О методике прохождения и судейства этапа «форсирование реки по снежным мостам» («переправа через кунийок».)

Приложение №5

Первенство России среди юниоров по виду

«Спортивный туризм на комбинированной расстоянии» (поисково-спасательные работы и приключенческие гонки) «ЗАПОЛЯРНЫЙ МАРТ» 2012 года

О методике судейства и прохождения этапа «Форсирование реки по снежным мостам» («Переправа через Кунийок».)

Этап был в первый раз введен на ХIY-х соревнованиях «ЗМ» в 2007г. В 2008-10г. этап не был включен в связи с погодными условиями.

В 2007 и 2011г (ЗМ- Х1У и ЗМ- ХУ111) командам предлагалось перейти незамерзшую горную реку (ручей Кунийок, ширина 25 – 30 м ), по нескольким (на выбор) снежным мостам с явными промоинами меж ними (см. фото). Глубина реки в местах перехода 1 – 1,5 м.

Начальники команд были предотвращены:

— если они не уверены в успешном переходе (к примеру, к моменту прихода на этап команд – аутсайдеров, мосты смогут быть уже уничтожены в следствии прохождения прошлых команд), то:

— они смогут перейти в другом, более надёжном от промоин месте (сделав обход в 300 – 400 м, см. фото), делая наряду с этим те же приемы обеспечения безопасности;

— смогут отказаться от прохождения (сойти с дистанции).

Этап на двух соревнованиях был удачно закончен всеми участниками. ГСК собирается в 2012 г снова включить данный этап, исходя из этого предлагаем Вам кое-какие советы к его прохождению.

В прошлые годы большая часть отечественных команд, выступавших на соревнованиях «Туристское многоборье» (вид «лыжный туризм»), руководствовались в собственной подготовке пособием «УПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ и СУДЕЙ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГО И ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА (прохождение технических этапов)./Редакция 12. 02. 2000г, ТСС РФ/. Но, методика данного этапа («Переход реки по снежным мостам») в «Управлении» по большому счету отсутствовала, а имевшееся в том месте описание этапа «Перемещение по перилам по узкому льду» — не абсолютно соответствовалапредлагаемым условиям отечественной дистанции «ЗМ». Сейчас в Регламентах соревнований по дисциплине «расстояние» это положение сохраняется.

В условиях отечественного этапа:

Как и на «льду», первого участника необходимо:

— производить на двойной страховке: одна веревка занесена выше по течению (тут – не меньше 15м),

вторая – поперек течения (п. 2.2.1 ветхого «УПРАВЛЕНИЯ»);

— оба финиша закреплены конкретно в пояс «первого» (п.2.2.3);

— он идет без портфеля, на лыжах с расстегнутыми (расслабленными) креплениями, темляки палок сняты с рук (п.2.2.5 — 2.2.6);

— на каждой веревке – по 2 страхующих, они стоят без рюкзаков и лыж, в рукавицах, постоянно следят за «первым»» (п. 2.2.7);

— свободные финиши канатов ни к чему не пристегнуты (смогут быть «обнесены» опоры), на финишах смогут быть «узлы проводника» (п. 2.2.4);

Тут, фактически, нет никаких отличий от «ветхих» Управлений . Но, на ненадежном снежном мосту, остальные участники группы, оценив прохождение «первого» (второго, третьего…), быть может, захотят пойти вторыми вариантами пути.. Следовательно, постоянные перила тут не годятся. Более того, в полной мере быть может, что организовать туго выбитые перила по большому счету нереально, т.к. на берегах смогут отсутствовать подходящие опоры.

Следовательно, вправду действенной страховкой будет только приём и выпуск каждого участника с обеих берегов, как это делается при прохождении закрытых трещин на леднике.

В связи с повышенной опасностью прохождения (провал в реку), на любой финиш страховочных канатов необходимо также ставить по 2 человека, без рюкзаков и лыж.

Последний участник принимается так же, как первый. Разрешается перетаскивание портфелей «волоком», раздельно от участников.

Ясно, что участникам нужно будет снять лыжи (для работы на страховке), одеть их (для перехода) и опять снять для работы на страховке на другом берегу. При переходе каждого, должны быть выполнены те же приемы безопасности, что и у первого: крепления расслаблены, темляки палок сняты с рук.

Не допускается уход участников с этапа, пока команда полностью не завершит этап.

На «ЗМ» нет совокупности штрафных баллов. Неточности команды на этом этапе (технические): не так поднялся, не завязал, не одел, неправильно организовал, — наказываются по совокупности «Стоп! Неточность!».По данной команде участники должны срочно остановиться, выполнить конкретные указания судьи по ликвидации нарушения, и лишь затем продолжить работу. Может последовать второе нарушение, и судья опять прибегнет к той же мере.

Факт падения на этапе, а также провала в реку, никак не наказывается. Начальник команды сам определяет, как важны последствия провала участника в реку, учитывая еще двух – трех часовое нахождение на дистанции, температуру воздуха, и решает, направляться ли продолжать выступление команды.

Но, при достаточно важном «провале», судьи подключаются к спасработам и снимают команду. Это решение будет зависеть, в первую очередь, от температуры воздуха в сутки соревнований. Провалившийся участник, при необходимости, будет срочно, снегоходом спасателей, доставлен на базу «Куэльпорр». Команда обязана следовать за ним для оказания нужной помощи, обеспечения сухой одеждой и т.п.. Продолжать расстояние команде в неполным составе – не не запрещаеться!

Умышленное, упорное невыполнение указания судьи («Стоп! Неточность!»), отказ от выполнения какого именно – или приема, приведет к предстоящему выступлению команды «под протестом». Средствами связи обстановка срочно докладывается в ГСК, которое принимает ответ:

— оправдать поступок команды;

— наказать команду в форме исполнения в цирке перевала штрафных кругов (от 1 до 3-х);

— понизить команду в зачетном протоколе;

— остановить команду и снять с предстоящего прохождения.

Ответ ГСК обжалованию не подлежит.

Начальники команд должны обратить самое важное внимание на подготовку участников, а на протяжении выступления трезво расценивать обстановку, исходя из полной персональной ответственности за их здоровье. Возможности для какого именно — или предварительного ознакомления с условиями этапа на месте соревнований предоставлено не будет.

Э. Циперсон

Основной судья соревнований «Заполярный Март — 19»

УЩЕЛЬЕ РАМЗАЯ -ХИБИНЫ КОЛЬСКОГО П-ВА


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: