Реформы Русской православной церкви начала XVIII столетия завершились в первой половине 20-ых годов восемнадцатого века отменой патриаршества. Историки православия утверждают, что реформирование церкви Петром I осуществлено по примеру протестантских духовных консисторий Прибалтики, незадолго до этого присоединённой к Российской Федерации. Практически двести лет РПЦ являлась национальной религией империи, управляемой обер-прокурором, что назначался царём.
Как национальная религия, православная церковь утратила относительную самостоятельность, но купила покровителя. Церковь обладала недвижимым имуществом, приобретала финпомощь, осуществляла контроль народное образование. Лишь православная церковь была в праве на миссионерство. Борьба с «совращением» в иную веру и сектами православной церкви была узаконена страной. Внеисповедное состояние в империи не признавалось. Свобода совести в первый раз была обещана в манифесте царя в 1905 году и провозглашена в распоряжении Временного правительства «О свободе совести» (июль 1917). Под свободой совести понималась веротерпимость, православие и другие христианские церкви оставались привилегированными под предлогом христианского большинства населения, внеисповедное состояние так же, как и прежде не признавалось.
Радикальной практикой советской власти, обобщённой в декрете «Об отделении церкви от школы и государства от церкви» (январь 1918), положение религии в обществе как следует поменяно. Отменены все государства союза и формы церкви. Религиозные общества стали частными, они лишились прав юрлица и права на собственность. Имущество, а также предметы культа, стали народным достоянием. Обучение религии не запрещаеться частным образом. Гражданин в праве исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой. Декрет стал базой понимания свободы совести, возведённого в ранг конституционной нормы. В советском законодательстве о культах религиозные объединения сохранили право на осуществление единственной функции – удовлетворение религиозных потребностей верующих в молитвенном строении. В связи с разрядкой напряжённости с середины семидесятых годов прошлого века начинают изменяться и национально-церковные отношения. Сохраняя традицию единообразия законодательства о религиозных культах в стране, в союзных республиках принимаются акты «О религиозных объединениях».
Текущая политика СССР в отношении религиозных организаций была увязана с неспециализированными проблемами внутренней и внешней политики. Ускоренное преодоление религии как часть коммунизма строительства и стратегии социализма последовательно проводилось в судьбу во второй половине тридцатых и с середины пятидесятых до середины шестидесятых годов. «Оттепели», связанные с периодами расширения интернациональных взаимоотношений, проявились в сороковые годы и со второй половины семидесятых. Локальные колебания политики коснулись религии в связи с социальной и этнической стратегией. В годы новой экономической политики пользуются благосклонностью национальных органов секты православия и кое-какие объединения протестантов как передовые в хозяйственной деятельности и преследуемые прошлым режимом. Под предлогом обеспечения политической безопасности страны переселяются и жёстко закрепляются на новых местах малые народы (корейцы, немцы, этносы Северного Кавказа и другие). Ограничивается их социально-политическая активность, подавляется этнокультурная самодеятельность, контролируются религиозные организации. Сравнительной деликатностью отличается тактика преодоления религии в регионах классического распространения ислама. Сохранено классическое для православной империи негативное отношение к католицизму. Но, Ватикан деятельно противодействовал интернациональной деятельности СССР. Тесная сообщение религиозной и буржуазной идеологии (со всеми вытекающими следствиями для церкви) подчеркивается кроме того в партийно-национальной контрпропаганде середины восьмидесятых годов.
Резкие колебания курса между содействием и ускоренным преодолением религии частичному восстановлению религиозных структур, в большинстве случаев, начинались с Русской православной церкви (1918, 1929, 1943, 1954, 1988).
ГЛАВА 7. СОДЕРЖАНИЕ и История КУЛЬТУР
История применительно к культуре имеется бытие социокультурного во времени и пространстве. В понимании истории, как и культуры, имеется разные подходы исследователей, обусловленные многозначностью бытия человека. Являясь разделом культурологии, история культуры, при помощи фиксирования изюминок развития разных культур призвана обеспечить обнаружение архетипов современной культуры на уровне планетарной либо локальной.
Для понимания логики воображаемой главы учебного пособия, направляться иметь в виду три принципиальных положения, определяющих содержание и структуру курса культурологии. Во-первых, доминантой культуры рассматривается религия в широком смысле, выступающая в совокупности собственных конкретных направлений (конфессий) самым распространённым из исторических типов мировоззрения. Нюансы религии в широком и узком смысле анализируются с позиций светской культурологии во втором разделе «религия и Культура». Во-вторых, в интересах оптимизации образовательной сокровище учебной дисциплины «Культурология» культурное единство человечества рассматривается на примерах довольно независимых культур либо цивилизаций без дублирования фактов соответствующих разделов направлений глобальной и отечественной истории. В-третьих, в понятие евразийской культуры мы вкладываем предельно неспециализированный суть; согласно нашей точке зрения, она имеется культурное поле многовекового сотрудничества этноконфессиональных — индобуддийской, китайско-конфуцианской, еврохристианской и арабоисламской — культур-цивилизаций на пространствах в основном континента Евразия. Американская (континентальная) культура по происхождению скорее евразийская, чем «индейская».
Египетская культура
Африканская по континенту происхождения, египетская культура получила собственное неповторимое лицо «эры фараонов» в четвёртом тысячелетии до нэ на пространствах южного и восточного Средиземноморья, другими словами в Евразии и Африке. Собственную цивилизацию египтяне вычисляли созданной всевышними. Птах создал все вещи и божественные слова, породил всевышних, создал города, сотворил святилища и поместил в том направлении всевышних, сотворил их тела для умиротворения их сердец. Всевышние-творцы уничтожают изначальный хаос, создают общество и восстанавливают общую гармонию Маат – центральное понятие египетской этики. Порядок понимается как правопорядок, а фараоны и боги как владыки и учредители законов. Иероглифическое, другими словами священное письмо идёт от всевышнего мудрости Тота, Птах считался творцом ремёсел и искусств. Храмы стали базой «домов жизни», в которых осуществлялась письменная духовная жизнь египтян. По всей видимости, в связи с культом фараона как всевышнего при жизни и по окончании смерти связано строительство пирамид, ставших противоречивым знаком египетской культуры: с одной стороны, чудо света, с другой – пример насилия царей, обрекших народ на неисчислимые страдания при возведении усыпальниц. Во время пятой династии делается заметным рост этического элемента в контексте религиозной культуры египтян: заслуги в жизни смогут оцениваться как угодные богам и фараону в данной и посмертной жизни. Истоки солнечного монотеизма, характерного для египетской религии, видят в раннем периоде культуры. На фоне политеизма сложилась, например, мемфиская концепция единого Птаха, создавшего всевышних и мир силой собственного слова. Мысль пророчества о финише мира на базе переживаемых тяжёлых бедствий прослеживается в известных «Речениях Ипувера». В эру восхода солнца Среднего царства (XXII – XVIII века до нэ) оформляется мысль посмертного (загробного) воздаяния, включающего умиротворение и просветление сердца, свидетельствуя об углублении нравственных исканий. Ей противостоят подавляемые представления о загробном мире как стране вечного сна, мрака без воды, радостей и воздуха любви. Призывом праздновать прекрасный день, и напоминанием, что никто из погибших не забрал собственного достояния в мир другой и не возвратился оттуда, любители осязаемых эйфорий земного бытия выразили себя в «Песне арфиста».
Среднее царство считается хорошим периодом египетской культуры. Сейчас складывается египетский язык (иероглифическое письмо) в основном религиозно-культового назначения. Начинается скоропись (иератическое письмо), свидетельствующее о подъёме хозяйственной судьбе. Переосмысливаются архитектурные формы, сочетающие в себе скальную усыпальницу и пирамиду. Пирамиды скромнее по размерам и технике выполнения, но грандиозны ирригационные совокупности. Заупокойный храм, названный греками лабиринтом (от греческого произношения имени фараона), поразил воображение Геродота, вычислявшего, что храм превзошёл не только все греческие сооружения совместно забранные, но и сами пирамиды. Не сохранившийся лабиринт стал знаком единства и расцвета страны эры Среднего царства. От данной эры дошли первые математические и медицинские тексты, которые содержат теорию (в основном волшебство) и практические знания, например, о мозге и кровеносных сосудах. От Среднего царства сохранились старейшая запись размеров страны, описи созвездий, первый в мире прообраз энциклопедии, отысканный в библиотеке гробницы. Египетская папирусная библиотека включала религиозную, научную, дидактическую, художественную литературу, и записи фольклора.
Пережив период владычества гиксосов, египетская культура сохранила преемственность и возродилась в Новом царстве. Во время Нового царства (1580-1085 годы до нэ) Египет занял господствующее положение в восточном Средиземноморье. Положение Египта как всемирный державы создаёт величественный стиль в культуре. Египетская культура распространялась в Азии и Африке, но в ещё большей степени была талантливой гибко применять азиатские элементы культуры и переплавлять их в собственной без трансформации своеобразного вида. Эра Нового царства особенно примечательна постройкой храмов, предстоящим совершенствованием мастерства рельефа, росписи, ювелирного мастерства. Литература периода обогащается новыми жанрами. В текстах оживают мотивы армейских побед, изображаются пиршества, праздничные церемонии, экспедиции, жертвоприношения всевышним. Получает новый оттенок звучание кроме того в гимнах всевышним из известной «Книги мёртвых». На фоне процветания и стабильности думается неожиданной таинственная революция Аменхотепа IV. Фараон-реформатор порывает с классическим статусом жречества и египетским многобожием учреждением культа солнечного диска – Атона. Фараон именует себя Эхнатоном – угодным Атону, он делается единственным всевышним на земле, воображающим единого и единственного всевышнего-Солнце. Строится новая столица Ахетатон, уничтожаются прошлые культы. По окончании смерти фараона-реформатора его новшества искореняются, уничтожается кроме того его изображение. Религиозная реформа Эхнатона, фрагменты которой стали известными недавно, есть необыкновенным явлением в истории культуры Востока. С одной стороны, Эхнатон очистил от мифа, довёл до логического финиша солярный монотеизм египетской культуры, наметившийся в эру Старого царства. Иначе, фараон, провозгласив себя по существу единственным всевышним, игнорировал тысячелетние традиции культа Ра и мировоззрения египтян, выдержавшие господства иноземцев и периоды смуты-гиксосов. Загадочность реформы углубляется благодаря информации об мастерстве данной эры: оно делается реалистичным, многоцветным, в первый раз появляются светские его семьи и образы фараона, изображённые без гротеска в бытовой обстановке. Амурная лирика Египта, и реалистический скульптурный портрет существенно отличаются от традиционно сакрального мастерства древнего Востока. Культура Нового царства эры заката несёт в себе усиление нравственного нюанса, углубление религиозного эмоции, усложнение богословия и магического знания, попытки мировоззрения и радикального преобразования культа на базе классических идей. В «Книге мёртвых» появляется глава с идеей нравственного загробного суда, в других текстах звучат мотивы религиозного покаяния, растёт значение благочестия личности. Параллельно изображаются неофициальный его окружения и быт царя, приземлённые образы всевышних и сооружаются огромные храмы, величественные статуи фараонов. упадок и Величие империи сосуществуют в нерасторжимом единстве.
С упадком цивилизации Египта с новой силой проявились её старейшие черты как следствие осознанного рвения египтян отстоять собственное бытие. Ускоряющиеся ассимиляции культур и процессы взаимодействия вызывают к судьбе архаизацию. Культурным центром страны делается Саис, центр культа богини-воительницы Нейт, почитаемой как матери всевышних ещё в древности. Борьба за очищение культуры, попытка возвратиться к идеализируемой древности проявились в восстановлении древних национальных должностей и титулов, восстановлении прошлых совершенств в мастерстве, литературе, противодействии заимствованиям в языке, усилении культа животных. В изображениях этого периода происходит смешение стилей, улучшается синкретизм в религии. Одвременно с этим на территории страны появляются греческие поселения, сыгравшие большую роль в египетско-распространении и греческом синкретизме египетской культуры за его пределами Египта. Утрата политической самостоятельности стала причиной резкому повышению доли представителей иных культур в перемещении и населении страны большой части египтян в пределах той либо другой империи, включившей Египет в свой состав. С саисского периода официальным языком Египта делается преемник новоегипетского – демотический язык. Появившись во время персидского господства, он включает заимствования из арамейского языка, распространённого в империи. Персы отличались терпимостью к египетской культуре, поддерживая её традиции. Демотическая литература продолжает собственное существование впредь до завоевания Египта римлянами. Нестабильность политике стала причиной волны невиданного увлечения мистикой, пророками, стала причиной усилению апокалиптических настроений. Закончилось строительство храмов, употребляются выверенные художественные приёмы и формы в литературе и искусстве. Это не свидетельствует, что египетская культура нисходит до примитивного уровня. Кроме того в эру собственного угасания Египет оставался образцом и источником для культур соседних народов, заслуженно почитаемый за уникальные знания и мистический опыт.
Не просто так так много соответствий находят между египетскими источниками и текстами Библии. Образцы египетской религиозной культуры помогали служителям вторых конфессий совершенствовать собственный культ и переосмысливать собственное этическое, религиозно-мифологическое наследие. Особенное значение для соседних народов имела египетская медицина. Её успехи, первым делом в хирургии, ценились знатью, а слава представителей на долгое время пережила их. В средневековых исходниках мусульманского Востока и христианского Запада выяснилось много идей и рецептов из наследия египетских врачевателей и волшебников. Задолго до древней цивилизации в Египте были сформулированы глубокие практические знания в астрономии и математике. Среди них: определение пощади объёма и круга усечённой пирамиды, деление суток и солнечный календарь на 24 часа, символы зодиака и второе. Египетские нормы права и национального управления в различной мере были усвоены в странах Ахеменидов, Сасанидов, и эллинами, римлянами, византийцами, русскими. Египет стал местом обучения для известный мыслителей Греции: древние источники утверждают, что в Египте побывали Солон, Фалес, другие деятели и Пифагор культуры. Египетское мастерство в целом с его статичной скульптурой и монументальной архитектурой было усвоено и переосмыслено в крито-микенской культуре Греции, отдельные элементы египетской культуры прослеживают в мастерстве Ближнего Востока. При помощи влияния древней и восточной культуры кое-какие черты египетского мастерства потом были восприняты в Европе. Отчизна пророческих дидактики и сочинений, басни, исторического повествования, любовной лирики и сказки, Египет щедро питал литературу соседних народов. Исследователи считают, что алфавитное письмо египетской культуры усвоено финикийцами и через них европейцами, повлияло на письмо синайское и мероитское (африканское). Многие египетские слова пробрались в европейские языки при помощи греческого, коптского, арабского.
Египетская культура пережила расцвет в составе эллинистической культуры. Храмы птолемеевского Египта преобразовываются в неисчерпаемые архивы знания, веры, вкуса. Спешно переводятся на греческий язык художественные, философские и религиозно-волшебные тексты. Египетская религия с её идеей прихода и бессмертия мессии-избавителя от иноземного ига завлекает греко-римский мир в эру его кризиса. На улицах Рима устраиваются пышные культовые празднества в честь Исиды, избавительницы мира. Христианство, пришедшее на смену греко-египетской культуре, применяет появившиеся в Египте мистицизм, столетиями отточенный религиозный текст, пустынножительство. Культура Древнего Египта живёт в культуре египетских коптов-христиан, вошла в культуру исламского Египта. Культура Древнего Египта, первоначально искажённая, в удачной части приписанная к числу собственных творческих достижений, или полностью отрицаемая во многих культурах соседних народов, сейчас рассматривается всеми египтянами, всем человечеством как важная часть духовной традиции.
Месопотамские культуры
Область между Тигром и Евратом, более известную в современной культуре как Междуречье, Месопотамией назвали древнегреческие географы. Старейшей цивилизацией южной части данной территории считается Вавилония, включающая Аккад (север) и Шумер (юг). В степях северной Месопотамии пребывала Ассирия. На рубеже четвёртого и третьего тысячелетий до нэ, примерно в одно время с происхождением страны в Египте, в южной части Месопотамии появляются первые маленькие города-страны. В 2318-2312 годы до нэ правитель Лагаша Уруинимгина совершил социальные реформы, каковые считаются старейшими правовыми актами в сфере социально-экономических взаимоотношений. С ним связывают рождение популярного в Месопотамии лозунга: «Пускай сильный не обижает сирот и вдов!». Наровне с скотоводством и земледелием начинается ремесло. Ремесленники умело распорядились имеющимися в распоряжении материалами: глиной, тростником, шерстью, льном и кожей. Глиняный кирпич обжигался уже в древности, с середины третьего тысячелетия для производства посуды начал употребляться гончарный круг.
Выдающимся монументом древневосточной правовой мысли считаются законы царя Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 годы до нэ). Документ начинается с введения, в котором говорится, что царскую власть Хаммурапи передали всевышние, дабы он защищал не сильный, вдов и сирот от притеснения со стороны сильных. Главная часть, складывающаяся из 282 статей, регламентирует жизнь нормами административного, гражданского и права. Кодекс завершается заключением.
Ассирия своим возвышением обязана караванным дорогам между Вавилонией и другими государствами, выяснившим главное занятие — торговлю. Города страны, а также административный центр Ашшур давший наименование стране, стали торгово-перевалочными пунктами. В царствование Тиглатпаласара III (745-727 годы до нэ) совершены административные и реформы армии, выяснившие новый подъём страны. Были ограничены права наместников. Изменилась политика в отношении покорённых народов: вместо увода и системного грабежа части населения в рабство стали практиковаться массовые переселения народов. Время от времени народ оставался на исторической отчизне, но облагался тяжёлой податью, привлекался к выполнению повинностей, а также работе в армии. Была создана постоянная армия, складывавшаяся из «царского полка», колесничих, конницы, сапёров и пехоты. Ассирия в это время превратилась в ведущую военную державу Ближнего Востока, ненадолго подчинившую кроме того Египет. Ассирийская держава прекратила собственное существование в 608 году до нэ, её территория была включёна в состав Вавилонии.
Вавилония превратилась в процветающую страну при Навуходоносоре II (605-562 годы до нэ). Вавилон стал центром интернациональной торговли. Была возрождена и усовершенствована оросительная совокупность. Реставрировались ветхие и строились новые храмы. Выстроен новый царский дворец и завершено строительство семиэтажного зиккурата, ставшего прообразом знака «Вавилонская башня». По окончании смерти Навуходоносора знать и жречество стали контролировать деятельность царей, свергая неугодных. Один из них, Набонид, постарался совершить религиозную реформу: заменить классический культ всевышнего Мардука культом всевышнего Луны Сина. Конфликт со жречеством усугубил кризис власти, в 539 году до нэ Вавилония была захвачена персами и окончательно потеряла независимость.
Благодаря терпимости персов к чужой культуре, Вавилон сохранил положение одного из величайших городов мира. По плану Александра Македонского, вступившего в город в 331 году до нэ, Александрия и Вавилон в Египте должны были стать столицами его империи. Тут он короновался, тут и погиб по окончании восточного похода. В 126 году Вавилон был так разгромлен парфянами, что прекратил существовать. Культурное падение Вавилона началось со времени походов Александра Македонского: город, ассимилировавший многие волны инопланетян-завоевателей, не смог выдержать конкуренции с эллинистической культурой, развивающейся на базе письма и греческого языка. Месопотамская литература, дешёвая знатокам клинописи, не позвала интереса у эллинов; искусство и местные культы были чужды грекам. Только математика, астрономия и астрология вавилонян взяли широкое распространение и признание в эллинистической культуре. Греческое влияние было ассимилировано, но не вавилонским, а иранским Востоком.
Культурное наследие Старой Месопотамии было воспринято преемниками в ограниченном количестве, что не умаляет его значения для планетарной культуры человечества. Месопотамская цивилизация одна из самых древних, быть может, старейшая в мире. По существу культура древности, принципиально не отличаясь от сознания и культуры современности, есть как следует новым типом бытия человека если сравнивать с первобытностью. К данной новой культуре была причастна лишь часть старого общества, первоначально малая. В Месопотамии новый тип людей-носителей постпервобытной культуры, по-видимому, представляется писцом и чиновником. По роду собственных занятий они были поставлены в иные условия, довольно часто должны были решать жизненные задачи, малоизвестные прежде, исходя из этого от них требовалось иное мышление. Важную роль в распространении и становлении новой культуры старого общества игралась письменность. С её возникновением стала вероятной особая «теоретическая» деятельность. Изобретённая шумерами клинопись, самое серьёзное из цивилизации и достижений, очевидно, с позиции современной культуры. Глина, главный исходный материал ваяния и месопотамского зодчества, имеет свойство терять форму под влиянием жидкости. «Вавилонская башня», поразившая воображение соседних народов, превратилась в оплывшую груду. Об данной цивилизации говорят только много тысяч обожжённых в печи и необожжённых табличек с клинописью, обнаруживаемых археологами под наслоениями бывших сооружений. Исследователи считают, что совершенствование древнемесопотамской совокупности письма шло по пути унификации знаков-картинок, ведущей к сокращению их числа (чуть более 300 в нововавилонском письме) и росту символической нагрузки. В комбинации клиновидных оттисков, оставляемых стандартной трёхгранной палочкой на сырой глиняной табличке, нереально определить исходный символ-рисунок. Фонетизация письма (выделение слогов) разрешила фиксировать и передавать живую обращение. Такая развитая клинописная совокупность складывается к середине третьего тысячелетия до нэ. Она была заимствована многими народами соседних регионов, быть может, стала примером финикийского алфавитного письма, от которого берут начало последующие варианты и греческий алфавит алфавитного письма. Исследователи считают, что громаднейшее влияние месопотамской культуры, а также письменности, на международное общение и окружающий мир приходится на период 1400-600 годы до нэ. При школах, дворцах и храмах создавались библиотеки по отраслям знаний. Самая узнаваемая из них, принадлежавшая царю Ашшурбанапалу в Ниневии – наибольшая в то время и, пожалуй, первая в мире систематически подобранная и организованная библиотека. Считают, что в комплектовании библиотеки принимал яркое участие царь: по его приказу писцы собирали источники со всего известного ассирийцам мира, снимали копии с редких образцов письменной культуры, создавали либо переписывали двуязычные словари, и энциклопедии. Серии табличек были пронумерованы, тексты расставлены по отраслям знаний. Большинство отечественных знаний о культуре старой Месопотамии почерпнута из тысяч табличек, отысканных в развалинах дворцовой библиотеки Ниневии.
Самым выдающимся монументом шумеро-вавилонской литературы считается «Эпос о Гильгамеше», в котором ставятся мировоззренческие вопросы и даются ответы на них. Произведение было переведено на другие языки, что говорит о роли размышлений Гильгамеша в культуре старой Месопотамии. Научный и публичный интерес воображает старовавилонская «Поэма об Атрахасисе», излагающая версию о всемирном потопе и сотворении человека, отлично привычную представителям современной культуры по текстам Корана и Библии. Шумерские «Поучения Шуруппака» включают рассуждения и пословицы, повторяющиеся позднее в литературе античного мира и Ближнего Востока. Авторские поэмы «Разговор господина со своим рабом» и названная «Вавилонская теодицея» излагают жизненные страдания конкретных персонажей, во многом напоминающие более поздние библейские темы Экклезиаста и книг Иова. Исследователи считают, что письменные монументы старой Месопотамии оказали влияние на формирование мировоззрения, стиля и тематики литературы, искусства соседних народов, а через них и на последующую культуру Азии и Европы.
Одной из составляющих современной культуры стали вавилонян древних и достижения шумеров в математике, астрономии. Мы пользуемся позиционной совокупностью цифр и шестидесятиричным счётом шумеров при измерении времени и делении круга на градусы. Выдающиеся астрологи Набуриан и Киден создали совокупность определения лунных фаз, установили длительность солнечного года, открыли солнечные прецессии. Благодаря школе вавилонского учёного Бероса (около 270 года до нэ), греки взяли прямой доступ к достижениям месопотамской математики.
Не утратило собственного значения наследие месопотамской цивилизации в политике, праве, армейском мастерстве. Ассирийская административная совокупность – деление страны на провинции-сатрапии, разделение гражданской и военной власти — была заимствована персами. Мысль преемственности единой подлинной царственности была принята многими культурами, включая византийскую и русскую. Византийские и русские авторы возводили традицию власти национальных царей и императоров к реликвиям и идеям вавилонских царей, подчёркивая легитимность самодержавия. О военно-политической реформе, а также организации постоянной армии, осуществлённой ассирийскими царями, говорилось выше. Богатый опыт месопотамских царей в управлении полиэтническим страной обширно употребляется в современной политической культуре.
В культурной традиции элиты потомков народов, покорённых Вавилоном и Ассирией, инстинктивная неприязнь побеждённых к победителю сочетается с глубоким уважением к творческому гению этносов, создавших первые мировые царства-цивилизации.
Древнеиндийская культура
Индия находится в одном последовательности с старейшими очагами культур Востока. В древности Индию именовали «страной мудрецов». Успехи индийской цивилизации оказали действие на арабскую и иранскую культуры. Вклад древнеиндийской цивилизации Востока в мировую культуру огромен.
Хараппская цивилизация, найденная археологами в равнине Инда, предположительно появилась четыре с половиной тысячи лет назад и просуществовала около семи столетий. Её вычисляют высокоразвитой цивилизацией, появившейся на местной базе. Считают, что в самые крупных городах жило до ста тысяч людей. Большая часть населения – скотоводы и земледельцы – жило в сельской местности. Города строились по замыслу, улицы шли параллельно друг другу и пересекались под прямым углом. Были двух- и трёхэтажные дома. Большие города имели крепости, в которых, по всей видимости, размешалась элита. Главным занятием населения было земледелие, возделывались: пшеница, ячмень, рис, горох; развито садоводство. В числе видов домашних животных исследователи именуют крупный скот , овец, коз, осла, кошку и собаку. Население применяло удобрения и ирригационное земледелие. Была развита торговля, первым делом с Месопотамией. Остаются тайной для исследователей письменность и язык Хараппской цивилизации. Распознаны много знаков, как мы знаем, что писали справа налево, но мнения о характере языка и письменности остаются дискуссионными. Большая часть лингвистов считает, что язык населения принадлежит к протодравидийскому. Упадок культуры позван различными обстоятельствами. Антропологи, к примеру, распознали распространённость смерти от заболевания малярией.
Индо-арийские племена пришли в Индию по окончании падения Хараппской цивилизации. Продвижение племён к равнине Инда длилось, по всей видимости, пара столетий. Старейшему письменному источнику индоариев «Ригведу» не меньше трёх тысяч лет. Индоарии очень многое заимствовали у наследников Хараппской цивилизации. Первостепенное значение получает государство Магадха с старейшей столицей Раджагриха. Две с половиной тысячи лет назад столицей страны стала Паталипутра, превратившаяся в наибольший центр Индии.
На базе магадхского страны появилась империя Маурьев. В первый раз население фактически всего полуострова Индостан было включено в состав объединённого страны. По сведениям древних авторов царь Чандрагупта из рода Маурьев удачно боролся с греко-македонскими наместниками и магадхскими царями. Его вычисляет основателем Маурийской династии. Благодаря бессчётным надписям, отысканным в различных районах Индии, стали известными система управления и важнейшие события. Ашока, внук Чандрагупты, короновался в 268 году до нэ. В состав империи Ашоки входили территории Индостана, и Афганистана и Пакистана. Тексты указов царя составлялись в столице Паталипутре и переписывались в провинциях на языки народов. Если судить по содержанию известных эдиктов Ашоки, он особенное внимание уделял буддизму. По окончании смерти Ашоки империя разделилась на западную и восточную части.
По окончании распада Маурийской империи на северо-западе Индостана началась борьба между маленькими странами. На смену индо-греческим царям приходят индо-сакские, после этого индо-парфянские семейства. В начале отечественной эры появляется Кушанское государство, расцвет которого приходится на правление царя Канишки. В III веке отечественной эры индийские владения кушан стали частью Гуптской империи, просуществовавшей более двух столетий и павшей под ударами племён гуптов.
Громадную роль в духовной судьбы Старой Индии игрался индуизм. О религиозных представлениях и мифах племён индоарийской эры делают выводы по Ведам. Первые по времени архитектурные памятники и изобразительного искусства Старой Индии относятся к эре Хараппской цивилизации, но самые броские образцы созданы в эру расцвета Кушанского и Гуптского стран. Большая часть сооружений возводилось из дерева, исходя из этого они не сохранились. Религиозная архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, ступами и храмами. Пещерный храм в Карле около 38 метров в длину и по 14 метров в высоту и ширину. Тут монолитные колонны, ступа и скульптурные изображения для поклонения. Большая часть скульптурных изображений, сохранившихся до отечественного времени, имеют сакральный характер. В гандхарской школе скульптуры исследователи видят сочетание индийской, греко-центральноазиатской традиций и римской. В матхуртской школе, наровне с религиозными композициями, представлены статуи кушанских правителей. В религиозной скульптуре господствуют символические и антропоморфные изображения Будды, но видятся фигуры всевышних, восходящие, быть может, к хараппской культуре. В живописи особенное значение придавалось выбору цвета изображения. Успехи Старой Индии в науке, медицине нереально переоценить. Глобальную известность взяли литература, театр.
Спецификой культуры Индии есть стойкость традиций. Многие успехи древнеиндийской цивилизации были включены в состав фонда индийской культуры современности.
Древнекитайская культура
Период существования древнекитайской цивилизации ограничивают двумя тысячелетиями, начиная со второго тысячелетия до нэ. Колыбелью китайской цивилизации китайские археологи вычисляют неолитические культуры хуншань и яншао. С земледельческими культурами Старого Китая связывают чумизы и выведение риса. Медная индустрия появилась не позднее четырёх тысяч лет назад. Из ранних городов-стран самый узнаваемый Шан. Шанского правителя именовали ваном: он сочетал армейские, культовые и хозяйственные функции начальника. Чжоуский Ван был провозглашён Сыном Неба и Единственным земным воплощением его.
К середине первого тысячелетия до нэ сложился устойчивый этнокультурно-политический комплекс срединных царств с идеей его культурного приоритета. Но наименование Китая идёт от царства Цинь, появившегося вне территории срединных царств. Среди десятков стран выделяются «семь сильнейших». Главными производителями в сельском хозяйстве были свободные земледельцы-общинники. Появляется долговое рабство. Осваивается плавка железа. Начинают возводить гидротехнические сооружения в бассейнах наибольших рек, появляется интенсивная совокупность ирригационного земледелия. Появляются города с полумиллионным населением. В середине четвёртого века до нэ в царстве Цинь совершена реформа, кардинально поменявшая темперамент страны: укрепилась централизованная военно-бюрократическая деспотия. Царство Цинь подчинило себе все страны Старого Китая. Цинь Шихуанди (Первый император Цинь) оттеснил кочевников и приказал возвести Великую китайскую стенке, дабы обезопасить северные границы империи. По окончании его смерти была основана новая семейство Хань. Первая старая империя Китая – Цинь, просуществовала полтора десятка лет, но заложила прочную базу четырёхвековой империи Хань.