Предположим, что высшее управление компании уже выяснило собственный рынок, т.е. установлены и отражены с достаточной убедительностью комплексы требований по продукту либо услуге разной градации (сорта) для потребителей разных уровней: требующих роскошь, среднего класса и бережных.
Затраты на уровень качества в большинстве случаев делятся на следующие категории:
- затраты на предотвращение возможности происхождения недостатков, т.е. затраты, которые связаны с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления недостатков либо утрат (затраты на предупредительные мероприятия либо предупредительные затраты);
- затраты на контроль, т.е. затраты на подтверждение и определение достигнутого уровня качества;
- внутренние затраты на недостаток – затраты, понесенные в организации, в то время, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. перед тем, как продукт был реализован (внутренние утраты);
- внешние затраты на недостаток – затраты, понесенные вне организации, в то время, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. по окончании того, как продукт был реализован (внешние утраты);
- сумма всех этих затрат дает неспециализированные затраты на уровень качества (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Составляющие затрат на уровень качества
Составляющие каждой из четырех главных категорий затрат на уровень качества выяснены уже много лет назад. Категоризация этих элементов по большей части условная и незначительные различия в подробностях видятся в разных организациях. Сбор, анализ и классификация затрат на уровень качества – чисто внутренняя деятельность компании. Категории затрат должны быть постоянными, они не должны дублировать друг друга.
Примерный список составляющих элементов затрат на уровень качества
Затраты на предупредительные мероприятия
1. Управление качеством
- Затраты на планирование совокупности качества.
- Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических чертях материала, процесса, продукта.
2. Управление процессом
- Затраты на установление средств управления процессом.
- Затраты на изучение возможностей процесса.
- Затраты на осуществление техподдержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании планов и процедур по качеству.
3. Планирование качества вторыми подразделениями (затраты, которые связаны с деятельностью по планированию качества, делаемой персоналом, не подчиняющимся управляющему по качеству).
4. Контрольное и измерительное оборудование
- Затраты, которые связаны с усовершенствованием и разработкой всего контрольного и измерительного оборудования (устройств).
- Затраты, которые связаны с калибровкой и обслуживанием всего оборудования (устройств).
- Затраты, которые связаны с калибровкой и обслуживанием технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.
Ни в каком случае в данную категорию не включаются затраты связанные со ценой изготовления либо амортизация этого оборудования.
5. Обеспечение качества поставок
- Затраты на оценку потенциальных материалов и поставщиков перед заключением контрактов на поставки.
- Затраты, которые связаны с технической подготовкой испытаний и проверок закупленных материалов.
- Затраты на техподдержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества.
6. Аудит совокупности качества
- Затраты на внутренний аудит качества.
- Затраты на аудит совокупности качества потребителем, его агентом либо вторым уполномоченным органом.
7. Программа улучшения качества
- Затраты, которые связаны с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на анализ и сбор данных, составление отчета по затратам на уровень качества.
8. Обучение вопросам качества (затраты на внедрение, функционирование и развитие программы обучения персонала всех уровней вопросам качества).
9. Затраты, не учтенные где-либо еще (такие как: зарплата секретарей и служащих, организационные затраты и т.п., каковые конкретно связаны с предупредительными мероприятиями).
Затраты на контроль
1. испытания и Проверки
- Оплата испытательного персонала и работ инспекторов, при плановых испытаниях производственных операций.
- Повторные испытания отбракованных элементов, их опробования, сортировки и т.д. не включается.
2. испытания и Проверки поставляемых материалов
- Оплата испытательного персонала и работ инспекторов, которые связаны с закупленными у поставщиков материалами, включая служащих и инспекторов разного уровня.
- Затраты на лабораторные опробования, делаемые для оценки качества поставляемых материалов.
- Затраты, связанные с работой испытательного персонала и инспекторов, проводящих оценку материалов на производстве поставщика.
3. Материалы для проверок и тестирования
- Цена расходных материалов, применяемых при контроле и опробованиях.
- Цена материалов, образцов и т.п., подвергнутых разрушающему контролю.
- Цена испытательного оборудования не включается.
4. Контроль процесса (зарплата персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, делающего испытания и контроль на производственных линиях).
5. Прием продукции клиента
- Затраты на тестирование и запуск готовой продукции на производстве для сдачи ее клиенту перед поставкой.
- Затраты на приемочные опробования продукции у клиента до ее сдачи.
6. Проверка запасных частей и сырья (затраты на испытание и контроль сырья, запасных частей и т.п., связанные с трансформациями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения либо неуверенностью, позванной вторыми проблемами).
7. Аудит продукта
- Затраты на проведение аудита качества технологических операций или в ходе производства, или по конечному продукту.
- Затраты на все опробования на надежность, проводимых на произведенных изделиях.
- Затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т.д.