верующие заметят Всевышнего Аллаха. В силу того, что наказанием грешников и неверующих в данный сутки будет то, что они будут укрыты завесой и не смогут разглядеть Всевышнего Аллаха, и в случае, если то же самое будет касатся и верующих, тогда нет смылса сказать что неверующие будут укрыты, получается что и верующие будут наказаны таким же наказанием.

[Примечание не из урока]:

Ибн Абд аль-Барр передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сообщил: «Я слышал, как аш-Шафии сказал следующее о высказывании Всемогущего Аллаха и Великого: «В тот Сутки они будут отделены от собственного Господа завесой».[сура Обвешивающие, аят 15]: “Из этого (аята) мы выясняем, что имеется такие люди, каковые не будут отделены завесой и смогут легко наблюдать на Него”»[«аль-Интика», стр. 79.].

Аль-Лалакаи передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сообщил: «Я был у Мухаммада бин Идриса аш-Шафии, в то время, когда к нему пришло письмо из Верхнего Египта, в котором было написано: «Что ты сообщишь о следующих словах Всевышнего: “В тот Сутки они будут отделены от собственного Господа завесой” [сура Обвешивающие, аят 15]?» Аш-Шафии ответил: “Те, кого отделят завесой, будут пребывать под бешенством Аллаха. Это говорит о том, что Его будут видеть те, кем Он будет доволен”. Ар-Раби’ задал вопрос: “О, Абу АбдуЛлах! Ты этого придерживаешься?” Он ответил: “Да, и при помощи этого я поклоняюсь Аллаху”». [«Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» 2/506].

Около имама Ахмада заявили, что кто-то отрицает /руетуллах/ в судный сутки. Имам очень сильно разгневался, и сообщил: «Кто сообщит, что Аллаха не заметят в судный сутки, тот станет неверным. Кто бы он не был, да падет на него гнев и проклятие Аллаха. Разве Аллах не сообщил: «Одни лица в тот сутки будут сиять. И взирать на собственного Господа»? Разве Он не сообщил: «В тот сутки они будут отделены от собственного Господа завесой?» [«Хадиль арвах» стр 390]?.

Ибн Кайум аль-Джаузия в «Хадиль арвах» [Стр. 350]? писал: «Данный аят применяли как аргумент имам Шафи и другие. Табарани передавал, со слов Музанни (ученик Шафи), что сообщил: «Я слышал как Шафи сообщил об аяте «В тот сутки они будут отделены от собственного Господа завесой» : «В этом аяте имеется подтверждение, что приближенные Аллаха заметят Его в судный сутки».

Ар-Рабия ибн Сулайман говорил: «Я находился на уроке у Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи. Пришла записка с вопросом: «Что вы сообщите об аяте «В тот сутки они будут отделены от собственного Господа завесой». Шафи ответил: «То, что они будучи под бешенством, будут отделены от Господа завесой, свидетельствует, что Его приближенные будут вознаграждены, и заметят Его» [Стр. 350]?.

Аргументом в пользу аналогичного толкования кроме этого помогает хадис, что передал имам ибн Хузейма, со слов Бурайды ибн Хасиба, что передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил: «В судный сутки, Аллах останется наедине с каждым из вас без переводчика либо завесы между вами»[«Хадиль арвах» стр. 372; Бейхаки «Шуаб аль иман» №259, том 1, стр. 245, как часть большего предания]?.

[Конец примечания].

________________________________________________

11 (б) Аргументы му’тазилитов на то, что Всевышнего нереально заметить глазами и их опровержение.

Приведем аргументы муатазилитов, каковые они приводят в аргумент на то, что Всевышнего Аллаха нереально заметить.

Первый аргумент муатазилитов.

Слова Всевышнего Аллаха: «Взгляды не смогут постичь Его, а Он постигает взгляды. Он – Проницательный (либо Хороший), Сведущий». [Сура «аль-Ан‘ам» («Скот»), аят 103].

Сообщили они, что в этом аяте Всевышний заявил, что Его не постигают взгляды, а это показывает, что люди не могут заметить Всевышнего Аллаха. И кроме этого заявили, что Всевышний восхваляется в этом аяте тем, что Его нереально заметить (на второе сомнений уже отвечено в прошлом уроке 11 а.).

И ответ им на это с нескольких сторон:

Во-первых, слово «идрак» постигать что то взглядом, в арабском языке имеет разное значение от слова «назара» (заметить), слово «назара» (заметить) не обязательно за собой несет полное охватывание того что видят. К примеру, ты наблюдаешь на человека и видишь его спереди, но то, что позади у него ты не видишь, другими словами абсолютно взглядом ты его не охватил. Так вот слово «идрак» в арабском языке несет двойное значение: видение вместе с охватыванием. В то время, когда человек видит и абсолютно охватывает зрением данный предмет, то это деяние именуется «аль-идрак», эту вещь и человек. Так вот Всевышний Аллах, отрицает в этом аяте то, что люди способны постигнуть Аллаха видением, в том смысле, что способны охватить Всевышнего Аллаха своим взглядами. Исходя из этого приверженцы Сунны говорят, что верующие заметят Всевышнего Аллаха в Раю, но это видение не несет за собой полное видение охватывание взглядом Всевышнего Аллаха.

И в аргумент на то, что слово «аль-идрак», несет дополнительное значение на слово зрение, это слова Всевышнего Аллаха, относительно истории, в то время, когда Фараон с его народом гнался за Мусой мир ему и его народом: «В то время, когда два сборища заметили ???????? (тараа) друг друга, сподвижники Мусы (Моисея) сообщили: «Нас обязательно настигнут» ????????????? (Ля мудракуун). Он сообщил: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь».Сура 26 аяты 61-62. В этом аяте явный аргумент на то, что понятие постигнуть и понятие заметить две различные вещи. Всевышний Аллах установил в этом аяте, что две группы заметили друг друга, но отрицал от них «идрак» (достижение и постижение). Исходя из этого в то время, когда Всевышний Аллах отрицает от Себя постижение, не несет это за собой не возможности заметить, Всевышнего Аллаха зрением. Но верующие заметят Всевышнего Аллаха зрением (глаз) но не смогут охватить Аллаха своим зрением. Исходя из этого Всевышний Аллах до данной истории внушил Мусе мир ему, и сообщил: «Мы внушили Мусе (Моисею) откровение: «Ночью отправляйся в путь с Моими рабами и проложи для них по морю сухую дорогу. Не опасайся, что тебя настигнут, и не опасайся!»» Сура 20 аят 77. Другими словами Всевышний Аллах уже в заблаговременно сказал Мусе мир ему, что его войско и Фараон не смогут его поймать, исходя из этого Муса мир ему, ответил собственному народу: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь».Сура 26 аяты 61-62.

Исходя из этого пришло от некоторых салафов разъяснение этого аята, «не постигают его взгляды», пришло от ибн Аббаса: «Не охватывают Его (Аллаха) взгляды охватыванием». И пришло от Катады: «Он (Аллах) более велик чем, дабы охватили его взгляды». Пришло от Ибн Атыи что он сообщил: «Они будут наблюдать на Аллаха, но их зрение не сможет охватить Всевышнего Аллаха абсолютно, из-за его могущества и величия, а Его зрение будет охватывать их». Эти асары приводит ибн Каййм в собственной книге «Хадиль арвах» стр. 229.

Кроме этого как опровергается приведение в аргумент этого аята за муатазилитов, то, что Всевышний Аллах сообщил: «Его не постигают взгляды», слово ??????????? (Аль Абсъаар) тут пришло Алиф Лям, и говорит о общности, другими словами ни какие конкретно взгляды не могут его охватить, но это общность во взглядах, но не общность во временах, в этом аяте нет указания на общность в временах и эпохах, то что не допустимо охватить Всевышнего Аллаха взглядов ни в какие конкретно времена. Исходя из этого мы говорим верующие в Судный сутки и в Раю, заметят Всевышнего Аллаха.

[Примечание не из урока]:

Говорит Абу Хасан Аль Ашари в Собственной книги «ибана…»: «Му‘тазилиты обосновывают собственные воззрения о том, что могучего Аллаха и великого нереально лицезреть, следующим откровением: «Взгляды не постигают Его, а Он постигает взгляды». [Сура «аль-Ан‘ам» («Скот»), аят 103]. Высказывание о том, что Аллах постигает взгляды, имеет самый неспециализированный суть и касается как в мирской, так и в будущей судьбах. Аллах видит взгляды творений при жизни на земле и будет видеть их по окончании воскрешения. А потому, что это выражение стоит по окончании слов о том, что взгляды творений не постигают Его, му‘тазилиты уверены в том, что это кроме этого относится как к мирской, так и к будущей судьбам. Они уверены в том, что в случае, если предложения связаны между собой, то первое предложение кроме этого должно иметь неспециализированный суть.

В ответ мы скажем, что взгляды делятся на взоры сердец и взоры глаз, в силу того, что великий и могучий Аллах сообщил: «Так как слепы не глаза, а слепы сердца, что в груди!» [Сура «аль-Хаджж» («Паломничество»), аят 46]. Он кроме этого сообщил: «Помяни Отечественных рабов Ибрахима, Исхака и Йа‘куба, могучих и прозорливых». [Сура «Сад» («Сад»), аят 45]. В этих аятах имеются в виду взгляды сердец, благодаря которым правоверные превосходят неверующих.

Арабы говорят, что такой-то человек прозорлив в собственном ремесле. Наряду с этим они имеют в виду, что человек владеет знанием о собственном ремесле. Арабы кроме этого говорят, что человек заметил своим сердцем. Они кроме этого говорят, что человек видит при помощи глаз. Все это указывает, что кроме взглядов глаз существуют взгляды сердец.

Му‘тазилиты уверены в том, что оба предложения имеют неспециализированный суть, в силу того, что они связаны между собой. Высказывание о том, что Аллах постигает взгляды творений, имеет самый широкий суть. Согласно точки зрения му‘тазилитов, высказывание о том, что взгляды творений не смогут постичь Аллаха, кроме этого имеет самый широкий суть. Тогда получается, что люди не могут познать Аллаха ни зрением, ни сердцем. Но с этим не согласны кроме того сами му‘тазилиты, из чего направляться, что высказывание Аллаха о том, что взгляды не постигают Его, имеет более узкий суть, нежели высказывание Аллаха о том, что Он постигает взгляды. Следовательно, аргументы му‘тазилитов беспочвенны.

Если они сообщат, что высказывание Аллаха о том, что взгляды не постигают Его, имеет не совсем широкий суть, то это будет означать, что откровение о том, что Аллах постигает взгляды, кроме этого не распространяется на все взгляды. И тогда возможно будет утверждать, что высказывания Аллаха «Нет никого аналогичного Ему»[Сура «аш-Шура» («Совет»), аят 11]. «Не постигают Его ни дремота, ни сон» [Сура «аль-Бакара» («Корова»), аят 255]. «Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям» [Сура «Йунус» («Йунус»), аят 44] кроме этого не имеют широкого смысла и настоящи при тех либо иных событиях, что в конечном итоге совсем не так.

Признавая, что высказывание Аллаха о том, что взгляды не постигают Его, не имеет самого широкого смысла, они лишаются аргументов в собственную пользу. Если они признают, что коранический аят «Взгляды не постигают Его» [Сура «аль-Ан‘ам» («Скот»), аят 103] не понимается в самом широком смысле, то по какой причине они не соглашаются с тем, что тут имеется в виду лишь невозможность лицезрения Аллаха в мирской судьбе, а не в жизни будущей? На каком основании они утверждают, что тут имеются в виду лишь взгляды людских глаз, а не взгляды людских сердец?

Они смогут заявить, что высказывание о том, что взгляды не постигают Аллаха, свидетельствует, что люди не могут заметить Аллаха глазами ни при жизни на земле, ни по окончании смерти, но способны познать Аллаха сердцем, но не постичь Его.

В ответ мы скажем, что в случае, если мы не могут постичь Аллаха собственными глазами, то это отнюдь не свидетельствует того, что не могут заметить Его. Лицезрение при помощи глаз не свидетельствует объятия Его взглядом, и таким же образом познание Аллаха сердцем не свидетельствует полное постижение Его.

[Ибн аль-Кайим в собственной книге «аль-Вабиль ас-Сайиб» (стр. 103), изданной под отечественной редакцией в издательстве «Дар аль-Байан» в Дамаске, писал: «В Сутки воскресения всевышнего и всеблагого Господа возможно будет заметить воочию, но заметить Его полностью и объять Его взглядами люди не смогут. Объятие взглядом – это что-то большее, чем легко лицезрение. Аллах превыше любого сравнения, но давайте взглянуть на солнце. Мы можем встретиться с ним, но не могут объять его взглядами полностью либо хотя бы частично. Исходя из этого, в то время, когда Ибн ‘Аббаса задали вопрос о возможности лицезреть Аллаха и прочли ему высказывание Аллаха «Взгляды не постигают Его» (6:103), он сообщил: «Разве ты не видишь солнце?» Мужик ответил: «Само собой разумеется, вижу». Он задал вопрос: «А можешь ли ты объять его взглядом?» Он ответил: «Нет». Тогда он сообщил: «Всевышний Аллах еще более велик и преславен»»].

Продолжение слов абу Хасана Аль Ашари:

Они смогут заявить, что постижение взглядом не отличается от лицезрения.

Тогда мы спросим их, существует ли отличие между их предположением и предположением о том, что познание Аллаха сердцем свидетельствует полное постижение Аллаха знаниями? Непременно, познание могучего Аллаха и великого не есть полным и всесторонним постижением Аллаха. Отчего же тогда они отрицают то, что лицезрение могучего Аллаха и великого кроме этого отличается от постижения и объятия Его взглядами?

В случае, если высказывание могучего Аллаха и великого о том, что взгляды не постигают Его, имеет самый широкий суть, в силу того, что связано с высказыванием о том, что Аллах постигает каждые взгляды, то пускай они ответят нам, свидетельствует ли это, что взгляды полностью не могут заметить Аллаха, прикоснуться к Нему либо ощутить Его?

Если они ответят утвердительно, то мы спросим их, неужто они уверены в том, что Аллах кроме этого постигает взгляды методом прикосновения к ним? В случае, если же они ответят отрицательно, то их заявления о том, что высказывание Аллаха о том, что взгляды не постигают Его, имеет самый широкий суть, окажутся несостоятельными.

Кто-то может заявить, что в конечном итоге взгляды бывают лишь у глаз, а не у сердец.

В ответ мы скажем, что это предположение необоснованно, в силу того, что арабы относят слово “басар” (букв. “взгляд”) не только к взглядам глаз, но и ко взглядам людских сердец. Если они уверены в том, что в конечном итоге взгляды бывают лишь у глаз, то кто-то второй может высказать предположение, что взгляды в конечном итоге бывают лишь у сердец. Но подобные высказывания недопустимы, в силу того, что взгляды бывают как у глаз, так и у сердец.

Пускай они сообщат нам, что означают могучего Аллаха и слова великого о том, что Он постигает взгляды?

Они смогут ответить, что это указывает, что Аллах ведает о взглядах. Тогда мы напомним им о том, что это высказывание связано с высказыванием о том, что взгляды не постигают Аллаха. В случае, если одно предложение отрицает возможность познания Аллаха, то второе предложение кроме этого имеет это значение. Следовательно, данный аят отрицает возможность познания Аллаха, а не возможность лицезрения Его.

Они также будут ответить, что слова Аллаха «Он постигает взгляды» не означают, что Аллах ведает о взглядах, а означают, что Аллах видит взгляды, в силу того, что перед этим Всевышний сообщил: «Взгляды не постигают Его». [Сура «аль-Ан‘ам» («Скот»), аят 103].

Тогда мы спросим их, возможно ли заметить человеческие взгляды? Если они ответят утвердительно, то тем самым опровергнут личные утверждения о том, что заметить глазом возможно лишь видимые предметы. В случае, если Аллах может заметить то, что не относится к видимым предметам, то по какой причине Он не имеет возможности заметить самого себя, даже в том случае, если мы отнесем Его к числу невидимых существ? И по какой причине Он не имеет возможности разрешить нам заметить Его, даже в том случае, если Мы относим Его к числу невидимых существ?

Пускай они сообщат нам, в то время, когда мы видим какой-либо предмет, отечественные взгляды видят его либо же все-таки мы видим его собственными взглядами? Они сообщат, что взгляд не может видеть самостоятельно. Тогда мы скажем, что кроме того в случае, если коранический аят отрицает то, что взгляды видят Аллаха, это не свидетельствует того, что зрячие люди не смогут заметить Его. Великий и могучий Аллах заявил, что взгляды не постигают Его, и очевидный суть этого откровения никоим образом не говорит о том, что люди не могут лицезреть Господа».

(Финиш цитаты из книги «Ибана» Абу Хасана аль-Ашари).

[Конец примечания].

Второй аргумент муатазилитов.

Слова Всевышнего Аллаха: «В то время, когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сообщил: «Господи! Покажись мне, дабы я посмотрел на Тебя». Он сообщил: «Ты не заметишь Меня, но посмотри на гору. Если она удержится на своем месте, то ты заметишь Меня». В то время, когда же Господь его явил Себя горе, Он перевоплотил ее в прах, и Муса (Моисей) упал без сознания. Придя в себя, он сообщил: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих»». Сура 7 аят 143.

Муатазилиты сообщили: что Всевышний Аллах сообщил Мусе мир ему: «Лян тараании ???????? ??? » (Ты меня не заметишь), и Аллах применял частицу ??? «Лян», и такие муатазилиты как Замахшари, показывают что частица ??? «Лян», показывает на табиид, в постоянном временном промежутке, другими словами на в любой момент… другими словами аят будет звучать, согласно их точке зрения так: «???????? ??? » (Ты меня не заметишь ни при каких обстоятельствах), и они говорят в случае, если Пророк Муса мир ему, не заметит Всевышнего Аллаха ни при каких обстоятельствах, то тем более Аллаха не заметят те кто ниже по положению чем Муса мир ему.

Опровержение этого содержится в том, что ибн Малик в собственной книге Альфии сообщил: «А тот, что вычисляет то, что отрицание при помощи частице ??? «Лян», говорит о постоянстве и на вечность, то слово его отвергни и противоположное мнение поддержи». Другими словами что частица ??? «Лян», не указывает на постоянство и вечность. И аргументов на это множество в Коране и в Сунне, из этого слова Марьям в Коране: «Я не стану ?????? сейчас говорить с людьми». (Сура Марйам, аят 26).И наряду с этим упомянула частицу ?????? «фалян» и ограничила, эту частицу словом сейчас, и если бы частица ??? «Лян», указывала на постоянство и вечность, то не было бы верно из науки красноречия и грамматики, ограничивать это постоянство словом ????????? «сейчас».

Кроме этого пришло в Коране: «Захотите себе смерти, если вы правдивы», обратившись к иудеям каковые сообщили что они лучше, чем умма (община) Мухаммада (мир ему и благословение от Аллаха), и нам обещан эдем. И в следующем аяте Аллах сообщил: «Но они ни при каких обстоятельствах не захотят себе этого по причине того, что приготовили их руки. Аллах ведает о беззаконниках». (Сура 2 аяты 94-95). И плюс к частице Лян, утвердил слово абада ? ??????(ни при каких обстоятельствах), и вместе с этим Сам Всевышний Аллах в другом месте в Коране сказал что они захотят себе смерти в то время, когда будут находится в Аду, сообщил Всевышний Аллах: «Они воззовут: «О Малик! Пускай твой Господь покончит с нами». Он сообщит: «Вы останетесь тут навечно»». Сура 43 аят 77. Это показывает, что они захотят себе смерти, к тому же, что Всевышний Аллах, ранее про них сообщил: «Но они ни при каких обстоятельствах не захотят себе этого по причине того, что приготовили их руки. Аллах ведает о беззаконниках». (Сура 2 аят 95). И еще к слову Лян, сказал абада (ни при каких обстоятельствах), и вместе с тем оба этих слова не указали на вечность и постоянство.

Кроме этого слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам: «Воистину, вы не заметите вашего Господа, пока не погибнете!» См. «Сахих аль-джами’» № 2312, слова «пока не погибнет»,являются ограничением отрицания, от ко мне берется что по окончании того как люди погибнут они смогут разглядеть собственного Господа, а в противном случае не было бы смысла ставить данный предел (границу) в этом предложении. Из этого кроме этого берется что частица ??? «Лян», не говорит о постоянстве, в силу того, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, в этом хадисе применял частицу ??? «Лян».

Что касается аргумента муатазилитов что частица ??? «Лян», говорит о вечности, в силу того, что Всевышний Аллах: «Воистину, те, к кому вы взываете кроме Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. В случае, если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. не сильный тот, кто получает, и тот, от кого он получает!» (Хадж 22: 73). И Аллах применял частицу ??? «Лян», и пришел Замахшари и сообщил, наблюдай частица ??? «Лян» говорит о невозможности вечную, кто-то может сообщить: что кто-то когда-то сможет сотворить муху?

Мы говорим да частица ??? «Лян» может говорить о вечности кроме этого как смогут говорить о вечности другие частицы, в случае, если наряду с этим пришла «карина хариджийя» (аргумент второстепенный), внешний аргумент что показывает что в этом случае идет обращение о вечности, а в этом случае пришло это указание, а это то что известно из шариата Аллаха, что никто не есть творцом не считая Всевышнего Аллаха, как в прошлом, так и в настоящем так и в будущем. Всевышний Аллах в Коране говорит: «Неужто тот, кто не творит, подобен тому, Кто творит?» Св. Коран, 16:17-18.

И Всевышний Аллах сказал нам, что свойством творить владеет только Он! Эти второстепенные аргументы в этом аяте, показывают нам что частица ??? «Лян» в данном аяте говорит о вечности. А в базе эта частица не вечность не показывает.

Третий аргумент муатазилитов.

Где бы Всевышний Аллах ни упомянул разговор о том, что кто-то попросил видение Всевышнего Аллаха, то Всевышний Аллах в любой момент данный вопрос возвеличивал и приводил его в форме ужасающей, то, что это есть чем-то неподобающим и чем-то возмутительным. Как, к примеру, в словах Всевышнего Аллаха: «Те, каковые не сохраняют надежду на встречу с Нами, говорят: «По какой причине к нам не ниспосланы ангелы? И по какой причине мы не видим отечественного Господа?» Они надменно возгордились собой и совершили великое правонарушение». Сура 25 аят 21.

В этом аяте Аллах возвеличил данный момент и осуждал их за это.

Либо слова населения украины мир ему, каковые приводит Аллах в Коране: «О Муса! Мы не начнём верить тебе, пока не заметим Аллаха воочию. Вас поразила молния (либо постигла смерть), в то время как вы следили за этим». [Сура «аль-Бакара» («Корова»), аят 55].

Кроме этого слова: «Люди писания просят тебя, дабы ты низвел им писание с небес. Прежде они просили Мусу о еще большем и говорили: “Продемонстрируй нам Аллаха воочию”. Тогда молния поразила (либо смерть постигла) их за их несправедливость».[Сура «ан-Ниса» («Дамы»), аят 153].

Муатазилиты сообщили во всех этих аятах Всевышний Аллах, возвеличивает данный вопрос, и приводит его, и приводит его в форме ужасающей, то, что люди просят заметить Аллаха собственными глазами. И говорят муатазилиты, что это показывает на то, что нельзя увидеть Всевышнего Аллаха глазами, и что запрещено Ему задавать таковой вопрос.

Достоверные хадисы пророка Мухаммада (ﷺ) о женщинах


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: