Работа с конспектами лекций.

Знакомство с университетской совокупностью образования происходит уже на первой лекции, где от вас требуется не просто внимание, но и независимое оформление конспекта.

1. Помните, что ваш конспект обязан легко восприниматься зрительно (дабы максимально применять «зрительную» память), исходя из этого он должен быть аккуратным. Выделите заголовки, отделите один вопрос от другого, выполняйте абзацы, выделите термины.

2. При прослушивании лекции обращайте внимание на вводные слова и интонацию лектора «так», «итак», «нужно отметить» и т.п., которыми он акцентирует самые важные моменты. Помните помечать это при конспектировании.

3. Не пробуйте записывать каждое слово лектора, в противном случае утратите главную нить изложения и начнете писать машинально, не вникая в суть. Техника прочтения лекций учителем такова, что он повторяет собственную идея два-три раза. Попытайтесь сначала осознать ее, а после этого записать, применяя сокращения.

4. Создайте собственную совокупность сокращений, символов и аббревиатур, эргономичную лишь вам. Но при предстоящей работе с конспектом знаки лучше заменить простыми словами для стремительного зрительного восприятия текста.

5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при независимой работе с конспектом, возможно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

Написание реферата (доклада).

Реферат (от лат. refero — докладываю, информирую) — краткое изложение в письменном виде либо в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной неприятности; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Написание реферата (доклада) начинается с определения темы и подбора литературы. Самый распространенная неприятность у студентов – неумение трудиться с библиотечными фондами. Исходя из этого вы должны в максимально сжатые сроки обучиться самостоятельно подбирать литературу – это залог вашей успешной учебы. В каждой библиотеке, в зале каталогов, находится консультант, что постоянно поможет вам сориентироваться в библиотечных фондах и верно оформить заказ на книгу. Трудясь в библиотеке, учитывайте следующие факторы:

— в случае, если вам нужно подобрать литературу по конкретной теме, но вы не понимаете авторов книг (монографий), применяйте предметный каталог;

— в случае, если вам известен создатель либо наименование книги, вы имеете возможность воспользоваться алфавитным каталогом;

— в каждой библиотеке дополнительно существует картотека журнальных статей;

— помните про ресурсы интернета.

Написание эссе.

Эссе — это прозаическое произведение свободной композиции и небольшого объёма, высказывающее соображения и индивидуальные впечатления по конкретному предлогу либо вопросу и заведомо не претендующее на определяющую либо исчерпывающую трактовку предмета.

Цель эссе пребывает в развитии таких навыков, как независимое письменное изложение и творческое мышление собственных мыслей.

Написание эссе очень полезно, потому, что это разрешает автору обучиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать данные, применять главные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать собственные выводы.

план и Структура эссе:

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

— мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

— идея должна быть подкреплена доказательствами — исходя из этого за тезисом следуют доводы (А).

Доводы — это факты, явления публичной судьбе, события, жизненный опыт и жизненные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два довода в пользу каждого тезиса: один довод думается неубедительным, три довода смогут перегрузить изложение, выполненное в жанре, ориентированном на образность и краткость.

Так, эссе получает кольцевую структуру (количество аргументов и тезисов зависит от темы, избранного замысла, логики развития мысли):

  • вступление
  • тезис, доводы
  • тезис, доводы
  • тезис, доводы
  • заключение.

При написании эссе принципиально важно кроме этого учитывать следующие моменты:

1. заключение и Вступление должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора).

2. Нужно выделение абзацев, красных строчков, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эссе свойственны эмоциональность, экспрессивность, художественность. Эксперты считают, что должный эффект снабжают маленькие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое применение самого современного знака препинания — тире. Но, стиль отражает изюминке личности, об этом также полезно не забывать.

Критерии оценивания эссе:

5 баллов (превосходно):

1. Суть высказывания раскрыт.

2. Представлена и пояснена личная уникальная позиция студента.

3. Суждения и доводы раскрываются с опорой на теоретические положения, фактический материал и выводы.

4. На протяжении рассуждений раскрываются разные нюансы неприятности.

5. Работа отличается логикой и ясностью изложения.

4 балла (отлично):

1. Содержание ответа даёт представление о его понимании при отсутствии четких формулировок.

2. Представлена и пояснена личная позиция студента, но без достаточной аргументации либо оригинальности.

3. Суждения и доводы раскрываются с опорой или на выводы и теоретические положения, или на фактический материал.

4. На протяжении рассуждений раскрываются только кое-какие нюансы неприятности.

5. Работа не в полной мере отличается логикой и ясностью изложения.

3 балла (удовлетворительно):

1. Содержание ответа в целом даёт представление о его понимании.

2. В работе не представлена и не пояснена личная позиция студента, в работе громадной процент заимствований.

3. Суждения и доводы раскрываются без опоры на выводы и теоретические положения, по большей части на фактический материал.

4. В работе затрагивается 1 либо пара несущественных качеств неприятности.

5. Работа не отличается логикой и ясностью изложения.

2 балла (неудовлетворительно):

1. Суть высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании.

2. В работе представлена без пояснения личная позиция студента (простое согласие либо несогласие с суждением автора высказывания) либо личная позиция не представлена.

3. Работа осуществлена без опоры на выводы и теоретические положения и на фактический материал.

4. Перечислены пара качеств неприятности (темы) без аргументации.

5. В работе нет ясности и логики изложения.

Анализ текста культуры.

Текст культуры -это артефакты культуры, к примеру, произведения искусства (картины, фотографии, фильмы, пьесы, произведения поэзии и музыкальные произведения, литературы, скульптура, инсталляции и пр.), каковые несут в себе определенные смыслы и погружают зрителя/читателя в культурное пространство, социализируя его. Текст – особенный мир социальной коммуникации. Оперируя с текстом по нормам коммуникации, свойственным определенной культуре, человек присваивает данный опыт, внедряет его в собственное сознание.

Диалогичная культуры и природа текста не допускает их однозначной интерпретации, благодаря чего высокохудожественные вербальные тексты и произведения искусства не теряют актуальности на протяжении многих лет и столетий.

Особенности текста культуры:

1. Интерпретируемость

2. Символичность

3. Коммуникативность (передача информации)

4. Социализация

Работа с текстами культуры дает:

O ассоциативное восприятие,

O осмысление концептуального содержания текста,

O создание собственного высказывания.

Примеры текстов культуры.

Текст 1.

«В Киевской Руси постоянно любили березу, она кроме того стала знаком нашей страны. Ее вычисляли деревом судьбы, света и здоровья. У русичей с березой было связано множество поверий. К примеру, предки верили, что в случае, если заболевшего ребенка хлестнуть березовым прутиком, то заболевание срочно уберется восвояси. А вдруг воткнуть ветку березы в крышу дома, то она защитит дом от молнии. Амурное и почтительное отношение к березе в христианскую эру подкреплялось еще и тем, что, по преданию, именно она укрыла Младенца Христа и Пресвятую Богородицу от непогоды. Березовым соком отпаивали больных. Березовым соком чистили кровь, выгоняли немочь из желудка».

(Наталия Будур. Русский народный календарь. – М. : Роса, 2007. – с. 54).

Данный маленький текст о березе можно считать текс том культуры, по причине того, что в нем повествуется о березе как знаке России, о поверьях, которые связаны с березой, о амурном отношении к ней. Для автора принципиально важно не обрисовать березу как дерево, а продемонстрировать ее символичность для русичей, просматривавших ее деревом судьбы, света и здоровья. Эта идея реализуется при помощи культурных концептов (Божия Матерь, Младенец Христос, знак, христианская эра, поверия, береза, Отчизна) и слов с культурным компонентом (русичи, предки, прутик, восвояси, предание, почтительное отношение, хлестнуть, немочь, от- паивали). Дешёвый научно-популярный подстиль текста с элементами разговорной речи, влияя на мысли и эмоции читателя, усиливает культуроведческую направленность текста.

Текст 2.

«Над Петербургом плывет туман. Санкт-Петербург- ский туман похож на английский, как канцеля- рия Акакия Акакиевича на контору Скруджа. Туман порождает прекрасные вещи. Дух Морлея был лоскутом муниципального тумана над старомод- ным серым цилиндром. Шнобель коллежского асессо- ра Ковалева, в треуголке с плюмажем, разгули- вал по Невскому проспекту а также входил в ма- газин Юнкера. Множество превосходных про- исшествий случалось практически каждый день, – дейст- вие тумана не подлежало сомнению. в наше время чу- дес не бывает, но туман остался таким же. Его хлопья, лоскутья – серо-желтые привидения – заво- лакивают город, медлительно изгибаясь, меняя очертания, становясь все плотнее и непроницае- мее. Город плывет, покачиваясь, пустой, мороз- ный, тихий. Плывет воспоминание о горо- де, пропавшем в тумане» (Ю. Анненков).

Создатель вышеприведенного текста — художник кисти и известный художник слова, гениальный портретист, эссеист и мемуарист Юрий Анненков (литературный псевдоним Борис Тимирязев) создал текст, в котором гармонично сочетаются сопоставления русской и всемирный культуры, и, к тому же, он остается конкретно русским, необычно-личным. Многократно повторяемый концепт «туман» придает тексту не только художественную ясность, но и культуроведческую направленность, объединяя Лондон и Петербург, ритмизированный «Невский Петербург» и гоголевский «проспект» Андрея Белого. без сомнений, данный культуроведческий текст изложен в художественном стиле.

Примерный замысел анализа текста культуры.

1. Выясните автора текста культуры, вспомните либо определите что-либо из его биографии и изюминках создания данного произведения искусства.

2. Выясните основную тему/идею текста культуры.

3. Выделите главные знаки и символы текста культуры, дайте их интерпретацию, свяжите их с основной темой/ идеей произведения.

4. Вычлените из текста культуры какие-либо парадоксы, несуразицы, то, что вам неясно и постарайтесь их трактовать.

5. Постарайтесь проанализировать композицию текста культуры.

6. Дайте собственную интерпретацию текста культуры, как если бы вы были его автором.

7. Напишите о собственных впечатлениях о тексте культуре, какие конкретно эмоции он позвал в вас.

Критерии оценки анализа текста культуры:

5 баллов (превосходно):

1. Суть текста культуры раскрыт.

2. Анализ отличается оригинальностью изложения.

3. Суждения и доводы раскрываются с опорой на теоретические положения, фактический материал и выводы.

4. Раскрываются разные нюансы текста культуры, значение главных знаков и знаков.

5. Работа отличается логикой и ясностью изложения.

4 балла (отлично):

1. Содержание анализа текста культуры даёт представление о его понимании при отсутствии четких формулировок.

2. Представлена и пояснена личная позиция студента, но без достаточной аргументации либо оригинальности.

3. Суждения и доводы раскрываются с опорой или на выводы и теоретические положения, или на фактический материал.

4. На протяжении рассуждений раскрываются только кое-какие нюансы неприятности, рассматриваются только кое-какие знаки текста и ключевые символы культуры.

5. Работа не в полной мере отличается логикой и ясностью изложения.

3 балла (удовлетворительно):

1. Содержание анализа в целом даёт представление о его понимании.

2. В работе не представлена и не пояснена личная позиция студента, в работе громадной процент заимствований.

3. Суждения и доводы раскрываются без опоры на выводы и теоретические положения, по большей части на фактический материал.

4. В работе затрагивается 1 либо пара несущественных качеств текста культуры, в его анализе не задействованы знаки и ключевые символы.

5. Работа не отличается логикой и ясностью изложения.

2 балла (неудовлетворительно):

1. Суть текста культуры не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании.

2. В работе не представлена личная позиция.

3. Работа осуществлена без опоры на выводы и теоретические положения и на фактический материал.

4. Отсутствует аргументация, не задействован анализ знаков и знаков текста культуры.

5. В работе нет ясности и логики изложения.

РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СОВОКУПНОСТИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.

Тема 1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Понятие культуры. Подходы к изучению понятия «культура».

2. функции и Структура культуры.

3. Эволюция представлений о культуре.

4. объект и Предмет изучения культурологи.

5. Специфика культурологии как социо-гуманитарной совокупности знаний.

Главные понятия: культура, системный подход, деятельностный подход, аксиологический подход, позитивно-научный подход, технологический подход, материальная культура, духовная культура, морфология культуры, субъект культуры, цивилизация, смыслы культуры, символы и язык культуры, культурные коды, социокультурная коммуникация, диалог культур.

Независимое изучение вопросов:

Изучите и законспектируете самостоятельно следующие вопросы, применяя главный и дополнительный перечень литературы по данной теме:

1. Эволюция представлений о культуре.

задания и Контрольные вопросы

1. С чем связано многообразие современных подходов и определений культуры к её изучению?

2. Какой суть вкладывает культурология в понятие «культура»? Объясните понятие «культура» в широком и узком смыслах.

3. Каковы функции культуры в обществе?

4. Как соотносятся понятия «цивилизация» и «культура»?

5. В чем специфика культурологии как научной и учебной дисциплины?

6. задачи и Каковы цели фундаментальной и прикладной культурологии?

7. С какими науками у культурологии междисциплинарные связи? Какие конкретно стороны культуры они раскрывают?

8. Что неспециализированного между философией культуры и культурологией?

9. Раскройте эволюцию понятия культура в истории людской мысли.

10. Каков предмет изучения культурологии?

рефератов и Темы докладов

1. «Человек как творец и творение культуры»: культура как антропологический феномен.

2. Многозначность понятия культуры.

3. Культура как диалог.

4. Культура как социальный феномен: прорыв от природы к культуре.

5. цивилизация и Культура: несоответствие либо единство.

Личное/коллективное задание

Проанализируйте цитату о культуре, выскажите собственный мнение/напишите эссе.

1. «В случае, если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о Книге как о создании красивом».

Н.К. Рерих

2. «Неспециализированная культура – это то, что разрешает человеку ощущать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве – как с людьми собственного поколения, так и с ушедшими поколениями и с поколениями будущими».

Ланжевен

3. «Культура имеется память. Исходя из этого она связана с историей, постоянно подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной судьбы человека, человечества и общества».

Ю. М. Лотман

4. «Любая культура (кроме того материальная культура) имеется культура духа, любая культура имеет духовную базу – она имеется продукт творческой работы духа над природными стихиями».

Н. А. Бердяев.

5. «Имеется лишь одно средство стать культурным человеком – чтение. Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные сокровища, стремящийся питать душу возвышенным и красивым».

А. Моруа

6. «Монументы культуры – это генераторы духовной энергии, положенной в них теми людьми, каковые их создавали, и теми людьми, каковые в течении многих столетий им поклонялись. Разрушая монументы культуры, мы разрушаем самое полезное – духовную энергию народа».

Федор Абрамов.

7. «Литература встала над Русью огромным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным».

Д. С. Лихачев

8. «Когда-нибудь, в то время, когда русские читатели станут больше интересоваться своим прошлым, — величие литературного подвига русской литературы станет для них совсем ясным и невежественное охаивание Руси сменится осведомленным уважением к ее нравственным и эстетическим сокровищам».

Д. С. Лихачев

9. «В это же время культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из легко населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и постоянно входили религия, наука, образование, нравственные и государства и поведения моральные нормы людей».

Д. С. Лихачев

10. «Культура — это мера человечности в человеке».

Карл Маркс

11. «Культура — это только тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».

Ницше Ф.

12. «Культура — это примерно все то, что делаем мы и чего не делают мартышки».

Лорд Раглан

13. «История всемирный культуры — это история страданий тех людей, кто ее создавал».

Эрих Мария Ремарк

14. «Запрещено быть культурным человеком без знания главных результатов всех наук. Культура едина. Синтетична. Нет отдельной культуры для медика и инженера. Дружно науки формируют культуру, ее идеологию – мировоззрение».

Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин

15. «В случае, если человека пичкать обрывками культуры, которой тот не осознаёт, то он делается оружием и прекрасным фанатиком в чужих руках».

Алексей Пехов

16. «В войне между цивилизациями утраты несет культура».

Самюэль Хантингтон.

17. «В случае, если фильм имеет успех, это бизнес. В случае, если фильм не имеет успеха, это мастерство».

Карло Понти

18. «Культура для многих первая потребность, которую не требуется удовлетворять».

Станислав Ежи Лец

19. «Культура начинается с запретов».

Юрий Лотман

20. «Цивилизация — это власть над миром; культура — любовь к миру»

Антоний Кэмпиньский

21. «Умирая, культура преобразовывается в цивилизацию».

Освальд Шпенглер

Личное домашнее задание

Прочтите работу Межуева Б.М. Культура в зеркале философии / Б.М. Межуев // Межуев, Б.М. Мысль культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 11 – 28. Сделайте анализ данного текста и выскажите собственный мнение.

2. Прочтите работу Зиммеля Г. О сущности культуры [Текст] / Г. Зиммель // Избранное. Т. 1. Философия культуры. — М. : Юрист, 1996. – С.475–483. Режим доступа: http://www.countries.ru/library/texts/zimmelosc.htm. Сделайте анализ данного текста и выскажите собственный мнение.

Литература

Главная

1. Культурология: история и теория культуры: учеб. пособие [Электронный ресурс] / под ред. Е.А. Иноземцевой. – Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский национальный технический университет», 2015.

2. Культурология XX век: Словарь / Ред. Ж.М. Артюнова и др. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 640с.

3. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.1: А — Л / Редкол.: С.Я. Левит (гл. ред., сост. и авт. проекта) и др. — СПб. : Университетская книга, 1998. — 447с.

4. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.2: М — Я / Редкол.: С.Я. Левит (гл.ред., сост. и авт. проекта) и др. — СПб. : Университетская книга, 1998. — 447с.

5. Силичев, Д. А. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие. — 5; перераб. и доп. — Москва; Москва: Вузовский учебник: ООО Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2014. — 393 с.

Дополнительная

1. Аверинцев, С.С. Попытки объясниться: Беседы о культуре [Текст] / С.С. Аверинцев. — М.: Действительно, 1988.

2. Вебер, М. Критические исследования логики наук о культуре [Текст] / М. Вебер // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. – С. 416–494.

3. Запесоцкий, А. С. Современная культурология как научная парадигма [Текст] / А.С. Запесоцкий // Вопросы философии. — 2010. — N 8. — С. 76-87.

4. Зиммель, Г. О сущности культуры [Текст] / Г. Зиммель // Избранное. Т. 1. Философия культуры. — М. : Юрист, 1996. – С.475–483.

5. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. — СПБ., 1996.

6. Клакхон К. Понятие культуры [Текст] / К. Клакхон, В. Келли // Человек и социкультурная среда. – Вып 2. – М.: ИНИОН РАН, 1992. – С. 15-42.

7. Культурология как наука: за и против (материалы дискуссии) // Вопросы философии. — М. : Наука, 2008. — № 11. — С. 3-31.

8. Кнехт, Н.П. Культурология сейчас : новые подходы // Социально-гуманитарные знания. — М., 2007. — № 2. — С. 103-112.

9. Левит, С.Я. Культурология как интегративная область знания [Текст] / С.Я. Левит // Культурология. XX век: Антология. — М.: Юрист, 1995. – С.654–658.

10. Маркарян, Э.С. Очерки теории культуры. Ереван., 1969.

11. Межуев, Б.М. Культура в зеркале философии / Б.М. Межуев // Межуев, Б.М. Мысль культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 11 – 28.

12. Межуев, Б.М. Философия культуры в совокупности наук о культуре / Б.М. Межуев // Межуев, Б.М. Мысль культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 28- 42.

13. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре [Текст] / Г. Риккерт // Культурология. XX век: Антология. — М.: Юрист, 1995. – С. 69–104.

14. Туровский, М.Б. Философские основания культурологии / М.Б. Туровсикий. — М., 1997.

15. Уайт, Л. Избранное:Наука о культуре [Текст] / Л. Уайт. – М. : РОССПЭН. -2004. – 960 с.

16. Фёдоров, А. А. Введение в историю и теорию культуры [Текст] : словарь [Электронный ресурс] / А.А. Фёдоров. — 2-е изд., стер. — М. : Флинта, 2012. — 463 с.

Тема 2. РАЗВИТИЕ и СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Правила гуманизма, историзма и антропоцентризма.

2. Культурология через призму философии: хорошее и неклассическое видение культуры (Гегель и Ницше).

3. Психоаналитические концепции культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни).

4. Игровая концепция культуры.

5. Публично-историческая школа в изучении культуры.

6. Концепция «осевого времени» К.Ясперса.

7. Неприятность типологии. Типологизация как способ культурологического познания.

8. Этническая и национальная типологизация культуры.

9. Региональная типологизация культуры. Запад и Восток: особенности и характерные черты. юг и Север: особенности и характерные черты.

10. Массовая и элитарная культура : понятие, предпосылки происхождения, ее роль в современном обществе.

11. Понятие субкультуры. Контркультура, ее сущность и истоки.

Главные понятия: историзм, антропоцентизм, гуманизм, культурная антропология, функционализм, структурная антропология (структурализм); социология культуры, иррационализм, игра, знак, homo ludens, «Осевое время», психоанализ, фрейдизм, сублимация, бессознательное, коллективное бессознательное, архетип, социокультурный подход, теория Вызов-Ответ, культурно-исторический тип, локальная цивилизация, классическая культура, инновационная культура, этнос, нация, народ, этническая культура, национальная культура, европоцентризм, субкультура, контркультура, массовая культура, элитарная культура, кич, антикультура.

Независимое изучение

Изучите и законспектируете самостоятельно следующие вопросы, применяя главный и дополнительный перечень литературы по данной теме:

1. Игровая концепция культуры.

2. Публично-историческая школа в изучении культуры.

3. Массовая и элитарная культура : понятие, предпосылки происхождения, ее роль в современном обществе.

задания и Контрольные вопросы

1. Каковы базы культурологической концепции Л. Уайта?

2. В чем содержится хорошее познание культуры?

3. В чем заключалась критическая по отношению к классике позиция Ф. Ницше?

4. Какие конкретно направления культурологической мысли появляются в начале ХХ века?

5. Раскройте концепцию Н.Я. Данилевского. Что такое культурно-исторический тип?

6. цивилизации и Каковы взаимоотношения культуры по О. Шпенглеру?

7. Как начинается цивилизация в соответствии с теории «Вызов — Ответ» А. Тойнби? По какой причине процветание цивилизации сменяется ее упадком?

8. В чем роль «творческого меньшинства» в концепции А. Тойнби?

9. В чем содержится сущность психоаналитических концепций культуры?

10. Каковы механизмы культурного контроля поведения людей у З. Фрейда?

11. Что такое архетип? Как архетипы воздействуют на коллективное бессознательное?

12. Что такое «осевое время» в теории К. Ясперса?

13. «Человек играющий» — кто он? Продемонстрируйте культуры и взаимосвязь игры в концепции Й. Хейзинга.

14. Какие конкретно явления людской культуры возможно свести к игре, согласно точки зрения Й. Хейзинга?

15. Какие конкретно стадии в развитии культуры выделяет П. Сорокин?

16. По какой причине появляется неприятность типологизации культур и как она формулируется?

17. критерии и Какие основания смогут быть положены в основание при типологии культур?

18. Какова цель типологизации культуры?

19. Перечислите самые яркие типологические совокупности.

20. В чем содержится различие между этнической и национальной культурой?

21. Как соотносятся между собой типы западной и восточной культуры?

22. Что такое европоцентризм?

23. Что такое культурный релятивизм?

24. В чем сущность массовой культуры?

25. Дайте понятие субкультуры.

рефератов и Темы докладов

1. культура и Природа в философии И. Канта.

2. Концепция культуры Ф. Гегеля.

3. Философия культуры германского романтизма.

4. И.Г. Гердер: человечность как база культуры.

5. Семиотический подход к культуре (Ю.М. Лотман и др.).

6. О. Закат и «Шпенглер Европы».

7. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории всемирный культуры.

8. Молодежные субкультуры.

9. Контркультура как механизм социодинамики.

10. Кич (китч) и его место в современной культуре.

11. К. его трактовка и Мангейм субкультур.

12. юг и Север: неприятность региональных культур.

13. Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры.

RPG:

«Массовая культура против элитарной»

Разбейтесь на 2 команды по 5 человек. Первая команда защищает массовую культуру, вторая – элитарную. Любая команда придумывает 5 либо более тезисов в поддержу своего типа культуры и озвучивает их. Потом игра проходит по принципу ответов на вопросы противоположной остальных и команды участников (специалистов). Побеждает та команда, которая лучше смогла обезопасисть собственные тезисы, аргументировать собственную позицию и ответить на вопросы.

Личное домашнее задание

1. Прочтите работу Н.Я. Данилевского «Европа и Россия». ГЛАВА V. Культурные типы и кое-какие законы их развития и движения // Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/DNY/dny05.htm. Сделайте анализ данного текста и выскажите собственный мнение.

Прочтите работу Межуева Б.М. Символическая философия культуры (Э. Кассирер) / Б.М. Межуев // Межуев, Б.М. Мысль культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 254 – 265. Сделайте анализ данного текста и выскажите собственный мнение.

Литература

Главная

1. Культурология: история и теория культуры: учеб. пособие [Электронный ресурс] / под ред. Е.А. Иноземцевой. – Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский национальный технический университет», 2015.

2. Культурология XX век: Словарь / Ред. Ж.М. Артюнова и др. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 640с.

3. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.1: А — Л / Редкол.: С.Я. Левит (гл. ред., сост. и авт. проекта) и др. — СПб. : Университетская книга, 1998. — 447с.

4. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.2: М — Я / Редкол.: С.Я. Левит (гл. ред., сост. и авт. проекта) и др. — СПб. : Университетская книга, 1998. — 447с.

5. Силичев, Д. А. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие. — 5; перераб. и доп. — Москва; Москва Вузовский учебник: ООО Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2014. — 393 с.

Дополнительная

1. Данилевский, Н.Я. Европа и Россия [Текст] / Н.Я. Данилевский; сост. и ком. Ю.А. Белова; отв. ред. О. Платонов. — изд. 2-е. — М.: Университет русской цивилизации, Благословение, 2011. — 816 с.

2. Малиновский, Б. Научная теория культуры [Текст] / Б. Малиновский; пер. И. В. Утехин. — 2-е изд. испр. — М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2005. — 184 с.

3. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура [Текст] / Э.Б. Тайлор. — М., 1989.- 573 с.

4. Тойнби, А. Дж. Постижение истории [Текст] / А. Дж. Тойнби. – М., 1991. — 736 с.

5. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах / Ф. Ницше. – М.: Культурная Революция. — 2005.

6. Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой [Текст] / З. Фрейд. — М.,1990. — 176 с.

7. Хейзинга, Й. Homo Ludens. Испытания определения игрового элемента культуры [Текст] / Й. Хейзинга. — М.,1992. — 464 с.

8. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. — В 2-х тт. -Айрис-Пресс, 2004.

9. Уайт, Л. Избранное: Наука о культуре [Текст] / Л. Уайт. – М., 2004. — 960 с.

10. Ясперс, К. назначение и Смысл истории [Текст] / К. Ясперс. — М.,1991. — 528 с.

РАЗДЕЛ II. ТЕНДЕНЦИИ Развития и ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Всемирный КУЛЬТУРЫ

Тема 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

1. Культура первобытного общества.

2. Культура древневосточных цивилизаций.

3. Древняя культура.

Главные понятия:антропогенез, палеолит, палеолитические Венеры, мезолит, тотемизм, анимизм, неолитическая революция, энеолит, миф, анимизм, фетишизм, табу, восточная деспотия, зиккурат, клинопись, азиатский метод производства, ортопраксия, зооморфизм, политеизм, брахманизм, «звериный стиль», иудаизм, монотеизм, буддизм, космос, логос, космоцентризм, оракул, пантеон, антропоморфный политеизм, полис, агон, агора, ойкос, калокагатия, симпосион, греческая катастрофа, риторика, палестра, гимнасий, республика.

Независимое изучение

Изучите и законспектируете самостоятельно следующие вопросы, применяя главный и дополнительный перечень литературы по данной теме:

1. религия и Мифология Древнего Египта.

2. Образ человека в древнегреческой и древнеримской культурах.

задания и Контрольные вопросы

1. Что неспециализированного и разного между развитием культуры и процессами антропогенеза?

2. Что такое неолитическая революция?

3. Что такое миф? Каково место мифов в жизни первобытного человека.

4. Как эволюционировали религиозные представления в эру первобытности?

5. Каковы показатели цивилизации?

6. Что охватывается понятием «Древний Восток»?

7. Какие конкретно главные черты древневосточных религий?

8. Что такое иероглифическая письменность?

9. Назовите первые письменные совокупности Древнего Востока.

10. Что охватывается понятием «античность»?

11. Какие конкретно факторы оказали влияние на становление древней цивилизации?

12. Что такое полис, и какое влияние оказывало полисное устройство на древнюю культуру?

13. Как возможно охарактеризовать религиозные представления древних греков?

14. В чем заключалась агональность древней культуры?

15. Как идеал калокагатии оказал влияние на древнее мастерство?

16. Какими достижениями в области архитектуры характеризуется хороший период античности?

17. Как повлияла культурное наследие Старой Греции на развитие культуры Древнего Рима?

рефератов и Темы докладов

1. Первобытные формы религий: волшебство, тотемизм, фетишизм, анимизм.

2. культ и Мифология вечности в культуре Древнего Египта.

3. Шумеро-вавилонская культура – старейшая культура мира.

4. Совокупности письменности и книжная культура Древнего Востока.

5. Буддизм – первая мировая религия: вероучение, культ, обрядность.

6. особенности и Основные принципы художественной культуры Китая.

7. Ислам как база культуры арабского Востока.

8. Неспециализированное и особое в религии и мифологии Старой Греции и Древнего Рима.

9. Феномен древнего театра.

Личное домашнее задание

Где лучше писать? iPad Pro vs. Обычная тетрадь


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: