Представление о научении. Хорошее и оперантное обусловливание. Подход Б.Скиннера.
Психотерапевтические понятия — научение, обучение, учение обрисовывают широкий круг явлений, связанных с покупкой опыта, знаний, навыков, умений в ходе активного взаимоотношения субъекта с предметным и социальным миром — в поведении, деятельности, общении.
- В то время, когда речь заходит о научении, то исследователь имеет в виду такие нюансы этого процесса как:
o постепенность трансформации;
o роль упражнения;
o специфику научения если сравнивать с врожденными изюминками индивида.
Итак, научение (обучение, учение) — процесс приобретения субъектом новых деятельности осуществления и способов поведения, их фиксации и/либо модификации. Изменение психотерапевтических структур, которое происходит в следствии этого процесса, снабжает возможность предстоящего совершенствования деятельности.
Известны хорошие концепции научения. Это, к примеру, учение И.П. Павлова (1849-1936) об образовании условных рефлексов. В следствии одного либо нескольких предъявлений индифферентного разграничителя (условного стимула) и следующего за ним абсолютного стимула (пищи), что вызывает абсолютную, врожденную реакцию (слюноотделение), индифферентный раздражитель сам начинает приводить к реакции. В ходе установления временной связи абсолютный стимул делает функцию подкрепления, условный — сигнальное значение, а рефлекс содействует адаптации организма к изменяющимся условиям среды.
Сейчас обратимся к теориям научения в психологии личности. Теории исходят из двух положений:
1. Всякое поведение усваивается в ходе научения.
2. В целях соблюдения научной строгости при проверке догадок нужно выполнять принцип объективности данных. В качестве переменных, которыми возможно манипулировать, выбираются внешние обстоятельства (пищевое вознаграждение), в отличие от внутренних переменных в психодинамическом направлении (инстинкты, защитные механизмы, Я-концепция), которыми манипулировать запрещено.
В теориях научения (И.П. Павлов) приспособление рассматривается как аналог развития человека.
Обычный опыт заключался в том, что собаку закрепляли ремнями, ограничивая ее перемещение, после этого включали свет. Через 30 секунд, по окончании того как зажигался свет, в рот собаки клали мало пищи, что приводило к слюноотделению. пищи включения и Сочетание света повторяли пара раз. Через какое-то время свет, изначально выступавший индифферентным раздражителем, сам по себе начинал приводить к реакции слюноотделения.
Подобным образом возможно выработать условные оборонительные реакции на первоначально нейтральные стимулы. В первых изучениях по оборонительному обусловливанию на собаку надевали особую упряжь, дабы удерживать ее в станке, а к лапе прикрепляли электроды. Подача электрического тока (абсолютный раздражитель) на лапу приводила к отдергиванию лапы (абсолютный рефлекс), которое было рефлекторной реакцией животного. В случае, если перед ударом током пара раз звонил звонок, то понемногу звук сам по себе был способен приводить к оборонительному рефлексу отдергивания лапы.
По терминологии И.П. Павлова, пища (либо удар током) были абсолютными раздражителями, а свет (либо звук) — условным. Слюноотделение (либо отдергивание лапы) при появлении пищи (либо ударе током) были названо абсолютным рефлексом, а слюноотделение на включение света (либо отдергивание лапы на звук) — условным. Реакции, каковые изучал Павлов, нарекли ответными, либо респондентными, потому, что они машинально появлялись за известными стимулами (пищей, ударом тока). Ведущим в модели И.П. Павлова есть стимул, манипуляция которым ведет к происхождению новых форм поведения.
Итак, хорошее обусловливание — это процесс, открытый И.П. Павловым, благодаря которому первоначально нейтральный стимул начинает приводить к реакции из-за собственной ассоциативной связи со стимулом, машинально порождающим ту же самую либо похожую реакцию.
Теория, созданная Б.Ф. Скиннером (1904-1990), носит название теории оперантного обусловливания.
Скиннер ставил перед собой цель растолковать механизмы научения у животных и человека (крыс и голубей) на базе ограниченного комплекта базисных правил. Главная мысль была в том, чтобы руководить средой, осуществлять контроль ее, приобретая наряду с этим упорядоченные трансформации. Он сказал: Проконтролируйте условия (среду), и вам откроется порядок.
Определение оперантного обусловливания
Процедура обучения стала называться — оперантное обусловливание. Она заключалась в рвении экспериментатора установить связь между стимулом (S) и реакцией (R) при помощи подкрепления — поощрения либо наказания. В схеме стимул-реакция (S-R) ключевой для Скиннера была конкретно реакция. Реакции рассматривались с позиций простоты-сложности. Несложная — слюноотделение, отдергивание руки; непростая — ответ математической задачи, агрессивное поведение.
Оперантное обусловливание — это процесс, при помощи которого характеристики реакции детерминируются последствиями данной реакции.
Потом, Скиннер различал (1) реакции, каковые вызываются определенными стимулами (отдергивание руки от тёплого предмета) — в этом случае реакции и связь стимула абсолютна; и (2) реакции, каковые конкретно не связаны со стимулом. Последние реакции продуцируются самим организмом и именуются оперантами. Скиннер думал, что сами по себе стимулы не принуждают индивида реагировать на них. Осуществление оперантного поведения заложено в биологической природе организма.
Пример: В то время, когда крыса нажимает лапой на рычаг — это оперантное поведение, при котором, если оно сопровождается подкреплением, возрастает возможность его повторения. Оперантное обусловливание формирует поведение так же, как скульптор лепит фигуру из глины. Не смотря на то, что в какой-то момент скульптор, казалось бы, формирует совсем новый объект, мы постоянно можем возвратиться назад, в начало процесса, к начальной болванке и выделить сколь угодно мелкие шаги, либо последовательные этапы, следуя которым возможно дойти до нужной кондиции. Ни в какой раздельно забранный момент не имеет возможности показаться ничего для того чтобы, что сильно отличалось бы от того, что ему предшествовал. Оперант — это не то, что появляется в поведении уже полностью в готовом виде. Это итог постоянного процесса формирования.