И укрепи стопы наши, если встретим мы (врагов). 7 глава

1340 (3335). Передают со слов ‘Абдуллаха (бин Мас‘уда), да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама непременно ляжет часть (бремени греха за пролитую) кровь, потому что начало убийствам положил он».

Глава 1061: Рассказ о Йаджудже и Маджудже. Слова Всевышнего: «Они сообщили: “О Зу-ль-Карнайн,1 воистину, (народы) Йаджудж и Маджудж творят нечестие на земле!”» (“Пещера”, 94).

1 Практически — “двурогий”, но, потому, что слово “карн” свидетельствует не только “рог”, но имеет и иные значения, эта идиома возможно перевести и по-второму. “Зу-ль-карнайн” довольно часто ошибочно отождествлялся с Александром Македонским; высказывались и другие предположения относительно личности этого человека.

1341 (3346). Передают со слов Зайнаб бинт Джахш1, да будет доволен ею Аллах, что в один раз к ней зашёл охваченный страхом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что вскрикнул: «Нет всевышнего, не считая Аллаха! Горе арабам от зла, которое уже близко! Сейчас в стенке Йаджуджа и Маджуджа было проделано вот такое отверстие!» — и соединил громадной и указательный пальцы в виде круга.

Зайнаб бинт Джахш сообщила:

«Я задала вопрос: “О посланник Аллаха, так неужто погибнем и мы, не обращая внимания на то, что среди нас будут праведники?” Он сообщил: “Да, в случае, если пороки умножатся!”»2

1 Одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2 Первым делом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду прелюбодеяния.

1342 (3348). Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщил:

(в один раз) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«(В Сутки воскресения) Аллах сообщит: “О Адам!” (Адам) отзовётся: “Вот я перед Тобой и готов помогать Тебе, а (всё) благо в Твоих руках! /Ляббай-кя, ва са‘дай-кя ва-ль-хайру фи йадай-кя!/” (Аллах) сообщит: “Выведи тех, кому суждено появляться в огне!” (Адам) спросит: “А какое количество их?” (Аллах) сообщит: “(Выведи) почти тысячу девяносто девять из каждой тысячи”, и затем поседеют малые (дети), и любая беременная сложит собственную ношу, и заметишь ты людей (словно бы) пьяными, не смотря на то, что пьяными они не будут, но жёстким будет наказание Аллаха!1”» (Люди) задали вопрос: «О посланник Аллах, а кто из нас будет тем единственным (, кто спасётся от огня?» На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: «Радуйтесь, потому что один будет из вас, а тысяча — из (народов) Йаджудж и Маджудж!» — по окончании чего сообщил: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, воистину, я надеюсь, что вы составите собой четверть жителей рая!» — и мы вскрикнули: «Аллах велик!» Позже (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Я надеюсь, что вы составите собой треть жителей рая!» — и мы вскрикнули: «Аллах велик!» Позже (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Я надеюсь, что вы составите собой половину жителей рая!» — и мы вскрикнули: «Аллах велик!» А позже (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Но по сравнению с другими людьми вы подобны всего лишь тёмному волоску на шкуре белого быка либо белому волоску на шкуре тёмного быка».

1 См.: “Хаджж”, 2.

Глава 1062: Аллах Всевышний сообщил: «Воистину, Ибрахим являлся примером, проявлял покорность Аллаху…» (“Пчёлы”, 120).

1343 (3349). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в один раз) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Воистину, станете вы собраны1 босыми, нагими и необрезанными». После этого он прочёл (айат, в котором сообщено): «…как создали Мы всё в первоначальный раз, так и повторим это, в соответствии с Отечественному обещанию. Воистину, Мывыполняем (обещанное)!»2 — (по окончании чего сообщил): «Первым, кого оденут в Сутки воскресения, будет Ибрахим, что же касается (некоторых из) моих сподвижников, то их отведут налево3, а я вскрикну: “Мои сподвижники, мои сподвижники!”4 (Аллах) сообщит: “Они постоянно отступали (от установлений ислама) с того времени, как ты расстался с ними!” — и тогда я сообщу то же, что сообщил праведный раб5:“И я был свидетелем о них, пока был среди них, а по окончании того, как Ты упокоил меня, Ты Сам следил за ними и Ты — всему Свидетель. Если Ты накажешь их, то так как они — рабы Твои, а вдруг забудешь обиду их, то, воистину, Ты — Всемогущий, Умный!”6»

1 Речь заходит о месте сбора /махшар/ всех людей в Сутки воскресения.

2 “Пророки”, 104.

3 В противном случае говоря, в сторону ада.

4 Тут вероятнее имеются в виду те люди, каковые по окончании смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стали изменниками, почему с ними сражался Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Эти изменники так и погибли в собственном неверии.

5 Другими словами праведный раб Аллаха ‘Иса, мир ему.

6 “Трапеза”, 117 — 118.

1344 (3350). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«В Сутки воскресения Ибрахим встретит собственного отца Азара, лицо которого покроется пылью и потемнеет (от скорби), и сообщит ему: “Не сказал ли я тебе, дабы ты не противоречил мне?” Его папа сообщит: “Сейчас я подчинюсь тебе!” Тогда Ибрахим вскрикнет: “О Господь мой! Воистину, Ты дал обещание мне не позорить меня в тот Сутки, в то время, когда (рабы Твои) будут воскрешены, но может ли быть что-либо позорнее удаления моего отца?!”1 — а Аллах Всевышний сообщит: “Воистину, Я сделал эдем запретным для неверных!” А позже (ему) будет сообщено: “О Ибрахим, что это у тебя под ногами?” И в то время, когда он взглянет (в том направлении), то заметит забрызганную кровью гиену, которую схватят за ноги и кинут в пламя”2».

1 Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду, что нехорошим позором для него станет удаление его отца от милости Аллаха, в противном случае говоря, осуждение и проклятие на вечные муки.

2 Так, папа Ибрахима, да благословит его Аллах и приветствует, будет перевоплощён в гиену и ввергнут в преисподняя за собственное неверие. Заступничества его сына-пророка окажется слишком мало, дабы Аллах забыл обиду его, и Ибрахим, мир ему, отречётся от него.

1345 (3353). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«(в один раз пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) задали вопрос: “О посланник Аллаха, кто есть самым добропорядочным из людей?” Он сообщил: “Самый богобоязненный из них”. (Люди) сообщили: “Мы спрашиваем тебя не об этом”. Он сообщил: “Тогда — Йусуф, пророк Аллаха, сын пророка Аллаха, сына пророка Аллаха, сына любимого Аллаха”.1 (Люди опять) сообщили: “Мы спрашиваем тебя не об этом”. Он сообщил: “Значит, вы задаёте вопросы меня о предках арабов? Те из них, каковые были лучшими во времена джахилийи2, останутся лучшими и в исламе, в случае, если усвоят (установления шариата)3”».

1 Имеются в виду, соответственно, Йа‘куб (Иаков), Исхак (Исаак) и Ибрахим (Авраам), мир им. См. хадис № 286.

2 Другими словами в доисламскую эру.

3 Иначе говоря в случае, если эти люди осознают эти установления и будут направляться им на практике.

1346 (3354). Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что (в один раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«(Сейчас) ночью1 ко мне явились двое (, увели меня с собой и вели , пока) мы не пришли к (такому) высокому человеку, что из-за его роста, я не имел возможности рассмотреть его голову, и этим человеком был Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует ».

1 В противном случае говоря, во сне.

1347 (3355). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Что касается Ибрахима, то, (если вы желаете встретиться с ним, имеете возможность) взглянуть на (того, кто стоит перед вами)1, что же касается Мусы, то он был курчавым и смуглым и (ездил) на красном верблюде, поводья которого были сделаны из пальмовых волокон, и я словно бы вижу, как он спускается в равнину».

1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду самого себя.

1348 (3356) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Ибрахим, мир ему, совершил обрезание в возрасте восьмидесяти лет посредством тесла».1

В второй версии этого хадиса слово “каддум” приводится с одним “д”.

1 “Би-ль-каддум”: в комментариях указывается, что слово “каддум” возможно осознавать и как наименование места. В этом случае перевод должен быть таким: «Ибрахим, мир ему, совершил обрезание в возрасте восьмидесяти лет в аль-Каддуме».

1349 (3358). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Ни при каких обстоятельствах не лгал Ибрахим, мир ему,1 за исключением трёх случаев, в двух из которых (он делал это) для Всемогущего и Великого Аллаха. (В первоначальный раз) он сообщил: “Воистину, я болен”,2 а (во второй раз) сообщил:“Нет, сделал это старший из них…”3 А в то время, когда (Ибрахим) вместе с Сарой (переселялся),4 он пришёл в (какое-то селение, где был) один из тиранов, и (этому тирану) сообщили: “Тут находится какой-то человек с одной из красивейших дам”. Тогда он отправил к (Ибрахиму человека), что задал вопрос (его): “Кто эта (дама)?” Он ответил: “(Это) моя сестра”, а позже пришёл к Саре и сообщил: “О Сара, нет на земле ни одного верующего, не считая меня и тебя; что же касается этого (царя), то он задавал вопросы меня (о тебе), и я сообщил ему, что ты — моя сестра, не опровергай же сообщённого мною!” — а после этого (царь) отправил за ней (людей). В то время, когда она явилась к (этому царю), он подошёл к ней, (хотя) дотронуться до неё, но (нежданно) захрипел, и ноги его стали дёргаться5. Тогда он взмолился: “Обратись с мольбой к Аллаху6, и я не сделаю тебе ничего плохого!” — по окончании чего она воззвала к Аллаху, и его отпустило. Позже он опять (постарался) дотронуться до неё, но с ним произошёл такой же либо кроме того более сильный припадок, и он (опять) взмолился: “Обратись с мольбой к Аллаху, и я не сделаю тебе ничего плохого!” — по окончании чего она воззвала к Аллаху, и его отпустило. Тогда он призвал к себе нескольких собственных привратников и сообщил: “Воистину, не человека вы ко мне привели, а шайтана!” — а после этого подарил (Саре) в услужение Хаджар7 (и отпустил), и она возвратилась к (Ибрахиму), что сейчас молился. Он сделал ей символ рукой8(, хотя задать вопрос): “Какие конкретно новости?” — а она сообщила: “Аллах обратил козни неверного (либо: нечестивца) против него же и даровал нам Хаджар!”»

(Передав данный хадис людям,) Абу Хурайра сообщил:

«И она9 есть вашей матерью, о сыновья небесной воды10».

1 Тут имеется в виду, что Ибрахим, мир ему, сказал то, что представлялось людям ложью, на самом же деле его слова другой суть, которого они не осознавали.

2 См.: “Выстроившиеся в ряды”, 89.

3 См.: “Пророки”, 63. В первом случае Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, отказывается от приглашения идолопоклонников учавствовать в их празднике, ссылаясь на заболевание, не смотря на то, что болен он не был. Оставшись один, он разбил их идолов, в то время, когда же они возвратились и стали спрашивать, кто это сделал, Ибрахим, мир ему, издеваясь над ними, указал на главного идола, которого он покинул невредимым.

4 См. хадис № 992.

5 Имеется в виду, что царь или лишился сознания, или с ним произошло что-то наподобие эпилептического припадка.

6 Другими словами попроси Аллаха, дабы данный припадок прошёл.

7 Хаджар (библейская Агарь) — мать Исма‘ила, мир ему.

8 Имеется в виду, что Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, сделал символ рукой, не прерывая молитвы.

9 Имеется в виду Хаджар.

10 Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, имеет в виду или отношение арабов к Замзаму, прекрасное происхождение которого связано с Хаджар и прародителем арабов Исма‘илом, мир ему, или то, что бедуины перегоняли собственный скот по пустыням в отыскивании тех мест, где выпадали дожди.

1350 (3359). Передают со слов Умм Шарик, да будет доволен ею Аллах, что (в один раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал убивать ящериц1 и сообщил: «(Эта ящерица) раздувала (пламя) Ибрахима, мир ему».2

1 Конкретно речь заходит о ящерицах вида гекко (“в один раз абрас” либо же “вазаг”).

2 Имеется в виду, что, в то время, когда Ибрахим, мир ему, был брошен в пламя, все животные старались погасить его, не считая данной ящерицы, которая его раздувала.

1351 (3364). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

«Первой дамой, которая начала носить пояс, была мать Исма‘ила, да благословит его Аллах и приветствует, а сделала она это чтобы скрыть собственные следы от Сары.1 Позже Ибрахим привёз её (к тому месту, где сейчас находится) Кааба вместе с её сыном Исма‘илом, которого она ещё кормила грудью, (то есть —) к громадному дереву (, находившемуся) у возвышенности, (где потом забил) Замзам (, что сейчас находится в пределах) мечети. В то время в Мекке2 никого не было, как не было в том месте и воды. И (Ибрахим) покинул их в том месте, покинув им мех фиников и мех с водой, по окончании чего двинулся в (обратный путь), а мать Исма‘ила последовала за ним (, говоря): “О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в данной равнине, где нет людей и (по большому счету) ничего нет?!” И она неоднократно повторила (эти слова), но он кроме того не повернулся к ней. Позже она задала вопрос его: “Аллах ли повелел тебе сделать это?” Он сообщил: “Да”. Она сообщила: “Тогда Он не покинет нас!” — по окончании чего возвратилась (к Исма‘илу), а Ибрахим отправился (дальше); достигнув горного перевала, где они не (имели возможность) видеть его, он повернулся в сторону Каабы, воздел руки к небу и обратился с мольбой к Аллаху (, сказав) такие слова: “Господь отечественный, воистину, поселил я часть собственного потомства в равнине, где ничего не растёт, у Твоего заповедного дома. Господь отечественный, пускай они совершают молитву, и склони к ним сердца (некоторых) людей и надели их плодами, дабы они благодарили (Тебя)!”3 Что же касается матери Исма‘ила, то она кормила его грудью и выпивала воду, (которая у них была,) а по окончании того как мех опустел, она и её сын начали испытывать жажду. И она начала смотреть, как (её сын) извивается /либо: корчится/ (перед ней, мучимый жаждой), а позже ушла, (покинув его,) так как не имела возможности наблюдать (на мучения младенца). Она заметила, что самой близкой (к ней) горой была ас-Сафа4, поднялась на неё, повернулась к равнине и начала смотреть в том направлении (в надежде) заметить кого-нибудь, но никого не заметила. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а в то время, когда достигла равнины, подняла края собственной одежды, ринулась бежать, (как может) бежать изнурённый человек, пересекла эту равнину и достигла аль-Марвы. Поднявшись на неё, она начала смотреть (по сторонам в надежде) заметить кого-нибудь, но (снова) никого не заметила, и (всего) она преодолела (данный путь) семь раз5».

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Вот по какой причине люди бегают между ними»6 (, по окончании чего продолжил собственный рассказ): «Достигнув аль-Марвы (в последний раз), она услыхала какой-то голос, сообщила себе: “Тише!” — начала прислушиваться и опять услышала его. Тогда она сообщила: “Ты разрешил мне услышать (твой голос, а можешь) ли ты оказать помощь (мне)?” В этот самый момент на том месте (, где на данный момент находится) Замзам, она заметила ангела, что (рыл почву) пяткой (либо: крылом), до тех пор пока оттуда не забила вода. (Заметив это,) она начала огораживать (источник, в один момент) наполняя собственный мех, но и по окончании того, как она наполнила его, вода текла ».

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Да помилует Аллах мать Исма‘ила! Если бы она покинула Замзам (либо: не набирала его воду), он превратился бы в поток (, текущий по земле!» — по окончании чего он продолжил собственный рассказ): «И она напилась и покормила собственного сына, а позже данный ангел сообщил ей: “Не опасайтесь смерти, потому что, воистину, тут (будет возведён) дом Аллаха, что выстроят данный его отец и мальчик, а Аллах не бросает (родных к Нему)!” Что же касается (того места, где позже возвели) Каабу, то оно пребывало на возвышенности наподобие бугра, и потоки воды текли справа и слева от него7. И (Хаджар жила) так, пока (в один раз) мимо них не проехали люди из племени (либо: рода) Джурхум, прибывшие со стороны Када8. Остановившись (в том месте, где на данный момент находится) нижняя часть Мекки, они заметили парившую (в небе) птицу9 и сообщили: “Не в противном случае как эта птица кружит над водой, но нам как мы знаем, что в данной равнине воды нет!” Тогда они послали в том направлении одного либо двух посланцев, каковые нашли воду, возвратились и сказали им об этом, по окончании чего (все) направились в том направлении. (Сейчас) мать Исма‘ила сидела у воды, и они задали вопрос её: “Разрешишь ли ты нам остановиться рядом с тобой?” Она ответила: “Разрешу, но прав на данный источник у вас не будет”, и они сообщили: “Да”10».

Ибн ‘Аббас сообщил:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “И матери Исма‘ила, обожавшей разговаривать с людьми, понравилось это”».

(Ибн ‘Аббас сообщил):

«Тогда они остановились в том месте и отправили за собственными семьями, каковые остались вместе с ними, а кое-какие из них поселились в том месте неизменно. Тем временем мальчик11 подрос и обучился у них арабскому языку, а они восхищались им и ценили его (за его преимущества), в то время, когда же он достиг (совершеннолетия), они женили его на одной (из собственных соплеменниц). А по окончании смерти матери Исма‘его свадьбы и ила (в том направлении) приехал Ибрахим, дабы повидаться с (теми, кого) он покинул (на этом месте), но он не застал Исма‘ила (дома). Тогда он начал спрашивать о нём его жену, и она сообщила: “Он ушёл, дабы добыть для нас (что-нибудь)”.12 Позже (Ибрахим) задал вопрос её о том, как они живут и каково их положение, и она сообщила: “Не хорошо, потому что мы претерпеваем потребность и бедствуем!” — и (начала) жаловаться ему. (Ибрахим) сообщил: “В то время, когда придёт твой супруг, поприветствуй его (от моего имени) и передай ему, дабы он поменял порог у собственной двери”. Возвратившись, Исма‘ил словно что-то почувствовал и задал вопрос: “Приходил ли к вам кто-нибудь?” (Его супруга) ответила: “Да, к нам приходил такой-то старец, что задавал вопросы нас о тебе, и я поведала ему (о том, что его интересовало), а позже он задал вопрос меня о том, как мы живём, и я поведала ему, что мы претерпеваем потребность и бедствуем”. (Исма‘ил) задал вопрос: “Дал ли он тебе какой-нибудь совет?” Она ответила: “Да, он приказал мне поприветствовать тебя и (передать) тебе, дабы ты поменял порог собственной двери”. (Исма‘ил) сообщил: “Это — мой папа, и он приказал мне расстаться с тобой. Возвращайся же к собственной семье!” — а позже он развёлся с ней и женился на другой (даме из племени джурхум). Ибрахим совершил раздельно от них (столько времени, сколько) было угодно Аллаху, а после этого пришёл к ним, но (снова) не застал (Исма‘ила). Тогда он зашёл к его жене и начал расспрашивать о нём, а она сообщила: “Он ушёл, дабы добыть для нас (что-нибудь)”. Он задал вопрос: “Как ваши дела?” — и принялся расспрашивать её о том, как они живут и каково их положение, и она сообщила: “У нас всё отлично и всего всласть”, по окончании чего возблагодарила Аллаха. (Ибрахим) задал вопрос: “Что вы едите?” Она ответила: “Мясо”. Он задал вопрос: “А что выпиваете?” Она ответила: “Воду”, и тогда (Ибрахим) вскрикнул: “О Аллах, благослови их мясо и воду!”»

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «В то время у них не было зерна, а если бы оно было, то он призвал бы благословение Аллаха и на (зерно)».

(Ибн ‘Аббас) сообщил:

«В случае, если же кто-нибудь начнёт питаться лишь (водой и мясом) за пределами Мекки, это непременно повредит ему».

(Ибн ‘Аббас) сообщил:

«(Позже Ибрахим) сообщил: “В то время, когда придёт твой супруг, поприветствуй его и передай ему, дабы он усиливал порог собственной двери”. Возвратившись, Исма‘ил задал вопрос: “Приходил ли к вам кто-нибудь?” (Его супруга) ответила: “Да, к нам приходил благообразный старец”, отозвалась о нём с похвалой и сообщила: “Он задавал вопросы меня о тебе, и я поведала ему (о том, что его интересовало), а позже он задал вопрос меня о том, как мы живём, и я сообщила ему, что у нас всё отлично”. (Исма‘ил) задал вопрос: “Дал ли он тебе какой-нибудь совет?” Она ответила: “Да, он приветствует тебя и велит тебе, дабы ты усиливал порог собственной двери”. (Исма‘ил) сообщил: “Это — мой папа, а порог — это ты, и он приказал мне не расставаться с тобой”. Затем Ибрахим совершил раздельно от них (столько времени, сколько) было угодно Аллаху, а позже пришёл к ним (и заметил, что) Исма‘ил точит собственные стрелы под громадным деревом рядом с Замзамом. Заметив (Ибрахима), он встал (со собственного места и направился) к нему, и они (стали приветствовать друг друга, как подобает) отцу приветствовать сына, а сыну – отца. Позже (Ибрахим) сообщил: “О Исма‘ил, воистину, я получил от Аллаха одно веление”. (Исма‘ил) сообщил: “Делай, что повелел тебе твой Господь”. Он задал вопрос: “А ты поможешь мне?” (Исма‘ил) сообщил: “Я помогу тебе”. Тогда (Ибрахим) сообщил: “Воистину, Аллах приказал мне выстроить тут дом”, и указал на бугор, возвышавшийся (нужно всем) около. Затем они заложили фундамент этого дома13, и Исма‘ил начал носить камни, а Ибрахим — строить; в то время, когда же были возведены стенки, (Исма‘ил) принёс и поставил данный камень для (Ибрахима), что поднялся на него14 и строил , Исма‘ил же подносил ему камни, и они говорили: “Господь отечественный! Прими от нас, воистину, Ты — Слышащий, Опытный”15».

1 Сара сама подарила Хаджар Ибрахиму, да благословит его Аллах и приветствует, но в то время, когда Хаджар забеременела, Сара начала ревновать и поклялась, что отрежет три части её тела. Тогда Хаджар убежала от неё, одев пояс, финиши которого волочились по земле, заметая её следы.

2 Другими словами на том месте, где потом была выстроена Мекка.

3 “Ибрахим”, 37.

4 В тексте хадиса ас-Сафа названа горой, но в действительности ас-Сафа и аль-Марва являются двумя буграми, расположенными в близи от Каабы.

5 В противном случае говоря, она металась между буграми, трижды поднявшись на вершину одного из них и четырежды — на вершину другого.

6 Имеется в виду ритуальный бег /са‘й/ паломников между буграми ас-Сафа и аль-Марва на протяжении совершения хаджжа либо умры.

7 Подразумевается, что это было во время дождей.

8 Наименование места в верхней части Мекки.

9 Имеется в виду, что она кружила над одним местом, всё время возвращаясь к воде и не улетая оттуда.

10 В противном случае говоря, дали согласие с этим.

11 Другими словами Исма‘ил, мир ему.

12 Имеется в виду, что он отправился на охоту.

13 Другими словами Каабы.

14 См. примечание к хадису № 250.

15 “Корова”, 127.

1352 (3366). Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«(в один раз) я задал вопрос: “О посланник Аллаха, какая мечеть была выстроена на земле первой?” Он ответил: “Запретная мечеть /Аль-масджид aль-харам/”.1 Я задал вопрос: “А по окончании неё?” Он ответил: “Отдалённейшая мечеть/Аль-масджид aль-акса/”.2 Я задал вопрос: “А какое количество (лет прошло) между (построением) одной и второй?” Он ответил: “Сорок лет”, (по окончании чего добавил): “Где бы ни застало тебя (время) молитвы, совершай её, потому что в этом3 благо”».

1 Имеется в виду Кааба и прилегающая к ней территория.

2 Другими словами мечеть в Иерусалиме.

3 Имеется в виду своевременное совершение молитвы.

1353 (3369). Передают со слов Абу Хумайда ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, что (в один раз люди) задали вопрос: «О посланник Аллаха, как нам возносить мольбы за тебя?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Рассказываете: “О Аллах, благослови Мухаммада, его жён и его потомство, как благословил Ты семейство Ибрахима, и пошли благословения1 Мухаммаду, его его потомству и жёнам, как отправил Ты их семейству Ибрахима, воистину, Ты — хороший похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля азваджи-хи ва зуррийати-хи кя-ма салляйта ‘аля али Ибрахима, ва барик ‘аля Мухаммадин ва азваджи-хи ва зуррийати-хи кя-ма баракта ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид!/”»

1 Тут под словами “благослови /cалли/” и “пошли благословения /барик/” подразумеваются различные вещи. “Благослови” свидетельствует: отзовись о нём с похвалой среди ангелов, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается другой суть: возвышай его и оказывать ему честь.

1354 (3371). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, довольно часто просил защиты для аль-Хасана и аль-Хусайна1 и сказал: «Воистину, ваш праотец2 просил у Аллаха защиты для Исма‘Исхака и ила (, говоря): “Прибегаю к идеальным словам Аллаха,3 дабы они защитили вас от любого ядовитого насекомого (и) шайтана и от всякого плохого глаза! /А‘узу би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин кулли шайтанин ва хамматин ва мин кулли ‘айнин лямматин!/”»

1 Другими словами для собственных внуков.

2 Имеется в виду Ибрахим, мир ему.

3 Речь заходит о совершенстве с позиций милости и пользы.

Глава 1063: Слова Всевышнего: «И скажи им о гостях Ибрахима» (“Аль-Хиджр”, 51), и другие слова Всевышнего: «Ибрахим сообщил: “Господь! Продемонстрируй мне, как Ты оживляешь покойников”»(“Корова”, 260).

1355 (3372). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

Мы имеем больше оснований для сомнений,1 чем Ибрахим, что сообщил: «“Господь мой! Продемонстрируй мне, как Ты оживляешь покойников”. Задал вопрос Он: “Разве ты не уверовал?” Он ответил: “Да, (уверовал,) но дабы успокоилось сердце моё!”»2 И да помилует Аллах Лута: воистину, он опирался на прочную базу!3 А если бы совершил я в темнице столько же времени, сколько и Йусуф, то ответил бы на призыв4”.

1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, желал заявить, что он имел бы больше прав на сомнение, чем Ибрахим, мир ему, видевший воочию, как Аллах оживляет мёртвых, в том случае, если бы пророки, мир им, испытывали какие-нибудь сомнения, чего в действительности не было.

2 “Корова”, 260.

3 Это выражение имеется в Коране, где сообщено: «Лут сообщил: “Если бы имел я (против) вас силу либо (имел возможность опереться) на прочную базу!”» (“Худ”, 80).

4 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду, что он ответил бы на предложение выйти на волю и не стал бы настаивать на признании собственной невиновности. Так, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздал хвалу терпению Йусуфа, мир ему.

✞ Акафист Страстям Христовым ( Пассия) ✞


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: