Ольга федоровна лобазова 7 глава

В науке существует, по крайней мере, две полярные точки зрения на роль египетской культуры в мировом развитии. Одна из них содержится в том, что религия и культура Древнего Египта были очень замкнуты и имели лишь региональное значение. В подтверждение приводится тот довод, что культура Древнего Египта поглощала все внешние влияния, не перерабатывая их, а уничтожая в собственных недрах. Согласно данным, которыми располагает современная историческая наука, ни одно из завоеваний либо нашествий чужеземцев не смогло уничтожить целостность культуры Древнего Египта. Но и египетские верования не прижились ни в одной соседней стране — египетские жрецы просто не допускали чужестранцев к философии и тайнам культа. Вторая точка зрения на роль египетской религии и культуры пребывает в том, что эта культура оказала решающее влияние на развитие всего мирового процесса через создание особенной диаспоры уроженцев Израиля и Иудеи, каковые, покинув Египет и придя на отчизну, основали новую религию, ставшую базой христианства. Представляется неосуществимым поделить абсолютно ту либо иную точку зрения, каковые, как и все полярные мнения, отражают лишь одну сторону неприятности. Древний Египет был страной с сильными экономическими, политическими и культурными связями, довольно часто сам предпринимал завоевательные походы. Поэтому должны были развиваться контакты на уровне идеологии, которую в то время воображала религия. Самим своим происхождением религия Древнего Египта обязана соединению вер разных племен, населяющих равнину Нила, и потому не может быть расценена как полностью замкнутая.

Сообщение египетской религии с подобными представлениями вторых народов отлично просматривается в ее мифологии. Как мы знаем, что по всей территории Египта был распространен животный культ, причем в случае, если культы таких животных, как баран, были региональными, то кошки и культ ястреба был повсеместным. Возможно с достаточной степенью достоверности высказать предположение, что в условиях зернового земледелия, в то время, когда принципиально важно не только вырастить, но и сохранить урожай, борьба с прочими вредителями и грызунами полей носит очень актуальный темперамент. Природные ассистенты человека покупают выдающуюся роль в данной борьбе, становятся его любимцами. Первобытное же и старое сознание наделяет таких существ не просто хорошими, а сверхъестественными качествами. ястреб и Кошка, так, по преимуществу занимают почетное место в языческом пантеоне. К более позднему периоду возможно отнести появление культовых животных, посвященных конкретному всевышнему: солнечный бык Апис в Мемфисе, солнечный бык Мневис в Гелиополисе, баран Озириса в Мендесе, птица Бенну (душа Озириса). Как видим, животное не только посвящается какому-то всевышнему, но и имеет правильный адрес прописки. Из этого направляться, что все они были изначально чисто местными тотемами, после этого тотем купил антропоморфный вид, а после этого распространил собственный влияние и на другие территории.

В религиозных представлениях древних египтян все ‘божества разделялись по некоему ранжиру, исходя из степени их могущества, влияния, важности для людей. Первое место занимали солнечные всевышние, второе — всевышний почвы, третье — всевышний Нила, лишь на четвертом стоял всевышние неба, за ним следовали смерти и боги погребения и, наконец, всевышние — покровители города либо определенной местности. Везде признавались как ведущие божества всевышний солнца Ра, богиня луны Ах, богиня неба Нут, всевышний почвы Кеб, всевышний Нила Гапи.

Космогония древних египтян сказала, что до сотворения мира существовал Хаос — первичная вода. В этом Хаосе пребывал без времени всевышний Тум, что при помощи самооплодотворения произвел первую супружескую несколько — Шу (мужчину) и Тефнет (даму). Сейчас Нут и Кеб лежали, обнявшись, в первородной воде. Шу (воздушное пространство) разъединил их, пробравшись между ними, и разрешил возможность двигаться солнцу. Нут и Кеб произвели на свет Озириса (почвы Нила), Сета (пустыню), Изиду и Нефтис. Озирис стал первым фараоном, с этого началась история (как уверяет египетская мифология).

Интерес воображает миф о смерти и воскрешении Озириса. По данной легенде Озирис правил благополучным царством и богатым , пока коварный Сет обманом не заманил его в ловушку и не заключил в гроб. Сет спустил гроб с Озирисом в море, где он продолжительно плавал по волнам, пока не прибился у Библоса. Сейчас, пока гроб с Озирисом носило по волнам, Изида, супруга Озириса, родила сына Горуса и затем отправилась на поиски мужа. Она отыскала его и запрятала в укромном месте от бешенства Сета. Но Сет все же отыскал Озириса, убил его, а тело растерзал на куски. Изида собрала тело мужа по кусочкам, перевязала их и посредством чудесных средств оживила Озириса. Горус начал воевать против Сета, война была кровопролитной и продолжительной, она истощила обе стороны. Исходя из этого в движение конфликта вмешался Кеб, что положил финиш войне, поделив Египет между Горусом и Сетом. Горус взял плодородные почвы, а Сет — пустынные районы. Озирис же стал с того времени царем мертвых. Довольно часто его изображали в виде спеленутой мумии. Сет же изображался с головой тушканчика — естественного обитателя пустыни. В данной легенде имеется маленькая подробность, которая подтверждает тот факт, что все легенды и мифы отражают человеческие отношения. В то время, когда Изида собирала по частям тело Озириса, ей помогали в этом Горус (ее сын от Озириса) и Анубис (сын Нефтис, жены Сета, рожденный от Озириса). Так, к конфликту из-за имущества добавился конфликт из-за ревности и обиженной супружеской чести. Перечисленные выше божества пользовались общим поклонением, поскольку отражали в собственном образе самую большую силу, которой страшился человек в Старом Египте, — смерть, голод от засухи. Но ежедневной судьбой старого египтянина руководили другие божества. Среди бессчётного пантеона молено выделить пара всевышних, каковые были наделены функциями Контролёров и помощников в земной людской судьбе. Богиня Нейт была важна за пролагание тропинок. Рядом с ней находится всевышний Упуат, что прокладывает пути (изображался в образе шакала). Разумеется, что между путями и тропинками египтяне усматривали отличие. Тропинка вела от дома к дому, от селения к селению, и главным был не ужас заблудиться, а опасение нарушить богов владений и границы людей. Упуат же прокладывал пути в пустыне для караванов, критерии тут были совсем вторыми — отыскать Малейшую дорогу и не сбиться с нее. Всевышний Тот изображался в виде птицы ибиса либо мартышки павиана. Да и то, и второе существо считались египтянами примером сообразительности 8 диком животном мире. Всевышний Тот занимался интеллектуальной деятельностью — распределял время, считался изобретателем письма, науки, магии, был секретарем всевышних на [Суде Озириса над душами погибших. Близко к Тоту находится богиня Маат, заведующая мерой и верным счётом. Справедливо полагая, что контроль и правильный учёт ведет к улучшению порядка, египтяне сделали Маат и богиней правды и справедливости. Богиня Гатор, которую олицетворяет корова, оказывает помощь дамам при родах, определяет судьбу появившегося ребенка. Четко просматривается родство данной богини с греческой богиней Храбрец, которая кроме этого олицетворялась со священным животным коровой и была помощницей дам в родах. Всевышний Хонсу — чудодейственный доктор, изображавшийся в виде мумии. В этом, разумеется, отразились представления египтян о назначении и целях медицины — помогать человеку вступить в загробный мир. Всевышний Хнум был всевышним Нила в том месте, где находятся пороги, и изображался с бараньей головой. Вероятнее, данный тотемический образ связан с тем, что Нил, разливаясь, давал возможность снимать урожай каждые полгода, другими словами его возможно было применять многократно без ущерба. То же самое происходит с остриженным бараном — шерсть отрастает и опять дает человеку сырье для производства. очевидно пришлым в пантеоне всевышних есть всевышний Бес, изображавшийся в виде карлика с некрасивым лицом. Причем его изображения помещались на футлярах парфюмерных принадлежностей, потому, что и он сам, и парфюмерия пришли в Египет из Сомали и Эфиопии. Всевышний Бес считался покровителем дам (не из этого ли бесовская красота?).

Египтяне славились умением возводить постройки, и, само собой разумеется, храмы занимали среди них первое место. Устройство храмов было достаточно сложным. В центре помещалась маленькая часовня — чёрное помещение, где хранилось культовое изображение божества. Около часовни сооружался гипостиль — зал с колоннами, освещаемый из мелких окон под самой крышей. Гипостиль символизировал собой всю землю. Все это сооружение окружал широкий двор, ограниченный высокими стенками. Во двор возможно было пройти через движение, украшенный колоннами, что снаружи закрывали ворота с пилонами. У входа находились флагштоки, статуи, обелиски. Самый громадный сохранившийся храм в Египте посвящен Амону-Ра и находится в Карнаке. Само строение храма для собраний верующих не употреблялось — это было жилище всевышнего. В храме не жили жрецы, а хранились сокровища, подарки, летописи, материалы астрономических наблюдений и др. При храме, другими словами поблизости от него и под покровительством соответствующего всевышнего, создавались школы, библиотеки, мастерские, склады и т. п.

Всей работой по организации храмовой культовой и внекультовой судьбы занимались жрецы. Жречество в Старом Египте складывалось из профессионалов и добровольцев. Добровольцы помогали в религиозных торжественных церемониях, в то время, когда скапливалось довольно много народу либо требовались большие силы для исполнения всех обрядов. Специалисты делились на две попечителей: и группы чтецов. Попечители обслуживали храмовые культы, создавали культовые действия по желанию верующего. Чтецы занимались разработкой остальных областей и религиозной философии знания. Сначала влияние жрецов было ограниченным. Но в эру Нового царства могущество жрецов достигает таковой силы, что делается гибельным для страны, в интересах жречества происходят политические перевороты, смены семейств фараонов. Данный период истории Египта определяется как период воцарения теократии.

Такое положение стало причиной ослаблению и экономическому упадку политического могущества страны. Кроме того попытки возродить прежнее могущество Египта, предпринятые в эру 26-й династии, ни к чему не привели. В следствии Египет превратился в страну, которая не имела возможности противостоять иноземным вторжениям. Под ударами армии Александра Македонского и в следствии завоеваний Римской империи Египет совсем утратил самостоятельность. Старая религия еще долго сопротивлялась инородному влиянию, ушла в тайные общества. В итоге, ислам захватил ведущие позиции в этом государстве.

Жрецы, отстаивая собственный главенствующее положение, руководствовались собственными моральными и другими правилами. Для всего общества эти правила не могли быть предложены в качестве организующих. Вправду, общепринятая мораль была совсем второй. В то время, когда египтянин умирал, на стене его гробницы родственники помещали текст, в котором давался полный отчет божествам о поведении человека при жизни. Из аналогичных текстов вырисовывается следующая картина.

Самым главным преимуществом человека считалось проявление им дисциплины и социальной солидарности. Дело в том, что в определенные сезоны года (при разливе Нил) все обитатели Египта были обязаны принимать участие в общественных работах. Так как Нил не разбирал границ между участками, заливал улицы и дороги, сносил кое-какие строения, нарушал коммуникации. Дабы вернуть все это, организовывались общественные работы, в которых учавствовали все — кроме того у фараона была собственная функция (возносить молитвы всевышним и вести неспециализированный контроль). Уклонение от таких работ очень порицалось. Не смотря на то, что от работ возможно было откупиться, наняв вместо себя кого-нибудь, совокупность откупов рассматривалась как нежелательная с моральной точки зрения. Так вот, обращаясь к всевышним, в качестве дисциплины и подтверждения солидарности, которую показывал погибший при жизни, родственники говорили: Он ни разу не отказался выйти на общественные работы.

Следующим хорошим качеством считалась любовь к судьбе. Это весьма занимательный момент, поскольку жизнь была очень тяжела, насыщена не только непомерным трудом, но и разнообразные несправедливостью. Но египтяне думали, что в царстве мертвых отлично принимают лишь того человека, что не стонал и не ныл при жизни, а старался насладиться всеми ее эйфориями. Вторым моральным качеством, упоминаемым в погребальных надписях, есть почтение к старшим. Эта черта есть классической для архаичного сознания, сохраняется она, в том либо другом виде, до сих пор.

И наконец, обращаясь к потусторонним силам, родственники погибшего говорили о том, как их дорогой ушедший делал собственный служебный долг. Про госслужащих говорили, что они ни при каких обстоятельствах не брали взяток. Про судей — что они не поддавались давлению. Про более либо менее несложных служащих — что они ни при каких обстоятельствах не опаздывали на работу и не пропускали ее. Как видим, понятия о нравственности и морали у древних египтян были фактически направленными, снабжали интеграцию общества. Другое дело, как они выполнялись (так ли уж и не брали госслужащие взяток?), но это неприятность не только Древнего Египта.

Положение дамы в Египте было высоким. Гаремы были лишь у фараонов, в остальных слоях ‘общества существовала моногамия. Выйдя замуж, дама получала титул госпожа дома, которым ее именовали везде: при официальном обращении, в присутствии общества, наедине. Бездетность считалась громадным горем;

рождение же ребенка приносило даме упрочнение ее статуса. Такое положение дамы отозвалось (и в один момент определилось) в религии. Все божества делают собственные функции в паре, изображения божеств и фараонов кроме этого выполняются парными — вместе с женами.

В случае, если учитывать время существования царства фараонов, то поражает его стабильность — более трех тысячелетий. без сомнений, что такую устойчивость власти придала религия, по которой фараон считался живым всевышним, прямым наследником Озириса. Правление осуществлялось на базе прецедента и традиции, при помощи аппарата наследственных жрецов и чиновников. Египетская религия не исчерпывает общества и всю жизнь человека той эры, но она — ее опора и средоточие.

Религия в Старой Месопотамии

Приблизительно одновременно с этим, что и в Египте, с середины IV тысячелетия до н. э., в равнине между Евфратом и Тигром начинает развиваться цивилизация Старой Месопотамии, оказавшая огромное влияние на историю . Шумеры и аккадяне, населявшие эту почву, создали совокупность оросительного земледелия, изобрели письменность, начали строить города. Они передали своим преемникам — ассирийцам и вавилонянам, а через них — евреям и грекам наровне с техническими достижениями собственные представления о мире, юридические и нравственные нормы, религиозные мифы. Шумерские эпические сказания о Глобальном потопе, о сотворении приятели из глины, а дамы — из ребра приятели, все это — очевидные прототипы ветхозаветных сказаний.

В Шумере существовали продолжительное время свободные города-страны, среди которых выделялись Ниппур, Ур, Киш, Урук, Умма, Лагаш и Ларса. В старейший период власть в городах принадлежала жрецам храма, позже, позднее, чем в Египте, она перешла в руки царя. дворец и Храм являлись в один момент центром политической, экономической и духовной судьбы. Вождь-правитель значительно чаще и был первосвященником, высшим жрецом. Между шумерскими царями и египетскими фараонами существовало громадное различие: в случае, если фараон считался всевышним, то шумерский царь был человеком, взявшим власть из рук всевышних. Месопотамский храм-дворец разительно выделялся на фоне остальных построек, на его постройку уходили огромные затраты людской труда. Любой храм посвящался какому-то одному всевышнему. Всевышние, по мысли создателей храмов, жили на вершине зиккурата — ступенчатой башни.

Все жители принадлежали к определенному храму, подобно принадлежности к домашней общине. Они и назывались соответственно. Храм брал на себе заботу о сиротах, вдовах, убогих и нищих — неспособных к независимой судьбе. Храм делал административные функции: управление постройкой ирригационных каналов, сбор налогов, распоряжение и хранение излишками продуктов, торговля. Он делал и судебные функции, играя роль последней инстанции в споре между государством и горожанами. в течении III тысячелетия до н. э. шло обогащение дворца за счет храма, усиливалась и обожествлялась царская власть.

В соответствии с представлением шумеров, жизнь во Вселенной управлялась божественными законами. Известно более ста таких законов (Мэ), каковые определяют единственную действительность — Вселенную и все, что в ней заключено, вместе с общественными институтами и человеком. Мэ первоначально были дарованы всевышним воды Энки городу Эреду, но богиня Инанна познакомила с этими законами всех остальных людей. С того времени не было придумано ничего нового. Мироощущение древних шумеров определяется понятием о неизменности мира. Вселенная — совокупность неба и земли: над круглой и плоской почвой возвышается небесный купол огромных размеров. Законы Мэ определяли правила искусств и ремёсел, поведение человека, его смерть и жизнь, управление обществом, бытие божественных существ. В Месопотамии не было стабильных централизованных деспотий, национальные образования сменяли друг друга — Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия. Лишь временами отдельные правители достигали признанного могущества (Саргон Аккадский, Хаммурапи). Исходя из этого в Двуречье относительно легко уживались многие всевышние со жрецами и своими храмами. в течении продолжительных столетий шел процесс отмирания одних возвеличивания и божеств вторых, слияния и обработки мифологических сюжетов, трансформации вида всевышних, что вбирал в себя черты погибших божеств.

Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне. Главными божествами считались всевышний неба Ан и богиня почвы Ки, каковые породили могущественного Энлиля (всевышнего воздуха), Энки (сотворившего первых людей) и Эа (всевышнего воды). Тотемические следы прослеживаются слабо, практически все всевышние имеют антропоморфный вид, а семь основных всевышних отождествлялись с планетами. Своеобразие религии шумеров, а после этого и вавилонян, было в том, что их либо менее окончательном виде во II тысячелетии до н. э. На первое место в ней выдвигается всевышний Мардук.

Ни один образ в вавилонской мифологии не изменялся столь очень сильно, как образ Мардука. Сначала ему поклонялись как всевышнему солнца, что дает рожь, ячмень и пшеницу, заставляет произрастать зеленую траву и давать пищу для людей. Понемногу он купил дополнительные черты: он имеется всевышний мудрости, всевышний чистых заклинаний, разрушитель злых чар, мучитель демонов, целитель заболеваний. Основание царства Хаммурапи сделало Вавилон религиозным центром всего Двуречья, а вместе с тем и Мардук сделался владыкою всевышних. Упрочнениями жрецов были отодвинуты на второй план мифы о мироздании, в которых Мардук не фигурировал. Сейчас он делается устроителем мира, побеждая ужасного дракона Тиамат и из его тела образуя мир. За это, по легенде, он приобретает право решать участь людей и богов. Праздник весеннего равноденствия отмечался в Вавилоне в честь Мардука и символизировал паломничество всевышних в Вавилон. Так констатировалась централизация разных местных культов.

Наровне с Мардуком в вавилонской мифологии существовали и другие всевышние — Ниниб (отождествлялся с солнцем, которое проходит по преисподней и прогоняет ночь, выходя оттуда), Нергаль (всевышний жгучего солнечного жара, истребитель и губитель), Гибиль (всевышний огня во всяком его виде), Набу (всевышний неба, посланник всевышних, возвестник пророчеств и покровитель жрецов). Ниниб изображался в виде крылатого быка, а Нергаль — в виде крылатого льва, оба они были всевышними войны, но Нергаль — более жёстким и безжалостным всевышним истребительной битвы. Гибиль, как всевышний естественного огня, отождествлялся с молнией — самым ужасным природным огнем. Богиня Иштар имела своим знаком Вечернюю звезду (Венеру) и мыслилась как богиня-мать, богиня чувственной и сладострастной любви, которая возможно ожесточённой и смертоносной. самоё известное ее изображение воображает ее сидящей на леопарде, с колчаном, луком и стрелами, на голове у нее корона царицы, а над нею звезда.

Громадное развитие у вавилонян взяли верования в злых духов и демонов, приносящих болезни и несчастия. Злонамеренным действиям злых сил вавилоняне противопоставляли искусство и магию мантики. Их демонология, заклинания и магические обряды, астрология сильно повлияли на многие более поздние религии, включая христианскую. Это влияние ощущалось еще в средневековой Европе.

В отличие от Египта в Месопотамии религиозная совокупность не монополизировала абсолютно духовную жизнь. К примеру, тексты законов Хаммурапи убеждают, в том, что нормы права были фактически свободны от мотиваций и религиозных представлений. Эта совокупность оставляла место для поступков и взглядов, не связанных конкретно с религией. Таковой порядок вещей оказал собственный влияние на судьбу народов Восточного Средиземноморья, впредь до древних греков. Богоборческие мотивы явственно звучат в эпическом произведении о Гильгамеше, что пробует получить бессмертие, вступая в борьбу с неизвестным, с установлениями всевышних, пробуя отыскать счастье для всех людей.

Религия индской цивилизации

Лишь в двадцатом веке были взяты точные сведения о существовании еще более древней, чем Египетская и Шумерская, индской цивилизации. Она сложилась в равнине реки Инд и к середине III тысячелетия до н. э. достигла собственного расцвета. Ее главными центрами были Хараппу и Мохенджо-Даре. Индская цивилизация была самой большой по занимаемой территории из всех известных доклассических культур Ветхого Света.

В сакральной литературе Индии более поздних эр имеется упоминание об индской цивилизации. Из письменных монументов Месопотамии как мы знаем, что Шумер вел активную торговлю с Индом. На данный момент раскопаны остатки огромных зернохранилищ, ирригационных совокупностей, больших городов того периода. Но пока не отыскано ни одного дворца либо храма, созданных в ту эру. Ясно, что подобные сооружения непременно существовали, поскольку являлись центрами управления таковой большой территорией. Разумеется, культовые сооружения данной цивилизации были уничтожены более поздними ее покорителями. В начале III тысячелетия до н. э. города индской цивилизации были закинуты и скоро пришли в упадок. В священной книге индусов Ригведе обрисовано нашествие ведийских ариев на громадные окруженные стенками города на Инде и разрушение ариями этих городов. По археологическим находкам, имеющимся в распоряжении ученых на данный момент, сделано предположение, что в доарийской Индии верования были схожи с представлениями шумеров и египтян.

Тема 7. Религии хороших цивилизаций

Старого мира:

зороастризм, религии греков и римлян

• Зороастризм • Религия древних греков • Религия древних римлян

Зороастризм

Зороастризм заметно отличается по собственному характеру от религиозных совокупностей Месопотамии и Египта. Его основатель — древнеиранский пророк Зороастр (Заратустра), живший приблизительно в VIII—VII столетиях до н. э., другими словами в одно время с Буддой и чуть раньше Конфуция. Базы зороастризма зафиксированы в старейшей священной книге — Авесте. Исходя из этого религия древних персов еще носит название авестизм, а по национальной принадлежности именуется парсизмом.

Отличительные черты данной религии связаны с изюминками национальной психологии древних персов. Главным в их мышлении был рационализм. Характерными чертами религии древних персов являются: а) дуализм материалистического и идеалистического понимания мира; б) практическая направленность благочестия на поражение зла в нашем мире; в) сильнейшая роль обрядовых правил, но не жертв, содержание обрядов — этическое; г) приоритет страны, забота о консолидации нации, национализм.

Конкретно указанные черты разрешили Дарию сделать эту религию национальной — необходимой для всех подданных. Во времена этого великого завоевателя религия зороастризма уже была достаточно древней, но с успехом послужила делу создания огромной по территории сверхдержавы.

В соответствии с легенде, Заратустра (богатый верблюдами) происходил из западной части Ирана. Мало сведений о его семье, но как мы знаем, что его папа Пурушаспа (богатый лошадьми) был одним из сановников того времени, а сам Заратустра в свое время женился на племяннице министра. Эти подробности говорят о настоящей личности основателя религии, но в Авесте рассказывается и соответствующая легенда о рождении Заратустры. Его беременной матери во сне угрожали змеи и черти, но ей помог еще не рожденный сын, разогнавший силы мрака. Говорят, что сразу после рождения Заратустра захохотал, чем показал собственную необыкновенную сущность. В юные годы на него всегда покушался царь злых духов, но от них Заратустра спасается чудодейством (последствия более древних вер, основанных на магии). Став парней, он отказывается от волшебства и практически сразу после этого видит во сне призыв к пророчеству. Ангелы относят его на небо, где он приобретает всю мудрость от Ормузда — главного божества. Уже из биографии Заратустры видно, что складывалась эта религия как борьба жреческих направлений в учении волшебников. Повсеместное распространение зороастризм взял в связи с политическим возвышением тех областей Ирана, в которых он был исконной верой, и в связи с помощью царей, каковые усмотрели в данной религии самый желательный метод действия на веса.

Авеста делится на три части: Ясна, Яшт и Вендидат. Ясна — книга жертв — собрание гимнов и песнопений, исполняемых при жертвоприношениях. Яшт — книга песен — собрание гимнов, говорящих о Заратустре, о героях и богах древности. Вендидат — книга закона — правила очищения, этика и право. Дополняет и толкует эти писания собрание сказаний и мифов — Бундегеш.

В религии древних персов главным божеством был нематериальный всевышний Агура-Мазда (либо Ормазд, Ормузд). В начале мироздания он имел материальное тело, но сделал из него Вселенную и остался существовать лишь в духовной сущности. Его свойства — идеальное познание, умение различать точно добро и зло, обман и правду. Он складывается из трех начал — святости, справедливости и чистоты. Он сотворил мир, защищает благочестивых и всю природу. У Ормузда имеется семь бессмертных святых — благая идея, лучшая справедливость, желаемое царство, святое смирение, здоровье, бессмертие и совершенство, послушание. Они кроме этого не имеют материального вида. С их помощью Ормузд командует людьми и природой. Но в природе ему оказывают помощь особенные надзиратели — рату, каковые взяли полномочия от Ормузда и руководят категориями животных (начальником четвероногих, к примеру, есть заяц).

Вторыми всевышними Авесты являются всевышние Митра, Анагита, Фраваши и др. Митра — верность, клятва — смотрит за соблюдением верности, клятвы, благочестия, наказывает за нарушения. Он судья и бог света мертвых. Анагита — богиня плодородия и воды, сильная и могущественная, ценит поклонение мужчин (жрицы проституировали в ее славу). Фраваши — это духи-хранители каждого верующего.

Но могущество Ормузда изначально ограничено силами зла, каковые возглавляет Ариман. Борьба с ними происходит и решается в пользу хороша лишь при помощи людей. Ариман — князь злых, бедствия и дух муки. Ему подчиняются колдуньи, бесы, чудовища, каковые властвуют над людскими пороками. Обиталище демонов — подземный мир, обличье их многообразно, они смогут вселяться в любое существо. Но любимые объекты их воплощения на земле — внешние неприятели страны, исходя из этого борьба с соседями — не порабощение мирных людей, а уничтожение злых демонов, другими словами борьба за добро. Так как демоны поставили перед собой задачу — прийти ко власти над миром, начинают они с природы (устраивая стихийные бедствия), но основная их цель — люди. Болезни придумал Ариман — 9999 видов, включая нравственные. Его изобретением есть и смерть, причем он старается поразить ею не все люди, а лишь верных Ормузду — исходя из этого раньше и чаще умирают хорошие и храбрые люди.

Культ отправлялся жрецами, чья каста была открыта для доступа, взносы и дары наряду с этим не имели важного значения. Обряды, делаемые по религиозным предписаниям, были жёстки и печальны. Самый распространенным был культ огня, разумеется, более старый, чем учение Заратустры. Священный пламя поддерживался в домах и храмах, где зажигались особые душистые палочки с молитвами и заклинаниями. Угасание огня никак не было возможности допустить — это означало наступление сил мрака. Пламя, как священное существо, не должен был гореть рядом с погибшим, на время прощания с покойным пламя удаляли (уносили) из дома. Священными считались и другие элементы Вселенной — земля и вода. Обязанностью верующих считалось удаление из воды любого мертвого организма — такая вода была некое время оскверненной, ее не было возможности не только выпивать, но ею не было возможности пользоваться для других целей (полив, стирка и др.). Так же строго охранялась от падали почва. На поле, где были отысканы непогребенные и начавшие разлагаться останки животного, нельзя было вести полевые работы. Исходя из этого древние персы самым строжайшим образом смотрели за состоянием собственных земельных угодий и водоёмов.

Не считая очищения природы, существовали обычаи очищения человека. Старому персу предписывалось весьма шепетильно смотреть за чистотой собственных ногтей, волос, зубов, выполнять ритуальные ежедневные (либо чаще) омовения. Но делать из этого вывод о высоком состоянии гигиены и санитарии в древнеперсидском обществе не нужно, потому, что ритуальные омовения включали в себя, не считая мытья в воде, умывание бычьей мочой (как результат процедуры).

Ольга Ковитиди. 19.03.2018


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: