Нормативные затраты на оказание i-той национальной услугина соответствующий денежный год определяются по формуле:
Р iгу= Niочр ?ki, где:
Рiгу–нормативные затраты на оказание i-той национальной услугина соответствующий денежный год;
Niочр–нормативные затраты на оказание единицы i-той национальной услуги образовательной организации на соответствующий денежный год;
kt– количество i-той национальной услуги в соответствии с национальным (муниципальным) заданием.
Нормативные затраты на оказание единицы i-той национальной услуги образовательной организации на соответствующий денежный год определяются по формуле:
Niочр=N гу+Nон , где
Niочр – нормативные затраты на оказание единицы i-той национальной услуги образовательной организации на соответствующий денежный год;
Nгу–нормативные затраты, конкретно связанные с оказанием национальной услуги;
Nон– нормативные затраты на общехозяйственные потребности.
Нормативные затраты, конкретно связанные с оказанием
национальной услуги на соответствующий денежный год определяется по формуле:
Nгу= Noтгу +Nyp, где
Nгу– нормативные затраты, конкретно связанные с оказанием
национальной услуги на соответствующий денежный год;
Nomгy– нормативные затраты на начисления и оплату труда навыплаты по зарплате персонала, принимающего яркое участие в оказании национальной услуги;
Nyp– нормативные затраты на расходные материалы в соответствии со стандартами качества оказания услуги.
При расчете нормативных затрат на начисления и оплату труда на выплаты по зарплате учитываются затраты на зарплату лишь тех работников, каковые принимают яркое участие в оказании соответствующей национальной услуги (вспомогательный, технический, административно-управленческий и т. п. персонал не учитывается).
Нормативные затраты на начисления и оплату труда на выплаты по зарплате рассчитываются как произведение средней цене единицы времени персонала на количество единиц времени, нужных для оказания единицы национальной услуги, с учетом стимулирующих выплат за результативность труда. Цена единицы времени персонала рассчитывается исходя из действующей совокупности зарплаты , с учетом надбавок и доплат, установленных действующим законодательством, процентной надбавки и районного коэффициента к зарплате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных законодательством.
Нормативные затраты на расходные материалы в соответствии со
стандартами качества оказания услуги рассчитываются как произведение
цены учебных материалов на их количество, нужное для оказания
единицы национальной услуги (исполнения работ) и определяется по видам организаций в соответствии с нормативным актом субъекта РФ либо органа аккуратной власти субъекта РФ.
Нормативные затраты на начисления и оплату труда на выплаты по зарплате персонала, принимающего яркое участие в оказании национальной услуги начального неспециализированного образования:
реализация образовательных программ начального неспециализированного образования может определяться по формуле:
Nотгу = Wer ? 12 ? К1 ? К2 ? К3, где:
Nотгу–нормативные затраты на начисления и оплату труда на выплаты по зарплате персонала, принимающего яркое участие в оказании национальной услуги по предоставлению начального неспециализированного образования;
Wer– среднемесячная зарплата в экономике соответствующего региона в предшествующем году, руб. /мес.;
12 – количество месяцев в году;
K1 – коэффициент, учитывающий специфику образовательной программы либо категорию обучающихся (при их наличии);
K2– коэффициент страховых взносов на выплаты по зарплате . Значение коэффициента – 1,302;
K3– коэффициент, учитывающий использование районных процентных надбавок и коэффициентов к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях (при наличии данных коэффициентов).
К нормативным затратам на общехозяйственные потребности относятся затраты, каковые нереально отнести напрямую к нормативным затратам, конкретно связанным с оказанием i-той национальной услуги и к нормативным затратам на содержание имущества. Нормативные затраты на общехозяйственные потребности определяются по формуле:
, где
–нормативные затраты на начисления и оплату труда на выплаты по зарплате работников организации, каковые не принимают яркого участия в оказании национальной услуги (вспомогательного, технического, административно-управленческого и другого персонала, не принимающего яркого участия в оказании национальной услуги);
– нормативные затраты на услуги ЖКХ (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества);
– нормативные затраты на содержание объектов недвижимости, закрепленного за организацией на праве своевременного управления либо купленным организацией за счет средств, выделенных ей соучредителем на приобретение для того чтобы имущества, и недвижимости, находящегося у организации на основании соглашения аренды либо безвозмездного пользования, эксплуатируемого в ходе оказания национальных одолжений (потом – нормативные затраты на содержание недвижимости);
– нормативные затраты на содержание объектов очень полезного движимого имущества, закрепленного за организацией за счет средств, выделенных ей соучредителем на приобретение для того чтобы имущества (потом – нормативные затраты на содержание очень полезного движимого имущества);
– нормативные затраты на приобретение одолжений связи;
– нормативные затраты на приобретение транспортных одолжений;
– другие нормативные затраты на общехозяйственные потребности.
Нормативные затраты на начисления и оплату труда на выплаты по зарплате работников организации, каковые не принимают яркого участия в оказании национальной услуги (вспомогательного, технического, административно-управленческого и другого персонала, не принимающего яркого участия в оказании национальной услуги) определяются, исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному начальником организации, с учетом действующей совокупности, зарплаты , в пределах фонда зарплаты , установленного образовательной организации соучредителем.
Нормативные затраты на услуги ЖКХ определяются исходя из нормативов потребления услуг ЖКХ, в расчете на оказание единицы соответствующей национальной услуги и включают в себя:
1) нормативные затраты на холодное водоотведение и водоснабжение, ассенизацию, канализацию, вывоз жидких бытовых отходов при отсутствии централизованной совокупности канализации;
2) нормативные затраты на горячее водоснабжение;
3) нормативные затраты на потребление электроэнергии;
4) нормативные затраты на потребление тепловой энергии. Если организациями употребляется котельно-печное отопление, эти нормативные затраты не включаются в состав услуг ЖКХ.
Нормативные затраты на услуги ЖКХ рассчитываются как произведение норматива потребления услуг ЖКХ, нужных для оказания единицы национальной услуги, на тариф, установленный на соответствующий год.
Нормативные затраты на содержание недвижимости включают в себя:
- нормативные затраты на эксплуатацию совокупности противопожарной безопасности и охранной сигнализации;
- нормативные затраты на аренду недвижимости;
- нормативные затраты на проведение текущего ремонта объектов недвижимости;
- нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными нормами и санитарными правилами;
- другие нормативные затраты на содержание недвижимости.
Нормативные затраты на эксплуатацию совокупностей противопожарной безопасности и охранной сигнализации устанавливаются так, дабы снабжать покрытие затрат, которые связаны с функционированием установленных в организации систем и средств (совокупности охранной сигнализации, совокупности пожарной сигнализации, первичных средств пожаротушения).
Нормативные затраты на содержание прилегающих территорий, включая вывоз мусора, сброс снега с крыш, в соответствии с правилами и санитарными нормами, устанавливаются, исходя из необходимости покрытия затрат, произведенных организацией в прошлом отчетном периоде (году).
3.3.4. Материально-технические условия реализации главной образовательной программы
Материальнотехническая база образовательной организации должна быть приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации главной образовательной программы образовательной организации и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.
Для этого образовательная организация разрабатывает и закрепляет локальным актом оборудования и перечни оснащения образовательной организации.
Критериальными источниками оценки учебноматериального обеспечения образовательной деятельности являются требования ФГОС НОО, условия Положения и лицензионные требования о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого распоряжением Правительства РФ 28 октября 2013 г. №966, и методические рекомендации и соответствующие приказы, а также:
– распоряжение Федслужбы по надзору в сфере защиты прав благополучия и потребителей человека от 29 декабря 2010 г. № 189, СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к организации и условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;
– списки рекомендуемой учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов;
– подобные списки, утверждённые региональными нормативными и локальными актами образовательной организации созданные с учётом изюминок реализации главной образовательной программы в образовательной организации.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обеспечения всех внеурочной деятельности и предметных областей образовательная организация, реализующая главную образовательную программу начального неспециализированного образования, снабжает мебелью, презентационным оборудованием, освещением, хозяйственным инвентарём и оборудуется:
– учебными кабинетами с автоматизированными рабочими местами педагогических работников и обучающихся;
– помещениями для занятий естественнонаучной деятельностью, моделированием, техническим творчеством, зарубежными языками;
– помещениями (кабинетами, мастерскими, студиями) для занятий музыкой, изобразительным искусством и хореографией;
– помещениями библиотек с рабочими территориями, оборудованными книгохранилищами и читальными залами, снабжающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
– актовым залом;
– спортивными сооружениями (комплексами, залами, бассейнами, стадионами, спортивными площадками, тирами), оснащёнными игровым, инвентарём и спортивным оборудованием;
– помещениями для питания обучающихся, и для приготовления и хранения пищи, снабжающими возможность организации качественного тёплого питания, а также тёплых завтраков;
– административными и иными помещениями, оснащёнными нужным оборудованием, а также для организации учебной деятельности процесса с детьмиинвалидами и детьми с ОВЗ;
– гардеробами, санузлами, местами личной гигиены;
– участком (территорией) с нужным комплектом оснащённых территорий.
Образовательная организация снабжает набором средств обучения, поддерживаемых инструктивнометодическими модулем и материалами программы увеличения квалификации по применению набора в образовательной деятельности, снабжающей реализацию главных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Состав набора средств обучения обязан объединять как современные (инновационные) средства обучения на базе цифровых разработок, так и классические — средства наглядности (печатные материалы, натуральные объекты, модели), и лабораторное оборудование, инструменты и приборы с целью проведения натурных исследований и экспериментов, канцелярские принадлежности и расходные материалы.
Состав набора обязан формироваться с учётом:
– возрастных, психологопедагогических изюминок обучающихся;
– его достаточности и необходимости;
– универсальности (возможности применения одних и тех же средств обучения для ответа комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в разных предметных областях, и при применении разнообразных методик обучения);
– необходимости обеспечения и единого интерфейса подключения эргономичного режима работы участников образовательных взаимоотношений;
– согласованности совместного применения (содержательной, функциональной, программной и?пр.).
Инновационные средства обучения должны содержать:
– аппаратную часть, включающую: модуль масштабной визуализации, тиражирования и управления информации, организации действенного сотрудничества всех участников образовательных взаимоотношений; документкамеру, модульную цифровой микроскоп и систему экспериментов, совокупность мониторинга и контроля качества знаний;
– программную часть, включающую многопользовательскую ОС и прикладное ПО;
– электронные образовательные ресурсы по предметным областям.
Оценка материальнотехнических условий реализации главной образовательной программы в образовательной организацииможет быть осуществлена по следующей форме:
Компоненты оснащения | оснащение и Необходимое оборудование | Нужно/ имеется в наличии |
1.?Компоненты оснащения учебного кабинета начальной школы | 1.1.?Нормативные документы, программнометодическое обеспечение, локальные акты: … 1.2.?Учебнометодические материалы: 1.2.1.?УМК… 1.2.2.?Дидактические и раздаточные материалы: … 1.2.3.?Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета, ЭОР: … 1.2.4.?Классические и инновационные средства обучения, компьютерные, информационнокоммуникационные средства: … 1.2.5.?Учебнопрактическое оборудование: … 1.2.6.?игрушки и Игры: … 1.2.7.?Оборудование (мебель): … | |
2.?Компоненты оснащения методического кабинета начальной школы | 2.1.?Нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней, локальные акты: … 2.2.?Документация ОУ. 2.3.?Наборы диагностических материалов: … 2.4.?Базы данных: … 2.5.?Материальнотехническое оснащение: … | |
3.?Компоненты оснащения физкультурного зала: … | … | |
4.?… | … | |
5.?… | … |
Принципиально важно кроме этого на базе СанПиНов оценить размещение и наличие помещений, нужного комплекта территорий (для осуществления образовательнойдеятельности и хозяйственной деятельности, активной деятельности, отдыха и сна, питанияобучающихся), площадь, инсоляция, освещённость и воздушнотепловой режим, размеры и расположение рабочих, зон и игровых зон для личных занятий, каковые должны снабжать возможность надёжной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательных взаимоотношений.
Материально-технические условия реализации главной образовательной программы начального неспециализированного образования должны снабжать:
? реализации личных учебных замыслов обучающихся, осуществления независимой познавательной деятельности обучающихся;
? включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, экспериментов и проведения наблюдений, а также с применением учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и классического измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-коллекций и наглядных моделей главных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
? художественного творчества с применением современных технологий и инструментов, реализации художественно-оформительских и издательских проектов;
? создания материальных объектов, а также произведений искусства;
? развития личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, экологической культуры и экологического мышления;
? использования и создания информации (а также обработка и запись звука и изображений, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в Интернете и др.);
? получения информации разными методами (поиск информации в Интернете, работа в библиотеке и др.);
? наблюдения, анализа и наглядного представления данных; применения цифровых карт и планов, спутниковых изображений;
? физического развития, участия в играх и спортивных соревнованиях;
? выполнения, аранжировки и сочинения музыкальных произведений с применением классических цифровых технологий и инструментов;
? занятий по изучению правил дорожного перемещения с применением игр, оборудования, и компьютерных разработок;
? планирования учебной деятельности, фиксирования ее реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, опытов);
? обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
? размещения собственных работ и материалов в информационной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;
? выпуска школьных печатных изданий, работы школьного сайта;
? организации качественного тёплого питания, медицинского обслуживания и педагогических работников и отдыха обучающихся.
Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.
3.3.5. Информационнометодические условия реализации главной образовательной программы
В соответствии с требованиями ФГОС НОО информационнометодические условия реализации главной образовательной программы начального неспециализированного образования обеспечиваются современной информационнообразовательной средой.
Подинформационнообразовательной средой(ИОС) понимается открытая педагогическая совокупность, организованная на базе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационнотелекоммуникационных педагогических технологий и средств, направленных на формирование творческой, социально активной личности, и компетентность участников образовательных взаимоотношений в ответе учебнопознавательных и опытных задач с применением информационнокоммуникационных разработок (ИКТкомпетентность), наличие работ помощи применения ИКТ.
Главными элементами ИОС являются:
– информационнообразовательные ресурсы в виде печатной продукции;
– информационнообразовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
– информационнообразовательные ресурсы сети Интернет;
– вычислительная и информационнотелекоммуникационная инфраструктура;
– прикладные программы, а также поддерживающие администрирование и финансовохозяйственную деятельность образовательной организации (бухучёт, делопроизводство, кадры и?т.?д.).
Нужное для применения ИКТ оборудованиеотвечает современным требованиям и снабжает применение ИКТ:
– в учебной деятельности;
– во внеурочной деятельности;
– в естественнонаучной деятельности;
– при измерении, контроле и оценке результатов образования;
– в административной деятельности, включая дистанционное сотрудничество всех участников образовательных взаимоотношений, а также в рамках дистанционного образования, и дистанционное сотрудничество образовательной организации с другими организациями социальной сферы и органами управления.
Учебнометодическое и информационное оснащение образовательной деятельностиобеспечивает возможность:
– реализации личных образовательных замыслов обучающихся, осуществления их независимой образовательной деятельности;
– иноязычного текста и ввода русского, распознавания сканированного текста; создания текста на базе расшифровки аудиозаписи; применения средств орфографическогои текста и русского синтаксического контроля текста на зарубежном языке; структурирования и редактирования текста средствами текстового редактора;
– обработки и записи изображения (включая микроскопические, телескопические и спутниковые изображения) и звука при фиксации явлений в обществе и природе, хода образовательной деятельности; переноса информации с нецифровых носителей (включая трёхмерные объекты) в цифровую среду (оцифровка, сканирование);
– использования и создания диаграмм разных видов, специальных географических (в ГИС) и исторических карт;
– создания виртуальных геометрических объектов, графических сообщений с проведением рукой произвольных линий;
– организации сообщения в виде линейного либо включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для независимого просмотра, а также видеомонтажа и озвучивания видеосообщений;
– выступления с аудио, видео и графическим экранным сопровождением;
– вывода информации на бумагу и?т.?п. и в трёхмерную материальную среду (печать);
– информационного подключения к локальной и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду образовательной организации, а также через сеть Интернет, размещения гипермедиасообщений в информационной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;
– получения и поиска информации;
– применения источников информации на бумажных и цифровых носителях (а также в справочниках, словарях, поисковых совокупностях);
– вещания (подкастинга), применения аудиовидео
устройств для учебной деятельности на уроке и вне урока;
– общения в сети, сотрудничества в сетях и социальных группах, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики);
– создания,анализа и заполнения баз данных, а также определителей; их наглядного представления;
– включения обучающихся в естественнонаучную деятельность, экспериментов и проведения наблюдений, а также с применением: учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и классического измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуальнонаглядных коллекций и моделей главных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
– выполнения, аранжировки и сочинения музыкальных произведений с применением классических народных и современных цифровых технологий и инструментов, применения звуковых и музыкальных редакторов, клавишных и кинестетических синтезаторов;
– художественного творчества с применением ручных, электрических и ИКТинструментов, реализации художественнооформительских и издательских проектов, натурнойи рисованной мультипликации;
– создания материальных и информационных объектов с применением ручных и электроинструментов, используемых в избранных для изучения распространённых разработках (индустриальных, сельскохозяйственных, разработках ведения дома, информационных и коммуникационных разработках);
– моделирования и конструирования, а также моделей с обратной связью и цифровым управлением, с применением конструкторов; управления объектами; программирования;
– занятий по изучению правил дорожного перемещения с применением игр, оборудования, и компьютерных тренажёров;
– размещения продуктов познавательной, учебноисследовательской деятельности обучающихся в информационнообразовательной среде образовательной организации;
– организации и проектирования личной и групповой деятельности, организации собственного времени с применением ИКТ;
– планирования образовательной деятельности, фиксирования ее реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, опытов);
– обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научноисследовательской и проектной деятельности обучающихся;
– проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; общения и досуга обучающихся с возможностью массового просмотра кино и материалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиасопровождением;
– выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения.
Все указанные виды деятельности обеспечиваются расходными материалами.
Создание в образовательной организации информационнообразовательной среды,соответствующей требованиям ФГОС НОО
№ п/п | Нужные средства | Нужное количество средств/ имеющееся в наличии | Сроки создания условий в соответствии с требованиями ФГОС НОО |
I | Технические средства | ||
II | Программные инструменты | ||
III | Обеспечение технической, методической и организационной помощи | ||
IV | Отображение образовательной деятельности в информационной среде | ||
V | Компоненты на бумажных носителях | ||
VI | Компоненты на CD и DVD |
Технические средства: экран и мультимедийный проектор; принтер монохромный; принтер цветной; фотопринтер; цифровой фотоаппарат; цифровая камера; графический планшет; сканер; микрофон; музыкальная клавиатура; оборудование компьютерной сети; конструктор, разрешающий создавать компьютерно управляемые движущиеся модели с обратной связью; цифровые датчики с интерфейсом; устройство глобального позиционирования; цифровой микроскоп; доска со средствами, снабжающими обратную сообщение.
Программные инструменты: служебные инструменты и операционные системы; орфографический корректор для текстов на иностранном языках и русском; клавиатурный тренажёр для русского и зарубежного языков; текстовый процессор для работы с иноязычными текстами и русскими; инструмент планирования деятельности; графический редактор для обработки растровых изображений; графический редактор для обработки векторных изображений; музыкальный редактор; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука; ГИС; информации и редактор представления (линия времени); редактор генеалогических деревьев; цифровой биологический определитель; виртуальные лаборатории по учебным предметам; среды для дистанционного онлайн и офлайн сетевого сотрудничества; среда для интернетпубликаций; редактор интернетсайтов; редактор для совместного удалённого редактирования сообщений.
Обеспечение технической, методической и организационной помощи:разработка замыслов, дорожных карт; заключение контрактов; подготовка распорядительных документов соучредителя; подготовка локальных актов образовательной организации; подготовка программ формирования ИКТкомпетентности работников ОУ (личных программ для каждого работника).
Отображение образовательнойдеятельности в информационной среде:размещаются домашние задания (текстовая формулировка, фильм для анализа, географическая карта); результаты исполнения аттестационных работ обучающихся; творческие работы обучающихся и учителей; осуществляется сообщение преподавателей, администрации, своих родителей, органов управления; осуществляется методическая помощь преподавателей (интернетшкола, интернетИПК, мультимедиаколлекция).
Компоненты на бумажных носителях:книжки (органайзеры); рабочие тетради (тетрадитренажёры).
Компоненты на CD и DVD:электронные приложения к книжкам; электронные наглядные пособия; электронные тренажёры; электронные практикумы.
Образовательной организацией определяются сроки и необходимые меры по приведению информационнометодических условий реализации главной образовательной программы начального неспециализированного образования в соответствие с требованиями ФГОС НОО.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации главной образовательной программы начального неспециализированного образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательной деятельности к любой информации, которая связана с реализацией главной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательной деятельности и условиями его осуществления.
Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности включают:
параметры комплектности оснащения образовательной деятельности с учетом успехи целей и планируемых результатов освоения главной образовательной программы начального неспециализированного образования;
параметры качества обеспечения образовательной деятельности с учетом успехи целей и планируемых результатов освоения главной образовательной программы начального неспециализированного образования.
Образовательная организация должна быть обеспечена книжками и (либо) книжками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-материалами и методической литературой по всем учебным предметам главной образовательной программы начального неспециализированного образования на определенных соучредителем образовательной организации языках воспитания и обучения.
Образовательная организация обязана кроме этого иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), а также к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека образовательной организации должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного замысла, и иметь фонд дополнительной художественной и научно-популярной литературы, справочно-библиографические и издания, сопровождающие реализацию главной образовательной программы начального неспециализированного образования.
Обсуждались вопросы финансирования сферы культуры
Интересные записи:
- Определение понятий «культура речи», «речевая культура», «речевая культура народа», их соотношение и содержательное наполнение.
- Определение параметров автоколебаний по годографам
- Определение понятия «уровень жизни»
- Определение моментов инерции сложных сечений относительно главных центральных осей (задачи № 29, 30, 31)