Обозначим первую схему двусложной ритмической структуры слова:
^ /
? ?
предударн. ударный
слог слог
^ / ^ / ^ / ^ /
ботва? бобы?ль бара?н мажо?р
всевышнего?ч вове?к фаза?н сапо?г
зола? косо?й кара?т баро?н
ловка?ч лови?ть тара?н ладо?нь
молва? родни?к сала?т ката?р
Советы:
При отработке данной ритмической схемы полезно отхлопать ритм, выделяя более сильным и продолжительным ударом второй слог, в один момент проговаривая про себя та-та?.
Не обращая внимания на более сильный ударный слог, отрабатывая а и о в предударной позиции, нужно безбоязненно открывать рот на гласный а, дабы звук был маленьким, но ясным. Конкретно в предударном слоге значительно чаще слышатся говорные отклонения. К примеру, слово ботва произносится как бытва? вместо батва?, а в некоторых говорах в двусложных словах (к примеру, сала?т, бара?н) гласный а произносится с той же долготой, что и в ударном слоге, и слова звучат двуударно и равнодолготно: са?ла?т, бара?н одинаково недопустимы, т.к. нарушают ритмическую структуру двусложных слов, в которых предударный слог должен быть меньше и не сильный, а ударный посильнее по энергии и продолжительнее по времени произнесения приблизительно в 2 раза.
2) в случае, если двусложные слова имеют ритмическую структуру, в которой первый слог есть ударным, а второй безударным, то эту ритмическую структуру возможно выразить следующим образом:
^ /
? ?
Это вторая ритмическая схема двусложной структуры слова.
Гласные а и о в заударных слогах произносятся, как особый беглый звук, средний между А и Ы. В транскрипции он обозначается как Ъ (ер).
Уловить данный звук сложно, но возможно и необходимо. Для этого нужно произносить звуки у… а… у… а…, остановить язык на половине пути от у к а – сказать гласный, это и будет [ ъ ]
Произнесение Ъ различается в заударных слогах в зависимости от того, закрытый это либо открытый заударный слог.
В заударных закрытых слогах Ъ (ер) произносится как средний между А и Ы. В заударных открытых слогах Ъ будет произноситься как средний между Ы и А, т.е. Ъ больше будет стремиться к А, чем к Ы. В транскрипции это возможно обозначить как Ъ.
Вторая схема двусложной структуры слова:
/ъа /ъ
? ? ? ?
ударн. заударн. откр. ударн. заударн.
слог слог слог слог
/ъа /ъа/ъ/ъ
ба?ба ко?со са?хар во?рох
ва?та про?со за?пах со?рок
сла?ва ло?вко ко?мпас ско?рость
ка?рта про?сто во?зраст во?лость
ча?ша жи?во во?зглас за?водь
Советы:
При отработке а и о в заударном открытом слоге следить, дабы заударные гласные были маленькими, но озвученными, т.к. довольно часто они так ослаблены в произношении, что практически не слышны.
При отработке а и о в заударном закрытом слоге смотреть за верной редукцией, т.к. значительно чаще а звучит неизмененным, а не средним между А и Ы, гласный о в заударном слоге звучит в говорной речи как а. К примеру, со?рак, го?лас, а не со?рЪк, го?лЪс. Для лучшего усвоения краткости заударных рекомендуется отхлопать ритм слов: та?-та, та?-та и после этого произносить слова с одновременным отбиванием ритма.
Произношение гласных А и О в трехсложных словах Произношение А и О в трехсложных словах зависит от положения безударных слогов довольно ударного слога.
Ритмика трехсложных слов имеет следующие варианты:
первый – два безударных, один ударный слоги;
второй – безударный, ударный, безударный слоги;
третий – ударный, два безударных слога.
В первом варианте ритмической структуры в предударном слоге гласные а и о произносятся как маленький звук а, обозначаемый в транскрипции ^.
В предпредударном слоге гласные а и о произносятся как беглый средний звук между А и Ы, обозначаемый как Ъ.
Первая схема трехсложной структуры:
ъ ^ /
? ? ?
предпредударн. предударн. ударн.
слог слог слог
ъ ^ /ъ ^ /
бараба?н колобо?к
шараба?н водоро?д
тарака?н молото?к
магази?н молодёжь
сахари?н молоко?
каранда?ш толокно?
караби?н отлично?
батальо?н водоро?д
матадо?р хорови?к
Советы:
При отработке данной схемы направляться отбить хлопками ритм слов и ощутить, как улучшается энергия и удлиняется время хлопка при приближении к ударному слогу: та-та-та?.
После этого произносить слова по данной ритмической схеме, избегая ритмического стяжения предпредударного слога.
К примеру: браба?н вместо бЪраба?н. Довольно часто сокращается и предударный слог. Вместо кЪлабо?к он звучит как кЪлЪбо?к (кылыбок). Эти искажения нужно устранить через усвоение верной ритмики.
Во втором варианте ритмической структуры предударные а и о будут звучать как маленький ^, а заударный как Ъ.
Вторая схема трехсложной структуры:
^ / ъ
? ? ?
предударн. ударн. заударн.
слог слог слог
^ /ъа ^ /ъа
бара?нка коро?ва
кало?ша коло?нка
мама?ша поро?ша
отец?ша воро?нка
растя?па доро?га
раззя?ва коро?бка
пара?ша болва?нка
Советы: При отработке данной ритмической схемы отбить ритм хлопками, в мыслях произнося та-та?-та, ощутить, что самый маленький слог в данной ритмической схеме – третий, заударный. Нужно смотреть за тем, дабы он произносился бегло, но озвученно, и не снимался с голоса и дыхания. В предударном слоге непременно открывать рот на маленький звук а.