Основные этапы развития философской мысли беларуси.

В истории философской мысли Беларуси выделяют пара периодов, по большей части мало связанных между собой преемственностью традиций, сменявших друг друга в силу внешних, в большинстве случаев политических событий.

В качестве наиболее значимых периодов возможно выделить следующие: 1) распространение идей реформации и ренессансного гуманизма (ХУ1-ХУП вв.); 2) преобладание схоластической философии (XVII — первая добрая половина XVIII вв.); 3) распространение философии просвещения (вторая добрая половина XVIII — первая добрая половина XIX вв.); 4) распространение народно-демократической идеологии (вторая добрая половина XIX в.); 5) господство марксистско-ленинской идеологии (20-80-е гг. XX в.).

Начало распространения идей ренессансного гуманизма в Беларуси связано, в первую очередь, с деятельностью Франциска Скорины(около 1490-1541). В Библии Скорина видел наиболее значимый источник просвещения народа. Возможности улучшения судьбы людей Скорина связывал с распространением духа человеколюбия. Ответственное значение он придавал вопросам права. Он различал законы прироженые (естественные) и писаные. Естественный закон написан имеется в сердце каждого человека, в соответствии с ему необходимо того не чинити иным, чего сам не хощепш от иных имети. Потому, что кое-какие злоупотребляли отсутствием писаных законов, было нужно создать таковые для людей злых, абы боячися казни, усмирили смелость собственную.

С середины XVI в. на территории Великого княжества Литовского развернулось перемещение Реформации, оказавшее большое влияние на публичную идея. известный идеологом одного из течений Реформации — антитринитаризма’ — был Сымон Будный (1533-1593). По существу, он занялся критикой и пересмотром Священного Писания. Он отверг догмат о божественной природе Христа, именуя бредом софистов утверждения, словно бы Всевышний имел возможность появиться из собственного собственного естества. Христос, согласно точки зрения С. Будного, выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не нужно поклоняться как Всевышнему, и догмат о Троице несостоятелен. Наровне с этим С. Будный отрицал догмат о бессмертии души. Потом он пришел к отрицанию Всевышнего как личности и истолкованию его как безликого творящего начала. Взоры С. Будного стали предметом полемики в среде западноевропейских реформаторов.

Большой след в истории белорусской и русской культуры покинул Симеон Полоцкий (Самуил Петровский-Ситнианович, 1629-1680). Полоцкий полагал, что мир создан Всевышним. Мир основан на двух началах — материальном (почва, вода, огонь и воздух) и духовном. Человек причастен к обоим началам. Подобно Аристотелю, С. Полоцкий выделял ступени бытия: бытие по большому счету свойственно всем существам и вещам, все существуют, но растения, помимо этого, владеют еще и судьбой, животные владеют сверх того еще и чувствительностью, а человеку свойственна сверх того еще и разумность. О познании Полоцкий высказывал мысли, родные к западноевропейскому сенсуализму: ум новорожденного подобен чистой доске, врожденные идеи отсутствуют, познание начинается с ощущений. Природа подобна книге, которую человеку направляться изучать; бытие Всевышнего недоступно чувственному восприятию, значит, Всевышнего нельзя познать, но в него необходимо верить. С. Полоцкий высоко оценивал роль философии в жизни людей, полагая, что она лечит людские нравы, учит честной судьбе, оказывает помощь правителям мудро руководить державой.

Идеи просветительской философии стали распространяться в Великом княжестве Литовском во второй половине XVIII в. известный приверженцем просвещения был Казимир Нарбут (1738-1807). Принимая позицию деизма, он стремился к освобождению философии от богословия и схоластики. Вместе с тем он полагал, что подлинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общество К. Нарбут придерживался теории публичного соглашения.

Просветительские воззрения на историю развивал Адам Нарушевич (1733-1796). Он появился в Пинском повете, был учителем в Виленской академии и в Варшавском иезуитском коллегиуме. По предложению польского короля А. Нарушевич написал Историю польского народа, отображающую кроме этого историю Великого княжества Литовского. Он представил историю как деяния не только господ, но и несложного народа. Главным двигателем свершающегося прогресса он считал человеческий разум.

В1817-1823г. в Виленском университете действовала тайная организация Общество филоматов (любителей наук). В состав руководящего ядра общества входили: Юзеф Ежовский, Томаш Зан, Адам Мицкевич, Ян Чечет, Францишек Малевский, Казимир Пясецкий, Михаил Рукевич, Онуфрий Петрашкевич, Теодор Лозинский. Собственной целью члены общества заявили самосовершенствование и подготовку молодежи к деятельности на благо отечества. Главным препятствием на пути прогресса филоматы вычисляли самодержавие и крепостничество как противоречащие разуму установления и естественному праву. За И. Лелевелем филоматы разглядывали историю как закономерный процесс борьбы за свободу и прогресс. Филоматы готовили доклады и обсуждали их на совещаниях. Они ориентировали собственную деятельность на настоящие потребности публичной судьбе, стремились изучать темперамент народа, его обычаи, дабы выработать соответствующие правила собственной деятельности. Филоматы под влиянием идеологии романтизма высоко ценили народное творчество. Ян Чечет в собственных произведениях начал пользоваться белорусским языком наровне с польским. Общество филоматов оказало большое влияние на последующее развитие публичной мысли в Литве и Беларуси.

В 1921 г. маленьким тиражом в Вильно была издана работа Игната Абдираловича (И. В. Канчевский, 1896-1923) Адвеч-ным шляхам. В ней создатель думает об культурном своеобразии и историческом пути белорусов, находящихся между Западом и Востоком и не принявших ни ту, ни другую сторону. Белорусам необходимы собственные белорусские формы судьбы, но наряду с этим направляться избегать белорусского мессианизма. В творчестве адекватных форм судьбы дух должен быть свободен от лозунгов и догм. Подлинной базой судьбы возможно лишь творчество. Свободная, непринудительная кооперация обязана являться ориентиром формирования людских взаимоотношений.

В философских изучениях 70-80-х гг. видное место занимают труды Вячеслава Семеновича Степина (р. 1934), эксперта в области теории познания,Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), Николай ОнуфриевичЛосский(1870-1965), Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) и т. д.

Значимые фигуры философской мысли Беларуси


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: