Наше народное хозяйство

В 1967 г. отечественный народ, а вместе с ним и все прогрессивные люди будет праздновать превосходный юбилей — пятидесятилетие Великой Октябрьской социалистической революции, пятьдесят лет существования Советского социалистического страны. Ежегодно превосходная Выставка достижений народного хозяйства в Москве демонстрирует новые экспонаты. Они показывают, каких удач добился СССР за истекший год. В 1967 г. на ВДНХ будет особенно торжественно. Экспонаты отразят все наилучшее и ответственное из того, что сделал отечественный народ за полвека.

Думается, что в тот юбилейный год в одном из центральных павильонов выставки будут демонстрироваться две карты. Одна из них продемонстрирует вид нашей страны в 1917 г., в то время, когда пролетариат под управлением ленинской партии совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию и забрал власть в собственные руки. А на второй отразятся все перемены, какие конкретно случились у нас за полвека. На ней будут отмечены и те успехи, которых коммунистический народ добьется, осуществляя семилетний замысел — ответственный этап коммунистического строительства.

КАРТЫ Говорят

Географические карты по природе собственной немногословны. Но молчание первой карты хватит красноречиво, в особенности в то время, когда визитёры выставки начнут сравнивать ее со второй, говорящей не о том, что было, а о том, что уже имеется. Вторую, новую карту страны по большому счету сделают говорящей. Дабы она заговорила, достаточно надавить одну из кнопок на легенде (так именуют текст, растолковывающий, что означают условные обозначения на карте). Лишь легенду эту поместят, само собой разумеется, не на самой карте, а у ее основания на отдельном пульте. И каждому, кто надавит соответствующую кнопку с определенным значком, карта тут же даст краткий и правильный ответ.

В случае, если все эти ответы сложить воедино, то окажется рассказ о том, как народы многонационального СССР создали прочную базу для постройки коммунизма, перевоплотили шестую часть мира в богатейшую страну отечественной планеты.

Пятьдесят лет на часах истории — срок небольшой, в особенности в случае, если отыскать в памяти, что с 1917 г. мирный созидательный труд советского народа прерывался не в один раз: 18 лет из этого времени отечественный народ был должен отражать армейские нападения империалистов и восстанавливать уничтоженное войной. Географические карты, как мы знаем, показывают не перемещение истории, а лицо страны на определенных исторических этапах. Они не смогут поведать, как происходили те либо иные перемены, но светло показывают результаты этих изменений. И сравнение двух карт может растолковать очень многое.

Карта 1917 г. отражает вид царской России — страны огромных бездорожья и расстояний, страны величайших природных нищеты и богатств. Значками, обозначающими поселения, пути сообщения и центры промышленности, карта свидетельствует, что большинство городов, сел и сёл была тогда сосредоточена на западе от Уральского хребта, а к востоку от него и к югу лежали пустынные, слабо населенные места. Линии железных дорог практически не пересекали эту часть страны, да и по большому счету сеть их была в восточной части России весьма редкая, а через всю огромную Сибирь — от Урала до Тихого океана — вилась лишь одна единственная ленточка железной дороги, да и на юго-восток — от берегов Волги до Туркестана — была протянута через степи, пустыни и полупустыни всего лишь одна металлическая колея. Значки, обозначающие рудники и угольные шахты, размещены на карте по большей части лишь на юге — в Донецком бассейне; металлическую руду добывали только в Криворожье и на Урале.

Наше народное хозяйство
ЗА ОДИН ЧАС

Час на час непохож, не смотря на то, что и прежде и сейчас один час — это одно да и то же число мин.: 60. Но «содержимое» часа совсем различное.

Заберём, например, производство нашей страны в 1928 г., в то время, когда начиналась первая пятилетка, и в 1961 г. Сравним количество выпущенной за час продукции тогда и сейчас. Получается, что один час 1961 г. по количеству выпущенной продукции содержит … 25 часов 1928 г. — больше дней!

Вот как «разросся» сегодняшний час! В 1961 г. индустрия СССР за один час производила:

  • 7430 т стали; этого вполне достаточно для изготовления 5000 грузовиков, или 4200 гусеничных тракторов, или 31 000 ткацких станков;
  • 16860 т нефти; переработав ее в ДТ, возможно вспахать трактором 670 тыс. га посевной площади;
  • 33240 тыс. квт-ч электричества; именно столько нужно для выплавки 4160 тыс. т металла;
  • 50000 м2, либо 5 га, шерстяных тканей. Из данной ткани возможно сделать 12 тыс. костюмов;
  • 47700 пар кожаной обуви, которая поступает с конвейеров фабрик на прилавки магазинов;
  • 140000 различных книг, каковые печатаются и брошюруются в типографиях;
  • 274 новые квартиры…

К концу семилетки час станет еще более «емким»:

  • мартены выплавят 10 500 т стали;
  • в нефтехранилища поступит 27 600 т нефти;
  • электростанции дадут 60 млн. квт-ч;
  • с конвейеров сойдут 60 000 пар кожаной обуви;
  • трудящиеся возьмут 420 новых квартир.

«Емкость» одного часа труда советских людей будет расти в дальнейшем. И чем ближе мы будем доходить к заветному пределу, в то время, когда завершится создание материально-технической базы коммунизма, тем все больше будет создавать страна за один час.

Значки нефтяных промыслов чернеют на Кавказе, рудников марганца — лишь в Закавказье и на Украине. На украинской же почва желтым цветом обозначена пшеница и зеленым — сахарная свекла: эта часть страны считалась тогда основной житницей России.

На далеком юго-востоке, в Туркестане, белеют немногие пятнышки хлопковых плантаций… А текстильные фабрики, перерабатывавшие данный хлопок, пребывали за довольно много тысяч километров — в центре Европейской части страны.

Металл, добытый на востоке и юге, преобразовывался в автомобили не тут же, на месте, — его везли в Москву и в Петроград, где трудились машиностроительные фабрики…

Любому здравомыслящему человеку, казалось бы, ясно, что возить сырье куда макар телят не гонял на переработку, а после этого доставлять в эти же места товары, выработанные из этого же сырья, — явная нелепость, вызывающая утрату времени, растрату средств. Но конкретно так и было.

Совсем по-иному выглядит карта нашей страны 1967 г.

Первое, что кидается в глаза, — это обилие голубого цвета — воды. Голубые пятна неестественных морей, голубые каналы, соединяющие реки и моря, голубые линии оросительных совокупностей, водохранилища на юге страны, на севере, на востоке. Всего этого нет на первой карте. Узенькие голубые дорожки многих рек стали более широкими. На протяжении них рассыпаны звезды и звёздочки — электростанции; кружки, квадраты, треугольники — промышленные предприятия и населённые пункты.

На светло синий паутине рек лежит густая сеть из тёмных, белых и красных линий. Данной сети также нет на первой карте. Лишь часть тёмных ЖД линий существовала раньше, но и они усовершенствованы, их провозная свойство стала существенно выше. Красные линии — это шоссе, белые — воздушные автострады. Ими пересечена вся страна, во всех направлениях.

Значки шахт и рудников также близко рассыпаны по всей стране — за Полярным кругом и на Урале, на западе и на юге, в Средней Азии, в Казахстане, в Сибири и на Дальнем Востоке… Тёмные значки нефтяных промыслов стоят не только на Кавказе, но и на другом берегу Каспийского моря — в Казахстане и Туркмении, во всех республиках Средней Азии. Их возможно заметить на берегах Волги, в предгорьях Урала, на севере, в Сибири, у Тихого океана…

Металлическая руда добывается в десятках мест страны. А рядом с рудниками трудятся предприятия машиностроения и металлургические заводы. Часть хлопкового волокна перерабатывается в Средней Азии, Сибири и Азербайджане, раньше не имевших текстильной индустрии.

Во всех областях и краях видны зеленые квадраты химических фирм.

Сахарная свекла зеленеет не только на украинской почва, но и существенно севернее — в РФ, в Белоруссии, в Прибалтике. Имеется она и южнее — в Киргизии и Казахстане. Замечательной житницей страны стали почвы, лежащие за Уральским хребтом. И Украина создаёт хлеба и сахара сейчас больше, чем прежде…

В том месте, где пятьдесят лет назад была пустынная глушь — на побережье Ледовитого океана, в тундре, в тайге, в диких горах, пустынях и степях, — стоят промышленные посёлки и большие города. Различие между окраинами и центром сглаживается. Этому оказывают помощь и современные транспортного средства. Полвека назад в стране существовали тысячи «медвежьих углов». В этих глухих, захолустных местах, оторванных распутьем от центра страны и от культуры, жизнь не изменялась многие десятилетия. на данный момент же, в то время, когда выстроены десятки тысяч километров новых металлических шоссейных дорог и путей, в то время, когда проложены много авиалиний, вся страна стала единым организмом.

Электровозы, тепловозы, газотурбовозы, электроходы, теплоходы, ракетные суда, автобусы, самолеты заметно ускорили темп судьбы. Прежде из Москвы на Камчатку либо Чукотку добирались полтора-два, в противном случае и три месяца. Сейчас авиалайнер долетит до любого пункта нашей страны за пара часов. Одного дня — от восхода до захода солнца — достаточно, дабы пересечь страну из финиша в финиш.

Нет на карте 1917 г. и броских звезд — значков, которыми отмечаются электростанции, трудящиеся на водных потоках, на торфе, на ядерной энергии. То есть электричество и помогла так разительно поменять карту СССР.

Клип \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: