У психологов имеется основание вычислять, что проявление изюминок образа Я в речи ребенка начинается с момента появления его лепета в виде псевдословесного потока. Данный метод эмоционально-мотивационного общения младенца со взрослыми проявляет себя приблизительно к 11 месяцам судьбы малыша.
Во 2-й половине 1-го года судьбы у ребенка начинает формироваться фактически речевая деятельность. В ней ребенок пробует выразить собственный отношение к окружающим его людям, очевидно демонстрируя избирательность восприятия обращенной к нему речи взрослых. Это отражается и в том, какие конкретно первые слова произносит ребенок. Но сущность «Я» ребенка обозначается существенно раньше, еще в 1-й месяц его жизни . Проявления этого возможно заметить в определенной интонационной структуре крика ребенка, что по собственному звуковому составу имеет сходную интонацию с недовольством взрослого человека.
Изучения
В изучении Р. В. Тонковой-Ямпольской (1968) посредством звукового анализа распознано различие звуков недовольства и спокойного гуления (повествовательная интонация). С 3-го месяца у ребенка появляются звуки смеха и радости, с 6-го – интонация эйфории дифференцируется: появляется радость с восклицанием и более спокойные радостные звуки. С 7 месяцев выделяется интонация, сходная по собственной структуре с эмоциональной просьбой, и ясное спокойное гуление, похожее на интонацию утверждения у взрослого. С 10 месяцев выявляется настойчивая интонация, близкая к требовательному повелению и убеждению у взрослого. И наконец на 2-м году судьбы добавляется интонация вопроса.
Так, речевое развитие ребенка в первом полугодии судьбы проявляется первым делом в интонационном структурировании его речи (Рыбалко Е. Ф., 1990, с. 142).
Еще в младенческом возрасте у ребенка понемногу происходит формирование способов общения, начинают складываться первичные формы коммуникативной активности, имеющие определенную структуру.
Во втором полугодии судьбы активность самопроявления ребенка в общении с окружающими существенно возрастает. Улучшается жестикуляция малыша в адрес окружающих, дифференцируются и усложняются голосовые и эмоциональные реакции. Так, в возрасте 7 – 12 месяцев младенец начинает заявлять о себе как о субъекте общения. Обучась сказать, ребенок произносит собственный имя чтобы сказать окружающим о собственных потребностях, жаждах либо эмоциях.
Осознавание себя проявляется в самохарактеристиках (уменьшительные либо упрощенные варианты слов, определяющие позитивность либо негативность отношения к себе). Помимо этого, примечательно, что словесное оценивание себя и других ребенок осуществляет в соответствии с ожиданиями и конкретной ситуацией данного партнера по общению.
Отношение младенца к себе
В работах, выполненных под управлением М. И. Лисиной (1980), экспериментально было обнаружено, что на первом году судьбы у ребенка начинается очень необычное отношение к себе. По большей части оно складывается в следствии общения со взрослыми, адекватно и конкретно отражая те эмоции любви, заботы, абсолютного принятия личности ребенка, каковые исходят от окружающих. Благодаря этого у ребенка формируются такие серьёзные составляющие его образа-Я, как эмоционально-переживание и позитивное самоощущение собственной значимости для окружающих людей.
Так, все эти факторы воздействуют на развитие у младенца неспециализированной самооценки. Но на первом году судьбы роль собственного опыта ребенка (его сотрудничество с предметами, общение со взрослыми) в развитии образа Я еще очень незначительна.
Примечательно, что с момента рождения и 2 месяца спустя младенцы не смогут выделить себя из окружающего мира.
Но со временем они начинают осознавать, что они – отдельные и уникальные существа. Осознанию этого открытия посвящена большая часть младенчества (Крайг Г., 2000).
Становление содержательной сути Я-образа происходит так, что не смотря на то, что младенец и переживает итог собственных действий (он его радует либо огорчает), но это переживание не носит характера «успеха» либо «неуспеха» в психотерапевтическом значении этих терминов. Однако у ребенка формируется отношение к себе, быть может, в виде стабильной составляющей его Я-концепции. Значимость этого момента подчеркивалась в хороших теоретических работах, которые связаны с Я-концепцией человека.
Психотерапевтические теории
Э. Эриксон, пожалуй в большей мере, чем другие психоаналитики, изучивший психотерапевтическую феноменологию развития человека, выделяет восемь стадий жизненного цикла человека. Первая стадия проходит во время от рождения до 1,5 лет (Элкинд Д., 1996).
недоверие и Доверие. Первая стадия развития человека соответствует оральной стадии хорошего психоанализа и в большинстве случаев охватывает первый год его жизни. В это время начинается свойство мелкого человека к социальному сотрудничеству, движущей силой которого есть его доверие к окружающему миру, родителям, родным людям.
Степень доверия ребенка в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, потребности и желания которого сходу удовлетворяются, что ни при каких обстоятельствах продолжительно не испытывает неудобство, которого баюкают и ласкают, с которым играются и говорят, ощущает, что мир – место достаточно комфортное, а люди – существа отзывчивые и хорошие. В случае, если же ребенок не приобретает должного ухода, не встречает амурной заботы со стороны окружающих, то в нем вырабатывается недоверие – подозрительность и боязливость по отношению к миру по большому счету и к людям в частности (Элкинд Д., 1996) (это первоначально затаенное недоверие, а иногда и ужас кроха понесет дальше по судьбе, заставляя потом взрослых вспоминать о обстоятельствах происхождения тех либо иных отрицательных линия в характере ребенка, его желаниях и привычках).
(Нужно выделить, но, что вопрос о том, что станет доминантой в формировании образа Я ребенка (доверие либо недоверие), не решается конкретно в первоначальный год его жизни. Данный барьер в собственном становлении ребенку предстоит преодолевать заново на каждой последующей стадии развития. В этом состоит и надежда, и одновременно затаенная угроза.)